Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые аспекты борьбы с отмыванием денег. Мировой опыт





Рост цен в сфере недвижимости, в системе распределения и других областях экономики, происходящий под флагом чего бы это ни стоило, с высокой степенью вероятности, объясняется необходимостью быстрого отмывания так называемых грязных денег. Наличие крупных капиталов требует обязательного подтверждения того, что они являются результатом некой деятельности. Следовало бы остановиться на некоторых последствиях отмывания грязных денег, истинные масштабы которых проявляются далеко не сразу. Прежде всего, нужно учитывать, что вливание огромных масс наличности, получаемой в результате незаконной деятельности, всегда пагубно отражается как на внутренних, так и на международных экономических системах. Принцип свободной экономической конкуренции серьезно нарушается, если представители деловых кругов — мафиозных или нет — в состоянии финансировать свои операции, не прибегая к банковскому кредиту, то есть к нормальным каналам финансирования[40].

Говоря о влиянии на международные рынки накопленных организованной преступностью крупных капиталов, необходимо отметить, что преступное проникновение проходит в основном по двум взаимосвязанным направлениям: денежные и финансовые инвестиции. Первое направление развивается по банковским каналам. Что касается финансовых инвестиций, то здесь организованная преступность стремится установить контроль за предприятиями высокорентабельных отраслей экономики. Такая двойственная, денежно-финансовая, тактика может, в некотором смысле, считаться экономическим оружием, нацеленным на подрыв стабильности государства, против которого направлена преступная акция. Организованная преступность в состоянии мобилизовать колоссальные денежные суммы для проведения спекуляций, которые могут в отдельных случаях повлиять на валютный курс, определив таким образом экономическую политику в некоторых странах.



Отмывание денегявляется комплексной проблемой, включая вопросы разработки соответствующего законодательства и его реализации в правоприменительной практике, административные рамки, нравственные аспекты. Отмывание денег тесно переплетается с коррупцией. Не случайно ряд законов США по борьбе с отмыванием денег используются в ходе судебных дел о коррупции, а также включают коррупцию в преступления, служащие основой отмывания денег. Механизмы отмывания денег чрезвычайно разнообразны и охватывают разные по характеру операции. Это значительно осложняет регулирование данной проблемы на основе одного законодательного акта. Поэтому во многих странах существует целая система законов и подзаконных актов, предусматривающих и предотвращающих отмывание денег. К числу таких правовых актов относятся законы, определяющие те или иные аспекты частной жизни или секретности, вопросы финансового, банковского, таможенного регулирования, правила и порядок лицензирования и регистрации компаний[41].



Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов - федеральные акты и законы штатов. К числу федеральных законов относятся: "The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act" (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием "Bank Secrecy Act" - BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с "отмыванием" денег (1986).

"Bank Secrecy Act" установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.



Закон США "О борьбе с отмыванием" денег установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по "отмыванию" денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:

1. намеренно способствует такой незаконной деятельности.

2. знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами

3. знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции.

Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также "отмыванием" денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:

1. намеренно способствует такой незаконной деятельности,

2. знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов,

3. знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими,

4. знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции. В инструкции Минфина подробно описываются признаки "подозрительности" сделки и процедура действий банковского служащего. Наказания за нарушения указанных правил - крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в "отмывании" денег.

Обязательным требованием является наличие у каждого банковского учреждения специальной программы по борьбе с "отмыванием" денег. Система отчетности, введенная законом, позволяет отслеживать указанные этапы "отмывания" денег.

Для координации деятельности по "отмыванию" преступных капиталов в Великобритании создана специализированная Объединенная рабочая группа, в состав которой входят ведущие деятели финансового сектора экономики. Оперативной работой занимается Национальная служба Великобритании по финансовым расследованиям, в составе которой имеется Бюро по валютным расследованиям.

В основных нормативных документах, относящихся к этой области (Руководящие положения для финансовых структур по борьбе с "отмыванием" денег, Уголовный кодекс Великобритании и Регламент по борьбе с "отмыванием" капиталов, изданные в 1993 г.), учтены требования и рекомендации Директивы ЕС по борьбе с "отмыванием" капиталов.

В новом уголовном законодательстве предусмотрены более жесткие санкции за доходы, полученные преступным путем, в том числе связанные с наркобизнесом и терроризмом. Уголовным преступлением считается также и бездействие финансовых учреждений, в результате которого стала возможной легализация незаконно полученных средств. Преступными считаются действия физических лиц, содействующих кому-то в "отмывании" денег путем их сокрытия, хранения или инвестирования, а также если эти лица знают или подозревают, что денежные средства являются доходом от серьезных уголовных преступлений. Наказание - 14 лет лишения свободы и штраф; за разглашение информации преступнику или третьему лицу - до 5 лет; за недонесение о ставших известными операциях по "отмыванию" денег - до 5 лет. На сегодняшний день Великобритания собирается вводить новые меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов правительство Соединенного королевства подготовило новый закон о мерах по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Ожидается, что он будет утвержден до конца парламентской сессии, которая завершится в июле 2005 года. Правительство утверждает, что при разработке закона были учтены рекомендации компаний, критиковавших предлагаемые меры. Однако эксперты продолжают утверждать, что закон ухудшит деловой климат в Великобритании и снизит привлекательность этой страны для ведения бизнеса. Эксперты считают некоторые положения закона неоправданно жесткими. Наибольшее недовольство вызывают положения, которые касаются схем налоговой оптимизации, связанных с использованием векселей. Еще один спорный момент - положения закона о налоговом арбитраже, который предполагает использование различий в налоговых системах разных стран. Эксперты считают, что принятие нового закона приведет к неопределенности на рынке. По их мнению, предлагаемые правительством меры были недостаточно проработаны из-за нехватки времени на консультации[42].

Контроль над отмыванием денег в Германии. Состав преступления "отмывание денег" определен в Уголовном Кодексе ФРГ. В соответствий с §261 УК подлежит уголовному наказанию лицо, которое скрывает предмет имущества, полученный в результате преступного деяния другого лица, предусмотренного Законом о наркотических средствах - "Торговля наркотиками" - или в результате преступного деяния, довершенного членом преступного сообщества, а также которое утаивает происхождение этого предмета или препятствует или ставит под угрозу срыва выявление его происхождения, обнаружение, взыскание или конфискацию данного предмета. То же самое относится к получению, хранению или использованию указанного предмета. Уже только одна попытка предпринять перечисленные действия грозит наказанием. Ссылка на неосведомленность относительно происхождения сомнительного предмета не снимает ответственности с получателя, распорядителя или пользователя. Ответственности подлежит также тот, кто легкомысленно, то есть вследствие грубой небрежности, не выяснил, что предмет имеет происхождение от одного из перечисленных преступных деяний.

Кредитные институты обязаны предоставлять федеральным властям необходимую информацию лишь при явных признаках легализации "грязных" денег, идентифицировать своих клиентов во время осуществления сделок, а также в течение определенного времени хранить эти сведения. Используются в этих целях и документы, предназначенные для предоставления в налоговые органы.

Большинство стран ЕС борются с отмыванием денег от таких видов преступлений (чаще всего тяжких), как, торговля оружием, наркотиками, людьми, предметами старины, человеческими органами, терроризм, проституция, мошенничество, нелегальная игра, похищение людей, шантаж и грабеж.

В частности, Уголовный Кодекс Австрии объявляет преступлением отмывание всех активов, полученных от совершения серьезных преступлений, влекущих заключение в тюрьму на срок более трех лет.

Уголовный Кодекс Бельгии рассматривает в качестве основы для отмывания денег все преступления. Специальный закон об отмывании денег от 11.01.1993г. включает терроризм, организованную преступность, торговлю наркотиками, оружием, использование подпольного труда, торговлю людьми, проституцию, незаконное использование гормонов в животных, торговлю человеческими органами, мошенничество, нарушающее финансовые интересы Европейского Сообщества, серьезное и организованное мошенничество в отношении налогов, коррупцию, нетипичные инвестиции, мошенничество, взятие в заложники, кражу или вымогательство с применением насилия и угроз и ложное банкротство.

В Испании Уголовный Кодекс ст. 301 относит отмывание денег к разделу о взятках и сходных преступлениях. В него включены все серьезные преступления со сроком тюремного заключения более трех лет. Закон об отмывании денег включает борьбу с доходами от организованных преступлений, терроризма, торговли наркотиками.

Списки преступлений, являющихся основой отмывания денег, не являются окончательными. Они пополняются странами по мере надобности или их готовности проводить расследование иных оснований для отмывания денег. Во многих странах борьба с отмыванием денег началась исторически с борьбы с наркотиками и лишь позднее распространилась и на другие, в первую очередь, тяжкие преступления. Греческий закон включал первоначально 16 пунктов, и в последующем был расширен другим законом. Список США за несколько десятилетий вырос до 164 пунктов, причем в настоящее время он включает не только тяжкие преступления, но и многие другие, менее опасные для общества и индивидуумов деяния.

В разных странах по-разному решается вопрос о том, включать ли в этот список такие преступления, как уклонение от уплаты налогов, нарушение коммерческой тайны, коррупция. Так Европейский Союз ужесточает борьбу с отмыванием денег, так Европарламент принял третью директиву по борьбе с отмыванием доходов. Она основывается на действующем законодательстве ЕС и учитывает результаты ревизии рекомендаций Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Директива была окончательно утверждена на саммите министров финансов стран Евросоюза (ECOFIN), который состоялся 7 июня 2005 года в Люксембурге. Директива обязывает адвокатов, нотариусов, агентов по недвижимости, сотрудников казино и компаний, которые оказывают юридические и финансовые услуги, предпринимать определенные действия в случае, если они имеют дело с наличными платежами, превышающими сумму в 15 тысяч евро. В частности, директива предписывает проверять личность клиента и историю деловых отношений с ним, а также сообщать о любых подозрениях в компетентные органы - как правило, в службы финансовой разведки. Кроме того, директива предусматривает дополнительные требования и гарантии в ситуациях повышенного риска, например, при проведении операций с корреспондентскими банками за пределами Европейского Союза. Как заявил комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка Чарли Маккриви, совместные действия Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС позволили быстро внедрить самую современную систему борьбы с отмыванием доходов. По словам Маккриви, принятые меры будут способствовать обеспечению стабильности финансового сектора.

Рассматривая мировой опыт борьбы с легализацией доходов средств хочется сделать некоторые выводы применительно к ситуации сложившейся в нашей стране, рекомендации по борьбе с отмыванием денежных средств (Приложение 9)

Для ограничения возможностей совершения мошеннических действий по купле-продаже векселей и других ценных бумаг специалисты рекомендуют выполнять следующие требования:

· для разных документов использовать разные бланки и печати, образцы которых должны быть только в тех организациях, которые работают с банком;

· резко ограничить доступ сотрудников банка, не имеющих к этому отношения, ко всем видам бланков, образцам подписей руководителей и печатей банка;

· ввести систему защиты самих бланков, подделка которых с использованием компьютерной техники невозможна (в первую очередь это относится к использованию специальных сортов бумаги и водяных знаков);

· не допускать служащих (а тем более представителей других организаций) к составлению и печати документов, к которым по роду работы они отношения не имеют;

· использовать для пересылки важных финансовых документов защищенные каналы связи и защищать передаваемую информацию;

· четко прописывать в договорах систему приема-передачи ценных бумаг и оговаривать порядок перепроверки документов, используя как минимум двойную систему проверки: предоставление письменного документа и устное распоряжение руководителей, имеющих соответствующие права;

· тщательно проверять контрагентов по сделкам, используя все доступные для этого средства (желательно при этом копирование документов, удостоверяющих личность).

Очень важно, чтобы вся система защиты строилась на соблюдении строгой конфиденциальности ее организации, о которой должен быть осведомлен только ограниченный круг работников банка, причем каждый из них должен знать только ее отдельный элемент.

Кроме мероприятий по проверке конкретной сделки, в масштабе города (региона) целесообразно:

· создавать банки данных об участниках вексельных сделок (их деловой активности, платежеспособности, наличии просроченных долговых обязательств, лицах, замеченных в совершении сомнительных сделок и мошенничеств, типичных схемах-предложений, предлагаемых мошенниками).

· систематически публиковать информацию о рейтинге векселедателей и акцептантов, разработав методику оценки их финансового состояния (такая работа уже проводится рядом банков и других коммерческих структур, работающих на рынке ценных бумаг).

Цель таких мероприятий - повышение прозрачности вексельного рынка и значительное уменьшение числа злоупотреблений с использованием векселей, и, как следствие, стабилизация и декриминализация этого рынка.

Особое значение при выявлении и раскрытии мошенничеств с использованием векселей необходимо придавать организации взаимодействия между банками, в частности их службами безопасности, и оперативными подразделениями по борьбе с экономическим преступлениям территориальных подразделений МВД[43].

Так как выше более подробно была освещена подделка векселей, то в заключении хочется сказать о мерах по ограничению использования поддельных векселей

В связи со значительным ростом преступлений, связанных с подделкой ценных бумаг, Правительство Российской Федерации 24 января 1995 г. приняло Постановление №78 "О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации", в соответствии с которым производимые и ввозимые в установленном порядке на территорию Российской Федерации векселя подлежат экспертной оценке, а также учету Министерством финансов Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Предприятия и организации, имеющие лицензии Минфина России, представляют ежемесячно в этот орган по 6 экземпляров всех изготовленных бланков с приложением сертификата качества. По 3 экземпляра всех бланков ценных бумаг с приложением сертификатов качества остаются в справочно-информационном фонде Министерства финансов, созданном на базе ВНИИ Госзнака, и по 3 экземпляра передаются в Министерство внутренних дел. Для успешной работы на вторичном рынке ценных бумаг необходимо обладать информацией о финансовом положении эмитентов векселей, условиях их выпуска и обращения, о внешнем виде и реквизитах самого векселя, о возможных подделках. "Финансовая газета" и другие печатные органы периодически помещают такую информацию. Целесообразно обладать также информацией о добросовестности и надежности контрагента, продающего вексель на вторичном рынке.

Покупатели ценных бумаг на фондовом рынке могут обратиться в справочно-информационный фонд Министерства финансов, где за соответствующую плату им проведут экспертизу ценной бумаги, определят ее подлинность. В этом же справочно-информационном фонде по телефону можно получить информацию о существовании того или иного векселя и о его параметрах. Такими возможностями обладают и специалисты региональных филиалов Сбербанка России.

Приемлемым способом определения подделки векселей до их приобретения является также обращение к эмитенту, выпустившему векселя, специалисты которого имеют возможность проверить их на подлинность.

В заключении нельзя не отметить, что особенность преступлений, связанных с отмыванием денег, состоит в их вспомогательном характере. Это означает, что подобные преступления служат основой для продолжения и расширения преступной деятельности в других областях.С учетом этого факта целью законов о борьбе с отмыванием денег является не только создание системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием денег задача состоит в обнаружении и пресечении преступлений, лежащих в основе отмывания денег, вполне очевидно, какую опасность представляют из себя незаконные капиталы по отношению к экономической системе не только одного государства, но и всего мира. Все это лишний раз подтверждает необходимость тесного сотрудничества между государствами на уровне законодательства и действий правоохранительных органов[44].

 

 

Заключение

При рассмотрении сущности векселя как финансового инструмента и его роли в экономике страны следует исходить из того, что вексель как ценная бумага, регулирующая базисные финансово-экономические отношения между участниками рынка и обладающая многими эффективными функциями, близкими к функциям денег, является весьма универсальным инструментом финансового рынка. Развитие вексельного обращения в мировой экономике привело к отделению момента оплаты товара от момента отчуждения денег, к ускорению товарооборота, и, следовательно, к увеличению скорости денежного обращения. Вексель зарекомендовал себя как один из самых эффективных финансовых инструментов, выполняя функции кредитного и расчетно-платежного средства. Он успешно регулирует взаиморасчеты, способствует сглаживанию кассового разрыва, необходим в операциях на внутреннем рынке и в экспортно-импортных операциях.

Ситуация, сложившаяся в части отмывания денежных средств в России, не может не привлекать внимание также налоговых и правоохранительных органов. Возможно, именно поэтому проблема легализации денег признана одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Ревизиями и проверками финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, проведенными Управлением ревизий и финансового контроля (УРФК) при ГУИН Минюста России в период 2002-2004 годов, были установлены серьезные финансовые нарушения в сфере вексельного обращения, в результате которых экономическим интересам причинен значительный материальный ущерб.

Практика деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию отмывания денежных средств, свидетельствует о наличии определенных трудностей, которые связаны, в основном с непроработанностью законодательства, причем гражданского, уголовного, уголовно-процессуального. Именно недостаток норм, регулирующих правоотношения между субъектами, а также государством, не позволяют правоохранительным органам в полной мере эффективно осуществить контрольные мероприятия.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы: причины, обусловившие возможность криминального использования векселей являются слабый контроль со стороны государства за эмиссией и обращением векселей. В отличие от других видов ценных бумаг операции с векселями не требуют государственной регистрации, выпуска и регистрации проспекта эмиссии. Это означает, что лицо, выпускающее векселя, не обязано сообщать о себе данные, которые позволили бы оценить реальность исполнения обязательств перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Законодательство не требует, чтобы та сумма, на которую выпущены векселя, соотносилась каким-либо образом с размерами материальных активов, реально находящихся в распоряжении векселедателя. Использование векселей позволяет осуществлять расчеты по коммерческим операциям без использования банковских счетов, что создает дополнительные возможности для отмывания денежных средств, приобретенных незаконным путем. Сложность правового регулирования вексельного обращения, утрата традиций использования векселей. Несовершенство инфраструктуры вексельного рынка. Криминогенным фактором является отсутствие продуманной системы депонирования и хранения векселей[45].

В дипломной работе были рассмотрены способы и схемы отмывания денежных средств с использованием векселей, также злоупотребления в сфере вексельного обращения, а также основные способы мошеннического использования векселей

Преступления, совершаемые векселедателем простого векселя

Преступления, совершаемые первым векселедержателем

Преступления, совершаемые любым держателем векселя

Преступления, совершаемые по предварительному сговору векселедателя и одного из векселедержателей

Преступления, совершаемые потенциальным приобретателем векселя

Преступления, совершаемые иными участниками вексельных правоотношений

Преступления, совершаемые любыми лицами

Вексельный рынок активно осваивают преступники, используя многообразные мошеннические схемы с целью присвоения финансовых ресурсов. Проведенный анализ мы выявили и рассмотрели типичные способы, схемы совершения преступлений в сфере вексельного обращения.

Меры защиты от злоупотреблений в сфере вексельного обращения

Как результат можно сказать, что для ограничения возможностей совершения мошеннических действий по купле-продаже векселей и других ценных бумаг специалисты рекомендуют выполнять следующие требования: для разных документов использовать разные бланки и печати, образцы которых должны быть только в тех организациях, которые работают с банком; ввести систему защиты самих бланков, подделка которых с использованием компьютерной техники невозможна (в первую очередь это относится к использованию специальных сортов бумаги и водяных знаков); использовать для пересылки важных финансовых документов защищенные каналы связи и защищать передаваемую информацию; четко прописывать в договорах систему приема-передачи ценных бумаг и оговаривать порядок перепроверки документов, используя как минимум двойную систему проверки: предоставление письменного документа и устное распоряжение руководителей, имеющих соответствующие права; тщательно проверять контрагентов по сделкам, используя все доступные для этого средства (желательно при этом копирование документов, удостоверяющих личность)[46].

Важной представляется и проблема определения происхождения средств. Так как именно она позволит действенно противодействовать механизмам легализации. Государству необходимо контролировать обороты предприятий. Отсутствие незаконных доходов сделает вывоз капитала с целью отмывания денег попросту ненужным, как и массу других злоупотреблений.

Основное направление противодействия в сфере «отмывания» денег можно охарактеризовать так: тесное взаимодействие правоохранительных, контрольных органов, банковской системы с детальной проработкой признаков подозрительных сделок и адекватным изменением соответствующего законодательства. Настоятельно необходимо определить статус отдельных органов, их взаимодействие единой системой государственного финансового контроля

Указанные предложения в совокупности с разработкой детальных методических рекомендаций и комплексным планом организационных и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с отмыванием денежных средств, позволят повысить эффективность работы подразделений МВД и ФНС России. В настоящее время среди преступлений, совершаемых в сфере обращения ценных бумаг, преступления, связанные с использованием векселей, наносят самый существенный вред экономическим интересам России, поэтому необходима кропотливая работа во всех направлениях, для создания цивилизованного финансового рынка и обеспечения экономической безопасности страны.

 

 

Список используемой литературы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.