Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование арабоязычной философии в Дагестане

В результате завоевательных войн арабов и распространения ислама в XIII-XIV вв. и Дагестан оказался втянутым в орбиту их политического и культурного господства. Арабские завоевания в Дагестане и проникновение арабо-мусульманской культуры в Дагестан имели прогрессивное значение, поскольку они приобщали народы к относительно высокой в тех условиях культуре и открывали широкие возможности для обмена материальными и духовными ценностями с многочисленными народами огромной мусульманской империи. Хотя главной целью арабских завоевателей было утверждение ислама и через него своего господства, тем не менее, с исламом проникали и другие формы мусульманской культуры и, в частности, философские и естественнонаучные знания.

Процесс утверждения ислама в Дагестане был длительным, шел он постепенно с плоскости в горные районы и завершился в высокогорных районах лишь в XVI веке. Все это говорит о том, что только к началу XVII века в Дагестане сложились условия для широкого распространения арабо-мусульманских научных и философских традиций.

Основным центром распространения арабо-язычной культуры вначале был Дербент, который вскоре превратился в один из крупных мусульманских культурных центров. Здесь жили крупные ученые и писатели, имена которых были известны далеко за пределами Дагестана и Кавказа, во многих странах мусульманского Востока.

В целом культура этого периода носит отпечаток исторического перелома, связанного с переходом от раннего феодализма к его более развитым формам. Арабское вторжение привело к разрушению и изменению существовавших ранее экономических, политических и культурных связей. В начале рассматриваемого периода в Дагестане прежнее культурное наследие было разрушено, а новые культурные приобретения не успели получить широкого распространения. Однако постепенно усиливается усвоение культурных достижений народов ближнего и среднего Востока, причем дагестанцы не просто усваивали культуру других народов, но и сами начали создавать на арабском языке произведения, значение которых выходило за пределы горного края. Вскоре в Дагестане появляются первые труды местных авторов на арабском языке. О философских взглядах образованных людей Дагестана в XI веке дает представление трактат «Базилик истин и сад тонкостей». Его автор Абубекр Мухаммед бен Муса ал-Фарадж жил в Дербенте, много путешествовал по странам Востока, получил разностороннее образование, обладал глубокими знаниями, как в вопросах мусульманской догматики, так и в области философских основ суфийской этики.



В арабо-мусульманских богословских кругах и окружении халифов огромное значение в деле исламизации покоренных народов придавали распространению здесь арабского языка, письменности, духовных традиций, организации системы образования, формированию арабо-язычной среды, созданию опорных пунктов религиозного и культурного влияния. Арабский язык давал жаждущим образования людям возможность приобщиться ко всей культуре, которую накопили к этому времени мусульманские страны. Многие из образованных людей стремились приспособить арабскую грамоту для письменной передачи дагестанских языков. Именно их усилия привели к возникновению наряду с традиционной культурой арабо-язычной книжной культуры. В результате их усилий в XVII веке начинает возникать наряду с традиционной культурой и «книжная культура».

В развитии культурной жизни Дагестана с начала XVII века ведущее место принадлежало исламской цивилизации. Мировоззренческим влиянием ислама было охвачено все население. При большинстве сельских мечетей возникали начальные школы, в которых мальчиков обучали чтению текстов из Корана. Поскольку обучение велось на непонятном арабском языке, большинство учеников учились лишь читать, но не понимали смысла читаемого. Широкие народные массы не имели возможности пользоваться «книжной культурой», ибо книги были написаны на арабском языке, непонятном абсолютному большинству населения Дагестана.

В крупных феодальных центрах существовали медресе - духовные школы, в которых ученики – муталимы - учились не менее десяти лет. Лишь немногие из обучавшихся в медресе, те, кто не боялся нужды и лишений, в результате упорного труда, переходя от одного учителя к другому, а иногда покидая родину в поисках более глубоких знаний, получали подготовку не только по языку и богословию, но и по другим наукам.

В их числу относится Мухаммед Мусалав из аула Кудутли – выдающийся востоковед, основатель дагестанской науки, энциклопедически образованный ученый, который оставил труды по философии, логике, математике, астрономии. Он работал в Дагестане, Турции, Египте, Аравии, в крупнейших университетских центрах исламского мира, преподавал грамматику арабского языка. В формировании мировоззрения Мухаммеда аль-Кудуки значительную роль сыграл Салих Йеменский – один из зачинателей свободомыслия и рационализма в исламе.

Вернувшись в Дагестан, Мухаммед аль-Кудуки основал медресе и развернул многогранную деятельность по утверждению здесь культурных традиций ислама. Он самоотверженно боролся против схоластики и мракобесия, догматического подхода к положениям Корана, внушая своим ученикам придерживаться не столько буквы, сколько духа Корана, ее философии. Будучи рационалистом, он отвергал учение о божественном предопределении человеческой судьбы, считал, что человек свободен в выборе жизненного пути, он сам хозяин своих поступков.

Аль-Кудуки приложил много сил для утверждения в Дагестане шариатского судопроизводства, для доказательства превосходства шариата перед традиционными горскими адатами. Он подготовил плеяду талантливых ученых – богословов, таких как Мухаммед из Убри, Дауд из Усиша, Махад из Чоха и многих других.

Дамадан из Мегеба (1642-1716) был ученым–энциклопедистом, внесшим определенный вклад в различные отрасли естествознания: математику, физику, астрономию, медицину. Вместе с тем он разрабатывал философские вопросы познания, соотношения науки и религии. Его научная деятельность в основном проходила в крупных научных центрах мусульманского Востока - Багдаде, Дамаске, Мераге (Иран).

Зная основные восточные языки, Дамадан особое внимание уделял медицине и астрономии. Его справочный труд о лекарствах от различных болезней и способах их изготовления из растений, неорганических веществ и животных продуктов вобрал в себя все, что можно было прочесть относительно этого вопроса на арабском языке, и обобщил опыт дагестанской народной медицины. Этот справочник, известный в народе как «Дамадан», долго пользовался популярностью не только в Дагестане, но и за его пределами.

В астрономии мегебец пропагандировал труды Улугбека, перевел с персидского языка на арабский его «Астрономию», сам конструировал астрономические приборы, вел наблюдения за звездным небом, объяснял движения планет, предсказывал затмения Солнца и Луны.

В философии Дамадан был последователем Аристотеля, Ибн-Сины и Ибн Рушда, считая, что мир возник благодаря преобразующей энергии Бога, но после становления развивается на основе законов, обусловленных взаимодействием четырех материальных элементов: воды, огня, земли, воздуха, а они в свою очередь состоят из атомов. Он понимал мир как вечный процесс.

Дамадан увлекался также химией и алхимией. В период его деятельности химия в мусульманских странах во многом превратилась в алхимию. Хотя алхимия – псевдонаука, тем не менее, те, кто занимались алхимией, получали значительные практические результаты. В процессе поисков «философского камня», с помощью которого любой металл можно будет превратить в золото, было открыто много интересного, в том числе и ряд веществ. Исследования мегебца в этой области носили во многом практически-прикладной характер. Дагестанцы пользовались рецептами Дамалана для очистки металлов, окраски тканей, изготовления лаков.

Дамадан был убежден в способности человеческого разума познать тайны Вселенной. Он склонен думать, что разум всемогущ и может проникнуть во все тайны мироздания, в том числе и духовного мира. Дамадан поддерживал науку, ратовал за ее развитие, но вместе с тем признавал и религиозные истины. Отсюда его стремление к компромиссу между наукой и религией. Это было смелым шагом для того времени, когда религия безраздельно господствовала в духовной жизни.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.