Чему может научить зарубежный опыт? Какегоиспользовать?
Русский историк Н.КАРАМЗИН писал: «Что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то моё, ибо я человек».
Французский философ ВОЛЬТЕР считал: «Моя любовь к Отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев, напротив, чем больше я люблю Отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлечёнными и из других недр».
Русский педагог К.Д.УШИНСКИЙ: «Почему не пользоваться педагогической опытностью другого государства? Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем более характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество, и чем более характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать всё, что ему угодно, у других народов».
Гражданское образование и воспитание является важным аспектом в системе образования всех европейских и североамериканских стран. Гражданское развитие личности рассматривается как возможность утверждения в обществе демократической культуры, гражданских прав и обязанностей, снять напряжения и конфликты в межнациональных отношениях.
И европейцы, и американцы в число ведущих признаков гражданственности включают четыре:
· знание законов общества и демократических основ его существования и развития;
· умения и навыки общественной жизни как возможность выражать свою гражданскую позицию;
· нравственные ценности (или отношения), на которых основываются взаимоотношения людей;
· участие в жизни общества.
Европейцы и американцы по-разному смотрят на сущность гражданского развития личности. Американцы стараются дать своим ученикам информацию о том, как функционирует власть, как реализуется демократия в повседневной жизни. Европейцы стараются больше воспитывать своих учеников как членов сообщества, в котором у каждого своя роль.
Воспитание в духе «уважения прав человека» как специальное направление гражданского воспитания и образования приобретает сейчас особую популярность. Так, в ФРГ по решению постоянной конференции министров культуры разработаны рекомендации по усилению в школе воспитательной работы в этом направлении: «Учащийся должен уметь оценивать политические отношения в своей стране и других странах по степени реализации там прав человека» (Цит. по 30).
В каждой из стран сложилась своя система гражданского воспитания и образования с присущими ей особенностями (см. 25;26;38;43;55;56;72 и др.).
СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Американская модель гражданского образования и воспитания является наиболее разработанной, теоретически и методически законченной, результативной, поэтому мы предлагаем Вам познакомиться с этой системой и оценить её педагогическую целесообразность.
Проблема гражданского развития личности являлась актуальной для американского государства с момента его создания. С самого начала Америка была тем, что поэт Уолт Уитмен назвал «нация наций», то есть страной, заселённой иммигрантами различных рас и национальностей, вероисповеданий, языков, культур. Одной из важнейших задач была задача объединения разных народов в одну нацию. Объединила их идея гражданства и приверженности Конституции, её идеалам и принципам.
ЗАНГВЕЛ в своей пьесе «Плавильный котёл» в 1908 году сказал: «Америка – это большой котёл, в котором расплавляются и смешиваются люди всех национальностей».
В течение всей истории США представители различных народов ассимилировались в новую американскую действительность, но многие с трудом расставались с привычками и традициями. Они гордились тем, что будучи «американцами», оставались верными традициям родины. Будучи нацией иммигрантов, Америка научилась ценить результат смешения культур.
Единство общества во многом зависит от того, насколько американцы смогут, несмотря на различия национальных культур жителей страны, сохранять в себе ощущение принадлежности к одной нации. В течение всей истории США существовала напряженность в обществе (например, проблема расизма). Необходимо было решать проблемы межнационального общения.
Ещё в ХIХ веке Конгресс установил пятилетний срок для того, чтобы иммигранты усвоили идеалы и законы страны и стали её гражданами. Для вновь прибывших, стать американцем означало, в первую очередь, принять политические идеалы страны, которая дала им приют. Быть гражданином означало для создателей Конституции: ответственно относиться к жизни и признавать политические идеалы страны и забыть все несправедливости и предрассудки страны, из которой они уехали.
Система гражданского образования и воспитания имеет в США давнюю традицию. Так, в конце ХIХ - первой половине ХХ века, в связи с прибытием огромного числа иммигрантов из разных стран, которые хотели сохранить свою культуру, некоторые общеамериканские ценности как средство объединения нации нашли своё отражение в содержании школьных предметов, например, «демократия», «лояльность правительству» и, прежде всего, «патриотизм».
Идеологи США видят главную цель гражданского образования и воспитания в развитии у учащихся национального сознания, лояльности и участия в достижении общенациональных, то есть государственных целей (Цит. по 38).
Американский исследователь Ф.БАТТС отмечает: «Политическая цель гражданского воспитания состоит в том, чтобы сделать каждого человека способным строить свою роль в политической системе, развивая в нём понимание общественных ценностей и умение делать обдуманный выбор из реальных альтернатив» (Цит. по 38).
Педагог ГОРАС МАНН писал: «Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать того, что оно появится у взрослого человека».
Ещё в 50-х годах ХХ столетия в США был поставлен вопрос о введении специальной дисциплины, призванной сформировать гражданские и политические навыки у молодого поколения, воспитать человека, способного жить в многонациональном обществе.
В 60-е годы начинается издание специальной учебной литературы для средней школы, возникают первые центры граждановедения.
В настоящее время в США сложилась целая сеть подобных центров, выпускающих научные, учебные и методические книги для средней и высшей школы. А реализация проекта «CIVITAS» позволила издать энциклопедический справочник под одноимённым названием, который вобрал все необходимые учителю сведения по политологии, праву, истории, религоведению, культуре. Здесь были сформулированы цель и задачи тем уроков; определён круг основных понятий, необходимых для усвоения учащимися разного возраста; предложены возможные формы, методы и приёмы, с помощью которых может быть достигнута цель урока.
Заслуживают внимания учебники для разных уровней школы. Например, «Мы, народ…», «Я, ты, мы…», «Что говорит закон», сборники речей политических деятелей США и т.д.
В 1994 году были утверждены и опубликованы «Национальные стандарты по граждановедению и управлению» (National Standards), в которых подчёркивается государственная важность гражданского образования и воспитания юных американцев как одного из путей сохранения и развития демократии и свободы в общественных отношениях государства. Школа рассматривается как полигон для подготовки граждан демократического общества. Так, в документе отмечается: «Хотя уже доказано, что создания необходимых институтов достаточно, чтобы сохранить свободное общество, тем не менее Томас Джеферсон, Джеймс Медисон, Джон Адамс и другие признавали, что даже самых блестяще намеченных институтов всё-таки недостаточно. В конечном итоге свободное общество должно основываться на знании, умениях и добродетелях его граждан и тех, кого они избирают в государственный аппарат…» (Цит. по 38).
Американское граждановедение представляет собой сложившуюся систему, где есть методика преподавания с её акцентом на групповые формы работы в классе, в ходе которого учащиеся должны научиться принимать взаимоприемлемые решения, приходить к консенсусу. Конечная цель такой формы организации урока – выработать терпимость (толерантность) к чужому мнению, привить культуру ведения диалога, находить компромиссные решения в общественной деятельности, то есть развить умения и навыки бесконфликтного, но при этом продуктивного общения.
Американские учителя и преподаватели университетов, педагогических колледжей весьма критично оценивают состояние своей средней школы, называя её, «ужасная школа» (Цит. по 25), видят необходимость в её дальнейшем реформировании, однако о граждановедении говорят как о «гордости американской системы образования» ( там же).
Одним из главных элементов в системе гражданского и патриотического воспитания является «Программа гражданского воспитания», которая начинается в начальной школе с бесед о флаге, разучивании гимна и продолжается в средних и старших классах, где изучаются как специальные курсы, так и другие общественные науки. К числу специальных курсов относятся: «Американское правительство», «Американские законы», «Международные отношения», «Американское судопроизводство», «Законы улицы» и т.д.
Так, курс «Законы улицы» создан ассоциацией «За гражданское образование» и представляет собой ознакомительный курс с американским гражданским и уголовным правом, которое изучается на основе взятых из жизни реальных фактов. В курсе разработана система творческих заданий и упражнений.
Но кроме академических наук эта программа воспитания гражданина предусматривает целую систему образовательных и воспитывающих мероприятий, таких как обязательный общественно полезный труд, участие в выборных органах и общественных ассоциациях.
Популярен метод «социального обучения» ребёнка с самого раннего возраста, привитие ему чуть ли не с младенчества элементарных представлений о различных «агентах режима» - родителях, президенте, священнике, которым надлежит определять всю его дальнейшую жизнь.
Следует отметить, что особенности общественной психологии американца находят своё отражение в организации школьной жизни, являясь одним из условий развития гражданских качеств личности. Так, в США существует множество общественных организаций(или ассоциаций), пристрастно анализирующих решения властей. Главный побудительный момент американцев участвовать в общественной жизни – вера в то, что они могут изменять существующее положение вещей. И эта вера заставляет их занимать активную жизненную позицию: «Мы очень хорошо знаем свои права, а ассоциации помогают нам защищать наши интересы», - говорят американцы. В стране существует множество ассоциаций, в каждом штате издаётся своя «Энциклопедия ассоциаций», причём рядовой американец часто является членом нескольких общественных организаций.
Один из путей гражданского воспитания в школах США – совместные проекты детей и взрослых, школьников и учителей, родителей и ребят.
Школьные учителя граждановедения часто являются инициаторами различных мероприятий и школьных проектов, помогающих обучению граждановедению и воспитанию граждан, ежедневно поднимающих около своего дома американский флаг или перед исполнением симфонии (или любого другого театрального спектакля, спортивного мероприятия, праздника и т.п.) поющими гимн, положив руку на сердце.
Каждый ученик может стать членом одной из общественных организаций в школе, число которых может быть до 30-40, или открыть свою организацию. Открытие организации (или ассоциации) осуществляется просто – достаточно зарегистрировать её у администрации школы. Для американца важнее быть лидером этой организации, чем её простым членом.
Участие в общественных организациях развивает у школьников умение жить в обществе, их социальную и личную ответственность, но это не всегда может нравиться их родителям.
Одна из главных идей, на которых основывается американская демократия, - «идея выборности власти» и сознательного подчинения этой избранной им власти. На основе этой идеи разрабатываются школьные проекты. Одним из таких проектов общенационального масштаба является проект «Молодёжный трибунал». Этот общественный трибунал в школе, судьями и присяжными в котором являются подростки и молодёжь, избранные туда сверстниками, судит и приговаривает к различным наказаниям (от покаянного письма обиженному до общественно-полезного труда оступившихся подростков).
Другой общенациональный проект, в котором принимают участие и преподаватели граждановедения, - всеобщая компьютеризация и интернетилизация (от английского «internet») школ. Свои курсы педагоги разрабатывают с применением компьютеров. В некоторых школах, например, в одной из лучших американских школ – Бостон Лэтин Скул (около 2000 учащихся), есть свои серверы с web-страницами, на которых размещены уроки граждановедения. Интернет и его возможности преподаются и в Педагогической школе Бостонского университета.
Большое значение в системе гражданского воспитания отводится нравственным аспектам. Так, ещё в 40-х годах ХХ века президент Т.РУЗВЕЛЬТ высказывал опасение: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».
Цель американской элементарной школы - социализация, это значит, что содержание образования должно носить практический характер: развитие на уроках тех умений и навыков, которые пригодятся детям в повседневной жизни сейчас и после окончания школы. Граждановедческие курсы в первую очередь должны способствовать социализации личности, помогать её включению в общественную жизнь.
«Cooperative learning» – то, что наши исследователи переводят термином «педагогика сотрудничества».
Краеугольным камнем философии данного направления в практической педагогике США стала идея сотрудничества учителя и ученика. Американская концепция предполагает прежде всего сотрудничество учащихся, а роль учителя сводится к тому, что «он передаёт свои полномочия группам, при этом именно группы ответственны за процесс обучения» (Цит. по 38).
«Cooperative learning» предполагает целый набор технологий: это и специальные тренинги по усвоению социальных ролей и навыков, это и интерактивные методы обучения («мозговая атака», моделирование, дискуссии, ролевые игры, дебаты и т.п.), это и работа в парах.
Демократические традиции общества находят своё отражение в традициях школьной жизни. Так, в 70-е годы прошлого века в практике школ создавались так называемые «справедливые сообщества» - это учебные заведения (чаще всего как «школа в школе»), где «нравственность принуждения» заменялась на «нравственность сотрудничества». Это школа, в которой учитель и ученики имеют право равного голоса в решении основных проблем, управление осуществляется органами, выбранными демократическим путём, это школа справедливости и заботы друг о друге.
Идея создания таких сообществ в практике школы принадлежала известному психологу ЛОУРЕНСУ КОЛЬБЕРГУ, который был убеждён, что есть только одна добродетель в идеальной форме – справедливость. Он доказывал, что она не является чертой характера «как повод к действию, справедливостью называют уважение к людям».
В такой школе становится важной необходимость организации школьной жизни на основе принципов демократии и справедливости, на улучшении морального климата в школе. В «справедливых сообществах» школы вводились демократические процедуры, прежде всего – равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общее собрание становится неотъемлемой частью жизни школы, возникали собственные традиции и ритуалы. Тем самым прилагались все усилия для превращения школы из учреждения учебного в учреждение учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но и проводить свободное время.
Как научить демократии? – главный вопрос, возникающий в процессе гражданского образования и воспитания. А могут ли дети вести себя в соответствии с принципами демократии, не играть в демократию, а действительно организовать демократическую жизнь в школе? Л.Кольберг был убеждён в том, что дети могут быть честными в соблюдении установленных ими правил, могут и хотят работать на благо своей школы и окружающих их людей. В итоге оказалось, что значительных успехов в гражданском развитии школьников педагоги добились в атмосфере «справедливого сообщества». Суждения самих детей демонстрировали большую моральную зрелость по сравнению с ребятами из контрольных классов (см. об этом 38;80).
Опыт школ, организованных в духе «справедливого сообщества» доказал, что развитие демократической культуры возможно не путём объяснения ребёнку того, что такое «демократия», «честность» и «порядочность» и того, как они проявляются во взаимоотношениях между людьми, важнее ставить детей в ситуации, в которых они должны будут проявлять свои лучшие человеческие качества. Словом, у каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, развивающих высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно.
Гражданское развитие личности рассматривалось в единстве с нравственным развитием. Решение нравственных дилемм как ситуаций личностного выбора получило большую популярность в 70-е годы. Школьники учатся критически мыслить и принимать решения в нравственной сфере на основе справедливости.
Моральные дилеммы, по мнению американских преподавателей, можно использовать с равным успехом в ходе преподавания как общественных наук, так и естествознания, так как дилемма заставляет ученика размышлять и искать ответы на жизненно важные вопросы (подробнее см. в последующей части пособия «Нравственное развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы» (Часть 8).
Важным аспектом гражданского и нравственного воспитания выступают отношения между учителем и учеником, в американской школе они более непосредственные и демократичные, чем во многих других странах. Возможно, это зависит от более высокого уровня общественных отношений в стране, большей толерантности, уважения иного мнения и другими чертами демократической жизни. Частично зависит и от страха учителей перед родителями. Педагоги, как правило, не читают нравоучений, не сравнивают поведение учеников друг с другом. Редкий преподаватель скажет: «Ты не прав». В случае несогласия с учеником наиболее типичны такие суждения: «Я не могу позволить себе согласиться с твоей точкой зрения» или «Мне кажется, что твоя точка зрения спорная».
Индивидуализм – это один из способов жизни американцев, одна из моральных ценностей, выработанных человечеством, проявившаяся как форма выживания и существования первых переселенцев. Крайний индивидуализм в США не приветствуется, но и не осуждается. Быть индивидуалистом или коллективистом – право самого человека делать свой выбор. Многие из американцев поддержали слова президента
ДЖ. КЕННЕДИ: «Не спрашивай, что эта страна может сделать для тебя, а спроси себя, что ты можешь сделать для неё».
Теологическая направленность гражданского воспитания. Педагоги теологической ориентации объявляют Бога и веру единственно истинным ориентиром в жизни, а воспитание подрастающего поколения в духе «вечных и непреложных библейских заповедей». В этом они видят основу эффективного гражданского воспитания. «Педагогические учения и идеологии меняются, - пишет Д.ВАЛЬТЕН, - а слово Божье переживёт всё. Поэтому мы – учителя – поступили бы разумно, если бы сделали это слово масштабом нашей жизни и нашего учения» (Цит. по 38).
Воспитание, по мнению этих педагогов, должно быть обращено на каждого учащегося, чтобы помочь ему найти путь к Богу, обрести веру, согласие с самим собой, а следовательно, с миром, людьми, обществом.
Патриотический аспект гражданского воспитания является одним из ведущих направлений в системе гражданской социализации школьников как в Америке, так и на Западе. Его главной задачей провозглашается воспитание у учащихся национальной гордости, любви к своему народу, стране, государству во имя «всеобщего блага», «согласия», то есть, в конечном счёте «всеобщего благополучия и процветания», любви к гербу, флагу, гимну.
Отношение к американской модели гражданского образования личности. С точки зрения российского учителя (61, с.5), проявляется акцентированность в большей степени на политические и юридические аспекты, в результате чего внутренний мир человека, его моральные и этические проблемы не получают должного освещения. Отсутствует то, что называется национальной культурой личности.
Отмечается, что в таких азиатских странах, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, где универсальные (европейские) политические
ценности, занимающие первостепенное место, органически дополняются национальными особенностями, то есть сохраняют черты традиционной культуры общества. Не потому ли наиболее известные во всём мире футурологи, в том числе и американские – Ф.ФУКИЯМА, П. КЕННЕДИ,
С. ХАНТИНГТОН - уже не связывают будущее мира исключительно с американской моделью гражданско-политической культуры. Более того, они полагают, что эта модель «исчерпала свой потенциал развития, что в ХХI веке будет более востребована «азиатская» модель гражданского и политического устройства общества, в котором преодолены противоречия между ratio и anima , то есть между «сухим» юридическим и «тёплым» морально-нравственным содержанием, между универсальным и национальным началами личности» (Цит. по 61).
Однако это всего лишь гипотетические предположения, которые всё же следует осмыслить и иметь в виду, создавая и развивая собственную модель гражданского образования и воспитания школьников, выбирая и осмысливая его ориентиры.
Что из американской модели гражданского воспитания и образования Вам понравилось? Что бы Вы включили в свою педагогическую систему?
С опытом каких стран Вы знакомы? Как Вы оцениваете этот опыт?
Насколько возможно его использование в практике нашей отечественной школы?
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ:
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ
С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
В России, как показывает опыт прошлого, гражданскому развитию личности всегда придавалось важное значение. И этот опыт, безусловно, может быть использован в условиях современной школы. Однако изменения, происходящие в нашем обществе, и те демократические тенденции в его развитии, которые закладываются в настоящее время, требуют поиска новых форм и методов в решении данных задач. Учиться демократии - это те новые реалии, которые необходимо осваивать современному человеку, и школа не может быть в стороне от решения этой задачи первостепенной государственной важности.
В мире возрастает интерес к решению проблем гражданского воспитания и образования. Достижения науки и техники превращают мир в мировую деревню с общей экономикой, культурой, общими проблемами (например, охраны окружающей среды, здоровья, борьбы с терроризмом и т.п.). Появился мировой рынок развлечений – музыка, спорт, кино. Массовые перемещения людей, интенсивный обмен информацией приводят к взаимозависимости государств и людей во всём мире. Миграция населения позволяет сглаживать культурные и экономические различия между странами, ранее разделявшие народы.
Об усилении внимания к гражданскому воспитанию свидетельствует деятельность Международного комитета по гражданскому воспитанию, созданного для координации и сбора информации о состоянии гражданского воспитания в разных странах. А Генеральная Ассамблея Юнеско приняла решение об открытии в Дании Международной академии по обучению правам человека.
8-12 июля 1997 год в Москве состоялась научно-практическая конференция Межрегиональной Ассоциации «За гражданское образование», где директор Международного департамента Американской федерации учителей, президент Международного консорциума «Civitas»
Д. ДОРН сказал: «В конце 80-х годов в мире произошли большие изменения. Многие страны встали на демократический путь развития. Демократия – это общее благо для всего мира. Это движение за мир, потому что демократические страны никогда не развязывали войн» (28, с.1).
В октябре 1998 года состоялся российско-канадский семинар «Гражданское образование: новые подходы и перспективы», организованный в рамках российско-канадского проекта «Учимся демократии», на котором профессор Э. ХЬЮЗ подчеркнул, что взгляды российских педагогов в понимании сущности и задач гражданского развития личности во многом созвучны с мнением канадских педагогов. Перед школьными учителями обеих стран стоит одна задача – объединить людей разных национальностей в единое сообщество. (40, с. 5).
На сегодняшний день в нашей стране, и конкретно в Сибирском регионе, разрабатываются международные проекты, где в совместной деятельности отрабатываются новые содержание, формы и методы гражданского образования и воспитания школьников, проводятся тренинги по отработке новых навыков, происходит обмен опытом и методическими наработками.
С 1994 года в г. Красноярске работает ресурсный Центр «Сотрудничество», который ведёт свою работу по развитию общественно-активных школ в трёх основных направлениях: демократизация школ и школьных уроков; формирование активного, взаимовыгодного партнёрства на местном уровне между школой и окружающим сообществом; развитие добровольчества.
Проект TACIS «Создание системы демократического гражданского образования (СДГО) в Центральной Сибири». Девизом СДГО могут стать слова: «Учиться, чтобы быть свободными и независимыми!». Участниками проекта являются: институт по международному сотрудничеству немецкой ассоциации народных университетов, региональные организации общества «Знание» гг. Новосибирска, Новокузнецка, Абакана и Алтайский образовательный центр (г. Барнаул).
Цель СДГО – сформировать гражданские качества на основе современных знаний и умений, позволяющих личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
СДГО занимается обучением демократическому образу жизни коллектива, поддержкой и развитием гражданских инициатив; разработкой и внедрением учебных программ гражданского образования; внедрением новых педагогических технологий; адаптацией зарубежных программ к практике отечественной школы; осуществляет ежеквартальный выпуск информационных бюллетеней «Новое в гражданском образовании» и методических сборников «Гражданское образование в Центральной Сибири»; проводят научно-практические конференции. (26, с. 43-46).
Российско-американский проект по разработке учебного курса «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» (1997-1998 гг.). Данный проект действует в рамках международного образовательного проекта «Гражданское образование для информационного века». Основной задачей проекта стала разработка подхода к преподаванию обществознания в российских школах, которая обеспечивала бы становление школьников как активных и самостоятельных граждан демократического общества. Для этого в проекте предполагается разработать образцы учебных материалов и основные требования к программам курса обществознания для 9,10 и 11-х классов российских школ. Планировалось, что такой курс будет ориентирован не столько на информирование школьников, сколько на выращивание способностей для активного гражданского участия в решении проблем современного мира. Проект предполагал создание российскими учителями собственных учебных материалов. В ходе экспериментальной работы участники проекта пришли к выводу, что граждановедение (и – шире – обществознание) должно преподаваться как серия социальных экспериментов, содержащих социальные исследования и практические гражданские действия, а не ряд фактов для запоминания.
В результате межкультурного взаимодействия педагогов были разработаны учебные модули, по каждому из них был создан учебно-методический комплекс, включающий в себя подробный материал для учителя с обоснованием философии каждого учебного фрагмента и поддерживающие материалы для уроков (видеозаписи, фрагменты документов, образцы раздаточного материала). Более того, некоторые модули были представлены в нескольких вариантах в соответствии с возможной логикой исследования и дискуссии.
Так, российскими учителями были разработаны следующие «примерные» модули учебной программы:
· «Насилие в школах» (Может ли власть остановить преступность?);
· «Почему мы выбираем не тех лидеров?» (Природа и критерии лидерства);
· «Почему дети бросают школу?» (Конфликт поколений);
· «На что я имею право в школе?» (Школьное законодательство);
· «Можно ли пускать чеченцев в Красноярск?» (Межнациональные отношения, терпимость и конфликт);
· «Нужно ли судить дезертиров?» (Отношения гражданина и государства);
· «Как обойтись без драки?» ( Агрессия, посредничество и разрешение конфликтов) и др.
Модули, разработанные американскими учителями, имели другую тематику:
· «Можно ли легализовать марихуану?» (Как принимать законы);
· «Что можно надеть в школу?» (Право на самовыражение);
· «Кем меня посчитают по переписи?» (Национальная идентичность);
· «Отвечаю ли я за результаты голосования?» (Избирательное право).
В настоящее время завершается превращение этих модулей в учебный курс для 9 класса российских школ, который можно было бы использовать вместо курса права. В дальнейших планах интернациональной команды – разработка учебных модулей для старших классов с целью обновления курса обществознания ( 26, с.46-52).
Проект «Общественная политика в российской школе» разработан Восточноевропейским центром демократического образования и управления (председатель Д.ДЖУЛИАН – профессор Сиракузского университета). Задачи и цели проекта вытекают из необходимости развития гражданских знаний и навыков в переходный период, повышение политической активности граждан. Демократия пытается воспитать особый тип человека – гражданина демократического общества, способного делать выбор относительно определённых проблем, порождающих ощущение нестабильности. Акцент делается на изменение методики преподавания. Уроки граждановедения представляются, прежде всего, как активная деятельность учащихся в сотрудничестве и под руководством учителей, в процессе этой деятельности ученик осваивает наиболее результативные способы общения, дискуссии, анализа информации, саморазвития и самооценки. Наиболее эффективные формы проведения подобных занятий – новейшие технологии деятельностной педагогики, одной из которых является «Гражданский форум».
При данной методике становится возможным развитие навыков критического мышления и выработки суждений с позиции гражданина. Именно эти навыки являются основой активной и ответственной гражданской позиции. Диалог – основа философии «Гражданского форума».
Средством, при помощи которого происходит оформление общественно значимой проблемы и при помощи которого проводится «Гражданский форум», является дискуссионная брошюра. Так, в рамках проекта учителями из г. Брянска подготовлено не6сколько дискуссионных брошюр: «Средняя школа: как встретить ХХI век»; «Безработица: как создать новые рабочие места?»; «Потеря человечности: как жить дальше?»; «Военная служба: какая армия нам нужна?»; «Детская преступность: где выход?» и др.
Апробация методики «Гражданского форума» и дискуссионных материалов успешно прошла на Х Всероссийском семинаре по граждановедению, проводимом НВЦ «Гражданин» под руководством Я.В.Соколова. В рамках проекта проводятся обучающие семинары для учителей, причём, целью данных семинаров является написание учителями на местном материале своих дискуссионных брошюр (26, с.53-55).
Проект СОВЕТА ЕВРОПЫ по разработке материалов и повышения квалификации педагогов в области гражданского образования, осуществляющийся с 1996 года при поддержке Министерства образования РФ. В настоящее время в разных регионах России накоплен собственный опыт осуществления гражданского образования на всех ступенях учебного процесса, отмечается, что «гражданское образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования в России, приобретая черты открытой развивающейся сферы, где учитываются национально-региональная специфика и многообразие образовательных подходов. Однако ещё мало учителей, готовых на современном уровне преподавать данные предметы» (Цит. по 19).
В обосновании данного проекта подчёркивается, что педагоги школы (и особенно учителя курсов, относящихся к области гражданского образования) задают образцы гражданского отношения и поведения, являются первыми взрослыми, кто отчётливо представляет детям не семейную, а общественную позицию. Такая большая ответственность, которая возлагается на школьного учителя, требует его особой подготовки как в теоретическом, так и в практическом плане.
Подготовка и переподготовка педагогов для реализации целей гражданского образования предполагает, чтобы сами педагоги осваивали умения, необходимые для гражданина, и приобретали соответствующие личные качества (26, с.66-72).
Проект «Создание тренинговых центров по гражданскому образованию» был реализован в 1998 году при поддержке Американской ассоциации преподавателей русского языка. Он предполагал подготовку групп преподавателей-тренеров в Москве и Красноярске. Базовой идеей данного проекта была идея развития школы на демократических основах. Для реализации демократических идей и принципов образования в школе должна появиться команда учителей, администраторов, объединённая общим видением проблем школьного сообщества и желанием их решать. Подготовка такой команды и была целью в реализации данного проекта.
Семинары-мастерские проходили как в США (штат Индиана), так и в городах Москве и Красноярске.
По итогам работы в настоящее время создан тренинг-центр по гражданскому образованию в Университете РАО и методический центр по гражданскому образованию Красноярского ЦРО, где можно повысить свою квалификацию по следующим темам-проблемам: «Разрешение конфликтов, ведение переговоров и посредничество в школах»; «Учебное сотрудничество»; «Критическое мышление и интерпретация текста»; «Школа как лаборатория демократии»; «Психологические методы морального воспитания»; «Этические основы гражданского образования» (26, с.55-58).
Заключение
Мы предложили Вам поразмышлять, пожалуй, об одном из самых сложных вопросов нашей современной школы. Мы рассмотрели гражданское развитие личности во всей его сложности. Вам были предложены материалы, на основании которых Вы можете самостоятельно составить социально-психологический портрет личности современного гражданина с учетом психологических основ его становления, проследить процесс его развития на разных возрастных этапах развития личности.
Мы попытались представить Вам систему гражданского воспитания и образования, которая складывается в нашей стране. Мы надеемся, это поможет Вам в процессе практической деятельности выработать собственные подходы и принципы, разработать те формы и методы воспитания и обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|