Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


имеют отдаленные цели и прежде всего цель всех целей, синтези­рующая другие более частные цели. Эту цель задает основопола­гающая нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в жизни.

Религиозная интерпретация мира является средством овладе­ния миром, освоения многочисленных смыслов окружающей дей­ствительности с целью формирования адекватных смыслов дейст­вия. В этом случае иррациональность воспринимается в форме переживания многих возможностей поведения, разнообразных альтернатив в способах действия. Вероучение обеспечивает рели­гиозное смыслоозначение повседневной жизни людей. Религия задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру. Религиозность является побудительной силой, мотивом определен­ного рода социального действия, направленного на овладение миром. Всякая религия претендует на то, чтобы быть способом практического овладения действительностью, призвана обеспечить господство человека над обстоятельствами повседневной жизни. Религия воспитывает у своих последователей способность рацио­нализации окружающей действительности.



В исследовании религии аля Вебера главным является «обна­ружение тех созданных посредством религиозных верований и практики религиозной жизни психологических стимулов, которые указывали направление поведению и удерживали индивидуум в нем» . Значение религиозных стимулов анализируется в контексте их влияния на развитие капитализма в Западной Европе.

Наиболее «рациональным» типом хозяйствования считается капиталистическая система, которой присущ «дух капитализма». «Дух капитализма» понимается как «этически окрашенная жиз­ненная максима», возбуждающая стремление к богатству и обу­словливающая «рационализацию» получения дохода. Вебер нахо­дит источники развития капитализма в особенностях протестан­тизма. Он полагает, что исходным пунктом «духа капитализма» явилась идея призвания и что решающую роль в его утверждении сыграл аскетический протестантизм в кальвинистской разновид­ности. Неутомимый «труд по призванию», «самоотречение во имя труда по призванию» (аскеза), систематический самоконтроль,



1 Weber M. Gesammelte Aufsatze гит Religionssoziologie. Tubingen, 1920. S.


выдвинутые кальвинистами, соответствовали потребностям капи­талистического хозяйства. Кальвинизм рассматривал «труд по при­званию» как средство «религиозной гигиены» и даже «знак милос­ти Божией», и это сделало его носителем «духа капитализма». «Рационализация» в хоА,е Реформации христианских представле­ний выступает, таким образом, решающим фактором «рациона­лизации» системы хозяйствования. Капитализм не мог бы получить такого развития на Западе, если бы ему не предшествовало формирование «духа капитализма» под влиянием «хозяйственной этики» кальвинизма. Вебер стремится также проследить воздейст­вие хозяйственной жизни, развивавшейся под влиянием христи­анства, на структуру общества, на социальное расслоение и т.д.

Религия отношение к священным вещам

Известный французский социолог и философ Э. &юркгейм (1858— 1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался прин­ципом социологизма, согласно которому общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты», не сводимые к экономическим, психологическим, физиологическим и другим фактам. «Социальные факты» объективны, существуют независимо от индивида и имеют принудительную силу по отно­шению к нему. Среди фактов выделяются морфологические, обра­зующие «материальный субстрат» общества — плотность населе­ния (частота контактов и интенсивность общения людей), пути сообщения, поселения и т.д., а также духовные, нематериальные факты — «коллективные представления», которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Дюркгейм отверга­ет сведение социального к биологическому и психологическому: необходимо объяснять «социальное социальным». jS^bsi такого объ­яснения используется идея общественной солидарности. Послед­няя истолковывается в двух аспектах: как механическая, которая свойственна архаическим обществам, и как органическая, разви­вающаяся в современных обществах, в которых осуществляется далеко идущее разделение труда.



Религия представляет собой «социальный факт», и нужно выяснить, из каких элементов она состоит, какие причины ее производят, какие функции она выполняет. По мнению Дюркгей-ма, идея сверхъестественного, Бога, присуща лишь некоторым


Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВВДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.