Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВ И ПРИРОДНЫХ





РЕСУРСОВ АНТАРКТИКИ

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателя­ми М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном на парусных шлюпах "Восток" и "Мирный".

Правовое положение южного полярного региона базируется на уста­новлениях Договора об Антарктике, принятого 1 декабря 1959 г. по ре­зультатам Вашингтонской конференции, в которой участвовали Австра­лия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский Союз, Франция, Чили и Япония. Со­зыв Конференции, заключение и быстрое введение в действие этого многостороннего международного соглашения (вступило в силу 23 июля 1961 г.) обусловливалось обострением противостояния между госу­дарствами, притязавшими на различные районы данной части земного шара, и другими странами, отвергавшими односторонние действия тако­го рода.

Известно, например, что с 1908 по 1933 г. Великобритания неодно­кратно издавала законодательные акты о распространении ее управлен­ческих правомочий или даже суверенитета на обширные пространства Антарктики, которые позднее были переданы в управление либо под суверенитет Новой Зеландии и Австралии. Аналогичным образом по­ступали Франция (1924-1955 гг.), Норвегия (1928-1939 гг.), Чили и Ар­гентина (1940-1948 гг.). С другой стороны, многие государства реши-



тельно выступали против практики самочинного поглощения указан­ными или другими странами весьма значительных антарктических тер­риторий и акваторий без учета интересов остальных членов междуна­родного сообщества. В частности, еще в 1939 г. Советское правительст­во указало на незаконность односторонних действий Норвегии в вопро­се о принадлежности ей ряда антарктических земель, первооткрывате­лями которых были русские моряки. Накануне Вашингтонской конфе­ренции СССР заявил о том, что он "сохраняет за собой права, основан­ные на открытиях и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право на предъявление соответствующих территориальных пре­тензий в Антарктике". В то же время, как и рад других стран, стремив­шихся к взаимоприемлемому для всех решению возникшей проблемы, Советский Союз высказался за то, что "следовало бы избежать включе­ния в проектируемый договор каких-либо положений, затрагивающих вопрос о территориальных претензиях в Антарктике, которые могли бы рассматриваться как ставящие одни государства в неравное положение по отношению к другим государствам".



Таким образом, главной задачей Вашингтонской конференции был поиск компромиссного решения сложной проблемы определения юри­дического статуса Антарктики как территориальной сферы ввиду уже выдвинутых либо возможных в будущем притязаний территориального характера,_фактором, благоприятствовавшим этому, явились успехи, до­стигнутые к этому времени в проведении рядом государств многоцеле­вых научных исследований в Антарктике. Важный результат междуна­родного сотрудничества в этой области состоял в том, что сообщество государств осознало необходимость продолжения и расширения совме­стных усилий в таком направлении, а не движение по пути утверждения здесь национальных приоритетов и притязаний.

Состоявшиеся на Вашингтонской конференции дискуссии увенча­лись преодолением упомянутого выше противостояния государств-участников по территориальной проблеме. Итогом переговорного про­цесса явилась ст. IV Договора, которая гласит:

"1. Ничто, содержащееся в настоящем Договоре, не должно толко­ваться как:

a) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокраще­ния этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельно­сти или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причи­нам;



c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или ос­новы для претензии любого другого государства на территориальный су­веренитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока на­стоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляют­ся, пока настоящий Договор находится в силе".

Анализ текста ст. IV позволяет сделать выводы о том, что участники Договора:

во-первых, не признают суверенитета ни одного из государств в ка-! ком бы то ни было районе Антарктики и, более того, не признают ка­ких бы то ни было - выдвинутых или могущих быть выдвинутыми со стороны любого государства - претензий, утверждающих здесь его тер­риториальный суверенитет;

во-вторых, не требуют от любой из Договаривающихся Сторон отка­за от ранее заявленных ею территориальных претензий в Антарктике либо от имеющихся у нее оснований для выдвижения в будущем пре­тензий на территориальный суверенитет;

в-третьих, исходят из того, что ни одно из положений Договора не должно рассматриваться как наносящее ущерб позиции любой из Дого­варивающихся Сторон в части признания или непризнания уже заявлен­ных кем-либо из ее контрагентов прав или претензий на территориаль­ный суверенитет в Антарктике либо наличия у него оснований на такой суверенитет.

Иначе говоря, содержание ст. IV сводится, с одной стороны, к за­креплению положения, сложившегося в Антарктике до заключения на­стоящего Договора, в части уже заявленных претензий или прав на тер­риториальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь, а с другой стороны, к признанию за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, права на выдвижение подобных претензий, однако без реального использования этого права. Следова­тельно, конструкция, созданная ст. IV Договора об Антарктике, может характеризоваться как утверждение фактического положения Антарк­тики в качестве территориального пространства, открытого для беспре­пятственного использования любым государством, в том числе не яв­ляющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматри­вать Антарктику как международную территорию, т.е. имеющую юри­дический статус, сходный в определенной степени со статусом открыто­го моря, воздушного пространства над ним, а также космического про­странства.

К вопросу об объеме и характере территориальных прав государств в Антарктике примыкает вопрос об осуществлении ими здесь своей юрисдикции, принципиально поставленный ст. VIII, где, в частности, говорится:

"1. Для содействия осуществлению ими своих функций на основании настоящего Договора и без ущерба для соответствующей позиции каж­дой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначенные в соответст­вии с положениями.., (настоящего Договора) .., (включая научный пер­сонал и сопровождающих его членов лиц)... находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они явля­ются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.

2. ... в любом случае спора относительно осуществления юрисдикции в Антарктике (Договаривающиеся Стороны) немедленно консульти­руются между собой с целью достижения взаимоприемлемого решения".

Из приведенного текста видно, что и по вопросу осуществления юрисдикции в Антарктике Вашингтонская конференция была вынужде­на согласиться с многообразием позиций и практики заинтересованных государств. Это означает, что государство - эксплуатант Антарктики будет осуществлять юрисдикцию над лицами, направляемыми им для этой цели, в таком объеме и на основе таких принципов, которые будут для данного государства предпочтительными. Следовательно, государст­ва могут осуществлять здесь как юрисдикцию над лицами (личная юрисдикция), так и юрисдикцию, связанную с их территориальными притязаниями (территориальная юрисдикция). Понимая неудовлетвори­тельность такого решения, участники Конференции включили в ст. IX Договора об Антарктике положение, согласно которому представители Договаривающихся Сторон будут собираться через определенные про­межутки времени, в частности, для "разработки, рассмотрения и реко­мендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно: ... вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике..." (п. 1-е).

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явилась раз­работка и закрепление в Договоре об Антарктике основных правовых принципов деятельности в этом районе. Первым из них следует назвать принцип мирного использования Антарктики, который не только про­возглашается, но и получает реальное подкрепление в виде запрещения любых военных мероприятий, включая "создание военных баз и укреп­лений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия" (п. 1 ст. 1). Неисчерпывающий характер этого положения при­дает ему весьма широкий смысл, позволяющий трактовать данную ста­тью как основание для установления в Антарктике правового режима демилитаризованной и нейтрализованной территории.

Такое понимание ст. 1 вытекает и из ее п. 2, где разрешение ис­пользовать военный персонал или военное оснащение для научных ис­следований или любых других мирных целей сопровождается установ-

н

 

''"

лением обязанности Договаривающихся Сторон информировать контр­агентов о направлении в Антарктику своего военного персонала или оснащения с соблюдением условий, предусматриваемых Договором, в том числе, конечно, и п. 1 данной статьи. В настоящее время это поло­жение, направленное на предотвращение возможных злоупотреблений, дополнено договоренностями относительно системы контроля, включая проведение инспекций, воздушного и наземного наблюдения, предостав­ления участниками Договора своевременной информации и др., как это вытекает из ст. VII.

В качестве демилитаризованной и нейтрализованной территории Ан­тарктика не может использоваться для размещения здесь воинских кон-тингентов, служить театром военных действий или базой для ведения таковых где бы то ни было, не может быть полигоном для применения ядерного или обычного оружия.

Другим основополагающим принципом Договора об Антарктике яв­ляется принцип свободы научных исследований и международного со­трудничества в этой области, зафиксированный в ст. П. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора. В этих же целях ст. III предусматривает процедуру поощрения делового сотрудничества со специализированными учреждениями ООН и другими межгосударст­венными организациями, "для которых Антарктика представляет инте­рес в научном или техническом отношении" (п. 2). Сама же процедура сотрудничества может выражаться в обмене информацией относительно планов научных работ, научным персоналом между экспедициями и полярными станциями, данными и результатами научных наблюдений и обеспечении свободного доступа к ним (п. 1).

Устанавливая в ст. V Договора запрещение проведения в Антарктике любых ядерных взрывов и удаление сюда радиоактивных материалов, его участники утверждают еще одно начало режима антарктической деятельности - принцип обеспечения экологической безопасности в ре­гионе. Не случайно заключенная в 1980 г. Конвенция об охране живых ресурсов Антарктики обязывает ее стороны независимо от их участия или неучастия в Договоре об Антарктике соблюдать, в частности, поло­жения ее ст. V. Ядерный инцидент, имевший место на атомной электро­станции американской антарктической базы Мак-Мердо, после которо­го США были вынуждены прекратить работу АЭС, указывает на дейст­венность этого принципа.

Несомненная важность принципов, содержащихся в Договоре об Ан­тарктике, опирается на солидный фундамент, который образует спе­циальный механизм обеспечения соблюдения установленного правового режима деятельности в регионе. Краеугольным элементом такого меха­низма, описываемого в ст. VII и IX Договора, являются консультатив­ные совещания Договаривающихся Сторон, созываемые, помимо специ-

альных сессий, один раз в два года. Целью указанных консультативных совещаний является, помимо вопросов осуществления юрисдикции, раз­работка и дача правительствам государств-участников рекомендаций об использовании Антарктики только в мирных целях, содействии научным исследованиям, научному сотрудничеству и осуществлению инспекци­онных мероприятий. Последние призваны содействовать достижению целей и обеспечению соблюдения положений Договора и реализуются в процессе деятельности назначаемых Сторонами наблюдателей, имеющих доступ в любые районы Антарктики, на все станции, установки, мор­ские и воздушные суда в любое время. Наблюдение может проводиться непосредственно с воздуха. Наконец, механизм обеспечения соблюдения правового режима Антарктики включает обязательные уведомления ка­ждой из Договаривающихся Сторон всех ее контрагентов по Договору о всех экспедициях, совершаемых ее судами или гражданами либо орга­низуемых на ее территории для исследования антарктического региона, о всех станциях, занимаемых ее гражданами, о любом военном персона­ле или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

Что касается территориальной сферы действия Договора об Антарк­тике, то она определена в ст. VI, согласно которой: "Положения на­стоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники..." Из этого следует, что в состав конвенционного региона входят как сухопутные - материковые и островные, так и водные пространства, ограниченные с севера условной линией - географической параллелью под 60° южной широты. При этом ст. VI содержит важную оговорку, указывающую, что Договор "не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществление этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района". Данное положе­ние еще раз свидетельствует о весьма значительном сходстве юридиче­ского статуса Антарктики со статусом упоминавшихся выше террито­риальных сфер с международным режимом. Характерно в этой связи отсутствие у побережья Антарктического материка и островных образо­ваний внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон, как это имело бы место, если бы сама Антарктида и прилежащие к ней морские и сухопутные простран­ства подпадали под суверенитет или юрисдикцию той или иной страны.

Участие в Договоре об Антарктике имеет открытый для всех заин­тересованных государств характер, однако членами консультативных совещаний могут стать, помимо первоначальных участников, страны, проводящие в регионе существенную научную деятельность (экспедици­онную либо постоянную).

Положения Договора об Антарктике, создающие фундамент для меж­дународно-правового регулирования в этом регионе, получили развитие и дополнение в ряде других международных многосторонних соглаше-

h

ний. Первым таким документом явилась Конвенция о сохранении ан­тарктических тюленей 1972 г., предусматривающая существенное огра­ничение добываемых их видов, а также устанавливающая допустимые уровни вылова, лимитирующая добычу по полу, размеру, возрасту, оп­ределяющая открытые и закрытые для охоты районы, регламентирую­щая применение различных орудий лова. Важнейшей составной частью созданной этой Конвенцией системы охраны тюленей Антарктики явля­ется проведение инспекций деятельности по их добыче.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т.е. исхо­дящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Поэтому объек­том ее регулирования являются популяции плавниковых рыб, моллю­сков, ракообразных, всех других видов живых организмов (в том числе птиц), находящиеся не только в пространстве к югу от 60-й параллели южной широты, но и вообще в районе "между этой широтой и Антарк­тической конвергенцией", т.е. в зоне более протяженной в широтном направлении, где происходит схождение (совмещение, перемешивание) сугубо антарктических природных факторов (океанологических, физи­ческих, био- и фитологических) с факторами более северного океани­ческого региона.

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ре­сурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, ин­формационные, организационные и контрольные функции, причем пред­принимаемые ею меры по сохранению становятся обязательными для всех государств - членов Комиссии по истечении 180 дней после того, как о них последние надлежащим образом будут уведомлены.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Ан­тарктики определяются Конвенцией по регулированию освоения мине­ральных ресурсов Антарктики 1988 г. Ее основные принципы развива­ют, детализируют содержащийся в Договоре об Антарктике принцип обеспечения экологической безопасности региона, устанавливая право­вой режим разработки неживых природных ресурсов, при котором в первоочередном порядке учитывалась бы необходимость зашиты при­родной среды, предотвращения причинения ей значительного ущерба, уважения прав и интересов других пользователей Антарктики. В каче­стве механизма реализации положений Конвенции учреждены специ­альные органы - Комиссия и Консультативный комитет, обладающие достаточными правомочиями, чтобы осуществлять организационные и контрольные функции в отношении конвенционной деятельности экс-плуатантов.

Конвенция 1988 г. в силу не вступила в виду весьма отрицательного отношения к ней большинства членов международного сообщества, вы­разивших в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции сожа-

ление в связи с позицией участников данного соглашения, недооценив­ших особую уязвимость экосистемы антарктического региона. Такая реакция была правильно воспринята членами Конвенции, которые на XI специальном Консультативном совещании в 1991 г. подписали в Мадри­де Протокол по регулированию освоения минеральных ресурсов Ан­тарктики об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Им фактически замораживается (запрещается) ведение всех видов геолого­разведочных (и, следовательно, эксплуатационных) работ в Антарктике сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашена международным заповедником.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте оценку правового положения сухопутных и морских про­странств Арктики.

2. Опишите правовой режим мореплавания в прибрежных водах при-арктических государств, его нормативные основы.

3. Охарактеризуйте основные принципы регулирования деятельности государств в Антарктике.

4. Опишите регулирование освоения минеральных ресурсов Антарк­тики.

5. Дайте оценку правовой охране морских ресурсов Антарктики.

6. Перечислите правовые средства обеспечения экологической безо­пасности Арктики.

ЛИТЕРАТУРА

Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. М.( 1985. Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М., 1990. Christoher С. Antarctica and the Law of the Sea. Dordrecht, 1992. International Law for Antarctica (2-d ed.). Ed. by Francesco Francion and Tullio Scovazzi. The Hague, 1996.

Глава XVH. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.