Сделай Сам Свою Работу на 5

И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 1 глава





Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

 

 

Г.Г. СОЛОДОВА, Г.С. ДОВГАЛЬ,

Н.А.КЛИМОВА

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

ШКОЛЫ

 

 

Учебное пособие

по курсу «Общая и возрастная педагогика»

Часть 7

 

 

Кемерово 2002

 

 

ББК Ч 421.352 я 73

С- 60

Печатается по решению редакционно-издательского

совета Кемеровского государственного университета

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент, директор МОУ ДПО и научно-методического центра г..Кемерова О.Г.Красношлыкова;

Зам. директора по воспитательной работе Кемеровского колледжа строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений, преподаватель общественных наук О.Н.Елистратова.

 

Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А.

 

С-60 Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» для самостоятельного изучения. Часть 7 /Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 107 с.



 

ISBN 5–8353–0097-2

 

 

В пособии рассматриваются проблемы гражданского развития, воспитания и образования личности в воспитательно-образовательном процессе школы, представлен опыт отечественной и зарубежной педагогики.

Пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений и аспирантов, а также для педагогов-практиков в целях совершенствования воспитательно-образовательного процесса школы.

 

 

С 2002 ББК Ч 421.352 я 73

 

ISBN 5-8353-0097-2 с Солодова Г.Г., Довгаль Г.С.,

Климова Н.А., 2002

с Кемеровский госуниверситет, 2002

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Предисловие……………………………………………………………. с. 4

I. Понятие «гражданин» и показатели его сформированности

1.1. «Гражданин», «гражданство», «гражданственность»…………. с. 8

1.2. Социально-психологический портрет

личности гражданина…………………….……………………… с. 13

1.3. Гражданская зрелость и инфантильность личности………….. с. 15

 

II. Характеристика гражданского развития личности:

психолого-педагогический аспект:



2.1. Особенности социальной ситуации развития

личности гражданина………… ……………………………… с. 17

2.2. Основные аспекты в развитии личности гражданина……… с. 21

2.3. Психологические основы гражданского развития личности.. с. 26

2.4. Возрастные особенности становления личности гражданина.. с. 31

2.5. Факторы, обуславливающие гражданское развитие личности с. 43

 

III. Система гражданского воспитания и образования

в условиях современной школы:

3.1. Из истории вопроса…………………………………………….. с.43

3.2. Цель, задачи, основные направления и

принципы педагогической деятельности……………………. с. 46

3.3. Содержание гражданского воспитания и образования………. с. 50

3.4. Формы и методы гражданского воспитания и образования…. с. 64

3.5. Учебно-методическое обеспечение воспитательно-

образовательного процесса школы…………………………… с. 71

3.6. Учитель в системе гражданского воспитания и образования с. 74

 

IV. «Национальные» и «межнациональные» аспекты в системе

гражданского воспитания и образования

4.1. Национальный аспект в гражданском

развитии личности………………………………………………. с. 76

4.2. Этнокультурное развитие личности как условие

становления её гражданственности……………………………. с. 82

4.3. Модель национальной школы…………………………………... с. 86

V. Зарубежный опыт гражданского воспитания и образования…с. 90

VI. Международные проекты: опыт

международного сотрудничества……..…………………. …….. с. 98

 

Заключение………………………………………..………………… с.103

Литература для самостоятельной подготовки……..………… с.104

П Р Е Д И С Л О В И Е



 

Будущее России, нарождающегося гражданского общества и, в конечном итоге, демократии зависит от роста общественного сознания у широкого круга российских граждан, их вовлечения в общественную деятельность.

Наше общество переживает сегодня трудности как экономического, так и социально-политического, нравственного характера. Перестройка послужила своеобразным детонатором по отношению к общественной психологии народа, обострила демократические амбиции, возбудила национальные чувства, углубила интерес к законотворческой деятельности.

Предстоит сделать всё необходимое, чтобы возродить национальные корни, вернуть самим себе свою историю, культуру, тогда бы мы приобрели устойчивую опору в духовной жизни – национальное самосознание.

Вызывает тревогу и озабоченность то обстоятельство, что от 29% до 51% старшеклассников школ г. Кемерово проявляют свою готовность стать эмигрантами. И только 23-30% категорически не желают покидать страну. Такие результаты были получены нами в исследовании 2000 года. Безусловно, не для каждого школьника эмиграция – реальная перспектива в жизни, но должно беспокоить то, что их жизненное и профессиональное самоопределение не в полной мере выстраивается на отечественной почве.

Трудности, которые испытывает страна, только 10-20% школьников

г. Кемерова оценивают как временные, 14-20% ребят верят в то, что «скоро всё наладится», а 8-10% уверены в том, что «никогда не произойдёт изменений к лучшему», от 40 до 86% считают, что изменения произойдут, но «очень не скоро». С такими настроениями старшеклассники вступают в самостоятельную жизнь.

Известный актёр театра и кино в своём интервью газете «Аргументы и факты» выразил точку зрения достаточно большой части населения: «Раньше я много мечтал, но все мои мечты превратились в прах. Родина нам не додала, не доплатила, не отдала… Она в долгу не только перед моими отцом и матерью, дедами. Уже сейчас она вся в долгах перед моими детьми и перед правнуками, поэтому о какой любви к Родине может идти речь? Что любить – берёзки, что ли? Заражённые реки, отравленную рыбу, кислотные остатки, радиоактивные выбросы? К моему великому сожалению, Родина не приносила мне большой радости. От этого я и страдаю…».

Сегодня в нашей стране с такими нерадостными настроениями живут многие люди.

Однако понятия «Родина» и «государство» - это разные понятия, а потому любить Родину и государство – это также совершенно разные настроения, которые испытывает человек. Следует развести понятия «Родина» и «патриот», хотя жить в стране и не любить её – это состояние человека не приносит ему радости собственного бытия. Чувство патриотизма для многих считается всего лишь идеологическим понятием. Патриотизм - это необязательно фанатичная любовь и преданность стране, в которой живёт человек. К.Д.УШИНСКИЙ писал: «Есть примеры ненависти к Родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!»

Родина – это народные традиции и праздники, это родная история бесконечных испытаний, побед и великих достижений, это бескрайние просторы российской земли, её природа. Патриот любит свою землю, Родину. Для россиян любовь к Родине всегда была святым чувством. Людям свойственно любить Родину. Эта любовь начинается со знакомства с родным краем, её природой, историей.

Можно ли детей научить любить Родину? Нужно ли это делать? Обязательно ли любить государство, которое существует в стране? – далеко не простые вопросы, ответить на которые должна прежде всего школа.

Все мы хотим жить в обществе среди благожелательных, чутких людей, чувствовать на себе внимание и заботу государства. Агрессия, озлобленность, жестокость, равнодушие, бескультурие - это уже не педагогическая, а социальная проблема, которая решается на уровне государства. Насколько её решение зависит от школы и семьи? Чем может помочь школа?

Школа играет важнейшую роль в деле сохранения и поддержания в обществе демократических ценностей и традиций. На Международной конференции «Гражданское образование в информационный век» отмечалось: «Внедряя в стиль и сущность образовательной деятельности фундаментальные основы гражданского общества, школа может способствовать развитию у молодых людей умений и привычек, необходимых для формирования у них активной гражданской позиции и вовлечения их в общественную жизнь».

ДЖ. ДЬЮИ (американский философ и педагог) отмечал: «Если демократия потерпела поражение, это значит, что она была политической по природе. Она не вошла в плоть и кровь людей и не стала нормой жизни. Пока демократическое мышление не овладеет сознанием нации, политическая демократия в опасности».

На это же обращал внимание и известный французский педагог С.ФРЕНЕ: «Только воспитывая в наших учениках нравственные и гражданские качества, присущие достойным людям и мужественным гражданам, мы сможем добиться реальной и плодотворной демократии».

Летом 1996 года бывший Президент РФ Б.Н.ЕЛЬЦИН предложил выработать национальную идею, столь необходимую России. Национальная идея – это идея, исходящая от правительств или народа, которая отражает особенность, самобытность государства; это средство объединения людей, то, что придаёт жизненный смысл их деятельности. Эта идея нужна для осознания своей цели, для проявления общего интереса, для патриотизма нации. Она всегда была у российского народа – индустриализация в 30-е годы, построение коммунизма в 60-70-е годы, во время Великой Отечественной войны – лозунг «Всё для победы!», в 1991 году – народ поднялся на защиту демократии. Что может быть такой идеей сегодня? Да и можно ли её просто «придумать»?

В человеке начинается гражданин, когда сфера его личных интересов расширяется, включая в себя интересы многих людей.

Мы далеки от мысли, что только педагогическими усилиями можно решить эти проблемы, однако именно в школе ребёнок приобретает свой первый опыт общественной жизни.

Общество сегодня оказалось на историческом переломе, когда меняется экономическая формация, политические, национальные и иные ориентиры.

Должна складываться и иная система гражданского образования и воспитания его граждан.

В 1978 году в школах СССР был введён курс «Основы Советского государства и права», цель которого: вооружить учащихся правовыми знаниями, превратить их в личные убеждения и формировать тем самым ответственное отношение к своему поведению, развивать потребность следовать советским законам и правилам социалистического общежития. Этот курс, естественно, имел идеологическую направленность, хотя и способствовал гражданско-правовому развитию старшеклассников. Этот курс считался обязательным для изучения во всех общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях.

С переходом на новый путь развития жизнь в России, её политический строй, экономика, законодательство принципиально обновились. Обойтись старым багажом знаний об обществе и месте человека в нём уже невозможно. Мы наблюдаем переориентацию гражданских ценностей. Однако школьник не переживает это время, он живёт в этом трудном времени. Задача школы - помочь ему найти своё место в этом обществе, стать полноценным гражданином своей страны.

Россия стремится создать гражданское общество и правовое государство. Одним из основных условий этого процесса является полноценное гражданское образование, которое поможет приобщить наших детей к миру взрослых, где сосредоточены проблемы добра и зла, порядка и беспорядка[A1] , культуры и бескультурья, мира и войны. Гражданское образование и воспитание поможет лучше понять самих себя, суть и смысл своих поступков, планов и намерений. И уж если мы живём в нашей стране, то это поможет нам жить достойно.

Сегодня общество признало гражданское воспитание и образование в качестве приоритетного направления в деятельности современной школы. Так, в стране созданы федеральные и неправительственные структуры, которые занимаются решением проблем гражданского воспитания и образования: НВЦ «Гражданин» (автор Я.В.СОКОЛОВ); Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» (автор П.ПОЛОЖЕВЕЦ, редактор «Учительской газеты»); Центр гражданского образования на базе Академии повышения квалификации работников образования.

Гражданское образование способствует развитию активной гражданской позиции и достижению гармонии с окружающим миром, развивает умения выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь при этом на законы морали и нравственности. Гражданское воспитание и образование

поможет человеку осознать личную значимость и ответственность за то, что происходит в окружающем мире. Это осознание должно повлечь за собой взвешенный общественный выбор, собственную позицию в социально-политической деятельности и гражданскую активность.

 

В данном пособии мы предлагаем Вам прежде всего исследовать понятия «гражданин» и «гражданственность», выявить показатели их сформированности, исследовать процесс гражданского развития личности, его психологические основы. Это позволит Вам сформулировать цель и задачи гражданского воспитания и образования, определить его содержание, формы и методы, разработать его систему в условиях современной школы.

Учитывая сложность проблем межнациональных отношений, которые возникли в нашей стране в конце 70-х – начале 80-х гг., мы особо обращаем Ваше внимание на проблему национального и межнационального общения, предлагаем Вам поразмышлять о возможностях решения данной проблемы в воспитательно-образовательном процессе школы.

Мы так же предлагаем Вам познакомиться с зарубежным опытом стран, которые в течение многих десятилетий развивались по пути демократии (в частности, США). Познакомьтесь с этим опытом и оцените, насколько возможно его использование в практике отечественной школы.

В последней главе мы предлагаем Вам познакомиться с теми международными проектами по гражданскому воспитанию и образованию, в которых принимает участие и наша страна. Это позволит Вам сориентироваться в современной проблематике исследований и новых разработках. Вы можете включиться в их деятельность.

Обращаем Ваше внимание на то, что, как и в предыдущих выпусках нашего пособия, Вам предлагается проблемное изложение материала. Вам будут предложены разные точки зрения на решение многих проблем. Вам предстоит самим сделать свой выбор.

 

Подготовка данной части учебного пособия по курсу «Общая и возрастная педагогика» осуществлялась в сотрудничестве с педагогами-практиками.

Г.С.Довгаль в течение 10 лет преподавала авторский курс «Граждановедение» в школе № 24, в настоящее время она является преподавателем горнотехнического колледжа в г.Кемерово; автор 22 –х публикаций в газете «Граждановедение» по методическим проблемам преподавания курса; её учащиеся неоднократно становились победителями Всероссийских олимпиад по гражданско-правовым вопросам. Главы 1, 3, 5 и 6 подготовлены на основе её практического опыта.

Н.А.Климова – методист образовательной области «Искусство» научно-методического центра г.Кемерово, ею разрабатываются аспекты этнокультурного развития личности школьника в предметах художественно-эстетического цикла. В разделе 4 использованы материалы её исследования.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНИН»

И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ

 

1.1. «Гражданин», «гражданство, «гражданственность»

 

Кого мы называем гражданином? Какими личностнымихарактеристиками он обладает? Каков гражданскийпортрет современного человека?

Обратимся к справочной литературе.

В словаре С.И.ОЖЕГОВА (1987 г.) гражданином называют «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей».

В Оксфордском словаре А.С.ХОРНБИ (Великобритания, 1987 г.) гражданин – «это лицо, которое обладает полными правами в государстве либо по рождению, либо приобретаемыми».

Французская педагогическая энциклопедия характеризует «хорошего гражданина» следующим образом: «Он уважает законы, принимает участие в выборах, платит налоги, принимает участие в защите своей страны».

С. ФРЕНЕ (Франция) гражданином называет человека, который сознает «свои права и обязанности и …выполняет функции активного члена демократического общества».

А. СИАРЗ (Канада) подчёркивает: «Быть гражданином – значит постоянно делать выбор, то есть осознавать свой гражданский долг. Быть гражданином – значит самому быть ответственным, а не перекладывать свою долю ответственности на других людей, на государство».

Л.В.ЛАЗАРЕВ (правовед, доктор юридических наук) отмечает: «Гражданин – это тот же человек, но уже рассматриваемый как участник политической и правовой жизни общества… К человеку как гражданину данного государства адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин он обладает правами, свободами и несёт обязанности, предусмотренные конституцией, законами. Именно как гражданин он получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству».

Русский философ и правовед И.А.ИЛЬИН выделил несколько черт и личностных характеристик, проявление которых позволяет судить о человеке как гражданине. С его точки зрения, настоящий гражданин должен обладать следующими свойствами: чувство собственного достоинства; внутренняя свобода, превращённая в самостоятельную дисциплину; способность быть истинным субъектом права; уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам и государственной власти; способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Если мы обратимся к определениям данного понятия, предложенным философами, правоведами, писателями, педагогами, то обнаружим богатый спектр мнений, которые, как правило, совпадают в признании следующих основныхпозиций: истинный гражданин, во-первых, это нравственный человек; во-вторых, это тот, кто способен подняться до интересов всего общества; в-третьих, это человек, который умеет не только выражать свои гражданские права, но и подчиняться законам общества.

Итак, понятие «гражданин» может быть определено как минимум в двухсмыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - общегуманитарном контексте.

В юридическом смысле гражданин – это человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества.

В общегуманитарном контексте гражданин – это человек, обладающий определёнными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.

Следует отметить, что в традициях российского общества всегда было важно: не столько юридическое определение данного термина, сколько его духовно-нравственный смысл. Так, в частности, в российской ментальности термин «гражданин» всегда трактовался в широком ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.

Для решения задач гражданского развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса школы важно осмыслить соотношение понятий, которые мы используем в жизни: «гражданин», «гражданство» и «гражданственность».

Термин «гражданство» отражает принадлежность человека к государству.

Однако существует два вида принадлежности к государству – «гражданство» и «подданство». И то, и другое связано с долгом и служением Отечеству, однако можно выделить некоторые особенности в понимании того, какую роль (позицию) при этом занимает личность по отношению к государству.

В чем же разница? Почему говорят: гражданин России, Франции, США, Германии,, но – подданный Британской короны? Чем гражданин России отличается от гражданина, например, США и Франции?

«Подданство» - это форма принадлежности к монархии.

«Гражданство» - «чисто юридическое понятие, означающее правовой статус человека в определенном государстве» (50, с. 205). Это устойчивая связь человека с определённым государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

«Подданный» – изначально означает «лицо зависимое», это человек, который не может выбирать, а должен исполнять чужую волю. Он находится под данью власти и платит за свою защиту и опеку над собой. Для подданного законом и источником справедливости является воля монарха, властелина. Такое положение предполагает иждивенческую позицию самого человека в обществе. Нет необходимости решать, делать выбор, брать на себя ответственность и т.д. У человека, подданного (кому-то) проявляется самосознание: «Я - всего лишь подданный, маленький человек, от которого ничего не зависит». Таким образом, подданным является человек в государстве монархического типа.

Однако справедливы ли такие суждения к людям, живущим в современной Великобритании, Испании и других европейских монархических странах?

«Гражданство» - понятие, близкое к понятию «гражданин», понимается как личность активная, самодеятельная и независимая. Такая личность делает свой выбор, она может сказать: «Я сделал это, я отвечаю за это». Гражданин – это прежде всего партнёр власти, он сам участвует в общественных процедурах, контролирует власть, выражает свою позицию, вручает ей полномочия и является судьёй её эффективности. Более того, власть без гражданина не самоценна, без его доверия она не может эффективно функционировать. Сам же гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходит вокруг него, не может быть сторонним наблюдателем. Таким образом, гражданство (не в юридическом, а в обще -гуманитарном смысле) невозможно без ощущения себя гражданином (18;28;30;33;51;52;75).

Однако кем мы себя ощущаем? В нашем обществе происходят демократические изменения, мы живём в условиях многопартийности, принимаем участие в выборах, мы получили новые права. Насколько при этом изменились и мы сами? Насколько мы оказались готовы к этим изменениям?

Рассмотрим эти понятия в историческом аспекте. Это позволит нам выявить ту ментальность мышления народа, которая находит своё отражение в организации и совершенствовании воспитательно-образовательного процесса современной школы. Для педагогов важно ответить на вопрос: «Кого мы развиваем – подданного или гражданина?»

Гражданство возникло в республиках. Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. Именно здесь сложилось первоначальное представление о гражданине в европейском смысле этого слова. Термин «общество» (civitas)был образован от слова «гражданин» (civis). Общество рассматривалось как совокупность граждан. Оба эти понятия для римлян были связаны с городом и государством: слово «сiter» - означало «быть в городе», а не в деревне. Именно город как бы олицетворял государство и, соответственно, гражданское общество. Уже в Древнем Риме понятие «гражданин» тесно увязывалось с правами (привилегиями) и обязанностями, то есть тем, что составляет правовой статус человека в государстве. В последующем под влиянием идей эпохи Возрождения понятие «гражданин» трансформируется, его правовая основа дополняется социально-нравственной. И сегодня гражданином чаще называют не столько подданного, сколько того, кто проявляет общественную активность, целостность, культуру.

В России понятие «гражданин» в юридическом смысле было узаконено после Февральской революции 1917 года.

На Руси, в России всегда были сильны гражданские традиции. Ещё со времён князя Святослава звучал призыв «вступать в стремя» за свою землю, быть с ней и в годину испытаний. Из школьного курса истории всем памятны призывы Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского и др. защищать родную землю.

Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве Великой державы. Её боялись соседи, против неё создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и лёгкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.

Произнося слова: «Я – гражданин России», каждый из нас, скорее всего, испытывает самые разные мысли, чувства и настроения – и гордость, и разочарование, и радость, и стыд….

Гражданина пытались воспитывать и в давние времена. В первые годы советской власти само понятие «гражданин» не пользовалось популярностью. В тоталитарно политизированной атмосфере СССР люди именовались: «товарищ», «рабочий», «служащий», «кулак», «середняк», «социально чуждый» и т.п. Объединяющий все слои общества термин «гражданин» был явно несвоевременным.

Судьба самого понятия «гражданин» в советский период истории нашей страны оказалась достаточно парадоксальной. Им пользовались в самых разных, порой, прямо противоположных ситуациях. Для В.Маяковского «гражданин» - предмет гордости перед всем миром (вспомните его стихи о Советском паспорте). Авторы знаменитого в 30-х годах фильма «Великий гражданин» (о С.М.Кирове) также употребляли этот термин в торжественном, главным образом, политическом смысле. А от арестованных и политических заключённых требовали, чтобы те обращались к «операм» только «гражданин начальник» и ни в коем случае – «товарищ». Этим словом правонарушители уже не имели права пользоваться по своему усмотрению.

 

Термин «гражданственность» акцентирует внимание на личностных аспектах развития человека как гражданина. А.Ф.НИКИТИН (один из авторов учебного курса «Граждановедение») так определяет данное качество личности:

«Гражданственность предполагает достаточно высокий уровень

самосознания человека, помогающий ему конструктивно участвовать в

управлении страной, в решении общенациональных задач… Гражданственность есть результат развитой правовой и политической

культуры, опирающейся на фундамент нравственности» (50, с. 203, 205).

О.КИШЕНКОВА определяет гражданственность как явление нравственного и политико-правового характера, которое «подразумевает способность личности пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно» (34, с. 8).

С.ФРЕНЕ, известный французский педагог, даёт схожее определение. По его мнению, «гражданственность проявляется не только в способности запоминать имена и должности представителей власти и даже не в участии в выборах – она входит в повседневную деятельность, она становится неотъемлемой стороной жизни» (72, с. 145).

А.СИАРЗ (Канада): «Мы характеризуем гражданственность с трёх сторон: это знания (информированность), навыки и качество, или дух гражданства, то есть гражданин должен осознавать свой гражданский долг» (Цит. по 49).

Таким образом, гражданственность характеризует личностный, прежде всего нравственный аспект в развитии человека как гражданина. Гражданственность - это осознание личностью своей причастности к Родине, её народу, истокам и корням. Она проявляет себя в таких качествах личности, как ответственность, самодисциплина, убеждённость, уважение, открытость и терпеливость в общении с людьми и др. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою Землю, в осознании своей принадлежности к народу, его истории и традициям. Данные качества личности называют и гражданскими «добродетелями».

А потому гражданственность, которая проявляется в каждом человеке и в народе в целом, - это, с одной стороны, свидетельство высокого уровня развития личности, а с другой стороны - именно гражданственность, которая проявляется в народе, определяет наличие гражданского общества.

Одной из важнейших характеристик гражданственности является «гражданская культура». В политической литературе она проявляется как деятельность индивидов в качестве самостоятельных субъектов власти, использующих государственные и общественные институты для защиты своих гражданских прав и свобод. То есть человек, обладающий гражданской культурой, не только чувствует свою принадлежность к Родине и её народу, но и проявляет себя как субъект деятельности, утверждающий себя как гражданин общества в рамках тех законов и норм, которые приняты в данном государстве. В работах западных авторов гражданская культура нередко отождествляется с культурой демократии.

В традициях отечественной педагогики можно отметить попытки осмысления понятий «гражданственность» и «гражданская культура». Термин «гражданственность» часто встречался у русских авторов первой половины ХIХ века. В работах С.И.ГЕССЕНА (1923 г.) можно прочитать размышления о гражданственности как одной из форм проявления культуры образованного и цивилизованного человека (22, с. 26-28).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.