|
Структура личности, её анатомо-физиологические, психические и социальные свойства и качества.
“Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Так К.Д. Ушинский понимает задачу педагога: изучить природу ребенка. В науке имеются разные теории личности. В зависимости от понимания сущности личности строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Диалектический взгляд на сущность человека утверждает: человек – биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.
Что касается личности, то современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)
Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Понятие личности является очень сложным, широким, комплексным. Личность –системное социальное свойство каждого человека, его социальная сущность и облик, главная характеристика человеческого цивилизованного существа.
Личность может рассматриваться в контексте различных научных дисциплин и соответственно каждая их них выделяет в анализе личности разные аспекты.
В социологии личность оценивается в соответствии со своими социальными ролями или по социально-демографическим данным.
В психологии личность рассматривается как главная внутренняя характеристика человека, его интеллектуальная развитость.
В педагогике имеется специфический подход в анализе личности, который выражается в следующих её характеристиках:
- педагогика не рассматривает личность как таковую, а рассматривает становление и формирование личности (т. е. сам процесс); при этом мы наблюдаем, как происходит становление педагогических свойств личности (воспитанность, обучаемость);
- педагогика признает факт возникновения и изменения педагогических свойств каждого человека, что происходит в процессе социализации личности;
- педагогика рассматривает подход к личности, как ни к пассивному объекту, накопляя социальным опытом, а рассматривает личность как субъект общественных отношений и субъект педагогических систем; но этот субъект должен проявить активность и самостоятельность усвоения опыта, несёт ответственность за свою жизнь.
Таким образом, личность системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе. По К. К. Платонову, выделяются четыре подструктуры личности:
· биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;
· психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;
· опыт: умения, навыки, знания, привычки;
· направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр..
· Рис.3 Таблица «Иерархическая структура личности» (по К.К. Платонову):
Краткое название подструктуры
| К данной структуре относятся
| Соотношение биологического и социального
| Подструктура направленности
| Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы
| Социальный уровень (биологического почти нет)
| Подструктура опыта
| Умения, знания, навыки, привычки
| Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
| Подструктура форм отражения
| Особенности познавательныхпроцессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)
| Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального )
| Подструктура биологических, конституциональных свойств
| Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. П.; половые, возрастные свойства
| Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
|
Или:
1. биологически обусловленная подструктура: темперамент, врожденный тип нервной системы, пол и возраст, составляющие основу для врожденных задатков.
2. биологически-социально обусловленная подструктура: индивидуальные особенности памяти, мышления, восприятия и способности, которые зависят и от врожденных факторов и от тренировки.
3. социально обусловленная подструктура: индивидуальный социальный опыт, зависящий от вписанности в ту или иную культурную и социальную среду.
4. социально-биологически обусловленная подструктура: направленность личности, ее интересы, взгляды, убеждения, мировоззренческие особенности характера и самооценки, формирующиеся в процессе интериоризации социального опыта на основе врожденного генного уровня, а также личностной мотивации и активности.
Иными словами, природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развивается личностное начало.
Иначе понимают сущность человека религиозные учения. Христианство, в частности, учит, что природа человека двойственна, в ней есть человеческое, греховное начало (тело, душа) и божественное, высшее - дух. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение, очищение через выполнение заповедей, духовный опыт Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами.
З. Фрейд, стоя на естественнонаучных понятиях, выделял в личности три сферы: подсознание («Оно»), сознание, разум («Я») и сверхсознание («сверх - Я»). Природной и разрушительно опасной основой личности З. Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.
Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле «стимул-реакция», рассматривая личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации. Развитие личности происходит путем выработки правильных реакций на внешние стимулы.
Все рассмотренные учения выделяют в личности природные, низшие, пласты и высшие структуры (дух, направленность, сверх - Я), однако объясняют природу последних по-разному: дух имеет сверхчувственные источники; направленность обусловлена социальным окружением человека, его общественной природой.
Понятие «индивидуальность» дополняет характеристику личности. Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Это уникальная, самобытная личность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве творческих и познавательных процессов, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность личности как единственный и неповторимый в истории человек отличается мерой и особенностями присвоения и обогащения культурного опыта.
Если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже, в некоторой мере, социальное, так как может реализовываться только при наличии Ты, Другого.
И все же, если главным аспектом формирования личности является усвоение общественно-исторического опыта, то основным моментом формирования индивидуальности – интериоризация, личностное восприятие и самостоятельное осмысление этого опыта. Быть личностью значит «иметь лицо» - твердые убеждения; быть индивидуальностью значит проявлять своеобразие.
Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» относятся к одному субъекту деятельности, Их взаимосвязь может быть передана следующей формулой: «Человек проявляется в том, что индивидом он рождается, личностью становится, а индивидуальность отстаивает».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|