Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


прегрешения по отношению к Богу — все эти типичные факты показывают, что божество является как бы трансцендентным местом сосредоточения групповых сил, что взаимодействия и взаимовлияния, осуществляющиеся в действительности между эле­ментами группы и образующие это единство в функциональном плане, преобразились в лоне Бога в самостоятельные сущности; динамика групповой жизни, выйдя за рамки отдельных ее мате­риалов и носителей, устремляется в результате бурного подъема религиозного настроения в область трансцендентного, достигнув которой, она выступает по отношению к этим частностям, нося­щим относительный характер, как абсолют. Старое представление, согласно которому Бог есть абсолют, а все человеческое — отно­сительно, приобретает здесь новый смысл; между людьми сущест­вуют отношения, которые находят свое субстанциальное выраже­ние в представлении о Божественном» .

Зиммель обращает внимание на «парадокс религии»: она развертывается не по ту сторону общественной жизни, а глубочай­шим образом коренится в ней, но достигает расцвета за ее пределами, связывает ее распадающиеся нити в трансцендентных пунктах. Философ полагает, что религия способствует преодолению противоречий, которые ведут к серьезным общественным кон­фликтам: в обществе индивид получает блага лишь в соревновании с другими, верующий же может обрести душевное благо без того, чтобы лишать других их душевных благ; если в обществе индивид осуществляет себя, вырывая у всеобщности свою свободу, то аля верующего в Царстве Божием свобода и связанность совпадают. Хаотичное, расколотое вещество общества наполняет религиозную форму и посредством этой формы направляется к интегративной «точке схода» — к Богу. Человек пользуется религиозной силой трансцендирования, чтобы выразить свои интегративные стремле­ния.



Содержание и явления религии представляют собой соедине­ние вещества жизни и религиозной формы. Объективные религи­озные образования — церковь и догматика, по мнению Зиммеля, суть только слабый отблеск чистой формы религии. Религиозная форма есть функция индивидуальной жизни и, следовательно, должна удовлетворять потребности отдельного человека. Социаль-



1 Зилшелъ Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избранное. Т. I. Философия культуры. М., 1996. С. 601—602.


ныи институт церкви с течением времени затвердеет, догматика превращается в самоцель. Поэтому индивидуальная религиозность постоянно приходит в противоречие с догматикой, церковью и колеблет их.

Структурно-функциональный подход к религии

Дюркгейм внес существенный вклад в разработку структурно-функционального подхода; идеи этого подхода были развиты из­вестными этнологами и социальными антропологами А. Рад-клифф-Брауном (1881 — 1955), Б. Малиновским (1884—1942) и особенно американскими социологами Т. Парсонсом (1902— 1979) и Р.К. Шртоном (р. 1910). Общество рассматривается как иерархическая система, состоящая из некоторого множества под­систем (элементов), в центре внимания находится проблема структурирования, дифференциации, функционирования, интегра­ции, равновесия, стабильности, статусов, ролей, норм, образцов, ожиданий и т.д.

Радклифф-Браун исходил из общества как целого и имел наме­рение обнаружить слаженную работу его частей. Соответственно уделял преимущественное внимание анализу структуры общества, стремился выделить в институтах, разделенных временем и про­странством, повторяющиеся образы и связи. Функциональное един­ство общества понимал как состояние, в котором все части социаль­ной системы работают гармонично и внутренне согласованно, а ту или иную из них объяснял на основе вклада, который она вносит в воспроизводство целого и определенной структуры. С этих позиций Радклифф-Браун говорит и о религии: «Мы исходим из гипотезы, что социальные функции религии не зависят от ее истинности или ложности, что религии, которые мы считали ошибочными или даже абсурдными... могут быть частями социального механизма и что без этих «ложных» религий социальная эволюция и развитие современ­ной цивилизации невозможны» .

Малиновский в центр внимания поставил отыскание функции части (элемента) внутри социального целого и сформулировал постулат универсальной функциональности, согласно которому /\ая каждого действия и института существуют функция или функции и общества не содержат нефункциональных элементов. Он писал:

RadcUff-Bnum A. Structure and Functions in Primitive Society. London, 1959. P. 154.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.