Сделай Сам Свою Работу на 5

Тесты к Философия науки и естествознания





1. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к уровню научного познания:

а) математическому; б) динамическому; в) виртуальному; г) теоретическому; д) мистическому; е) мифологическому; ж) метафизическому; з) рациональному.

 

2. Теоремы великого математика и логика ХХ в. Курта Гёделя позволяют утверждать, что:

а) познание истины абсолютно; б) никакая система понятий не может быть полной; в) никакая система не допускает дополнений; г) полная система непротиворечива; д) система аксиом не может быть противоречивой.

 

3. В структуре научного познания гипотеза характеризует:

а) этап мысленного эксперимента; б) итог эмпирического обобщения; в) начальный этап теоретического познания; г) итог аксиоматического метода; д) окончание эксперимента.

 

4. Принцип фальсификации (фальсифицируемости) Карла Поппера, означает:

а) утверждение об абсолютной непознаваемости мира; б) признание абсолютности научного знания; в) условие опровержимости относительного и абсолютного знания; г) утверждение о фальсифицируемости научного знания; д) опровержение фальсифицируемости научных знаний.



 

5. Критерий научности, требующий проводить проверку полученных знаний, называется критерием:

а) системности; б) рациональности; в) верифицируемости; г) фальсификации (фальсифицируемости) (по Попперу); д) полноты систем (по Гёделю); е) дополнительности (по Бору).

 

6. Научное знание формируется, в основном, на базе (с помощью):

а) интуиции; б) информации; в) умений; г) опыта; д) теорий; е) гипотез.

 

7. Расположите термины, которые употребляются при описании научного метода, в том порядке (в чередовании), в котором они используются (применяются) при решении определенной научной задачи:

а) закон природы (математическое описание результата); б) экспериментальный результат; в) теория; г) эксперимент; д) гипотеза.

 

8. Какова главная функция науки?

а) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; б) генерирование мировоззрения; в) занятие наукой – это способ существования научной интеллигенции; г) создание философского камня; д) практическое преобразование окружающего мира.



 

9. Теоретические научные методы (следует выбрать несколько ответов) это:

а) анализ; б) описание; в) индукция; г) дедукция; д) абстракция; е) эксперимент; ж) наблюдение; з) измерение; и) синтез.

 

10. Эмпирические научные методы (следует выбрать несколько ответов) это:

а) эксперимент; б) индукция; в) измерение; г) описание; д) анализ; е) синтез; ж) наблюдение; з) дедукция; и) абстракция

 

11. Что такое гипотеза?

а) выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо; б) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в) высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности; г) определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения

 

12. При предметном моделировании в качестве модели используется:

а) алгоритм (программа); б) воображаемые модели; в) схемы, чертежи, графики; г) предметы, воспроизводящие определенные физические и функциональные характеристики объекта исследования.

 

13. Результат последней современной глобальной естественнонаучной революции можно характеризовать как:

а) синтез общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию наподобие уже создаваемой в наше время единой теории всех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного; б) принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной. Метагалактика, т.е. вся наша астрономическая наблюдаемая Вселенная как целое, стала описываться однородной и изотропной безграничной релятивистской космологической моделью; в) переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму, т.е. к учению о множественности звездных миров; г) переход от частного учения о непосредственно наблюдаемой солнечной планетной системе к общему учению о потенциально бесконечном иерархическом звездном мире, с действующим в нем законом всемирного тяготения Ньютона; д) создание последовательного учения о геоцентрической системе мира.



 

14. Наука может быть определена как (возможно несколько ответов):

а) форма общественного сознания; б) сакральное знание; в) сфера человеческой деятельности; г) сфера деятельности некоммерческих организаций; д) система социальных институтов; система академических институтов.

 

15. Основной результат выполненной функции науки, это:

а) объяснение явлений; б) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; в) сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира; г) проверка наблюдений экспериментальным путём.

 

16. Принцип верификации формулируется как…

а) теоретическая проверка; б) экспериментальная проверка; в) проверка, в основе которой лежит логика доказательства; г) математическая проверка.

 

17. Что из перечисленного не является общенаучными методами?

а) моделирование; б) адсорбция; в) деструкция; г) аналогия; д) интродукция.

 

18. Коренная ломка господствующих представлений о природе происходит в ходе:

а) научной революции; б) смены одного поколения ученых другим; в) появления новых методов исследования; г) работы международных научных конференций.

 

19. Основатель науки кибернетики, американский математик Норберт Винер как-то сказал: “Знание законов биржи разрушает биржу”. О чем может свидетельствовать такое высказывание?

а) о неправильной организации работы биржи; б) её плохой работе; в) субъективности гуманитарного знания; г) гуманитарное познание может изменять мир; д) точное познание законов биржи естествознанию недоступно.

 

20. Математик, физик и философ науки француз Анри Пуанкаре развивая методологию науки, полагал что “в науке интерес представляют лишь исключения”. Что это может означать?

а) ученые акцентируют свое любопытство на парадоксальных фактах; б) исключения становятся фундаментом новых гипотез; в) будучи необычными людьми, ученые ценят все новое; г) исключения расширяют пространство познавательных возможностей человека и науки.

 

21. Установите соответствие между левой и правой колонками для терминов из научной лексики:

а) индукция; д) введение;
б) дедукция; е) погружение (под);
в) субдукция; ж) наведение (через влияние, на что, посредством чего);
г) интродукция; з) выведение (из чего).

 

22. Задача фундаментальных наук:

а) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления; б) применение научных результатов для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем; в) разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.; г) общее и специальное высшее образование.

 

23. Критерием научности знания является:

а) наличие экспериментального метода исследования; б) практичность; в) достоверность; г) математичность; д) объективность; е) субъективность.

 

24. Критерием научности знания является:

а) наличие цели научного познания; б) практичность; в) достоверность; г) объективность; д) трансцендентность; е) метафизичность.

 

25. Набор систематизированных фактов объективной действительности представляет собой:

а) эзотерические знания; б) практические знания; в) фактологические знания; г) фундаментальные знания; д) технико-прикладные знания; е) практически-прикладные знания.

 

26. Теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности, представляют собой:

а) эзотерические знания; б) практические знания; в) фактологические знания; г) фундаментальные знания; д) технико-прикладные знания; е) практически-прикладные знания.

 

27. Установите соответствие между функцией науки и её сутью:

а) описательная; б) объяснительная; в) мировоззренческая; г) прогностическая;   д) выявление существенных свойств действительности; е) предсказание новых открытий; ж) изложение сущности изучаемого объекта; з) внесение полученных знаний в существующую картину мира.

28. Установите соответствие между правой и левой колонками:

а) диалектический метод; б) метафизический метод; в) познание явлений действительности в их развитии и взаимосвязи; г) познание явлений действительности в застывшем, неизменном состоянии, изолированно друг от друга.

 

29. Общенаучный метод эмпирического познания эксперимент – это метод познания, при помощи которого:

а) явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях; б) свойства объектов, явлений непосредственно воспринимаются органами чувств; в) проводятся мысленные эксперименты с помощью абстракций; г) определяются количественные значения свойств объектов, явлений.

 

30. Общенаучный метод эмпирического познания измерение – это метод познания, при помощи которого:

а) явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях; б) проводятся мысленные эксперименты с помощью абстракций; в) свойства объектов, явлений воспринимаются органами чувств; г) определяются количественные значения свойств объектов, явлений с помощью специальных технических устройств.

 

31. Установите соответствие между типом научного знания (1 – гуманитарные науки, 2 – естественные науки, 3 – математические науки) и оцениваемыми его критериями:

а) методологию науки составляют экспериментальные методы; б) объект исследования скорее идеальный, чем материальный; в) объект исследования мыслимый и не базируется на опыте.

 

32. Установите соответствие между характерными этапами науки (1 – механицизм, 2 – гуманизм, 3 – теологизм, 4 – космоцентризм) и историческими периодами развития общества:

а) Возрождение; б) Новое время; в) Средние века; г) Античность.

 

33. Общенаучный метод теоретического познания абстрагирование – это метод познания, в процессе которого происходит:

а) изучение явлений действительности с помощью специальных символов; б) восхождение от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к мысленным абстрактным представлениям о них; в) мысленное выделение только одного важного для данной теории свойства; г) изучение явлений действительности с помощью моделей.

 

34.Ненаучными абстракциями оказались:

а) материальная точка; б) электрическая жидкость, теплород, флогистон; в) идеальный газ; г) абсолютно твердое тело.

 

35. Общенаучный метод теоретического познания идеализация – это метод познания, в процессе которого происходит:

а) изучение явлений действительности с помощью специальных символов; б) разделение объекта (мысленное или реальное) на части; в) мысленное выделение одного важного для данной теории свойства в результате чего возникает объект, обладающий только этим свойством; г) изучение явлений действительности с помощью моделей.

 

36. Общенаучный метод теоретического познания формализация – это:

а) использование идеализиций; б) использование научных абстракций; в) проведение мысленных экспериментов; г) использование специальных символов для изучения реальных объектов.

 

37. Использование карт, схем, чертежей – это пример применения в исследовании метода научного познания:

а) моделирования; б) анализа; в) идеализации; г) моделирования; д) аналогия.

 

38. Использование символов химических элементов – это пример применения в исследовании метода научного познания:

а) индукции; б) моделирования; в) дедукции; г) формализации; д) аналогии.

 

39. Общенаучный метод теоретического познания индукция– это метод познания, суть которого есть:

а) проведение мысленных экспериментов; б) получение частных выводов на основе знания общих положений движение мышления от частного, единичного к общему; в) движение мышления от общего к частному.

 

40. Общенаучный метод теоретического познания дедукция– это метод познания, суть которого есть:

а) движение мышления от частного, единичного к общему; б) проведение мысленных экспериментов; в) получение частных выводов на основе знания общих положений; г) получение общего вывода на основе частных посылок.

 

41. Общенаучный метод познания анализ – это метод познания, суть которого есть:

а)движение мышления от общего к частному; б) разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения; в) проведение мысленных экспериментов; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.

 

42. Общенаучный метод познания синтез – это метод познания, суть которого есть:

а) проведение мысленных экспериментов; б) разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения; в) движение мышления от общего к частному; г) соединение различных признаков объекта в единое целое, без чего невозможно познание этого предмета.

 

43. Общенаучный метод познания аналогия – это метод познания, при котором происходит:

а) перенос знания с изученного объекта на другой объект, менее изученный; б) изучение объектов посредством их моделей; в) проведение мысленного эксперимента; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.

 

44. Общенаучный метод познания моделирование – это метод познания, при котором происходит:

а) перенос знания с изученного объекта на другой объект, менее изученный;

б) изучение объектов посредством их моделей; в) проведение мысленного эксперимента; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.

 

45. При мысленном моделировании в качестве модели используются:

а) мысленно-наглядные представления в форме воображаемых моделей; б) формулы, схемы; в) алгоритм; г) чертежи, графики.

 

46. При символическом моделировании в качестве модели используются:

а) алгоритм (программа); б) воображаемые модели; в) схемы, чертежи, графики; г) предметы, воспроизводящие определенные физические и функциональные характеристики объекта исследования.

 

47. Установите соответствие научного метода и его определения (левой и правой таблицами):

а) синтез; г) изучение объекта путем создания и изучения его образца (копии);
б) моделирование; д) процедура соединения выделенных частей объекта изучения или явления в единое целое;
в) формализация; е) построение абстрактных математических моделей (конструкций), передающих сущность изучаемых процессов действительности.

 

48. Установите соответствие между методом познания и его определением (левой и правой таблицами):

а) измерение; г) метод познания, позволяющий выделять и устанавливать совпадающие свойства и признаки объектов;
б) обобщение; д) определение количественных характеристик изучаемого объекта, явления или процесса с помощью технических средств;
в) индукция; е) способ размышления, позволяющий получить общий вывод на основе частных посылок.

 

49. Установите соответствие между методом научного познания и его определением (левой и правой таблицами):

а) обобщение; д) метод целенаправленного изучения объектов и явлений, основанный на чувственных способностях человека;
б) аналогия; е) метод познания, при котором отмеченное сходство и совпадение некоторых признаков у сравниваемых объектов, позволяет предположить их сходство и в других признаках;
в) наблюдение; ж) метод познания, позволяющий выделять и устанавливать совпадающие свойства и признаки объектов;
г) эксперимент; з) подготовленное, целенаправленное, контролируемое воздействие познающего субъекта на изучаемый объект.

 

50. В гуманитарных науках, в отличие от естественных наук…

а) истины принимаются без доказательств; б) личная позиция ученого имеет решающее значение; в) преобладают количественные оценки; г) решающее значение отводится диалектической логике.

 

51. Естественные науки (естествознание) характеризуются…

а) идеологической подчиненностью; б) трудностью экспериментов; в) идеологическим нейтралитетом; г) упором на качественную оценку исследуемых явлений и процессов; д) принципом необратимости.

 

52. Естествознание отличает от гуманитарных наук…

а) использование математики в качестве основного инструмента познания; б) эмпирическая (экспериментальная) проверка (подтверждение) результатов исследования; в) строгость и логичность научного языка; г) историчность.

 

53. Стиль мышления в науке, со времен Бэкона, Декарта, Галилея и Ньютона, характеризуется опорой на опыт (эксперимент) и господством…

а) логики; б) индуктивного и дедуктивного методов; в) господством аналитического подхода, направляющего ум, мысль на поиск простейших первоэлементов реальности; г) господством математических методов поиска истины.

 

54. Концепция редукционизма в науке означает…

а) дифференциацию наук на отрасли (дисциплины); б) дробление объектов, тел на субэлементы; в) аналитический подход, направляющий мышление на выявление простейших элементов (единиц) бытия; г) аналитический подход, способствующий расчленению научных методов по уровням познания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.