Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессиональные компетенции (ПК)





Школа естественных наук ДВФУ

Согласовано   «УТВЕРЖДАЮ»
Школа экономики и бизнеса ДВФУ Заведующий кафедрой общей физики ШЕН  
Руководитель ОП  
_____________ Никитченко Г.Б._________ (подпись) (Ф.И.О. рук. ОП) ______________ Короченцев В.В. (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
«_____»___________________20___г. «______»_________________2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Экономика» (профиль: «Мировая экономика)

Форма подготовки (очная/ заочная)

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра общей физики

курс _3____ семестр __5______

лекции 36час.

практические занятия 0час.

семинарские занятия___18_____час.

лабораторные работы__нет_____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__54__ (час.)

самостоятельная работа _90_ (час.)

реферативные работы (количество) – не предусмотрены

контрольные работы (количество) – не предусмотрены

зачет ________ семестр

экзамен_____5__семестр

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 24 января 2011 №79)



Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании

кафедры_общей физики_ШЕН протокол № ____________«________» _____________2013 г.

Заведующий кафедрой общей физики ШЕН доц., к.х.н. Короченцев В.В.

Составитель: доктор физико-математичических наук, профессор Савченко В.Н._

 

Содержание

 

Аннотация…………………………………………………………………………3

Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………………4

Материалы для практических занятий ………….……………………………50

Материалы для организации самостоятельной работы студентов………..55

Контрольно-измерительные материалы (тесты)…………………………….62

Список литературы……………………………………………………………169

Глоссарий (тезаурус)…………………………………………………………175

 

 

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» разработан для студентов 1-3 курсов школы экономики и бизнеса, обучающихся по направлениям бакалаврской подготовки 080100.62 «Экономика», профиль: «Мировая экономика в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данным направлениям и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).



Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекции (36 часов), практические работы (семинары) (18 часов), ( самостоятельная работа студента (90 часов). Дисциплина реализуется на 3 курсе в 5 семестре.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» логически и содержательно связана с такими курсами, как «

Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника.

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

· рабочую программу дисциплины;

· материалы для практических занятий

· материалы для организации самостоятельной работы студентов;

· контрольно-измерительные материалы (тесты);

· список литературы;

· глоссарий (тезаурус);

· дополнительные материалы (презентация дисциплины).

Удельный вес занятий в интерактивной форме составляет не менее 20% аудиторной нагрузки. В курсе используются следующие интерактивные формы: Визуальная лекция, и лекция-беседа.

 

 

Составитель профессор, д.ф.-м.н.

профессор кафедры общей физики В.Н. Савченко

 

Зав. кафедрой общей физики В.В. Короченцев

 

 

.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


Школа естественных наук ДВФУ

Согласовано   «УТВЕРЖДАЮ»
Школа экономики и бизнеса ДВФУ Заведующий кафедрой общей физики ШЕН  
Руководитель ОП  
_____________ Никитченко Г.Б.________ (подпись) (Ф.И.О. рук. ОП) ______________ Короченцев В.В. (подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
«_____»___________________2013 г. «______»_________________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

031600.62 «Международные отношения».

Форма подготовки (очная/ заочная)

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра общей физики

курс _3____ семестр __5______

лекции 36час.

практические занятия 0час.

семинарские занятия___18_____час.

лабораторные работы__нет_____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__54__ (час.)

самостоятельная работа _90_ (час.)

реферативные работы (количество) – не предусмотрены

контрольные работы (количество) – не предусмотрены

зачет ________ семестр

экзамен_____5__семестр

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 24 января 2011 №79)

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании

кафедры_общей физики_ШЕН протокол № ____________«________» _____________2013 г.

Заведующий кафедрой общей физики ШЕН доц., к.х.н. Короченцев В.В.

Составитель: доктор физико-математичических наук, профессор Савченко В.Н._

Оборотная сторона титульного листа РПУД

 

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__»_________________ 20__г № __

Заведующий кафедрой общей физики _______________________ _____(В.В. Короченцев)

 

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____»_________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой общей физики______________ ____________ (В.В. Короченцев)

 

 

 

Аннотация

Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в Школе экономики и бизнеса Дальневосточного Федерального университета читается на младших курсах очной и заочной форм обучения и относится к обязательному минимуму федерального компонента содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» для всех направлений Школы. Программный (лекционный) курс КСЕ включает в себя пять разделов (протоестествознание, естествознание организованной простоты, естествознание неорганизованной сложности, естествознание самоорганизующихся систем и пятый – философию и инструментов естествознания) и пятнадцать подразделов – мифологическое, античное, средневековое, механическое, физическое полевое, квантовое, космологическое, планетное, химическое, биологическое, эволюционное, мега-историю, философию и инструменты естествознания. Данная учебная дисциплина КСЕ обеспечивается кафедрой общей физики Школы естественных наук.

1. Требования, цели и задачи освоения дисциплины

1.1.Требования к обязательному минимуму содержания ООП по дисциплине «Концепции современного естествознания» ЕН.Ф.08 (ФГОС ВПО)(перечень базовых дидактических единиц дисциплины, выделены полужирным шрифтом):

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира: научный метод; естествознание и его роль в культуре; этика научных исследований и псевдонаука; формирование научных программ (математической, атомистической, континуальной); естественнонаучные картины мира (механическая, электромагнитная,

квантово-полевая, эволюционно-синергетическая); развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии.

2. Пространство, время, симметрия: принципы симметрии и законы сохранения; эволюционные представления о пространстве и времени; специальная теория относительности; общая теория относительности.

3.Структурные уровни и системная организация материи: микро-, макро- и мегамиры; взаимосвязь структурных уровней организации материи; организация материи и процессы на физическом, химическом и биологическом её уровнях; молекулярные основы жизни.

4. Порядок и беспорядок в природе: механический детерминизм, хаотическое поведение динамических систем; динамические и статистические теории; корпускулярно-волновой дуализм и соотношение неопределенностей; принципы дополнительности и возрастания энтропии; закономерности самоорганизации.

5.Эволюционное естествознание: космология, космогония и геологическая эволюция; происхождение жизни; биологический эволюционизм; история жизни на Земле и методы исследования эволюции; генетика и эволюция.

6.Биосфера и человек: экосистемы; биосфера; человек в биосфере; глобальный экономический кризис.

 

1.2. Цели изучения дисциплины направлены на:

-понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;

-формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

-понимание сущности транс- и междисциплинарных связей и идей и важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания;

- понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в её развитии;

- понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания, техники и технологий, в процессе диалога науки и общества.

1.3. Задачи дисциплины:

- изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих современный облик естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии, геологии, географии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;

-изучение и понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации, как в процессе развития естествознания, техники и технологий, так и в процессе диалога науки и общества.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя: рабочую программу дисциплины (РПУД), материалы для практических занятий (темы и задания), материалы для организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы (тесты по всем разделам и подразделам дисциплины), список литературы, глоссарий (тезаурус), а также дополнительные материалы в виде презентаций ряда тем дисциплины.

Достоинством данного УМКД является наличие практикума в 1530 тестовых заданий по всем разделам изучаемой дисциплины и тезауруса, содержащего толкование почти 1500 основных понятий и терминов современного естествознания. Тесты и тезаурус являются оригинальной разработкой, осуществленной под руководством и при личном участии автора данного УМКД в соавторстве с д.ф.-м.н., проф. В.П. Смагиным, доцентами А.В. Присяжнюком и Т.В. Танашкиной.

 

2. Место дисциплины КСЕ в структуре ООП бакалавриата

Курс КСЕ является одним из базовых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла знаний федерального блока (компонента) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Основное назначение дисциплины – содействовать получению широкого базового высшего образования, необходимости показать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, сформировать целостный взгляд на мир.

Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих принципах и концепциях естественных наук, складывающихся в единую картину мира.

К необходимым элементам курса КСЕ помимо самостоятельного изучения теоретического материала относятся самостоятельные практические занятия по усвоению материала, состоящие в знакомстве с тестами промежуточного и итогового контроля и подготовки ответов на них, а также в ряде случаев, предусмотренных учебными программами, подготовка реферата. Основной целью всех предусмотренных видов занятий является не только активизация теоретического материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. В основе дисциплины лежит меж- и трансдисциплинарное динамическое описание явлений и законов природы на базе эволюционно-синергетической

 

парадигмы или парадигмы самоорганизации, способных объединить естественнонаучную и гуманитарную компоненты культуры.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Компетенции обучающегося

Дисциплина «Концепции современного естествознания» строится как сочетание лекционных, практических (семинарских) и самостоятельных занятий студентов и в результате выполнения поставленных требований, целей, задач дисциплины (см. п. 1) и освоения её у обучающегося формируется следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

· - умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

· - готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1);

· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

· способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

· способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

Специальные компетенции (СК):

· готовность применять знания основных категорий современного естествознания для анализа и синтеза процессов и явлений в экономике и сферах её управления (СК-1);

· способность использовать знания и понятия современного естествознания для решения практических задач экономического процесса (СК-2);

· овладение современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (СК-3);

· способность реализовывать аналитические и технологические решения в области экономического процесса (СК-4);

· способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных ресурсов экономического процесса (СК-6);

· умение анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их использования в учебно-образовательный процесс (СК-7);

быть готовым и способным написать научный реферат, статью, курсовую работу и магистерскую диссертацию в соответствии с известными положениями и основными требования, предъявляемыми к каждому виду указанных работ.

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1 - Способность использовать основные естественнонаучные законы в профессиональной деятельности, в теоретических и экспериментальных исследованиях для понимания окружающего мира и явлений природы;

ПК-6 Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения о возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий;

ПК-8 -Способны участвовать в совершенствовании технологических процессов с позиций ресурсосбережения, минимизации воздействия на окружающую среду;

ПК11-- Готовность обосновывать конкретные экономические решения при разработке технологических процессов;

ПК 12- Способны следить за выполнением правил техники безопасности и норм охраны труда на предприятиях экономического профиля;

ПК 15 – Способность анализировать экономический процесс как объект управления;

ПК-20- Способность применять современные методы исследования экономических и управленческих процессов, использовать компьютерные средства в научно-исследовательской работе

ПК-21 - Способность планировать экспериментальные исследования, получать, обрабатывать и анализировать полученные результаты

ПК - 23- Способность участвовать в проектировании отдельных стадий экономических и управленческих процессов с использованием современных информационных технологий.

4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4.1.В результате теоретического изучения курса студентдолжен знать:

- об основных этапах развития естествознания, галилеево-ньютоновской и эволюционно-синергетической парадигмах естествознания, особенностях современного естествознания;

- о принципах научности, методологии и философии науки;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярных и континуальных традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка(хаоса) в природе;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структур и элементов материи микро-, макро- и мегамиров;

- о взаимосвязях физических, химических и биологических процессов;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

 

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о месте человека в истории Земли, об антропном принципе, о ноосфере и парадигме единой культуры;

- о мега-истории Вселенной и тенденциях эволюции в ней.

4.2.В результате практического изучения дисциплины студентдолжен уметь:

- работать с научной литературой естественнонаучного и гуманитарного профиля, проводить глубокий творческий поиск;

- квалифицированно подготовить научный реферат по проблемам взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур.

Перечень форм текущего, рубежного и промежуточного (семестрового) контроля по проверке освоения студентом программы дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины.

В процессе изучения курса выполняются рейтинговые тестовые контрольные задания по теории, задания по практическим (семинарским) занятиям. На основании этих контрольных работ выставляется экзаменационная оценка или зачет.

5. Объем и сроки изучения дисциплины

Последние регламентированы учебными планами специальностей, в которых, как правило, объем лекционных часов в составляет 26 – 34 часов, и 16-28 часов практических (семинарских)

занятий, остальное время отводится на изучение вопросов дисциплины самостоятельно. Для студентов заочной формы обучения соотношение лекционных и практических занятий в период экзаменационной сессии составляет 8/4 часов, остальное время – 132 часа, из предусмотренных 144 часов учебным планом на изучение дисциплины, вопросы курса изучаются самостоятельно.

 

6. Основные виды занятий и особенности их проведения для студентов заочной формы обучения

Самостоятельные занятия. В период между экзаменационными сессиями студенты заочной формы обучения занимаются самостоятельно, используя учебную литературу, указанную в данном

руководстве. Изучение каждой из тем, представленных в программе курса, должно сопровождаться ответами на предложенные вопросы и решением тестовых задач, указанных как в данном методическом пособии, так и в рекомендованных книгах по данной учебной дисциплине. Предлагается также ознакомиться с Обзором рекомендованной литературы, который может способствовать отбору наиболее эффективной литературы по каждой изучаемой теме.

Лекционные занятия. Лекции по курсу КСЕ являются дополнительным видом занятий, в которых должны быть реализованы поставленные цели и задачи. Главная опора должна быть сделана на ведущие концептуальные представления естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой их иерархии.

Семинарские (практические) занятия. Необходимым элементом при изучении курса, помимо лекций, являются семинарские занятия. Основной их целью является не только активизация изучения лекционного материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе, о взаимосвязях в отдельных учебных и научных дисциплинах, ознакомление с библиотечной базой вуза и города, умением самостоятельно отыскать материал по заданной теме.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работой обеспечивается проведением семинарских занятий, которые призваны углубить и расширить полученные на лекциях сведения, не обязательно повторяя лекционный материал. Этим же целям служат выполняемые студентами в рамках предусмотренной самостоятельной работы и защищаемые на семинарских занятиях рефераты.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 154 часа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.