Основные права и обязанности государственной службы занятости.
Государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Украины, деятель-ность которой направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориаль-ные органы.
В обязанности служб занятости входит:
анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,
информация о состоянии рынка труда;
учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
оказание услуг по трудоустройству;
регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;
организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;
организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости имеют право:
запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.
Государственная политика в сфере труда и занятости
Проблемы занятости и трудоустройства сегодня в Украине являются одними из наиболее актуальных. Ожидаемой стабилизации на рынке труда не произошло, сохраняется тенденция роста как официальной, так и скрытой безработицы (одного из парадоксов отечественного рынка труда). В отличие от развитых стран у нас иная природа без работицы. Она возникла не на фоне перепроизводства, а наоборот — при массовых дефицитах. Наибольшее число работников остаются без работы из-за сокращения объемов производства в связи с недопоставками сырья, комплектующих изделий, нарушением договорных обязательств, разрывом производственных связей. Резкий рост цен на сырье, энергоносители, оборудование, а также тарифов на транспортное обслуживание, что привело к банкротству и ликвидации нерентабельных предприятий, также пополнили ряды безработных. Необходимо иметь в виду также конверсию оборонной промышленности, остановку некоторых шахт, сокращение бюджетных учреждений и организаций. Таким образом, в течение последних лет на развитие рынка труда влияли факторы, которые привели к спаду производства, ограничению развития социально-культурных отраслей, росту скрытой безработицы и высвобождению кадров.
В нынешней ситуации государство должно максимально влиять на формирование рынка труда, проводить активную политику занятости населения. В Основных направлениях социальной политики определены основные задачи государственной политики в сфере занятости и регулирования рынка труда. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения поставленных задач на государственном и региональных уровнях предусматривается:
— проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, что стимулирует более полное использование наличных рабочих мест, развитие малых предприятий, капиталовложения в отрасли народного хозяйства;
— введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, особенно на территориях приоритетного развития;
— разработка специальных программ стабилизации экономики для регионов с высоким уровнем безработицы, с выделением под них льготных государственных заказов и кредитов предприятиям при условии увеличения числа рабочих мест;
— реформирование системы назначения и выплаты пособия по безработице, разработка мероприятий, которые содействовали бы активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке, сокращению срока безработицы;
— расширение масштабов общественных работ, организация их проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов и другие меры.
Отношения по обеспечению занятости и трудоустройству регулируются Законом Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года. Отношения в сфере занятости и трудоустройства являются комплексными по своей юридической природе и входят в предмет административного права, трудового права, права социального обеспечения.
Отношения между предприятиями и государственной службой занятости являются административно-правовыми, поскольку служба занятости наделена властными полномочиями по отношению к предприятию: предприятие обязано выделять определенное количество рабочих мест в счет брони, трудоустраивать на эти места по направлению службы занятости; предприятие обязано оборудовать специальные рабочие места для инвалидов и обеспечить их реальное введение в действие, т.е. трудоустроить инвалида; за несоблюдение таких обязанностей на предприятие налагаются штрафные санкции. Предприятие в случае отказа в принятии на работу ранее заявленных специалистов обязано возместить службе занятости все затраты по трудоустройству, профподготовке, переподготовке, выплате пособия по безработице такому специалисту. Предприятия обязаны предоставлять службе занятости всю информацию о наличии вакантных мест, высвобождении работников, простоях предприятия, использовании работников с неполным рабочим временем.
Содержание коллективного договора и сроки его заключения.
Коллективный договор — это любое письменное соглашение об условиях труда и найма, которое заключается, с одной стороны, предпринимателем, группой предпринимателей, либо одной или несколькими организациями предпринимателей, и, с другой стороны, одной или несколькими представительскими организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, которые надлежащим образом избраны и уполномочены в соответствии с законодательством страны.
Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами условия (положения), призванные урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия (положения) можно разделить на четыре вида: информационные, нормативные, обязательственные и организационные.
Информационные условия содержат нормы централизованного законодательства, а также коллективных соглашений более высокого уровня — Генерального, отраслевого, регионального соглашений. Такие условия, будучи перенесенными в коллективный договор конкретного предприятия, не обретают дополнительной юридической силы. Вместе с тем их роль не следует преуменьшать, поскольку одни и те же вопросы регулируются значительным числом источников, а при этом в коллективном договоре не может быть понижен уровень социальных гарантий. Поэтому, логически вплетаясь в нормативную ткань коллективного договора, информационные условия обеспечивают цельность содержания по конкретному вопросу.
Нормативные условия коллективного договора — это локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации. С переходом к рыночной экономике число нормативных положений кол-договоров резко возрастает. Это объясняется расширением договорных начал в регулировании трудовых отношений, возрастанием роли локального регулирования. Нормативные условия действуют в течение всего срока, на который заключается коллективный договор.
Обязательственные условия коллективного договора представляют собой конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, ответственных за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения и погашаются исполнением. В ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» содержится примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень носит рекомендательный характер. В коллективном договоре устанавливаются, в частности, обязательства относительно:
— изменений в организации производства и труда (сокращение численности или штата работников; перевод предприятия на многосменный режим работы либо на неполное рабочее время);
— обеспечения продуктивной занятости (например, создание новых рабочих мест для инвалидов, разделение одной должности между двумя работниками с неполным рабочим временем);
— нормирования и оплаты труда, установления систем заработной платы, доплат, надбавок, премиальных и иных поощрительных выплат;
— установления гарантий, компенсаций, льгот (например, установления частично оплачиваемых отпусков для женщин, имеющих детей на более длительные
сроки, нежели предусмотрено законодательством; установление заводских пенсий, пособий);
— участия трудового коллектива в формировании и распределении прибыли (если это предусмотрено уставом);
— режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха (например, конкретизация отпусков за ненормированный режим работы);
— условий и охраны труда (внедрение современных средств защиты здоровья работников; установление повышенной компенсации потерпевшему при получении травмы на производстве);
— обеспечения жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления работников (выделение средств на жилищное строительство, оплата медицинской страховки для работников предприятия);
— гарантий деятельности выборных членов профсоюзной или иной представительной организации работников (например, членов совета трудового коллектива, совета предприятия);
— условий регулирования фондов оплаты труда, установления межквалификационных соотношений в оплате труда.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и льготы.
Организационные условия связаны с регламентацией порядка заключения, изменения и прекращения действия коллективного договора (условия о сроках действия колдоговора, контроле за его выполнением, порядке внесения изменений и дополнений, ответственности за нарушение и неисполнение колдоговора).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|