|
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 205
СРЕДНИЕ ВЕКА
дит «одутловатым», как не без меткости замечал протопоп Аввакум. Насколько больше смысла, страсти, характерности, даже «реализма» было в условно написанных «ликах» у Феофана Грека!
Впрочем, и «мертвая вода» бывает нужна; было бы неверно отрицать важное значение Симона Ушакова, как и вообще русского искусства XVII века. Эта художественная эпоха, по-своему глубоко интересная, еще ждет своего исследователя. Она интересна не столько абсолютными ценностями, которыми богаче более ранние эпохи, сколько пестрой сложностью культурной жизни, где подспудно, окольно, подчас прихотливо пробивались зачатки нового.
Архитектуру XVII века, сравнительно с прежней, отличает чрезвычайная нарядность. Когда в середине XIX века некоторые архитекторы
Церковь Вознесения в Коломенском
Думная палата Теремного дворца в Московском Кремле
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
пытались возродить национальный, «чисто русский» стиль, то представления о нем они черпали главным образом из построек XVII столетия — их уцелело больше всего. Именно тут возникали затейливые формы, которые потом, уже с полной утратой чувства гармонии, перекочевали в «стиль рюсс»: все эти бочкообразные кровли, резные наличники окон, многоярусные кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и богатый растительный орнамент, который расстилался по стенам и сводам подобно ковру. Пышнее всего этот узорчатый стиль проявлялся в светских зданиях — дворцах и теремах; в деревянном Коломенском дворце царя Алексея Михайловича (он не сохранился, его вид известен по старым гравюрам), в кремлевском Теремном дворце. Можно видеть здесь признак обмирщения худо-
жественных вкусов и возобновление фольклорного сказочного начала в искусстве. Но вместе с тем есть какое-то ощущение измельченности и духоты. В этих низких сводчатых палатах с зарешеченными окошками, где веяло жаром от горячо натопленных изразцовых печей, где каждый предмет обстановки утомительно и дробно изукрашен, жилось душно — и в прямом и в переносном смысле. Тут было подходящее окружение для грузных, неповоротливых бояр с их бородами, длиннополыми кафтанами и высокими шапками. Недаром Петр I, загоревшись желанием обновить и очистить российский воздух, так ополчился на этот ленивый боярский быт, на толстые бороды, на тяжелую одежду и так полюбил опрятные голландские дома без лишних украшений. Едва ли не больше достоинства и чистоты стиля, чем в боярских
208 СРЕДНИЕ ВЕКА
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Собор Василия Блаженного в Москве. 1555—1561 гг.
Чудесный, улов. Деталь иконы «Воскресение — Сошествие во ад». 1680-е гг.
и царских хоромах XVII века, было в облике русских деревень. Несмотря на тягость и скудость крестьянской крепостной жизни, в народном быту сложились превосходные формы прикладного искусства. Необходимость в первую очередь считаться с насущными жизненными нуждами и потому сохранять строгую целесообразность подчас оказывается полезной для искусства. Фактор ограничения предохраняет от безвкусных решений, учит тому соответствию формы назначению, которое самые простые вещи делает прекрасными. В своих постройках крестьяне вынуждены были обходиться деревом и строить с минимальными затратами, и их деревянные шатровые церковки монументальны, предельно «правдивы» по выражению свойств материала,
210 СРЕДНИЕ ВЕКА
по наглядности конструкции. И обыкновенные бревенчатые русские избы далеко не лишены художественной выразительности: членения ясны и целесообразны, ничем не замаскированные круглые бревна, сложенные венцом, придавали постройке мягкую пластичность, искони свойственную русской архитектуре, двускатные кровли гармонировали с более высокими шатрами церквей. Общий силуэт деревни, где дома в старину не были вытянуты в одну линию, а располагались свободно, под различными углами друг к другу, отчасти напоминал силуэт елового леса. Избы часто украшались резьбой, у них тоже, как и у барских теремов, были затейливые резные наличники, но это делалось в меру и к месту, без перенасыщенности. На редкость хороши предметы крестьянского обихода — расписные прялки, скалки, сечки, дуги, фигурные ковши, вышитые полотенца. Крестьяне сами изготовляли эти предметы и сами же их потребляли, поэтому тут не могло быть никакого угождения чужим вкусам, никакой вычурности, — действовал верный, веками сложившийся инстинкт красоты. На каком-нибудь простом деревянном черпаке в виде птицы или коня, вырезанном никому не ведомым деревенским столяром, можно изучать главные и всеобщие законы прикладного искусства: выразительную целесообразность и цельность формы, единство формы и декора, умение обобщать. Предметов крестьянского искусства
XVII века и более раннего времени сохранилось немного, но изделия
XVIII и даже XIX века несут в себе, с различными перефразировками и обновлениями, древнюю основу — и в формах и в узорах. Сам быт русских крестьян менялся небыстро: в XIX столетии, как и в старину, мужик ходил за сохой, рубил избу, запрягал лошадь в телегу и сани, бабы зимними вечерами пряли и тка-
ли в избе, топившейся по-черному, при свете лучины, вставленной в железные светцы. И так же стояли лавки вдоль стен, так же висел на стене ковш для зачерпывания воды, так же ходили по воду с коромыслами и по грибы — с лубяными кузовками, и рубили сечкой капусту, и хранили свою «рухлядь» в ларях. Подобные простые вещи, вещи-работники, служившие и дедам и внукам, кристаллизовались в формах удобных и радостных. Они всегда напоминали о чем-то живом: на кровле избы красовался конек, светцы походили на стебли растения. Щедро украшались прялки: прялку почитали, она была символом домашнего благополучия, девушки пряли на посиделках, много протяжных русских песен было сложено под жужжание веретена. Прялки иногда сплошь покрывались узорной выемчатой резьбой, где почти непременно присутствовал мотив круга со спиралью — древний знак солнца, восходящий еще к искусству скифов-пахарей. На прялках он, вероятно, казался особенно уместным, напоминая и о вращающемся колесе. Интересно заметить, что народные мастера, на разные лады варьируя традиционные мотивы, не стремились приблизить их к натуре, которая их окружала: напротив, им хотелось украсить свой нехитрый быт чудесными и невиданными образами. В избе крестьянина постоянно гостили древние сказки. В резьбе «подзоров» — досок над окнами избы — появлялись русалки («берегини», или «фараонки», как их называли крестьяне), птицы-сирины, львы — иногда с «процветшим хвостом». Русские мастера никогда не видели львов, но тем охотнее их изображали; в их представлении лев был таким же фантастическим существом, как русалка. И если они изображали птиц, то это были не какие-нибудь привычные скворцы, а жар-птицы или павы, а если петухи — то особенные петухи с узорны-
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1658 г.
ми перьями и гребнями-коронами; если кони — то сказочные буйногри-вые кони, скакуны в колеснице солнца. Звери и мифические существа нигде не выглядят страшными, а только занятными и забавными. Трудно сказать почему, но русское искусство никогда не питало склонности к жестоким и устрашающим образам,
СРЕДНИЕ ВЕКА
которых так много в западном средневековье. В русской «тератологии» даже чудовища благодушны, а звери просто добры. Здесь надо сказать немного и о русской • скульптуре вообще. Круглая скульптура, как и в Византии, очень ограниченно применялась в убранстве церквей (православная церковь чуралась «идолов»), но русские мастера, жители лесной страны, испокон веков бывшие искусными резчиками по дереву, все же в большом количестве делали «плоскостную скульптуру», скульптуру-резьбу. Были и статуи — тоже ориентированные на плоскость. До наших дней сохранилась прекрасная деревянная статуя Параскевы-Пятницы XV века (из Костромской области) со строго задумчивым, грустным ликом настоящей русской женщины. Изготовлялось много резных крестов, резных обрамлений иконостасов, украшений кораблей, украшений домов, всякой утвари. Только неболь-
шая часть всего этого сохранилась; дерево нестойко, подвержено огню, если бы не этот его единственный недостаток, трудно представить себе более благородный и обаятельный материал для скульптуры. Оно послушно резцу, выглядит живым, теплым, обладает красивым природным рисунком волокон, который резчики очень часто сохраняли в своих композициях как декоративный элемент. И чисто утилитарные деревянные изделия обладают каким-то особым очарованием: недаром Суриков говорил, что русские дровни нужно воспеть, — действительно, и дровни, и дуги, и прялки, и ковши тоже ведь своего рода «скульптура», так выискана и органична их форма, так она отвечает и функции изделия и особенностям материала. К большому прискорбию, мы и до сего дня не умеем ценить свои же собственные национальные сокровища. Многим кажется, что искусство — там, где мрамор, позолоченные рамы,
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Фрагмент росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле. 17 в.
роскошные краски, и что место ему— в холодных залах музея. Между тем искусство вездесуще, и часто какой-нибудь скромный наличник или валек для белья более художественны, чем грузный и дорогостоящий монумент. Многие высокохудожественные произведения старой русской скульптуры и иконописи и посейчас свалены в груду где-нибудь на заброшенных чердаках или портятся в заколоченных церквах: их не берегут и обращаются с ними варварски. Не допускайте этого, когда столкнетесь с чем-либо подобным!
Но вернемся к XVII веку. Хотя крестьянское и «господское» искусство существенно различалось, все-таки стилевая общность между ними была несомненная. Так называемый нарышкинский стиль в церковной каменной архитектуре конца XVII века явно исходил от давних принципов народного деревянного зодчества: в основании квадрат, «четве-
рик», на который ставится меньший по объему «восьмерик». Мы видели, что уже в XVI веке, например в Коломенском храме, этот прием был перенесен на каменные постройки. Своеобразие нарышкинского стиля в том, что на квадратном основании возводится не один, а несколько постепенно уменьшающихся восьмериков. Церковь представляет стройную многоярусную башенку, увенчанную небольшой главой и покрытую сверху донизу нарядным декором, типичным для XVII столетия. Причем теперь в систему убранства вводятся и новые элементы — колонки, которые не имеют конструктивного значения, но красиво подчеркивают и скругляют грани восьмериков. Нарышкинские постройки очень изящны, хотя и в них чувствуется что-то чуть-чуть игрушечное, они слишком красуются. • Лучшие образцы нарышкинского стиля — церковь в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря. И в живописи вместе с тягой к повествованию, фабуле, к правдоподобию деталей сказывается вкус к изощренной дробности и разноцветности. Интерьеры ростовских и ярославских храмов покрыты цветистым ковром росписей, в которых чего только нет: множество фигурок, ландшафтов и павильонов, клубящихся облаков, диковинных зверей. Масса занимательных, наставительных и даже патетических историй развертывается перед посетителем церкви — если бы только он в состоянии был их рассмотреть. Но композиции запутаны и текучи, масштабы изображений малы сравнительно с масштабом здания, что сливается в общем впечатлении калейдоскопа. Иконы в более выигрышном положении: их можно разглядывать вблизи, пристально. Монументальная икона все больше вытесняется камерной иконой тщательного «мелкого письма»; это тип «строгановской» иконы, возникший еще в XVI веке и ставший особенно популярным .в XVII веке.
СРЕДНИЕ ВЕКА
А рядом появляется многое совсем непривычное: картины на холсте Василия Познанского, уже весьма напоминающие европейскую живопись, листы гравюр, напоминающие Дюрера, иллюстрированный букварь Кариона Истомина, миниатюры в европейском духе, скульптура барокко в Дубровицкой церкви, наконец, первые, еще неуклюжие портреты, называемые тогда «парсунами». Древнерусское искусство, подходя к своим последним рубежам, утрачивало былую монолитность стиля и эпическое величие. Нити оборванные и нити путеводные сплелись и затянулись в запутанный узел. Этот узел был смело и жестоко разрублен реформами петровского времени, откуда начинается уже другая, новая история русского искусства. Может показаться, что слишком велик разрыв между средневековой русской культурой и новой, что почти нет общего между иконописью и живописью XIX века, старым русским зодчеством и архитектурой
современных городов, между «Словом о полку Игореве» и «Войной и миром» Толстого. Но такое суждение будет слишком поспешным. На всех крутых поворотах истории русская культура, расставаясь со своим прошлым, сохраняла его в глубинах духа. Оно продолжало жить в народных характерах и народных песнях, в думах Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Блока, в исканиях Толстого и Достоевского, в исторических прозрениях Сурикова, в пейзажах Левитана, в симфониях Чайковского, в картинах Врубеля, Рериха, А. Васнецова, Петрова-Водкина. Если вслушаться и вглядеться в мелодии, интонации, краски, ритмы русских художников нового времени пристально, как всматриваются в воды глубокого озера, то где-то на дне почудятся зарево пожаров и звон колоколов, алый стяг Георгия и тихие взоры ангелов Рублева. И как бы потом ни углублялось и ни разливалось вширь озеро, это в нем всегда останется в глубине.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|