И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 8 глава
А потому любая школа по своей сущности должна быть народной (национальной). Нам хотелось бы ещё раз обратиться к К.Д.УШИНСКОМУ: «Несмотря на сходство педагогических форм европейских народов, у каждого из них своя, особенная, национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели… Воспитание, построенное на абстрактных или иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система, созданная самим народом…Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» (70, с. 198, 252-253).
Какой точки зрения придерживаетесь Вы?
Что Вам подсказывает Ваш опыт?
На наш взгляд, и первая и вторая точки зрения, правильные по своей сути, имеют опасность обнаруживать себя в своей негативной крайности.
Так, сглаживание национальных особенностей лишает человека (нацию, страну) не только своего своеобразия в мировой культуре, но и лишает его тех «корней», на которых строится общность народа, его ориентиров в историческом развитии.
Акцентируя внимание на национальной психологии человека, его особенностях, неповторимости, уникальности, возникает опасность зарождения националистических настроений (фашизм, расизм, антисимитизм шовинизм и т.д.). Из курса истории Вам известны такие примеры.
В современном мире ни одна нация и народность не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает дипломатические, экономические, политические, правовые и культурные связи.
Однако из курса истории Вы знаете примеры, когда обостряются межнациональные конфликты: возникают территориальные споры, обостряется исторически сложившаяся напряженность, проявляется стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (так называемые, сепаратистские настроения), можно наблюдать притеснение малых национальностей и народов.
В бытовых отношениях также можно наблюдать ситуации унижения одной нации другой (клички, анекдоты). Нередко можно наблюдать проявление болезненного национального самолюбия и стремление возложить ответственность за свои неудачи на представителей других наций. Во многих многонациональных государствах остаются этнические противоречия и неприязнь между народами.
Для каждой страны, нации, народа, конечно же, выше национальные ценности и интересы, но для всех людей высшими ценностями должны стать общечеловеческие, основанные прежде всего на морали и нравственности.
Ключом к пониманию установления гармонии в национальном самосознании и межнациональном общении может быть размышление русского философа В.СОЛОВЬЁВА: «Народность и национализм – две вещи различные (так же, как личность и эгоизм), что усиление и развитие народности (так же, как и личности) в её положительном содержании всегда желательно, тогда как усиление и развитие национализма (равно как и личного эгоизма) всегда вредно и пагубно, что отречение от своего национального эгоизма вовсе не есть отрицание своей народности, а, напротив, её величайшее утверждение».
Таким образом, можно обозначить ещё один взгляд на воспитание и образование личности – в воспитательно-образовательном процессе школы должны найти отражение и особенности психологии народа (страны в целом), и ориентация на осмысление и принятие общечеловеческих ценностей.
В социологической и психолого-педагогической литературе последних лет можно прочитать о проявлении гражданского начала личности на нескольких уровнях:
1. Гражданин как представитель конкретной нации (этноса), носитель национальной культуры – той конкретной жизни, в которой рождается, воспитывается и живёт ребёнок. Семья и представители ближайшего окружения дают возможность личности ощутить и осознать свои особенности, в том числе и национальные.Именно в рамках этнического социума происходит национальная идентификация личности.
2. Гражданин «малой» Родины (города, села, региона). Личность ощущает на себе проблемы региона, происходит осознание ответственностиза сохранение культуры и экологии. Именно на этом уровне возможно пробуждение первых гражданских чувств и проявление гражданских качеств личности. На этом уровне личность включается в систему межнациональных отношений.
3. Гражданин страны, когда человек может сказать о себе: «Я – россиянин». Личность ощущает себя представителем общности многих народов и регионов, осознавая общность проблем, испытывая чувство гражданского достоинства.
4. Гражданин мира. Личность осознает глобальные проблемы человечества и себя как активного участника их решения. Личность понимает, что в процессе своего развития выступает частью мировой культуры. Перед человеком возникает непростая проблема «осмыслить своё место в мире, определить его так, чтобы не раствориться среди других и не уклониться в самоизоляцию» (73, с.22).
В последнее время много пишут о космопланетарном феномене человека, для которого важно ощутить себя частью, гражданином Вселенной (В.И.Вернадский и его учение о ноосфере, В.П.Казначеев, Е.А.Спирин и др.). В нашем пособии мы всё же не будем затрагивать данный вопрос, предоставляя Вам возможность решить его самостоятельно.
Вопрос о содержании школьного образования во многом обусловлен тем, кем должен (может) ощущать себя современный человек? На каком уровне гражданственности он должен себя проявлять?
Можно, например, вспомнить русских «старообрядцев», до сих пор живущих замкнутой общиной и ничего не знающих о других народах и их культурах, сохраняющих свою культуру с ХVII века. А можно вспомнить великого писателя-фантаста Ж.Верна, который, не выезжая за пределы Франции, создавал свои знаменитые романы в тиши своего кабинета, но по этим романам читатели познают мир.
Очевидно, можно утверждать, если личность (страна, этнос) готовит себя к жизни в замкнутом социуме, то и воспитательно-образовательный процесс такой школы будет построен в соответствии с 1-м или 2-м уровнем проявления гражданственности. Однако, если интересы и устремления личности (страны, этноса) выходят далеко за пределы своей нации и ближайшего социума, то в воспитательно-образовательном процессе школы найдут своё отражение проблемы страны в целом и глобальные проблемы человечества, которые личность будет постигать на уроках естествознания, истории, литературы, мировой художественной культуры и т.п.
В современном мире, как отмечают философы, происходит процесс инкультурации, т.е. создание единого мира культуры, интегрирующего в себе общечеловеческие ценности. Однако развитие мировой культуры неотделимо от каждого народа, каждого региона, каждой эпохи. В рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп (10 , с. 10).
Современный человек живёт во взаимосвязанном и более единообразном мире, современная мировая культура во многом становится традиционной для человечества и для многих народов.
В.Д.ШАДРИКОВ (зам. министра образования РФ) выделяет так называемый «парадокс этничности», …характерный для всего современного мира, когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания» (73, с. 21).
В психологических исследованиях зафиксировано противоречие, которое можно наблюдать в межнациональном общении различных этносов: «Всякая общность людей возникает, укрепляется и функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) этноса считают себя принадлежащими к данному этносу, идентифицируют себя с ним… Но для устойчивого феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другой (этнос, не похожий на нас), отличающийся от нас существенно, зримо, выпукло…» (Цит. по 59, с. 33-34).
Воспитательно-образовательный процесс школы может сглаживать или, наоборот, углублять данное противоречие.
Какие существуют подходы в организации воспитательно-образовательного процесса школы, реализация которых способна решить проблему гармонизации национального и межнационального аспектов в гражданском развитии личности? Конечно, следует отметить, что только педагогическими мерами невозможно решить данной проблемы, однако всё же школе принадлежит большая роль.
I. В советский период нашего государства перед школой была поставлена задача формирования у школьников патриотизма и интернационализма.
Патриотизм рассматривался как проявление у человека любви к своей Родине, заботы о её интересах, волнение за её судьбу, гордости за социальные и культурные достижения; как активное участие в профессиональной деятельности, направленное на процветание своей страны.
Интернационализм предполагал проявление дружеских отношений с народами других стран и наций, чувства единства всех народов, борьбы против национализма и шовинизма; преодоление межнациональной вражды и стремления к установлению равноправия всех наций.
Интернациональный долг советского гражданина предполагал проявление поддержки другим странам в их борьбе за независимость. Нередко такая помощь оказывалась в материальной форме и в военных действиях. Так, советские люди оказывали помощь народам Испании в 1936 году, освобождали от фашизма европейские страны в годы 2-й мировой войны, оказывали поддержку братскому Вьетнаму и Афганистану.
В настоящее время на страницах политической и педагогической печати термин «интернационализм» не употребляется, очевидно, в силу своей идеологической направленности. Однако, по сути, те содержательные характеристики, которые включались в данное понятие, не утратили своего нравственного значения и сегодня.
II. Сегодня перед школой ставится задача формирования культуры межнациональных отношений.
Межнациональные отношения – это человеческие взаимоотношения, построенные на взаимном уважении и терпимости (толерантности), умении вести диалог, решать общие проблемы.
На наш взгляд, подлинная культура межнациональных отношений строится на восприятии другого человека как ЛИЧНОСТИ, понимании её внутреннего мира и принятия его индивидуальных особенностей. Можно даже сказать, что национальная принадлежность не имеет существенного значения в решении важнейших вопросов бытия, а национальные особенности человека воспринимаются как проявление его индивидуальных характеристик. Однако и сам человек как носитель национальных особенностей в ситуациях межнационального общения выстраивает своё поведение на общечеловеческих ценностях, проявляя уважение и понимание к представителям других наций.
Культура межнациональных отношений проявляется как интегративная характеристика личности, в которой выделяются три главных аспекта (20;35;59473;74;78):
- познавательный, как потребность личности в получении информации об истории, культуре, особенностях и традициях других народов, в том числе и соседей по региону;
- эмоциональный, как ощущение национальных особенностей личности, которые проявляются в решении вопросов бытового характера (обычаи, традиции, нормы поведения, воспитания детей и т.п.), их принятие и уважительное отношение;
- поведенческий, как умение выстраивать своё поведение, учитывая национальные особенности других народов, проявляя терпимость к их суждениям, поступкам, обычаям и традициям.
Таким образом, культура межнациональных отношений – это достаточно высокий уровень развития личности, достижение которого обусловлено процессом её общего и гражданского становления. Можно согласиться с Л.Н.ТОЛСТЫМ, который утверждал: «Должно сделать то, что чувства братства и любви к ближним, доступные теперь только лучшим людям общества, стали привычными чувствами, инстинктом всех людей» (выделено нами). В период обострения национальных конфликтов эти слова звучат как одна из важнейших воспитательных задач.
В практике современной школы актуальной становится проблема построения воспитательно- образовательного процесса, ориентированного на этнокультурное развитие личности. В современной педагогике этот подход считается наиболее перспективным, так как в школе создаются условия для осознания ребёнком своей гражданственности, постижения многообразия культурных процессов и осмысления своего места в мире.
4.2. Этнокультурное развитие личности как условие
становления её гражданственности
Этнокультурное развитие - это постижение личностью основополагающих ценностей бытия в процессе познания особенностей культуры каждого этноса и нахождение единых ценностей, сближающих эти этносы и позволяющих их взаимодействие в решении важнейших жизненных проблем.
В процессе этнокультурного развития происходит:
Ø формирование национального самосознания как осознание своей принадлежности к определённой нации и понимание её национальных интересов, отношений с другими нациями;
Ø развитие понимания роли своей нации (этноса) в мировом историческом процессе;
Ø приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
Ø познание мировой культуры в её единстве и многообразии;
Ø постижение и осмысление всего лучшего, что способны дать человечеству другие национальные культуры;
Ø осознание себя как частицы единого человеческого сообщества;
Ø гармоничное сочетание национально-культурной самобытности с общечеловеческой культурой;
Ø формирование личной философии миропонимания;
Ø ……………………………………………………………..
Ø ……………………………………………………………..
Что Вы ещё можете добавить?
В современном мире живут и взаимодействуют разные нации и народности, расы. Этническая культура каждой нации – это вековой опыт выживания этноса в данных климатических и территориальных условиях. Эта культура проявляется и в формах трудовой деятельности, и в бытовых предметах, и в духовных памятниках (сказаниях, легендах, преданиях, мифах), в которых отражены заповеди морали, нравственности, эстетические взгляды.
В культурах каждого этноса происходило осмысление этого мира и жизни человека в нём: образ мира, нормы бытия, адаптационные системы выживания, свои особенности мировосприятия и мироощущения, нормы взаимодействия с миром. Многообразие культур этносов – это многообразие знаний об этом мире, таких похожих и таких непохожих.
Однако каждый этнос, являясь проявлением единичного начала в истории народов мира, «неизбежно включён во всемирную цепь культурных связей… Этнос не может существовать без учёта планетарных, общечеловеческих условий развития» (11, с.124).
Для создания грамотной системы этнокультурного развития важно учесть, что этнос и его культура не есть нечто раз и навсегда данное. «Нельзя смотреть на этническое лишь как на сохранение возникших столетия назад культурных черт: это будет не развитие, а застой. Развитие же предусматривает непрерывный процесс умирания одних традиций и превращение в традиции инноваций, выработанных самим этносом или заимствованных» у других народов (73, с. 22).
Особенностью развития современного человека является то, что уже в процессе школьного обучения человек познаёт культуру разных эпох и народов, однако возникает проблема: как адаптировать эти разные культуры в опыт современного человека. Нередко от подростков и старшеклассников звучат вопросы: «Зачем нам изучать древнюю историю и историю средневековья?», «Зачем нам читать литературу, где описана психология человека ХVII-ХIХ веков?”, “Что нам дают эти знания для современной жизни?” И если школьник не получает ответы на эти вопросы, то процесс его познания нельзя назвать полноценным.
Этнокультурная составляющая в системе школьного образования призвана решать проблему «узости» каждого этноса, представителем которого является каждый учащийся. Через знания о самом себе, о своей культуре, о своём понимании жизни учить молодого человека видеть достоинства своего мира и мира другого, понять и принять его существование, находить общие точки соприкосновения. В этом проявляется культурно-творческая миссия современной школы.
Национально-культурный аспект в развитии личности выступает как один из компонентов гражданского становления личности. Однако нужно учитывать особенности становления гражданина и его национально-культурных характеристик. Воспитание гражданина, как отмечают исследователи, «осуществляется по вектору – от социума к индивиду. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер… Вектор инкультурации идёт от личности к ценностям культуры» (10, с. 11 –выделено нами). Это неизбежно отражается на выстраивании содержания образования, подборе форм и методов воспитания и обучения, тактике общения педагогов с учащимися.
Вам известно, что образование – это не просто передача знаний о мире одного поколения другому, это процесс постижения ценностей, смыслов и образов этого мира. Гуманитарное образование несёт знания о духовных, нравственных, культурных ценностях в их конкретном национальном и общечеловеческом понимании, знакомство с образом жизни, ценностями разных народов. Рассмотрим возможность некоторых предметов в решении задач этнокультурного развития личности.
1. Изучение языков: родного (языка своего народа, своей нации), государственного и иностранных языков. В языковой системе отражаются архетипичность ландшафта, на котором проживает данный народ, и особенности его климата. Мелодика, темпо-ритм, звуковысотность, набор звуков: звонких и глухих, согласных и гласных, специфически гортанных и щелчково-птичьих, а также и их комбинация, закладывают основы характера – медлительно-созерцательного или взрывного, нетерпеливого. Многократно повторясь в звуковых формулах, отражающих образы окружающего мира, родная речь и язык, как ни одна из всех других составляющих этнокультурного становления, ярко и мощно воздействует на учащегося. Это формирует его личностно-психологическую константу, которая не позволит в будущем взрослому человеку порушить как свои национальные, так и «вечные» общечеловеческие ценности.
Изучение родного языка, государственного и других иностранных языков воспитывают личность не только гражданином своей страны, но и гражданином мира и планеты
2.Предметы художественно-эстетического цикла: ИЗО, музыка, ритмика, хореография, народная культура (фольклор, народоведение, народный театр, домоводство, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство), этика, основы культурологии, основы эстетики и т.д. Изучение этих предметов способствует формированию национальной образно-предметной картины мира, постигаемой всеми органами чувств.
В начальной школе происходит накопление знаний, умений и навыков о
предметно-осязаемом мире. Через образцы изделий народных промыслов, приёмы обработки и декорирования употребляемых материалов, через бытование и оперирование этими предметами постигается образно смысловая база народной культуры. Знание охотничьих и аграрных обрядов и традиций, отражённых в народных календарях, раскрывают глубинный смысл и содержание народной культуры.
Накопление опыта знакомства с шедеврами мировой культуры происходит на уроках ИЗО и музыки, которые включены в инвариантную часть базисного учебного плана и являются обязательными для изучения.
Изучение народной культуры возможно в учебных часах, предусмотренных в вариативной части базисного плана, отводимых на региональный компонент. Однако включение предметов народной культуры зависит от понимания их значимости педагогическим коллективом школы и их востребованностью родителями и самими учениками.
В среднем звене знания начальной школы расширяются при изучении более синтетических предметов – народный театр, декоративно-прикладное искусство, этику, хореографию. Узнавание национальных элементов родной и иных культур в профессиональных произведениях ИЗО, музыки и кино переводит семантическую ценность из категории узко-этнической в общенародную и общечеловеческую.
В инвариантной части базисного плана по-прежнему как обязательные предметы присутствуют ИЗО и музыка (или вместо одного из них – вводится МХК). На региональный компонент предметов народной культуры отводится гораздо меньшее количество часов, причём, их содержательная сторона так же зависит от педагогической позиции руководства школы и родителей.
В старших классах изучение теоретических основ МХК, культурологии и эстетики способствует развитию личности учащегося как представителя и носителя народной культуры, как гражданина города (села), региона, нации, государства, мира.
Таким образом, логика изучения предметов художественно-эстетического цикла выстраивается по принципам:
- от простого к сложному (например, орнамент, цвет, звук как проявление простого к их соединению в костюме, традиции, обряде);
- от единичного (чем является узко-национальная и этническая культура) к обобщению (что проявляется в понятиях, например, «сибиряк», «волжанин», «поморы» и «россиянин»);
- единства исторического развития этносов на едином территориальном пространстве;
- индентификации личности на разных уровнях проявления гражданского сознания и самосознания (гражданин региона, страны, мира).
Исходя из вышесказанного, этнокультурное развитие личности является условием постижения объективного миропонимания. Обогащённая многочисленными национальными и этническими представлениями, вырисовывается истинная картина мира, формируется образ и назначение человеческого бытия, его естественная «частичная» включённость в мировое существование и взаимозависимость с ним. Народные элементы, выраженные элитным, классическим языком классической культуры переходят в разряд достояния мировой культуры.
Особо следует сказать о таком явлении современной жизни, как «массовая культура», которая, благодаря простоте и доступности, стала транснациональным явлением. Она ведёт к универсальности, упрощению языковой и смысловой составляющих культуры, что отражает, скорее, человеческое самоутверждение, самоценность, самозначительность, противоречащие принципам народной культуры и классического искусства. Отсекая включённость человека в окружающий мир с его многочисленными тонкими связями, такая «универсальность» снимает многие проблемы гражданственности и ответственности личности перед обществом, перед государством, перед миром в целом.
А как Вы воспринимаете то, что называется «массовой культурой»? Считаете ли Вы, что она ведёт к снижению чувства гражданственности? Или Вы считаете, что её проявление не настолько опасно и разрушительно для личности?
А какой смысл видите Вы в изучении народной культуры (этнокультуры)? Какую позицию заняли бы Вы, если бы Вам пришлось составлять учебный план для школы? Какие предметы художественно-эстетического цикла Вы включили бы как обязательные в вариативную часть базисного плана школы?
4.3. Модели национальной школы
Что такое национальная школа? Какой она должна быть? Является ли наша современная школа национальной? Являются ли национальными (в российском понимании) школы с углублённым изучением иностранных языков и культуры (так называемые, «английские», «французские», «испанские» и т.д.)? Далеко непростые вопросы, на которые следует дать ответ, если мы действительно заинтересованы в том, чтобы в школе происходило «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; чтобы посредством системы образования стала возможным «защита и развитие… национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства»; чтобы школа способствовала «интеграции личности в национальную и мировую культуру» (Закон об образовании. Статьи 2 и 14).
Это очень серьёзный вопрос, ответ на который даёт педагогический коллектив каждой школы. До сих пор в педагогической науке нет пока научно обоснованного представления о сущности национального образования, хотя есть достаточно много разных точек зрения и суждений, идут споры и дискуссии, идёт поиск решений. У Вас тоже появилась возможность высказать свои суждения, а возможно, подготовить концепцию национальной школы для Вашего города (посёлка), региона. Мы же считаем необходимым, представить наиболее яркие взгляды, которые в разное время высказывались их авторами и которые могут быть взяты за основу при разработке собственной концепции.
1 точка зрения. Национальной делает школу язык, на котором ведётся преподавание всех основных предметов. Этого уже вполне достаточно для формирования национального мировоззрения, образа мира и мыслей, места человека в этом мире.
Считаете ли Вы, что преподавание в школе на родном языке достаточный фактор для формирования национального сознания и самосознания будущего гражданина?
2 точка зрения. Для того, чтобы школа стала национальной, в воспитательно-образовательном процессе должны быть представлены учебные предметы, в которых отражается национальная принадлежность учащихся. «Школа должна быть национальной для каждой нации… Она не может быть ненациональной, она не может перешагнуть через культуру нации и формировать интернационалиста», - в такой формулировке выражается данная точка зрения, опубликованная в «Учительской газете», одним из литовских педагогов (41).
В современной этнопедагогике сформулировано положение: «Любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной этнической системе воспитания» (Цит. по 54, с. 4).
В числе учебных предметов в такой школе должны быть: родной язык, национальная история и литература, декоративно-прикладное искусство, национальный календарь и обрядность бытовой жизни, религиозно-мифологическая система воззрений народа, история жизни великих представителей духовной и материальной культуры данной нации. Задача такой школы – воспитание качеств личности, позволяющих устоять в современном мире, сформировать человека – носителя и представителя собственной культурной традиции.
В качестве примера можно обратиться к уже работающей модели культурно-национальной интеграции личности ребенка в школе-интернате № 3 г. Таштагола (см. 54), где представлен шорский национальный компонент в обучении и воспитании. 96% учащихся этой школы шорской национальности. Однако ими особо ставится вопрос о школах со смешанным национальным составом учащихся.
В настоящее время всё чаще звучат мнения представителей отечественной культуры и педагогической науки о необходимости создания национальной русской школы. Звучит тревога по поводу того, что у современной русской молодёжи утрачивается национальное самосознание и ценностные ориентации, для них становится характерным проявление национального нигилизма, историческая и культурная малограмотность. Они обеспокоены тем, что в современной России работают школы с «английским», «французским», «японским», «армянским», «немецким» и др. уклонами, открываются школы в целях сохранения культур «малых» народов, а национальной русской школы не существует.
Есть попытки создания таких школ в рамках концепции «Русская школа», созданной на кафедре педагогики Российского педагогического университета (руководитель И.Ф.ГОНЧАРОВ, г.Санкт-Петербург). Ученики этих школ изучают следующие предметы: русскую словесность, церковно-славянский язык и русскую палеографию, историю русской книги, русскую историю, русскую историю выдающихся представителей России, историю русской философии, духовное и народное пение, фольклор, традиционную и обрядовую жизнь русского народа, историю народных промыслов и т.д.
Хотели бы Вы учиться в такой школе? Существует ли, на Ваш взгляд, проблема сохранения самобытности русского народа как нации? Каким образом каждому народу возможно сохранить своё национальное своеобразие в условиях формирования мировой культуры?
3 точка зрения. Национальной школу делает не столько внешняя, предметная, сторона воспитательно-образовательного процесса, сколько особая духовная атмосфера общения учителя с учениками. На последнем Всероссийском съезде учителей (1988 г.) прозвучала мысль о том, что «национальная школа – это духовный климат, который окружает ребёнка, придаёт смысл совокупности учебных предметов, создаёт эстетическую и этическую платформу, приближая её к живым народным традициям» (17).
Эту же мысль высказывал крупнейший испанский философ и педагог ХХ столетия ХОСЕ ОРТЕГА-и-ГАССЕТ, он подчеркивал, что школа, «если она является функциональным органом нации, значительно больше зависит от атмосферы национальной культуры, в которую она погружена, чем от искусственно созданной внутри неё педагогической атмосферы» (Цит. по 21, с. 27).
Вспомните, какие народные (национальные) праздники Вы отмечали в своей школе? «Хеллуин» или «масленницу», католическое или православное Рождество, день святого Валентина или праздник Петра и Фервонии… Знаете ли Вы смысловую нагрузку праздников, например, православных, католических, исламских, буддийских?…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|