СНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Согласно ст. 4 Устава СНГ к сфере совместной деятельности государств-членов относятся проблемы охраны здоровья и окружающей среды. В ст. 19 Устава СНГ указано, что одним из направлений сотрудничества является осуществление совместных природоохранительных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций. С момента создания СНГ проблемы охраны окружающей среды являются приоритетными в ее деятельности. Уже 30 декабря 1991 г. страны СНГ подписали три протокола по данной проблеме. В одном из них говорится о том, чтобы правительства Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана подготовили проект соглашения по сохранению рыбных ресурсов Каспийского моря. В другом протоколе предложено правительствам Белоруссии, России и Украины уточнить перечень мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и порядок их финансирования. Третий протокол посвящен вопросам сохранения Аральского моря2.
В феврале 1992 г. ряд государств - членов СНГ заключили Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В нем подтверждается право каждого человека на благоприятную для жизни природную среду и экологическую безопасность. Оно признает право каждого государства устанавливать порядок пользования землей, ее недрами, лесами, водами, растительным и животным миром и другими природными ресурсами. При разработке данного Соглашения государства СНГ руководствовались необходимостью принятия согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласованных стандартов и экологических нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность и благополучие каждого человека.
Основная цель Соглашения - согласованность действий в области экологии и охраны окружающей природной среды (охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального
Подробнее см.: Michael Bowman. International Law and the Conservation of Biological Diversity. London, 1996.
Подробнее см.: Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995. С. 89-94.
шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции). При применении данного Соглашения государства - члены СНГ должны учитывать ранее заключенные Союзом ССР международные соглашения.
Согласно ст. 2 Соглашения Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории:
разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;
осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;
принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;
развивать сеть заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий и природных комплексов, ограничивать хозяйственную и иную деятельность в прилегающих к ним зонах; всесторонне оценивать экологические последствия хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на их территориях;
создавать и поддерживать специальные силы и средства, необходимые для предупреждения экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их последствий;
проводить экологическую экспертизу программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и прочих проектов;
принимать меры по развитию экологического образования и воспитания, обеспечению гласности в вопросах экологии;
устанавливать научно обоснованные нормы вовлечения в хозяйственную и иную деятельность природных ресурсов, а также лимиты их безвозвратного изъятия с учетом необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и благополучия;
вести государственные Красные книги, представлять материалы для ведения межгосударственной Красной книги;
соблюдать обязательства, вытекающие из ранее заключенных Союзом ССР международных соглашений.
Для обеспечения ведения согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды участники Соглашения 1992 г. признали необходимым гармонизировать принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты. Они совместно разрабатывают и осуществляют межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды и экологической безопасности, включая программы
безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов. Государства приняли на себя обязательства применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей природной среды в международном масштабе.
Для контроля за выполнением положений Соглашения 1992 г. договаривающиеся стороны создали Межгосударственный экологический совет (МЭС) и при нем Межгосударственный экологический фонд (МЭФ).
В соответствии со ст. 5 Соглашения 1992 г. МЭС осуществляет координацию и проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды. Совместно с представителями заинтересованных сторон МЭС проводит экологическую экспертизу программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и прочих проектов, реализация которых затрагивает или может затрагивать интересы двух и более государств - участников Соглашения 1992 г.; МЭС ведет межгосударственную Красную книгу, подготавливает предложения для международной Красной книги.
МЭС состоит из руководителей природоохранных ведомств государств - участников Соглашения 1992 г. Совет принимает решения на основе консенсуса.
Государства СНГ также активно сотрудничают по конкретным вопросам охраны окружающей среды. В частности, 22 января 1993 г. члены СНГ (кроме Азербайджана и Украины) подписали Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Участники этого Соглашения взаимодействуют по следующим направлениям сотрудничества: координация работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуаций, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего населения на территориях участников Соглашения 1993 г.
В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера любой участник Соглашения
1993 г. может обратиться за необходимой помощью к другим участникам, указывая при этом конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.
§ 10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В число важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации входит обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире. К числу приоритетных направлений деятельности Российского государства в области обеспечения экологической безопасности относятся: а) борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; б) борьба с радиоактивными загрязнениями; в) создание экологически чистых технологий; г) рациональное использование природных ресурсов1.
Международное сотрудничество России в области охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям: а) разработка и заключение многосторонних международных документов; б) участие в деятельности международных организаций; в) научно-техническое сотрудничество на двусторонней основе.
На 1 января 1998 г. Российская Федерация принимала участие в более чем 20 многосторонних конвенциях и соглашениях по широкому кругу актуальных проблем, в частности по: международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; защите морской среды Балтийского, Черного и других региональных морей, Арктики; изменению климата, охране животного и растительного мира, поверхностных вод и транспортировке отходов.
Правовой основой двустороннего сотрудничества является 30 базовых межправительственных соглашений с Беларусью, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Индией, Испанией, Канадой, Китаем, Республикой Кореей, США, Украиной, Финляндией, Францией, Швейцарией, Швецией, Эстонией, Югославией, Японией и другими странами. Соглашение между правительствами Российской Федерации и Канады о сотрудничестве по вопросам окружающей среды заключено 8 мая 1993 г. В нем констатируется, что сотрудничество по вопросам окружающей среды между двумя государствами является взаимовыгодным как на национальном, так и на международном уровнях. Стороны согласились, что сотрудничество между ними может включить следующие
1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 дек.
направления: а) вопросы атмосферной окружающей среды, включая изменение климата и его последствия; атмосферный озон и загрязнение воздуха; метеорология и климатология; б) охрана морских и пресных вод и их биологических ресурсов; в) предотвращение загрязнения подземных и поверхностных вод; г) экологические проблемы, связанные с сельским -хозяйством; д) охрана экосистем, включая создание природных заповедников, и охрана редких видов флоры и фауны и сред их обитания; е) управление удалением отходов и кругооборотом токсичных химических веществ; ж) технологии в области окружающей среды; ■з) методы мониторинга и оценки состояния окружающей среды; и) экстренные меры при чрезвычайных экологических ситуациях; к) взаимосвязь окружающей среды и экономики; д) оценка воздействия на окружающую среду и послепроектный анализ; м) подготовка кадров и образование в области окружающей среды; н) законодательство, нормативы и политика в области охраны окружающей среды; о) национальные планы в области окружающей среды.
Сотрудничество может также осуществляться по другим направлениям, представляющим взаимный интерес.
Для реализации положений Соглашения 1993 г. Россия и Канада создали Смешанную комиссию по окружающей среде. Она разрабатывает программы сотрудничества и рассматривает ход их выполнения.
В соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 22 мая 1994 г. стороны развивают сотрудничество по следующим направлениям, связанным с охраной окружающей среды: а) предотвращение и борьба с загрязнением атмосферы и кислотными дождями; б) комплексное использование водных ресурсов и охрана вод, включая трансграничные водотоки; в) транспортировка, использование и обработка опасных отходов; г) техника и технология экологически чистого производства; д) охрана морской среды, в особенности в северо-западной зоне Тихого океана; е) мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды; ж) охрана природной среды, а также защита многообразия разновидностей животного и растительного мира, включая создание и обеспечение функционирования совместных заповедных зон в приграничных районах; з) охрана окружающей среды в городах и промышленных районах; и) пропаганда и образование в области охраны окружающей среды; к) оценка воздействия на окружающую среду; л) законодательство и нормативные документы, политика и прежде всего соответствующий экономический курс в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; м) другие имеющие отношение к охране и улучшению окружающей среды области, по которым будет достигнуто согласие обеих сторон.
В целях осуществления Соглашения 1994 г., контроля и оценки хода его реализации,, разработки планов сотрудничества на конкретные сроки, а также д»Кя выдвижения в случае необходимости предложений о конкретных методах укрепления сотрудничества стороны создали Смешанную совместную рабочую группу.
Несколько иные цели содержатся в Соглашении между СССР (Россия - продолжатель) и Швецией о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1989 г. Согласно ст. 5 сотрудничество по основным направлениям осуществляется, в частности, по следующим направлениям: а) обмен научно-технической и другой информацией, документацией и исследовательскими разработками; б) обмен экспертами; в) обмен опытом в области предупреждения экономических аварий; г) организация конференций и семинаров; д) разработка и осуществление совместных научно-исследовательских и экспедиционных программ; е) публикация результатов исследовательских и экспериментальных работ.
В рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу правительством Российской Федерации в 1996 г. приняты постановления "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития "О безвозмездном гранте для финансирования проекта поэтапного сокращения потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации"».
В декабре 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление "Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике". Российские физические и юридические лица осуществляют деятельность в районе действия Договора об Антарктике только на основе надлежаще оформленных разрешений, подтверждающих соответствие этой деятельности требованиям Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г. Разрешения выдаются Госкомэкологией Российской Федерации.
Россия является членом многих международных природоохранительных организаций или продолжает сотрудничество с такими организациями на взаимовыгодной основе. Например, Всемирный фонд дикой природы создает трастовый фонд "На пути к устройству и развитию России". Предусмотрено финансирование проектов за счет гранта Швейцарского представительства во Всемирном фонде дикой природы. В течение многих лет Российская Федерация продолжает процесс углубленного сотрудничества с Комиссией ООН по устойчивому Развитию, с Организацией экономического сотрудничества и развития и с Европейским союзом.
К. А. Бекяшев
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы основные принципы международного экологического права?
2. Какие международные организации занимаются охраной окружающей среды?
3. Является ли Мировой океан объектом международно-правовой охраны?
4. Перечислите конвенции, направленные на охрану окружающей среды стран СНГ.
ЛИТЕРАТУРА
Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
Birnie P.W., Boyle A.E. International Law and the Environment. Oxford, 1995.
Birnie P.W., Boyle A.E. Basic Documents on International Law and the Environment. Oxford, 1995.
Mitchell R.B. International Oil Pollution at Sea. Cambridge, 1994.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|