Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их роль в педагогическом процессе.





1. Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность" как важнейшие категории педагогики.

Воспитание как целенаправленная передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению представляет собой определенную форму целенаправленной деятельности, а значит, включает в себя в качестве составляющих:

субъект, наделенный активностью и направляющий ее на некоторый объект;

объект, на который направлена активность субъекта;

активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

В силу специфики объекта воспитания, которым является единственная в своем роде и неповторимая личность, следует отметить, что воспитание нельзя рассматривать только как деятельность, имеющую форму субъект-объектных отношений и одновекторную направленность (от субъекта (воспитателя) к объекту (воспитуемому). Такая форма взаимоотношений характерна для авторитарной педагогики, в которой главную роль играет преподаватель.

воспитатель - S O - воспитуемый

В соответствие же с современными тенденциями гуманистической и личностно-ориентированной педагогики воспитание понимается скорее не как деятельность, но взаимодействие, коммуникация по типу субъект-субъектных отношений, где воспитуемый воспринимается как полноправный субъект процесса воспитания.



воспитатель - S S - воспитуемый

Таким образом, субъектом и объектом воспитания является личность.

В связи с этим встает необходимость определения понятия «личность», а также смежных с ним понятий: «индивид», «человек», «индивидуальность».

Человек, в узком смысле этого слова, понимается как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. В широком смысле человек изучается философской антропологией и определяется как точка пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики.

Понятие индивида дословно обозначает неделимую частицу какого-то целого. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Индивид – единичный представитель человеческого рода.



Более важными для педагогики и в тоже время более сложными являются понятия личности и индивидуальности.

Поскольку понятие личности является предметом рассмотрения различных гуманитарных наук, существуют многообразные определения личности. Каждая конкретная наука о человеке, например, философия, психология, теория коммуникации, выделяет в дефиниции понятия личности аспекты, сущностно важные для своего проблемного поля. Более того, даже внутри каждой отдельной дисциплины существует дифференциация определений личности, в зависимости от той или иной парадигмы, в рамках которой данное понятие раскрывается.

Признавая возможность многообразия определений личности, постараемся дать данному понятию дефиницию в рамках педагогики, учитывая определения смежных дисциплин.

Личностьэто индивид как субъект активной деятельности, общения, носитель сознания. Личность – социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в общественных отношениях в виде исполнения определенных социальных ролей.

С точки зрения выдающегося психолога Л.С. Выготского, личность - целостная психическая система, которая возникает, чтобы выполнять определенные функции. Основные функции личности - включение человека в систему общественных отношений и творческое освоение общественного опыта. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Таким образом, личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении.

Индивидуальностьсочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Это уникальная, самобытная личность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве творческих и познавательных процессов, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность личности как единственный и неповторимый в истории человек отличается мерой и особенностями присвоения и обогащения культурного опыта.



Если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже в некоторой мере социальное, так как может реализовываться только при наличии Ты, Другого.

И все же, если главным аспектом формирования личности является усвоение общественно-исторического опыта, то основным моментом формирования индивидуальности – интериоризация, личностное восприятие и самостоятельное осмысление этого опыта. Быть личностью значит «иметь лицо» - твердые убеждения; быть индивидуальностью значит проявлять своеобразие.

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» относятся к одному субъекту деятельности и их взаимосвязь может быть передана следующей формулой: «Человек проявляется в том, что индивидом он рождается, личностью становится, а индивидуальность отстаивает».

Как уже было упомянуто выше, наибольшее значение среди данных понятий в педагогике имеют понятия «личность» и «индивидуальность», так как именно формирование личности и развитие ее индивидуальности является целью педагогического процесса. Как отмечают А.Г.Асмолов и А.В.Петровский («Большой психологический словарь» под ред. Б.Г.Мещерякова и В.П.Зинченко), в современной системе образования происходит трансформация цели обучения, в качестве которой выступает скорее не приобретение знаний, умений и навыков, а свободное и всестороннее развитие личности человека. Разумеется, знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели, в качестве которой и выступает формирование сильной личности и яркой индивидуальности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.