СКОЛЬКО ЖЕРТВ И СКОЛЬКО ДЕНЕГ?
После пожара насчитали 188 погибших и 469 раненых.
В ходе расследования, проведенного по горячим следам, выяснилось, что на фабрике работали далее 13-летние девочки. Минимальная зарплата, установленная законом в Бангкоке, в пересчете тогда составляла 5,10 евро в день, но даже эту мизерную сумму хозяева «Kader Toy Factory» ухитрились урезать до 2,5 евро. Порой служащим приходилось работать по девятнадцать часов. За каждый час переработки они получали дополнительно по 90 центов.
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ
Погибшие и на всю жизнь искалеченные работники «Kader Toy Factory» и «Zhili Toy Factory» — жертвы процесса глобализации. Хозяева таких фирм существуют за счет заказов международных концернов. Их интерес состоит в том, чтобы производить фирменные товары максимально дешево. Это повышает прибыль, снижает зарплату и сужает спектр мероприятий по безопасности на предприятиях. Собаки кусают последних. Последние — это люди, производящие все те сверкающие товары, что мы покупаем в магазинах.
Инвестиции концернов стекаются туда, где производство дешевле всего. В индустрии игрушек это проявляется особенно наглядно. За последние 20 лет имели, место грандиозные перемещения инвестиций с континента на континент. Еще 35 лет назад крупнейшим производителем игрушек были США. Затем, в 60-х, концерны США переместили свое производство в страны, которые называют «азиатскими тиграми», — Гонконг, Тайвань, Южную Корею.
РАЙ ДЛЯ КОНЦЕРНОВ
Когда же в этих странах начала понемногу расти заработная плата и стали формироваться профсоюзы, инвестиционный караван двинулся дальше — в Таиланд, Индонезию, Малайзию и на Филиппины.
Но в первую очередь — в Китай. Потому что для мультинацио- нальных концернов Китай —подлинный рай. Политическая обстановка там стабильна, профсоюзы запрещены, сборы в пользу властей минимальны, чиновники продажны, а стоимость жизни низка. Поэтому ничего удивительного, что примерно две трети всех игрушек в мире производится в Китае.
Вот уже несколько лет концерны инвестируют во Вьетнам. Условия там такие же, как и в Китае.
Рынок игрушек колоссален. Чем меньше детей рождается . в развитых индустриальных государствах, тем больше денег тратится на игрушки для них. В Германии это примерно 178 — 204 евро на человека в год (6).
УОЛТ ДИСНЕЙ
«Walt Disney Company» — один из гигантов в торговле игрушками и детскими грезами. Детом 1998 года концерн выпустил новый фильм под названием «Мулан», нацеленный на китайскую аудиторию. В этом рисованном мультфильме пересказывается известная китайская легенда о молодой женщине по имени Мулан, которая, переодевшись мужчиной, вступила в армию и одержала для Китая великую победу (7),
«Мулан» должна была подготовить концерну Диснея почву для завоевания китайского кинорынка.
Но сперва все пошло не по плану. Дело в том, что «Walt Disney Company» спонсировала также фильм «Семь дней в Тибете», в котором китайское правительство усмотрело критику своей экспансионистской политики в этой стране и который, естественно, не одобрило. Поэтому первоначально в Китае «Мулан» запретили к показу. Но «Walt Disney Company» не сдалась и путем переговоров добилась того, что с февраля 1999 года «Мулан» появился на экранах китайских кинотеатров.
МИККИ-МАУС В КИТАЕ
Свою деятельность в Китае «Walt Disney» ориентирует не только на местного потребителя, но и на производство своих известных персонажей — Микки-Мауса и Доиальда-Дака, и Бэмби, и Золушки, и всех остальных.
Правда, у Микки-Мауса в Китае появилось второе лицо. «Берегитесь диснеевских фабрик на задворках Южной Азии», — предупреждает группа критиков-потребителей «Honkong Christian Industrial Commitee»[5] и распространяет плакаты, на которых Микки-Маус снабжен острыми зубами, способными больно кусать.
В начале 2000 года Комитет опубликовал отчет об ужасных условиях на 12 китайских фабриках, выпускающих продукцию для «Walt Disney Company» (8).
МИККИ-МАУС ЗЛИТСЯ
Итак, в чем проблема? (9) Персонал заставили ежедневно работать по 18 часов без выходных, часто месяцами без перерыва, в условиях, нередко связанных с риском. Совсем молодые женщины, некоторым из которых не было и 16 лет, трудились за нищенскую зарплату — от 38 до 63 евро в месяц. Это гораздо ниже установленного законом минимума, если учитывать длительность рабочего дня. Для сравнения, Майкл Айснер, коммерческий директор «Walt Disney», зарабатывает 6,25 миллионов евро ежемесячно (10).
Большую часть сверхурочных вообще не выплачивали. Когда выплаты все лее производились, фирмы простаивали от одного до двух месяцев.
Работницы сообщали об отвратительной еде в столовой, о переполненных спальнях, в которых леило до 24 человек. К тому же действовала слолшая система замечаний и штрафов.
Несмотря на то, что в Китае это положено по закону, большинство работниц не получали от своих работодателей ни медицинской, ни социальной страховки.
О посещениях официальных инспекторов всегда было известно заранее, так что у фирм всегда бьью достаточно времени, чтобы привести все в соответствие с законом. Работниц заставляли подписывать фальшивые ведомости о зарплате, их заставляли заучивать «правильные» ответы на известные вопросы. Несовершеннолетних на время инспекции с фабрики удаляли,
НИКАКИХ СКАЗОК
Годом раньше «Honkong Christian Industrial Committee» опубликовал аналогичный доклад о нарушениях на четырех других китайских фабриках, также работающих на компанию «Disney» (И). Реакция концерна: он немедленно отозвал заказы с трех из четырех фирм и тем самым сохранил свою репутацию незапятнанной. Поскольку работы ие стало, работниц уволили.
В азиатских странах с низким уровнем оплаты труда игрушки порой изготоиля- ют рабочие, которым самим опору п игрушки играть.,,
Для того чтобы воспрепятствовать компании просто менять фирмы-производители и оставлять без работы леертвы нарушений трудового законодательства, в новом докладе в начале 2001 года вспомогательная организация опубликовала черный список недобросовестных фирм (12).
От американского концерна требуют начать, наконец, применять на практике тот кодекс поведения («Codes of Conduct»), которые он сам для себя установил, а также заботиться о том, чтобы фирмы-изготовители соблюдали существующие правила и нормы. «Дисней» должен разъяснить рабочим их права и привлекать их к контролю за условиями труда. Таковы требования.
Реакция «Walt Disney» на упреки: отмалчиваться, все отрицать, пытаться все замять. Испытанный рецепт.
И «Honkong Christian Industial Committee» делает горький вывод: «»Дисней» — вовсе не отдельный частный случай, а типичный пример того, что сейчас творится повсюду в мире» (13). И дальше: «Без участия рабочих в контроле, «Codes of Conduct», принятые фирмами, останутся не более чем пропагандой».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|