Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА





Международное морское право- система общепризнанных и спе­циальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морс­ких пространств и разнообразную деятельность в них субъектов ме­ждународного права.

Важнейшими из общепризнанных, для этой древнейшей отрасли пра­ва принципами являются принципы!суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрис­дикции государства флага," полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и-сохранения морской среды, ответ­ственности государств за деятельность в Мировом океане и др.

В течение столетий правовой основой деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и другие, име­ли место притязания феодальных властителей на неограниченный суве­ренитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписы­вала себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское, Турция - на Черное море. Папские буллы 1493 и 1506 гг. разделили Атлантику между Испанией и Португалией по линии, про­ходящей в 370 милях к западу от Островов Зеленого Мыса; в конце XVIII в. развитие капитализма привело к повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.



На конгрессах в Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конфере­нциях конца XIX - начала XX вв. (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Лондонская морская конференция 1908-1909 гг.) морские дер­жавы рассматривали отдельные вопросы морского права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном море, на Дунае, в Суэцком канале и др.), соглашаясь лишь на частичную регла­ментацию деятельности военных флотов во время морской войны (права и обязанности нейтральных держав во время морской войны, ограниче­ние права захвата на море, ограничение использования минного оружия и др.), добиваясь ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и др.). Кроме того, заключались дого­воры по отдельным вопросам морского права.



Большой вклад в кодификацию норм международного морского пра­ва внесли I, II и III конференции ООН по морскому праву, междуна-

родные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП

и др. /

На I конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции: О территориальном море и прилежащей зоне, Об открытом море, О континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов от­крытого моря (Россия не участвует в этой конвенции); на II кон­ференции в I960 г., закончившейся безрезультатно, обсуждались во- / просы ширины территориального моря; III конференция ООН (1973— 1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г.). В качестве других источников можно назвать мно­гочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения мор­ской среды, оказания помощи и спасания на море, регулирования безо­пасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Ан­тарктики, Суэцкого и Панамского каналов, Черноморских и Балтий­ских проливов и др.

§ 2. ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ

Внутренние морские воды- это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сто­рону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина тер­риториального моря.

К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды зали­вов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежа­щие данному государству (например, Белое море, залив Петра Велико­го, губы Чесского, Байдарацкая, проливы Вилысицкого, Санникова и Д. Лаптева, принадлежащие России, заливы Рижский (Латвия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия), Фонсека (Гондурас, Сальвадор, Никарагуа), Габесский (Тунис), Варангер-фьорд (Норвегия) и Др.)1.



На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного го­сударства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоц­манской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего иму­щества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, тамо­женные, санитарные, фискальные и иные правила.

 

Некоторые ученые к внутренним водам СССР (России) относят моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Однако никаких Дательных подтверждений этому нет.

!4к. А Векяшев 417

законо-

Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению при­брежного государства, заход в такие воды иностранных судов произво­дится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии, для оказания срочной медицинской помощи больному). Правовой режим портов устанавливается исключи­тельно национальным законодательством, который может предусматри­вать разрешительный или уведомительный порядок захода в порты. Список портов, открытых для захода в них торговых судов, публикуется в. "Извещениях мореплавателям". В России такими открытыми портами являются Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Игарка, Находка, Санкт-Петербург, Охотск и др. Распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 6 января 1997 г. № 14-р утвержден перечень мор­ских портов, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источника­ми. Такими портами являются Владивосток, Диксон, Дудинка, Калинин­град, Кандалакша, Мурманск, Певек, Провидения.

В качестве условий для захода в порты, внутренние воды или для ос­тановки у прибрежных терминалов в целях обеспечения безопасности прибрежного государства и окружающей среды может быть выдвинуто требование, особенно к танкерам, соблюдать особые правила для пре­дотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды (Международная конвенция по предотвращению загряз­нения с судов 1973/1978 гг., Часть XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а к судам с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) -предоставлять надлежащую информацию о безопасности такого судна (Глава VIII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974—1978 гг.). Отдельные государства требуют получения предварительного разрешения для захода в порты научно-исследова­тельских, ледокольных, спасательных, буксирных и других аналогичных судов.

Для захода в порты иностранных военных кораблей практически во всех странах мира установлен разрешительный порядок (реже уведоми­тельный) с ограничением числа кораблей и срока пребывания. Исклю­чение делается для кораблей, совершающих вынужденный заход, или на борту которых находятся главы государств или правительств, о чем должно даваться предварительное уведомление. В российском порту допускается одновременное пребывание не более трех иностранных во­енных кораблей до семи суток.

В целях унификации требований в отношении международных доку­ментов, стандартов, рекомендуемой практики и процедур, которые обычно предъявляются и выполняются при прибытии, стоянке в портах и отходе судов заграничного плавания, а также для упрощения до ми­нимума формальностей, облегчения и ускорения международного мор-

ского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов и нахо­дящихся на них лиц и имущества, в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства с поправками 1969, 1977 и 1986 гг. Конвенция распространяется на все морские суда, за исключением военных кораблей и прогулочных яхт, она обязывает го­сударства-участников сотрудничать в деле обеспечения наиболее полно­го единообразия формальностей во всех областях, где такое единообра­зие облегчит и улучшит международное морское судоходство.

В целях унификации и облегчения доступа на берег членов экипа­жей судов и возвращения их на свои суда и в страну своего гражданства Международной организацией труда (МОТ) в 1958 г. была принята Конвенция № 108 о национальных удостоверениях личности моряков и в 1987 г. - Конвенция № 166 о репатриации моряков.

Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется или соответствующим соглашением между государством флага судна и государством порта (о торговле и мореплавании) или нормами международного обычного права (на общих основаниях) без какой-либо дискриминации флагов. Договорный порядок предусматри­вает, как правило, один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или режим наибо­лее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования), ко­гда предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства.

Иностранное торговое судно и экипаж (пассажиры) в порту подпа­дают под действие уголовной, гражданской и административной юрис­дикции государства порта.

Договорная и обычная практика свидетельствуют о том, что уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не применяется, если: совер­шен проступок, затрагивающий лишь иностранное судно и его экипаж; последствия правонарушения не распространяются на территорию госу­дарства порта, не затрагивают общественный порядок и безопасность прибрежного государства; правонарушение по законам государства пор­та не являются тяжким преступлением; правонарушение не связано с незаконной торговлей и распространением наркотиков и психотропных веществ; к местным властям не поступила просьба о помощи со сторо­ны капитана судна или консула государства флага судна.

Иностранные суда не имеют права предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершенные преступления. О применении уголовной юрисдикции в отношении судна и его экипажа (пассажиров) ставится в известность консул государства флага судна.

Гражданская юрисдикция может осуществляться по различным граж­данско-правовым основаниям (возмещение ущерба, спасание имущества и судна, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и др.) и может включать в себя арест торгового судна в обеспечение исковых 14* 419

требований или исполнения судебных или арбитражных решений. По­становление о наложении ареста должно быть вынесено судом с ин­формированием консула государства флага судна.

Уголовная и гражданская юрисдикция государства порта не распро­страняется на военные корабли и другие государственные суда, экс­плуатируемые в некоммерческих целях. Военным кораблям, нарушаю­щим правила порта, касающиеся порядка захода в порт и пребывания в нем, может быть предложено покинуть порт. Все споры между военным кораблем и местными властями разрешаются в дипломатическом по­рядке.

Административная юрисдикция осуществляется в отношении всех иностранных невоенных судов с учетом национальных правил и дейст­вующих международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, сбора пошлин и налогов, осуществления таможенного досмотра и санитарного контроля, предот­вращения загрязнения морской среды и т.д. Если судно, находящееся в порту, нарушает применимые международные нормы и стандарты, ка­сающиеся годности судов для плавания, и тем самым создает угрозу нанесения ущерба морской среде, местные власти принимают в той ме­ре, в какой это практически осуществимо, административные меры, чтобы предотвратить выход данного судна в море. Ему может быть раз­решено лишь перейти на ближайшую подходящую судоремонтную верфь для устранения причин нарушения, после чего судну немедленно разрешают продолжить свой путь (ст. 219 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и сани­тарного контроля. Командир корабля вручает представителю санитарно­го надзора по его просьбе сведения о санитарном состоянии корабля по форме Морской санитарной декларации, справку о вакцинации и свиде­тельство о дератизации или освобождении от нее.

§ 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Территориальное море (территориальные воды)- это пояс морско­го пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав тер­ритории прибрежного государства и находящийся под его суверените­том. Указанный суверенитет распространяется на воздушное простран­ство над территориальным морем, а также на его дно и недра.

Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исход­ные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или

где вдоль берега в непосредственной близости к нему имеется цепь ост­ровов). Перечень географических координат точек, определяющих по­ложение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Рос­сийской Федерации, утверждается Правительством Российской Федера­ции (в настоящее время действуют постановления Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г., опубликованные в "Извещениях мореплавателям" и Морском законодательстве Российской федерации (Кн. I. ГУНиО МО. СПб, 1994)).

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а сама сис­тема прямых исходных линий не может применяться государством та­ким образом, чтобы территориальное море другого государства оказа­лось отрезанным от открытого моря или исключительной экономиче­ской зоны. Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических коор­динат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН.

Внешняя граница территориального моря для прибрежного государ­ства является его государственной границей на море. В пределах терри­ториального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море.

Под проходомпонимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не ста­новясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод (первый вид прохода); или б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения (второй вид прохода).

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они свя­заны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедст­вие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

Под мирным проходомпонимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый по­рядок или безопасность прибрежного государства, если в территориаль­ном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной Целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международно-

 

 

го права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства); погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного за­грязнения вопреки настоящей Конвенции; любую рыболовную деятель­ность; проведение исследовательской или гидрографической деятельно­сти; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В территориальном море подводные лодки и дру­гие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст. 19-20 Конвенции 1982 г.).

Право мирного прохода- это юридическая возможность осущест­вить мирный проход через территориальное море иностранного государ­ства. В ст. 17 Конвенции 1982 г. говорится: "При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море", в том числе и военные корабли, независимо от вооружения и типа двигательной установки. Государства, установившие разрешительный порядок прохода, отрицают тем самым само право на мирный проход. Россия признает право мирного прохода иностранных судов, включая военные корабли, через свое территориальное море.

Правила мирного прохода- это национальные законы и правила, относящиеся к мирному проходу. В частности, согласно ст. 21 Конвен­ция 1982 г. прибрежное государство может принимать в соответствии с действующими нормами международного права законы и правила, отно­сящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении: безопасности судоходства и регулирования движения судов (включая морские коридоры и схемы разделения движения и др.); защиты навига­ционных средств и оборудования, а также других сооружений или уста­новок; защиты подводных кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и пра­вил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибреж­ного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под кон­тролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографиче­ских съемок; предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного госу­дарства. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы; они не относятся к проектированию, конструкции, ком­плектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если толь­ко они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозя­щие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещест­ва, при осуществлении права мирного прохода должны иметь на борту соответствующие документы и соблюдать особые меры предосторожно­сти, установленные для таких судов международными соглашениями. Кроме того, в отношении этих судов, а также танкеров прибрежным государством в случае необходимости и с учетом безопасности судоход­ства может быть выдвинуто требование следовать по установленным морским коридорам.

Конвенция 1982 г. запрещает государствам предъявлять к иностран­ным судам такие требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода, а также допускать дискриминацию по форме или по существу к судам любого государства (ст. 24). &

Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государствен­ным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и пра­вил прибрежного государства, касающихся прохода через территориаль­ное море, или положений Конвенций, или других норм международного права (ст. 31).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. "Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территори­альное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немед­ленно покинуть территориальное море" (ст. 30). Проход через террито­риальное море не облагается налогом, за исключением оплаты предос­тавленных услуг (буксировка, лоцманская проводка, пополнение запа­сов топлива, воды, продовольствия и др.), производимой без какой-либо дискриминации судов разных флагов.

В целях обеспечения национальной безопасности и проведения уче­ний с использованием оружия прибрежное государство в пределах сво­его территориального моря может объявлять районы, закрытые для су­доходства, с надлежащим оповещением в "Извещениях мореплавате­лям", а также крепостные зоны (вблизи военно-морских баз), проход через которые может быть осуществлен только после получения надле­жащего разрешения. Кроме запретных районов могут быть объявлены районы, опасные для плавания (опасные и бывшие опасные от мин, свалки боезапаса, грунта и др.).

Права "мирного пролета" иностранных летательных аппаратов над территориальным морем не существует. Для осуществления пролета в каждом отдельном случае даже невоенного летательного аппарата необ­ходимо получение специального разрешения компетентных властей

 

 

прибрежного государства. Это запрещение не действует в воздушном пространстве над проливами, используемыми для международного судо­ходства, и в воздушных коридорах над архипелажными водами.

Прилежащая зона- это пояс морского пространства, расположен­ный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нару­шений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных за­конов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершен­ное в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Кон­венции 1982 г.).

§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ И КАНАЛЫ

Международные проливы- это соединяющие моря и океаны про­ливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воз­душной навигации всеми государствами на основе равенства всех фла­гов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Балтийские, Черноморские, Гибралтарский, Малаккский, Сингапурский, Ормузский, Баб-эль-Ман­дебский, Корейские и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для боль­шинства государств мира первостепенное значение как мировая транс­портная магистраль.

Беспрепятственный проход через международные проливы, пере­крываемые территориальным морем, получил конвенционное закрепле­ние в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и приле­жащей зоне (п. 4, ст. 16) и в новом качестве - "транзитного прохода" -в части III Конвенции 1982 г.

Транзитный проход- это осуществление в соответствии с Кон­венцией 1982 г. свободы судоходства и полета единственно с целью не­прерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью от­крытого моря или исключительной экономической зоны и другой ча­стью открытого моря или исключительной экономической зоны. Требо­вание о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, грани­чащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство (ст. 38).

В таких проливах все суда и летательные аппараты пользуются пра­вом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход в которых

регулируется в целом или частично давно существующими и находящи­мися в силе международными конвенциями, которые относятся специ­ально к таким проливам (Черноморские и Магелланов проливы).

Осуществляя право транзитного прохода, суда и летательные аппара­ты, в том числе военные независимо от вооружения и типа энергетиче­ской установки, без промедления следуют через пролив или над ним; воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения; воздержи­ваются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодо­лимой силы или бедствием.

Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые междуна­родные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая международные правила предупреждений столкновения в море, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загряз­нения с судов.

Летательные аппараты при транзитном пролете соблюдают Пра­вила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), поскольку они относятся к гражданской авиации; го­сударственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безо­пасности полетов; постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, озна­ченным в международном порядке, или соответствующие международ­ные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографи­ческие съемки без предварительного разрешения государств, гранича­щих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его и должны соответст­вующим образом оповещать о любой известной им опасности для судо­ходства в проливе или пролета над проливом; они вправе по согласова­нию и с одобрения Международной морской организации (ИМО) уста­навливать морскце коридоры и предписывать схемы разделения движе­ния для судоходства в проливах с обозначением их на картах и надле­жащим опубликованием.

Государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отноше­нии всех нижеследующих вопросов или любого из них:

безопасности судоходства и регулирования движения судов (морские коридоры и схемы разделения движения); предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие

 

применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе; недо­пущения рыболовства, в том числе уборки рыболовных снастей (для рыболовных судов); погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки людей в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, грани­чащих с проливами. Все эти законы и правила должны быть надлежа­щим образом опубликованы.

В международных проливах между островом и континентом (если в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь), между рай­оном открытого моря и территориальным морем применяется мирный проход, который не может быть приостановлен.

Черноморские проливы(Босфор, Мраморное море, Дарданеллы) -единственный естественный водный путь из Черного моря в Средизем­ное и в Атлантический океан, имеющий огромное значение для боль­шинства государств мира. Проход в Черное море (и из Черного моря) регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г. Черноморские проливы открыты для свободного прохода торговых судов без какой-либо дискриминации флагов, осуществляются санитар­ный контроль, обязательная лоцманская проводка (за плату), уплата некоторых сборов (маячные и др.). Если Турция участвует в войне, то суда противника лишаются права на проход.

Особый порядок прохода установлен для военных кораблей. Конвен­ция запрещает проход в Черное море и нахождение в нем авианосцев и подводных лодок нечерноморских государств (кроме визитов вежливо­сти в порты проливов), а также ограничивает заход в Черное море во­енных кораблей нечерноморских стран других классов по тоннажу(в сумме он не должен превышать 45 тыс. т), по количеству единиц(не более 9), по срокам пребывания(не более 21 дня), по калибру орудий(не выше 208 мм). Уведомление турецкого правительства о проходе та­ких кораблей должно быть осуществлено за 15 суток.

Черноморские государства имеют право проводить через проливы любые военные корабля, при этом линейные корабля проводятся пооди­ночке в сопровождении не более чем двумя миноносцами, подводные лодки поодиночке, в светлое время суток, в надводном положении при условии соблюдения двух существенных ограничений: подводные лодки могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря (при условии, что точные данные по этому поводу будут предоставлены Турции), или в целях возвращения в базы Черного моря, если они будут сооружены или куплены вне этого моря (если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или по­купке). Уведомление турецкого правительства о проходе военных ко­раблей черноморских государств осуществляется за 8 суток.

Если Турция не участвует в войне, военные корабли любых воюю­щих государств права на проход не имеют.

Для пролета невоенных летательных аппаратов через проливы ту­рецкое правительство указывает воздушные маршруты с надлежащим оповещением. Об эпизодических рейсах уведомление турецкому прави­тельству дается за 3 суток, о регулярных воздушных рейсах - общее уведомление о датах пролета.

Следует отметить, что в результате качественных изменений средств ведения войны (появление ракетно-ядерного оружия, космических средств и др.) Конвенция 1936 г. практически полностью потеряла роль защитного барьера и в настоящее время не обеспечивает безопасность государств бассейна Черного моря. Турция предпринимает попытки, в обход Конвенции 1936 г., ограничить проход через проливы российских танкеров.

Балтийские проливы(Большой и Малый Бельты, Зунд) - единст­венный естественный водный путь из Балтийского моря в Атлантиче­ский океан. В отношении Балтийских проливов существует один лишь Копенгагенский трактат 1857 г., который подтвердил свободу судоход­ства через Балтийские проливы и который вообще не касается вопросов военного мореплавания, отменив лишь взимание пошлин с купеческих судов и грузов при проходе через проливы.

Вопрос о распространении на Балтийские проливы режима транзит­ного прохода весьма спорный. Позиция и практика правительства Дании в отношении прохода военных кораблей через датскую часть проливов направлена на ограничение иностранного военного мореплавания в про­ливной зоне. Датские законы или декреты принимались в 1913, 1927, 1938, 1951 и 1976 гг. (последний был принят уже во время III Конфе­ренции ООН по морскому праву). Ограничения, введенные Декретом 1976 г., нельзя считать правомерными. Изменено понятие "мирное вре­мя"; к военным кораблям отнесены все суда, которые не используются исключительно для коммерческих целей; под проходом понимается мирный проход; более чем в три раза сокращено число военных кораб­лей, могущих одновременно проходить через проливную зону; полно­стью ликвидирована возможность пролета летательных аппаратов и др.

В мирное время Балтийские проливы открыты для прохода любых судов, включая военные корабли всех классов, независимо от типа дви­гательной установки. Для прохода военных кораблей через шведскую часть Балтийских проливов никаких ограничений нет; если проход по датской части проливов Большой Бельт и Зунд длится более 48 ч, или проходят одновременно более трех кораблей одного государства, необ­ходимо давать датскому правительству предварительное уведомление; Для прохода военных кораблей через Малый Бельт предварительное уведомление дается за 8 суток. Подводные лодки проходят через проли­вы только в надводном положении.

Магелланов проливсоединяет Атлантический и Тихий океаны, оба берега принадлежат Чили. Правовой режим установлен договорами ме­жду Аргентиной и Чили 1881 и 1941 гг. Пролив открыт для свободного

прохода невоенных судов и военных кораблей всех флагов, введены контроль за проходом судов и обязательная лоцманская проводка.

В проливах Ла-Манш и Па-де-Калесеверная часть рекомендуется для движения судов с востока на запад, южная - с запада на восток.

Международные каналы- это соединяющие моря и океаны искус­ственные сооружения, расположенные на путях интенсивного междуна­родного судоходства и используемые всеми государствами без дискри­минации в соответствии с действующими международными соглашения­ми, общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств - собственников каналов.

К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий и Па­намский, регионального значения - Кильский и Коринфский. Эти кана­лы, являясь искусственными водными путями, составляют неотъемле­мую часть территории государств - собственников каналов. В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат следую­щие основные принципы и нормы:

уважение суверенных прав государства - собственника канала и не­вмешательство в его внутренние дела; неприменение силы или угрозы силой при разрешении споров относительно использования канала; за­прещение ведения боевых действий в зоне каналов (Суэцкого и Панам­ского);

возможность прохода для военных кораблей и невоенных судов всех флагов без дискриминации; обеспечение свободы судоходства и защиты канала силами и средствами государства - собственника канала (для Панамы и Панамского канала - после 1999 г.); обязанность государств - пользователей канала соблюдать международные правила и нацио­нальные законы, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.

Суэцкий канал,соединяющий Средиземное море и Индийский оке­ан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом, открыт для плавания в 1869 г. Декретом от 26 июля 1956 г. правитель­ство Египта национализировало Компанию Суэцкого канала и аннули­ровало все концессионные акты на строительство и эксплуатацию кана­ла, Декретом от 1 января 1957 г. аннулировало навязанные Англией кабальные соглашения относительно условий эксплуатации канала.

Международно-правовой режим судоходства по каналу регламенти­руется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. и законодательными актами Египта, основные положения которых сводятся к следующему:

канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для про­хода всех военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Государства-пользователи обязаны не нарушать свободного пользования каналом в мирное и военное время и не допускать попыток нарушения

 

неприкосновенности канала, его материальной части, учреждений и построек;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.