|
Роль правоохранительных органов по предупреждению нарушений законодательства
Негативное воздействие теневой экономики на состояние экономической безопасности, как нами было ранее показано, проявляется в том ущербе, который причиняется всем сторонам экономики страны, а также финансовой системе российского государства. В этой связи, некоторые проблемы теневой экономики могут быть решены общими усилиями всех государственных органов, часть проблем может быть решена контролирующими органами государства, которые способны удержать часть деятельности хозяйствующих субъектов в правовых рамках, а другая часть – только специализированной системой правоохранительных органов.
Из этого следует, что обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она обеспечивается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Таким образом, система органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, представлена законодательными и судебными органами власти, органами со специальным статусом и исполнительными органами[31].
Законодательные органы в указанной системе призваны обеспечить разработку и принятие законодательных актов, направленных на обеспечение экономической безопасности, в том числе путем определения основных направлений деятельности государства по обеспечению экономической безопасности, формулировки правовых предписаний. Роль судебных органов в сфере обеспечения экономической безопасности страны можно свести к защите интересов личности, общества и государства путем принятия решений по конкретным делам, в том числе затрагивающим экономические сферы жизнедеятельности общества и государства.
К числу органов со специальным статусом, обеспечивающим экономическую безопасность страны относятся прокуратура РФ, Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ. В числе контролирующих органов наиболее значительной место занимают Минфин России и Федеральная налоговая служба. Данные органы в основном наделены функциями обеспечения финансовой безопасности России, которая является важнейшей составляющей экономической безопасности.
Однако, поскольку современное состояние экономики, и рост ее теневой составляющей, при котором государство недополучает в казну около 40-50% от доходной части бюджета, представляет собой огромную угрозу национальной безопасности и независимости России[32], то одной из важнейших функций государства является защитная или так называемая охранительная функция, т.е. функция по сохранению целостности экономики страны, оказанию противодействия всевозможным деструктивным и дестабилизирующим воздействиям как внутреннего, так и внешнего характера. ( Приложение 7)
Да, за последние три года, благодаря кропотливой и опасной работе специализированных органов, наша страна добилась ощутимых экономических успехов. Мы можем гордиться не только высокими экономическими показателями, но и важными структурными реформами. Еще недавно мы были «прописаны» в «черном списке» FATF, а уже в 2003 г. присоединились к этой организации наравне с ведущими странами мира. О завоевании авторитета на международной арене свидетельствует и то, что Росфинмониторинг (ФСФМ) был принят в группу «Эгмонт», которая объединяет подразделения финансовой разведки 94 стран. ФСФМ активно сотрудничает с подразделениями финансовых разведок США, Великобритании, Италии, Франции, Чехии, Панамы и ряда других стран. Тесные рабочие отношения налажены с ООН, МВФ, Всемирным Банком и другими международными организациями. Стратегические партнеры ФСФМ - связующее звено в общей системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, которую наряду с ним составляют контрольные государственные органы, финансовые учреждения и правоохранительные структуры. Первые выступают в качестве источников информации, вторые осуществляют надзор и регулирование в финансовой сфере, третьи работают по фактам нарушений. Росфинмониторинг собирает и анализирует информацию о сделках, вызывающих подозрения, и при необходимости направляет ее в правоохранительные органы. Таким образом выявляются все подозрительные сделки и транзакции. Главные партнеры Федеральной службы по финансовому мониторингу - это кредитные организации. Они поставляют более 85% информации, которую получает ведомство. Остальная часть сведений поступает от лизинговых компаний, ломбардов, организаций, занимающихся игровым и страховым бизнесом, сделками с драгоценными металлами. После вступления в силу поправок к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предоставлять информацию в ФСФМ обязаны также адвокаты, нотариусы, лица, занимающиеся предпринимательством в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг. Вся поступившая информация используется для аналитической работы. Ежедневно обрабатываются тысячи операций и сделок. Многие из них отбираются для проведения расследований. ФСФМ уже выявила десятки схем отмывания и сотни способов их реализации. Средства финансового мониторинга позволяют раскрывать эти ухищрения. По фактам нарушений возбуждены уголовные дела, есть судебные приговоры. Федеральная служба по финансовому мониторингу следит за тем, как банки выполняют свои обязательства по предоставлению данных. К сожалению, не все они активно сотрудничают с финразведкой. Многие кредитные организации нарушают сроки подачи данных. Но ряд банков вообще не раскрывает информацию, некоторые представляют сведения не в полном объеме. Действующая система сбора и анализа информации позволяет ФСФМ на основе перекрестного анализа выявлять такие кредитные организации. Нельзя отрицать и того, что некоторые банки предпочитают «легкие» деньги, активно содействуют криминальным структурам. Порой они сами предлагают клиентам участие в «серых» схемах. Ряд кредитных организаций ориентированы на проведение обналичивающих операций. Некоторые банки, утаивая подобную информацию, способствуют выводу капитала в теневой сектор, что на практике может означать поддержку деятельности преступных группировок, в том числе финансирование терроризма. Эти кредитные организации ФСФМ известны, ведется их ежедневный мониторинг, вся информация о них передается в ЦБ РФ. Финансовая разведка знает большинство преступных схем. Претензии ФСФМ к банкам очевидны. Однако санкции против той или иной кредитной организации вправе принять только ЦБ РФ. Для этих целей у регулятора имеется целый комплекс мер, как предупредительных, так и административных. По договоренности с Банком России при вхождении кредитной организации в систему страхования вкладов будет изучаться соблюдение закона о противодействии легализации преступных доходов. В рамках соглашения о взаимодействии между ЦБ РФ и ФСФМ действует специальная рабочая группа, которая оперативно решает вопросы, возникающие у кредитных организаций при передаче информации. Согласован единый электронный перечень организаций и лиц, замешанных в экстремистской деятельности. Этот формат позволяет банкам инсталлировать его в свои системы и обновлять данные.
Только при наличии эффективных и соответствующих современному состоянию экономики России структур, выполняющих задачи защиты экономических интересов, может быть гарантирована стабильность экономики. В правовой и юридической литературе такие структуры получили наименование правоохранительных органов. К сожалению, данный термин, вошедший, как в научный оборот, так и в повседневную практику не отличается четкостью границ и не в полной мере отражает существо представляемого им понятия. Анализ признаков, присущих правоохранительным органам позволяет сделать вывод, что единственным определяющим признаком является специфика деятельности правоохранительных органов, а именно, осуществление указанными органами правоохранительной деятельности, т.е. государственной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка[33].
Сущность правоохранительных институтов несмотря на разнообразные формы их функционирования в различных государствах и в различные эпохи остается неизменной – охрана правопорядка и общественного порядка от преступных посягательств с помощью специфических механизмов государственного принуждения. В основе деятельности правоохранительных органов лежат наиболее опасные правонарушения, которые причиняют наиболее существенный вред обществу, государству и личности. Задача правоохранительных органов применительно к рассматриваемой проблеме заключается в борьбе с криминальной экономикой, существенной характеристикой которых является создание состояния общественной опасности, причинение такого вреда функционированию институтов общества и государства, который превышает пределы экономической безопасности[34].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|