Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура процесса воспитания





элементы личности

 

Показателями эффективности процесса воспитания служат воспитанность и воспитуемость. Среди основных критериев воспитанности выделяются следующие:

Ø внешний вид ребенка;

Ø мимический и пластический образ;

Ø речь;

Ø поведение, складывающееся из отдельных поступков;

Ø избирательная деятельность;

Ø реакции на социальные явления;

Ø система его взаимоотношений с окружающими;

Ø качественность его предметной деятельности;

Ø идеалы.

 

Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

На основе критериев воспитанности и воспитуемости выделяют следующие их уровни.

Воспитанность:

ü Высокий уровень: широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.



ü Низкий уровень: слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость:



ü Высокий уровень: откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

ü Низкий уровень: закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

 

В свою очередь, потребность и способность к самовоспитанию также является одним из показателей эффективности воспитания личности.

Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.

Отличительные черты самовоспитания:

1) самостоятельная работа;

2) целеустремлённая работа;

3) систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.

 

 

Структура процесса самовоспитания:

 

1. Адекватная самооценка;

2. Потребность в самовоспитании;

3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные – семья, широко-социальные – общество);

4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);

5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа – содержательная сторона работы над собой);

6. Принятие решений (волевой аспект);

7. Применение методов самовоздействия:

а) методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;

б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)

в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).

8. Мобилизация своей активности и воспитанности.

9. Итоговый самоконтроль.

10. Формирование новой адекватной самооценки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.