Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.
Тема 4. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
(см. учебное пособие С. 121-160)
Что необходимо знать по этой теме. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СЕМИНАРА
1. Дайте определения понятиям: индивид, человек, личность, индивидуальность, развитие, развитость.
2. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
3. Назовите обусловленные подструктуры личности (по К.К. Платонову).
4. Назовите факторы развития личности.
5. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие личности.
6. Что понимают под развитием применительно к обучению?
7. Назовите три точки зрения на соотношение обучения и развития.
8. Назовите и дайте характеристику двум уровням умственного развития ребенка.
9. Назовите основные характеристики учебной деятельности.
10. В чем сущность учебной деятельности в концепции В.В. Давыдова.
11. Что является результатом учебной деятельности в собственном смысле слова?.
12. Что является предметом учебной деятельности?
13. Способы учебной деятельности (по В.В. Давыдову)
14. Внешняя структура учебной деятельности.
15. Определение «задачи» по А.Н. Леонтьеву.
16. Выделите основные компоненты статической модели учения по Л.Д. Столяренко.
17. Выделите основные компоненты функциональной модели учения по Л.Д. Столяренко.
18. Что такое «единица анализа становления личности в процессе учения» (В.Я. Ляудис).
19. Проанализируйте различия в подходах к определению понятия «воспитание» в традиционной и гуманистической педагогике.
20. Назовите важнейшие общие закономерности воспитания.
21. Назовите принципы воспитания в современных условиях.
22. Раскройте особенности цели воспитания и целей воспитательного процесса.
23. Охарактеризуйте основные особенности развития современных воспитательных систем.
24. Приведите примеры современных воспитательных систем.
25. Составьте логическую схему воспитательной работы (деятельности) педагога как системы.
26. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
27. Приемы и методы самовоспитания.
28. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
29. Охарактеризуйте факторы и этапы социализации.
30. Назовите уровни и агентов социализации.
31. Перечислите механизмы социализации.
32. Раскройте соотношение социализированности и воспитанности.
33. Назовите основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации и охарактеризуйте их.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ СМ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ВОПРОСЫ 26-36 (С. 318)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Как определяют понятие «индивид, «человек», «индивидуальность», личность? Какова их роль в педагогике?
2. Почему в социогуманитарном знании существует множество определений личности?
3. Что понимается в педагогике под развитием личности? Каковы важнейшие факторы, влияющие на процесс развития?
4. Какие теории соотношения факторов развития существуют в педагогике? В чем их сущность?
5. Какова роль наследственности в становлении личности и индивидуальности человека?
6. Что такое социализация? Какие виды социализации существуют?
7. Что такое воспитание?
8. Что такое самовоспитание? В чем его роль как фактора развития?
9. Какую роль играют возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе воспитания?
10. Какие возрастные периодизации существуют в педагогике, каковы критерии их выделения?
11. Какими особенностями обладают следующие этапы развития личности: младший школьник, подросток, старший школьник, студент?
12. Почему механизмы дифференциации и индивидуализации играют огромную роль в педагогическом процессе?
Вопросы для самопроверки:
- Что такое развитие и формирование личности?
- Как определяются понятия: человек, личность, индивидуальность и какое значение они имеют для педагогики?
- По каким критериям можно судить о мере личностного развития человека?
- Что является движущей силой развития?
- Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?
- Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?
- Какими факторами обусловливается развитие личности?
- Что такое наследственность?
- Какие части темы включают наследственные программы развития?
- Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?
- Что такое задатки? Наследуются ли они?
- Какие специальные задатки наследуются детьми?
- Наследуются ли нравственные и социальные качества?
- Что такое среда?
- Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?
- Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения?
- Как влияет на развитие личности воспитание?
- Можно ли воспитанием полностью изменить человека?
- Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?
- Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности школьников вы знаете?
- Зависит ли развитие от активности личности? Как?
- Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?
- Что такое персонификация воспитания и как это понятие помогает уяснить механизмы саморазвития личности и воспитания?
- Понятие о саморазвитии личности.
Вопросы и задания по 4 главе для самопроверки и обсуждения на семинаре
Пункт 4.1
1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
2. Дайте определения понятиям индивид, человек, индивидуальность, личность.
3. Назовите психическую структуру личности.
4. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды, активности личности и образования на развитие человека.
5. Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?
Пункт 4.2
Какова роль обучения в развитии личности? Какая точка зрения ученых Вам кажется предпочтительной?
Раскройте структуру учебной деятельности.
Выделите основные компоненты статической и функциональной моделей учения.
Как влияют формы организации учебной деятельности на развитие учащихся?
Пункт 4.3
1. Проанализируйте различия в подходах к определению понятия «воспитание» в традиционной и гуманистической педагогике.
2. Раскройте особенности цели воспитания и целей воспитательного процесса.
3. Охарактеризуйте основные особенности развития современных воспитательных систем.
4. Приведите примеры современных воспитательных систем.
5. Составьте логическую схему воспитательной работы (деятельности) педагога как системы.
6. Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
Пункт 4.4
1. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
2. Охарактеризуйте факторы социализации.
3. Назовите уровни и агентов социализации.
4. Перечислите механизмы социализации.
5. Раскройте соотношение социализированности и воспитанности.
6. Назовите основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации и охарактеризуйте их.
Тема 3. Личность как субъект и объект воспитания.
Содержание лекции:
Понятие "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность": существенные признаки, общее и особенное. Причины многообразия определений личности. Индивидуальность личности как единственный и неповторимый в истории человек, отличающийся мерой и особенностями присвоения и обогащения культурного опыта. Развитие индивидуальности личности как цель педагогического процесса.
Факторы и условия, детерминирующие развитие личности. Внешние и внутренние, биологические и социальные факторы развития. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях. Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание и социализация. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе. Индивидуальные различия школьников и развитие индивидуальности личности. Условия успешного развития индивидуальности в педагогическом процессе. Типологические особенности учащихся. Социально-педагогические типы современных школьников. Дифференциация и индивидуализация педагогического процесса.
Основная литература:
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000 - С.123-139
Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп./ И.Ф.Харламов - М.: Гардарики, 1999. - С. 46-83, 103-121, 434-447
Основы педагогики: Учеб. пособие/А.И..Жук, И.И.Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И.Жука. - Мн.: Аверсэв, 2003. - С. 121-161
Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. - М.: Логос, 2002. - С. 74-116, 124-132, 166-186, 217-224, 308-312
Личность// Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, - Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 263-267
Дополнительная литература:
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников . М., 1988
Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991
Мудрик А. В. Социализация и смутное время. М., 1991
Новикова Л. И. Школа и среда. М., 1985
Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция/ Кол. авторов под рук-м Е. Н. Шиянова. Ставрополь, 1993ё
Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.,1971
Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
План лекции:
1. Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность" как важнейшие категории педагогики.
Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|