Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава XIV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПРАВО

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.

Современные международные экономические отношения представ­ляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разно­родные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимо­действующие между собой виды общественных отношений. Беспреце­дентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к ин­тернационализации общественной жизни достигла глобального масшта­ба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Глобализация экономики - важный фактор ее развития. Но она по­рождает и немало проблем. Главная состоит в том, что далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процес­са. Прежде всего это развивающиеся страны, в какой-то степени и стра­ны с переходной экономикой. Трудности возникают и у России: недос­таток опыта управления рыночной экономикой приводит, с одной сто­роны, к не всегда оправданному освоению российского рынка ино­странными товарами, а с другой - к неспособности продвижения рос­сийских товаров, услуг, капиталов на иностранные рынки.

Развивающиеся страны, опираясь на свое большинство в ООН, пыта­лись изменить ситуацию и создать "новый экономический порядок", основанный на равных возможностях участия в мирохозяйственных свя­зях. Так, в 1974 г. были приняты Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств (и до и после этого принимались многочис­ленные резолюции в этой же области). Названные документы имели Двойственные последствия. С одной стороны, в них сформулированы бесспорные основополагающие положения, являющиеся общими прин­ципами международного экономического права, но, с другой, - они со­держат множество односторонних положений, предусматривающих спе­циальные права и преференции развивающимся странам и не учиты­вающих интересы промышленно развитых стран. В результате эти по­ложения не признаны мировым сообществом и остались ни к чему не обязывающими декларациями. 124 355



Все это подтверждает, что международное экономическое право спо­собно стать эффективным инструментом управления международными экономическими связями при обязательном соблюдении двух условий: учет законных интересов всех государств и учет реально сложившегося положения вещей.

Существенной специфической чертой международных .экономиче­ских отношений является объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений, обусловливающих применение раз­личных методов и средств правовой регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и ины­ми субъектами международного права (в частности, между государства­ми и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так назы­ваемые диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими лицами, принадлежащими иностранному государст­ву).

Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня - межгосударственные экономические отношения. Госу­дарства устанавливают правовые основы для осуществления междуна­родных экономических связей, их общий режим. Основная масса меж­дународных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение. Они регулируются нацио­нальным правом каждого государства. Особая роль принадлежит такой отрасли национального права, как международное частное право. При этом нормы международного экономического права играют все возрас­тающую роль в регулировании деятельности физических и юридических лиц, но не прямо, а опосредованно через государство. Государство воз­действует нормами международного экономического права на частно­правовые отношения через закрепленный в национальном праве меха­низм (например, в России - это п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и анало­гичные нормы в других законодательных актах).

Сказанное свидетельствует о глубоком взаимодействии двух систем права (международного и национального) в регулировании международ­ных экономических отношений. Это породило концепцию международ­ного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и национально-правовые нормы, регулирующие международные хозяйст­венные отношения , и более широкую концепцию транснационального

права, включающего все нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы границ государства, в единую систему права1.

Какой бы ни была тесной связь в процессе регулирования междуна­родных экономических отношений норм международного и националь­ного права, они относятся к самостоятельным системам права, основан-дым на своих собственных субъектах. Объединение норм, входящих в разные системы права, возможно лишь в каких-либо конкретных целях, например при написании учебного курса. Бесспорно, имеет практиче­скую ценность совместное изложение всех норм независимо от их при­роды, которые во взаимодействии регулируют весь комплекс междуна­родных экономических отношений.

Сложность объекта регулирования международного экономического права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по своему содержанию виды отношений, связанных с различными ас­пектами хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транс­портные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отноше­ния. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего сформировались подотрасли международного экономи­ческого права: международное торговое право, международное транс­портное право, международное таможенное право, международное фи­нансовое право, международное инвестиционное право, международное технологическое право. ——

Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права - международное экономическое право - общим объектом регулирования, общими целями и принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического права являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров.

§ 2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Всистеме регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство- Оно является основным субъ-

В отечественной литературе эта концепция была разработана в начале 20-х годов нашего века выдающимся юристом, в то время профессором Харь­ковского института народного хозяйства В.М. Корецким. (См.: Корецкий В.М. Избранные труды. Кн. 1. Киев, 1989. С. 120-195).

В 1956 г. американский профессор Ф. Джессеп опубликовал книгу "Транс­национальное право". Его концепция исходит из равдюго статуса государств, физических и юридических лиц в сфере международных отношений (см.: Jes-sup Ph. Transnational Law. New Hawen, 1956). Наибольшее развитие эта кон­цепция получила в сфере международного экономического права (см. напр.: International economic theory and international economic law // The structure and Progress of international law. The Hague, 1986).

ектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов междуна­родного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном ис­пользовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства.

В двух Международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обоих пактов) содержится положение о том, что в силу права на самоопреде­ление все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами, однако "без ущерба для каких-либо обязательств, выте­кающих из международного экономического сотрудничества, основан­ного на принципе взаимной выгоды, и из международного права". Ана­логичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. в преломлении к государству и его су­веренитету.

Международное экономическое право в целом отражает закономер­ности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суве­ренных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфе­ре. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономиче­скими процессами, что приводит к увеличению роли государства и, сле­довательно, к увеличению возможностей международного экономиче­ского права в развитии как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом1.

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные jotho-шения международного характера с физическими и юридическими-ДИ-цами, принадлежащими другим государствам (создавать совместные предприятия, заключать концессионные соглашения или соглашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентируются националь­ным правом. Тем не менее участие государства вносит определенную специфику в регулирование таких отношений. Она выражается в том,

Эта тенденция нашла отражение в международном праве. Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила такую функцию дипломатического представительства, как развитие отношений в области эко­номики. Особое значение для нормализации экономических связей имеет ин­ститут дипломатической защиты государством своих граждан и юридических лиц. Этот институт пока не кодифицирован. В качестве общего правила, сло­жившегося в практике, дипломатическая защита оказывается после того, как частное лицо и его государство исчерпали местные средства защиты (админист­ративные и судебные) в иностранном государстве.

что государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. В силу имму­нитета государство не может быть привлечено в иностранный суд в ка­честве ответчика без его согласия; в отношении государства и его соб­ственности не могут быть применены принудительные меры по предва­рительному обеспечению иска и по исполнению иностранного судебно­го решения; сделки с участием государства подчиняются праву государ­ства, которое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином1.

Рост значения и усложнение международных экономических отно­шений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии эконо­мического межгосударственного сотрудничества. В результате междуна­родные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных эко­номических организаций та же, что и у иных международных организа­ций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склон­ны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях сущест­вуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых ре­шений.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относят-ся организации, которые своим действием охватывают всю сферу эко­номических отношений; во вторую группу входят организацииГфунк-ционирующие в рамках отдельных подотраслей международного эконо­мического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже, в соответствующих параграфах.

Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций (см. гл. XI). Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, за-

.

1 В 1993 г. французский суд рассматривал дело по иску о виндикации кар­тин А. Матисса, предъявленному И. Щукиной - наследницей известного рус­ского собирателя картин французских импрессионистов, коллекция которого была национализирована советским правительством в 1918 г., - к Российской Федерации. В своем решении от 16 июня 1993 г. французский суд признал, что он не вправе рассматривать исковые требования, со ссылкой на иммунитет российского государства и его собственности. См. об этом подробнее: Богу­славский М.М. Иск Ирины Щукиной // Московский журнал международного права. 1994. № 2.

J

намаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Эконо­мический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея ор­ганизует исследования и дает рекомендации государствам в целях со­действия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функцио­нирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполне­ние функции ООН в области экономического и социального сотрудни­чества.

ЭКОСОС осуществляет координацию деятельности всех органов и учреждений системы ООН в экономической сфере. В нем обсуждаются экономические и социальные проблемы глобального характера. Под его руководством работают пять региональных экономических комиссий: для Европы, для Азии и Тихого океана, для Латинской Америки, для Африки, для Западной Азии. ЭКОСОС координирует деятельность спе­циализированных учреждений ООН, некоторые из которых опосредуют экономическое сотрудничество.

Прежде всего, отметим Организацию Объединенных Нацист-про­мышленному развитию (ЮНИДО), созданную в 1967 г. и в 1985 г. по­лучившую статус специализированного учреждения ООН. QHa коорди­нирует всю деятельность системы ООН в области промышленного раз­вития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран. На­пример, План действий по промышленному развитию и сотрудничеству, разработанный в рамках ЮНИДО и принятый в 1975 г., утверждает право государства на суверенитет над природными ресурсами и на кон­троль за деятельностью частного капитала и ТНК. Другие специализи­рованные учреждения ООН функционируют в отдельных сферах эконо­мического сотрудничества: Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения ООН (Международ­ный банк реконструкции и развития - МБРР, Международный валют­ный фонд - МВФ, Международная финансовая корпорация - МФК, Международная ассоциация развития - MAP).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была созда­на в 1964 г. как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, но переросла в самостоятельную международную организацию. В ее систему входят многочисленные вспомогательные органы, например, Комитет по промышленным товарам, Комитет по сырьевым товарам и пр. Главной задачей ЮНКТАД является формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленных на ускорение экономического развития. Принятая в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Хартия экономических прав и обязанностей государств была под­готовлена в рамках ЮНКТАД. Отметим, что именно ЮНИДО и ЮНКТАД играют важную роль в формировании принципов междуна­родного экономического права.

В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о междуна­родной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), ко­торые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного экономического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказы­вающими возрастающее влияние как на национальную, так и на миро­вую экономику.

Действительно, ТНК с их инвестиционной мобильностью, широкой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возмож­ностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики. Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику при­нимающих стран, ввозя капитал, передавая технологию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от государств более эффективной, менее бюрократической организацией и поэтому они нередко успешнее решают экономические проблемы, не­жели государство. Правда, не следует чрезмерно возвышать ТНК. Мно­гочисленные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на террито­рии принимающих государств экологически вредные производства, ухо­дят от уплаты налогов; используя ввоз товаров, препятствуют развитию национального производства и пр. Более того, используя свое экономи­ческое могущество, ТНК способны оказать влияние и на политику при­нимающего государства.

Особенность ТНК проявляется в том, что они обладают экономиче­ским единством при юридической множественности. Это - группа ком­паний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоя­тельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимоза­висимости, при которой одна из них (головная, или сверхтранснацио­нальная, корпорация) занимает доминирующее положение и осуществ­ляет контроль над всеми остальными. Следовательно, ТНК - это не юридическое, а экономическое или даже политическое понятие. Субъ­ектами права являются те компании, которые объединяются в единую систему. Субъектом права может быть и объединение компаний. В лю­бом случае, как отдельные компании, так и их объединения являются субъектами национального права, а не международного. При этом ис­пользуется два подхода: они являются субъектами права либо государ­ства, в котором они зарегистрированы; либо государства, на территории которого они имеют оседлость (место нахождения административного Центра или место основной хозяйственной деятельности). Отсюда следу­ет, что деятельность ТНК регулируется национальным правом.

Принцип подчинения ТНК национальному праву зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое госу-

 

дарство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей националь­ной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствова­ла его экономической и социальной политике. Транснациональные кор­порации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства" (ст. 2).

Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный характер, что они способны причинить ущерб национальной экономике прини­мающего государства даже без нарушения его законов, желательно и международно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсутствует. В междуна­родных документах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном декларативный характер. Хотя попытки регулирования пред­принимались. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Комиссия по ТНК, на которую была возложена задача разработки Ко­декса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен , но в оконча­тельном варианте он не принят государствами. Государства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обязательный характер.

Вместе с тем роль ТНК как в осуществлении международных эко­номических связей, так и в развитии международно-экономического права продолжает расти. Используя свое влияние, они добиваются по­вышения своего статуса в международных отношениях. Так, в докладе Генерального секретаря ЮНКТАД IX конференции (1996 г.) говорится о необходимости предоставить корпорациям возможность участия в ра­боте этой организации. Однако это не означает предоставления им меж­дународно-правового статуса. Они могут принимать участие в работе ЮНКТАД в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права2.

§ 3. ИСТОЧНИКИ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

У международного экономического права те же источники, что и у международного права в целом: международный договор и международ-

1 Completion of the Code of Conduct on Transnational Corporations (Doc. UN: E/C.IO. 1986).

2 В докладе сказано, что корпорациям должна быть предоставлена возмож­ность участия в многосторонних международных форумах, поскольку они "претворяют в жизнь решения о производстве и потреблении, формально при­нимаемые правительствами". Далее подчеркивается, что, несмотря на исключи­тельную сложность и трудность проблемы, необходимо "начать интеграцию частного сектора и иных новых действующих лиц в повседневную деятельность ЮНКТАД" // UNCTAD Bulletin. 1996. N 35. Р. 6.

 

но-правовой обычай, хотя есть определенная специфика, связанная пре­жде всего с деятельностью международных экономических организаций.

Основным источником являются многосторонние и двусторонние до­говоры, регламентирующие различные аспекты экономических отноше­ний. Экономические договоры столь же многообразны, как и многооб­разны международные экономические связи. Такие договоры, как тор­говые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и пр., содер­жат нормы, составляющие нормативное тело соответствующих подот­раслей международного экономического права. Главным образом они заключаются на двусторонней основе.

Среди подобных договоров выделяются качественно новые соглаше­ния, появившиеся во второй половине нашего века, когда экономиче­ское сотрудничество государств стало все шире выходить за рамки чис­то торговых связей, - соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Они определяют общие направ­ления и сферы сотрудничества (строительство и реконструкция про­мышленных объектов, производство и поставка промышленного обору­дования и иных товаров, передача патентов и иных объектов интеллек­туальной собственности, совместное предпринимательство и пр.); со­держат обязательства государств содействовать сотрудничеству между гражданами и юридическими лицами договаривающихся государств в указанных областях; определяют основы финансирования и кредитова­ния и др. Такие соглашения предусматривают создание межправитель­ственных смешанных комиссий.

С развитием многостороннего экономического сотрудничества уве­личивается роль многосторонних договоров. Примером универсального договора в сфере международной торговли является Генеральное согла­шение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. В раДШЧ1тх~ТВрНЯНч*ё'- ""**'* сЖх~ф^рТахТ*Т%ТТ7Час'гВу1бт более 150 государств. СССР в 1990 г. получил статус наблюдателя, однако и до сих пор Россия не стала пол­ноправным участником этого соглашения. В качестве источников меж­дународного экономического права выступают многосторонние догово­ры о создании экономических организаций (например, Бреттон-Вудс-ские соглашения о создании МВФ и МБРР). В 1992 г. Россия стала участницей обеих организаций. Получили широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам, так называемые ме­ждународные товарные соглашения. Примерами многосторонних дого­воров являются конвенции, направленные на унификацию правовых норм, регулирующих частноправовые отношения в экономической сфе­ре (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.).

Из краткого перечня многосторонних договоров ясно, что в сфере международного экономического сотрудничества отсутствуют многосто­ронние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую право­вую основу для развития такого сотрудничества. Общие положения,

принципы экономического сотрудничества сформулированы лишь й многочисленных резолюциях и решениях международных организаций и конференций, что является особенностью международного экономиче­ского права. Среди них отметим наиболее важные: Женевские принци­пы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. ("Принципы, определяющие международные торговые отношения и тор­говую политику, способствующие развитию"); Декларация об установ­лении нового международного экономического порядка и Хартия эко­номических прав и обязанностей государств, принятые в форме резолю­ций Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "О мерах укрепления доверия в международных эко­номических отношениях" (1984 г.) и "О международной экономической безопасности" (1985 г.).

Эти и другие решения и резолюции, принятые международными ор­ганизациями, не имеют обязательной юридической силы и не являются в строгом юридическом смысле источниками международного экономиче­ского права. Но именно они определяют его главное содержание. Ряд положений, отвечающих основным закономерностям и потребностям мирового экономического развития, получили всеобщее признание и служат принципиальной основой международного экономического пра­ва. Их юридическая обязательность вытекает из международной практи­ки, имевшей место и до принятия указанных международных актов, и после их принятия (закрепление соответствующих положений в много­численных двусторонних договорах, во внутренних законодательных актах государств, применение их в арбитражной и судебной практике и т.д.). Следовательно, основополагающие нормы международного эконо­мического права существуют в форме международно-правового обычая.

Наконец, особенностью международного экономического права и его источников является значительная роль так называемого "мягкого" пра­ва, т.е. правовых норм, которые используют выражения типа "прини­мать меры", "содействовать развитию или осуществлению", "стремиться к осуществлению" и т.д. Такие нормы не содержат четких прав и обя­занностей государств, но тем не менее являются юридически обязатель­ными. В соглашениях по сотрудничеству в различных сферах экономи­ческих отношений нормы "мягкого" права встречаются довольно часто.

Цели и принципы международного экономического права определя­ются целями и принципами международного права в целом. Кроме того, Устав ООН уделил специальное внимание экономическому сотрудниче­ству. В соответствии с Уставом целями международного экономическо­го права являются: содействие экономическому и социальному прогрес­су всех народов; создание условий стабильности и благополучия, необ­ходимых для мирных и дружественных отношений между народами; повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях эко­номического и социального прогресса.

Все общие принципы международного права применимы и в между­народном экономическом сотрудничестве. Но некоторые из них полу­чили дополнительное содержание в экономической сфере. В соответст­вии с принципом суверенного равенства все народы имеют право сво­бодно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономи­ческое развитие. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государства; все споры в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами.

Согласно принципу сотрудничества государства обязаны сотрудни­чать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Понятно, что принцип доб­росовестного выполнения обязательств относится и к международным экономическим соглашениям.

Основополагающие международные акты, относящиеся к междуна­родному экономическому сотрудничеству, подчеркивают значение об­щих принципов международного права для международного экономиче­ского порядка. Одновременно они формулируют специальныепринци­пы международных экономических отношений и международного эко­номического права. К ним относятся:

принцип ^сеу_частия^ означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими при­родными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающий право государства на владение, использование и эксплуатацию природ­ных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инве­стиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции;

принцип преференциального режима для развивающихся стран;

принцип международной социальной справедливости, означающий развитие международного экономического сотрудничества на основе ра­венства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односто­ронних выгод для развивающихся стран для достижения фактического равенства;

принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Кроме общих международно-правовых принципов и специальных принципов международного экономического права, существуют право­вые режимы, которые также служат правовой основой для осуществле­ния экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприменимыми. Это - договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом.

Г (в

Режим наибольшего благоприятствования означает, что одно госу­дарство предоставляет другому государству, его гражданам и юридиче­ским лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привиле­гии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству. При этом согласовывается область взаимоотно­шений, в которой режим будет применяться. Как правило, это торговые отношения: ввоз и вывоз товаров, таможенные формальности, транспор­тировка, транзит. Большое значение имеют изъятия из режима, огово­ренные в соглашениях. Типичным является нераспространение режима на преимущества, которыми пользуются соседние страны в сфере при­граничной торговли, государства - члены интеграционных объединений, развивающиеся страны.

Национальный режим означает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридиче­ским лицам. По сравнению с режимом наибольшего благоприятствова­ния национальный режим является общим, так как применяется во всей сфере частноправовых отношений. Некоторые аспекты этой сферы имеют важное значение для осуществления экономического сотрудни­чества: правоспособность иностранных граждан и юридических лиц, право на судебную и иную защиту своих прав. За этими пределами на­циональный режим во внешнеэкономической сфере не применяется. Уравнивание иностранцев с местными гражданами и юридическими ли­цами в экономической деятельности может представлять угрозу нацио­нальной экономике.

Преференциальный режим - предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. Предоставление преференций развивающимся странам является принципом международного экономического права.

§ 4. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ

Специфика разрешения международных экономических споров свя­зана с неоднородностью международных экономических отношений. Экономические споры между государствами разрешаются на основе международного права, как и иные межгосударственные споры (см. гл. VI). Но так как международное экономическое сотрудничество осу­ществляется преимущественно во взаимоотношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эффективности международной экономической системы.

Споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматриваться су­дами (общей юрисдикции или арбитражными) государств либо между­народными коммерческими арбитражами (МКА). Участники междуна­родных экономических связей предпочитают МКА.

МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение "международный" относится лишь к характеру рассматриваемых споров - хозяйственные споры междуна­родного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали высокоавторитетными центрами рассмотрения международных эконо­мических споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный ин­ститут Стокгольмской торговой палаты и др. В России - это Междуна­родный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная ко­миссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Функции международного экономического права в области разреше­ния международных коммерческих споров состоят в следующем: а) уни­фикация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения еди­нообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств; в) соз­дание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Целям унификации арбитражных процессуальных норм служит ряд международных актов, подготовленных в рамках ООН. Под эгидой Эко­номической комиссии ООН для Европы была подготовлена и принята в Женеве в 1961 г. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Россия участвует), которая содержит правила относительно формиро­вания арбитража, порядка рассмотрения дела, вынесения решения. Ко­миссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подгото­вила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, кото­рый был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона (по этой модели принят Закон Российской Федерации о международном коммерческом арбитраже 1993 г.). В практике довольно часто приме­няются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН, кото­рые представляют собой своды процессуальных арбитражных правил, применяемых только при наличии договоренности об этом между сто­ронами спора. Наиболее популярен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Особенно сложна и важна проблема принудительного исполнения решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон

 

 

I



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.