Сделай Сам Свою Работу на 5

Социализация личности, её факторы. Социализированность и воспитанность.





Огромное влияние на формирование личности оказывает социальная среда – это духовные и материальные условия жизни человека. Воздействие этой среды приносит формирующие личность результаты. Среди них важнейшими являются образовательные (понимание гражданами окружающего мира, происходящих событий и своего места в обществе); воспитательные (у человека формируются убеждения, культурные, моральные и эстетические взгляды, определённое отношение к миру, изменяются мотивы и привычки поведения и т. д.); обучающие (формируются знания по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовые и профессиональные навыки); развивающие (формируются потребности, интересы, склонности; развивается интеллект, нравственность и т. д.).

Однако характерная особенность воздействия социальной среды на личность – это её стихийность, неуправляемость и случайность. Кроме того, это влияние оказывают чаще всего люди, не имеющие педагогической подготовки (друзья, родители). Поэтому воздействия среды нередко бывают таковы, что перечёркивают многое из того, что было сформировано в школе усилиями педагогов.



Осмысление современных проблем духовного развития личности, в частности, проблемы воспитания и реальных возможностей реформирования системы образования, невозможно без обращения к феномену социализации.

Усвоение социального опыта, который транслирует культура, происходит через социализацию. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению.

Понятие «социализация» имеет множество граней и аспектов. Существует разнообразие определений понятия «социализация». Среди них можно представить следующие:

ü социализация – это процесс овладевания набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции;

ü социализация – процесс интериоризации индивидом знаний, ценностей и норм;

ü социализация – процесс подключения к культуре так таковой и одновременно подключение к традициям конкретной национальной культуры.

В последнем случае социализация становится процессом формирования индивидуальности. Тогда результатом социализации выступают индивидуальные вариации исторически определённого типа личности. Эти разнообразия обусловлены конкретно-частными реакциями на социальные ситуации и врождёнными психологическими задатками, которые воплощаются в определённую общность – исходную поведенческую матрицу.



Сущность социализации состоит в том, что на протяжении этого процесса человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Само собой разумеется, что содержание идеалов для каждого общества значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и исторического строя общества. Но в то же время в современных условиях социализация имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для различных обществ.

Прежде всего, необходимо отметить, что социализация – двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей, норм, знаний и умений. С другой стороны, социализация предполагает процесс усвоения индивидом социального опыта, его интериоризацию, т. е. переход внешних процессов общественной жизни во внутренние процессы психики человека, при котором они трансформируются.

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырёх составляющих:

Ø стихийной социализации, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе;

Ø относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.). Относительно направляемая социализация – это социализация, направляемая государством. Государство осуществляет свою политику в сфере образования, которая основана на таких принципах, как обязательность общего базового образования, преемственность уровней образования, научность, светский характер образования, а также национально-культурная основа образования и приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования;



Ø относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и других условий для развития человека;

Ø более или менеесознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный и антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

 

Итак, что делает социализация и какова её роль в обществе? Ответ на этот вопрос кроется в функциях, выполняемых социализацией. Основные из них следующие:

обеспечение преемственности в развитии культуры и цивилизации: при успешной социализации индивид становится не только объектом, но и субъектом истории и передаёт наличный культурный опыт (включая ценности, традиции) следующим поколениям;

воспроизводство субъекта социально-исторического процесса: фактически, посредством социализации индивид включается в конкретную историческую эпоху, приобщается к наличной цивилизации, становится объектом культурной суперсистемы, как называл цивилизации Питирим Сорокин;

поддержание бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения. Эта функция крайне важна, так как именно здесь социализация включает воспитание и ценностное взросление.

 

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый их которых «специализируется» на решении определённых задач. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации:

1) дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, ВУЗе и т. д.;

2) трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

3) послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

 

В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

 

Рассмотрим факторы социализации. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определённых странах;

мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;

микрофакторы – к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание.

Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг и супруга и т. д.

 

Результатом социализации выступает социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, это баланс адаптированности и обособления личности в обществе. Признаками адаптированности являются следующие показатели: степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями; наличие притязаний, согласованных с возможностями их реализации, наличие жизненных целей; необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

Признаками обособления личности в обществе выступают следующие показатели: ценностная автономия (наличие собственных взглядов, способность их менять, создавать новые), психологическая автономия (наличие Я-концепции), эмоциональная автономия (эмоциональные привязанности), поведенческая автономия (креативность, способность самостоятельно решать проблемы).

В исследованиях по социализации указывается на изменчивость общества и в связи с этим подчёркивается, что социализированность имеет «мобильный характер», так как социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд из страны в страну, из региона в регион и т. п.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает развитие личности, способной принимать решения и противостоять внешнему давлению.

Ещё одним показателем эффективности социализации выступает уровень воспитанности. Воспитанность – это определённая степень личностного развития. Под уровнем воспитанности понимается совокупность умений и навыков, сформированность личностных качеств, необходимых обучаемому для достижения заданного уровня обученности и воспитанности в учебно-воспитательном процессе и процессе социализации. Воспитанность не может быть сведена к внешним правилам этикета поведения (пропустил старшего в дверь, первым поздоровался со старшим). Воспитанность - это и не сумма, конгломерат многих качеств ученика (от искренности до интернационализма).

Стержнем воспитанности, по мнению А. К. Марковой, является согласованность трех компонентов:

ü нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе);

ü нравственных убеждений и мотивов,целей, отношений, смыслов – то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон;

ü нравственных поступков и нравственного поведения в учении.

 

Поэтому психологическими показателями воспитанности являются:

v широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне;

v понимание окружающих;

v нравственные убеждения;

v мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в "сильном" целеполагании – доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок; реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении.

Подводя итог, можно сказать, что культура транслирует социальный опыт, усвоение которого происходит через социализацию. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Мы также отметили, что социализация – двухсторонний процесс, что свидетельствует о том, что человек в данном процессе является как объектом воздействий, так и субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в избирательном отношении к ценностям, знаниям, нормам общества.

Можно сделать вывод, что успешность социализированных процессов определяется привитием необходимого для социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения правил общественной жизни; успешностью блокирования тех форм социального поведения, которые определяются как девиантные; умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной и традиционной составляющими в общественной жизни.

Список возможных тем для рефератов и докладов:

1. Периодизация возрастного развития детей согласно различным учёным.

2. Роль биологического фактора в развитии и формировании личности.

3. Гениальные способности знаменитых людей в детском возрасте.

4. Дети-Маугли: к чему приводит длительная изоляция человека от общества?

5. Принципы воспитания подростков в колониях для несовершеннолетних.

6. Откуда берутся «дети-отморозки»: виноваты семья, общество или школа?

7. Воспитанность как показатель эффективности процесса социализации.

8. Современные воспитательные системы.

Литература по теме:

1. Жук А. И. и др. Основы педагогики: учебное пособие - Мн.: Аверсев, 2003.

2. Жук О. Л. Педагогика - Мн.: БГУ, 2003.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова, М., 1999.

4. Кукушин В. С. Общие основы педагогики – Ростов н/Д, Издательский центр «Март», 2002.

5. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания, - М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.

7. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьников в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992

Это интересно знать

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.