Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Обучение как средство развития личности.





 

Как известно, основной целью воспитания является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие. Поэтому проблема личности и её развития представляется как один из самых сложных и ключевых моментов педагогической теории и практики. Этот вопрос имеет множество граней, поэтому и рассматривается целым букетом наук – возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

В связи с этим встает необходимость определения понятия «личность», а также смежных с ним понятий: «индивид», «человек», «индивидуальность».

В узком смысле слова человек понимается как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. В широком же смысле человек – это точка пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики. Данное понятие человека в широком смысле изучается философской антропологией.

Понятие индивида дословно обозначает неделимую частицу какого-то целого. Эта характеристика человека говорит лишь о том, что он отделён (прежде всего, телесно) от других индивидов. Индивид – единичный представитель человеческого рода.



Более важными и, в то же время, более сложными понятиями для педагогики являются определения личности и индивидуальности.

Так как проблема личности рассматривается множеством наук, существует многообразие определений личности. В рамках педагогики и смежных с неё наук личность – это индивид как субъект активной деятельности, общения, носитель сознания. Личность – социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в общественных отношениях в виде исполнения определённых социальных ролей.

Индивидуальность же – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Это уникальная, самобытная личность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве творческих и познавательных процессов, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность личности как единственный и неповторимый в истории человек отличается мерой и особенностями присвоения и обогащения культурного опыта.



Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» относятся к одному субъекту деятельности, и их взаимосвязь может быть передана следующей формулой: «Человек проявляется в том, что индивидом он рождается, личностью становится, а индивидуальность отстаивает».

В зарубежной педагогике и психологии выделяют три основных направления по проблеме личности и её развития – биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления инстинкты, влечения и потребности, присущие человеку от рождения, считают определяющими всё его поведение (З. Фрейд и др.).

Приверженцы социологического направления основное внимание уделяют социальным группам, с которыми находится в контакте человек на протяжении жизни. Они считают, что именно такие группы способствуют социализации человека и становлению в нём личности.

Авторы биосоциального направления считают, что психические процессы имеют биологическую природу. Способности и интересы личности формируются как социальные явления. Такое деление личности никак не может объяснить ни её поведение, ни её развитие.

В отечественной науке личность рассматривается как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Эти отношения биологического и социального в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на неё в разных периодах становления.

Именно для дальнейшего развития человека как личности важную роль играют движущие силы развития личности. Среди них выделяют:



Ø противоречие между новыми потребностями, возникающими в процессе деятельности, и возможностями их удовлетворения;

Ø противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

Ø противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но каждое из них имеет свою специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворённая потребность рождает новый запрос.

В свою очередь, факторами развития личности выступают такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов развития. Среди них выделяют:

ü макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) – влияют на развитие всех жителей планеты либо очень больших групп людей;

ü мезофакторы (национальный признак, место и тип поселения, принадлежность к определённым сетям массовых коммуникаций и др.) – условия развития больших групп людей;

ü микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется процесс воспитания) – оказывают непосредственное влияние на определённых людей;

ü биологический фактор – определённые задатки, передающиеся человеку по наследству:

o общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов)

o индивидуальные (особенности типа нервной системы, анализаторов и т. п.).

Более подробно остановимся на биологическом факторе, или задатках, передаваемых человеку по наследству.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга. К примеру, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля он проявился в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10, у Дюрера — в 15 лет.

Значительная часть способностей природно обусловлена; среда и воспитание — лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные. Из них можно назвать, к примеру, предметно-познавательные или способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные.

Но проявление наследственного в голове находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») - волками, медведями, обезьянами - и вскормленных их молоком. По возвращении к людям они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов.

Это указывает, что решающим, основным в развитии человеческих свойств и качеств является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков, развивается в благоприятных условиях и в соответствующей системе воспитания. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни.

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

Таким образом, свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности, т. е индивидуальность человека развивается и находит своё проявление только в коллективе. Таким образом, организация различных форм коллективной деятельности будет только способствовать гармоничному и эффективному развития личности, проявлению её творческого потенциала, формированию идейно-нравственной ориентации и социальной гражданской позиции.

Под обучением следует понимать взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Через обучение активизируются внутренний и внешний потенциал ребёнка и происходит процесс освоения человеческого опыта.

В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая рассматривает их как независимые друг от друга процесса, т. е. обучение – это чисто внешнее использование возможностей. Приверженцы второй точки зрения отождествляют процессы обучения и развития. Третья группа учёных объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение не обязательно должно идти вслед за развитием – оно может идти с ним нога в ногу и даже опережать его, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования.

Современная отечественная педагогика диалектически связывает процессы обучения и развития, но ведущая роль отводится обучению. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Развитие в процессе обучения обеспечивается тремя факторами:

§ обучение учащимися своего опыта;

§ осознание (рефлексия) процесса общения;

§ соблюдение этапов самого процесса развития личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.