НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ
И ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ
Распад Советского Союза, появление большого числа независимых государств существенно затруднили проведение мер в области охраны
окружающей природной среды на бывшей территории СССР. Особенность возникшей ситуации состояла в том, что целый ряд экологических проблем, которые раньше были внутригосударственными, приобрели международный характер и потребовали координации усилий новых государств.
Среди целей Содружества, определенных в его Уставе, - осуществление сотрудничества в области экологии. В ст. 19 Устава одним из направлений сотрудничества названы осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуа-
В феврале 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В соответствии с ним государства вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды с учетом ранее заключенных международных соглашений. Страны СНГ обязались на своей территории:
разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей среды;
вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;
осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;
принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия.
Для выполнения положений данного Соглашения государства СНГ создали Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд.
Государства Содружества заложили довольно прочную правовую базу сотрудничества в области науки и техники. В 1992 г. ими заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Этим документом были определены основные направления межгосударственного научно-технического сотрудничества. В целях координации взаимодействия государств в рамках Соглашения создан Межгосударственный научно-технический совет.
С 1992 г. действует Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ. Межгосударственный обмен научно-технической информацией регулируется соответствующим Соглашением 1992 г. В соответствии со специальным Соглашением страны СНГ согласованно развивают государственные системы стандартизации, метрологии и сертификации.
Страны Содружества участвуют в освоении космоса. Заключено несколько соглашений, в том числе: о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 г.; о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992 г.; о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992 г. Создан Межгосударственный совет по космосу - координирующий орган по формированию и реализации межгосударственных программ в области исследования и использования космического пространства.
В июне 1992 г. страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения. Руководствуясь принципами гуманизма, стороны обязались оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению учреждений здравоохранения с возмещением затрат направляющей стороной либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами.
В мае 1992 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области культуры.Страны СНГ взяли обязательство создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена и сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области образования государства Содружества гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность, независимо от национальной принадлежности или иных различий. Заключены также Соглашение о принципах признания и ностри-фикации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней и Соглашение об учреждении Международной ассоциации государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и утверждении ее Устава.
На январь 1998 г. в рамках СНГ заключено около 1300 многосторонних и двусторонних соглашений. К сожалению, добрая половина из них значатся только на бумаге, а в жизни они не действуют. Поэтому одна из главных задач будущего развития СНГ - повысить эффективность механизма реализации заключенных соглашений.
В октябре 1994 г. Совет глав государств принял Меморандум "Основные направления интеграционного развития Содружества Независи-
мых Государств". Разрабатывается Программа интеграционного развития СНГ. Предстоит последовательно формировать эффективную интеграционную структуру Содружества. Особое значение при этом приобретает согласованность действий стран СНГ, предпринимаемых на межгосударственном и межправительственном уровнях, а также в рамках Межпарламентской ассамблеи.
Назрела необходимость совершенствования и повышения эффективности уставных органов и рационализации структуры Содружества. Жизнь требует создания механизма взаимодействия государств СНГ, обеспечивающего выполнение многосторонних международных соглашений в органичном сочетании с принятием уставными органами Содружества оперативных, в том числе обязательных, решений в пределах их компетенции и выработкой эффективной системы контроля в этой сфере. Возникает потребность в предоставлении некоторым органам СНГ определенных надгосударственных полномочий в согласованных сферах.
Интеграционный процесс в рамках СНГ должен быть ускорен. Однако он должен носить естественный характер. Все это в полной мере зависит от доброй воли его участников. Осознанное стремление народов к интеграции требует продолжить поиск новых более тесных организационных мер сотрудничества государств Содружества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каким образованием является СНГ с точки зрения международного права?
2. Назовите цели и принципы Содружества.
3. Каковы функции органов СНГ?
4. Расскажите о военно-политическом сотрудничестве в рамках Содружества.
5. Как решается проблема прав человека в СНГ?
6. Как осуществляется экономическое сотрудничество в СНГ?
ЛИТЕРАТУРА
Блшценко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // МЖМП. 1997. № 1. С. 4.
Гречко Л. В., Шинкарецкая Г. Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 63.
Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М., 1995.
Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.
О совершенствовании правовых и политических основ деятельности СНГ (рекомендации Российской академии наук) // Дипломатический вестник. 1994. № 19-20. С. 57. •
Политико;правовые проблемы Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1993. № 7. С. 107.
Пустогаров В. Правовой статус СНГ // Государство и право. 1993. № 2. С. 27.
Пустогаров В. Содружество в ракурсе международного права // Международная жизнь. 1992. № 8. С. 23.
Страны бывшего СССР и европейская безопасность. М., 1994.
Фисенко В.Н., Фисенко И.В. Хартия сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1993. № 3. С. 37.
Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. Справочник. М., 1998. С. 270.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|