И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 4 глава
Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего школьника должна прийти идея Родины (её символика – гимн, флаг, герб; её героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).
Особенность гражданского развития младшего школьника – в пробуждении гражданских чувств. Дети этого возраста ещё не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, дети этого возраста способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать своё отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших школьников всё же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов. Они пока ещё не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но они готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.
Можно привести пример с учеником 3-го класса, который сделал вывод о том, что Александр Невский и Дмитрий Донской – это герои нашей страны, потому что они выиграли исторические битвы и прославили наше Отечество, а М.И.Кутузов – «предатель, так как отступил и позволил французам сжечь Москву». Как видим из данного примера, у ребёнка проявилось прежде всего эмоциональное восприятие события, его неспособность увидеть за «внешним» результатом причины события и оценить его последствия. Однако, на наш взгляд, в этом можно увидеть такие элементы гражданской позиции, как самостоятельность суждений, независимость от точки зрения учителя, готовность отстаивать своё мнение.
Младший школьник - по типу своего поведения «общественник», он проявляет свою готовность работать сообща, помогать при этом товарищам, чувствовать свою полезность и значимость для других. И дежурство по классу, и выполнение общественных поручений позволяют им реализовывать эту позицию. Очевидно, можно утверждать, что побуждение младших школьников к гражданским поступкам во многом определяется тем, насколько взрослые (учителя и родители) смогут предложить детям такие виды деятельности, в которых просматривается её общественная значимость, деятельность, в которой дети могут проявлять такие гражданские качества, как заботу, ответственность, самостоятельность, инициативу. Выполнение таких видов деятельности способствует пробуждению в младшем школьнике гражданского самосознания.
Этот возраст – важный этап в становлении гражданственности человека. Вот как определил его значимость выдающийся педагог ХХ столетия В.А.СУХОМЛИНСКИЙ: «Если в детстве ребёнок не научился понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро, то в годы отрочества он перестаёт замечать, что живёт среди людей» (64, с.216).
__________________________________________________________________
Вопросы для размышления
Проанализируйте известный Вам опыт начальной школы, выявите его положительные и негативные стороны в аспекте возможностей гражданского развития личности младшего школьника.
Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс начальной школы в целях создания благоприятных условий гражданского развития личности? Что Вы можете предложить?
Какую роль будет играть Ваш предмет - история, литература, русский и иностранный языки, естествознание (природоведение), труд, физкультура и др. в целях гражданского развития младших школьников?
Задание
Составьте социально-психологический портрет младшего школьника, в котором просматривались бы черты гражданственности. (Вы можете использовать наше пособие. См. Часть 3 и Часть 12).
Сформулируйте те черты и характеристики гражданственности младших школьников, которые должны (могут) характеризовать их гражданское сознание и самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки. (См. в данном пособии предыдущие разделы).
__________________________________________________________________
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - это этап в развитии личности, который характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой взрослости. Именно этот возраст является важнейшим в развитии гражданских черт и характеристик личности, так как в этом возрасте подросток становится наиболее чувствительным к восприятию, познанию и оценке окружающего мира и людей, он стремится понять и объяснить этот мир. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается самоутвердиться в проявлении своей взрослости.
Однако проявление у подростка гражданственности как одного из направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого. Именно от учителей и родителей, в первую очередь, зависит: каким образом подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм станут основой его внутренней позиции.
Вам известно, что у подростка появляется новое ощущение себя. Позиция «Я-взрослый» становится основой его внутренней позиции, которая обнаруживает себя в изменении отношений с окружающим миром и взрослыми. Гражданское развитие подростка начинается с того момента, когда в структуре его «Я» появляется (как один из его аспектов) образ «Я-гражданин». Этот образ приходит только через осознание общественной стороны жизни и своего места в этом мире. Взрослый должен помочь подростку в познании окружающего мира, но в процессе этого познания должны появиться общественно и личностно значимые мотивы, должны звучать такие категории, как гражданский долг, гражданская ответственность, гражданское достоинство и самоуважение. Осознание подростком своего места в мире взрослых также должно включать социальные и нравственные категории.
В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка, появилось важнейшее событие в его жизни – получение паспорта как факта признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия гражданства личностью. В общении с подростком именно от взрослого зависит, насколько этот факт в его жизни станет формальным событием, или он сможет почувствовать свою причастность к нашей стране, её людям, испытать гордость гражданина России.
Нам всё же думается, что, не смотря на все трудности, которые испытывает страна, нам, её гражданам, есть чем гордится и, несмотря ни на что, проявлять чувство собственного достоинства. Эти чувства важно испытывать взрослым людям, но ещё важнее эти чувства для подростков, которые только планируют свою жизнь, мечтают, выбирают свой путь в жизни. Насколько нам известно, никто (или почти никто – ни школа, ни работники УВД) такой работы не ведут, что, безусловно, не способствует благоприятному становлению личности юного гражданина.
Получение паспорта должно привести к осознанию подростком своих прав и обязанностей, своей ответственности перед законом. Подросток становится не только дееспособным, но и правоспособным, то есть за многие свои поступки (а возможно, и преступления) он несёт ответственность. Этот момент в жизни подростка мог бы стать важнейшим стимулом развития его гражданского сознания и самосознания, формирования его гражданской позиции. Однако такое становится возможным, если в школьную программу включены курсы «Граждановедение» или «Основы права», если в школе (в классе) коллектив рассматривается как условие проявления общественно направленной позиции личности (позиция ответственности, заботы, долга, инициативы, самостоятельности).
Таким образом, благоприятной для подростка становится такая социальная ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально и личностно значимые мотивы, создаётся возможность проявлять общественную направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию.
На общем фоне становления взрослости в жизнь подростка должны прийти понятия «Родина», «Отечество», «гражданин», «права и обязанности», «долг» и др.
Одним из первых проблему становления личности гражданина рассмотрел В.А.СУХОМЛИНСКИЙ (СССР, 50-60-е гг. ХХ века). Его книга так и называется «Рождение гражданина». Мы считаем, что его размышления о гражданском развитии личности подростка актуальны и сегодня. Устарели некоторые термины и понятия идеологического содержания, но актуальными остаются вопросы теории и методики гражданского развития личности, в его книге собран богатейший материал, который важен и в создании современной системы гражданского воспитания и образования.
Он выделил основные задачи, которые должны решать педагоги в общении с подростком, если они заинтересованы в его гражданском развитии. По его мнению, «если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей,…то в годы отрочества перед ним открывается мир идей» (63, с.406).
1-я задача - способствовать формированию гражданского видения мира.
Исходя из возрастных особенностей подростка, его интереса к миру взрослых людей и поиску своего места в мире становится возможным, как пишет В.А.Сухомлинский, «обострять» гражданское видение мира, которое проявляется в следующих характеристиках:
Ø познание окружающего мира;
Ø понимание смысла сложных общественно-политических явлений;
Ø ощущение сложности и противоречивости жизненных явлений;
Ø переживание ненависти, непримиримости к социальному злу, бесчестью, несправедливости;
Ø проявлять волнение за судьбы «далёких» людей;
Ø задумываться над судьбой мира;
Ø познание сути человеческого фактора в историческом, общественно-политическом, духовном, психологическом, эстетическом аспектах жизни;
Ø осознание роли человека как творца общественной жизни;
Ø понимание необходимости моральной культуры в жизни человека и его отношений с другими людьми;
Ø понимание труда как ведущего условия жизнедеятельности человека;
Ø видение моральной стороны в явлениях и событиях окружающей жизни, взаимоотношениях между людьми и т.д.
2-я задача - пробуждение гражданских чувств. По мнению В.А.Сухомлинского, подросток должен пережить такие чувства:
Ø принадлежности к великому и героическому народу великой страны;
Ø восхищение гражданской доблестью человека;
Ø гражданской заботы, волнения и тревоги за судьбу страны и человека;
Ø чувство благодарности людям, которые окружают его и помогают в его делах;
Ø ответственности и долга при выполнении конкретных поручений;
Ø гражданского достоинства и гордости за страну и её народ;
Ø радость труда и творения (напряжения усилий, делать не то, что хочется, а то, что нужно);
Ø радость труда и его результатов для других;
Ø переживание личного достоинства и гордости за свой труд;
Ø отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг и т.д.
3-я задача - способствовать самоутверждению гражданских черт в самосознании и поведении подростка:
Ø личное отношение к Родине;
Ø стремление занять общественное положение в школьном коллективе;
Ø стремление к самостоятельности;
Ø желание проявлять активность;
Ø привычка трудиться;
Ø видеть себя глазами других людей;
Ø ощущение собственной значимости в противовес ощущению собственной никчёмности и бесплодности усилий;
Ø самоуважение за результаты своего труда, личные поступки;
Ø дорожить своей честью и достоинством;
Ø оценивать своё поведение с позиции морали и гражданственности;
Ø проявление во всём собственной точки зрения;
Ø умение подчинять «личное» «общественному» (коллективному);
Ø непосредственное участие в жизни общества и т.д.
Ведущими условиями, способствующими гражданскому развитию
личности подростка, являются трудовая деятельность и коллектив. Попытайтесь самостоятельно объяснить значимость этих условий для развития и формирования конкретных черт и характеристик гражданственности в подростковом возрасте.
При организации воспитательно-образовательного процесса школы, ориентированного на гражданское развитие личности, возникает одно очень существенное противоречие. Как мы выяснили, гражданское развитие личности предполагает формирование у неё общественной направленности. Среди выделенных показателей гражданственности можно назвать такие, как: умение «личное» подчинять «общественному» (коллективному), умение видеть себя глазами других людей, умение оценивать себя с позиций морали и гражданственности и др. Однако у достаточно большой категории людей (в том числе, и у родителей, и у учителей) нет осознания необходимости этих умений в современной жизни. По их мнению, произошла смена ценностей: личность и её индивидуальность являются приоритетными, если их рассматривать в соотношении с коллективом и группой.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни подростков, которые доказывают необходимость и целесообразность форм поведения, отражающих и личностную, и общественную направленность.
Ситуация 1. В классе создавалась футбольная команда. Сами ребята строго оценивали друг друга, каждый демонстрировал свои умения и способности. Каждому из мальчиков хотелось стать членом команды. На каждом соревновании весь класс приходил «болеть» и потом строго критиковал за допущенные ошибки и проигрыш.
Как Вы считаете, каким образом поступит каждый член команды, если во время соревнований или тренировки у него возникнут иные дела и интересы, и подростку придётся выбирать между ними? Чем для подростка закончится данная ситуация, если он всё же предпочтёт личный интерес интересам всей команды? Какое значение для подростка имеет общественный интерес?
Ситуация 2. В школе проводятся спортивные соревнования по лёгкой атлетике. Коллектив класса решает включить в команду подростка, который на уроках физкультуры показывает хорошие результаты. Подросток даёт своё согласие, но потом обнаруживается, что он занят и не может принять участие в соревнованиях. Изменить состав команды уже нельзя.
Как в этой ситуации должен поступить подросток? Он не должен забывать о своих личных интересах? Это нормально, если подросток не испытывает чувства долга перед коллективом класса и чувства ответственности за свой поступок? Разве данная ситуация не требует подчинения личных интересов интересам всего класса?
Ситуация 3. Классный руководитель объявляет, что на следующий день все ребята должны прийти в школу на два часа раньше, им поручено убрать школьную территорию. У нескольких ребят в это время уже спланированы занятия в музыкальной, спортивной школе, научном кружке, и они не смогут принять участие в коллективной деятельности.
Как Вы считаете, каким образом должен поступить классный руководитель и коллектив класса? А) Никого не интересуют личные дела каждого школьника, они просто обязаны работать вместе со всеми.
Б) Можно предложить подростку выполнить свой участок работы в другое, удобное для него время. В) А может быть классный руководитель (если ребята не догадаются об этом сами) предложит всему классу освободить этих ребят от работы на пришкольном участке, сославшись на то, что в других коллективных делах они примут активное участие?
__________________________________________________________________
Вопросы для размышления
Как Вы оцениваете те черты и характеристики личности гражданина, которые, по мнению В.А.Сухомлинского, должны развиваться в подростковом возрасте?
А какие черты и характеристики личности гражданина, на Ваш взгляд, должны проявляться в подростковом возрасте? В каких характеристиках должно (может) проявиться гражданское сознание и самосознание подростка, какие гражданские чувства он должен (может) пережить, какие гражданские поступки для него доступны?
__________________________________________________________________
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ – период в развитии личности, когда становится необходимым определять своё место в жизни, решать проблемы жизненного и профессионального самоопределения. В этом возрасте формируются жизненные планы, старшеклассник выстраивает перспективы своего будущего. В зависимости от того, насколько он готов к решению обозначенных проблем и задач, последующее развитие юношей и девушек происходит как приобретение ими черт и характеристик социальной зрелости или инфантильности.
Как оказывается, ситуация социального развития, которая складывается для юношей и девушек, несёт в себе возможности для проявления и развития гражданственности. Однако всё зависит от того, какими мотивами руководствуются школьники (и их родители) при определении планов и перспектив дальнейшей жизни. Категории «личного» и «общественного» в нашей сегодняшней жизни проявляются в ином соотношении, чем прежде.
Предложить взрослым (учителям и родителям) «привносить» в сознание и самосознание современных юношей и девушек мотивы общественного долга и интереса, на наш взгляд, бесперспективное занятие, так как в самом обществе должны произойти изменения, на основании которых личность сможет осознать и почувствовать свою значимость и востребованность. Агитация и призывы к беззаветному служению обществу нельзя рассматривать как «методы» гражданского воспитания и образования. Современный школьник оказался в совершенно иных социальных условиях – он стоит на пороге вступления в жизнь, в которой востребованными оказались такие качества, как прагматичность, деловитость, инициативность и самостоятельность, ответственность за принятые решения, умение надеяться прежде всего на самого себя. Недооценка (или отсутствие) в личности нравственного компонента также объясняется, на наш взгляд, его невостребованностью в обществе. Сложилась парадоксальная ситуация: никто не отрицает важности нравственных качеств, но и в то же время, мало что делается для изменения ситуации. А потому прагматичные мотивы заслоняют собой общественные мотивы в процессе жизненного и профессионального становления старшеклассников.
Интересным в этой связи представляется работа, выполняемая коллективом под руководством С.Н.ЧИСТЯКОВОЙ (г. Москва), по разработке и внедрению в практику школы нового учебного курса «Твоя профессиональная карьера», который ориентирует учащихся на самопознание особенностей и возможностей своей личности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, выстраивание жизненных планов и перспектив, в которых учитываются и личные интересы, притязания и ожидания личности, и требования той социальной и профессиональной среды, где эти планы смогут реализоваться.
Какие же особенности характерны для гражданского развития личности в период ранней юности?
В силу того, что каждая личность по-разному переживает предыдущие периоды своего развития, по-разному решает те проблемы, которые обусловлены возрастом, приобретает различный уровень в развитии сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сферы и поведения, то и еёвступление в период ранней юности происходитпо-разному. Нельзя не согласиться с И.С.КОНОМ, который пишет о том, что «юность не однородна» по своим характеристикам (36), в том числе и в проявлении гражданских качеств и характеристик.
В предыдущей части нашего пособия (см. «Возрастные особенности развития и воспитания личности». Часть 3.) мы описали несколько вариантов развития личности, которые можно наблюдать у современных юношей и девушек. Мы считаем, что размышлять о проблемах развития личности в период ранней юности (как о целостном процессе, так и о развитии её гражданственности) необходимо в двух аспектах:
во-первых, размышлять как о развитии потенциальных возможностей личности в данный возрастной период, то есть показать, каким могло быбыть её развитие, если бы на предыдущих этапах были решены те проблемы, которые обусловлены логикой возрастного развития личности;
во-вторых, размышлять о тех индивидуальных вариантах развития, которые мы наблюдаем в реальной жизни (в реальном обществе и в реальной школе), где можно видеть проявление различного уровня потенциальных возможностей, разнообразие их интересов и жизненных ценностей, различной степени заинтересованности проблемами общества и поиска своего места в жизни; где можно слышать различные суждения и оценки об окружающем мире, людях, самих себе, в которых просматриваются различные жизненные планы и уровни притязаний, профессиональных намерений и устремлений.
Итак, в старшем школьном возрасте становится возможным формирование обобщённых представлений об окружающем мире и о самом себе. Юноши и девушки пытаются высказывать свои суждения, выражать своё отношение относительно происходящих событий, что делает возможным формировать их гражданскую позицию, НО её содержание и формы выражения самые разнообразные – от нигилизма, отрицания значимости общественного опыта, отсутствия интереса к вопросам общественной жизни - до болезненно обострённого восприятия окружающей действительности, её проблем и противоречий.
Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО описать те варианты индивидуального развития юношей и девушек, которые Вы наблюдали в жизни. Как складывается их гражданское развитие в зависимости от той позиции, которую они занимали в период ранней юности? Насколько воспитательно-образовательный процесс школы смог что-либо изменить? Почему произошли или не произошли эти изменения?
Не случайно в старших классах общеобразовательных школ и в системе начального профессионального образования вводятся курсы обобщающего характера, например, «Обществознание», «Политология», «Основы культурологии», «Общая биология», «Человековедение» и др. Эти курсы ставят своей задачей обогатить процесс познания и самопознания личности. Насколько учитель окажется убедительным, насколько старшеклассник сумеет увидеть значимость этих знаний для своей будущей жизни, настолько станет возможным развитие его гражданской позиции.
В Вашей школе велись эти курсы? Какую роль они сыграли в Вашем развитии и развитии Ваших соклассников?
Для юношей и девушек становится характерным проявление так называемого юношеского максимализма, в котором отражается их взгляд на мир, общество, события, людей. Эту черту юношеского возраста можно рассматривать как одно из проявлений гражданской позиции личности.
Это - черта личности, в которой проявляется способность старшеклассников подмечать в окружающей жизни и людях как положительные, так и негативные стороны. Они судят о происходящем по самым высоким критериям, предъявляют окружающим самые высокие требования. Готовя себя к жизни в обществе, юноши и девушки как бы критически оценивают общество и его ценности. В их суждениях присутствуют и разум, и эмоции. Проявление юношеского максимализма – это проявление завышенного уровня притязаний, их неспособность соотнести свои жизненные планы, мечты с реальными возможностями. Но в юношеском максимализме проявляется и их стремление к «идеальному».
На наш взгляд, юношеский максимализм - это одна из ведущих характеристик, которая должна проявиться в развитии личности этого возраста. В ней проявляется противоречивость внутренней позиции старшеклассника – он со своими желаниями, мечтами, притязаниями, самооценкой пытается «вписаться» в окружающий его мир и, видя несовершенство мира и самого себя, решает проблему самоопределения.
Однако в проявлении этой черты у юношей и девушек можно также наблюдать множество индивидуальных вариантов. Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО описать эти варианты, объяснить причины их проявления в каждом отдельном случае .
Следует отметить, что юношеский максимализм– это не просто «болезнь роста», это период жизни, через который должен пройти каждый старшеклассник. Однако черты личности, в которых проявляются его отношения с миром, у каждого школьника могут быть свои:
· критическое отношение к миру может стать доминирующим, когда личность акцентирует внимание только на негативных сторонах жизни, не желая замечать положительных;
· личность научается предъявлять требования окружающим людям, но не к себе самой;
· личность приходит к выводу, что во всех неудачах виноватой является только она сама, что мешает проявлению её активности и инициативы;
· несформированность привычки трудиться, ставит личность в позицию мечтателя и наблюдателя;
· ………………………………………………………………..
· ………………………………………………………………..
Какие другие варианты индивидуального развития Вы можете назвать?
Каким образом эти характеристики проявят себя в гражданской позиции и
гражданских поступках?
Вопросы для размышления
Какие другие особенности гражданского развития юношей и девушек Вы можете назвать? Какие черты и характеристики гражданственности могут/должны проявиться у современных юношей и девушек?
Проанализируйте возможности воспитательно-образовательного процесса современной школы в целях гражданского развития старшеклассников. Какие новые учебные предметы и виды учебно-познавательной деятельности Вы можете предложить?
__________________________________________________________________
2.5. Факторы, обусловливающие гражданское развитие личности
Поскольку гражданин – это социальная характеристика человека, то в развитии гражданственности и гражданской культуры ведущее значение имеют факторы социальной среды и воспитание: общество, средства массовой информации, неформальное общение со сверстниками, семья, школа.
Мы предлагаем Вам рассмотреть этот вопрос САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как Вами эта проблема уже изучалась. (См. наше пособие «Развитие и воспитание». Часть 2.).
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
· Какие элементы социальной среды являются наиболее значимыми в гражданском развитии личности в разные периоды её жизни?
· Каковы особенности влияния каждого элемента среды на гражданское развитие личности?
· Какую роль в гражданском развитии личности Вы отводите школе?
· В каком соотношении находятся процессы социализации личности и воспитание?
· Какое влияние оказывают социальная среда и воспитание на такие процессы гражданского развития, как социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самовоспитание?
3. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
3.1. Из истории становления гражданского воспитания и образования в России
У каждой исторической эпохи есть своя философия гражданского воспитания и образования юного поколения. Так, в Царской России правительство воспитывало своих подданных в духе преданности престолу и государю. На этих идеях были написаны учебники истории и литературы. Большую роль в воспитании населения играла церковь.
После революции 1917 года устанавливаются иные порядки. В 1918 году Декретом нового правительства церковь отделяется от государства и школы, тем самым из школьной практики ушли многие предметы, на которых изучался закон Божий, законы христианской морали, способствовавшие формированию верноподданных настроений и идей. Им на смену пришли идеи равенства и братства всех людей и народов. Для человека эпохи социализма важными провозглашаются качества: уважения к другим людям и народам; чуткое отношение друг к другу; сочувствие всем людям труда; активное участие в борьбе с нравственными пороками и пережитками капитализма, аморальным поведением и т.п. В школьную программу входит такой учебный предмет, как изучение Конституции.
В гражданском воспитании особое значение придавалось формированию патриотизма - идее бескорыстного служения Родине, защиты от врагов, преданности интересам советского народа. Советская школа ставила задачу – подготовить человека к участию в общественной жизни коллектива, предприятия, страны.
Н.К.КРУПСКАЯ в своей статье «Общественное воспитание» (1923 г.) выдвинула идею о триединой задаче в системе воспитания школьников, она писала: «Общественное воспитание складывается из развития: 1) общественных инстинктов; 2) общественного сознания; 3) общественных навыков». По её мнению, развитие общественной направленности в личности есть её подготовка к жизни в обществе, формированию идейности и преданности идеям, на которых построено это общество.
В 20-30-е годы происходит становление таких общественных организаций, как пионерская и комсомольская, задача которых – развивать общественную активность подрастающего поколения.
Период развитого социализма выдвинул на первое место в педагогической науке и практике вопросы патриотического и интернационального воспитания, формирования гуманизма, идейной убеждённости, социальной активности, коммунистического отношения к труду. В 70-е годы в педагогическую науку входит понятие «идейно-нравственное воспитание», которое синтезирует идейные и моральные качества личности в обществе развитого социализма. При этом были выделены и научно обоснованы комплексные формы работы – Ленинский зачёт, летняя трудовая четверть, экспедиция «Моя Родина – СССР», Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|