Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы и условия, детерминирующие развитие личности.





Поскольку мы выяснили, что важнейшей целью педагогики является развитие, максимальное раскрытие потенциальных задатков и способностей ребенка, возникает необходимость определить понятие развития и его важнейших составляющих. Под развитием в педагогике понимают целенаправленный процесс детерминации количественных и качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие творческих способностей, а также соответствующих волевых, познавательных, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Основным источником развития и его движущей силой являются противоречия, т.е. столкнувшиеся в борьбе противоположные начала, несоответствие потребностей, материальных и духовных, с реальными возможностями их удовлетворения.

Так как развитие личности является весьма сложным, длительным и противоречивым процессом, для успешного осуществления главной цели педагогики необходимо знать, какие факторы и условия детерминируют развитие личности.



Факторы развития личность могут быть эксплицированы посредством репрезентации психической структуры личности.

Психическая структура личности:

биологически обусловленная подструктура: темперамент, врожденный тип нервной системы, пол и возраст, составляющие основу для врожденных задатков.

биологически-социально обусловленная подструктура: индивидуальные особенности памяти, мышления, восприятия и способности, которые зависят и от врожденных факторов и от тренировки.

социально обусловленная подструктура: индивидуальный социальный опыт, зависящий от вписанности в ту или иную культурную и социальную среду.

социально-биологически обусловленная подструктура: направленность личности, ее интересы, взгляды, убеждения, мировоззренческие особенности характера и самооценки, формирующиеся в процессе интериоризации социального опыта на основе врожденного генного уровня, а также личностной мотивации и активности.



Можно представить сложное взаимодействие факторов, влияющих на формирование личности, и путем более простой схематизации данной структуры. Если критерием разграничения будет являться степень зависимости от врожденных предпосылок, то можно выделить факторы биологические (врожденные свойства) и социальные (приобретенные свойства).

Если критерием разграничения будет являться степень активности субъекта в собственном развитии, то можно выделить факторы внутренние (степень активности велика) и внешние (влияние на развитие внешнего воздействия).

Вследствие того, что данная типологизация проводится по различным критериям, при отнесении того или иного фактора развития личности к тому или иному типу, могут возникать определенные трудности. Так, общественная среда, с одной стороны, является фактором социальным, а с другой стороны, также и внешним. Сложнее дело обстоит, к примеру, со способностями личности, основой которых, с одной стороны являются врожденные биологические задатки, но, тем не менее, способности являются результатом аккумуляции социального опыта. Более того, данная аккумуляция осуществляется, с одной стороны, путем социализации и воспитания, то есть путем внешнего воздействия, а с другой стороны, при условии собственной активности, то есть внутренней мотивации.

В рамках психологии и педагогики наиболее распространенными являются 3 основных подхода к проблеме личности и факторам ее развития: биологизаторский, социологизаторский и биосоциальный подходы.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и другие). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.



Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Наиболее интегративным и востребованным в современной педагогической науке является именно биосоциальный подход, поскольку современные педагогические теории рассматривают личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые придают человеку силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера, тем самым, определяя весь облик личности.

Таким образом, следует говорить о необходимости равноценного учета в педагогическом процессе всех факторов в их взаимообусловленности и взаимовлиянии. Даже самые превосходные биологические предпосылки могут остаться не актуализированными без стимулирующих социальных факторов, в то время как личность с небольшими задатками может достичь выдающихся результатов, хотя при отсутствии определенных задатков выдающиеся результаты невозможны. Любое внешнее направляющее влияние будет непродуктивным в отсутствии внутренней активности, в то время как и наличие высокой внутренней активности без внешнего стимулирования с трудом может обеспечить продуктивный результат.

Таким образом, любой педагогический процесс, ставящий перед собой задачу формирования личности и развитие индивидуальности, должен учитывать все факторы развития в их комплексности:

наследственность (биологический фактор);

социальная среда (стихийное внешнее воздействие);

воспитание (целенаправленное внешнее влияние на развитие);

собственная активность воспитуемого, мотивация (внутренний фактор).

 

Вопрос о влиянии наследственности и ее роли в процессе становления и формирования личности предлагается для самостоятельного изучения.

Литература для самостоятельной подготовки:

Педагогика: Учеб. пособие/ Подласый И. П. – М., 1996. – С. 91-98

 

Огромное влияние на формирование личности оказывает социальная среда –это духовные и материальные условия жизни человека.Воздействиеэтой среды приносит формирующие личность результаты.Среди них важнейшими являются образовательные(понимание гражданами окружающего мира, происходящих событий и своего места в обществе); воспитательные(у человека формируются убеждения, культурные, моральные и эстетические взгляды, определенное отношение к миру, изменяются мотивы и привычки поведения и т. д.); обучающие(формируютсязнания по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовые и профессиональные навыки); развивающие(формируются потребности, интересы, склонности; развивается интеллект, нравственность и т.д.).

Однако характерная особенность воздействия социальной среды на личность – это ее стихийность, неуправляемость и случайность. Кроме того, это влияние оказывают чаще всего люди, не имеющие педагогической подготовки (друзья, родители). Поэтому воздействия среды нередко бывают таковы, что перечеркивают многое из того, что было сформировано в школе усилиями педагогов.

О влиянии на человека среды замечательно сказал А. С. Макаренко: “Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создаст в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитания”.

Механизм и процесс формирования личности под воздействием социальной среды раскрывается на основе понятия «социализация». Социализацияэто процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализацииэто конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализацииэто учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализацияэто процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализацияэто процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить на три группы:

макрофакторы, являющиеся условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;

мезофакторы – этнос, тип населения, город или село, в котором живет человек;

микрофакторы – институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников, трудовой или воинский коллектив).

Следует отметить, что, несмотря на большую роль наследственности и социальной среды в формировании личности и индивидуальности, все же ведущим и определяющим фактором следует признать именно воспитание. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой важнейшей для педагогики категории:

воспитание (в широком смысле) понимается как воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), как социальное, целенаправленное создание условий для развития человека;

воспитание (в узком смысле) – это целенаправленная, специально-организованная и систематическая деятельность, призванная сформировать у детей систему личностных качеств, взглядов и убеждений, отношений и мировоззрения.

Кроме того, воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например, воспитание общественной активности, коллективизма.

Важным понятием для педагогики является также воспитуемость – откликаемость ребенка на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития. Данное понятие позволяет учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на процесс развития воспитание само зависит от развития, оно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношения развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного формированием наследственности и среды. Этим и объясняется тот факт, что не все люди поддаются воспитанию в равной мере, диапазон податливости очень широк – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Русский психолог и педагог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенкомзона актуального развития, но и зоне ближайшего развития, т.е. тому уровню развития, который будет достигнут ребенком в ближайшее время. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перешла бы в зону актуального развития.

Различные трактовки и мнения о силе воспитательного процесса, а так же его роли в становлении личности можно увидеть на примере следующих афоризмов:

«Воспитание может все» (Гельвеций).

«Надо детей учит как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь,- это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, - именно то, что они получают пресыщение… учения и потому отвращение к нему» (Л.Н.Толстой).

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В.Г. Белинский).

Влияние на развитие человека наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним существенным фактором, а именно личной активностью человека, которая является непременным условием развития его способностей и дарований. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. В связи с этим встает проблема самовоспитания и саморазвития. Данный вопрос выносится для самостоятельной подготовки. При этом особое внимание следует обратить на определение понятие самовоспитания, приемы самовоспитания и его виды.

Литература для самостоятельной подготовки:

Основы педагогики: Учеб. пособие/А.И..Жук, И.И.Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И.Жука. - Мн., 2003. - С. 146-147

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., 2000 - С.135-137

Таким образом, очевидно, что процесс развития и формирования гармонично развитой личности предполагает тесное совместное взаимодействие всех четырех факторов, в ходе которого ни в коем случае нельзя умалять роли и значения ни одного из них.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.