ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
Международное морское право- система общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них субъектов международного права.
Важнейшими из общепризнанных, для этой древнейшей отрасли права принципами являются принципы!суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являются следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции государства флага," полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и-сохранения морской среды, ответственности государств за деятельность в Мировом океане и др.
В течение столетий правовой основой деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и другие, имели место притязания феодальных властителей на неограниченный суверенитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписывала себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское, Турция - на Черное море. Папские буллы 1493 и 1506 гг. разделили Атлантику между Испанией и Португалией по линии, проходящей в 370 милях к западу от Островов Зеленого Мыса; в конце XVIII в. развитие капитализма привело к повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.
На конгрессах в Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конференциях конца XIX - начала XX вв. (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Лондонская морская конференция 1908-1909 гг.) морские державы рассматривали отдельные вопросы морского права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном море, на Дунае, в Суэцком канале и др.), соглашаясь лишь на частичную регламентацию деятельности военных флотов во время морской войны (права и обязанности нейтральных держав во время морской войны, ограничение права захвата на море, ограничение использования минного оружия и др.), добиваясь ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и др.). Кроме того, заключались договоры по отдельным вопросам морского права.
Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли I, II и III конференции ООН по морскому праву, междуна-
родные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП
и др. /
На I конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции: О территориальном море и прилежащей зоне, Об открытом море, О континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (Россия не участвует в этой конвенции); на II конференции в I960 г., закончившейся безрезультатно, обсуждались во- / просы ширины территориального моря; III конференция ООН (1973— 1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г.). В качестве других источников можно назвать многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Антарктики, Суэцкого и Панамского каналов, Черноморских и Балтийских проливов и др.
§ 2. ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ
Внутренние морские воды- это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству (например, Белое море, залив Петра Великого, губы Чесского, Байдарацкая, проливы Вилысицкого, Санникова и Д. Лаптева, принадлежащие России, заливы Рижский (Латвия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия), Фонсека (Гондурас, Сальвадор, Никарагуа), Габесский (Тунис), Варангер-фьорд (Норвегия) и Др.)1.
На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила.
Некоторые ученые к внутренним водам СССР (России) относят моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Однако никаких Дательных подтверждений этому нет.
!4к. А Векяшев 417
законо-
Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии, для оказания срочной медицинской помощи больному). Правовой режим портов устанавливается исключительно национальным законодательством, который может предусматривать разрешительный или уведомительный порядок захода в порты. Список портов, открытых для захода в них торговых судов, публикуется в. "Извещениях мореплавателям". В России такими открытыми портами являются Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Игарка, Находка, Санкт-Петербург, Охотск и др. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 14-р утвержден перечень морских портов, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками. Такими портами являются Владивосток, Диксон, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, Провидения.
В качестве условий для захода в порты, внутренние воды или для остановки у прибрежных терминалов в целях обеспечения безопасности прибрежного государства и окружающей среды может быть выдвинуто требование, особенно к танкерам, соблюдать особые правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978 гг., Часть XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а к судам с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) -предоставлять надлежащую информацию о безопасности такого судна (Глава VIII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974—1978 гг.). Отдельные государства требуют получения предварительного разрешения для захода в порты научно-исследовательских, ледокольных, спасательных, буксирных и других аналогичных судов.
Для захода в порты иностранных военных кораблей практически во всех странах мира установлен разрешительный порядок (реже уведомительный) с ограничением числа кораблей и срока пребывания. Исключение делается для кораблей, совершающих вынужденный заход, или на борту которых находятся главы государств или правительств, о чем должно даваться предварительное уведомление. В российском порту допускается одновременное пребывание не более трех иностранных военных кораблей до семи суток.
В целях унификации требований в отношении международных документов, стандартов, рекомендуемой практики и процедур, которые обычно предъявляются и выполняются при прибытии, стоянке в портах и отходе судов заграничного плавания, а также для упрощения до минимума формальностей, облегчения и ускорения международного мор-
ского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов и находящихся на них лиц и имущества, в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства с поправками 1969, 1977 и 1986 гг. Конвенция распространяется на все морские суда, за исключением военных кораблей и прогулочных яхт, она обязывает государства-участников сотрудничать в деле обеспечения наиболее полного единообразия формальностей во всех областях, где такое единообразие облегчит и улучшит международное морское судоходство.
В целях унификации и облегчения доступа на берег членов экипажей судов и возвращения их на свои суда и в страну своего гражданства Международной организацией труда (МОТ) в 1958 г. была принята Конвенция № 108 о национальных удостоверениях личности моряков и в 1987 г. - Конвенция № 166 о репатриации моряков.
Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется или соответствующим соглашением между государством флага судна и государством порта (о торговле и мореплавании) или нормами международного обычного права (на общих основаниях) без какой-либо дискриминации флагов. Договорный порядок предусматривает, как правило, один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или режим наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования), когда предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства.
Иностранное торговое судно и экипаж (пассажиры) в порту подпадают под действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.
Договорная и обычная практика свидетельствуют о том, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не применяется, если: совершен проступок, затрагивающий лишь иностранное судно и его экипаж; последствия правонарушения не распространяются на территорию государства порта, не затрагивают общественный порядок и безопасность прибрежного государства; правонарушение по законам государства порта не являются тяжким преступлением; правонарушение не связано с незаконной торговлей и распространением наркотиков и психотропных веществ; к местным властям не поступила просьба о помощи со стороны капитана судна или консула государства флага судна.
Иностранные суда не имеют права предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершенные преступления. О применении уголовной юрисдикции в отношении судна и его экипажа (пассажиров) ставится в известность консул государства флага судна.
Гражданская юрисдикция может осуществляться по различным гражданско-правовым основаниям (возмещение ущерба, спасание имущества и судна, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и др.) и может включать в себя арест торгового судна в обеспечение исковых 14* 419
требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Постановление о наложении ареста должно быть вынесено судом с информированием консула государства флага судна.
Уголовная и гражданская юрисдикция государства порта не распространяется на военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях. Военным кораблям, нарушающим правила порта, касающиеся порядка захода в порт и пребывания в нем, может быть предложено покинуть порт. Все споры между военным кораблем и местными властями разрешаются в дипломатическом порядке.
Административная юрисдикция осуществляется в отношении всех иностранных невоенных судов с учетом национальных правил и действующих международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, сбора пошлин и налогов, осуществления таможенного досмотра и санитарного контроля, предотвращения загрязнения морской среды и т.д. Если судно, находящееся в порту, нарушает применимые международные нормы и стандарты, касающиеся годности судов для плавания, и тем самым создает угрозу нанесения ущерба морской среде, местные власти принимают в той мере, в какой это практически осуществимо, административные меры, чтобы предотвратить выход данного судна в море. Ему может быть разрешено лишь перейти на ближайшую подходящую судоремонтную верфь для устранения причин нарушения, после чего судну немедленно разрешают продолжить свой путь (ст. 219 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и санитарного контроля. Командир корабля вручает представителю санитарного надзора по его просьбе сведения о санитарном состоянии корабля по форме Морской санитарной декларации, справку о вакцинации и свидетельство о дератизации или освобождении от нее.
§ 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА
Территориальное море (территориальные воды)- это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра.
Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или
где вдоль берега в непосредственной близости к нему имеется цепь островов). Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют постановления Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г., опубликованные в "Извещениях мореплавателям" и Морском законодательстве Российской федерации (Кн. I. ГУНиО МО. СПб, 1994)).
При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а сама система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны. Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН.
Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море.
Под проходомпонимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод (первый вид прохода); или б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения (второй вид прохода).
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
Под мирным проходомпонимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной Целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международно-
го права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства); погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст. 19-20 Конвенции 1982 г.).
Право мирного прохода- это юридическая возможность осуществить мирный проход через территориальное море иностранного государства. В ст. 17 Конвенции 1982 г. говорится: "При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море", в том числе и военные корабли, независимо от вооружения и типа двигательной установки. Государства, установившие разрешительный порядок прохода, отрицают тем самым само право на мирный проход. Россия признает право мирного прохода иностранных судов, включая военные корабли, через свое территориальное море.
Правила мирного прохода- это национальные законы и правила, относящиеся к мирному проходу. В частности, согласно ст. 21 Конвенция 1982 г. прибрежное государство может принимать в соответствии с действующими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении: безопасности судоходства и регулирования движения судов (включая морские коридоры и схемы разделения движения и др.); защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты подводных кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы; они не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода должны иметь на борту соответствующие документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями. Кроме того, в отношении этих судов, а также танкеров прибрежным государством в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может быть выдвинуто требование следовать по установленным морским коридорам.
Конвенция 1982 г. запрещает государствам предъявлять к иностранным судам такие требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода, а также допускать дискриминацию по форме или по существу к судам любого государства (ст. 24). &
Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенций, или других норм международного права (ст. 31).
Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. "Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море" (ст. 30). Проход через территориальное море не облагается налогом, за исключением оплаты предоставленных услуг (буксировка, лоцманская проводка, пополнение запасов топлива, воды, продовольствия и др.), производимой без какой-либо дискриминации судов разных флагов.
В целях обеспечения национальной безопасности и проведения учений с использованием оружия прибрежное государство в пределах своего территориального моря может объявлять районы, закрытые для судоходства, с надлежащим оповещением в "Извещениях мореплавателям", а также крепостные зоны (вблизи военно-морских баз), проход через которые может быть осуществлен только после получения надлежащего разрешения. Кроме запретных районов могут быть объявлены районы, опасные для плавания (опасные и бывшие опасные от мин, свалки боезапаса, грунта и др.).
Права "мирного пролета" иностранных летательных аппаратов над территориальным морем не существует. Для осуществления пролета в каждом отдельном случае даже невоенного летательного аппарата необходимо получение специального разрешения компетентных властей
прибрежного государства. Это запрещение не действует в воздушном пространстве над проливами, используемыми для международного судоходства, и в воздушных коридорах над архипелажными водами.
Прилежащая зона- это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Конвенции 1982 г.).
§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ И КАНАЛЫ
Международные проливы- это соединяющие моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Балтийские, Черноморские, Гибралтарский, Малаккский, Сингапурский, Ормузский, Баб-эль-Мандебский, Корейские и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.
Беспрепятственный проход через международные проливы, перекрываемые территориальным морем, получил конвенционное закрепление в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне (п. 4, ст. 16) и в новом качестве - "транзитного прохода" -в части III Конвенции 1982 г.
Транзитный проход- это осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство (ст. 38).
В таких проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход в которых
регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам (Черноморские и Магелланов проливы).
Осуществляя право транзитного прохода, суда и летательные аппараты, в том числе военные независимо от вооружения и типа энергетической установки, без промедления следуют через пролив или над ним; воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения; воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Суда при транзитном проходе соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая международные правила предупреждений столкновения в море, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.
Летательные аппараты при транзитном пролете соблюдают Правила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов; постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, означенным в международном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.
Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.
Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу или приостанавливать его и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом; они вправе по согласованию и с одобрения Международной морской организации (ИМО) устанавливать морскце коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах с обозначением их на картах и надлежащим опубликованием.
Государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отношении всех нижеследующих вопросов или любого из них:
безопасности судоходства и регулирования движения судов (морские коридоры и схемы разделения движения); предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие
применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе; недопущения рыболовства, в том числе уборки рыболовных снастей (для рыболовных судов); погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки людей в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы.
В международных проливах между островом и континентом (если в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь), между районом открытого моря и территориальным морем применяется мирный проход, который не может быть приостановлен.
Черноморские проливы(Босфор, Мраморное море, Дарданеллы) -единственный естественный водный путь из Черного моря в Средиземное и в Атлантический океан, имеющий огромное значение для большинства государств мира. Проход в Черное море (и из Черного моря) регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г. Черноморские проливы открыты для свободного прохода торговых судов без какой-либо дискриминации флагов, осуществляются санитарный контроль, обязательная лоцманская проводка (за плату), уплата некоторых сборов (маячные и др.). Если Турция участвует в войне, то суда противника лишаются права на проход.
Особый порядок прохода установлен для военных кораблей. Конвенция запрещает проход в Черное море и нахождение в нем авианосцев и подводных лодок нечерноморских государств (кроме визитов вежливости в порты проливов), а также ограничивает заход в Черное море военных кораблей нечерноморских стран других классов по тоннажу(в сумме он не должен превышать 45 тыс. т), по количеству единиц(не более 9), по срокам пребывания(не более 21 дня), по калибру орудий(не выше 208 мм). Уведомление турецкого правительства о проходе таких кораблей должно быть осуществлено за 15 суток.
Черноморские государства имеют право проводить через проливы любые военные корабля, при этом линейные корабля проводятся поодиночке в сопровождении не более чем двумя миноносцами, подводные лодки поодиночке, в светлое время суток, в надводном положении при условии соблюдения двух существенных ограничений: подводные лодки могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря (при условии, что точные данные по этому поводу будут предоставлены Турции), или в целях возвращения в базы Черного моря, если они будут сооружены или куплены вне этого моря (если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или покупке). Уведомление турецкого правительства о проходе военных кораблей черноморских государств осуществляется за 8 суток.
Если Турция не участвует в войне, военные корабли любых воюющих государств права на проход не имеют.
Для пролета невоенных летательных аппаратов через проливы турецкое правительство указывает воздушные маршруты с надлежащим оповещением. Об эпизодических рейсах уведомление турецкому правительству дается за 3 суток, о регулярных воздушных рейсах - общее уведомление о датах пролета.
Следует отметить, что в результате качественных изменений средств ведения войны (появление ракетно-ядерного оружия, космических средств и др.) Конвенция 1936 г. практически полностью потеряла роль защитного барьера и в настоящее время не обеспечивает безопасность государств бассейна Черного моря. Турция предпринимает попытки, в обход Конвенции 1936 г., ограничить проход через проливы российских танкеров.
Балтийские проливы(Большой и Малый Бельты, Зунд) - единственный естественный водный путь из Балтийского моря в Атлантический океан. В отношении Балтийских проливов существует один лишь Копенгагенский трактат 1857 г., который подтвердил свободу судоходства через Балтийские проливы и который вообще не касается вопросов военного мореплавания, отменив лишь взимание пошлин с купеческих судов и грузов при проходе через проливы.
Вопрос о распространении на Балтийские проливы режима транзитного прохода весьма спорный. Позиция и практика правительства Дании в отношении прохода военных кораблей через датскую часть проливов направлена на ограничение иностранного военного мореплавания в проливной зоне. Датские законы или декреты принимались в 1913, 1927, 1938, 1951 и 1976 гг. (последний был принят уже во время III Конференции ООН по морскому праву). Ограничения, введенные Декретом 1976 г., нельзя считать правомерными. Изменено понятие "мирное время"; к военным кораблям отнесены все суда, которые не используются исключительно для коммерческих целей; под проходом понимается мирный проход; более чем в три раза сокращено число военных кораблей, могущих одновременно проходить через проливную зону; полностью ликвидирована возможность пролета летательных аппаратов и др.
В мирное время Балтийские проливы открыты для прохода любых судов, включая военные корабли всех классов, независимо от типа двигательной установки. Для прохода военных кораблей через шведскую часть Балтийских проливов никаких ограничений нет; если проход по датской части проливов Большой Бельт и Зунд длится более 48 ч, или проходят одновременно более трех кораблей одного государства, необходимо давать датскому правительству предварительное уведомление; Для прохода военных кораблей через Малый Бельт предварительное уведомление дается за 8 суток. Подводные лодки проходят через проливы только в надводном положении.
Магелланов проливсоединяет Атлантический и Тихий океаны, оба берега принадлежат Чили. Правовой режим установлен договорами между Аргентиной и Чили 1881 и 1941 гг. Пролив открыт для свободного
прохода невоенных судов и военных кораблей всех флагов, введены контроль за проходом судов и обязательная лоцманская проводка.
В проливах Ла-Манш и Па-де-Калесеверная часть рекомендуется для движения судов с востока на запад, южная - с запада на восток.
Международные каналы- это соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного международного судоходства и используемые всеми государствами без дискриминации в соответствии с действующими международными соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств - собственников каналов.
К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий и Панамский, регионального значения - Кильский и Коринфский. Эти каналы, являясь искусственными водными путями, составляют неотъемлемую часть территории государств - собственников каналов. В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат следующие основные принципы и нормы:
уважение суверенных прав государства - собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; неприменение силы или угрозы силой при разрешении споров относительно использования канала; запрещение ведения боевых действий в зоне каналов (Суэцкого и Панамского);
возможность прохода для военных кораблей и невоенных судов всех флагов без дискриминации; обеспечение свободы судоходства и защиты канала силами и средствами государства - собственника канала (для Панамы и Панамского канала - после 1999 г.); обязанность государств - пользователей канала соблюдать международные правила и национальные законы, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.
Суэцкий канал,соединяющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом, открыт для плавания в 1869 г. Декретом от 26 июля 1956 г. правительство Египта национализировало Компанию Суэцкого канала и аннулировало все концессионные акты на строительство и эксплуатацию канала, Декретом от 1 января 1957 г. аннулировало навязанные Англией кабальные соглашения относительно условий эксплуатации канала.
Международно-правовой режим судоходства по каналу регламентируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. и законодательными актами Египта, основные положения которых сводятся к следующему:
канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для прохода всех военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Государства-пользователи обязаны не нарушать свободного пользования каналом в мирное и военное время и не допускать попыток нарушения
неприкосновенности канала, его материальной части, учреждений и построек;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|