Сделай Сам Свою Работу на 5

Принимайте дары Духа Святого





 

Сегодня у нас праздничный день, потому что в этот день мы идем к Господу, чтобы с Ним соединиться.

Мы знаем, что человек состоит из души и тела. Но есть в нем нечто третье, что дает ему крепость; третье — это сам Господь, Который должен войти в нашу жизнь, ее освятить, укрепить и благословить. И вы заметьте: если Господа у нас нет или мало, то тут же на нас обрушивается все: наше уныние, слабость, суетность, немощь. Настоящая жизнь как бы кончается, а вместо нее идет вереница смутных, тяжких дней.

Вот почему Господь оставил нам Свое сердце; оставил, чтобы всегда от Него шли потоки благодати, потоки любви, чтобы восполнить нашу немощную человеческую плоть и человеческую душу, восполнить силой Своего Духа.

И это не просто мечта, а это жизнь. Пусть каждый из вас вспомнит о том, как он бывает силен, радостен, мирен, когда он чувствует рядом Божие присутствие. И когда оно отходит, как мы порой слабы, ничтожны, ни на что не способны. Живем как бы механически, погруженные в бесконечную вереницу мелочей, растрачивая свои дни впустую.

Вот почему должен быть постоянный ритм в принятии Святых Тайн. Не от случая к случаю, а через определенные, не очень большие промежутки времени мы должны приходить к Нему, чтобы к Нему прикоснуться. И мне кажется, что все мы похожи (пожалуй, должны быть похожи) на ту женщину, которая много лет страдала болезнью; она шла за Господом и думала: я не смею Его потревожить, я не могу Его попросить, но мне бы только коснуться края Его одежды — и тогда я получу исцеление. Вот так и мы с вами: можем думать, что молитва наша слаба, и мы не имеем духовной силы, но только бы коснуться Его, хотя бы немножко, и тогда все в нас приобретет совсем другое звучание. Вернется жизнь. Вернется радость. Вернется уверенность!



Господи! Как зависит от нас, от нашего отношения, воспримем ли мы дар Святого Духа или он так и проскользнет мимо нас и скроется.

Если душа человека совсем расслабленна, если она неустойчива, текуча, как вода, как жидкое вещество, то действие Духа Божия будет похоже на удар весла по воде: ударяет весло, идут круги, а потом снова все успокаивает­ся, и вода остается такой же, какой она была прежде... Вот таково состояние неустойчивой души. И чем душа крепче, тем она надежней и прочнее — в ней следы руки Божией, которая прочерчивает в нас свое святое имя.



Когда мы приходим к Нему, то у нас иногда возникает неправильное чувство, будто мы должны предстать перед каким-то человеческим судом. И мы начинаем себя оправдывать. Каждый в душе выступает адвокатом самого себя и говорит, что это он не мог, это он был не в силах сделать. Но так происходит потому, что Закон Божий, Слово Божие мы представляем как уголовный кодекс, который мы должны чтить. А на самом деле, даже если бы мы выполнили все, что написано в Божием Законе, то не было бы нам спасения, мы не могли бы войти в единство с Господом, потому что это была бы не любовь к Нему, а просто выполнение устава.

Так поступал и фарисей древний, который молился, благодаря Бога за то, что он не разбойник, не злодей, не мытарь; но ушел он неоправданный. Мытарь же, зная свою немощь, только повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному». И мы, приближаясь уже теперь, как вы знаете, к времени Великого Поста (через месяц), должны вложить в сердце вот это настроение мытаря и говорить:

Господи, мне нечего Тебе сказать, нечего предъявить из того, что я сделал или выполнил, но я уповаю на Твою милость, на Твою любовь. Больше ни на что.

Именно поэтому апостол говорит нам о том, что мы спасаемся верой в Иисуса Христа. И, поскольку искра этой веры в нас есть, мы и живем. Как только эти искры в нас гаснут, мы погружаемся в поток суеты. Посмотрите на то, как у нас идет молитва, как нам трудно пробиться, освободиться. И дело тут не во времени!.. Ведь сам Господь сказал, что не нужно многословия!1 Но у нас, оказывается, не хватает нескольких минут, и даже те несколько минут, когда мы молимся, мы это делаем не от души, а просто произносим молитвословие, мы все равно не можем сосредоточиться. Все равно наши мысли где-то бегают, все равно мы не можем за ними уследить.



------------------------------------------------

1 Ср. Мф 6:7

 

Господи, прости нас, грешных. Как мы недостойны Тебя своим ропотом, своим унынием, своим нежеланием принять спасающую силу благодати! Как мы виноваты перед Тобой, что не углубляемся в Слово Твое, что мы нередко присутствуем в храме во время общей молитвы только как бы ногами. А наше сердце остается где-то далеко.

Неблагодарные к Тебе, бесчувственные, холодные!

Как оживить это окаменевшее сердце? Ведь нам нужна вера, а не убеждение. Между верой и религиозными убеждениями — огромная разница. Религиозные убеждения— это убеждение ума. А вера — это то, что захватывает все наше существо, все наше сердце, все наши переживания! И вы не думайте, что она будет расти сама собой. Да, Господь посеял когда-то в каждом из вас семена веры. Но они нуждаются в заботе, их надо выращивать, поливать живительной влагой, нужно обрабатывать вокруг землю... А мы этого не делаем, об этом не заботимся. И поэтому хиреет слабый росток нашей веры. Поэтому наше отношение к Господу становится на десятое место; у нас много всяких забот, всяких дел, мыслей, и где-то там, на последнем месте, мы вспоминаем, что Господь нас ждет.

Одним из нарушений воли Божией является пренебрежение к воскресному дню. Казалось, формальность, но она очень важная. Вы думаете, случайно сказано нам: шесть дней работай, а один день — Господу Богу твоему посвящай? Ведь это милость Божия. Он останавливает нас, чтобы мы хотя бы на минуту в этот день могли бы прийти в себя. Потому что мы постоянно бежим, постоянно стремимся вперед. И как бы ни было это действительно необходимо по обстоятельствам нашей жизни, нам необходимо прийти в себя, необходимо перевести дух! Но мы это будем откладывать до последнего издыхания! Дела наши не исчезнут никогда. Нет такой надежды, что они когда-либо будут исчерпа­ны. Нельзя сделать всего. Мы так и будем жить, озабоченные бесконечными делами, и так и умрем. Но зная это, Господь делает нам остановку, передышку. И эта остановка важна для человека. Очень важна. Это очень мудро: хочешь не хочешь, а приостановишься. И тогда в голову придут самые нужные мысли и чувства. Потому что бег будет прекращен.

Господи, прости нас, грешных.

Первая заповедь — возлюби Господа Бога твоего — должна быть для нас действительно первой. И учиться этому надо каждый день! Любовь к Создателю, любовь к нашему Господу Иисусу, Который нам отдает Себя, Свое сердце, — это наш хлеб, хлеб жизни, пища! Вечная пища, без которой мы будем чахнуть и умирать.

Но не может углубляться в нас любовь Божия, если не будет у нас доброго отношения между собой. Любовь между людьми — это редкое, великое сокровище, которое мы должны также охранять, оберегать и развивать. Конечно, вы ска­жете, это трудно. Больше всего вокруг мы видим равнодушия, недоброжелательства, ненависти, зависти, злорадства, бесконечного осуждения друг друга. Это верно. Таков человек.

В естественном своем состоянии мы все находимся в какой-то вражде. В такой вражде, которая наполняет наше сердце, даже когда мы видим людей, незнакомых нам. Они все кажутся нам дурными. Они все кажутся нам неприятными, отталкивающими. Первое, что мы видим в людях, это их слабости, недостатки, уродства! Все это нам бросается в глаза прежде всего, на этом мы останавливаемся и застываем. Но Господь хочет вложить в нас Свои глаза, чтобы мы смотрели на мир Его очами – с состраданием, доброжелательством, терпением и любовью.

Господи, прости нас, грешных.

Прости нас за то, что мы были нерадивы и согрешили против своего труда, против своей семьи, против своих детей, против родных, соседей, близких! Мы согрешили, потому что у нас не хватило любви.

Большое значение в нашей жизни имеет труд. Он не является чем-то безразличным по отношению к вере. Это то, в чем мы проявляем себя: опять же свое терпение, свою любовь, свою сосредоточенность, целенаправленность, собранность, желание послужить. Я часто вам напоминал слова Спасителя: «Блаженнее давать, нежели брать»1. Он сказал «блаженнее», то есть благословеннее. И каждый из нас должен спросить себя, много ли он отдает в этой жизни. Мы должны всегда говорить себе «мало!» — могли бы больше, даже если мы отдаем. И чем более отдаем, тем бо­лее благословенны, тем более блаженны, как сказал нам Господь.

------------------------------------------------

1 Ср. Деян 20:35

 

Прости нас, Господи, за наше невоздержание. Невоздержание в пище, в питье, в слове, в чувствах! Прости нас за нашу раздражительность, гневливость, вспыльчивость, неумение управлять своими чувствами, страстями — как злыми, так и добрыми.

Прости нас, Господи, за то, что мы часто бывали лживы, недобросовестны в своей работе, позволяли себе клеветать друг на друга.

Зная в душе, что то, что мы передаем, недостоверно, может быть, заведомо ложно, мы, чтобы уничижить, унизить человека, с удовольствием это переносили из уст в уста.

Для того чтобы соединить три составные части нашей жизни: душевное, телесное и духовное, божественное,— все-таки необходимы и наши усилия. Но они малы, слабы, немощны.

Некоторые люди думают, что из-за нашей слабости Господь будет нас карать. Да нет, сама эта слабость уже несет в себе возмездие. Кто не молится, тот чувствует пустоту в душе! Кто не имеет любви, тот чувствует пустоту в душе и в жизни. Кто не отдает людям своих сил, тот чувствует бессмысленность своей жизни. Вот оно и приходит — жизненное возмездие.

Мы можем сказать о себе, что стараемся мы слабо и плохо. И сейчас, когда вы будете стоять во время Божественной литургии, постарайтесь все глубоко проникнуть в эту мысль!

Господи, прости нас, грешных.

Дата неизвестна

Доверьтесь Господу

 

Говорят, что жизнь складывается из мелочей. Это справедливо. Но какая жизнь? Жизнь призрачная, жизнь ненастоящая. Настоящая жизнь происходит перед лицом Божиим, и тогда все мелочи получают свое значение. Если же не будет в нашей жизни истинной веры, то мы действительно будем погребены под грудой этих мелочей; мы не сможем из-под нее выбраться. Вера — великий дар. Вера — одновременно наш ответ Господу. Конечно, мы все считаем себя верующими; более того, все люди, так или иначе, смутно или более ясно, имеют веру. Но для нас, православных христиан, это слово означает гораздо больше! Оно означает не просто знание, что есть над нами Господь. Оно означает уст­ремление нашей воли, желание вверить Ему свою судьбу, свою жизнь. Вера для христианина означает полное и безраздельное доверие к Богу, душевную твердость, мужество, единство всех наших сил, которые мы приносим как бы в жертву Господу.

И этому всегда учит нас Священное Писание, которое начинает историю ветхозаветной Церкви с Авраама — он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Он Ему доверился. Таковы ли мы? Нет. Авраам жил четыре тысячи лет назад, и за эти годы, за сотни и тысячи лет мы все стоим как бы на месте и не продвинулись вперед. Мы не доверяем Богу. В чем это выражается? В ропоте, малодушии, унынии, суеверии! Пусть каждый проверит свою душу и увидит, что, действительно, это настолько часто наполняет нашу жизнь — и ропот, и малодушие, и уныние, и суеверие, и зависть, которая есть одна из форм ропота: когда ты завидуешь человеку, тем самым ты как бы предъявляешь счет Богу, претензию Ему, что Он устроил жизнь не так, как ты бы хотел (или хотела).

Господи, прости нас, грешных.

Наше маловерие проявляется и в том, что мы не можем победить свой страх перед жизнью. Конечно, в жизни много горького, много трудного, тяжелого. Но ведь если мы действительно живем с Господом, мы должны этот страх перед жизнью побеждать! Чтобы действительно исполнилось на нас слово апостола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»1. Кто может всегда радоваться? Только настоящий христианин. Потому что он знает, что все злое в жизни, в конце концов, будет побеждено, и что, в конце концов, восторжествует правда Божия, и что Господь присутствует с на­ми в жизни, и что Он любит каждого из нас, самого малого, самого немощного. Вот почему мы должны иметь эту радость. Но вместо радости у нас уныние, мрачное настроение, мы так же легко огорчаемся от любого пустяка, как языч­ники.

------------------------------------------------

1 1 Фес 5:16–18

 

Господи, прости нас, грешных.

«Непрестанно молитесь» — вот слова, которые так далеки от нас. Непрестанно молиться — значит всегда чувствовать себя перед лицом Божиим, трудиться перед Его лицом, жить рядом с Ним, но нам даже ... два раза в день прочесть мо­литвенное правило — и то для нас тяжелый труд. В сутки нам даются 24 часа, и из них мы не можем выкроить для молитвы 10–15 минут. Конечно, бывают и препятствия, люди спешат на работу, вечером приходят усталые — все это понятно. Но это нас не оправдывает, потому что человек, когда к чему-то стремится, всегда найдет время и силы, даже будучи уставший. И если мы не можем молиться, это значит, что мы не стремимся к этому, что в глубине души мы вялые, ленивые, косные.

Господи, прости нас, грешных, что у нас нет устремленности к Тебе и желания быть с Тобой.

Мы должны помнить, что ежедневное молитвословие, утром и вечером, и перед всяким делом — это ведь некоторого рода школа для человека. Человек, который каждый день не приучает себя к молитвословию, то есть к чтению молитв, в нужный трудный момент жизни не сумеет собраться, не сумеет даже произнести молитвы, он будет растерян, он будет не в состоянии собрать свою душу воедино. Вот почему Церковь нас наставляет, чтобы мы в своей духовной жизни следовали правилам, которые бы нас укрепляли, и молитвословие есть одно из этих правил. Это можно пояснить на примере каких-либо телесных упражнений: человек, который ежедневно упражняется телесно, становится крепче телом и в нужное время эта крепость может ему послужить. Если же он пренебрегает упражнениями, то придет час, когда ему надо будет применить силу, а силы у него не будет!

Господи, прости нас за то, что мы с нерадением относимся к Слову Божию.

Почти у всех из вас дома есть Евангелие. Евангелие — это Слово Христово, обращенное к каждому из нас. Мы читаем иногда множество всяких книг, нужных и ненужных, в памяти своей храним множество вещей, нужных и ненужных, а иногда совсем даже вредных. Но Слово Божие, которое бесконечно, неисчерпаемо, прекрасно, которое может жить с нами как наш друг, как наш постоянный спутник жизни, как наш наставник и утешитель, Слово Божие остается для нас как бы обязанностью: мы иной раз заглянем в него, пробежим строку-другую и опять закроем. А уж о том, чтобы знать его, углубленно понимать, об этом часто нет и речи. И все это от нашей лености, косности и маловерия.

Апостол нам говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!» Вот третье выражение веры — это благодарность. От Бога мы получили жизнь, Он привел нас в бытие, вот здесь мы живем и дышим по Его воле. От Него мы получили бессмертную душу, все те прекрасные чувства и мысли, которые делают нашу жизнь человеческой и достойной звания человека. Все это дар Божий, мы все это получили ни за что, мы это не заработали, никаких зас­луг у нас нет. И, наконец, Господь дал нам спасение, Он к нам приблизился! Он вошел в нашу жизнь!

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы не благодарим Тебя за все доброе, что было в нашей жизни. За здоровье, за добрые обстоятельства, за хороших людей, за все то, что нас радовало в жизни, за небо и землю, за солнце и пи­щу. Но мы забываем об этом. Как мы неблагодарны Тебе, так мы и неблагодарны друг другу.

Давайте вспомним своих родителей, своих наставников, людей, которые нам оказывали помощь, поддержку,может быть, прошло уже много лет, и мы совсем про это забыли. Когда-то нам казалось, что мы будем вечно благодарны, а сейчас мы даже имен этих людей не помним толком — они прошли, и мы оставили все позади.

Неблагодарность — низкое свойство, и мы должны от него избавиться. Всегда, когда вам бывает тяжело или горько, благодарите Бога за все. Перебирайте в уме и в сердце все то, что было прекрасного в жизни, — и благодарственная молитва вас укрепит. Даже грех, даже испытание, даже искушение, в которое мы впадаем, может быть поводом для благодарности. Мы видим сегодня, что мы грешники. За что мы будем благодарить? Будем благодарить Его за то, что Он нас все равно принимает— вопреки тому, что мы такие недостойные, такие, какие мы есть!

Ведь благодарность — это не только слово, не только мысль, но и дело. Чем же можем мы отблагодарить Бога? Каким делом? Что Ему нужно? Неужели Он может в чем-то нуждаться? Конечно, Господь ни в чем не нуждается. Но Он хочет, чтобы мы были Его образом и подобием — это воля Творца, создавшего человека. И чем больше в нас высветляются образ и подобие Его, чем яснее они видны, тем больше радости на Небесах о каждом из нас. А мы эту дивную картину, икону, образ и подобие Божие в своем сердце загадили, запачкали, покрыли слоем пыли и грязи. Вот почему нам так трудно жить друг с другом. Потому что мы полны гордыни, самости, самолюбия, раздражительности, нам всегда хо­чется выполнять только свою волю, свое пожелание. Мы навязываем друг другу свою волю. Мы порой злы, огорчены, когда бывает не по-нашему, когда наша воля не исполняется.

Прости нас, Господи, за то, что мы готовы себе служить больше всего. Прости нас, Господи, за то, что Ты дал нам язык для добра, разума и хвалы, а мы его употребляем во зло. Прости нас за болтовню, пустословие, сквернословие, клевету, всякое обидное слово, всякое слово, которое может человека уязвить, ранить, доставить ему сердечную боль и огорчение.

Господи, прости нас, грешных, за то, что Ты дал нам уши слышать — слышать прекрасное, — но мы всегда готовы ко всякой клевете, к осуждению.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, — говорит Господь, — там Я посреди них»1. Но мы часто собираемся для того, чтобы друг друга унижать, осуждать, находить друг в друге какие-то недостатки или просто проводить время в праздном пустословии.

------------------------------------------------

1 Мф 18:20

 

Прости нас, Господи, за черствость сердца, алчность, жадность, нежелание друг другу помогать. Прости нас за то, что наша вера часто бездейственна.

Когда нам приходится выбирать, как поступить, — мы выбираем не так, как заповедал Господь, не так, как требует совесть, Его голос, а так, как мы сами хотим, по нашей прихоти!

Господи, прости нас за осуждение людей, за внутреннюю неприязнь, ненависть, за нечистоту нашего сердца, за нечистые помыслы, за грехи плоти, которые отсюда вытекают, за нарушение верности в браке.

То, что было, может быть, много лет тому назад, мы все равно вспоминаем сегодня и приносим покаяние.

Прости нас, Господи, за детей, которым мы не дали родиться.

Прости за наших близких, которые делят с нами наши грехи.

И мы — участники их грехов. Особенно когда люди живут вместе, то часто грехи у них бывают общие.

Прости нас за то, что при всей нашей греховности, при всем нашем легкомыслии, при всем неумении ценить Твои дары, мы тем не менее полны самодовольства.

Именно потому нам хочется осуждать других, чтобы возвысить себя. Нам кажется, что мы приходим в храм, чтобы дать Богу отчет, что все у нас благополучно, не хуже других. Мы уподобляемся фарисею, который молился такими бе­зумными словами: «Благодарю Тебя, Боже, что я не разбойник, не грабитель, не мытарь, и все делаю, и пощусь в свое время, и на церковь жертвую»1.

------------------------------------------------

1 Ср. Лк 18:11

 

Господь сказал, что такой человек не был оправдан перед Богом, а оправдан был мытарь, который стоял сзади и только говорил, не поднимая глаз от стыда: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Вот и мы сегодня, не имея ничего, чем бы могли оправдаться перед Господом, говорим: «Боже, милостив будь мне, грешному». Милостив, помилуй — эти слова мы повторяем часто. И напоминаю вам о том, что они означают: не «воздай мне по справедливости», а «помилуй меня». Мы просим о помиловании, как просит человек, осужденный судом, которого не могут оправдать, а могут только помиловать, отменить наказание. Так и у Господа мы тоже просим помилования — чтобы Он смилостивился над нами, над теми, кто столько получил и ничего Ему не отдал.

Господи, прости нас, грешных, что мы каждый день живем по-язычески.

Напоминаю вам о том, что жить по-христиански — это не значит без конца повторять святые слова. Наоборот! К святым словам нужно относиться бережно и благоговейно, и кто злоупотребляет ими, в том нет благочестия. Человек, который всегда, надо или не надо, произносит имя Божие, не становится от этого более благочестивым — он просто нарушает одну из десяти заповедей, которая гласит: «Не произноси имени Божия всуе»2.

------------------------------------------------

2 Исх 20:7 (церк.-слав.)

 

Сейчас помолимся, попросим у Господа прощения.

Господи, прости и помилуй нас, грешных…

 

Дата неизвестна

«Я пришел призвать не праведников,

Но грешников к покаянию»

 

Сегодня я хочу остановиться на самом главном, хочу напомнить вам одну вещь, которую на самом деле не всякий понимает, не всякий отдает себе в ней отчет. Апостол Павел говорит нам, что мы как бы враги Божии1, и нам это трудно понять и признать, так как мы все веруем в Господа и нам кажется, что мы все Его любим, но на самом деле в глубине души мы с Ним враждуем. У нас в душе живет такая же вражда, как бывает у детей по отношению к строгим родителям, которые запрещают, заставляют, требуют. Один ребенок выполняет, другой нет, в нем вспыхивает мятеж, скрытое недовольство, страх, протест; так и у нас получается, что мы с Богом непримиренные враги.

------------------------------------------------

2 Ср. Рим 2:23-24

 

Мы хотим, чтобы все у нас было по закону Божию, а поскольку мы немощны и поскольку человек не может весь закон выполнить, то мы всегда себя чувствуем перед Богом виновными. А раз виновными, значит, мы против Него, вернее, Он против нас. Мы всегда с Ним как бы в ссоре находимся, мы всегда непримиренные с Господом. Это не всякий может в себе увидеть, но в скрытом виде непримиренность с Господом есть почти в каждом из нас.

Мы иногда думаем, что можно добиться этой примиренности, выполняя все — от слова до слова, но никто не в состоянии это сделать. Поэтому мы всегда отделены, оторваны от нашего Господа. И вот сегодня, когда вы пришли причащаться, я хочу вам напомнить, что Сам Христос-Спаситель сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»1. Что дает покаяние? Оно примиряет нас с Богом, потому что Бог наш есть Бог мира2, говорит апостол. Господь примирил нас с Собой, Он сказал, что принимает нас немощных и умирает за нас грешных.

------------------------------------------------

1 Мф 9:13

2 Ср. Рим 5:1; Рим 16:20

 

Господи, дай нам силы принять любовь Твоего искупления, которую мы не хотим принимать, потому что сами хотим быть праведниками перед Тобой, чтобы иметь право требовать от Тебя законного воздаяния, тогда как права у нас такого нет.

Господи, прости нас, грешных!

Ты нас учишь смирению, потому что в этой вражде есть гордыня, как и в желании всегда быть праведником— та же гордыня.

А гордиться нам нечем. И иногда, если каких-то грехов у нас нет, то, может быть, не потому, что мы остановились, а просто потому, что не было обстоятельств, которые бы нас толкнули к ним.

И еще о чем нам надо подумать сегодня. Мы отделены от Бога как бы стеной — вот почему у нас молитва слабая, вот почему Слово Божие так плохо входит в наше сердце. Мы и друг от друга отделены стеной. Вот откуда равнодушие, нечуткость, озлобление друг против друга. Мы не хотим посмотреть на другого, услышать его печаль, его беду, пережить его трудность. Живем в домах, работаем вместе, молимся вместе — но часто как чужие друг другу.

Господи, соедини нас Твоей силой, прости нас за то, что сердце наше было черствым, тупым, холодным. Прости нас за то, что мы были эгоистичны, себялюбивы.

Сегодня день воскресный. Заметьте, что у нас есть великие праздники, но они справляются раз в год, два раза в год, а Пасху Христову, Воскресение Христово мы празднуем каждую неделю, весь год, ибо каждый воскресный день посвя­щен восстанию Господа из гроба в знак того, что Он пришел нас оживить. И сегодня мы должны просить у Него, чтобы Его Святая Чаша, Его Святое Причастие нас оживили, чтобы мы воскресли.

Апостол говорит нам, что мы умерли со Христом1: в Его терпении, с которым Он перенес глумление и издевательства, а мы не можем иногда потерпеть даже малых трудностей; в Его терпении от неблагодарности людей, от их непонимания, в Его терпении перед неправедными судьями; в Его смерти на Кресте, в Его страдании. У каждого из нас свое страдание: душевное, жизненное или телесное. Но это страдание будет просто болью, если мы не скажем:

------------------------------------------------

1 Ср. Рим 6:8

 

Господи, мы хотим остаться с Тобой, — тогда это страдание станет крестом, которое мы будем нести с терпением.

Наша вера, наша святая вера человека воскрешает, оживляет, мы живем только ею, как говорит опять апостол, мы в ней живем, движемся и существуем. Если будем искать в другом месте — ничего не найдем.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы так далеки от подлинной веры.

Вместо примирения — вражда с Богом, с миром и с людьми, вместо соединения — отделение, отталкивание, гордыня, вместо смерти и Воскресения с Господом — смерть души в мелочах, суете, тщеславии, унынии, отчаянии, празд­ности, озлоблении, в нежелании принять других людей, потерпеть слабости близких.

Итак, будем сегодня молиться о том, чтобы нам примириться с Господом и с людьми, чтобы нам соединиться с Господом и с ближними и чтобы ожила наша омертвелая душа.

Господи, сотвори чудо: оживи мертвых, соедини отделенных, примири враждующих!

Господи, прости нас, грешных.

10 мая (?)

 

«Кто любит Меня, заповеди Мои сохранит»

 

Иногда в глубине души мы считаем себя людьми, может быть, и неплохими. Но давайте подумаем: когда хищного зверя из года в год в зоопарке кормит служитель— он к нему привязывается. Человек свободно подходит к хищному и свирепому зверю, который обычно бросается на все живое. Почему? Потому что зверь ему благодарен, у него возникает чувство привязанности. Что он видит? От кого он получает радость? От человека, который приносит ему пищу, чистит его помещение, ласкает и делает для него все.

Даже неразумный зверь испытывает чувство привязанности и благодарности к служителю. А мы с вами? Мы все получили от Бога: жизнь, разум, сердце, — все, что у нас есть прекрасного, мы все получили от Него. Человека могут радовать разные вещи: дружба, покой, хорошая работа. Все, что только есть в нашей жизни, дал нам Господь. И, между тем, мы не только не благодарим Бога, у нас даже силы не хватает произнести молитву, обратиться к Нему с ис­тинным, идущим от сердца словом благодарения. В этом корень половины наших грехов. Почему? Потому что если человек кого-то уважает, любит — то он будет стараться не нарушать его воли, не оскорблять его, не причинять ему боль. Если вы любите, скажем, свою мать, свою жену, близкого человека — вы же не будете сознательно и постоянно причинять им страдание. И если мы так делаем, то мы согрешаем. А по отношению к Богу мы именно таковы.

Если бы у нас была настоящая любовь, то мы бы не грешили. Конечно, мы слабые люди. Мы можем споткнуться, ошибиться, но тут же встать. Тут же — потому что вся наша воля отдана Христу. За каждой ектенией, за каждой молитвой мы повторяем: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Если мы предаем Ему всю нашу жизнь, то как же мы можем идти против Него, быть Ему врагами?

Он Сам сказал: «Кто любит Меня, заповеди Мои сохранит»1. Вот простой ответ, короткий и ясный, на все наши сомнения: кто любит Его, тот должен жить по воле Божией. Если постоянно идем против этой воли, если постоянно ее нарушаем, значит, мы Его не любим. Если мы не любим Бога, значит, мы лишены самого простого чувства благодарности и становимся ниже животного, ниже собаки, которая любит своего хозяина, ниже бессловесного существа. Вот каковы мы. И сегодня, идя к Тайной Вечери, к принятию Святых Тайн, мы должны еще раз задать себе вопрос: какие мы? Ведь Господь призывает сюда Своих учеников, тех, кто стремится жить по Его заповедям и воле. А мы в эти заповеди углубляемся плохо. Священное Писание, через ко­торое Сам Господь говорит с нами, часто читаем бегло, лениво, невнимательно, поверхностно, знаем его плохо, оно проходит мимо нас.

------------------------------------------------

1 Ср. Ин 14:23

 

У каждого из нас есть свои обязанности, призвания. Многие из нас немало учились, немало вещей знают, немало держат в голове. Все это необходимо. Но разве слово Божие не должно стоять на первом месте, разве оно не должно войти в наше сердце так, чтобы стать его второй природой, срастись с ним? Сам Господь Иисус сказал: «Я не Свою творю волю, но волю Пославшего Меня»1. Это ведь не только Его слова — эти слова должны быть и нашими. Мы не должны творить свою волю, а волю Того, Кто послал нас в эту жизнь. Мы не сами себя родили, мы не сами себе назначили место жизни, год рождения, мы не сами дали себе бытие: все идет от Господа. И поэтому от Него и правила нашей жизни, от Него и задачи нашей жизни — все ими определяется.

------------------------------------------------

1 Ср. Ин 6:38

 

Прости нас за то, что мы живем так, будто Ты забыл о нас, как будто мы ценны сами по себе, а не только в свете Твоей жизни.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы живем таким образом, как будто для нас главное — это временное, суетное, преходящее.

А ведь этого удержать нельзя, все это падает, исчезает, разрушается. Только Господь держит нас, потому что все остальное— прах и суета. Но человек, живущий верой, освящает и труд свой, и повседневные дела, и заботы свои.

Господи, прости нас, грешных, что мы свою жизнь не освящаем.

Мы приходим в храм, молимся, дома становимся на молитву — кто как может, а в остальное время живем как бы не перед лицом Божиим. Но Господь не только в храме. Он везде. Еще в Ветхом Завете четыре тысячи лет назад Аврааму была дана первая заповедь: «Ходи пред лицом Моим и будь непорочен»2. Что значит ходить перед лицом Божиим? Это значит есть, пить, трудиться, дышать, подниматься утром, всегда чувствуя себя перед лицом Божиим, то есть чувствовать, что Господь рядом с тобой. Благодарить Его за прекрасное, благодарить Его за испытания и трудности, которые есть, потому что они полезны нам. Жить перед лицом Божиим! Тогда все будет говорить вам о Нем, все будет напоминать о Нем. Не будет ничего мирского, светского, — все будет Божи­им, кроме греха.

------------------------------------------------

2 Ср. Быт 17:1

 

Господи, прости нас за то, что мы забываем о Тебе, а забывая, начинаем жить по законам мира сего, а не по воле Твоей.

И когда нам приходится в жизни иногда решать, как поступить, увы, мы часто прибегаем к простым житейским соображениям выгоды, корысти, покоя своего, а не к тому, чего требуют совесть и Господь.

Господи, прости за то, что мы бываем маловерны, суеверны.

Мы отдаляемся от Бога, ищем опоры во всяких человеческих безумствах, заглядываем в будущее, стараемся проникнуть туда, куда Господь нам запретил. Это все от маловерия. Богу нельзя приносить кусочек веры — это мертвая вера. Надо отдавать все, и тогда все будет освящено.

Нельзя быть христианином наполовину. О таких людях Господь сказал: «Ты не холоден, не горяч, поэтому Я извергну тебя из уст Моих»1. Что значит быть горячим в вере? Это не значит, что надо все время быть каким-то возбужденным, фанатичным и каждую минуту повторять Имя Божие, изображать из себя невесть что. Огонь веры должен гореть внутри, так, чтобы он нап­равлял нашу жизнь. Как хорошая печь: она стоит спокойно и твердо, а внутри ее бушует огонь, который снаружи не виден, но потом эта печь разгорается, раскаляется и распространяет вокруг себя тепло. Так и человек, который горяч в вере: у него горит внутри, в сердце этот огонь веры, и поэтому от него во все стороны идет теплота Духа Святого.

------------------------------------------------

1 Ср. Откр 3:16

 

Прости нас, Господи, что мы не холодны и не горячи, что мы теплые наполовину.

С чем мы придем к Богу, когда Он потребует от нас отчет. Мы виноваты перед Тобой, Господи, неблагодарностью, а также ропотом, когда мы говорили в безумии своем: почему ей дано, а мне не дано? Почему у них есть, а у меня нет? За что мне так? Да что мы знаем и понимаем о своей жизни? Как можно распорядиться, распланировать свою жизнь, когда мы не знаем, что с нами будет через 15–20 минут? Откуда у нас право предлагать Богу свой вариант жизни и говорить: «Нет, Господи, надо было вот как сделать!» Тот, кто принимает Божий путь и Божий план нашего спасения, действительно стоит на правильном пути: делает все, что от него зависит, а остальное предоставляет Богу.

Господи, прости нас, грешных, за ропот, уныние и маловерие, за мрачность и отчаяние.

Вспомните, к чему апостол Павел призывает христиан. Он говорит им три вещи: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»1. С благодарностью у нас плохо. С молитвой, тем более непрестанной, еще хуже. И с радостью тоже плохо. Мы унылы, ворчливы, брюзгливы, мрачны. Почему? Потому что веры настоящей нет.

------------------------------------------------

1 1 Фес 5:16

 

Один безбожник справедливо сказал: «Когда я смотрю на лица этих христиан, я сомневаюсь, чтобы они верили в такие удивительные и замечательный вещи». Правильно сказал. Вы только посмотрите, когда выходят повенчавшиеся люди из церкви. У них на лицах написана радость. Когда человек выиграл по лотерее много денег, он весь светится. Ведь можно по лицу сказать, что у человека сегодня праздник. Но разве у нас не больший праздник? Разве не Гос­подь дал нам брачный союз, соединив с Собой? Разве мы не выиграли по самой большой лотерее, когда нашли Слово Божие? Но мы этого не чувствуем, мы ходим, как каменные, и на нас это не видно. Иные думают, что мы, может быть, мрачные оттого, что у нас много грехов. Мы и перебираем все наши грехи. Но ведь так ясно, что мы должны быть в радости от того, что Господь может нас исцелить и простить наши грехи. Если Он не может нас исправить, простить и примирить нас с Собой, тогда в чем же сила нашей веры?

Вы знаете, что означает слово «Евангелие». По-гречески оно означает «Радостная весть». Подумайте, что слово «радость» входит в само название нашей веры. И представьте себе, что люди, которые исповедуют радостную весть, похожи на обреченных, унылых, несчастных, как будто их терзают тысячи демонов. Где же она— эта евангельская радость? Нет ее. Значит, мы похожи на негодную армию, которая ничего не удерживает, на пустыню, на песчаную почву, в которую сколько ни лей воды, через пять минут она опять сухая. Все впитывается, проходит насквозь, ничто не задерживается. Вот на что похожа наша душа.

Господи, прости нас, грешных. Прости нас, Господи, за то, что мы не соблюдаем главных Твоих заповедей.

А какие главные заповеди? Ведь нас иной раз спроси— и не все ответят. Мы должны помнить, что первая главная заповедь: возлюби Господа Бога. А вторая главная заповедь касается нашей жизни: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»1. Это заповедь о любви к людям. Что это означает? Делай и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Но у нас в жизни ничего похожего. Мы даже не задаем себе вопроса: нравится ли людям, что мы обращаем­ся с ними таким образом? Мы осуждаем, оговариваем, поносим их, завидуем им, проявляем нетерпение к их недостаткам.

------------------------------------------------

1 Мф 22:39

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.