Сделай Сам Свою Работу на 5

МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СФЕРЫ





ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Для поддержания международного мира и безопасности немало­важное значение имеют меры по укреплению доверия между государст­вами в военно-политической области на дву- и многосторонней основе, а также меры по практическому сужению материальной базы и про­странственной сферы возникновения вооруженных конфликтов. К чис­лу международных договоров в этой области относятся:

Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г. Россия и США обязаны действовать так, чтобы избежать воен­ных конфронтации и исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждой из сторон с другими странами/При возникно­вении риска ядерной войны стороны незамедлительно приступят к срочным консультациям и предпримут все усилия для предотвращения этого риска с информированием Совета Безопасности и Генерального секретаря ООН, своих союзников и других стран; J

Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г. Россия и США обязаны предпринимать все необходимые меры, направленные на пре­дотвращение опасной военной деятельности персонала (техники) их вооруженных сил при действиях вблизи друг друга в мирное время. Опасной военной деятельностью являются: вхождение персонала (техники) вооруженных сил одной стороны в пределы государственной территории другой стороны, совершаемое в силу форс-мажорных об­стоятельств или вследствие непреднамеренных действий этого персона­ла; применение лазеров таким образом, когда их излучение может при­чинить вред персоналу или нанести ущерб технике вооруженных сил другой стороны; затруднение действий персонала (техники) и создание помех сетям управления другой стороны, когда это может причинить вред (ущерб) другой стороне.



(~С целью предотвращения опасной военной деятельности и опе­ративного урегулирования любых инцидентов стороны устанавливают и поддерживают связь друг с другом. Создана Совместная военная комис­сия, которая ежегодно рассматривает выполнение сторонами обяза­тельств, намечает возможные пути обеспечения более высокого уровня безопасности и другие меры;



серия соглашений СССР с США от 30 сентября 1971 г., с Францией от 16 июля 1976 г., с Англией от 10 октября 1977 г. об исключении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, с США о создании центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сен­тября 1987 г. Эти соглашения предусматривают организационные, пра­вовые и технические меры, направленные на установление линий пря­мой связи между главами правительств (государств), на незамедлитель­ную передачу информации о ядерных инцидентах, случайных или не­санкционированных запусках ракет, которые могут быть неправильно истолкованы, и др.;

Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном прост­ранстве над ним 1972 г. с Протоколом к нему. Россия и США обяза­лись неукоснительно соблюдать все меры предосторожности в рамках свободы открытого моря, чтобы обеспечить: безопасность манев­рирования кораблей и летательных аппаратов вблизи друг друга; запре-

 

щение имитации атак и установление связи друг с другом с использова­нием согласованных таблиц и сигналов; взаимную информацию прави­тельств об инцидентах через военно-морских атташе и др. Аналогичные соглашения были заключены с Англией в 1986 г., с ФРГ в 1988 г., с Канадой, Францией, Италией в 1989 г., с Нидерландами, Норвегией, Испанией в.1990 г., с Японией в 1993 г., с Южной Кореей в 1994 г.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г., другие итоговые документы СБСЕ и пакет соглашений "Хельсинки-2" содержат согласованные ме­ры доверия в военно-политической области, охватывающие территорию от Атлантики до Урала: заблаговременное уведомление сторон о круп­ных военных учениях и военных учениях меньшего масштаба, проводи­мых вблизи сопредельных государств, о крупных и других перемещени­ях войск (с уровня 17 тыс. человек), о военно-морской деятельности; обмен наблюдателями на военных учениях, ежегодными планами воен­ной деятельности; создание развернутой системы инспекции на местах, в том числе без права на отказ, и возможность использования средств воздушного наблюдения (в том числе в рамках Договора по открытому небу 1992 г.); нерасширение военных блоков и группировок (расшире­ние НАТО на Восток противоречит этой достигнутой договоренности); ограничение торговли оружием; вывод войск в пределы национальных границ и др.



С_ В настоящее время создана эффективная система контроля за вы­полнением государствами своих договорных обязательств в рамках Со­вета Безопасности ООН, ОБСЕ, СНГ, договоров по СНВ, запрещению химического оружия, сокращению обычных вооружений и др., которые включают возможность осуществления широкомасштабных контроль­ных действий, вплоть до инспекций на местах без права на отказ.

Огромную роль в укреплении международного мира и безопасности на Востоке играет урегулирование отношений между Россией и Китаем: 24 апреля 1990 г. было подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного со­кращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы; 18 декабря 1992 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР по этим же вопросам; в 1997 г. были окончательно урегулированы погранично-территориальные вопросы на реке Туманной (Туманган).

Россия и КНР разработали целый комплекс мер доверия в военно-политической области в районах сопредельных государственных границ: отказ от проведения военных учений, направленных против другой сто­роны; уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск; приглашение военных наблюдателей на военные учения, обмен ежегодными планами военной деятельности; ограничение масштабов и количества военных учений вблизи границ и другие меры.

6.

Немаловажное значение в деле укрепления национальной безопасно­сти отдельных государств и международной безопасности в целом имеет особый подход к международным договорам, касающимся ядерного оружия, противоракетной обороны, сокращения вооруженных сил и вооружений. Практически каждый из этих договоров имеет норму, со­гласно которой договаривающаяся сторона имеет право выйти из дого­вора, если она решит, что связанные с содержанием договора исключи­тельные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы, т.е. интересы безопасности государства и его существование как независи­мого суверенного субъекта международного права. <

Например, в Договоре о ПРО 1992 г. в статье XV говорится: "Каж­дая из сторон в порядке осуществления своего государственного суве­ренитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведом­ляет другую сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхо­да из Договора. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая сторона рас­сматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы".

По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сре­дах 1963 г. выходящая из Договора сторона уведомляет всех других уча­стников за три месяца; по Договору о нераспространении ядерного ору­жия 1963 г. выходящая из Договора сторона уведомляет всех участни­ков Договора и Совет Безопасности ООН за три месяца (аналогичная норма содержится в Договоре о запрещении размещения на морском дне ядерного оружия 1971 г., в Конвенции о запрещении бактериологи­ческого оружия 1972 г.), по Договору СНВ-2 выходящая из Договора сторона уведомляет другую сторону за шесть месяцев. Для России та­кими исключительными обстоятельствами, ставящими под угрозу ее безопасность, вполне может быть вступление в НАТО восточно­европейских стран и размещение на их территориях вооруженных сил этого военного блока или ядерного оружия.

Определенную роль в поддержании международного мира и безопас­ности и ограничении возможного театра войны и интенсивности ведения боевых действий играют существование демилитаризованных, безъядер­ных и нейтрализованных зон и зон мира (см. гл. XV), а также политика неприсоединения большинства развивающихся стран мира.

Неприсоединение— это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области: проведения независимого политиче­ского курса, основанного на мирном сосуществовании государств и не­присоединении к военным коалициям; поддержания антиколониальной национально-освободительной борьбы народов и наций; ликвидации и

12к.А.Бекяшев 353

недопущения создания иностранных военных баз на своих территориях; борьбы с иностранной оккупацией, апартеидом, расизмом и дискрими­нацией; практических шагов в направлении создания нового междуна­родного экономического порядка, укрепления международного мира, безопасности и политической стабильности.

Несмотря на ликвидацию блокового противостояния, неприсоеди­нившиеся страны в числе других развивающихся государств, которым в настоящее время принадлежит "машина голосования" в ООН, и их по­литика неприсоединения продолжают играть весьма важную роль в сис­теме обеспечения коллективной безопасности, в борьбе за укрепление международного мира и пресечение актов агрессии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение права международной безопасности (универ­сальной и региональной).

2. Приведите практические примеры обеспечения коллективной безопасности (универсальной и региональной).

3. Опишите условия создания и деятельности миротворческих сил ООН с приведением примеров из международной практики государств.

4. Приведите краткое содержание конвенций, касающихся ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

5. Сформулируйте свою точку зрения в отношении Договора СНВ-2 и ликвидации химического оружия в России к 2007 г.

ЛИТЕРАТУРА

Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.

Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-право­вые принципы и нормы. Справочник. М., 1990.

Всеобъемлющая система международной безопасности и междуна­родное право / Отв. ред. B.C. Верещетин. М.: ИГПАН СССР, 1987.

Горшков Г.С., Мелков Г.М. Военное мореплавание и стратегическое равновесие. М., 1986.

Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев., 1990.

Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн.: "Курс международного права". В 7 т. Т. 4. М., 1990, С. 156 - 210.

Roberts В. Weapons Proliferation and the World Order. After the Cold War. The Hague / London / Boston, 1996.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.