Структура процесса воспитания
элементы личности
Показателями эффективности процесса воспитания служат воспитанность и воспитуемость. Среди основных критериев воспитанности выделяются следующие:
Ø внешний вид ребенка;
Ø мимический и пластический образ;
Ø речь;
Ø поведение, складывающееся из отдельных поступков;
Ø избирательная деятельность;
Ø реакции на социальные явления;
Ø система его взаимоотношений с окружающими;
Ø качественность его предметной деятельности;
Ø идеалы.
Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.
На основе критериев воспитанности и воспитуемости выделяют следующие их уровни.
Воспитанность:
ü Высокий уровень: широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.
ü Низкий уровень: слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.
Воспитуемость:
ü Высокий уровень: откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.
ü Низкий уровень: закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.
В свою очередь, потребность и способность к самовоспитанию также является одним из показателей эффективности воспитания личности.
Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.
Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.
Отличительные черты самовоспитания:
1) самостоятельная работа;
2) целеустремлённая работа;
3) систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.
Структура процесса самовоспитания:
1. Адекватная самооценка;
2. Потребность в самовоспитании;
3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные – семья, широко-социальные – общество);
4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);
5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа – содержательная сторона работы над собой);
6. Принятие решений (волевой аспект);
7. Применение методов самовоздействия:
а) методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;
б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)
в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).
8. Мобилизация своей активности и воспитанности.
9. Итоговый самоконтроль.
10. Формирование новой адекватной самооценки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|