ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН И ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Осуществляя многостороннюю дипломатию, государства поддерживают официальные отношения не только между собой, но и с международными организациями. В этих целях государства-члены учреждают постоянные представительства при международных организациях, а также направляют делегации для участия в работе сессий этих организаций или их органов.
Правовой статус постоянных представительств при международных организациях, миссий постоянных наблюдателей при них, делегаций государств в органах международных организаций и на международных конференциях, делегаций наблюдателей в органах международных организаций и на международных конференциях определен Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
Каждое из государств - членов Организации Объединенных Наций имеет свое представительство при ней. Это представительство выполняет следующие функции: представляет свое государство; поддерживает связи своего государства с ООН; информирует его о деятельности ООН; обеспечивает участие в ООН своего государства; ведет от имени своего государства переговоры с ООН; защищает в ООН интересы своего государства.
Для того чтобы успешно выполнять названные функции, представительства государств при ООН и других международных организациях пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями. В их числе: неприкосновенность помещений представительства, освобождение их от обложения налогами, свобода сношений для всех официальных целей. Личные иммунитеты и привилегии идентичны тем, которые имеют дипломаты.
Государства, не являющиеся членами ООН или других международных организаций, направляют туда своих наблюдателей. Они могут быть постоянными либо периодически направляемыми на заседания тех или иных органов международных организаций или на международные конференции. В 1946 г. Швейцария как нечлен ООН учредила миссию постоянных наблюдателей при этой организации, в 1956 г. так же поступило государство Монако. Статус наблюдателя при ООН получили в 1974 г. Организация освобождения Палестины, в 1994 г. - Содружество Независимых Государств.
Till
Делегации наблюдателей во всем, что касается их назначения, состава, иммунитетов и привилещй, приравниваются к делегациям государств - членов международных организаций и участников международных конференций.
Что касается привилегий и иммунитетов представителей государств -• членов специализированных учреждений ООН, то они мало чем отличаются от иммунитетов и привилегий представителей государств в ООН.
§ 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МИССИИ
Специальные миссии и делегации на международных конференциях и двусторонних переговорах являются временными зарубежными органами внешних сношений государств. Они состоят из главы делегации, ее членов, советников и экспертов. Полномочия специальных миссий определяются главой государства, главой правительства, внешнеполитическим ведомством или его главой в зависимости от задач специальных миссий и ее уровня. Всего насчитывается свыше 20 видов специальных миссий (делегации на двусторонних переговорах, на различных церемониях, например, при вступлении в должность главы государства, на юбилеях, похоронах).
Правовой статус специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., в которой в основном кодифицированы обычные нормы и сложившаяся практика в этой области. Конвенция вступила в силу в 1985 г., в ней участвуют 30 государств. Россия не участвует.
По сравнению с дипломатическими представительствами специальные миссии имеют ряд отличительных признаков: 1) их функции ограничены во времени и имеют целевое назначение; 2) главой миссии и ее членами могут быть лица, ранее не имевшие дипломатического статуса; 3) специальную миссию может осуществлять и одно лицо.
Конвенция о специальных миссиях 1969 г. установила, что иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала, установленные Венской конвенцией 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ
Каждое государство имеет свои особенности, историю, культуру, традиции. В процессе многовекового развития выработаны общепринятые правила и условности, сложились определенные традиции, которые соблюдаются правительствами, внешнеполитическими ведомствами, ди-
шюматическими представительствами, дипломатами и другими официальными лицами в международном общении. Совокупность таких правил, традиций и условностей принято называть дипломатическим протоколом .
В средние века под протоколом понимались правила оформления документов и ведения архивов. Позднее термин "протокол" стали увязывать с дипломатией а дипломатической службой. Он наполняется все более полным содержанием: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала.
История Российского государства XV-XVII вв. богата примерами становления дипломатического протокола. Так, прием иностранных послов в царском дворце обставлялся особым церемониалом, который подчеркивал величие и престиж царской власти. Сам же царь восседал на троне в шубе, расшитой золотом и украшенной самоцветами, с золотыми цепями на груди. Многие послы целовали руки царя. Рукопожатия удостаивались лишь равные.
Менялись времена, изменялись и нормы дипломатического протокола. В настоящее время обязательно соблюдаются нормы протокола в тех случаях, когда происходят признание государств, установление дипломатических отношений, назначение глав дипломатических представительств, вручение верительных грамот, осуществление дипломатических визитов. На основе дипломатического протокола проводятся беседы и ведутся переговоры, подписываются договоры, организуются встречи и проводы официальных делегаций, созываются международные совещания, конференции, отмечаются разного рода праздничные и траурные события.
В соответствии с дипломатическим протоколом проводятся дипломатические приемы, поддерживается дипломатическая переписка, осуществляется представительская работа. Словом, трудно найти какую-либо внешнеполитическую акцию, которая могла бы быть реализована без учета дипломатического протокола.
В основу норм дипломатического протокола положены принципы международной вежливости. Не существует каких-либо единых норм международного права, которые обязывали бы государства оказывать, например, строго определенные почести главе государства при его официальном визите в страну.
Визиты государственных деятелей и делегаций в зависимости от программы пребывания (прибытия) подразделяются на официальные и неофициальные визиты, деловые встречи и визиты проездом.
Вуд Дж. и Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976; Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.
'
При официальном визите главы государства или возглавляемой им делегации на аэродроме (вокзале) высокого гостя встречает член (члены) руководства страны пребывания. Здесь поднимаются государственные флаги государства гостя и страны пребывания. Выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, оркестр исполняет государственные гимны двух стран. Автомашину главы государства по пути с аэродрома в столицу и в официальных поездках по городу сопровождает почетный эскорт мотоциклистов. Таков же и порядок проводов высокого гостя. Церемония встречи завершается в столице, куда высокий гость направляется для размещения в резиденции.
В честь высокого гостя дается официальный обед (завтрак) от имени главы государства пребывания. На нем предусматривается, как правило, обмен речами. В протокол официального визита глав иностранных государств обязательно включается представление глав дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Если программа визита включает поездку по стране, то церемония официальных проводов организуется в столице, а отъезд высокого гостя из страны пребывания организуется, как правило, без заезда в столицу. В поездке по стране главу государства сопровождает официальное лицо страны пребывания.
К неофициальным визитам относятся приезды иностранных государственных деятелей на отдых, лечение, по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или туриста. При этих визитах страна пребывания протокольных мероприятий не организует.
Деловые встречи происходят при прибытии иностранных государственных деятелей или делегаций на переговоры, консультации, для участия в международных совещаниях или конференциях, на открытие национальных выставок, подписание договоров и другие подобные мероприятия. При прибытии иностранного гостя на деловую встречу в месте его встречи (проводах) поднимаются государственные флаги страны пребывания и государства гостя. Воинские почести при встрече (проводах) не предусматриваются, государственные гимны не исполняются. На аэродроме (вокзале) высокого гостя или делегацию встречают официальные лица страны пребывания. В честь прибывших гостей со стороны страны пребывания дается завтрак (обед), ответные мероприятия со стороны гостей не предусматриваются.
Необходимо отметить, что каждое государство в том или ином случае поступает в соответствии со своими правилами приема иностранных гостей различного уровня. При этом оно руководствуется существующей международной практикой, взаимностью, национальными традициями и обычаями народа.
В силу международного характера дипломатического протокола соблюдение его норм в общении между государствами считается обязательным. В противном случае могут быть серьезные осложнения. Про-
токол служит средством реализации и конкретизации основополагающих принципов международного права. Так, принцип равноправия государств проявляется в очередности представления президенту дипломатов страны пребывания, в том, как рассадить делегации на международных конференциях и дипломатов на дипломатических приемах, и т.д. Любое отступление от соблюдения общепринятых норм рассматривается как нанесение ущерба достоинству и чести государства.
В то же время дипломатический протокол весьма гибок. В зависимости от состояния отношений между странами всегда есть возможность придать различные оттенки протокольным правилам. Например, можно придать большую или меньшую торжественность официальным церемониям повышением или понижением уровня представительства на них.
В последние годы наблюдается общая тенденция к рационализации протокола, некоторых элементов ритуала. Вместе с тем эти изменения не затрагивают основополагающих принципов и норм международного права.
Дипломатический протокол - это живой организм, который находится в постоянном развитии. Впитывая все новое и прогрессивное, он является важным инструментом укрепления взаимовыгодного сотрудничества государств, способствует реализации принципов и норм международного права.
§ 9. КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Наряду с дипломатическими отношениями государства издавна устанавливают и консульские отношения. Институт консульства сложился много веков назад. Он был вызван потребностями развивающейся торговли. В ту эпоху консульские задачи ограничивались лишь защитой перед местной властью торговых интересов купцов, разрешением споров между ними. Постепенно консульские функции стали расширяться.
Деятельность дипломатических представительств связана прежде всего с политическими аспектами международных отношений. Консульские же учреждения как особые органы внешних сношений за рубежом создаются государствами для поддержания и развития экономических, правовых и иных производных от них связей.
Согласие, данное на установление дипломатических отношений между государствами, означает, если иное не оговорено, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений.
В отличие от дипломатического представительства, которое ведает всем, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет спе-
циальную компетенцию только в пределах отведенного ему консульского округа. Отсюда и еще одна особенность консульств - поддерживать отношения только с властями своего консульского округа.
Следует отметить, что термины "консульские учреждения" и "консульские представительства", которые употребляются в теории и на практике,^ в принципе правомерны и почти равнозначны. Небольшое отличие состоит лишь в том, что консульские учреждения в целом можно подразделить на консульские отделы дипломатических представительств и существующие отдельно консульские учреждения.
Правовой основой деятельности консульских учреждений являются международные соглашения, внутригосударственное законодательство и в отдельных случаях - международный обычай. Многосторонним соглашением, регламентирующим консульскую службу государств, стала Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которую СССР ратифицировал лишь в 1989 г.
Весьма развита практика заключения между государствами двусторонних консульских конвенций, в которых подробно регулируются вопросы консульских отношений между договаривающимися сторонами. Россия заключила консульские конвенции более чем с 70 государствами. Кроме того, почти все государства имеют свои консульские уставы и иные нормативные акты, специально регулирующие вопросы консульской службы.
Впервые Консульский устав в России был принят в 1893 г. Он действовал до 1917 г. В Советском Союзе Консульский устав принимался дважды: в 1926 г. и в 1976 г. Последний действует и в настоящее время.
В мировой практике общепринято установление следующих консульских учреждений: а) генеральных консульств; б) консульств; в) вице-консульств; г) консульских агентств. Их возглавляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы и консульские агенты. Обычно под термином "консул" как собирательным понимают любого из перечисленных глав консульских учреждений, а также заведующего консульским отделом дипломатического представительства.
Консулы бывают штатные и нештатные (почетные). Нештатные в отличие от штатных не состоят на государственной службе. Ими могут быть как собственные граждане, так и иностранцы. Нештатные консулы не получают регулярной заработной платы за выполнение консульских функций. Но им разрешено заниматься коммерческой деятельностью.
В России институт нештатных консулов появился во второй половине XVIII в. Например, в 1767 г. российским консулом во французском г. Бордо стал шведский подданный Арвид Витфот, который в своем прошении на имя императрицы Екатерины Великой указывал, что знает торговое дело, имеет торговый дом в Бордо и согласен служить без жалованья. В XIX-XX вв. Россия имела широкую сеть нештатных консулов за границей. А вот Советский Союз полностью отка-
зался от услуг нештатных консулов. Лишь в 1990 г. появилось первое почетное консульство СССР в Боливии. Ныне Россия все шире использует институт нештатных консулов.
Персонал консульского учреждения делится на три категории: а) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; б) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу; в) обслуживающий персонал.
Основными функциями консульских учреждений являются: защита в государстве пребывания интересов своего государства, его физических и юридических лиц;
содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей, а также дружественных отношений между страной консула и государством пребывания;
выяснение всеми законными средствами условий и событий в политической, правовой и экономической жизни своего округа и информирование об этом ведомства иностранных дел своего государства;
выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан своего государства;
представительство в судах и других органах страны пребывания^ выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздушного флотов своей страны, а также их экипажей и др.
При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться международным правом, правом своего государства, а также учитывать право страны пребывания.
Порядок назначения консулов. Всоответствии со ст. 10 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Формальности в назначении и допущении консулов определяются законом, правилами и обычаями представляемого государства и страны пребывания.
В том государстве, которое представляет консул, он должен получить документ, который носит название консульский патент. Этот документ подписывается либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства в зависимости от того порядка, который принят в данном государстве. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам властям государства, куда собирается прибыть консул для получения экзекватуры - согласия на исполнение консулом его обязанностей.
Получив консульский патент, власти государства будущего пребывания консула решают вопрос о возможности допущения его к исполнению служебных обязанностей в определенном консульском округе. Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Обычно экзек-
п
ватуру выдают внешнеполитические ведомства, однако это определяется внутренним законодательством каждого государства.
Естественно, принимающее государство может и отказать в выдаче экзекватуры, причем не мотивируя причин отказа. Однако на практике часто бывает так, что консул еще до получения экзекватуры временно выполняет консульские функции, о чем государства договариваются заранее. Такая практика находит отражение в консульских конвенциях.
Консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента выдачи экзекватуры. Как раз в этом и состоит правовое значение данного документа.
Как в дипломатическом праве есть понятие "дипломатический корпус", так и в консульском праве имеется понятие "консульский корпус". Под ним понимается совокупность всех консулов, которые находятся в определенном консульском округе данной страны. Поскольку в одном государстве может быть несколько консульских округов, постольку в нем может быть и несколько консульских корпусов. Иногда под консульским корпусом понимают совокупность всех консульских представителей данной страны за рубежом.
Если же речь вести о консульском корпусе в широком смысле, то надо говорить о всех лицах, работающих в иностранных консульствах и получивших от страны пребывания консульские карточки, которые подтверждают их служебное положение и необходимость положенных им привилегий и иммунитетов. В число членов консульского корпуса в широком смысле обычно включают и членов семей консульских работников. Наряду с дипломатами консулы при национальных торжествах приглашаются на прием к высшему представителю местной власти. Деканом (дуайеном) консульского корпуса считается старший по рангу и ранее получивший экзекватуру консульский представитель.
Прекращение функций консула.Деятельность консула прекращается в следующих случаях: отзыва его назначившим государством; объявления persona non grata; выхода территории расположения консульского округа из-под суверенитета государства пребывания; закрытия консульского учреждения; вооруженного конфликта между государством, которое направило консула, и государством, которое приняло его. Консульские отделы при дипломатических представительствах возглавляются заведующими, которые признаются в качестве консула. Однако им не выдаются консульские патенты и экзекватура, и действуют они как часть дипломатического персонала.
§ 10. КОНСУЛЬСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ
Консульские иммунитеты и привилегии- это совокупность особых прав, преимуществ и льгот, которые предоставляются иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, опре-
деляемом договорами и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.
С тех пор, как существует институт консульства, консулы всегда пользовались особым статусом. Их иммунитеты и привилегии постепенно расширялись. Тем не менее они не смогли сравняться с иммунитетами и привилегиями дипломатов. Основное отличие состоит в том, что консульские иммунитеты и привилегии носят функциональный характер. Это значит, что они предоставляются консулам не во всех случаях, а только тогда, когда они совершают действия в рамках своих официальных служебных обязанностей. Это отражено в Венской конвенции 1963 г. В то же время в практике ряда государств прослеживается тенденция к приближению, а то и к полному совпадению иммунитетов и привилегий консульств и их должностных лиц с дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Консульские иммунитеты и привилегии можно подразделить на:
а) иммунитеты и привилегии консульских учреждений;
б) личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц и служащих.
К иммунитетам и привилегиям консульских учреждений относятся:
неприкосновенность консульских помещений, за исключением случаев пожара или другого стихийного бедствия;
неприкосновенность служебных архивов, переписки, имущества и средств передвижения, которые принадлежат консульству;
освобождение от обыска, реквизиции и других исполнительных действий;
освобождение от всех налогов и таможенных пошлин;
свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульствами своего государства;
право вывешивать флаг и укреплять герб на здании консульства и на автомобилях главы консульского представительства.
К личным иммунитетам и привилегиям консульских должностных лиц относят прежде всего личную неприкосновенность, т.е. свободу от ареста или предварительного заключения до вынесения судебного приговора, за исключением случаев совершения тяжких преступлений. Таким образом, они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуты Другим формам ограничения свободы лишь во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу.
Все должностные лица консульского учреждения, а также его служащие освобождаются от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Что касается частных действий указанных лиц, то в этих случаях к ним применяются соответствующие законы страны пребывания.
Сотрудники консульских учреждений могут быть вызваны в качестве свидетелей по судебным и административным делам. Однако они не
обязаны давать показания по тем вопросам, которые связаны с их консульской деятельностью, или предоставлять относящуюся к ней корреспонденцию .
Должностные лица консульств, а также члены их семей, кроме обслуживающего персонала, освобождаются, как правило, на условиях взаимности от налогов и пошлин, в том числе и таможенных сборов на предметы личного пользования.
Консульские иммунитеты и привилегии в значительной степени зависят от двусторонних консульских конвенций, в которых, как правило, предусматривается взаимное расширение таких иммунитетов и привилегий. Кроме того, во внутреннем законодательстве государств могут содержаться нормы, в которых затрагивается правовой статус консульских учреждений и их персонала.
Таким образом, иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц создают довольно прочные правовые гарантии для нормального выполнения консулами возложенных на них обязанностей, что в конечном итоге способствует развитию делового, взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое право внешних сношений и каковы его основные институты?
2. Расскажите о полномочиях внутригосударственных органов внешних сношений Российской Федерации.
3. Каков правовой статус дипломатических представительств?
4. Расскажите о статусе консульских учреждений.
5. Какими привилегиями и иммунитетами обладают дипломатические представительства и консульские учреждения и их персонал?
ЛИТЕРАТУРА
Блшценко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 1990.
Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
Ковалев А. Азбука дипломатии. М., 1993.
Российская дипломатия в портретах. М., 1992.
Сандровский К.К. Дипломатическое и консульское право // Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1990.
iukaszuk L. Prawo konsulame. Warzawa, 1988.
Luke Т. Lee. Consular Law and Practice. Oxford, 1991.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|