Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


Социальные науки стремятся понять действительность не только в ее культурном значении, но и в каузальной связи. Число и характер причин, определивших какое-либо индивидуальное событие, всегда бесконечно, и исчерпывающе каузальное сведение конкретного явления во всей полноте его свойств практически неосуществимо. Поэтому каждый раз необходимо выявлять кон­кретные причины индивидуальных событий, а знание общих законов их причинной обусловленности является только средством исследования. Степень значимости каких-то факторов зависит от того, к какому типу причин сводятся элементы данного явления, которые в данном отдельном случае считаются важными.

Вебер признает право анализа культурной действительности под углом зрения ее экономической обусловленности и даже опасается недооценки научной значимости экономической интер­претации. Но, по его мнению, экономическое объяснение носит ничуть не более исчерпывающий характер, чем выведение капита­лизма из тех или иных преобразований религиозного сознания, игравших определенную роль в генезисе капиталистического духа1. Инструментом познания социальной действительности явля­ются, по Веберу, идеальные типы. Они конструируются познаю­щим субъектом в соответствии с определенной точкой зрения, на основе того или иного культурного интереса. Это мысленный образ, не являющийся воспроизведением исторической реальнос­ти, и полученный посредством одностороннего «усиления» опре­деленных элементов действительности. В идеальном типе фикси­руются не родовые признаки, а своеобразие явлений культуры. В реальной действительности такой мысленный образ в его понятий­ной чистоте нигде эмпирически не обнаруживается, хотя в нем отражены значимые в своем своеобразии черты культуры, взятые из действительности и объединенные в идеальном синтезе. Можно руководствоваться самыми различными принципами отбора свя­зей, которые используются для создания идеального типа. Идеаль­ный тип предназначен мя измерения и систематической характе­ристики индивидуальных, значимых в своей единичности связей. Соотнесение и сопоставление эмпирической данности с идеальным типом помогает осознать ее практическое культурное значение. Применение метода конструирования при анализе религиозных





1 См.: Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М Избранные произведения. М., 1990. С. 366, 368.


явлений позволяет создать соответствующие идеальные типы — «христианская вера», «церковь», «секта», «христианство средних веков», «христианство», «религия».

Объектом социологии Вебер считает не любой вид внутреннего состояния или* внешнего отношения индивидов, а социальное действие. Она призвана дать истолковывающее понимание и посредством этого каузальное объяснение такого действия. Дейст­вие индивида становится социальным, если имеет смысл, субъек­тивно осмысленно соотносится с действиями других людей, ори­ентировано на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех собственных действий. Не все действия — в том числе и внешние — являются социальными. Внешнее действие не может быть названо таковым, если оно ориентировано только на поведе­ние вещных объектов, а внутреннее отношение носит социальный характер лишь в том случае, когда ориентировано на поведение других, так, например, действия религиозного характера несоци­альны, если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в одиночестве молитвы и т.д. .

По мнению Вебера, предпосылку религии образует проблема смысла, которая возникает из переживания «иррациональности мира» и человеческой жизни. В экстремальном виде эта иррацио­нальность появляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности. Вебер характеризует религию как способ придания смысла социальному действию: в качестве явления культуры она задает и поддерживает соответствующие смыслы. Тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и в повседневную этику. Иррациональность соотносится с рациональностью, бес­смысленность со смыслом. Религия концентрирует смыслы, на ее основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором вещам придается определенный смысл. Мир становится ареной действия демонов, душ, богов, сверхъестественных сил. Неодно­родные элементы действительности сплетаются в систематизиро­ванный космос. Данные эмпирического опыта объединяются более или менее рациональным способом в представлении о мире, которое квалифицирует происходящие события как смыслозначи-мые или бессмысленные. Особое значение в человеческой жизни



1 См.: Ъсбср М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произве­дения. С. 625.


L


Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.