Сделай Сам Свою Работу на 5

СНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ





Согласно ст. 4 Устава СНГ к сфере совместной деятельности госу­дарств-членов относятся проблемы охраны здоровья и окружающей сре­ды. В ст. 19 Устава СНГ указано, что одним из направлений сотрудни­чества является осуществление совместных природоохранительных ме­роприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий эко­логических катастроф и других чрезвычайных ситуаций. С момента соз­дания СНГ проблемы охраны окружающей среды являются приоритет­ными в ее деятельности. Уже 30 декабря 1991 г. страны СНГ подписали три протокола по данной проблеме. В одном из них говорится о том, чтобы правительства Азербайджана, Казахстана, России и Туркмени­стана подготовили проект соглашения по сохранению рыбных ресурсов Каспийского моря. В другом протоколе предложено правительствам Белоруссии, России и Украины уточнить перечень мероприятий по лик­видации последствий чернобыльской катастрофы и порядок их финан­сирования. Третий протокол посвящен вопросам сохранения Аральского моря2.

В феврале 1992 г. ряд государств - членов СНГ заключили Согла­шение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В нем подтверждается право каждого человека на благоприятную для жизни природную среду и экологическую безопасность. Оно при­знает право каждого государства устанавливать порядок пользования землей, ее недрами, лесами, водами, растительным и животным миром и другими природными ресурсами. При разработке данного Соглашения государства СНГ руководствовались необходимостью принятия согласо­ванных правовых актов в области экологии и охраны окружающей сре­ды, а также согласованных стандартов и экологических нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность и благополучие каждого человека.



Основная цель Соглашения - согласованность действий в области экологии и охраны окружающей природной среды (охраны и использо­вания земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, раститель­ного и животного мира, естественных ресурсов континентального

Подробнее см.: Michael Bowman. International Law and the Conservation of Biological Diversity. London, 1996.

Подробнее см.: Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995. С. 89-94.



шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции). При применении данного Соглашения госу­дарства - члены СНГ должны учитывать ранее заключенные Союзом ССР международные соглашения.

Согласно ст. 2 Соглашения Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории:

разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружаю­щей природной среды;

вести учет природных ресурсов и их использования по количествен­ным и качественным показателям и проводить экологический монито­ринг;

осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;

развивать сеть заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий и природных комплексов, ограни­чивать хозяйственную и иную деятельность в прилегающих к ним зонах; всесторонне оценивать экологические последствия хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на их территориях;

создавать и поддерживать специальные силы и средства, необходи­мые для предупреждения экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их последствий;

проводить экологическую экспертизу программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и прочих проектов;

принимать меры по развитию экологического образования и воспи­тания, обеспечению гласности в вопросах экологии;



устанавливать научно обоснованные нормы вовлечения в хозяйст­венную и иную деятельность природных ресурсов, а также лимиты их безвозвратного изъятия с учетом необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и благополучия;

вести государственные Красные книги, представлять материалы для ведения межгосударственной Красной книги;

соблюдать обязательства, вытекающие из ранее заключенных Сою­зом ССР международных соглашений.

Для обеспечения ведения согласованной политики в области эколо­гии и охраны окружающей природной среды участники Соглашения 1992 г. признали необходимым гармонизировать принимаемые ими при­родоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты. Они совместно разрабатывают и осуществляют межгосудар­ственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды и экологической безопасности, включая программы

безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов. Государства при­няли на себя обязательства применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состоя­ния окружающей природной среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей природ­ной среды в международном масштабе.

Для контроля за выполнением положений Соглашения 1992 г. дого­варивающиеся стороны создали Межгосударственный экологический совет (МЭС) и при нем Межгосударственный экологический фонд (МЭФ).

В соответствии со ст. 5 Соглашения 1992 г. МЭС осуществляет ко­ординацию и проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды. Совместно с представителями заинтересованных сторон МЭС проводит экологическую экспертизу программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и прочих проектов, реализация которых затрагивает или может затра­гивать интересы двух и более государств - участников Соглашения 1992 г.; МЭС ведет межгосударственную Красную книгу, подготавлива­ет предложения для международной Красной книги.

МЭС состоит из руководителей природоохранных ведомств госу­дарств - участников Соглашения 1992 г. Совет принимает решения на основе консенсуса.

Государства СНГ также активно сотрудничают по конкретным во­просам охраны окружающей среды. В частности, 22 января 1993 г. чле­ны СНГ (кроме Азербайджана и Украины) подписали Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Участ­ники этого Соглашения взаимодействуют по следующим направлениям сотрудничества: координация работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвы­чайных ситуаций и их масштабов; взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуаций, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации; ликвидация последствий чрез­вычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего на­селения на территориях участников Соглашения 1993 г.

В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера любой участник Соглашения

1993 г. может обратиться за необходимой помощью к другим участни­кам, указывая при этом конкретные виды и объемы запрашиваемой по­мощи.

§ 10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В число важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации входит обеспечение жизнедеятельности населе­ния в техногенно безопасном и экологически чистом мире. К числу приоритетных направлений деятельности Российского государства в области обеспечения экологической безопасности относятся: а) борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных про­мышленных и бытовых отходов; б) борьба с радиоактивными загрязне­ниями; в) создание экологически чистых технологий; г) рациональное использование природных ресурсов1.

Международное сотрудничество России в области охраны окружаю­щей среды осуществляется по трем основным направлениям: а) раз­работка и заключение многосторонних международных документов; б) участие в деятельности международных организаций; в) научно-техническое сотрудничество на двусторонней основе.

На 1 января 1998 г. Российская Федерация принимала участие в бо­лее чем 20 многосторонних конвенциях и соглашениях по широкому кругу актуальных проблем, в частности по: международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; защите морской среды Балтийского, Черного и других региональных морей, Арктики; изменению климата, охране животного и растительно­го мира, поверхностных вод и транспортировке отходов.

Правовой основой двустороннего сотрудничества является 30 базо­вых межправительственных соглашений с Беларусью, Бельгией, Велико­британией, Германией, Данией, Индией, Испанией, Канадой, Китаем, Республикой Кореей, США, Украиной, Финляндией, Францией, Швей­царией, Швецией, Эстонией, Югославией, Японией и другими странами. Соглашение между правительствами Российской Федерации и Кана­ды о сотрудничестве по вопросам окружающей среды заключено 8 мая 1993 г. В нем констатируется, что сотрудничество по вопросам окру­жающей среды между двумя государствами является взаимовыгодным как на национальном, так и на международном уровнях. Стороны со­гласились, что сотрудничество между ними может включить следующие

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 дек.

 

направления: а) вопросы атмосферной окружающей среды, включая изменение климата и его последствия; атмосферный озон и загрязнение воздуха; метеорология и климатология; б) охрана морских и пресных вод и их биологических ресурсов; в) предотвращение загрязнения под­земных и поверхностных вод; г) экологические проблемы, связанные с сельским -хозяйством; д) охрана экосистем, включая создание природ­ных заповедников, и охрана редких видов флоры и фауны и сред их обитания; е) управление удалением отходов и кругооборотом токсич­ных химических веществ; ж) технологии в области окружающей среды; ■з) методы мониторинга и оценки состояния окружающей среды; и) экс­тренные меры при чрезвычайных экологических ситуациях; к) взаимо­связь окружающей среды и экономики; д) оценка воздействия на окру­жающую среду и послепроектный анализ; м) подготовка кадров и обра­зование в области окружающей среды; н) законодательство, нормативы и политика в области охраны окружающей среды; о) национальные планы в области окружающей среды.

Сотрудничество может также осуществляться по другим направлени­ям, представляющим взаимный интерес.

Для реализации положений Соглашения 1993 г. Россия и Канада создали Смешанную комиссию по окружающей среде. Она разрабатыва­ет программы сотрудничества и рассматривает ход их выполнения.

В соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в об­ласти охраны окружающей среды от 22 мая 1994 г. стороны развивают сотрудничество по следующим направлениям, связанным с охраной ок­ружающей среды: а) предотвращение и борьба с загрязнением атмосфе­ры и кислотными дождями; б) комплексное использование водных ре­сурсов и охрана вод, включая трансграничные водотоки; в) транспорти­ровка, использование и обработка опасных отходов; г) техника и техно­логия экологически чистого производства; д) охрана морской среды, в особенности в северо-западной зоне Тихого океана; е) мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды; ж) охрана природной среды, а также защита многообразия разновидностей живот­ного и растительного мира, включая создание и обеспечение функцио­нирования совместных заповедных зон в приграничных районах; з) ох­рана окружающей среды в городах и промышленных районах; и) пропа­ганда и образование в области охраны окружающей среды; к) оценка воздействия на окружающую среду; л) законодательство и нормативные документы, политика и прежде всего соответствующий экономический курс в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; м) другие имеющие отношение к охране и улучшению окру­жающей среды области, по которым будет достигнуто согласие обеих сторон.

В целях осуществления Соглашения 1994 г., контроля и оценки хода его реализации,, разработки планов сотрудничества на конкретные сро­ки, а также д»Кя выдвижения в случае необходимости предложений о конкретных методах укрепления сотрудничества стороны создали Сме­шанную совместную рабочую группу.

Несколько иные цели содержатся в Соглашении между СССР (Россия - продолжатель) и Швецией о сотрудничестве в области охра­ны окружающей среды 1989 г. Согласно ст. 5 сотрудничество по основ­ным направлениям осуществляется, в частности, по следующим на­правлениям: а) обмен научно-технической и другой информацией, до­кументацией и исследовательскими разработками; б) обмен эксперта­ми; в) обмен опытом в области предупреждения экономических аварий; г) организация конференций и семинаров; д) разработка и осуществле­ние совместных научно-исследовательских и экспедиционных программ; е) публикация результатов исследовательских и экспериментальных работ.

В рамках выполнения международных обязательств Российской Фе­дерации по Конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому про­токолу правительством Российской Федерации в 1996 г. приняты поста­новления "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и «О подписании соглашений между Российской Федераци­ей и Международным банком реконструкции и развития "О безвозмезд­ном гранте для финансирования проекта поэтапного сокращения по­требления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации"».

В декабре 1997 г. правительство Российской Федерации приняло по­становление "Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике". Российские физические и юридические лица осуществляют деятельность в районе действия Договора об Антарктике только на основе надлежаще оформ­ленных разрешений, подтверждающих соответствие этой деятельности требованиям Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г. Разрешения выдаются Госкомэкологией Российской Федерации.

Россия является членом многих международных природоохранитель­ных организаций или продолжает сотрудничество с такими организа­циями на взаимовыгодной основе. Например, Всемирный фонд дикой природы создает трастовый фонд "На пути к устройству и развитию России". Предусмотрено финансирование проектов за счет гранта Швейцарского представительства во Всемирном фонде дикой природы. В течение многих лет Российская Федерация продолжает процесс углубленного сотрудничества с Комиссией ООН по устойчивому Развитию, с Организацией экономического сотрудничества и развития и с Европейским союзом.

К. А. Бекяшев

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы основные принципы международного экологического права?

2. Какие международные организации занимаются охраной окру­жающей среды?

3. Является ли Мировой океан объектом международно-правовой ох­раны?

4. Перечислите конвенции, направленные на охрану окружающей среды стран СНГ.

ЛИТЕРАТУРА

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

Birnie P.W., Boyle A.E. International Law and the Environment. Oxford, 1995.

Birnie P.W., Boyle A.E. Basic Documents on International Law and the Environment. Oxford, 1995.

Mitchell R.B. International Oil Pollution at Sea. Cambridge, 1994.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.