Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ (КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ






 


Представление о религии как о традиционной высокоразвитой и дифференцированной системе, включающей культ, церковь, тео­логию с ее учением о потустороннем Боге и проч., объявляется «сомнительным в научном отношении». Противоположность ре­лигиозное — светское теряет свой смысл, «светское насквозь религиозно». Идея трансцендентности сохраняется, но в переос­мысленном виде: религия по сущности и содержанию трансцен-дентна, но это такая трансцендентность, которая в то же время имманентна миру, обществу, человеку.

В русле трансцендентно-имманентной традиции интерпрети­рует религию православный богослов и философ С.Н. Булгаков (1871 —1944). По ею мнению, объект религии, Бог, есть нечто, с одной стороны, совершенно транщендентное, иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой стороны, Он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием. Оба момента религиозного созна­ния даны одновременно как полюсы, в их взаимном отталкивании и притягивании. Объект религии, Божество, есть нечто по существу своему трансцендентно-имманентное или имманентно-трансцен­дентное. Бог абсолютно возвышается над человеком, в то же время бесконечно унижается, снисходит к миру, являет Себя миру, вселя­ется в человека. Премирность, трансцендентность Божества и бо-госнисхождение, богоочеловечение или же человекообожение, со­ставляют основное условие религии. Абсолют, который был бы толь­ко премирен или трансцендентен миру, не был бы Богом а,ля чело­века, оставаясь аля него совершенно нейтральным, равнозначащим чистому ничто. Бог же, который стал бы совершенно имманентен, и только имманентен, не был бы Богом, это был бы человек или мир, взятый в своей последней глубинности1. Бог в трансцендентности своей бесконечно удален от человека, уходит от него в запредельную тайну, оставляя в религиозном сознании одно НЕ, одно СВЕРХ, одну пустоту. Но религиозное самосознание не может жить, дышать и питаться одной этой пустотой — богообщение, богопереживание, богобытие составляют его жизненную основу. Религия возможна лишь постольку, поскольку трансцендентное Божество, неизречен­ная и недомыслимая тайна открывается человеку, и Абсолютное становится аая человека Богом2.






Для религии указанная антиномия как раз создает постоянный и незаменимый импульс, она есть нерв религии, придает ей глубину и движение и хотя и неразрешима, она постоянно разрешаема в религиозной жизни, вновь и вновь переживаясь как источник религиозных озарений в пламени веры. Для веры и не должно быть понятного до конца, вера есть дитя тайны, подвиг любви и свободы, она не должна убояться рассудочного абсурда, ибо здесь открыва­ется вечная жизнь, безбрежность Божества .

В религии устанавливается и переживается связь человека с тем, что выше его. В основе религиозного отношения лежит основной и неустранимый дуализм: в религии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса. Религия всег­да есть раздвоение человека с самим собой, отношение его к себе, как к другому, второму, не одному, не единственному, но связанно­му, соединенному, соотносящемуся. В религии человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он сам себя узнал, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить рели­гию. Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом. С.Н. Булгаков пишет: «Религия есть переживание трансцендентно­го, становящегося постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имма-нентного... В категориях религии 7?1ранщенден?пно-имманентное есть основное формальное понятие, в котором осознается связь с Божеством»2. Основная полярность религиозного сознания — про­тивоположность трансцендентного в пределах данного замкнутого круга сознания; то, что находится за этим кругом, не существует в его пределах, трансцендентно. Трансцендентное — пограничная область для имманентного, его предел. Религия, разъясняет Булга­ков, основывается на поляризации сознания, напряженном чувстве противоположности трансцендентного и имманентного, она знаме­нует собой не только связь, но и удаленность человека от Бога, в этом смысле сама есть, а,о известной степени, выражение греховного от­падения мира от Бога, ущербленного богосознания .



В основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством, и в этом заключается единственный источник ее


 


1 См.: Булгаков СИ. Свет невечерний. М., 1994. С. 88.

2 См.: Булгаков СИ. Указ. соч. С. 92.


1 См.: Там же. С. 93.

2 Там же. С. 12.

3 См.: Тамже. С. 30.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.