Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА № 5. КВАЛИФИКАЦИЯ ПО СУБЪЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ





Цель занятия: изучить проблемы квалификации при анализе признаков субъекта и субъективной стороны.

 

1. Установление возраста лица в процессе квалификации преступления.

2. Вменяемость как обязательный признак субъекта преступления.

3. Особенности квалификации деяния несовершеннолетнего, отстающего в психическом развитии.

4. Значение специальных признаков субъекта для квалификации.

5. Особенности квалификации преступлений с умышленной и неосторожной формой вины.

6. Квалификация преступлений с двойной формой вины.

7. Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления, их значение при квалификации.

8. Фактическая и юридическая ошибка: проблемы квалификации.

 

При изучении вопроса о понятии субъекта преступления нужно знать и уметь раскрывать юридические признаки субъекта, необходимые для признания лица способным нести уголовную ответственность. Следу­ет также уяснить, что эти признаки, характеризующие субъект преступ­ления, могут быть обязательными или факультативными. Надо твердо усвоить при этом, что обязательными юридическими признаками, необхо­димыми для признания лица, совершившего общественно опасное деяние, субъектом преступления, являются физическая природа лица, достижение определенного возраста, установленного законом, и вменяемость.



Изучая вопрос о возрасте, достижение которого требуется для привлечения к уголовной ответственности, нужно усвоить, в частности, следующие основные положения:

а) по УК РФ уголовная ответственность, по «общему правилу», наступа­ет с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК);

б) за отдельные, специально предусмотренные в законе преступления - с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК).

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних и молодежи исходит из необходимости особой заботы о них. В соответствии с этим, в уголовном кодексе имеется целый ряд норм, предусматривающих особые правила об ответственности несовер­шеннолетних и применении к ним уголовного наказания. Это находит свое выражение в снижении им за совершение преступления сроков лише­ния свободы; запрещении применять отдельные виды наказания; в назна­чении за совершение преступлений небольшой или средней тяжести вмес­то лишения свободы иных видов наказания, а также принудительных мер воспитательного воздействия, в установлении особого порядка сня­тия судимости. УК РФ выделяет ряд особых правил, относящиеся к несо­вершеннолетним, в раздел Y. Все это имеет важное значение в осущест­влении уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонару­шителей и преследует цель их перевоспитания.



При изучении понятия невменяемости (ст. 21 УК РФ), нужно уяснить, в чем сос­тоят медицинский (биологический) и юридический (психологический) критерии невменяемости, почему для признания лица невменяемым необ­ходимо одновременно наличие обоих указанных критериев. Нужно также понять, почему для установления юридического (психологического) кри­терия невменяемости достаточно установить либо отсутствие у лица способности отдавать себе отчет в своих действиях, либо руководить ими.

Одна из типичных ошибок при изучении данного раздела курса сос­тоит в том, что обучающиеся смешивают лиц невменяемых и лиц, заболев­ших психической болезнью после совершения преступления. Следует уяс­нить, что невменяемыми могут быть признаны лица, обладающие соот­ветствующими признаками в момент совершения преступления, такие лица не являются субъектами преступления, следовательно, в их действиях отсутствует состав преступления.

Необходимо знать также положения закона, регулирующего ответс­твенность лиц, которые во время совершения преступления страдали психическим расстройством, не исключающим вменяемости, а также лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 22, 23 УК РФ)



При изучении факультативных признаков, характеризующих субъ­ект преступления, нужно, прежде всего, уяснить понятие специального субъекта и уметь называть категории таких субъектов.

Необходимо обратить внимание на новую тенденцию в законопроектной работе, а именно на разработку законопроектов о введении института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц (см. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" (http://www.sledcom.ru/discussions/?SID=1273).

При подготовке к практическому занятию необходимо вспомнить понятие вины, формы и виды, как законодательные, так и незаконодательные. И установить общие принципы квалификации при каждой разновидности вины.

Сложным для уяснения является вопрос о преступлении, совер­шаемом с двумя формами вины, эти преступления встречаются весьма редко, при­чем в большинстве случаев в тех составах, где объективная сторона преступления характеризу­ется наступлением не одного, а двух последствий: ближайших и отда­ленных. В таких случаях при рассмотрении субъективной стороны этих преступлений необходимо различать психическое отношение лица к пер­вому и ко второму результатам (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Кроме того, многие отечественные криминалисты признают возможность так называемой «смешанной вины» там, где имеется различное психическое отноше­ние лица к совершенному деянию и к наступившим последствиям. Напри­мер, при незаконном производстве аборта (ч. 3 ст. 123 УК РФ) психичес­кое отношение к самому незаконному производству аборта может быть в форме умысла, а в отношении наступления в результате аборта смерти или тяжкого вреда здоровью - в форме неосторожности.

Обучающийся должен также уметь раскрывать содержание факульта­тивных признаков субъективной стороны (мотива, цели и эмоционального состояния), и вопроса о юридической и фактической ошибках.

В процессе практического занятия будет использован такой интерактивный метод обучения как деловая игра «Защита диссертации по теме «Ответственность за преступления, совершенные с двумя формами вины» за основу будет взят автореферат диссертации Латыповой Эльвиры Юрьевны «Ответственность за преступления, совершенные с двумя формами вины, по уголовному праву России и зарубежных стран»(http://sartraccc.ru/Disser/latypova.pdf).

 

Формы и виды контроля знаний студентов на занятиях

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте субъекта преступления в следующих статьях: ст. 300, 286, 290, 111.
  2. Составьте таблицу, характеризующую медицинский и юридический критерий «ограниченной вменяемости».
  3. Назовите 10 преступлений со специальным субъектом и охарактеризуйте его.
  4. Проанализируйте Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц". Укажите, по вашему мнению, отрицательные и положительные стороны введения нового института уголовного права.
  5. Ответьте на поставленные вопросы:

- чем отличается косвенный умысел от преступного легкомыслия; преступная небрежность от невиновного причинения вреда

- при какой разновидности умысла возможно покушение на преступление.

Задачи.

1. Рогов после употребления спиртных напитков с матерью и дальним родственником Гришиным, решил сходить в магазин для того, чтобы еще купить спиртное. Когда вернулся из магазина, то увидел мать и Гришина, лежащих на диване, при этом Гришин обнимал мать и целовал. Ему это не понравилось и он, взяв со стола кухонный нож, подошел к Гришину и нанес несколько ударов ножом в шею, а затем ударил ножом мать. В материалах дела имеется протокол осмотра места происшествия, из которого следует, что в доме N 8а по улице Мира в г. Улан-Удэ были обнаружены трупы женщины и мужчины с признаками насильственной смерти. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Роговой наступила в результате колото-резаного ранения шеи слева с повреждением левой внутренней сонной артерии, повлекшего за собой обильную потерю крови. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Гришина последовала от обильной потери крови, развившейся в результате пяти колото-резаных ранений на передней боковой поверхности шеи слева с повреждением общей сонной артерии, пищевода и трахеи. Квалифицируйте содеянное Роговым. Охарактеризуйте признаки субъективной стороны преступления.

2. По инициативе потерпевших Гнездилова и Савченко во дворе дома Наумова произошла ссора, в ходе которой потерпевшие пытались развязать драку с Наумовым Жена Наумова пресекла действия потерпевших, после чего Гнездилов и Савченко стали выходить со двора за ворота дома. В это время Наумов зашел домой, взял ружье и, выйдя на крыльцо дома, произвел выстрел в сторону ворот. В результате выстрела потерпевшему Савченко было причинено огнестрельное сквозное ранение грудной клетки. От полученного ранения смерть потерпевшего наступила на месте происшествия. Как показал Наумов, взяв дома ружье, он вышел на крыльцо. Ружье держал горизонтально в правой руке, в направлении чуть правее калитки. Где находились во время выстрела Гнездилов и Савченко, он не знал, думая, что они находятся левее ворот. За забором никого не видел и не слышал. Когда произвел выстрел, то увидел жену, которая сообщила, что он убил человека. Квалифицируйте содеянное. Охарактеризуйте признаки субъективной стороны преступления.

Тесты

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.