Соотношение понятий «рабочая сила», «трудовой потенциал», «человеческий капитал».
"Человеческий капитал" - понятие, адекватно отражающее качественные характеристики производительной силы труда в условиях информационной цивилизации, когда человек перестает быть основной "движущей силой" производства, фактором, обслуживающим экономический рост, а находится "рядом с ним"
Категория "человеческий капитал" отражает систему социально-экономических отношений по поводу формирования, производства, распределения, обмена и потребления способностей к творческому труду как редкого, сложновоспроизводимого ресурса для труда, конституирующего созидательную форму экономической жизнедеятельности человека.
Созвучно идеям "человеческого капитала" в научный оборот вводятся категории "человеческий фактор" и его "трудовой потенциал". При этом под "трудовым потенциалом" понималась совокупная способность к труду как форма проявления человеческого фактора, максимально возможная мера труда, которой обладает общество на данном этапе развития
Под трудовыми ресурсами (рабочей силой) понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Рабочую силу рассматривают в трех аспектах: 1) отдельный человек; 2)предприятие (фирма, органицазия); 3)народное хозяйство. Рабочая сила отдельного индивида - способность к труду.
Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. Трудовые ресурсы включают в себя как тех людей, которые заняты в экономике и тех , которые не заняты, но могут трудиться. Трудовые ресурсы – реальные и потенциальные работники. Под "трудовым потенциалом" понимается совокупная способность к труду как форма проявления человеческого фактора, максимально возможная мера труда, которой обладает общество на данном этапе развития.
К трудовым ресурсам относятся:
1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
2) работающие лица пенсионного возраста;
3) работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.
Основные направления деятельности государственной службы занятости как регулятора социально-трудовых отношений.
Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.
Государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Украины, деятель-ность которой направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориаль-ные органы.
2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
3. На территориях городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою дея-тельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
5. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.
В обязанности служб занятости входит:
анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,
информация о состоянии рынка труда;
учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
оказание услуг по трудоустройству;
регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;
организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;
организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости имеют право:
запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|