Тесты к Философия науки и естествознания
1. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к уровню научного познания:
а) математическому; б) динамическому; в) виртуальному; г) теоретическому; д) мистическому; е) мифологическому; ж) метафизическому; з) рациональному.
2. Теоремы великого математика и логика ХХ в. Курта Гёделя позволяют утверждать, что:
а) познание истины абсолютно; б) никакая система понятий не может быть полной; в) никакая система не допускает дополнений; г) полная система непротиворечива; д) система аксиом не может быть противоречивой.
3. В структуре научного познания гипотеза характеризует:
а) этап мысленного эксперимента; б) итог эмпирического обобщения; в) начальный этап теоретического познания; г) итог аксиоматического метода; д) окончание эксперимента.
4. Принцип фальсификации (фальсифицируемости) Карла Поппера, означает:
а) утверждение об абсолютной непознаваемости мира; б) признание абсолютности научного знания; в) условие опровержимости относительного и абсолютного знания; г) утверждение о фальсифицируемости научного знания; д) опровержение фальсифицируемости научных знаний.
5. Критерий научности, требующий проводить проверку полученных знаний, называется критерием:
а) системности; б) рациональности; в) верифицируемости; г) фальсификации (фальсифицируемости) (по Попперу); д) полноты систем (по Гёделю); е) дополнительности (по Бору).
6. Научное знание формируется, в основном, на базе (с помощью):
а) интуиции; б) информации; в) умений; г) опыта; д) теорий; е) гипотез.
7. Расположите термины, которые употребляются при описании научного метода, в том порядке (в чередовании), в котором они используются (применяются) при решении определенной научной задачи:
а) закон природы (математическое описание результата); б) экспериментальный результат; в) теория; г) эксперимент; д) гипотеза.
8. Какова главная функция науки?
а) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; б) генерирование мировоззрения; в) занятие наукой – это способ существования научной интеллигенции; г) создание философского камня; д) практическое преобразование окружающего мира.
9. Теоретические научные методы (следует выбрать несколько ответов) это:
а) анализ; б) описание; в) индукция; г) дедукция; д) абстракция; е) эксперимент; ж) наблюдение; з) измерение; и) синтез.
10. Эмпирические научные методы (следует выбрать несколько ответов) это:
а) эксперимент; б) индукция; в) измерение; г) описание; д) анализ; е) синтез; ж) наблюдение; з) дедукция; и) абстракция
11. Что такое гипотеза?
а) выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо; б) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в) высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности; г) определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения
12. При предметном моделировании в качестве модели используется:
а) алгоритм (программа); б) воображаемые модели; в) схемы, чертежи, графики; г) предметы, воспроизводящие определенные физические и функциональные характеристики объекта исследования.
13. Результат последней современной глобальной естественнонаучной революции можно характеризовать как:
а) синтез общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию наподобие уже создаваемой в наше время единой теории всех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного; б) принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной. Метагалактика, т.е. вся наша астрономическая наблюдаемая Вселенная как целое, стала описываться однородной и изотропной безграничной релятивистской космологической моделью; в) переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму, т.е. к учению о множественности звездных миров; г) переход от частного учения о непосредственно наблюдаемой солнечной планетной системе к общему учению о потенциально бесконечном иерархическом звездном мире, с действующим в нем законом всемирного тяготения Ньютона; д) создание последовательного учения о геоцентрической системе мира.
14. Наука может быть определена как (возможно несколько ответов):
а) форма общественного сознания; б) сакральное знание; в) сфера человеческой деятельности; г) сфера деятельности некоммерческих организаций; д) система социальных институтов; система академических институтов.
15. Основной результат выполненной функции науки, это:
а) объяснение явлений; б) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; в) сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира; г) проверка наблюдений экспериментальным путём.
16. Принцип верификации формулируется как…
а) теоретическая проверка; б) экспериментальная проверка; в) проверка, в основе которой лежит логика доказательства; г) математическая проверка.
17. Что из перечисленного не является общенаучными методами?
а) моделирование; б) адсорбция; в) деструкция; г) аналогия; д) интродукция.
18. Коренная ломка господствующих представлений о природе происходит в ходе:
а) научной революции; б) смены одного поколения ученых другим; в) появления новых методов исследования; г) работы международных научных конференций.
19. Основатель науки кибернетики, американский математик Норберт Винер как-то сказал: “Знание законов биржи разрушает биржу”. О чем может свидетельствовать такое высказывание?
а) о неправильной организации работы биржи; б) её плохой работе; в) субъективности гуманитарного знания; г) гуманитарное познание может изменять мир; д) точное познание законов биржи естествознанию недоступно.
20. Математик, физик и философ науки француз Анри Пуанкаре развивая методологию науки, полагал что “в науке интерес представляют лишь исключения”. Что это может означать?
а) ученые акцентируют свое любопытство на парадоксальных фактах; б) исключения становятся фундаментом новых гипотез; в) будучи необычными людьми, ученые ценят все новое; г) исключения расширяют пространство познавательных возможностей человека и науки.
21. Установите соответствие между левой и правой колонками для терминов из научной лексики:
а) индукция;
| д) введение;
| б) дедукция;
| е) погружение (под);
| в) субдукция;
| ж) наведение (через влияние, на что, посредством чего);
| г) интродукция;
| з) выведение (из чего).
|
22. Задача фундаментальных наук:
а) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления; б) применение научных результатов для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем; в) разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.; г) общее и специальное высшее образование.
23. Критерием научности знания является:
а) наличие экспериментального метода исследования; б) практичность; в) достоверность; г) математичность; д) объективность; е) субъективность.
24. Критерием научности знания является:
а) наличие цели научного познания; б) практичность; в) достоверность; г) объективность; д) трансцендентность; е) метафизичность.
25. Набор систематизированных фактов объективной действительности представляет собой:
а) эзотерические знания; б) практические знания; в) фактологические знания; г) фундаментальные знания; д) технико-прикладные знания; е) практически-прикладные знания.
26. Теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности, представляют собой:
а) эзотерические знания; б) практические знания; в) фактологические знания; г) фундаментальные знания; д) технико-прикладные знания; е) практически-прикладные знания.
27. Установите соответствие между функцией науки и её сутью:
а) описательная;
б) объяснительная;
в) мировоззренческая;
г) прогностическая;
| д) выявление существенных свойств действительности;
е) предсказание новых открытий;
ж) изложение сущности изучаемого объекта;
з) внесение полученных знаний в существующую картину мира.
| 28. Установите соответствие между правой и левой колонками:
а) диалектический метод;
б) метафизический метод;
| в) познание явлений действительности в их развитии и взаимосвязи;
г) познание явлений действительности в застывшем, неизменном состоянии, изолированно друг от друга.
|
29. Общенаучный метод эмпирического познания эксперимент – это метод познания, при помощи которого:
а) явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях; б) свойства объектов, явлений непосредственно воспринимаются органами чувств; в) проводятся мысленные эксперименты с помощью абстракций; г) определяются количественные значения свойств объектов, явлений.
30. Общенаучный метод эмпирического познания измерение – это метод познания, при помощи которого:
а) явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях; б) проводятся мысленные эксперименты с помощью абстракций; в) свойства объектов, явлений воспринимаются органами чувств; г) определяются количественные значения свойств объектов, явлений с помощью специальных технических устройств.
31. Установите соответствие между типом научного знания (1 – гуманитарные науки, 2 – естественные науки, 3 – математические науки) и оцениваемыми его критериями:
а) методологию науки составляют экспериментальные методы; б) объект исследования скорее идеальный, чем материальный; в) объект исследования мыслимый и не базируется на опыте.
32. Установите соответствие между характерными этапами науки (1 – механицизм, 2 – гуманизм, 3 – теологизм, 4 – космоцентризм) и историческими периодами развития общества:
а) Возрождение; б) Новое время; в) Средние века; г) Античность.
33. Общенаучный метод теоретического познания абстрагирование – это метод познания, в процессе которого происходит:
а) изучение явлений действительности с помощью специальных символов; б) восхождение от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к мысленным абстрактным представлениям о них; в) мысленное выделение только одного важного для данной теории свойства; г) изучение явлений действительности с помощью моделей.
34.Ненаучными абстракциями оказались:
а) материальная точка; б) электрическая жидкость, теплород, флогистон; в) идеальный газ; г) абсолютно твердое тело.
35. Общенаучный метод теоретического познания идеализация – это метод познания, в процессе которого происходит:
а) изучение явлений действительности с помощью специальных символов; б) разделение объекта (мысленное или реальное) на части; в) мысленное выделение одного важного для данной теории свойства в результате чего возникает объект, обладающий только этим свойством; г) изучение явлений действительности с помощью моделей.
36. Общенаучный метод теоретического познания формализация – это:
а) использование идеализиций; б) использование научных абстракций; в) проведение мысленных экспериментов; г) использование специальных символов для изучения реальных объектов.
37. Использование карт, схем, чертежей – это пример применения в исследовании метода научного познания:
а) моделирования; б) анализа; в) идеализации; г) моделирования; д) аналогия.
38. Использование символов химических элементов – это пример применения в исследовании метода научного познания:
а) индукции; б) моделирования; в) дедукции; г) формализации; д) аналогии.
39. Общенаучный метод теоретического познания индукция– это метод познания, суть которого есть:
а) проведение мысленных экспериментов; б) получение частных выводов на основе знания общих положений движение мышления от частного, единичного к общему; в) движение мышления от общего к частному.
40. Общенаучный метод теоретического познания дедукция– это метод познания, суть которого есть:
а) движение мышления от частного, единичного к общему; б) проведение мысленных экспериментов; в) получение частных выводов на основе знания общих положений; г) получение общего вывода на основе частных посылок.
41. Общенаучный метод познания анализ – это метод познания, суть которого есть:
а)движение мышления от общего к частному; б) разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения; в) проведение мысленных экспериментов; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.
42. Общенаучный метод познания синтез – это метод познания, суть которого есть:
а) проведение мысленных экспериментов; б) разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения; в) движение мышления от общего к частному; г) соединение различных признаков объекта в единое целое, без чего невозможно познание этого предмета.
43. Общенаучный метод познания аналогия – это метод познания, при котором происходит:
а) перенос знания с изученного объекта на другой объект, менее изученный; б) изучение объектов посредством их моделей; в) проведение мысленного эксперимента; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.
44. Общенаучный метод познания моделирование – это метод познания, при котором происходит:
а) перенос знания с изученного объекта на другой объект, менее изученный;
б) изучение объектов посредством их моделей; в) проведение мысленного эксперимента; г) соединение различных признаков объекта в единое целое.
45. При мысленном моделировании в качестве модели используются:
а) мысленно-наглядные представления в форме воображаемых моделей; б) формулы, схемы; в) алгоритм; г) чертежи, графики.
46. При символическом моделировании в качестве модели используются:
а) алгоритм (программа); б) воображаемые модели; в) схемы, чертежи, графики; г) предметы, воспроизводящие определенные физические и функциональные характеристики объекта исследования.
47. Установите соответствие научного метода и его определения (левой и правой таблицами):
а) синтез;
| г) изучение объекта путем создания и изучения его образца (копии);
| б) моделирование;
| д) процедура соединения выделенных частей объекта изучения или явления в единое целое;
| в) формализация;
| е) построение абстрактных математических моделей (конструкций), передающих сущность изучаемых процессов действительности.
|
48. Установите соответствие между методом познания и его определением (левой и правой таблицами):
а) измерение;
| г) метод познания, позволяющий выделять и устанавливать совпадающие свойства и признаки объектов;
| б) обобщение;
| д) определение количественных характеристик изучаемого объекта, явления или процесса с помощью технических средств;
| в) индукция;
| е) способ размышления, позволяющий получить общий вывод на основе частных посылок.
|
49. Установите соответствие между методом научного познания и его определением (левой и правой таблицами):
а) обобщение;
| д) метод целенаправленного изучения объектов и явлений, основанный на чувственных способностях человека;
| б) аналогия;
| е) метод познания, при котором отмеченное сходство и совпадение некоторых признаков у сравниваемых объектов, позволяет предположить их сходство и в других признаках;
| в) наблюдение;
| ж) метод познания, позволяющий выделять и устанавливать совпадающие свойства и признаки объектов;
| г) эксперимент;
| з) подготовленное, целенаправленное, контролируемое воздействие познающего субъекта на изучаемый объект.
|
50. В гуманитарных науках, в отличие от естественных наук…
а) истины принимаются без доказательств; б) личная позиция ученого имеет решающее значение; в) преобладают количественные оценки; г) решающее значение отводится диалектической логике.
51. Естественные науки (естествознание) характеризуются…
а) идеологической подчиненностью; б) трудностью экспериментов; в) идеологическим нейтралитетом; г) упором на качественную оценку исследуемых явлений и процессов; д) принципом необратимости.
52. Естествознание отличает от гуманитарных наук…
а) использование математики в качестве основного инструмента познания; б) эмпирическая (экспериментальная) проверка (подтверждение) результатов исследования; в) строгость и логичность научного языка; г) историчность.
53. Стиль мышления в науке, со времен Бэкона, Декарта, Галилея и Ньютона, характеризуется опорой на опыт (эксперимент) и господством…
а) логики; б) индуктивного и дедуктивного методов; в) господством аналитического подхода, направляющего ум, мысль на поиск простейших первоэлементов реальности; г) господством математических методов поиска истины.
54. Концепция редукционизма в науке означает…
а) дифференциацию наук на отрасли (дисциплины); б) дробление объектов, тел на субэлементы; в) аналитический подход, направляющий мышление на выявление простейших элементов (единиц) бытия; г) аналитический подход, способствующий расчленению научных методов по уровням познания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|