Контроль достижения целей курса
Контрольные и тестовые задания для промежуточной самостоятельной оценки качества освоения курса КСЕ
Контрольное задание к теме 1.
1. Что характерно для натурфилософского понимания природы?
2. Укажите основные принципы атомистического учения древних греков.
3. Что представляет собой космологическая модель Вселенной Аристотеля?
4. Укажите основные идеи о первоэлементах или началах и их авторов.
5. Сформулируйте основные положения логики Аристотеля.
6. Когда появилось слово «физика» и что оно означало в древности и означает сейчас?
7. Дайте краткую характеристику физических и космологических представлений Аристотеля.
8. Каково значение геоцентрической системы мира, обоснованной Птолемеем?
9. Какое значение для естествознания сыграли апории Зенона?
10. В чем основная суть пифагорейской натурфилософской школы?
11. В чем проявляется сходство античной науки и древневосточной (китайской и индийской), а также их различие, разведшее западную и восточную цивилизации на тысячелетия?
12.Существуют ли параллели некоторых взглядов в восточной естественнонаучной философии и современным естествознанием?
13. Какую роль сыграли в истории становления науки мифы?
Тестовые задания по теме 1.
1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали:
а) Конфуций и Лао-цзы; б) Гиппарх и Евдокс; в) Пифагор и Аристарх; г) Лао-цзы и Платон; д) Анаксагор и Гераклит; е) Фалес и Эпикур.
2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой:
а) положением, величиной, сочетанием; б) формой, порядком, положением; в) подвижностью, формой, порядком; г) величиной, порядком, сочетанием; д) формой, сочетанием.
3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона:
а) тождества; б) достаточного утверждения; в) амбивалентности; г) достаточного основания; д) достаточного подтверждения; е) непротиворечивости; ж) эквивалентности.
4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса?
а) Гераклит; б) Архимед; в) Аристотель; г) Аристарх; д) Фалес; е) Анаксимен.
5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что:
а) атомы занимают все области пространства; б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии; в) бытие не терпит пустоты; г) небытия нет;
д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет.
6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»?
а) космоцентризм; б) относительность небесных сфер; в) геоцентризм; г) пантеизм;
д) гармонию небесных сфер; е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм.
Контрольное задание к теме 2.
1. Охарактеризуйте структуру современной физики как науки.
2. Сформулируйте в исторической ретроспективе принципы относительности движения.
3. Выражает ли вероятностность событий в микромире неполноту теории?
4. Какое место заняла теорема Нётер в современной физике? Важны ли симметрии в природе?
5. Как изменялись воззрения ученых на понятие «вакуум» с античных времен до наших дней?
Сформулируйте фундаментальные принципы физики.
1. Принцип относительности во всех его исторических вариантах.
2. Принцип распространения света.
3. Принцип суперпозиции.
4. Принцип корпускулярно-волнового дуализма.
5. Принцип (соотношение) неопределенностей Гейзенберга.
6. Принцип тождественности частиц.
7. Принцип соответствия Бора.
8. Принцип запрета Паули.
9. Принцип дополнительности Бора.
10. Принцип эквивалентности масс.
Тестовые задания по теме 2.
1. Принцип относительности классической механики (классической физики Ньютона), иначе – галилеев принцип относительности, утверждает:
а) инвариантность явлений во всех инерциальных системах отсчета; б) возможность возникновения равноускоренного движения; в) существование кругового или эллиптического движения планет солнечной системы; г) относительность времени; д) относительность пространства; е) абсолютность пространства-времени и интервала.
2. Понятие (гипотезу) о свете, как потоке корпускул (частиц), впервые ввел в физику:
а) Френель; б) Ньютон; в) Кеплер; г) Галилей; д) Эйнштейн; е) Планк; ж) Гюйгенс.
3. Сущность специальной теории относительности (СТО) состоит в утверждении, что:
а) все природные (физические, химические, биологические) явления относительны; б) физические и другие явления происходят в четырехмерном пространстве-времени; в) координаты физического пространства-времени взаимозависимы; г) пространство-время по физической сути искривлено; д) координаты пространства-времени подчиняются преобразованиям Галилея; е) пространство и время абсолютны в своих проявлениях.
4. Теорию электромагнитного поля в XIX столетии создал:
а) Эрстед; б) Кулон; в) Максвелл; г) Фарадей; д) Лоренц; е) Ом; ж) Герц.
5. То, что свет и электромагнитные волны тождественны, впервые теоретически доказал:
а) Фарадей; б) Кулон; в) Эйнштейн; г) Максвелл; д) Герц; е) Эрстед; ж) Пуанкаре.
6. Специальная теория относительности (СТО) Эйнштейна базируется (основывается) на постулатах (принципах):
а) относительности и соответствия; б) относительности движения и тождественности тяжелой и инертной масс; в) относительности движения и независимости скорости света в вакууме от источника; г) относительности движения и относительности пространства-времени и тяготения.
7. Симметрии в мире физических объектов порождают, как следствие:
а) сохранение тех или иных физических величин объектов; б) соответствующую им инвариантность свойств; в) абсолютность всех физических свойств; г) относительность всех физических свойств.
8. Какое физическое свойство (физическая характеристика) протона и нейтрона не позволяет различать их в ядре, а считать их двумя разными состояниями одной частицы – нуклона:
а) спин; б) изотопический спин (изоспин); в) странность; г) барионный заряд; д) гиперзаряд; е) аромат; ж) цвет; з) поляризация.
9. Основателями теоретического (математического) формализма классического естествознания (классической механики, классической физики) являются:
а) Кеплер, Коперник; б) Декарт, Галилей; в) Гамильтон, Лагранж; г) Ньютон, Лейбниц.
10. Взаимодействие, ответственное за все виды β-распада (излучение из ядер электронов), это:
а) гравитационное; б) электромагнитное; в) слабое; г) электрослабое; д) сильное.
11. Какой принцип относится к принципам классического естествознания:
а) дополнительности; б) постоянства скорости света; в) галилеев принцип относительности; г) запрета Паули; д) эквивалентности инертной и тяжелой масс.
12. Частица, излучаемая в виде электромагнитного кванта энергии, это:
а) электрон; б) нейтрон; в) фотон; г) альфа-частица; д) не указана; е) нейтрон; ж) правильные ответы а), в), г).
13. Какой постулат лежит в основании квантовой механики:
а) постулат о независимости скорости света от скорости источника; б) постулат о волнах материи; в) постулат о независимости явлений от неускоренного движения; г) постулат о тождественности тяжелой и инертной масс.
Контрольные задания к теме 3.
1. Обсудите принцип эквивалентности гравитационной и инерционной масс тела.
Эта эквивалентность автоматически приводит к тому, что “поле гравитации” можно заменить движением с ускорением, равным ускорению поля тяготения.
Сам Эйнштейн полагал, что именно принцип эквивалентности является наиважнейшим при создании ОТО (наряду с постулатами СТО).
2. Проанализируйте важнейшие эксперименты, подтверждающие ОТО.
а) Искривление световых лучей вблизи массивного тела, например Солнца, можно зафиксировать в момент солнечного затмения.
б) Гравитационное красное смещение - сдвиг спектра излучения любого химического элемента, находящегося на источнике света (звезде), обусловлен “задержкой” гравитационным полем фотонов, отлетающих от источника.
в) Мизерное смещение перигелия Меркурия предсказано только общей теорией относительности и ее количественное предсказание совпадает с астрономическими наблюдениями.
Тестовые задания по теме 3.
1. Представление о существовании мира античастиц (антимира) впервые было установлено:
а) экспериментально Резерфордом; б) теоретически Пуанкаре; в) экспериментально де Бройлем; г) теоретически Дираком; д) теоретически Эйнштейном; е) экспериментально Андерсоном.
2. Корпускулярно-волновой дуализм частиц (неразличимость корпускулярных и волновых свойств), как таковой, проявляется в или при:
а) мегамире; б) низком вакууме (низких давлениях); в) микромире; г) макромире; д) пространстве-времени Минковского; е) низких температурах.
3. Корпускулярность и континуальность свойств материи (вещества и поля) существенно различаются в:
а) вакууме; б) микромире; в) макромире; г) антимире; д) гиперпространстве; е) мегамире.
4. Сильному (ядерному) взаимодействию подвержены (проявляют его во взаимодействиях):
а) электроны и нейтрино; б) протоны и нейтроны; в) кварки и глюоны; г) фотоны и фононы.
5. Нерелятивистская квантовая механика основана на уравнении, предложенном:
а) Планком; б) Эйнштейном; в) Шрёдингером; г) Бором; д) Дираком; е) Борном;
ж) де Бройлем.
6. Укажите ту физическую величину, которая не сохраняется в реакциях между адронами (тяжелыми элементарными частицами, обладающими сильным взаимодействием):
а) электрический заряд; б) барионный заряд; в) масса покоя; г) энергия; д) спин.
7. Какой прибор не является физическим инструментом для регистрации радиации?
а) электроскоп; б) счетчик Гейгера; в) циклотрон; г) камера Вильсона; д) пузырьковая камера.
8. Определите одно неверное утверждение среди утверждений, имеющих отношение к квантовой механике:
а) уравнение Шредингера – основное уравнение нерелятивистской квантовой механики; б) невозможно одновременно измерить импульс и энергию микрочастицы; в) неопределенность координаты микрочастицы увеличивается, если уменьшается неопределенность импульса микрочастицы; г) волновая функция микрочастицы имеет вероятностный смысл; д) все фермионы обладают полуцелым спином.
9. Электрически нейтральная элементарная частица, входящая в состав любого атомного ядра:
а) нейтрино; б) нейтрон; в) экситон; г) фотон; д) тау-нейтрино; е) кварк.
10. Что такое, как физическое явление, есть ядерная реакция?
а) взаимодействия между двумя или несколькими веществами, приводящие к образованию новых веществ; б) превращение ядер при их взаимодействии с элементарными частицами и друг с другом; в) распад неустойчивых атомных ядер, сопровождающийся испусканием элементарных частиц; г) реакция синтеза ядер водорода, дейтерия и трития в ядра гелия; д) реакция распада нейтрона.
Тестовые задания к теме 4.
1. Основателем космологических моделей на основе общей теории относительности стал:
а) Эйнштейн; б) Гамов; в) Фридман; г) Хаббл; д) Эддингтон; е) Лемэтр.
2. Законы движения планет были установлены:
а) Николаем Коперником; б) Джордано Бруно; в) Иоганном Кеплером; г) Галилео Галилеем; д) Тихо Браге; е) Исааком Ньютоном; ж) Рене Декартом.
3. Без какого фундаментального принципа невозможно обойтись при построении общей теории относительности (теории тяготения Эйнштейна)?
а) релятивистского принципа относительности; б) принципа, утверждающего соответствие между массой частицы и её волной; в) принципа тождественности тяжелой и инертной масс; г) принципа относительности к средствам наблюдения.
4. Укажите время (столетие) астрономических открытий Коперника и Бруно:
а) XIII век; б) XVI век; в) XVII век; г) XV век.
5. Какой коэффициент (постоянная) связывает частоту и энергию космического реликтового излучения:
а) постоянная Больцмана; б) коэффициент Лоренца; в) постоянная Планка; г) постоянная Хаббла; д) постоянная Стефана- Больцмана.
6. Реликтовое излучение, как физическое явление – это:
а) космическое фоновое излучение, следствие взрыва ранней горячей Вселенной; б) инфракрасное излучение из центра Галактики; в) излучение реликтовых звезд; г) межгалактическое излучение Сверхновых звезд; д) инфракрасное излучение звезд.
7. Какое утверждение относительно характеристик Вселенной является неправильным?
а) возраст Вселенной оценивается в интервале от 10 до 20 миллиардов лет; б) кривизна Вселенной возрастает; в) средняя плотность Вселенной ниже критической; г) самые далекие наблюдаемые объекты Вселенной находятся на расстоянии порядка 10 миллиарда световых лет.
8. Какое утверждение о характеристиках Солнечной системы является неправильным?
а) солнечная система возникла примерно 5 миллиардов лет назад из газово-пылевого облака; б) хвосты комет имеют постоянную длину; в) периоды обращения планет возрастают с увеличением расстояния от Солнца; г) астероидный пояс находится между Марсом и Юпитером; д) неправильные утверждения а) и г).
9. Какое утверждение из классической физики и астрономии является некорректным?
а) под действием постоянной силы частица движется с постоянным ускорением;
б) в поле тяготения Солнца небесные тела могут двигаться только по эллиптическим орбитам; в) в инерциальной системе отсчета нет сил инерции; г) изменение импульса частицы обусловлено изменением не только скорости частицы, но и изменением ее массы.
10. Какой интервал возраста Вселенной признается современной наукой наиболее точным?
а) (4 - 8) млрд лет; б) (20 – 30) млрд лет; в) (13 – 17) млрд лет; г) ( 9 – 13) млрд лет.
11. Какой интервал значений постоянной Хаббла признается наиболее точным сейчас?
а) (50 – 65) (км/с)/Мпс; б) (57 – 63) (км/с)/Мпс; в) (65 – 85) (км/с)/МВт; г) (38 – 48) (км/с)/МВт; д) (100 -120) (км/с)/ Мпс.
12. Источниками высокостабильного (постоянного) по частоте космического излучения являются:
а) черные дыры; б) квазары; в) пульсары; г) активные ядра галактик; д) сверхновые звезды.
Тестовые задания к теме 5.
1. Какая из внутренних (глубинных) геосфер Земли демпфирует (гасит) давление поднимающегося к земной коре вещества верхней мантии:
а) Мохоровичича; б) астеносфера; в) Гуттенберга; г) Ван Алена; д) мезосфера.
2. Какой ученый не относится к тем, без которых Ньютон не создал бы классической механики?
а) Галилей; б) Кеплер; в) Кулон; г) Декарт; д) Коперник; е) Джордано Бруно.
3. Английский астроном Джеймс Джинс положил в основание теории происхождения планет солнечной системы гипотезу:
а) небулярную; б) катастрофическую; в) электромагнитную; г) магнитогидродинамичес-кую; д) реликтового излучения.
4. Найдите одно верное утверждение:
а) согласно общей теории относительности искривление траектории тела, движущегося в поле тяготения, происходит из-за действия силы тяготения; б) геометрические свойства искривленного пространства-времени определяются массой или энергией материи в этом пространстве; в) вблизи массивных тел пространство является евклидовым; г) только гравитационное поле искривляет пространство-время.
5. Найдите верное продолжение предложения:
«Если на месте Солнца была голубая звезда из главной последовательности то:
а) на Земле не возникла бы жизнь»; б) на Земле было бы лето круглый год»; в) вода в океанах была бы очень теплая»; г) загорать было бы вредно для здоровья».
6. Выберите единственно правильное утверждение об озоновом слое в атмосфере:
а) озон образуется в ионосфере под действием солнечного излучения; б) концентрация озона в атмосфере не зависит от выбросов газа в процессе промышленной деятельности на Земле; в) максимальное содержание озона наблюдается на высоте 20 – 25 км, так как образование озона происходит при электрических разрядах и под действием ультрафиолетового излучения Солнца; г) основная причина возникновения озоновых дыр заключается в выбросе углекислого газа в атмосферу.
7. Чем обусловлена смена времен года на Земле?
а) изменением расстояния от Земли до Солнца в течение года; б) изменением ориентации земной оси по отношению к Полярной Звезде; в) движением Земли вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты; г) вращение Земли вокруг своей оси.
8. Какая приведенная единица измерения расстояний является наибольшей?
а) световой год; б) астрономическая единица; в) парсек; г) ангстрем.
9. Первыми авторами небулярной гипотезы происхождения солнечной планетной системы были:
а) Ньютон и Бюффон; б) Лагранж и Гамильтон; в) Ломоносов и Бомон; г) Лаплас и Кант.
10. Укажите ту тройку планет, в которой массы последовательно возрастают:
а) Земля, Юпитер, Сатурн; б) Марс, Венера, Нептун; в) Венера, Уран, Плутон; г) Меркурий, Сатурн, Уран; д) Венера, Меркурий, Земля.
Контрольное задание к теме 6.
1. Назовите основные 3-4 фактора, определяющие свойства вещества.
2. Как объясняли свойства вещества в древние времена?
3. Сформулируйте основные положения учений Дальтона и Берцелиуса.
4. Какие проблемы охватывает учение о химических процессах?
5. В чем сущность обратимости химических реакций?
6. Какова сущность катализа?
7. Какова роль ферментов в клетке?
8. В чем заключается естественный отбор химических элементов для образования живых организмов?
9.В чем состояли идеи Луи Пастера при исследовании процесса брожения?
10. Какова роль ферментов в живой клетке?
11. Чем определяется основополагающая роль углерода для жизни?
12.Как возникает самоорганизация эволюционных систем? Охарактеризуйте реакцию Белоусова-Жаботинского
Тестовые задания к теме 6.
1. Почему невозможно бесконечное разнообразие химических элементов? Какой ответ является наиболее правильным и какова главная причина ограничения многообразия элементов?
а) ядерные силы обладают свойством насыщения; б) из-за того, что ядра состоят только из протонов и нейтронов (так называемых нуклонов), а не из других элементарных частиц; в) из-за короткодействующих (в пределах размеров ядер) сильных и слабых ядерных сил; г) из-за действия принципа Паули; д) в силу принципа дополнительности Нильса Бора.
2. Определите правильное утверждение:
а) электроны содержатся в ядрах атомов; б) атомный номер химического элемента равен числу нейтронов в ядре; в) атомный номер элемента равен числу валентных электронов;
г) масса нейтрона практически совпадает с массой протона.
3. Ядра тяжелых химических элементов могут образовываться главным образом в:
а) белых карликах; б) в любых звездах; в) в сверхновых; г) в нейтронных звездах.
4. Какое утверждение относительно взаимодействия между молекулами является верным?
а) межмолекулярное взаимодействие имеет гравитационную природу; б) на любом расстоянии между молекулами существует притяжение, обусловленное электромагнитным взаимодействием; в) на малых расстояниях молекулы отталкиваются, на далеких расстояниях – притягиваются; г) в целом молекулы являются электронейтральными, поэтому взаимодействия между ними на некотором расстоянии отсутствует; д) молекулы всегда отталкиваются друг от друга.
5. Атомная единица массы, согласно принятому соглашению – это: а) масса протона, выраженная в граммах; б) 1/12 доля массы изотопа атома углерода с массовым числом 12; в) масса атома водорода; г) 1/16 массы изотопа атома кислорода с массовым числом 16.
6. Самый распространенный химический элемент во Вселенной:
а) гелий; б) водород; в) тяжелый водород; г) углерод; д) азот; е) кислород.
7. Определите верное утверждение о валентности химического элемента:
а) максимальная валентность элемента обычно равна номеру группы в периодической системе элементов Д. И. Менделеева; б) валентность атома определяется полным количеством электронов в атоме; в) валентность химического элемента одинакова при участии его в различных химических реакций; г) в химических реакциях любой элемент, способный отдавать электроны с внешней оболочки, никогда не может принимать электроны на внешнюю оболочку.
8. Тяжелые химические элементы появляются в природе в результате:
а) жизнедеятельности организмов; б) вспышек на Солнце; в) взрывов новых звезд; г) взрывов сверхновых звезд; д) взрывов квазаров.
9. Изотопами являются те атомы, которые имеют:
а) одинаковые атомные веса, но различные атомные номера; б) одинаковые атомные номера, но различные атомные веса; в) одинаковое число протонов, но различное число электронов; г) одинаковое число нейтронов, но разное протонов.
Контрольное задание к теме 7.
1. Обоснуйте модели и гипотезы происхождения жизни. Основываются, как правило, на особой роли минерала в истории Земли, среди которых не последняя роль отводится воде.
2. Определите иерархию уровней организации живой природы. Должна быть установлена область существования и функционирования ныне существующих на Земле организмов.
3. Назовите главные характеристики любого живого организма.
4. В чем состоит роль и функция высокомолекулярных органических соединений биологического происхождения, входящих в состав клеточного ядра и играющих важную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов, в том числе в передаче наследственных признаков?
5. Укажите систематики представителей животного и растительного мира.
6. Каковы основные элементы, биотические связи, пищевые цепи в экосистемах?
7. В чем состоят современные достижения и проблемы этологии?
Тестовые задания к теме 7.
1. Существует предположение (гипотеза), впервые высказанное в 1865 г. немецким химиком Г. Рихтером, поддержанное С. Аррениусом и Г. Гельмгольцем, что жизнь была занесена на Землю из космоса посредством метеоритов(идея панспермии – семян жизни). Эта идея была дискредитирована тем, что: а) выделяемое при входе метеорита в атмосферу тепло уничтожит всякое «живое» вещество; б) ничто живое не может сохраниться в межзвездном пространстве из-за жестких ренгеновских, гамма-излучений и ультрафиолета; в) никаких признаков «живого» вещества не было найдено в метеоритах; г) справедливы все ответы; д) справедливо б) и в); е) справедливо а) и б).
2. Первые, возникшие на Земле многоклеточные организмы, относятся к типу:
а) членистоногие; б) плоские черви; в) кишечно-полостные; г) сине-зеленые водоросли.
3. Среди последующих утверждений определите одно некорректное:
а) клетки являются фундаментальными единицами жизни; б) у всех клеток есть стенки;
в) все организмы состоят из одной и более клеток; г) новые клетки возникают при делении других клеток.
4. Каким следует выбрать цвет луча, которым освещается некоторый биологический объект для более детального, лучшего разрешения?
а) красный; б) синий; в) зеленый; г) желтый; д) белый.
5. Укажите, в какой из схем, указанных ниже, нарушена иерархия организации материи? Учтите, что все схемы неполные:
а) элементарные частицы → молекулы → живая клетка; б) атом → макромолекула → органеллы клетки; в) органеллы клетки → макромолекула → живая клетка; г) элементарные частицы → атом → молекула.
6. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости любых живых организмов, это:
а) молекулярная биология; б) генетика; в) биофизика; г) цитология; д) биогеохимия.
7. Как называется нуклеотид, играющий наиважнейшую роль в энергетике клетки?
а) рибонуклеиновая кислота (РНК); б) дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК); в) аденозинтрифосфорная кислота (АТФ); г) фермент.
8. Область существования и функционирования живущих на Земле организмов, это:
а) гидросфера; б) биосфера; в) биоценоз; г) атмосфера и гидросфера.
9. Не имеющие клеточного строения простейшие формы жизни (организмы), состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, это:
а) вирусы; б) бактерии; в) грибы; г) инфузории; д) протисты; е) водоросли.
10. Класс животных, у которых поддерживается постоянная температура тела, это:
а) земноводные; б) млекопитающие; в) пресмыкающиеся; г) насекомые; д) протисты.
Контрольное задание к теме 8.
1. Укажите все возможные гипотезы о происхождении человека.
2. Назовите основные проблемы антропогенеза.
3. Укажите характерные черты эволюционной теории Ч.Дарвина.
4. Каково соотношение биологического и социального в историческом развитии человека? Продолжается ли его биологическая эволюция?
5. Охарактеризуйте основные аспекты этногенеза.
6. Раскройте роль пассионарности в жизни этноса.
7. Что выражает собой антропный принцип?
8. В чем состоит смысл категории мега-истории Вселенной?
9. Охарактеризуйте тенденции развития планетарного и глобального кризисов цивилизации и жизни.
Тестовые задания к темам 8.
1. Все виды деятельности человека относятся к факторам: а) абиотическим; б) биотическим; в) периодическим; г) действующим непериодически (случайно); д) правильные ответы а) и в).
2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека: а) S-образного изгиба позвоночника; б) мышления; в) извилин головного мозга; г) прямохождения.
3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:
а) клетки содержат одинаковое число хромосом; б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;
в) прямоходящие, обладают речью и мышлением; г) они имеют одного предка – австралопитека.
4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:
а) зрачок; б) сетчатка; в) хрусталик; г) роговица.
5. Укажите правильную хронологическую последовательность предков современного человека:
а) питекантроп, австралопитек, неандерталец, кроманьонец; б) австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный; в) синантроп, питекантроп, кроманьонец, человек разумный; г) питекантроп, гейдельбергский человек, синантроп, неандерталец.
6. Каковы доказательства происхождения человека от животных?
а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;
б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании; в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей; г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
7. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:
а) развитое мышление; б) расовые различие; в) общественный образ жизни; г) речь.
8. Все расы входят в один вид – человек разумный, что свидетельствует о:
а) одинаковом уровне физического развития людей разных рас; б) генетическом единстве рас; в) одинаковом психическом развитии людей разных рас; г) существенных генетических различиях между расами.
9. Появление у предков человека S-образного позвоночника произошло под влиянием:
а) абиотических факторов; б) социальных факторов эволюции; в) биологических факторов эволюции; г) антропогенных факторов.
10. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:
а) речь; б) трудовая деятельность и общество; в) эмоции; г) мышление.
11. Наш непосредственный предок это:
а) рамопитек; б) синантроп; в) кроманьонец; г) неандерталец.
12. Женский пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам; б) гомогаметным по Х-хромосоме; в) гомогаметным по У-хромосоме; г) все ответы неверны.
Контрольное задание к теме 9.
1. Почему концепция самоорганизации превратилась сегодня в парадигму исследования обширного класса сложноорганизованных систем?
2. Какие исследования называют междисциплинарными? Приведите 2-3 примера.
3. В чем состоит противоречие между эволюционной теорией Дарвина и классической термодинамикой?
4. В чем состоят особенности самоорганизации в химических реакциях типа реакции Белоусова – Жаботинского?
5. Какие структуры И.Пригожин назвал диссипативными?
6. Какова роль математики в проблемах самоорганизации?
7. Возможно ли использование идей самоорганизации в той сфере деятельности, в которой заняты Вы? (Сформулируйте по возможности развернутый ответ).
Тестовые задания к теме 9.
1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:
а) неклассического естествознания; б) классического естествознания; в) теории самоорганизации; г) теории катастроф; д) постнеклассического естествознания.
2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:
а) по экспоненте; б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время); в) в режиме бифуркаций; г) в режиме странных аттракторов; д) в режиме динамического хаоса.
3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:
а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность; б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность; в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность; г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
4. Создателем концепций синергетики в науке стал:
а) Владимир Вернадский; б) Никита Моисеев; в) Герман Хакен; г) Илья Пригожин;
д) Норберт Винер; е) Владимир Арнольд.
5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам: а) социально-экономического направления; б) физического направления; в) междисциплинарного направления; г) биологического направления; д) химического направления.
6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:
а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу; б) направленность развития на структурную упорядоченность; в) направленность изменений в область странных аттракторов; г) приобретение системой эмерджентных свойств.
Контрольное задание к теме 10.
1. На чем основываются научные объяснения и как различаются разные их уровни?
2. Какая разница существует между эмпирическими и теоретическими объяснениями?
3. Что такое научный метод и на чем он основывается?
4. В чем заключается единство научного метода?
5. В чем отличие всеобщих методов от общенаучных?
6. Какие условия необходимы для проведения научных экспериментов?
7. Что такое “идеализация” в естествознании? Раскройте роль мысленного эксперимента в научно-теоретических исследованиях.
8. Что понимается под формализацией в научном познании?
9. Какова роль гипотез в научном познании?
10. Охарактеризуйте принципы верификации и фальсифицируемости.
Тестовые задания к теме 10.
1. В структуре научного познания различают уровни:
а) эмпирический, статистический; б) динамический, виртуальный; в) теоретический, эмпирический; г) динамический, теоретический; д) мистический и мифологический; е) эвристический и аксиологический; ж) символический и рациональный.
2. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к уровню научного познания:
а) математическому; б) динамическому; в) виртуальному; г) теоретическому; д) мистическому; е) мифологическому; ж) метафизическому; з) рациональному.
3. Высказывание гипотезы в структуре научного познания есть:
а) начало математического анализа проблемы; б) начало теоретического уровня познания; в) начало мысленного эксперимента; г) начало эмпирического обобщения; д) начало формулирования закона; е) начало установления научного понятия о факте.
4. Принцип верификации утверждает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно:
а) логически непротиворечиво; б) эмпирически проверяемо; в) математически достоверно; г) теоретически неопровержимо; д) логически доказуемо; е) логически допустимо.
5. Основателями классического естествознания и классической науки являются:
а) Кеплер, Коперник; б) Декарт, Галилей; в) Галилей, Ньютон; г) Ньютон, Лейбниц.
6. Как правило, динамические и статистические методы познания относятся к методам:
а) общенаучным; б) частнонаучным; в) всеобщим; г) теоретическим; д) метафизическим.
Тестовые задания к теме 11.
1. Кто из античных мыслителей первым указал на математическую сущность природы:
а) Архимед; б) Аристотель; в) Конфуций; г) Пифагор; д) Платон; е) Евклид.
2. Какой математический аппарат (раздел математики) лежит (используется) в основе классического естествознания:
а) вариационное исчисление; б) дифференциальное и интегральное исчисление; в) векторный анализ и теория поля; г) дифференциальная геометрия; д) теория групп.
3. Какой раздел математики используется физической теорией для объяснения электромагнитных явлений и процессов:
а) дифференциальная геометрия; б) векторный анализ и теория поля; в) теория групп;
г) теория множеств; д) аналитическая геометрия; е) матричное исчисление; ж) риманова геометрия.
4. Математикой явлений атомного (квантового) микромира является:
а) теория множеств; б) теория бесконечномерных гильбертовых пространств; в) геометрия Римана; г) топология; д) функциональный анализ; е) дифференциальное и интегральное исчисление; ж) геометрия пространства-времени Минковского; з) тензорный анализ.
5. Кто из математиков первым опроверг пятый постулат Евклида (постулат параллельных прямых):
а) Риман; б) Лобачевский; в) Гамильтон; г) Гёдель; д) Клиффорд; е) Гаусс.
6. Теорема какого математика утверждает неполноту любой формально-логической системы:
а) Минковского; б) Римана; в) Гёделя; г) Гильберта; д) фон Неймана; е) Тарского.
7. Какая геометрия (названная именем этого математика) лежит в основе общей теории относительности (теории тяготения) Эйнштейна:
а) Лобачевского; б) Минковского; в) Евклида; г) Римана; д) Декарта; е) Гильберта.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы
ОСНОВНАЯ
1. Савченко В.Н., Смагин В.П. Концепции современного естествознания (в 2-х томах). Изд. 2-ое, доп., перераб. Владивосток : изд-во ВГУЭС, 2013. т.1. – 308 с. , т. 2. – 312 с. (Гриф Министерства образования и науки)
2. Савченко В.Н., Смагин В.П. Концепции современного естествознания: принципы, гипотезы, законы, теории. Вл-к. Изд-воТГЭУ, 2009. –304с. (Гриф Министерства образования и науки)
3.Савченко В.Н., Смагин В.П.Концепции современного естествознания: Тезаурус. Вл-к. Изд-во ВГУЭС, 2010.- 296с.(Гриф ДВ РУМЦ)
4. Савченко В.Н., Смагин В.П. Присяжнюк А.В., Танашкина Т.Н. Концепции современного естествознания: Тесты. Вл-к, Изд-во ТГЭУ, 2010. –344с. (Гриф ДВ РУМЦ)
5. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. т.1. Концепции и принципы, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 – 608 с, т.2. Тезаурус. 336с. (Серия «Высшее образование»)
6. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. М.: Дрофа, 2004, - 256 с.
7. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 2002.
8. Концепции современного естествознания. /Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д: «Феникс», 2000, 2002.
9. Философия современного естествознания: учебное пособие для вузов/Под общ. Ред. проф. С.А. Лебедева- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|