И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 2 глава
__________________________________________________________________
Вопросыдляразмышления
Каждого ли взрослого человека можно назвать гражданином?
В чём проявляется гражданственность, и каждый ли человек ею обладает?
Может ли человек быть одновременно гражданином и подданным?
Что для Вас означают понятия «гражданственность» и «гражданская культура» человека?
Какие из характеристик понятия «гражданин» Вы считаете устаревшими и
почему? Что заставляет Вас отказаться от них?
Как Вы оцениваете такое явление в современной жизни, как «двойноегражданство» или «гражданин мира»?
Считаете ли Вы, что современная школа обладает потенциальными возможностями в целях гражданского развития личности?
__________________________________________________________________
1.2. Социально-психологический портрет
личности гражданина
Итак, понятия «гражданин» и «гражданственность», «гражданская культура» отражают определённый уровень социального развития человека. Как мы выяснили, гражданином (в юридическом смысле) можно назвать каждого человека, имеющего гражданство той или иной страны. Паспорт, который сегодня в нашей стране получает подросток уже в 14 лет, - документ, удостоверяющий его гражданство. Однако становление личности как гражданина проявляется не столько во внешней стороне его жизнедеятельности (например, получение паспорта, место жительства, язык общения, возможность устроиться на работу, приобретать новые права и т.п.), сколько в изменениях его сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом. Так, можно получить паспорт гражданина России, но совершенно не испытывать свою принадлежность к стране, нации, её языку, традициям. Педагогов интересует прежде всего личностный (социально-психологический) аспект понятия «гражданин» и те социальные черты и характеристики, в которых раскрываются другие понятия – «гражданственность» и «гражданская культура».
Мы убеждены, что только тогда можно думать о создании системы гражданского воспитания и образования, когда педагог сумеет «увидеть» портрет (модель) личности гражданина, то есть назвать те личностные характеристики, посредством которых человек заявляет о себе как о гражданине. Если мы работаем со школьниками, то в этих характеристиках будет проявляться их гражданское развитие. Эти черты и характеристики будут выступать для педагога как своеобразные «ориентиры» в гражданском развитии личности, это то, что должно проявиться и совершенствоваться в воспитательно-образовательном процессе школы.
Далее Вам предлагается перечень тех личностных характеристик, на основании которых МОЖНО выстраивать социально-психологический портрет личности гражданина. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что составить этот «портрет» предстоит Вам САМОСТОЯТЕЛЬНО, причём у каждого из Вас получится «портрет», не похожий на те, что получились у Ваших сокурсников (коллег по работе), так как у каждого из Вас разные убеждения и разный жизненный опыт.
Предлагая Вам формулировки, мы НЕ ПРЕДПРИНИМАЛИ попыток каким-то образом сгруппировать эти черты и характеристики по определённым показателям. Мы предлагаем Вам познакомиться с данными чертами и характеристиками, оценить степень значимости каждой из них для проявления гражданственности, высказатьсвоисуждения относительно того, насколько возможно их развитие в условиях современной нам России. Подумайте, насколько уровень общественной жизни (например, уровень демократии в стране) и известный Вам воспитательно-образовательный процесс школы способствуют гражданскому развитию личности?
Черты и характеристики, в которых проявляются особенности сознания, поведения и эмоционально-чувственной сферы в развитии личности ГРАЖДАНИНА:
· гражданское видение мира;
· активная гражданская позиция;
· отношение к другим народам, основанное на знании общности истории, проблем, перспектив и тенденций развития;
· возможность задумываться над судьбой мира и страны;
· гражданские заботы, волнения и тревоги за судьбу страны;
· познание человеческого фактора в истории, общественно-экономической и духовной жизни народа;
· желание утвердить величие, достоинство, честь и славу Родины;
· чувство любви, благодарности, тревоги и заботы по отношению к людям, прошлому, настоящему и будущему своей страны;
· желание видеть свою страну могучей и великой державой;
· чувство принадлежности к великому и героическому прошлому;
· чувство стыда за некоторые периоды и факты исторического прошлого, а возможно, и настоящего своей страны;
· волнение за судьбу других людей;
· осмысление проблем общественной жизни, понимание смысла общественно-политических и экономических событий;
· утверждать в жизни те идеалы, которые волнуют человека лично;
· готовность отдать жизнь за её независимость;
· ориентация в социально-политических и экономических основах нашего общества;
· способность давать оценку политическим партиям и движениям;
· давать оценку действиям и поступкам политических деятелей;
· оценивать последствия социально-экономических и политических нововведений и законов;
· интересоваться проблемами общественной жизни;
· проявлять эмоциональное отношение к событиям, происходящим в жизни;
· познавать сложность и противоречивость в жизненных явлениях и проявлять оптимизм в их разрешении;
· переживать непримиримость ко злу, бесчестию, несправедливости;
· …………………………………………………………………………………..
· …………………………………………………………………………………..
· …………………………………………………………………………………..
Какие черты и характеристики Вы можете (должны) добавить?
Вопросы для размышления
Каким, на Ваш взгляд, должен быть «ИДЕАЛЬНЫЙ» гражданин? Из перечисленных выше характеристик назовите (и сформулируйте самостоятельно) те, которые должны определять высокий уровень развития его сознания и поведения, чувств и эмоций, систему его жизненных ценностей.
Основываясь на личных жизненных впечатлениях, попытайтесь «нарисовать» «РЕАЛЬНЫЙ» портрет современного Вам гражданина. Какие типичные черты характеризуют россиян как граждан сегодня и в недавнем прошлом? Можете ли Вы назвать эти изменения? (Очевидно, ответ на этот вопрос Вам помогут найти взрослые – Ваши родители, преподаватели, люди старшего поколения).
В чём Вы видите положительные и негативные отличия российских граждан от граждан других стран?
Будет ли меняться социально-психологический портрет гражданина в зависимости от его возраста, жизненного опыта, социального статуса, уровня образования, личностных особенностей? Проявление каких черт и характеристик гражданина обусловлено в первую очередь образовательным уровнем личности?
1.3. Гражданская зрелость и инфантильность личности
Гражданская зрелость личности выступает как одна из характеристик её социальной зрелости. Личность проявляет самостоятельность в принятии решений, проявляет независимость в суждениях и поступках. Попытаемся сформулировать те показатели, на основании которых мы можем судить о гражданской зрелости личности. Среди них можно выделить:
Ø гражданскую позицию, которая проявляется, как способность личности правильно понять своё окружение, свою среду, её условия, проблемы и требования, дать оценку событиям политической и экономической жизни, выразить свои собственные суждения;
Ø гражданскую культуру как проявление чувства гражданственности;
Ø политическую культуру как способность личности принимать участие в жизни общества;
Ø осознание своей сопричастности со средой и обществом, в котором живёт человек, ответственности перед окружающими людьми в вопросах общественной жизни;
Ø исполнение принятых на себя социальных ролей и обязанностей;
Ø жизненное и профессиональное самоопределение личности включают мотивы гражданского долга и ответственности;
Ø сформированность жизненных планов, в которых отражается общественная направленность личности;
Ø способность личности предъявлять к себе требования с позиции тех законов и норм, которые приняты в данном обществе;
Ø критическое отношение к себе и окружающим людям, которое проявляется как необходимое условие для самосовершенствования своей
личности и окружающих людей;
Ø юношеский максимализм как проявление заинтересованного отношения к вопросам бытия, как желание улучшить мир, в котором живёт личность;
Ø гражданская активность как проявление ответственности, инициативы, дисциплинированности, творческого поиска и новаторства;
Ø гражданское достоинство;
Ø способность противостоять проявлению авторитаризма, строить своё поведение с окружающими людьми на принципах демократизма и сотрудничества, справедливости;
Ø ……………………………………………………………………
Ø ……………………………………………………………………
Ø ……………………………………………………………………
Какие ещё показатели гражданской зрелости личности Вы считаете необходимым включить в число её показателей? Возможно, какие-то из приведённых показателей вызывают у Вас иное отношение?
Составьте социально-психологический портрет личности, в котором проявляется гражданская инфантильность. Насколько привлекательной для Вас является такая личность?
Как Вы думаете, следует ли ожидать проявления гражданской зрелости личности к моменту окончания школы (17-18 лет), к моменту получения паспорта (14 лет)?
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1. Особенности социальной ситуации гражданского
развитияличности
Вам известно, что процесс развития личности всегда обусловлен социальной ситуацией, которая, по мнению Л.С.ВЫГОТСКОГО, складывается как «единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной». Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, которые происходят с личностью, она определяет основные формы и направления развития, противоречия, которые возникают во взаимодействии личности, её внутренней позиции с окружающей её средой (обстоятельствами жизни).
Гражданское развитие происходит в процессе социализации личности, когда становится возможным «усвоение человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» (77, с. 1242). Усвоение норм и ценностей общества проявляется как потребность личности «вписаться» в среду, выработать свой стиль поведения.
А.В.МУДРИК определяет социализацию «как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счёт активного вхождения в среду. Таким образом, этот подход акцентирует внимание на то, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей» (44, с. 6).
Общество живёт и функционирует в рамках тех законов и норм, которые отражают его цели и перспективы развития. Становление человека как гражданина предполагает прежде всего познание различных аспектов того общества, в котором живёт человек – экономических, политических, правовых, нравственных, экологических и др. Когда человек «учится» быть гражданином, то он готовит себя к выполнению разнообразных видов общественной деятельности – труженника (профессионала), семьянина, родителя, налогоплательщика, избирателя, покупателя и т.п.
По мере взросления со стороны взрослых (родителей, учителей, окружающих его людей) к личности предъявляются более сложные требования, расширяется круг её обязанностей. Первоначально семья для ребёнка – это первый социум, откуда он получает свои жизненные впечатления, под влиянием которых формируются его представления о мире, вырабатываются нормы поведения. Постепенно в мир ребёнка входят иные социальные институты – детский сад, школа, внешкольные образовательные учреждения, возможно, детские и юношеские организации и т.п. Жизненное пространство личности выходит далеко за рамки семьи. Таким образом, он осваивает мир общественныхотношений, познаёт их законы и нормативы.
По мере овладения общественными отношениями, человек вырабатывает собственный стиль поведения. В личности развиваются такие качества, как сознательность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность. Это позволяет ему «заявить» миру о себе, своих интересах, желаниях, правах и обязанностях. Получая образование, он расширяет свой научный кругозор, формирует своё мировоззрение, учится объяснять явления окружающей его жизни; он готовится к выбору жизненного и профессионального пути. Так, в процессе социализации личности проявляется её эмансипация – «освобождение от зависимости, подчиненности» (77, с.1542), как член общества она приобретает способность самостоятельно решать все проблемы, планировать жизненные ситуации, развивать необходимые для жизни качества и т.п.
В идеале, как отмечает А.В.МУДРИК, «социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» (44, с. 6).
ОДНАКО в процессе гражданского развития личности на пути достижения ею гражданской зрелости можно наблюдать противоречия, одно из которых обнаруживает себя в соотношении процессов социализации (как необходимость усвоения социальных норм и требований общества, их выполнения) и эмансипации как потребность личности заявить о себе, как стремление удовлетворять свои интересы и намерения; наиболее ярко это обнаруживается в возрасте 3-х лет, особое значение приобретает в подростковом и юношеском возрасте.
В зависимости от того, в каком соотношении будут проявлять себя оба этих процесса (какой из них окажется доминирующим) зависит вызревание (проявление) одной из тенденций в личностном развитии гражданина:
А) «Социализированный» человек растворился в социуме, усвоение общественных норм не сопровождается развитием жизненной позиции личности. Такая личность не способна на самостоятельные поступки и действия. От такого человека трудно ожидать каких-либо гражданских инициатив. Его, возможно, характеризует высокий уровень общественной дисциплины, но в отношении к окружающему его миру он проявляет пессимизм, апатию, неверие в свои силы, неспособность противостоять влиянию среды, решать проблемы. Особенно опасным для вызревания этой тенденции в развитии личности является подростковый возраст, когда личности важно быть принятым в группе (см. «Возрастные особенности развития и воспитания». Часть 3.).
Б) Развитие личности ориентировано на максимальное развитие её индивидуальности, когда познание законов и норм общественной жизни игнорируется ею (а взрослые не придают этому значения), личность не видит смысла в их соблюдении. Проявляется эгоистическая направленность личности.
В) …………………………………………………………………………
Г) …………………………………………………………………………
Д) ………………………………………………………………………..
Мы назвали только два возможных варианта (тенденции) в процессе становления качеств личности гражданина. Что Вы можете добавить? Ваш жизненный опыт и Ваши жизненные наблюдения позволяют это сделать. Подумайте, в каком соотношении могут (должны) находиться процессы социализации и эмансипации личности? В каких действиях педагога (родителей, учителей, окружающих людей) они находят своё отражение?
Как Вы думаете, возможна ли сегодня гармония между «личным» и «общественным» в развитии личности? В какой форме, на Ваш взгляд, она должна (может) проявляться?
Размышляя о гражданском развитии личности, психологи и социологи придают большое значение развитию активного начала самой личности. Так, маленький ребёнок подражает действиям взрослого, поступкам любимых героев сказок и «мультиков». Он сам делает выбор на основе своих эмоциональных впечатлений (того, что его удивило, поразило, вызвало восхищение). По мере приобретения жизненного опыта и развития способностей к рефлексивной деятельности ребёнок сознательно копирует отдельные суждения и поступки или в целом образ жизни героя, во внутреннем мире подростка и юноши формируются идеалы, проявляется самовоспитание (то есть сознательное и целенаправленное формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью).
Опыт подсказывает, в зависимости от того, что читает ребёнок, какие фильмы он смотрит, в какие игры он играет, какие праздники переживает, какие жизненные ситуации наблюдает, формируются его жизненные принципы и ценностные ориентации. То есть формируется его ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ (Л.С.Выготский), которая обусловливает его отношение к миру. Процесс развития приобретает черты саморазвития (см. «Развитие и воспитание». Часть 2.).
Современный ребёнок, живущий в век информационных технологий, познаёт культуру, традиции, образ жизни и психологию людей многих народов. Так формируется привлекательный или негативный образ человека своей и других наций, что вызывает у личности чувство причастности к своей стране, народу или он будет отвергать свою принадлежность к нации, её психологии, культуре. Отождествление себя, черт поведения и образа с привлекательным для ребёнка образом взрослого человека, стремление быть похожим на него, в социальной психологии называют индентификацией (57, с. 122). Этот процесс носит в основном эмоциональный характер, когда ребёнок переживает состояние удовлетворённости собой.
По мере развития сознания (оценок, идеалов, убеждений) проявление внутренней позиции личности приобретает избирательный характер. Значимо влияние тех образов, событий и явлений окружающей среды ребёнка, которые отвечают его внутренней позиции. Уже в старшем школьном возрасте проявляется самоопределение во взаимодействии со средой, когда человек сознательно «принимает одни влияния и отвергает другие» (57, с. 331). Самоопределение всегда связано с выбором личностью норм и жизненных принципов, стиля поведения, образа жизни; внутренняя позиция личности обусловливает процесс самоутверждения – «стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и, вызванное этим стремлением, поведение» (57, с.333).
ОДНАКО во взаимодействии растущей и развивающейся личности гражданина с социальной средой, которая «напитывает» его внутреннюю позицию разнообразными впечатлениями и образами, стереотипами поведения взрослых людей, их психологией, культурой, можно наблюдать ещё одно противоречие. Так, общество (государство) заинтересовано в том, чтобы в процессе развития личности формировались гражданские качества, гражданственность и гражданская культура, чтобы личность смогла стать активным членом общества, сохранять и приумножать его наследие. Но в окружающей ребёнка жизни, в средствах массовой информации он не получает должных впечатлений. Казалось бы, живя в своей стране, школьник должен ориентироваться на образ своего соотечественника, россиянина и представителей своей нации, но, как показывают наши исследования (анкетирование старшеклассников общеобразовательных школ г. Кемерова в 2000 г.), более привлекательным становится американский образ жизни (точнее, его «суррогаты»). Достаточно высокий процент старшеклассников считают американский образ жизни «проявлением цивилизованности». На нашу просьбу назвать привлекательные черты американской культуры школьники назвали: поп-корн, «жевачку», «пепси», «боевики и ужастики» и т.п. Как оказывается, школьники знакомы только лишь с той частью «культуры», которая называется «массовой». Примечательно, что ответы учащихся в классах с углублённым изучением гуманитарных предметов совсем иные: ими называются достижения в области науки и техники, писатели, кинорежиссёры, музыканты, исторические деятели и т.д.
Вызывает тревогу и то обстоятельство, что у современных детей не в полной мере складывается положительный образ россиянина (русского, да и представителей других наций). Если в самосознании подростка или старшеклассника присутствуют негативные черты образа представителя своей нации (народа в целом), то невозможно ожидать от такой личности полноценного гражданского развития. Более половины опрошенных нами старшеклассников хотели бы уехать из страны. Конечно, далеко не все смогут осуществить своё «детское желание», однако жизненные ценности и ориентации, которые закладываются в этом возрасте как основа жизненной (гражданской) позиции, обусловлены влиянием, зачастую, чуждым традициям и ценностям нашего народа. Психологами описывается явление, которое они назвали «внутреннейиммиграцией», - это когда человек живёт в своей стране, но не чувствует своей принадлежности (причастности) к ней. Он отвергает всё, что наблюдает вокруг, испытывает чувство постоянной неудовлетворенности собой от того, что не может реализовать свои намерения и жизненные планы, образ жизни в данных условиях, мечтает сменить место жительства.
Идентификация, самоопределение, самовоспитание и самоутверждение – это те формы саморазвития личности, которые обусловлены её внутренней позицией. Чем будет определяться её содержание, такими будут и результаты.
Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условий для полноценного развития качеств личности гражданина. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все проанализированные нами формы гражданского развития личности – социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самовоспитание и самоутверждение. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполнение её нравственными убеждениями и гражданскими чувствами; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей её средой (миром).
Вопросы для размышлений
Попытайтесь сформулировать проблему для тех, от кого зависит её решение, - для представителей государственной Думы и власти на местах, средств массовой информации, школы, родителей.
Каким образом, на Ваш взгляд, возможно решение данной проблемы в условиях общеобразовательной школы?
__________________________________________________________________
2.2. Основные аспекты в развитии личности гражданина
Становление гражданина начинается с того момента, когда жизнь ребёнка выходит за рамки его семьи, и ему приходится выстраивать свои отношения с внешним миром, определять своё место в этом мире. В своём взаимоотношении с окружающим миром человек проявляет многие грани своей личности, и чем шире кругозор личности, её умений и возможностей, тем более многогранной становится её жизнь.
Рассмотрим те аспекты (направления), в которых проявляется личность гражданина. Развитие каждого из данных аспектов проявляется как содержательная сторона гражданского развития личности. Это значит, что, способствуя развитию каждого из данных аспектов, мы способствуем развитию личности гражданина в целом.
Следует обратить Ваше внимание на то, что все перечисленные ниже аспекты располагаются без определения степени их значимости. Мы считаем, что проявление в личности каждого из данных аспектов важно и необходимо, и только сформированность каждого из них позволяет судить о личности гражданина как целостной характеристике.
ПРАВОВОЙ аспект гражданскогоразвития личности предполагает прежде всего знакомство человека с законами нашего государства, что позволяет ему выстраивать своё поведение и образ жизни в соответствии с этими законами. Юристы утверждают, что незнаниезаконане освобождает от ответственности перед законом. Поэтому знание законов, с одной стороны, дисциплинирует личность, но, с другой стороны - позволяет ей быть свободной и инициативной в своих действиях, причём результат этих действий становится во многом предсказуемым. Организуя любое действие, человек исходит из нормативных актов, что во многом позволяет избежать конфликтности и напряжённости в отношениях.
НРАВСТВЕННЫЙ аспект гражданского развития традиционно в восприятии российского народа является значимым. Стремление к добру, справедливости, милосердие и забота об окружающих, - качества, которые высоко оцениваются в человеке. Почему нравственные качества лежат в основе гражданственности? Потому что государство – это не безликое образование, это прежде всего - люди, а потому отношением к человеку (другим людям) проявляет себя гражданин.
Можно быть знакомым с законами общества, но если человек не проявляет при этом милосердия, доброты, сострадания к ближнему, то это вызывает осуждение со стороны других людей. Можно быть успешным в бизнесе, но если этот бизнес строится на судьбах других людей, то это так же вызывает негативную реакцию окружающих. Очевидно, поэтому в нашей стране слова «бизнесмен» и «новый русский» воспринимаются как идентичные и вызывают, чаще, негативную реакцию. Это работа на себя и для себя, в то время как в стране многие проблемы ждут своего решения. Патриотизм и милосердие утратили своё нравственное значение. Конечно, каждый гражданин по-своему решает для себя нравственные вопросы, но очень своевременно могут звучать слова английского просветителя ХVIII века ДЖ.АДДИСОНА: «Нет более верного упадка нравственности в стране, чем отсутствие стремления её жителей приносить пользу Отечеству».
ПОЛИТИЧЕСКИЙ аспект гражданского развития личности проявляется в её политической культуре: человек умеет оценить политическую ситуацию в стране, может дать оценку политическим партиям и движениям, его выбор основывается не на внешних эффектах политической пропаганды и предвыборной агитации, а на сущностных характеристиках деятельности политических партий и их лидеров. Политическая культура - показатель гражданской зрелости, так как, принимая участие в политической жизни страны, человек в полной мере ощущает своё гражданство, проявляет гражданственность.
Насколько возможно развитие политической культуры в личности школьника? Необходимо ли учить этому современных школьников? Насколько правомерно развитие политической культуры в условиях школы?
Закон об образовании РФ запрещает политическую пропаганду и исключает присутствие политических партий и религиозных организаций в воспитательно-образовательном процессе школы. Однако возникает противоречие в гражданском развитии личности. В 17 лет личность оканчивает школу, а в 18 лет она получает избирательное право. Насколько она оказывается готовой к выполнению одного из важнейших гражданских прав? Какие критерии использует личность, когда ей приходится делать серьёзный выбор, например, выбирать президента страны? К сожалению, нам приходилось наблюдать ситуации, когда взрослые, образованные (казалось бы) люди, в основе своего выбора руководствовались… астрологическими прогнозами на каждого претендента, физиогномикой, звучанием его фамилии…
Деполитизация и деидеологизация школьной жизни - явления прогрессивные, но вопрос о политическом аспекте в гражданском развитии школьников остаётся открытым. В каких характеристиках всё-таки должна/может проявляться политическая культура школьников? Чему должен/может научиться старшеклассник, чтобы, выполняя свои гражданские обязанности и права, демонстрировать гражданскую зрелость?
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ аспект проявляется в том, насколько в личности сформированы убеждения и жизненные принципы, насколько личность умеет их отстаивать.
Мировоззрение личности основывается на мировосприятии и мироощущении, на нормах и принципах взаимодействия человека с миром. Сформированность жизненных идеалов, принципов, в целом жизненной (гражданской) позиции является показателем гражданской зрелости личности. Сформированность позиции позволяет человеку быть более уверенным в своих действиях, это способствует проявлению самостоятельности и инициативы.
На каких идеях основывается гражданская позиция личности?
Религиозные – взгляд на мир, действия и поступки на основе религиозных учений, традиций и обрядов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|