|
И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 3 глава
Атеистические - отрицание высшей, разумной сущности и её проявлений в этом мире, в уничтожении любых религиозных воззрений или активная борьба с ними.
Человеконенавистнические – презрение к другим народам или людям, пропаганда войны, фашизма, расизма, шовинизма; проявление эгоистического начала в человеке или единичной нации.
Гуманистические - понимание ценности человеческой жизни, приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к религиозным, идеологическим, политическим ценностям.
Революционные - стремление к резким преобразованиям в обществе, быстрым переменам, основанные на противопоставлении разных позиций, политических программ, экономических преобразований, идеологических течений.
Консервативные - недоверие к любым переменам, ориентация на сохранение в неизменности старых традиций и ценностей.
Мировоззрение – это прежде всего гражданская позиция человека. Мировоззрение определяет нормы поведения человека, его отношение к труду и другим людям, характер его жизненных целей и планов.
НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ аспект. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству, забота о его процветании, чувство гордости от осознания принадлежности к данной стране, нации. Это стремление приносить пользу своей стране. Эта польза может быть разной – и защита при нападении врага, и труд на благо Родины, и умение распорядиться своим талантом не только для собственного, но и для общего блага, благодарность людям и даже критика государственной политики, если она направлена не на благо страны и народа.
В истории нашей страны были очень трудные периоды, когда чувство патриотизма проявлялось на самом высшем уровне – самоотверженность, жертвенность, презрение к материальной выгоде ради высшего идеала – спасения Отечества. Сегодня для многих людей патриотизм считается «отжившей, не модной» категорией. Другие стесняются проявлений этого чувства. Однако ни в одной стране мира патриотизм не относится к явлениям моды, а является естественным и неизменным качеством человека-гражданина.
Институт Гэллапа в Англии исследовал восприятие жизненных ценностей у разных народов. В частности, задавался вопрос: «Насколько Вы горды тем, что Вы русский (немец, француз, швед и т.д.)?» На 1-м месте в этой «шкале патриотизма» оказались американцы. Русский же патриотизм оказался в числе последних. Стоит отметить, что россияне никогда не страдали от комплекса неполноценности, однако уровень самосознания у современных россиян определяется в большей степени материальными ценностями, нежели духовными. А потому для современного россиянина комплекс национальной неполноценности становится характерным.
Национальность – это объективная характеристика человека, принадлежность к государству осознаётся им в процессе жизни. Однако, если человек как гражданин своей страны не испытывает чувства самоуважения и гражданского достоинства, то ему трудно ожидать уважения со стороны других народов.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ аспект в гражданском развитии личности - это познание прошлого, традиций народа, его культуры, мировоззрения. В истории любого народа есть страницы, которые вызывают чувство гордости, есть и такие, за которые современный человек испытывает чувство стыда или неловкости. Так, например, период фашизма в истории своей страны немцы называют «позорным», а в американском кинематографе последних лет стали появляться фильмы, в которых переосмысливается политика, проводимая ими по отношению к индейцам, коренным жителям страны, осознаётся, что уничтожалась их интересная и самобытная культура. Были такие периоды и в истории нашей страны и, как учат историки, нужно уметь извлекать ошибки из прошлого опыта.
История – это прошлое любого народа. И чем богаче это прошлое, тем мудрее должен быть современный человек, так как он изучает опыт тысячелетий, в котором сосредоточилась культура народа, проявляется его характер и психология. Изучая историческое и культурное прошлое, у человека рождается сознание принадлежности к данной стране, нации, чувство национальной гордости, он ощущает связь поколений.
Изучая историю и культуру других народов, человек постигает идею общности народов в их историческом развитии, общечеловеческие ценности, он учится уважать другие народы, их обычаи и традиции.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ аспект проявляется в способности человека чувствовать прекрасное в искусстве, природе, окружающем его мире. Если ребёнок почувствовал красоту родной природы, у него обязательно возникает желание сохранить и сберечь её. В этом проявляется его гражданственность. Эстетические чувства способствуют проявлению гражданских чувств и поступков.
У каждого народа есть свои достижения в области науки, культуры и искусства. Есть гении, о которых говорят, что их талант принадлежит миру. Однако, когда называют имя Шекспира, каждый знает, что это английский драматург; а когда называют имена П.И.Чайсковского, С.И.Рахманинова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Плисецкой, А.Шнитке, Д.Шотстаковича, М.Шагала, Э.Неизвестного, Ю.Гагарина и многих-многих других великих имён, это рождает чувство гордости за нашу отечественную культуру, подарившую миру столько талантов, причём, это вызывает желание быть причастным к тому, что происходит в нашей культуре и жизни. Незнание своей культуры лишает человека чувства гордости за свою страну, её величие. Как это ни печально, но многие из перечисленных имён оставляют равнодушными современных молодых людей.
Процесс постижения прекрасного в родной культуре – это постижение и понимание, «прочувствование» истоков национального характера, ощущение себя частицей чего-то большого, прекрасного, духовного. Так через постижение народного и классического искусства у человека рождаются гражданские чувства и переживания.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект проявляется в сформированности экологического сознания личности, основанного на бережном отношении к природе, сохранении всего живого, в том числе и человека.
Способность человека ощутить себя малой частицей биологического симбиоза вызывает ощущение причастности к решению глобальных проблем жизни человечества и существования нашей планеты во Вселенной.
Сформированность экологических ценностей рождает желание сохранить природу. Когда школьники исследуют зоны экологического бедствия в своём регионе, они проявляют себя как маленькие граждане своей «малой» Родины и граждане нашей прекрасной голубой планеты. В этих действиях мы видим гражданские поступки, чувство патриотизма, которое проявляется в заботе о родной земле.
ФИЗИЧЕСКИЙ аспект, казалось бы, в прямом смысле не имеет отношения ни к гражданской позиции личности, ни к гражданским поступкам, однако физическое развитие человека предполагает такой уровень здоровья, силы, выносливости и т.д., которые позволяют ему проявлять достаточно высокий уровень работоспособности, выдерживать нагрузки, проявлять волевые усилия в достижении поставленных целей, преодолевать препятствия, проявлять энергичность, инициативность, уверенность в себе, а значит, и решать задачи, вытекающие из его гражданского самосознания. Таким образом, физическая подготовка человека обусловливает его поступки и деятельность в целом.
Какие аспекты в гражданском развитии личности, на Ваш взгляд, здесь не обозначены? Какие возможности названных аспектов в развитии гражданина не представлены в нашем восприятии? Что Вы можете добавить?
Стоит повторить ещё раз: развитие личности гражданина - многогранный процесс. Развивая разные стороны личности, мы можем ожидать проявление целостного социально-психологического портрета личности гражданина. В воспитательно-образовательном процессе школы, ориентированном на гражданское развитие личности, каждая образовательная область обладает возможностью решать эти задачи.
2.3. Психологические основы гражданского развития личности
Педагогическое содействие гражданскому развитию личности требует осмысления психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких психологических структур лежит в основе процесса гражданского развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти психологические структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе гражданского развития личности?
Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также - правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.
В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например, гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.
Личность проявляет себя на уровне сознания (её суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (её реакции на окружающий мир, переживания), поведения (её поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя гражданскому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты гражданственности. Мы предлагаем Вам дать характеристику гражданского сознания, гражданского самосознания, гражданских чувств, гражданских поступков.
Гражданское СОЗНАНИЕ – это отражение в сознании человека законов общества, его норм и принципов. Гражданское сознание проявляется на трёх уровнях:
На 1-ом уровне человек проявляет знание законов, норм и принципов, которые приняты в обществе, он знаком, например, с экономическими, политическими, нравственными основами общества, политическими партиями и общественными движениями, их лидерами, предвыборными программами. Но формальное усвоение знаний (даже при широте кругозора) показывает, что человеку достаточно трудно сделать свой выбор, так как знание предполагает только лишь определённый уровень информированности и понимание смыслов в событиях и явлениях экономической и политической жизни страны.
На 2-ом уровне проявляются убеждения человека – это совокупность идей, которые осмыслены, приобретают личностную значимость и целесообразность в жизни данного человека. Это знания, ставшие личным достоянием человека. Они лежат в основе его жизненной позиции, обусловливающей его отношения с миром. Убеждения входят в систему мотивов поведения человека, которые обусловливают стремление (намерение) воплотить их в жизни. Например, в своих взглядах на общество, его политическое и экономическое устройство человеку могут быть близки идеи общности или частной собственности, равенства людей или их сословности. Человек может разделять идеи монархического или демократического устройства общества, социального равенства мужчин и женщин (устройство и увольнение на работу, забота и воспитание детей) и т.д. А какие идеи разделяете Вы?
3-й уровень характеризуется убеждённостью человека. Она проявляется как умение личности высказывать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения (свои убеждения, позицию).
Как можно заметить, именно от учителя во многом зависит, на каком уровне гражданского сознания происходит развитие личности. Учитель может быть заинтересован только в передаче знаний, возможно, широте кругозора, но только этим и исчерпывается его педагогическая деятельность. Рассказ и лекция остаются ведущими методами обучения.
Учитель может быть заинтересован в том, чтобы знания ученика переходили на уровень его убеждений, а потому в своей работе он применяет разнообразные формы и методы учебно-познавательной деятельности, позволяющие ученикам проявлять личные позиции и делать выбор.
Учитель, заинтересованный в том, чтобы научить ученика высказывать свою точку зрения, аргументировать её, широко использует на своих уроках методы, активизирующие их познавательную деятельность, - диспуты, дискуссии, политические дебаты, «мозговой штурм» и т.п.
Гражданское сознание личности проявляется в широте кругозора и в умении человека оперировать этими знаниями (идеями), которые становятся мотивами его поведения. Однако развитие в личности различных уровней гражданского сознания только тогда станет действенным, когда для личности станет характерным гражданское САМОСОЗНАНИЕ - «осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности как личности» (71, с. 566). Таким образом, в понятии «гражданское самосознание» отражается процесс познания человеком своей личности в соответствии с теми законами и нормами, которые приняты в данном обществе. Происходит познаниесебя как гражданина. Психологи используют ещё один термин - сознательность - для обозначения такого уровня развития личности, при котором становится возможным проявление «осознанного отношения к миру», поведения, «регулируемого через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами» (57, с. 349). Именно с того момента, когда личность начинает осознавать свою гражданскую принадлежность, свои идеи, нормы и принципы поведения, происходит её гражданское развитие.
В данном случае можно говорить о гражданской позиции личностикак системы отношений к миру, в основе которых лежат определённые идеи, жизненные ценности, нормы, принципы, регулирующие её взаимодействие с миром, отдельные поступки и поведение в целом. Гражданская позиция - это видение мира и себя в нём, своей социальной сущности и ролей, которые необходимо выполнять каждому человеку.
Гражданскую позицию современного человека характеризуют:
· толерантность – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; признание возможности существования разных точек зрения; умение выслушать иную точку зрения, отнестись к ней с уважением;
· компромисс - умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем; взаимное желание решить проблему; отказ от достижения своих целей любым путём.
Гражданский долг – это осознание человеком личной ответственности
(перед страной, другими людьми) в исполнении своих гражданских обязанностей. Принять на себя ответственность – значит осознать свои возможности, цель и смыл определённых жизненных ценностей, соотнести эти ценности по степени их важности. Гражданский долг выстраивается на личных убеждениях человека (гражданской позиции), его гражданской сознательности. Например, такой обязанностью для мужчины в любом государстве является служба в армии и защита Отечества в случае военных действий, для женщин – рождение и воспитание детей.
Как Вы думаете, насколько возможно в условиях современной школы развивать гражданское самосознание личности – её гражданскую позицию и гражданский долг? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Что можете предложить Вы сами?
Гражданский ПОСТУПОК, как понимают его психологи, - это «элемент поведения, обусловленный мотивами». В отличие от импульсивных
действий, поступок совершается с принятым намерением (57, с. 269).
Гражданский поступок совершается в соответствии с социальными требованиями, в нём находят своё отражение ведущие потребности личности, её отношения с окружающей действительностью, характер, темперамент.
Оценивая степень участия личности в общественной жизни страны (рабочего или школьного коллектива), проявления его самостоятельности и инициативности, можно судить о гражданской АКТИВНОСТИ личности.
В каких же поступках проявляется гражданственность взрослого человека? Прежде всего - участие в политических выборах; участие в работе политических партий и общественных движениях; митингах и демонстрациях, на которых становится возможным выразить своё отношение к действиям правительства; забастовки, как крайние меры выражения протеста; обращение через газету и др.
А в каких поступках может проявиться гражданственность школьника? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Какие условия для развития гражданской активности школьников можете предложить Вы?
Сформированность гражданского сознания и самосознания личности обусловливает гражданские поступки личности, способствует развитию её гражданской активности. Однако каким образом идеи общества (государства) становятся идеями личности? Почему одни идеи личность принимает, а другие отвергает? Почему у всех нас (даже при их общей схожести) по-разному проявляется жизненная позиция и осознаётся гражданский долг? На все эти вопросы, конечно, нельзя дать однозначного ответа. У каждого человека складывается свой индивидуальный опыт, по-разному выстраивается иерархия жизненных ценностей, мотивов и т.д. Большую роль в этом играют эмоции и чувства, которые могут в определённой степени объяснить «механизм регуляции деятельности и поведения» (57, с. 411).
Как отмечают психологи, эмоции и чувства – это такие психические процессы и состояния, в основе которых лежат потребности человека (желания, интересы, идеи и идеалы, жизненные смыслы и т.д.). В эмоциях проявляется «непосредственное переживание значимости… действующих на человека каких-либо ситуаций и явлений окружающей жизни» (57, с. 411).
Эмоции и чувства, которые сопровождают общественную жизнь человека, процесс познания явлений и ситуаций окружающей его жизни и себя, как члена этого общества, называют гражданскими ЭМОЦИЯМИ и ЧУВСТВАМИ. К их числу можно отнести, например, чувство любви к Родине, которое может у разных людей проявляться в разных эмоциональных состояниях – радости, заботы, боли, гнева, печали. Но этого чувства может и не возникнуть (или оно может исчезнуть), если человек получает только негативные впечатления от той действительности, в которой он оказался, испытывает только негативные состояния.
Эмоциональные переживания стимулируют активность человека: положительные эмоции побуждают к достижению и сохранению того, что вызывает приятные, желанные для самого человека состояния; отрицательные эмоции побуждают к избеганию неприятного, вредного для человека состояния. Вот почему человек может прийти к решению покинуть Родину или, наоборот, занять активную гражданскую позицию (выступать в печати, на митингах, заниматься законотворческой деятельностью в органах власти и т.д.).
Гражданские эмоции и чувства относятся к высшим психическим процессам. В отличие от, например, чувства голода или жажды, гражданские эмоции и чувства основываются не только на непосредственныхпереживаниях ситуации (нравится – не нравится, хочу – не хочу), но и на убеждениях, гражданской позиции.
Так, гражданский долг проявляется в чувствах ответственности, личной причастности к определённым явлениям и событиям жизни. Когда человек осознаёт значимость какой-либо идеи, он переживает состояние подъема, чувствует прилив сил и энергии, свою готовность к осуществлению цели. Он сознательно проявляет стремление к её воплощению, он реализует себя в гражданских поступках.
Можно наблюдать людей, которым гражданские чувства не знакомы, их не волнует всё, что происходит в жизни, в иерархии их ценностей на первом месте располагаются те, которые связаны только с материальным достатком. Обыватель – так называют человека, который в своих мыслях и настроениях не поднялся выше личных интересов.
Но стремление к материальному достатку не исключает возможности проявления гражданской позиции и гражданских чувств (например, отстаивание своего права на работу, получение заработной платы и социальных пособий).
Можно наблюдать людей, которые отрицают любые нововведения, проявляют неверие в положительные изменения, в деятельности государства и его руководителей видят только разрушительные действия, их некомпетентность. В жизни таких людей называют нигилистами.
Можно наблюдать и фанатическую преданность идее, когда человек закрыт для восприятия и осознания других идей, ему не свойственны толерантность и компромисс. Фанатичное поведение мало у кого вызывает желание общаться с таким человеком, который не желает слушать других.
Таким образом, развитие гражданских эмоций и чувств является важнейшим моментом гражданского развития личности. Их пробуждение и совершенствование – один из путей активизации воспитательно-образовательного процесса школы. Оказывается важным не только создание условий для проявления и формирования гражданской позиции и убеждённости личности, но и создание ситуаций, которые позволяют пережить самые разные эмоции и чувства.
Всем известно, что осмысление событий и явлений общественной жизни (прошлого или настоящего), которые не вызвали никаких (или вызвали негативные) эмоции, остаётся на формальном уровне усвоения, эти знания не включаются в личный опыт ученика. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ считал, что на уроке важно организовать «познание сердцем», когда восприятие научного знания сопровождается переживаниями детей, их эмоциональными оценками, в которых проявляется причастность к событиям и явлениям как далёкого для них прошлого, так и настоящего (того, что они наблюдают вокруг себя).
Сегодня в деятельности многих учителей используются методы суггестивной педагогики и методы эмпатии (дидактический театр, деловые игры, проигрывание ситуаций и др.). Известны ли Вам такие методы? Насколько возможно их применение на уроках Вашего предмета?
__________________________________________________________________
Практические задания
Попытайтесь составить социально-психологический портрет личности гражданина, в котором его черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки.
Это поможет Вам подбирать формы, методы и приёмы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач развития личности.
__________________________________________________________________
2.4. Возрастные особенности развития личности гражданина
С какого возраста начинается развитие личности как гражданина? Естественно, ни от дошкольника, ни от младшего школьника, ни от подростка мы не вправе ожидать проявления черт и характеристик их гражданской зрелости – высокого уровня самосознания и активности в каких-либо формах жизни гражданского общества. Однако можем ли мы так же говорить об их гражданской инфантильности, в которой проявляется пока ещё их неспособность выразить свою гражданскую позицию, непонимание вопросов и проблем общественной жизни?
Дети школьного возраста не могут в полной мере принимать участия в общественной жизни взрослых, государство не наделило их гражданскими правами. С 14 лет подросток получает паспорт, что должно восприниматься им как акт признания своего гражданства. Но всегда ли он к этому готов? С этого момента он уже несёт ответственность по некоторым статьям Уголовного кодекса. Но знает ли он об этом? С 18 лет личность получает избирательное право как возможность участвовать в выборах представителей государственной власти и самому быть избранным; устраиваться на работу; вступать в брак; иметь и воспитывать детей, то есть выполнять иные социальные роли и функции помимо роли ученика (или студента). Каким образом он готовился к выполнению этих новых для него социальных ролей и функций?
В 17 лет человек оканчивает школу, а в 18 лет получает гражданские права и должен нести гражданскую ответственность. Какие черты и характеристики должны формироваться в ЮНОМ человеке для того, чтобы в нём развивался гражданин, проявлялась гражданственность?
Гражданская зрелость личности – это один из аспектов проявления её социальной зрелости (см. «Возрастные особенности развития и воспитания личности». Часть 3.), а потому, обусловливая развитие в ребёнке тех черт и характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости (мы рассматривали эти показатели для каждого возраста отдельно), педагог способствует и гражданскому становлению личности.
Можно говорить об общем подходе в гражданском становлении личности и выделять особенности их проявления и развития в каждой возрастной группе.
Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают своё место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и самосознания личности.
Можно говорить о некоторых закономерностях, которые проявляются в воспитательно-образовательном процессе школы, ориентированном на развитие социальной зрелости личности (в том числе и гражданской).
Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его учат выражать своё мнение, давать оценки событиям и явлениям, которые он наблюдает, то его знания переходятна уровень убеждений. Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции, то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.
Если ребёнок осознаёт социальную значимость учебной деятельности, проявляет целеустремлённость и настойчивость в преодолении трудностей, если он осознаёт свои обязанности, имеет определённые права, то в нём развиваются чувства долга и ответственности.
Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления активности и самостоятельности личности, если он живёт заботой о других людях, то в нём формируется общественная активность, в основе которой утверждаются нравственные нормы.
Если в жизни школьника есть возможность проявлять «чувство личной чести и гордости, осознание величия человека-творца» (В.А.СУХОМЛИНСКИЙ), то в ребёнке пробуждаются гражданские чувства.
Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это свидетельство инфантилизации в его развитии. Французский педагог С.ФРЕНЕ писал по этому поводу: они «не умеют управлять собой и обдумывать свои действия,.. оказываются неспособными к самоорганизации и единственное, к чему они стремятся, - это ускользнуть от любого проявления власти над собой» (72, с. 299).
Итак, способствуя развитию в ребёнке взрослости (его социальной зрелости), мы способствуем его гражданскому развитию.
Как Вы уже знаете, в каждом возрасте сосредоточен свой потенциал развития. В предыдущей части нашего пособия «Возрастные особенности развития и воспитания личности» (Часть 3) мы размышляли о том, какие черты и характеристики личность того или иного возраста МОЖЕТ проявлять (зона «актуального развития») в силу предшествующего жизненного опыта и сформированности её внутренней позиции, и чему она ДОЛЖНА научиться (зона «ближайшего развития»), какие черты и качества должнысформироваться на этой основе в данный период её жизни.
Предлагаем Вам поразмышлять о становлении гражданственности личности в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрасте. Это позволит Вам увидеть специфику в организации воспитательно-образовательного процесса школы, ориентированного на гражданское развитие личности.
Вступление ребёнка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как принятие первой социальной роли – РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько ребёнок осознает социальную значимость этой новой для него роли ученика, зависит пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств: обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»).
Младший школьный возраст – это возраст, когда формируются произвольные формы поведения. Ребёнок должен научиться понимать, что в обществе, в мире людей существуют определённые законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение. Те личностные характеристики, которые были описаны нами ранее (см. Часть 3), можно рассматривать как показатели социального развития младших школьников, в них, безусловно, просматриваются черты гражданского развития личности. Однако они – всего лишь общий фон, на котором становится возможным гражданское развитие личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|