Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО





Международное финансовое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные ва-лютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономи­ческого права именуют международным валютным правом2.

Валютно-финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного экономического сотрудничества (торговому, промыш­ленному, научно-техническому, инвестиционному, таможенному, транс­портному и т.д.). Но они могут существовать и самостоятельно. Ком­плекс валютно-финансовых отношений включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по созданию и дея­тельности международных валютно-кредитных организаций.

Россия является участницей только Венской конвенции о договорах меж­дународной купли-продажи 1980 г., которая была ратифицирована СССР в ав­густе 1990 г. и с 1 сентября того же года ее правила действуют в России.

См.: Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., 1984; Interna­tional Law. UNESCO, 1991. Ch. 30.



А. Источники международного финансового права.Основное регу­лирование валютно-финансовых отношений между государствами осу­ществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в общих договорах по торговому или экономическо­му сотрудничеству. Так, правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распро­страняются и на валютно-финансовую деятельность. Соглашения о тор­гово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудни­честве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т.д. Широкий круг валют­но-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы расчетов и пр.). Однако это не ис­ключает наличия специальных соглашений валютно-финансового харак­тера.

Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов пу­тем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений - сбалансировать взаимные платежи. Поскольку курс валюты, в которой происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, колеблется, то в соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность на счетах при изменении курса валют. Иногда соглашения предусматривают перевод в конкретной ва­люте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требо­ваний. Такие соглашения называют расчетно-клиринговыми.



Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение, способы погашения и пр.).

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться много­сторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных рас­четов в евровалюте (последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример - Соглашение о создании платежного союза госу­дарств - участников СНГ 1994 г.

Б. Международные финансовые организацииявляются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других подотраслях международного экономического права, в регулировании международных финансовых отношений возрастающую роль играют такие международно-правовые акты, как уставы этих орга­низаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправо­вые акты, как резолюции организаций.



Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное по­ложение в системе международных валютно-финансовых организаций.

Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией Объ­единенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являют­ся почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ.

Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержа­ния их платежных балансов и валютных курсов. Кроме того, МВФ со­действует международному сотрудничеству в валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания стабильности ва­лют и упорядочения валютных отношений между государствами; участ­вует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от ва­лютных ограничений, в частности на трансферт валюты.

Право голоса каждой страны - члена МВФ в его высшем органе -Совете управляющих - зависит от ее доли в уставном капитале. При вступлении в Фонд государство подписывается на определенную долю его капитала. Она зависит от места страны в мировом хозяйстве и ут­верждается Советом управляющих. Выделенная государству квота опре­деляет количество принадлежащих ему голосов, а также размер займов, на которые оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450% квоты.

Всемирный банк представляет сложное международное образование, связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учрежде­ния, подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпо­рация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многосто­роннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному развитию ме­нее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультатив­ной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели.

Так, МБРР учрежден в 1945 г. в Бреттон-Вудсе одновременно с МВФ. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и другие страны СНГ. Его главной целью является со­действие реконструкции и развитию государств-членов путем капитало­вложений на производственные цели и поощрений частных и иностран­ных инвестиций. Так же как и в МВФ, в Банке государство-член обла­дает количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном ка­питале. Спецификой МФК и MAP является то, что они содействуют развитию беднейших развивающихся стран. Например, МФК предостав­ляет таким странам беспроцентные займы.

В. Унификация норм, регулирующих финансовые отношения.Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых отношениях следует различать отношения межгосударст-

г

венные, которые регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых организаций), которые регулируются на­циональным правом. И тем не менее международное право имеет суще­ственное значение и для регулирования отношений частного характера: оно выступает в качестве инструмента унификации и тем самым фор­мирования национальных норм, предназначенных для регулирования валютно-финансовых отношений физических и юридических лиц.

Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.). Кон­венции получили большое распространение, но тем не менее универ­сальными не стали. В них не участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических связях действуют две системы векселей и чеков - женевская и англо-американская.

В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята Конвенция ООН о международных переводных векселях и международ­ных простых векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожа­лению, Конвенции не удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.

Прямое отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоми­навшиеся в разделе о торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых контрактов.

Международные денежные расчеты издавна осуществляются в соот­ветствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Уни­фикация таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом в рамках Международной торговой палаты. Подготов­ленные ею своды правил являются, по существу, единственными актами, регламентирующими международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой они не обладают. Главную роль в меха­низме их реализации играют банки. Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в корреспондент­ских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее ши­рокое применение получили Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.), Унифициро­ванные правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифициро­ванные правила для гарантий по требованию 1992 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г.

1 Россия является стороной в конвенциях о векселях (СССР присоединился к ним в 1936 г.), в конвенциях о чеках она не участвует.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.