Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО





Из предыдущего изложения видно, что многие правовые акты и ор­ганизации из сферы торгового и финансового права в большей или меньшей мере касаются и инвестиций. Вместе с тем количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области, стало доста­точно значительным, чтобы говорить о международном инвестиционном праве как о самостоятельной подотрасли международного экономиче­ского права, особенно если учесть значение иностранных инвестиций в развитии экономики государства.

Международное инвестиционное право - система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами "по поводу, капитало­вложений .Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав~и—обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно прину­ждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестици­ям".



Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются главным образом двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложе­ний, соглашение о содействии осуществления и взаимной защите капи­таловложений и пр. К 1996 г. в мире было заключено более 900 таких соглашений с участием 140 государств2. Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР. Учитывая столь большое распространение двусторонних инвестицион­ных договоров, МБРР и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения таких договоров (Guidelines on the Treat­ment of Foreign Direct Investment).

В содержании всех двусторонних инвестиционных договоров можно выделить общий круг вопросов; установление правового режима ино­странным инвесторам (как правило, национальный режим); система га­рантий, предоставляемых принимающим государством (от национализа­ции, от запрещения свободного вывоза валюты, от некоммерческих, т.е. политических рисков и др.); порядок рассмотрения споров между ино-



Закон об иностранных инвестициях РФ 1991 г. определяет иностранные инвестиции как "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (Дохода)"// ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 1008. 2 UNCTAD. Note to cor. 1996. P. 3.

странным инвестором и принимающим государством (как правило, пре­дусматривается возможность арбитражного рассмотрения).

В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, создан­ный Соглашением, не распространяется на третьи государства (ст. 24). Стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей сово­купности инвестиционной деятельности. Стороны обязались сотрудни­чать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной по­литики; одним из направлений сотрудничества является сближение за­конодательства по вопросам инвестиционной деятельности. Предусмот­рен довольно высокий уровень зашиты инвестиций и не только от на­ционализации. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, вклю­чая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных дей­ствий государственных органов или должностных лиц.

По инициативе МБРР в 1988 г. было учреждено на основании Се­ульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель Агентства - поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели. Достигается эта цель пу­тем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (запрет на вывоз валюты, национализация и иные формы экспроприации, война, револю­ция, внутригосударственные беспорядки и т.д.).



Организационно Агентство связано с МБРР (его Президент является председателем Совета управляющих - главного органа МАГИ). Члена­ми МАГИ могут быть только члены МБРР. Число членов МАГИ пре­вышает 120, включая Россию и другие страны СНГ. Так же как и в дру­гих экономических организациях, число голосов государства-члена за­висит от его доли в уставном фонде МАГИ.

Гарантии предоставляются частным инвесторам, для чего Агентство заключает с частным инвестором соответствующий контракт. При на­ступлении страхового риска Агентство выплачивает предусмотренное вознаграждение, после чего претензии частного инвестора к принимаю­щему государству переходят Агентству. Спор трансформируется в меж­дународно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в этом споре участвуют не два государства, а одно государство и между­народная организация - Агентство. Такой порядок существенно умень­шает вероятность отрицательного влияния на взаимоотношения заинте­ресованных государств.

В целом международные договоры, включая Сеульскую конвенцию, регламентирующую деятельность МАГИ, предоставляют существенную международно-правовую гарантию иностранным капиталовложениям. Благодаря им, нарушение принимающим государством инвестиционного контракта может стать международным правонарушением, влекущим международно-правовую ответственность такого государства.

Одним из важных вопросов, решаемых международными инвестици­онными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собст­венность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализа­ция не может быть произвольной, она может быть осуществлена в ис­ключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой "быстрой, эффектив­ной и адекватной" компенсации.

Правда, ни в одном универсальном международно-правовом акте не зафиксирована обязанность государства при национализации выплачи­вать компенсацию. Тем не менее можно считать, что такая обязанность существует, и ее юридическая сила вытекает из международно-правового обычая. Подтверждением сложившегося обычая являются практика двусторонних и многосторонних инвестиционных договоров, в которых такая обязанность предусматривается, внутренние законы мно­гих государств, где также предусматривается обязательная выплата ком­пенсации, а также судебная и арбитражная практика разных государств. Причем чаще всего говорится не просто о компенсации, а о быстрой, эффективной, полной (или адекватной) компенсации. Например, в соот­ветствии со ст. 7 Соглашения СНГ иностранные инвестиции в принципе не подлежат национализации; последняя возможна лишь в исключи­тельных, предусмотренных законом случаях; при этом выплачивается "быстрая, адекватная и эффективная компенсация". В Законе Россий­ской Федерации об иностранных инвестициях устанавливается обяза­тельность выплаты компенсации, при этом она должна соответствовать реальной стоимости национализируемого имущества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы понятие и система международного экономического права?

2. Определите источники МЭП и их особенности.

3. Назовите принципы (общие и специальные) МЭП.

4. Какова система международных организаций в экономической сфере?

5. Какова система международного торгового права?

6. Что такое международное финансовое право.

7. В чем состоит роль международного торгового и финансового права в регулировании отношений между физическими и юридическими лицами?

8. Каким образом осуществляется международно-правовая защита иностранных инвестиций?

9. Каковы основные средства разрешения международных экономи­ческих споров?

ЛИТЕРАТУРА

Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М.,1984.

Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.

Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.

Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирова­ние. М., 1996.

Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.

Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономи­ческих отношений. М., 1984.

Международное торговое право / Под ред. В. Лисовского. М., 1979.

Международное частное право в документах: финансы, валюта, на­логи. Сборник нормативных актов. Т. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Хо-даков. М., 1996.

Международное частное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекя­шев, А.Г. Ходаков. М., 1997.

Усенко Е.Т. Международное экономическое право // Курс междуна­родного права. Т. 4. М., 1990. Гл. 4.

Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990.

Эбке Вернер Ф. Международное валютное право. Пер с нем. М-, 1997.

The Law of International Economic Relations // International Law: Achievements and Prospects. General ed. Mohammed Bedjaoui. UNESCO -Paris. 1991. Chapter Three.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.