Профессиональные компетенции (ПК)
Школа естественных наук ДВФУ
Согласовано
| «УТВЕРЖДАЮ»
| Школа экономики и бизнеса ДВФУ
| Заведующий кафедрой
общей физики ШЕН
| Руководитель ОП
|
| _____________ Никитченко Г.Б._________
(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)
| ______________ Короченцев В.В.
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «_____»___________________20___г.
| «______»_________________2013 г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Экономика» (профиль: «Мировая экономика)
Форма подготовки (очная/ заочная)
Школа естественных наук ДВФУ
Кафедра общей физики
курс _3____ семестр __5______
лекции 36час.
практические занятия 0час.
семинарские занятия___18_____час.
лабораторные работы__нет_____час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки__54__ (час.)
самостоятельная работа _90_ (час.)
реферативные работы (количество) – не предусмотрены
контрольные работы (количество) – не предусмотрены
зачет ________ семестр
экзамен_____5__семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 24 января 2011 №79)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании
кафедры_общей физики_ШЕН протокол № ____________«________» _____________2013 г.
Заведующий кафедрой общей физики ШЕН доц., к.х.н. Короченцев В.В.
Составитель: доктор физико-математичических наук, профессор Савченко В.Н._
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………3
Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………………4
Материалы для практических занятий ………….……………………………50
Материалы для организации самостоятельной работы студентов………..55
Контрольно-измерительные материалы (тесты)…………………………….62
Список литературы……………………………………………………………169
Глоссарий (тезаурус)…………………………………………………………175
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» разработан для студентов 1-3 курсов школы экономики и бизнеса, обучающихся по направлениям бакалаврской подготовки 080100.62 «Экономика», профиль: «Мировая экономика в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данным направлениям и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекции (36 часов), практические работы (семинары) (18 часов), ( самостоятельная работа студента (90 часов). Дисциплина реализуется на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» логически и содержательно связана с такими курсами, как «
Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
· рабочую программу дисциплины;
· материалы для практических занятий
· материалы для организации самостоятельной работы студентов;
· контрольно-измерительные материалы (тесты);
· список литературы;
· глоссарий (тезаурус);
· дополнительные материалы (презентация дисциплины).
Удельный вес занятий в интерактивной форме составляет не менее 20% аудиторной нагрузки. В курсе используются следующие интерактивные формы: Визуальная лекция, и лекция-беседа.
Составитель профессор, д.ф.-м.н.
профессор кафедры общей физики В.Н. Савченко
Зав. кафедрой общей физики В.В. Короченцев
.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа естественных наук ДВФУ
Согласовано
| «УТВЕРЖДАЮ»
| Школа экономики и бизнеса ДВФУ
| Заведующий кафедрой
общей физики ШЕН
| Руководитель ОП
|
| _____________ Никитченко Г.Б.________
(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)
| ______________ Короченцев В.В.
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «_____»___________________2013 г.
| «______»_________________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
031600.62 «Международные отношения».
Форма подготовки (очная/ заочная)
Школа естественных наук ДВФУ
Кафедра общей физики
курс _3____ семестр __5______
лекции 36час.
практические занятия 0час.
семинарские занятия___18_____час.
лабораторные работы__нет_____час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки__54__ (час.)
самостоятельная работа _90_ (час.)
реферативные работы (количество) – не предусмотрены
контрольные работы (количество) – не предусмотрены
зачет ________ семестр
экзамен_____5__семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 24 января 2011 №79)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании
кафедры_общей физики_ШЕН протокол № ____________«________» _____________2013 г.
Заведующий кафедрой общей физики ШЕН доц., к.х.н. Короченцев В.В.
Составитель: доктор физико-математичических наук, профессор Савченко В.Н._
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «__»_________________ 20__г № _ № _
Заведующий кафедрой общей физики _______________________ _____(В.В. Короченцев)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____»_________________ 20__ г. № ______
Заведующий кафедрой общей физики______________ ____________ (В.В. Короченцев)
Аннотация
Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в Школе экономики и бизнеса Дальневосточного Федерального университета читается на младших курсах очной и заочной форм обучения и относится к обязательному минимуму федерального компонента содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» для всех направлений Школы. Программный (лекционный) курс КСЕ включает в себя пять разделов (протоестествознание, естествознание организованной простоты, естествознание неорганизованной сложности, естествознание самоорганизующихся систем и пятый – философию и инструментов естествознания) и пятнадцать подразделов – мифологическое, античное, средневековое, механическое, физическое полевое, квантовое, космологическое, планетное, химическое, биологическое, эволюционное, мега-историю, философию и инструменты естествознания. Данная учебная дисциплина КСЕ обеспечивается кафедрой общей физики Школы естественных наук.
1. Требования, цели и задачи освоения дисциплины
1.1.Требования к обязательному минимуму содержания ООП по дисциплине «Концепции современного естествознания» ЕН.Ф.08 (ФГОС ВПО)(перечень базовых дидактических единиц дисциплины, выделены полужирным шрифтом):
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира: научный метод; естествознание и его роль в культуре; этика научных исследований и псевдонаука; формирование научных программ (математической, атомистической, континуальной); естественнонаучные картины мира (механическая, электромагнитная,
квантово-полевая, эволюционно-синергетическая); развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии.
2. Пространство, время, симметрия: принципы симметрии и законы сохранения; эволюционные представления о пространстве и времени; специальная теория относительности; общая теория относительности.
3.Структурные уровни и системная организация материи: микро-, макро- и мегамиры; взаимосвязь структурных уровней организации материи; организация материи и процессы на физическом, химическом и биологическом её уровнях; молекулярные основы жизни.
4. Порядок и беспорядок в природе: механический детерминизм, хаотическое поведение динамических систем; динамические и статистические теории; корпускулярно-волновой дуализм и соотношение неопределенностей; принципы дополнительности и возрастания энтропии; закономерности самоорганизации.
5.Эволюционное естествознание: космология, космогония и геологическая эволюция; происхождение жизни; биологический эволюционизм; история жизни на Земле и методы исследования эволюции; генетика и эволюция.
6.Биосфера и человек: экосистемы; биосфера; человек в биосфере; глобальный экономический кризис.
1.2. Цели изучения дисциплины направлены на:
-понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;
-формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;
-понимание сущности транс- и междисциплинарных связей и идей и важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания;
- понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в её развитии;
- понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания, техники и технологий, в процессе диалога науки и общества.
1.3. Задачи дисциплины:
- изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих современный облик естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии, геологии, географии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;
-изучение и понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации, как в процессе развития естествознания, техники и технологий, так и в процессе диалога науки и общества.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя: рабочую программу дисциплины (РПУД), материалы для практических занятий (темы и задания), материалы для организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы (тесты по всем разделам и подразделам дисциплины), список литературы, глоссарий (тезаурус), а также дополнительные материалы в виде презентаций ряда тем дисциплины.
Достоинством данного УМКД является наличие практикума в 1530 тестовых заданий по всем разделам изучаемой дисциплины и тезауруса, содержащего толкование почти 1500 основных понятий и терминов современного естествознания. Тесты и тезаурус являются оригинальной разработкой, осуществленной под руководством и при личном участии автора данного УМКД в соавторстве с д.ф.-м.н., проф. В.П. Смагиным, доцентами А.В. Присяжнюком и Т.В. Танашкиной.
2. Место дисциплины КСЕ в структуре ООП бакалавриата
Курс КСЕ является одним из базовых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла знаний федерального блока (компонента) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Основное назначение дисциплины – содействовать получению широкого базового высшего образования, необходимости показать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, сформировать целостный взгляд на мир.
Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих принципах и концепциях естественных наук, складывающихся в единую картину мира.
К необходимым элементам курса КСЕ помимо самостоятельного изучения теоретического материала относятся самостоятельные практические занятия по усвоению материала, состоящие в знакомстве с тестами промежуточного и итогового контроля и подготовки ответов на них, а также в ряде случаев, предусмотренных учебными программами, подготовка реферата. Основной целью всех предусмотренных видов занятий является не только активизация теоретического материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. В основе дисциплины лежит меж- и трансдисциплинарное динамическое описание явлений и законов природы на базе эволюционно-синергетической
парадигмы или парадигмы самоорганизации, способных объединить естественнонаучную и гуманитарную компоненты культуры.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Компетенции обучающегося
Дисциплина «Концепции современного естествознания» строится как сочетание лекционных, практических (семинарских) и самостоятельных занятий студентов и в результате выполнения поставленных требований, целей, задач дисциплины (см. п. 1) и освоения её у обучающегося формируется следующие компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
· - умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
· - готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1);
· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
· способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
· способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
Специальные компетенции (СК):
· готовность применять знания основных категорий современного естествознания для анализа и синтеза процессов и явлений в экономике и сферах её управления (СК-1);
· способность использовать знания и понятия современного естествознания для решения практических задач экономического процесса (СК-2);
· овладение современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (СК-3);
· способность реализовывать аналитические и технологические решения в области экономического процесса (СК-4);
· способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных ресурсов экономического процесса (СК-6);
· умение анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их использования в учебно-образовательный процесс (СК-7);
быть готовым и способным написать научный реферат, статью, курсовую работу и магистерскую диссертацию в соответствии с известными положениями и основными требования, предъявляемыми к каждому виду указанных работ.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-1 - Способность использовать основные естественнонаучные законы в профессиональной деятельности, в теоретических и экспериментальных исследованиях для понимания окружающего мира и явлений природы;
ПК-6 Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения о возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий;
ПК-8 -Способны участвовать в совершенствовании технологических процессов с позиций ресурсосбережения, минимизации воздействия на окружающую среду;
ПК11-- Готовность обосновывать конкретные экономические решения при разработке технологических процессов;
ПК 12- Способны следить за выполнением правил техники безопасности и норм охраны труда на предприятиях экономического профиля;
ПК 15 – Способность анализировать экономический процесс как объект управления;
ПК-20- Способность применять современные методы исследования экономических и управленческих процессов, использовать компьютерные средства в научно-исследовательской работе
ПК-21 - Способность планировать экспериментальные исследования, получать, обрабатывать и анализировать полученные результаты
ПК - 23- Способность участвовать в проектировании отдельных стадий экономических и управленческих процессов с использованием современных информационных технологий.
4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4.1.В результате теоретического изучения курса студентдолжен знать:
- об основных этапах развития естествознания, галилеево-ньютоновской и эволюционно-синергетической парадигмах естествознания, особенностях современного естествознания;
- о принципах научности, методологии и философии науки;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярных и континуальных традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка(хаоса) в природе;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структур и элементов материи микро-, макро- и мегамиров;
- о взаимосвязях физических, химических и биологических процессов;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о месте человека в истории Земли, об антропном принципе, о ноосфере и парадигме единой культуры;
- о мега-истории Вселенной и тенденциях эволюции в ней.
4.2.В результате практического изучения дисциплины студентдолжен уметь:
- работать с научной литературой естественнонаучного и гуманитарного профиля, проводить глубокий творческий поиск;
- квалифицированно подготовить научный реферат по проблемам взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур.
Перечень форм текущего, рубежного и промежуточного (семестрового) контроля по проверке освоения студентом программы дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины.
В процессе изучения курса выполняются рейтинговые тестовые контрольные задания по теории, задания по практическим (семинарским) занятиям. На основании этих контрольных работ выставляется экзаменационная оценка или зачет.
5. Объем и сроки изучения дисциплины
Последние регламентированы учебными планами специальностей, в которых, как правило, объем лекционных часов в составляет 26 – 34 часов, и 16-28 часов практических (семинарских)
занятий, остальное время отводится на изучение вопросов дисциплины самостоятельно. Для студентов заочной формы обучения соотношение лекционных и практических занятий в период экзаменационной сессии составляет 8/4 часов, остальное время – 132 часа, из предусмотренных 144 часов учебным планом на изучение дисциплины, вопросы курса изучаются самостоятельно.
6. Основные виды занятий и особенности их проведения для студентов заочной формы обучения
Самостоятельные занятия. В период между экзаменационными сессиями студенты заочной формы обучения занимаются самостоятельно, используя учебную литературу, указанную в данном
руководстве. Изучение каждой из тем, представленных в программе курса, должно сопровождаться ответами на предложенные вопросы и решением тестовых задач, указанных как в данном методическом пособии, так и в рекомендованных книгах по данной учебной дисциплине. Предлагается также ознакомиться с Обзором рекомендованной литературы, который может способствовать отбору наиболее эффективной литературы по каждой изучаемой теме.
Лекционные занятия. Лекции по курсу КСЕ являются дополнительным видом занятий, в которых должны быть реализованы поставленные цели и задачи. Главная опора должна быть сделана на ведущие концептуальные представления естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой их иерархии.
Семинарские (практические) занятия. Необходимым элементом при изучении курса, помимо лекций, являются семинарские занятия. Основной их целью является не только активизация изучения лекционного материала курса, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе, о взаимосвязях в отдельных учебных и научных дисциплинах, ознакомление с библиотечной базой вуза и города, умением самостоятельно отыскать материал по заданной теме.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работой обеспечивается проведением семинарских занятий, которые призваны углубить и расширить полученные на лекциях сведения, не обязательно повторяя лекционный материал. Этим же целям служат выполняемые студентами в рамках предусмотренной самостоятельной работы и защищаемые на семинарских занятиях рефераты.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 154 часа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|