Сделай Сам Свою Работу на 5

Укрепляйтесь в вере, надежде и любви





Суббота первой недели Великого Поста

 

 

Итак, мы прошли первые дни Великого Поста, которые нас готовят к великому празднику Воскресения Христова. Кто может принять и пережить близко к сердцу Воскресение Христово? Тот, кто сам с Ним вместе воскресает. Кто должен воскресать? Тот, кто мертв. И мы с вами должны сегодня увидеть свою мертвость, окаменелость, свое бесчувствие и понять, что мы не живем, а еле-еле перемогаемся.

Жизнь — это вера, надежда и любовь. Но вера наша— слабая, она еле теплится, и это, прежде всего, выражается в нашей слабой молитве. Вы все знаете, как нам трудно себя принудить, заставить, просто стать на молитву. Вспомним, когда мы стремились обратиться к нашему Спасителю своими словами? Не только этого у нас нет, но и те слова, которые в молитвеннике, которые мы должны бы знать наизусть, мы повторяем холодно, вяло, порой просто бормочем их, и нет силы в такой молитве.

Сила нашей жизни в том, что Господь посылает человеку помощь — благодать Святого Духа. А на нас это не действует. Мы так и остаемся безблагодатные, бессильные, слабые, немощные. Почему это так? Потому что мы не стремимся к Богу всей душой, нет в нас жажды Бога. В псалме говорится: «Как олень стремится к источнику вод, так моя душа к Тебе, Боже»1. А мы никуда не стремимся. Мы медленно катимся к концу своей жизни, как повозка, которая катится к обрыву.



------------------------------------------------

1 Ср. Пс 41:2

 

Господи, прости нас, грешных, за то, что в болезнях, трудностях, испытаниях мы, вместо того чтобы обратиться к Тебе — нашему единственному источнику жизни, мы впадаем в ропот, малодушие, уныние, отчаяние.

Забываем, какой может быть сила веры. Если не хватает этой силы, мы должны хотя бы проявить настойчивость, настойчиво просить у Господа этой силы.

Прости нас, Господи, за наше нерадение.

Мы плохо готовимся к принятию Святых Тайн. Мы не думаем о том, что только готовый человек может принять благодать, которая к нам приходит. Мы плохо готовимся к исповеди. Когда вы приходите на частную исповедь, когда есть возможность исповедать свои грехи перед Господом, нам даже нечего бывает сказать. Так мы невнимательны, так мы беспечны по отношению к собственной душе.



Прости нас, Господи, за то, что у многих есть Слово Божие – Евангелие, но мы днями и месяцами не открываем его.

Что проку человеку, если он имеет много денег, а сам живет в нищете и голодает? Мы похожи на такого человека, потому что имеем все: силу таинств, силу Священного Писания, силу молитвы, силу Церкви — и ничем толком не пользуемся.

Прости нас, Господи, что мы были Тебе неблагодарны за все прекрасное, что есть и было в нашей жизни.

Мы этого не помним. Вот почему наша душа такая унылая: мы больше всего думаем о зле, о плохом, о тяжелом в жизни.

В нас нет твердости, мужества, преданности Тебе, Господи.

Кто есть христианин? Тот, кто предан Христу Спасителю всем сердцем, всеми мыслями, всеми помыслами. А мы прежде всего преданы себе, хотим угождать себе. Наше настроение, наш каприз, наша прихоть, наша гордыня, наше само­любие — вот что у нас всегда на первом месте.

Господи, прости нас грешных! Мы виноваты перед Тобой нечистотой наших мыслей по отношению к Тебе, маловерием, порой неверием и хульными мыслями, которые к нам приходят от лукавого, неблагоговейным отношением к святыне.

Запомните раз и навсегда, что святыня остается закрытой для человека, который относится к ней неблагоговейно. Именно поэтому, когда мы молимся, мы должны встать перед иконой. Здесь, в храме, мы должны быть благоговейны. А как у нас бывает? Хождение, разговоры, раздражение, толкотня — а ведь мы присутствуем при таинстве, Сам Господь приходит к нам сюда. Как мы должны трепетать! А нам все равно. И мы часто уходим из храма не очищенными, а наоборот — осужденными.



Виноваты мы перед Тобой, Господи, за неблагоговейное отношение к богослужению, к святому таинству.

Если мы причащаемся, то мы должны быть собранны. Если не причащаемся, то все равно мы должны сердцем участвовать в этом таинстве. Но мы ведем себя, как солдаты на Голгофе. Господь умирал на Кресте, а они разыгрывали в кос­ти, кому достанется Его одежда, они пили вино, смеялись, шутили грубыми шутками и смотрели, как Он умирает. Вот так и мы. Потому что Святая Чаша есть живая Голгофа: здесь снова Господь страдает с нами за наше недостоинство, за нашу низость и греховность. Он пришел к нам, а нам все равно — мы остаемся непробиваемыми.

Господи, прости нас, грешных. Все, что Ты нам дал, мы расточаем, расточаем безжалостно: здоровье, время. Мы небрежно относимся к людям, которых Ты нам посылаешь.

Вы знаете, что есть такая поговорка: что имеем — не храним, а потерявши — плачем. Зачем же нам ждать, когда мы что-то потеряем, когда надо сегодня ценить и благодарить Бога?

Прости нас, Господи, за то, что мы не научились жить друг с другом мирно, спокойно, уважительно, за то, что сеяли вражду между близкими, говорили с удовольствием друг другу о чужих грехах, иногда и выдуманных, а порой передавали всяческую клевету, получали удовольствие от осуждения, унижали человека.

Вспомните, как иногда было приятно выявить у кого-то грех, подумать об этом, себя возвысить и еще другим людям пересказать.

Господи, прости нас за невоздержание в пище, в питии, в словах.

Идет Пост. Почему мы воздерживаемся от скоромной пищи? Она плохая? Нет. Потому что воздержание, хотя бы малое, для каждого из нас — по силе его возможностей, возраста, здоровья, обстоятельств — укрепляет душу. Потому что мы разболтанны, распущенны, несобранны.

Недаром говорят, язык — враг наш. Вспомним, сколько раз мы языком обижали людей, говорили мерзости, грубости или просто бессмысленно болтали, передавали всяческие злобные наветы. Не для того дал нам Господь дар языка, дар речи.

Господи, прости нас за помыслы блудные, хульные, завистливые, недоброжелательные, за грубость нашего сердца, за нежелание нести ответственность за людей, с которыми нам приходится жить вместе. Прости нас за то, что мы в своих семьях были плохими свидетелями веры.

Ведь бывает, что мы просто желаем зла другому человеку или радуемся его несчастию. Мы живем со своими мужьями, детьми, внуками, сестрами, братьями, близкими. Раз живем вместе, мы уже несем друг друга тяготы.

Вы приходите домой, и ваш сын или внук знает, что вы пришли из храма. С чем вы приходите? С миром? С доброжелательностью? С расположением к другим людям? Со спокойным духом? Так должно быть. А на самом деле мы приходим раздраженные, ворчливые, недовольные всем на свете.

Прости нас, Господи, за всякую ложь, лукавство, коварство, бессмысленное хвастовство. Прости нас за наше тщеславие, за гордыню.

Чем нам гордиться? Смиренный человек, который здраво смотрит на себя, на свою жизнь, — идет твердо по жизни. Он знает, что он несовершенный. Он знает, что Господь — его поддержка. А гордый человек похож на того, кто пытается идти по проволоке, по веревке — и очень легко падает вниз.

Если есть у вас злоба, обида на кого-то, то сейчас надо всех простить. Не можем мы у Бога просить прощения, если сами несем непрощенное чувство озлобления и огорчения против какого-нибудь человека. Ведь мы говорим каждый день: «...остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». Когда мы несем в сердце злобу, мы несем яд, который постепенно разрушает нашу душу. А бывает, что человек месяцами, годами носит обиду на кого-то. Вы знаете, что это бывает среди соседей, в семье, что мы не умеем жить вместе. Мы свою короткую жизнь, которую Господь дал нам, чтобы мы подготовили свою душу для вечности,— мы эту короткую жизнь всю коверкаем, всю унижаем и оскверняем.

Прости нас, Господи, за то, что мы не хотим принести настоящее покаяние, что мы всегда себя оправдываем.

Мы говорим: ну, конечно, я ответила (ответил) этому человеку, потому что он мне сказал то-то. Может быть, это и так, но все-таки не спешите оправдываться. Человек никогда не может расти, улучшаться, очищаться, если он будет всегда себя оправдывать. Мы, в большинстве своем, перешли уже на вторую половину жизни. Для человека, который не имеет веры, это значит, что он подходит к концу, что его жизнь разрушается. Для нас же она не разрушается, а наполняется и богатеет. Пожилой человек должен иметь больше мудрости, понимания, сострадания, терпения. Мы же не можем потерпеть недостатки друг друга. Мы всегда раздражительны.

Господи, дай нам обогатиться мудростью, добротой, терпением, которых нам так не хватает.

Мы все время должны говорить:

Господи, позади только падения, зло, ошибки.

Покаемся за своих близких, которые не пришли сегодня, за своих детей и внуков, за мужей и братьев. Покаемся за них, потому что их грехи — это наши грехи. Покаемся за наши преступления по отношению к близким. За детей, ко­торым мы не дали жить, которые должны были родиться, но мы не пустили их в мир по собственной воле.

Прости нас, Господи, за то зло, которое мы совершили невольно.

Мы, может быть, и не хотели, но оно все-таки остается злом. Вспомним о наших родителях, которые умерли. Мы виноваты перед ними во многом. И сейчас, когда ничего уже нельзя исправить, мы должны молиться за них, чтобы сохранить с ними духовную связь.

Господи, прости нас, грешных, что и этот простой долг мы не выполняем.

А у некоторых родители живы, они уже старые и, может быть, одинокие и немощные. Что мы для них сделали в последние их годы, а может быть, месяцы, дни?

Самое главное, сегодня, посмотрев в Священное Писание, как в зеркало, и увидев свое недостоинство и свои грехи, мы все должны просто сказать: прости нас, Господи, и завтра не повторять их вновь. Мы должны принять твердое решение и постараться жить по-другому.

Но вы скажете: как стараться, когда нам так трудно, когда мы такие слабые и немощные? Можно ли спастись здесь, живя в грехе? Ответ для нас ясный: можно, не только можно, но даже необходимо, потому что вся наша вера построена на том, что человек может приобрести спасение. Преподобный Сергий говорил, что жизнь христианина — это обретение Духа, сокровенное, незаметное. Но это и есть та сила, которая нас спасает. Человек исполнен страха. Мы всего боимся: болезней, смерти, неприятностей. А что говорит нам Господь? «Не бойся, только веруй. Не бойся, потому что Я пришел, чтобы быть с тобой». Это и есть спасение— жить с Господом, быть с Ним всегда, постоянно, обрести мир с Ним и потому мир с собой.

Господи, дай нам этот мир, эту силу спасения! Прости нас сегодня. Все мы приносим Тебе. И как это печально, как стыдно, что, вместо даров служения, даров любви, вместо сердца, которое бы горело верой, мы приносим Тебе свой му­сор, своей души объедки, помои, которые у нас накопились в жизни, — таковы наши «дары» Тебе.

Мы приносим Богу только наше несовершенство. И несмотря на то, что это горько, печально, отвратительно, стыдно, мы все-таки робко вспоминаем о том, что Господь говорил: «Я пришел призвать, спасти не праведников, а грешни­ков»1. Он пришел спасти нас, — значит, быть рядом с нами.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 9:13

 

И сейчас пусть каждый из вас в сердце вспомнит все свои грехи, все, что только память поможет извлечь из прошлого, и скажет:

Господи, дай мне сегодня достойно подойти к Твоей Святой Трапезе. Пусть она соединит меня с Тобой навеки, а также соединит меня с моими сестрами и братьями — со всеми. Господи, пусть Твоя сила будет во мне, потому что у меня нет сил душевных и телесных – жить. Господи, прими и оживи меня, дай Твою любовь, которая меня воскресит. Прости за все и прими нас, недостойных, и очисти нас.

7 марта 1987

 

Исполняйте закон Христов

Первое воскресенье Великого поста

 

Мы сегодня пришли принять Святые Тайны, и я вам еще раз напоминаю, что наша главная молитва, главное богослужение, наше главное таинство называется «евхаристией» — благодарением. Благодарность свойственна всем живым существам. Не только человеку, но и многим другим живым существам. И когда мы стремимся жить по-Божию, мы таким образом получаем возможность быть благодарными Богу за все, что Он сделал для нас. Не просто формально выполнить те или иные уставы закона, а ответить на вечную любовь Божию. Как можно ответить? Той слабой человеческой любовью, на которую способно наше сердце.

Все, что мы можем принести Ему, — это наша благодарность и наша любовь к Создателю. И именно из этого должно вырасти и наше покаяние, и стремление жить с Господом. Потому что закон Божий — это не просто уголовный закон, ко­торый что-то запрещает, что-то разрешает или за что-то карает. Закон Божий — это Его любовь и наш ответ на нее. Потому что никогда только один закон, запрещающий грех, не может быть силой, которая бы приблизила нас к Богу. Только когда наше сердце потянется к Господу, когда нам захочется действительно внутренне быть с Ним, тогда мы будем стремиться исполнить слово Христово: «Если любите Меня, заповеди мои соблюдайте»1. Вот почему и апостол говорит нам, что законом не оправдается никакая плоть, то есть человек не может прийти к Богу, только исполняя формально какие-то предписания2. В основе— вера в спасительную силу нашего Господа. А эта вера неотделима от любви к Нему. Если мы эту любовь не чувствуем, то надо начать с благодарности и сказать:

------------------------------------------------

1 Ср. Ин 14:15

21 Ср. Гал 2:16

 

Господи, Ты дал нам так много... Мы к этому привыкли, мы этого не замечаем, мы больше обращаем внимание на дурное, мы часто склонны к недовольству, ропоту, мрачному взгляду на мир, стремлению увидеть во всем только темные стороны.

Но если повернуть свой взгляд и увидеть то добро, которое Господь дает нам, несмотря на нашу немощь, тогда поднимется из глубины души благодарность, а вместе с ней придут любовь и покаяние.

Покаяние — это не просто осознание себя виновным на скамье подсудимых, а это то чувство, которое испытал блудный сын, когда он ушел далеко и, растратив отцовское наследство, жил и питался со свиньями. И нам надо почувствовать сегодня, что мы отделены от Бога глухой стеной, которую воздвигли сами, своим суетным направлением мыслей и чувств, особенно своими себялюбием и самолюбием. Как можно увидеть Бога, если мы видим только себя, если мы повернуты только на себя?

Господи, прости нас, грешных! Мы можем Тебя увидеть, только нам надо поднять свои глаза, но мы не хотим, потому что прикованы к себе.

Каждый знает, как нас обременяет и мучает то, что происходит в нашей душе, как мы будто заперты в комнате, из которой выхода нет. Отсюда наше частое уныние и мрачность. Отсюда наше желание без конца перебирать то трудное, что есть в нашей жизни. И выхода нет, и жизнь проходит в этом.

Прости, Господи, что часто это ведет нас к малодушию, маловерию и даже отчаянию.

Какой же выход? Прежде всего, что-то сделать для Него. А что для Него можно сделать? Он Сам нам говорит: «То, что вы сделали для братьев Моих меньших, вы сделали для Меня»1. Простой, казалось бы, путь: сделай шаг навстречу ближнему — тому, кто близок, кто рядом с тобой, полюби просто человека — и тогда тебе легче будет полюбить и Господа. Как говорит нам апостол Иоанн: «Не любящий брата свое­го, как может любить Бога?»2

------------------------------------------------

1 Мф 25:40

2 1 Ин 4:20

 

 

Господи, прости нас, грешных, что мы не хотим выходить из этой темницы, — ни к Тебе, ни к людям. Поэтому дар Твой становится бессильным.

Наверное, почти все ежедневно обращаются к Богу с молитвой. И как часто эта молитва бывает вялой, сухой небрежной, иногда — поспешной, бездумной. Почему так? Потому что мы закрыты от Господа, мы молимся, словно выполняем некоторый долг, какую-то повинность. Может быть, и хорошо, что выполняем хотя бы малое, но все-таки этого недостаточно.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы пренебрегаем таким Твоим даром, как Священное Писание. Мало читаем, мало вдумываемся в него, мало прилагаем к своей жизни. Мы пренебрегаем также и таинствами, которые Ты даешь нам.

Священное Писание — это таинство, это Божие присутствие в написанном слове, но оно для нас не звучит, потому что мы глухи. Таинство причастия — это доверие к слову Его, что Он будет с нами, когда мы придем к Нему. Господь никогда не обманывает — Он приходит к нам, но мы этого не замечаем, не ощущаем, остаемся слепыми и бездушными.

Люди часто рассуждают о конце света, о втором пришествии, но у нас есть первое пришествие. Не надо вглядываться в будущее, когда у нас есть настоящее. Сегодня Господь приходит к каждому из нас, кто присутствует на совершении таинства и, особенно, кто участвует в совершении литургии. А участвовать — значит не только подходить к Святой Чаше и причащаться. Даже тот, кто не причащается, может внутренне приобщаться в этот момент, когда другие подходят к Святой Чаше. Поэтому Церковь и возглашает: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы», то есть единодушием, вместе. В это время наши мысли блуждают и бродят далеко, в это время многие из нас ходят по храму, переговариваются, продолжают оставаться глухими и равнодушными к призыву Церкви: «Станем добре, станем со страхом, вонмем! Святое возношение в мире приносити».

Мы приносим Господу возношение — все, находящиеся в храме. Мы приносим Ему свою жизнь, свой труд, свою душу и тело — все приносим. И как же можно в это время отвлекаться? Как можно ходить, разговаривать, передавать свечи, ставить свечи, гасить свечи? В этот момент ничто не должно отвлекать нашу душу.

Господи, прости нас, грешных!

Это неблагоговение. Оно может проявляться и в других вещах. Нередко мы можем в легком разговоре говорить о святыне неуважительно, и сами не замечаем, что кощунствуем в словах. Но запомните, что неблагоговейное отношение к святыне закрывает путь к духовному просветлению, к духовному познанию. Только тот, кто подходит к святыне так, как свеча горит, чтобы душа трепетала, только тому откроется Господь. Есть предел, который мы не должны переходить, если не хотим оказаться отброшенными во тьму внешнюю.

Господи, прости нас, грешных, за то, что в нашем сердце живут не только ропот и маловерие, но и идолопоклонство.

Что значит идолопоклонство? Никто из нас не язычник в прямом смысле слова, но есть вещи, которые как бы подменяют у нас в сердце Бога: тщеславие, суета, а главное — собственная наша гордыня, наше собственное «я», перед которым мы всегда готовы преклониться, которому мы всегда готовы служить больше, чем Богу, и свою волю ставить выше, чем Божию. Ведь немного слов в Молитве Господней, и среди них есть святые слова: «Да будет воля Твоя» — слова, которые разрешают все недоумения, слова, которые успокаивают смятение нашей души и ставят нас в естественное нормальное отношение к миру, к людям, к Самому нашему Господу. «Да будет воля Твоя» — и сразу наступает тишина, как будто Сам Господь сказал буре: «Умолкни, перестань»1.

------------------------------------------------

1 Мк 4:39

 

Но у нас этих слов так мало! И здесь мы проявляем удивительную хитрость и некоторое коварство, прибавляя: а все-таки, может быть, да будет воля моя. И стараемся всячески обойти Божию волю. Больше того, мы даже не ищем ее. Ведь воля Божия не только ясно начертана в Священном Писании, в учении Церкви. Воля Божия должна быть угадана, познана, почувствована сердцем человека.

У каждого есть свое призвание в жизни, свое предназначение. И Господь не хочет нам жестко диктовать. Он хочет, чтобы мы сами услышали, ощутили, искали, вопрошали Его. Поверьте, что Он всегда ответит, если мы с любовью и настойчивостью будем стучать и вопрошать Господа: укажи мне волю Твою.

Господи, прости нас, грешных, за наше лукавство, за наше нежелание исполнять волю Твою, за то, что мы не умеем видеть Тебя в искушении и болезни, в трудной обстановке.

Конечно, мы не думаем, что Бог посылает болезнь, что Бог посылает искушение. Но Он попускает нам оказаться в трудных обстоятельствах, чтобы душа наша ковалась, чтобы она становилась крепче, чтобы наша верность Ему в испытаниях укреплялась. Недаром говорили люди в старину про того, кто оказался в трудных обстоятельствах, что его посетил Господь...

Господи, прости нас, грешных…

8 марта 1987

 

Господи, прости нас, грешных!

Неделя Крестопоклонная

 

Сегодня неделя Крестопоклонная. Прошло уже три недели Великого Поста, и мы стараемся за это время остановиться, задуматься, опомниться, вернуться к себе как после долгого блуждания. Человек может жить, не думая о жизни, как будто его несет волна, несет река. И Великий пост — это как бы остановка: остановись, загляни в свою совесть, просмотри все, что было. Нам для того и дан разум, чтобы мы могли взглянуть в свое сердце, потому что чувства на­ши не всегда нас учат понимать, отдавать отчет в жизни. Больше того, чувства наши — это и есть то место, где зарождаются все грехи. Большая часть грехов происходит от того, что разум и совесть спят, сознание наше спит, живем так, как трава растет.

Сегодня мы призываем свою совесть, свой разум стать перед лицом Бога. Это не всегда легко — но перед нами Священное Писание, мы его открываем и начинаем снова — по азам, по азбуке, с самых первых шагов, как будто мы с вами только-только духовно родились — и все начинаем сначала. Святые отцы недаром называют покаяние вторым крещением. В самом деле, нас крестили когда-то по вере Церкви, во оставление грехов, чтобы мы были очищены перед Богом. Но по нашей вине многое темное вернулось к нам опять. Крещение не зачеркнуто, но как бы замутнено, и мы уже не те омытые, которые были в первый момент перед Господом. Поэтому, зная о нашей немощи, Господь всегда нас ждет, как в притче о блудном сыне отец ждал своего неблагодарного сына. И сегодня мы к Нему возвращаемся, открываем слово Божие, чтобы понять: что же мы сделали? Перед чем мы виноваты?

Не надо думать, что исповедь — это какой-то судебный процесс, что мы должны отвечать по статьям закона, нет. Исповедь — это горькое осознание нашей виновности, нашей измены по отношению к любви Божией, которая была дана нам как чудо. В мире, где царствуют распря и ненависть, приходит к нам любовь Божия. И что мы можем сделать в ответ? Есть только две главные заповеди: «Возлюби Господа всем сердцем твоим, и возлюби ближнего своего, как самого себя»1, то есть желай ему того же, что ты желаешь себе. И конечно, против двух этих заповедей мы, прежде всего, были преступниками. Именно эту любовь мы и затоптали, и пренебрегли ею. Чтобы увидеть, как слаба наша любовь к Спасителю, давайте вспомним, как мы молились вчера, сегодня, третьего дня, весь прошедший год, вспомним, как нам было трудно молиться, как мы ленились, как было тяжко, мы словно выполняли какой-то долг, занудный и тяжелый. Иногда мы делали это по привычке, иногда это просто превращалось в формальное произнесение каких-то слов, без всякого чувства.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 22:37

 

Господи, прости нас, грешных. Мы Тебя оскорбляли — ропотом, неблагоговением, нежеланием вникнуть в суть своей веры.

Кто из нас настолько знает слово Божие, что разбуди нас ночью и спроси о каких-то главных вещах — мы сразу сообразим, о чем идет речь. Как можно жить по Евангелию, если его не вложил в сердце и не вложил в разум, если у тебя в мыс­лях нет этих священных слов, если ты не проникнут ими. А как проникнуться? Много ли мы знаем наизусть из слов Христовых? В нашей памяти бесконечное количество каких-то вещей — из прошлого, из приобретенных знаний, из того, другого, но спасительные слова Господа у нас очень туманные и неопределенные, мы плохо их помним и путаем.

Есть люди, которые всю жизнь ходят в церковь и приводят иногда слова из Писания, даже не зная, откуда они: сказал ли это Господь, сказали ли это апостолы или еще кто-нибудь — все перепутано, перемешано, к нашему стыду. Чего же тогда от нас ждать, если мы этого не знаем. Святой Павел говорит нам: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия»1. Значит, если у нас нет этого слышания, то и слово Божие не вошло. Сам Спаситель говорит: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне»2. Где нам исследовать, когда мы его просто не знаем или редко читаем, не углубляясь в него.

------------------------------------------------

1 Рим 10:17

2 Ин 5:39

 

Господи, прости нас, грешных.

По отношению к ближним — у нас есть один закон в жизни: себе мы всегда хотим хорошего, приятного, спокойного. Вы все знаете, чего хотите для себя. Но если спросить честно, хотим ли мы этого по-настоящему для других, с кем мы соприкасаемся, — тут-то мы и задумаемся.

Один человек говорил мне, что Десять заповедей, которые даны нам еще в Ветхом Завете, уже устарели, что они были написаны три тысячи лет назад, поэтому нам нужны другие заповеди. Может, и так, но хоть три тысячи лет с лишним прошло, но мы, оказывается, перед этими заповедями, данными диким людям, несостоятельны. Потому что первая заповедь: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня»1. Эту заповедь мы нарушаем каждодневно, потому что Бог не является нашим Господом. Он должен царить в нашем сердце тихо и незаметно, гореть, как огонь негасимой лампады. А у нас все, что угодно. Чему мы приносим жертвы, чему кланяемся— своему самолюбию, своей гордости, своим страстям и желаниям, но только не Ему.

------------------------------------------------

1 Ср Исх 20:3

 

И самое главное препятствие — это мы сами, потому что когда нам нужно решить вопрос, мы говорим: чего я хочу? Что мне надо? К чему я стремлюсь? Что мне удобно? выгодно? спокойно? приятно? — и лишь потом спрашиваем: а что же мне говорит об этом слово Божие? Чего хочет Господь? Вот и получается, что владыкой у нас является наша самость, мы сами. Мы себе кланяемся, себе кадим, себя удовлетворяем, мы есть тот кумир, которого почитаем. Не сотвори себе кумира — это значит не прилепляйся к вещам, к земному. Нужна нам одежда? Нужна. Нужна нам пища? Нужна. Нужны нам вещи, которые необходимы для быта? Нужны. Но ведь мы к ним иногда прирастаем, мы иногда этими вещами настолько заполняемся, что уже не остается места для Бога.

Господи, прости нас, грешных.

Одежда есть соблазн для женщин. Никто не отрицает, что женщина должна стремиться одеваться красиво, чисто, опрятно и хорошо. Но забота об этом, законная, естественная, иногда превращается в навязчивую идею, о которой без конца говорят, о которой без конца думают — по дороге, дома, в храме — где угодно. Это уже становится грехом.

Это также касается любых материальных вещей. Человек не может прожить без денег, без каких-то необходимых вещей, но если это становится главным, то жизнь наша гаснет, меркнет, потому что это все равно пройдет, и люди, которые гоняются за этим в мышиной беготне, бегают, бегают, а потом — оказываются с пустыми руками. Потому что ушла молодость, прошли годы, а что мы делали, как провели жизнь? Что мы сделали для нашего Господа? Ничего —как были нищими, так и остались.

Господи, прости нас, грешных.

Заповедь говорит нам: «чти отца и мать»1. У многих из вас родители умерли. Часто ли вы вспоминаете их на молитве? Многие забывают. Это ведь могут быть не только отец и мать, но и близкие родственники, те, кто вам помогал, ваши воспитатели, те, кто в вашей жизни играл какую-то роль. А живые родители? Иногда бывает вам лень позвонить, написать, проявить заботу, внимание, победить в себе неприязнь, которая, может быть, возникла с детства, у многих из вас трудные отношения с родителями, но Господь сказал: чти. Не умеешь любить, хотя бы чти, окажи то уважение, которое требует закон. Вспомним сегодня своих родителей. И не только вспомним. У кого родители живы, должны сегодня принять решение: не откладывая, позвоните, напишите, сделайте то, что вы не делали давно. Тот, кто говорил с ними грубо, оскорблял, пренебрегал, — пусть сегодня примет решение раз и навсегда действовать по-христиански.

------------------------------------------------

1 Ср Исх 20:12

 

Господи, прости нас, грешных.

Закон призывает: «Помни день Божий»2. В старину это был день субботний, для нас — день воскресный. Это значит, что мы должны хотя бы этот день, хотя бы этот час, который мы проводим в храме, освятить, посвятить Богу. А у нас всегда суета, всегда беготня — так добе­жим до финиша очень быстро.

------------------------------------------------

2 Ср. Исх 20:8

 

Господи, прости нас, грешных.

Далее закон нам говорит: «не убивай»1. Нет среди нас убийц. Но, наверное, есть женщины, не давшие родиться детям, которые были уже зачаты, которые должны были выйти на свет Божий, но по нашему маловерию, малодушию, глупости мы пролили их кровь. Это надо отчетливо сознавать, объяснять и другим людям, которые этого не понимают. Потому что слова «прерывание беременности» придуманы, чтобы смягчить понятие об убийстве.

------------------------------------------------

1 Исх 20:13

 

Также может человек убить словом, ненавистью, язвительностью, уничижительным отношением.

Господи, прости нас, грешных.

Сказано также: «Не прелюбы сотвори»2. Сколько раз мы нарушали супружескую верность, сколько раз мы забывали о том, что страсти, которые кипят в человеке, требуют постоянной узды, потому что до глубокой старости человек не может сказать: я уже от них освободился. Всегда дан нам этот искуситель, чтобы нас тревожить и волновать. Значит, мы должны быть на страже.

------------------------------------------------

2 Исх 20:14

 

Господи, прости нас, грешных.

Заповедь: «Не укради»3. Может, среди нас нет воров, но человек, который, скажем, взял книгу и потом решил ее не отдавать, он забывает, что поступает, как вор. Человек, который на своей работе, если эта работа нужна кому-то, поступает недобро­совестно, он тоже по-своему вор, потому что он получает деньги ни за что. Всякая ложь, нечестность, лукавство, недобросовестность — все это грехи. Ведь мы можем оказаться участниками какого-то злого дела, если в нас не будет правдивости. Мы живем среди людей, работу делаем среди людей — мы должны нести знамя христиан — это не значит, что нужно всюду кричать на перекрестках: я христианин — это не нужно. А надо свое христианство являть делом, обликом, чтобы от нас шла доброта, справедливость, открытость к людям, чтоб было ясно, что вы из храма вынесли дух радости, света и мира.

------------------------------------------------

3 Исх 20:15

 

Господи, прости нас, грешных.

Сказано о том, чтобы мы на других не возводили клевету1. А мы с величайшим удовольствием любим находить у других недостатки, любим выдумывать эти недостатки, передавать их, без конца говорить друг о друге — это все от того, что нам хочется себя возвысить. Разве мы мало возвышены тем, что Господь сделал нас детьми Божиими? Но в поисках какого-то возвышения мы стараемся унизить других, чтобы как на качелях — он внизу, а я наверху.

------------------------------------------------

1 Ср. Исх 20:16

 

Господи, прости нас, грешных. Прости нас за то, что мы терзались нелюбовью — завистью.

Зависть есть форма нелюбви к людям. Это тяжелый, мучительный недуг, когда человеку кажется, что у всех лучше, чем у него. Он живет, отравленный этой мыслью, он плохо относится к окружающим, весь мир кажется черным, он пос­тоянно снедаем этим чувством. Зависть ломала целые жизни, она влияла на жизнь общества... Для христианина, который принимает волю Божию, зависть недопустима — все, что Господь нам дает, мы должны принимать с благодарностью. Где наша благодарность? Мы принимаем все так, как будто это заслужили. На самом деле мы ничего не заслужили — все дар Божий.

Господи, прости нас, грешных, что не умеем благодарить за жизнь, за друзей, за семью, за радость, за то, что ноги ходят и глаза смотрят.

Сорок миллионов людей на земле слепых, сорок миллионов! Неужели нам нужно ослепнуть, чтобы понять, что мы потеряли.

Господи, прости нас, грешных.

Это заповеди Ветхого Завета. А о чем говорит нам Господь в обетованиях блаженства?1 Он говорит о нищете духа, то есть о скромности человека, который знает, что он не имеет даров Божиих и просит, и взывает. Кто из нас по-настоящему горячо просит о ниспослании Духа Божия? Мы просим вяло, слабо, немощно.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5-1:11

 

Кто из нас может назвать себя миротворцем? Напротив, мы часто в своих семьях создаем конфликты, получаем удовольствие от ссоры. Кто из нас может назвать себя кротким, то есть сдержанным на язык, мягким в обращении с другими людьми, тактичным, терпеливым, воздержанным?

Кто из нас милостив, то есть способен прощать, способен относиться к людям с сопереживанием? Мы глухи к окружающим нас людям.

Кто из нас твердо стоит за правду? Это не значит, что надо всюду доказывать, всюду говорить о правде — надо прежде всего в своей жизни, своими поступками являть правду, являть ее в своей жизни. Тогда все будет действительно по-настоящему.

Когда Господь говорит нам о блаженстве тех, кто гоним за правду, за имя Его, — вспомним, что если нам кто-то из родных что-то обидное скажет о Церкви, мы сразу воспламеняемся ненавистью, раздражаемся, а Господь сказал: блажен­ны вы, что вас поносят. Но нам это блаженство оказывается ненужным.

И наконец, самое главное — соединиться вместе и соединиться с нашим Господом, значит, увидеть Его сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»2. Изгнать из сердца всю нечисть, зависть, ревность, недоброжелательство, хульные мысли, нечистые, блудные, осудительные — все, что там копошится, такое мелкое и такое ничтожное. Можно ли эту грязь вырвать, можно ли ее оттуда вымести, можно ли ее вырезать, как раковую опухоль? К сожалению, нельзя: вырезаешь, она вырастает снова, выметаешь, она снова садится, и вы все знаете, как мы приходим сотни раз и говорим одно и то же. Значит, это невоз­можно.

------------------------------------------------

2 Мф 5:8

 

Что же возможно? Возможно растить в себе нового человека, который будет заполнять наше сердце, человека великодушного, человека, прежде всего связанного верой с Господом, человека, который учится любви. Когда ты учишься любви, в тебе начинают отмирать и зависть, и раздражительность, и ревность, и осуждение. Настоящая Божия жизнь вытеснит всю эту нечисть. Но как настоящую Божию жизнь вырастить?

Нам дается ответ, что мы — бессильны. Это правильный, реальный ответ. Мы не можем, и ничего в этом нет стыдного, мы констатируем правду — мы не можем. Это не значит, что мы должны опустить руки. У нас есть сила, которую Господь нам дает, эта сила называется благодатью. Когда вы не можете, просите Его! Он помогает, Он спасает. Он простил наши грехи, Он смыл с нас всю эту нечисть. И крест мы носим, потому что Господь нас спас, здесь и сегодня, только это спасение надо принять в сердце, принять так, чтобы оно вошло в сердце и преобразило его, чтобы оно стало для нас новой жизнью. Для этого ключ один: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»1.

------------------------------------------------

1 Мф 22:37

 

Подумайте: что вы любите? Кто любит природу, кто любит людей, кто любит музыку. Все это только отражение Господа. Самые любимые наши вещи — отражение Господа, Который должен быть еще более любим. Вот любит человек жизнь, а жизнь — дар Божий. Значит, мы должны еще более любить Бога, чем мы любим жизнь и все, что нами любимо. Тогда дух Его, Его сила войдут в нас и будут гореть в нас ровным пламенем, но пламенем священным, которое постепенно бу­дет выжигать всю нашу нечистоту.

А сейчас покаемся все вместе:

Господи, Иисусе Христе, дай нам подойти к Святой Чаше, соединиться узами любви, узами, которые дает нам святая Церковь, сегодня, здесь и теперь. Как Ты Сам, Господи, сказал, что если двое или трое будут собраны во имя Мое, Я там среди них1. Так мы верим, что сегодня, Господи, Ты здесь с нами, что Ты нас соединяешь, что Ты нас очищаешь и освобождаешь.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 18:20

22 марта 1987

«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.