Сделай Сам Свою Работу на 5

Несите любовь Христову в мир





 

Сегодня день, посвященный самарянке, и мы должны представить, будто всех нас встретил Господь, как встретил эту женщину у колодца. Он видел ее жизнь, видел ее душу, видел ее неблагополучную жизнь. Если бы Он заговорил с нами, то о нас Он, наверное, сказал бы еще более суровые слова. Самарянка была женщина темная, малопросвещенная, может быть, и неграмотная, и все-таки она тянулась к свету Божию, она хотела знать, где же истина, какая вера праведная. Значит, не целиком она была погружена в суету.

А если Господь обращается к нам и говорит: Я вижу твою душу, вижу твою жизнь — как мало в твоем сердце того, что обращено ко Мне; твое сердце обращено к себе, к своему самолюбию, к жизни не человеческой, а подобной жизни животного — ведь мы все время крутимся, все время торопимся, все время что-то делаем.

Каждый из нас скажет: Господи, иначе мы не сможем жить, мы не сможем прокормить свои семьи, мы не сможем выполнить свой долг. Но что говорит нам Господь? Конечно, все это нужно, но вы сами себя погубите, если забудете о самом главном, о том, что поддерживает жизнь духовную.

Господи, прости нас, грешных, что мы виноваты не только перед Тобой, но, прежде всего, перед собой: мы себя обворовывали денно и нощно.



Ведь совсем немного, оказывается, нужно — только приучить себя поднимать глаза к небу, только приучить себя настраивать сердце на эту небесную волну. Если этого не делать, душа покрывается пылью, рано или поздно она становится неспособной ни к молитве, ни к чувству красоты мира, ни к чему доброму — она становится косной, черствой, полумертвой, окаменевшей. Поэтому все те духовные упражнения — малые по времени и по количеству, — ко­торые дает нам Церковь, должны нами приниматься с величайшей благодарностью. Молитвенные правила в силу привычки и закона рано или поздно ставят нас перед лицом Божиим.

Господи, прости нас, грешных, что мы этим пренебрегаем.

В храм, где мы собираемся вместе молиться, тоже иногда приходим окаменелые, очерствелые, с оледенелым сердцем. Но такова воля Христова, Который сказал: «Где двое или трое будут собраны во имя Мое, Я среди них»1. Это Его воля, и мы должны ее выполнить, хотя бы из любви к нашему Господу.



------------------------------------------------

1 Ср. Мф 18:20

 

Господи, прости нас, грешных, за нашу леность, за наше празднословие, за то, что мы не пользуемся великими Божиими дарами, чтобы упорядочить свое сердце, свои мысли.

Вы все хорошо знаете, как легко разбегаются наши мысли, как не могут найти себе пристанища: одна мысль в одну сторону, другая — в другую. Зависть, недоброжелательство к людям, праздные, пустые мысли...

Каждая вещь, которая у нас перед глазами, может быть источником глубокого духовного размышления. Перед вами хлеб на столе. Подумайте о том, что этот хлеб — он вырос из земли силой Божией, той силой, которую дал Господь, чтобы укрепить тебя. Ложишься спать – подумай, кто дает этот великий дар, чтобы мы могли отдохнуть, чтобы наше сердце могло во время сна прикоснуться к каким-то другим мирам и оттуда почерпнуть силы. Мы должны благодарить за сон, благодарить за утро, когда пробуждаемся, когда нам надо трудиться; нас ждут люди, которых мы любим, нас ждут дела, которые мы должны выполнить для людей — значит, для нашего Господа.

Если любит свое дело, оно ему легко дается, даже когда это дело тяжелое, трудное. Человек же, который делает его без желания, с тяжелым чувством, с чувством отвращения, — ему и легкое дело будет казаться ворочанием камней. Поэтому сегодня каждый пришедший к Святому причастию, пусть подумает и скажет:

Господи, Ты дал мне дело — в моем доме, на работе, там, где я учусь, — дай мне быть на всяком месте христианином, доброжелательным, выдержанным, спокойным...

Мир полон безумия, а мы должны сохранять как можно больше спокойствия, твердости, такта по отношению к людям.



Господи, прости нас, грешных, что ничего этого у нас нет, что мы, как только переступаем порог учреждения, где работаем, мы сразу вовлекаемся в суету и оказываемся точно такими же, как все остальные, как будто нет у нас креста, как будто нет у нас особенного задания —жить среди людей, неся любовь Христову.

Вспомним сегодня о людях, которые нас обижали, оскорбляли, причиняли нам боль и зло. Наверно, таких людей у каждого наберется немало, и, естественно, что наши чувства по отношению к ним горькие, озлобленные, осуждаю­щие, неприязненные и даже, я бы сказал, зложелательные, злорадные: если мы узнаем, что человек, который нам доставлял огорчение, сам имеет какие-то большие неприятности в жизни, мы не можем удержаться, чтобы не подумать: так ему и надо.

Здесь мы подходим к самому трудному, потому что вы знаете, что Господь учит не воздавать злом за зло. В Евангелии сказано: «Не противься злому»1. Это не значит, что мы должны попустительствовать всякому злу, ведь и Сам Господь не попустительствовал злу. Если бы Его слова означали, что надо опустить руки, и если делается плохое, пусть делается, то Он бы никогда не обличал книжников и фарисеев, никогда бы не изгонял торгующих из храма, никогда бы не назвал фарисеев «порождением ехидны», а Ирода — лисицей коварной. Значит, Он боролся со злом словом и делом. Больше того, когда к Нему приходили больные, бесноватые и одержимые — это ведь тоже было зло, зло болезни, зло одержимости, — Он изгонял этих бесов, значит, Он противился.

------------------------------------------------

1 Мф 5:39

 

Что же означают слова Господа: «Не противься злому»? Они означают: не воздавай злом за зло тому, кто тебе лично причинил зло. Он противопоставлял это ветхозаветной заповеди: «око за око, зуб за зуб». Эта заповедь была судебной, юридической, для того, чтобы люди соблюдали справедливость, чтобы они за маленький проступок не воздавали страшным наказанием.

Так бывало во все времена: за пустяк человек мог получить и большой срок, и жестокое наказание. Священное Писание в Ветхом Завете учит нас, что закон, в том числе и гражданский, должен быть справедливым, руководствовать­ся принципом: око за око и зуб за зуб, то есть наказание должно соответствовать преступлению. А Господь говорит нам о том, что в личной жизни мы должны уметь подняться над чувством обиды, над желанием отомстить, свойственным человеку, и не воздавать злом за зло. Трудно, конечно, трудно. Но это же заповедь Христова, и нам надо как-то стараться себя настраивать на нее. Вот это и значит любить врагов своих. Из этого вовсе не следует, что мы должны нежно любить негодяев. Нисколько. Господь никогда нас не учил такой безумной мысли. Любить врагов — на языке Священного Писания означает желать им добра, желать, чтобы они отвратились от зла, чтобы они пришли в себя, опомнились, одумались. Но, конечно, это очень трудно, и мы все-таки своим врагам желаем зла, а поскольку это противоречит тому, к чему Господь нас зовет, значит, надо в этом каяться.

Господи, научи нас, — мы еще до этого не доросли.

С чего надо начинать? Прежде всего со спокойствия, с выдержки. Надо держать себя в руках, не быть скорыми на ответ: тебе говорят слово — ты сразу десять разгневанных слов в ответ, в доме или на работе. Не надо считать, что взаимные оскорбления, унижения, хамство, грубость, брань, которые бывают среди близких и даже любящих друг друга людей, — это норма. Потому что человек один раз повысит голос, второй раз считает, что так и надо, и в конце концов домашняя жизнь превращается в крик, в вой, во взаимную войну.

Только стоит начать, только стоит привыкнуть один раз обозвать своего мужа или свою жену, и в следующий раз это будет легче, а потом станет нормой.

Господи, прости нас, грешных! Мы так мало принесли Тебе любви. Если бы мы принесли ее достаточно, то уже в этой жизни, сейчас, мы почувствовали бы себя счастливыми.

Христианин — счастливый человек, поэтому Господь говорит: блаженны вы, даже если плачете, блаженны вы — изгнанные, блаженны — страдающие. Блаженны, то есть счастливы1. Потому что у нас есть вечный Господь, Его вечное благословение, Его всемогущий Дух, любовь, которая не умирает, которая связывает нас с нашим Господом, связывает нас между собой и учит нас любить друг друга. Это то, чему научиться трудно, но возможно.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5:1 – 11

 

«По тому, — говорит Спаситель, — узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой»2. Опять-таки, любовь бывает разная, она начинается просто с доброжелательности, с хорошего отношения; разные отношения могут быть между людьми, но все они должны быть прекрасными, светлыми и добрыми. Вы скажете опять: как это трудно. Но запомните, что мир — это царство вражды, царство безумия, царство пожирания людей друг другом, и вы знаете, что каждый день люди унижают, убивают, калечат друг друга по всей земле. А мы? Мы люди, несущие крест Христов, должны в своей жизни этому противопоставлять совсем другой закон, совсем другой порядок — этот закон принес нам Господь и возвестил нам его с Креста Своего, с Креста, на котором Он умер, чтобы именно этот грешный мир нашел путь к Небу.

------------------------------------------------

2 Ин 13:35

 

И сегодня мы все приходим, полные своих немощей, усталые, издерганные, невластные над своими чувствами, невоздержанные, раздраженные. Но мы приходим не для того, чтобы такими же уйти отсюда домой, а для того, чтобы просить у Господа силы. Не может быть христианин слабым, потому что силен Господь, который дает нам Свою Божественную благодать, который дает нам силу Духа. И если мы только откроем двери своего сердца, этот Дух к нам придет. А как открыть? Желать, желать до конца, до глубины души, как если бы вы долго не пили, жаждали воды — вот так хотеть Духа Божия; как если бы вас мучил голод — вот так хотеть силы Божией, как если бы вы были разлучены с челове­ком, которого любите и как вы хотите увидеть, вот так хотеть быть с Ним. Значит, жажда Духа Божия есть стремление, сильнейшее желание, а Господь сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»1. Поэтому и будем к Нему приникать, чтобы Дух Божий вошел в наши сердца и наполнил своей любовью.

------------------------------------------------

1 Ин 7:37

17 мая 1987

Примите Духа Святого

День Святого Духа

 

Вспоминается мне один случай из жизни святого апостола Павла. Приехал он в город Эфес и встретил там маленькую общину новообращенных христиан, которые когда-то были учениками Иоанна Крестителя. Они уверовали во Христа, вместе молились, вместе жили. И вот, расспрашивая их о том, как же они жили, апостол спросил их: «А приняли вы Духа Святого?» Они переглянулись и сказали: «А мы не знаем, что это такое»1. Тогда апостол сказал: самое главное прошло мимо вас. Вы не можете быть настоящими, истинными христианами, если не примете Духа Святого. А преподобный Серафим Саровский чудотворец говорил, что вся наша жизнь христианская есть стремление приобрести в сердце Дух Божий.

------------------------------------------------

1 Ср. Деян 19:2

 

Вот, оказывается, какой сегодня важный день, о каком важном событии говорят нам сегодня святая Церковь и Священное Писание. И я могу спросить вас, как апостол Павел спрашивал тех людей: «Приняли вы Духа Божия?» А вы скаже­те: да, когда нас крестили, было миропомазание — на нас была положена печать Духа. Но сами мы, своей волей, своим сердцем, своим желанием Духа Божия не приняли.

Вот, дорогие мои, откуда обычное наше состояние, когда мы как бы топчемся на одном месте: изо дня в день, из года в год мы приходим с одними и теми же однообразными грехами. Мы повторяем всегда одно и то же. Мы ни с чем не мо­жем сладить. Неприязнь какой-нибудь родственницы, трудности с детьми, трудности с собственным языком, который сначала работает, а потом уже голова думает, трудности с собственными чувствами, которые в нас, подобно мине, могут взорваться в любую минуту: чуть-чуть на нее наступишь — она сразу дает взрыв. Как только нам что-нибудь не по нутру — мы готовы мгновенно обрушить на человека град брани, ругательств, злых слов.

Конечно, мы все несем какие-то тяготы в жизни. Без них человек никогда не будет человеком. Но их можно нести по-разному: можно нести твердо, нести как крест! нести торжественно, а можно их волочить... Так вот, Дух Божий переворачивает все внутри человека и делает его совсем другим! Поэтому мы должны стремиться принять Духа Божия.

Этому учит нас Церковь. Она учит молитве, которую вы все повторяете каждодневно: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». «Вселись в нас» – это значит, чтобы наши мысли были просвещены разумом Божиим. А чем просвещены наши мысли? Да у нас там мусор! Мусор. Мелкая пыль! Ничтожные мысли, которые роятся в голове! А в сердце? Зависть, недоброжелательство, ревность, раздражение! Мы идем по улице— нам все люди противны. Отношения с людьми у нас плохие. Мы невыдержанны. Язык наш сначала может ранить человека, а потом мы его жалеем, но уже поздно. Мы склонны солгать, слукавить, обмануть! А главная болезнь в нас, самая тяжелая болезнь, почти неизлечимая!— это «ячество», мое «я», мой интерес, моя забота, мой покой, моя личность – у нас это на самом первом месте. И если этого нет, мы обижаемся, оскорбляемся. А поскольку жизнь часто бьет нас и ставит на свое место, мы ходим в вечной печали. И только в фантазиях, в мыслях своих думаем: вот если бы мне дали волю, если бы мне дали власть, то-то бы я расправилась со своими соседями, со своими обидчиками, со своими клеветниками!

Господи, прости нас, грешных.

Дух Божий сказывается и в молитве. Человек, у которого в сердце хоть искорка Духа Божия — у него, встающего утром, первая мысль — о Христе-Спасителе, и последняя мысль – о Нем. Он постоянно с Господом, или, по крайней ме­ре, в любую минуту он может к Нему повернуться и почувствовать, что здесь Господь. Но не таковы мы. Молитвы мы читаем просто из обязанности, читаем вяло, пробормочем несколько слов, и нам этого кажется достаточно. Конечно, и то хорошо, но ведь это… очень слабенькое хорошее; мы делаем это по человеческой привычке, а не по Духу Божию. Дух Божий вселяет в нас радость, уверенность, спокойствие! Он дает благословение в жизни, благословение Божие, мужество в испытаниях! А в нас вместо мужества уныние, слабость, отчаяние, малодушие. Вместо упования на Господа мы уповаем на свои силы, которых у нас на самом деле не так-то много, а порой — и совсем нет.

Чем же мы можем исправить это положение? Откуда в нас ложь и раздражение, недобросовестное отношение к нашему делу и неумение мирно жить друг с другом? Откуда это? Потому что мы люди никуда не годные! Будем смотреть правде в глаза: никуда не годные. Нервы у всех никуда не годятся, характеры в большинстве случаев тяжелые. Да, все у нас не так, как надо. Поэтому друг с другом жить не можем, дело свое не выполняем, ничего у нас не выходит. И вот тогда-то волей-неволей и вспомнишь: ведь Господь нам обещал дар Своего Духа! А Святой Дух дает человеку силы. Как сказано в Евангелии от Луки: «Оставайтесь в городе Иерусалиме доколе не облечетесь силою свыше»1. Апостолы ждали, и пришел к ним Господь и вселил в них силу. И эта сила умножает нашу веру! Она нас соединяет с вечностью, с настоящей жизнью: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»2.

------------------------------------------------

1 Лк 24:49

2 Ин 17:3

 

Поэтому будем все молиться сейчас, просить, чтобы Господь дал нам силу Своего Духа. Чтобы эта сила внушила нам вместо ненависти — любовь, вместо страха — твердость и мужество, вместо распущенности — сдержанность, вместо озлобления к человеку – терпение, вместо раздражения – выдержку, вместо болтовни языком — сдержанность на язык, вместо лености — трудолюбие, желание помочь другим, вместо самолюбия, самости и гордыни — здравое смирение, здравую скромность, готовность всегда услышать и увидеть, в чем человек нуждается, чем человек живет.

Это дает нам Дух Божий. И Господь не обманывает! И даст вам и даст сегодня, если будете молиться за этой обедней по-настоящему!

Господи, пусть войдет в меня сила этого Духа! Все молитесь. А мы пока вместе с вами повторим, вслух:

«Царю Небесный, Утешителю душе истинный…» Господи, Иисусе Христе! Всем нам собравшимся ниспошли Духа Твоего. Всех нас озари Своим благословением. Укрепи, прости наши прегрешения, которые мы сотворили до сего дня! Очисти, сделай нас чадами Божиими, истинными членами Православной Церкви. Господи, помилуй и прости.

7 июня 1987

«Друг друга тяготы носите»

 

День памяти Петра и Павла

 

Как выглядит весь мир? Он раздираем злобой, ненавистью, противостоянием. Как мы должны жить? Мы по возможности должны жить в единстве и служении друг другу. Поэтому апостол Павел, память которого мы сегодня празднуем, говорит нам, что самый высокий путь— это путь любви. Но это слово, которое мы очень часто употребляем, уже становится для нас привычным, и поэтому он подробно говорит о том, что же такое любовь. Она «не ищет своего» — вот как он определяет это чувство1. Это чувство отдачи, которое не ищет своего. А мы знаем, что мы всегда ищем своего.

------------------------------------------------

1 1 Кор 13:5

 

Господи, когда мы обращаемся к Тебе, то прежде всего ищем своего. Когда обращаемся к другим людям, мы тоже ищем своего. Научи нас следовать по Твоему пути, когда Ты говоришь нам: «Блаженнее давать, нежели брать»2.

------------------------------------------------

2 Ср. Деян 20:35

 

Господи, прости нас, грешных.

«Любовь все терпит», — говорит апостол. У нас же терпения не хватает — мы постоянно находимся в возмущении, раздражении. И не только от собственного самочувствия, от окружающего мира, а все, с чем мы сталкиваемся, вызывает очень часто у нас протест и недовольство. И тем самым мы выдаем слабость своей души. Ибо терпение есть камень, каменное основание, на котором все строится.

«Любовь милосердствует», — говорит апостол. «Милосердствует», — значит, сопереживает другим, она есть чувство боли за другого! И мы должны себя спросить: есть ли у нас это чувство? Оказывается, его мало! Оказывается, боль другого человека мы слышим, чувствуем слабо.

Господи, прости нас, грешных.

Апостол говорит нам, что если человек имеет веру большую, но у него нет любви, то он похож на «медь звенящую», то есть на пустую дребезжалку. Ничто не может заменить этой силы, силы отдачи. Когда у нас возникает желание осу­дить других людей, это значит, что в нас нет любви. Когда мы постоянно вольно или невольно выискиваем у других их немощи, слабости и недостатки, когда первое, что бросается нам в глаза, это теневые стороны человека, теневые стороны жизни, все дурное — это значит, что у нас в душе мрак и чернота. И мрак наш притягивает черноту окружающих нас людей.

Апостол Павел также учит нас о радости, он говорит: «Всегда радуйтесь»1. А мы слишком часто пребываем в унынии, подавленности, в отчаянии, в ропоте.

------------------------------------------------

1 1 Фес 5:16

 

Говорит он нам о том, чтобы мы непрестанно молились. Может, это пустые слова? Может ли человек молиться непрестанно? Но на самом деле может. Это не значит всегда повторять молитвы, а жить так, чтобы сердце твое всегда было перед лицом Божиим, когда ты идешь, когда ты стоишь, когда ты ... спишь! Даже во сне человек может чувствовать себя перед лицом Божиим.

Господи, прости нас, грешных, что мы об этом забываем.

Заметьте, как это бывает: вспомним о Боге, обратимся к Нему, а потом опять забываем; опять начинается обычная жизнь, жизнь как бы вне Бога. Но это ложь, потому что жизни вне Бога не существует! Он на самом деле присутствует всюду, и нам надо только поднять голову и посмотреть вокруг очами своей души.

«За все благодарите», — говорит апостол Павел, или «всегда благодарите»1. А где наша благодарность? Родителям, воспитателям, тем, кто делал нам что-то доброе, вообще близким людям и Тебе, Господи, мы благодарны мало. Неблагодарность — очень низкое свойство, потому что мы знаем, что даже животные испытывают чувство благодарности. Собака, лошадь может испытывать это чувство, а человек, который его лишен, оказывается хуже бессловесного существа.

------------------------------------------------

1 1 Фес 5:18

 

Апостол Павел и апостол Петр учат нас тому, как жить в Церкви. Что говорит апостол Павел? Какой главный закон Христов? Давайте вспомним, какой главный завет? «Друг друга тяготы носите»2. Подставьте плечо друг другу. Но мы не только этого не делаем — мы этого стараемся всеми силами избегать! И стараемся, наоборот, возлагать тяготы друг на друга. И так мы не исполняем закон Христов.

------------------------------------------------

2 Ср. Гал 6:2

 

Господи, прости нас, грешных.

Апостол Петр говорит: «Вы — царственное священство»3. Каждый верующий, все мы, христиане, принадлежим к служителям Божиим. И вот надо подумать: какие мы служители? Чем мы служим нашему Господу? Что мы делаем в мире, чтобы приумножить Его достояние, чтобы Его дело на земле торжествовало? Мы, наоборот, часто разрушаем это дело — своим недостоинством, своим поведением, своим маловерием, своим равнодушием... Мы не являем собой зрелище, которое бы восхитило окружающий нас мир.

------------------------------------------------

3 1 Пет 2: 9

 

Я уже напоминал о том, что когда христианство не насаждалось насильно, а свободно проповедовалось апостолами и их преемниками — оно победило. Оно победило только тем, что христиане оказались самыми добрыми, самы­ми честными, самыми сильными людьми, на которых язычники смотрели с завистью, поступкам которых они удивлялись! Как магнитом, Церковь притягивала к себе язычников, и именно потому, что в ней торжествовали человечность, доброта, служение, чистота! Так победила Церковь. И это была ее самая большая победа.

Это было давно. Но теперь все остается по-прежнему. Мы снова живем среди языческого мира. Являем ли мы собой такой пример, чтобы людям захотелось походить на нас, быть подобными нам, жить той же жизнью, что и мы? Боюсь, что этого в нас недостаточно или совсем мало. Значит, мы препятствуем делу Божию, потому что человек, прежде чем узнать что-либо о Евангелии, чаще всего узнает кого-то из верующих людей, и видит их ... вздорными, нетерпимы­ми, злобными, мрачными, ропщущими; в сущности, живущими так, как будто бы вера не касается их жизни. И, раз так, то никакая сила уже нашему церковному сообществу не присуща. Потому что слово у нас полностью расходится с делом.

Обо всем этом надо подумать, потому что единственное, что мы можем принести нашему Господу, это быть Его свидетелями, Его ученицами и учениками, Его последователями. Нести в жизни крест Христов как знамя, как замечательное свидетельство о том, что Бог возлюбил весь мир и нам сообщил эту весть, чтобы мы ее передали другим людям.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы так недостойны, так далеки от Тебя.

Что перечислять? Какие грехи? Перечислим все то же, что мы из раза в раз повторяем, будто толча воду в ступе! Есть только единственный из этого выход, только один; это выход, который нам опять-таки показывают апостолы: приб­лизиться к Богу, обрести спасение! Неспасенный человек, далекий от Бога, не может иметь силы. Приблизиться к Богу возможно только одним способом, только верой в Иисуса Христа. Так говорит нам апостол, и эти слова Церковь внесла в Священное Писание, и они стоят твердо, как камень.

Если мы хотим в своем ничтожестве, в своей слабости все-таки что-то сделать, нам остается просить у Господа:

Господи, пошли нам Твою силу, дай нам Твою благодать, даруй нам Твое прощение и действуй в нас, среди нас, чтобы все было под Твоим покровом, под Твоим благословением.

А сейчас все попросим у Господа прощения.

Господи, прости наши прегрешения. Даже не столько прегрешения, сколько то, что мы так далеки были от Тебя, не приблизились к Тебе, не с Тобой жили, а просто как бы для удобства наклеивали себе ярлычок, что мы члены Церкви. Поэтому-то и появлялись у нас грехи, бесконечные, мелкие, которые разъедали все, как ржавчина.

Прости, Господи, прости нам наши прегрешения.

 

12 июля 1987

«Да светит свет ваш перед людьми»

 

Сегодня у нас особенный праздник: не просто воскресенье, не просто дни после праздника Преображения, а сегодня мы идем на встречу с нашим Господом. И это самый замечательный, самый радостный и светлый день в нашей жизни. Так и надо всегда к нему относиться, готовиться к нему с радостью и с трепетом в сердце. Мы знаем, что получаем этот праздник просто по милости Божией — из бесконечной Его любви к нам, к малым, ничтожным, слабым, греховным! И это солнце, которое на нас изливается, солнце Божией любви, оно нас оживотворяет, очищает от всего временного, тленного, ненужного, греховного.

Конечно, вы все знаете, как легко мы потом возвращаемся к прежним грехам, как часто из месяца в месяц, из года в год повторяем на исповеди одно и то же. Не смущайтесь этим! Не горюйте. Потому что все равно любовь Божия выжигает тлен из нашей души. Но главное, мы должны сами сегодня принять Его исцеление и прощение. Кто уходит с холодным сердцем — не исцелен; кто уходит с сердцем равнодушным — не прощен.

Почему так бывает? Потому что мы приходим формально, не задумываясь. «Вот надо причаститься, пришло время, — говорим мы, — а раз причаститься, значит, надо исповедоваться или просто надо послушать перечень грехов, известный нам уже наизусть, получить разрешительную молитву и идти к Святой Чаше». Нет, так не надо. Тогда мы не получим самого дорогого! — дара Божией благодати. И вы должны сегодня все помолиться (и я с вами) о том, что­бы рука Божия коснулась нас, чтобы она сегодня все с нас сняла, чтобы действительно каждый из вас почувствовал, как исчезает тяжесть сердца, чтобы мы стали снова перед Господом светлы и чисты.

Господи, мы знаем, в чем нам каяться. Мы знаем, как мало мы Тебя любим; мы знаем, как тяжко у нас идет молитва, как скучаем иногда и маемся, стоя в храме!

Как у нас плохо бывает с чтением Слова Божия, как мы его читаем лениво, не вдумываемся, не знаем. А как можно вложить в сердце то, что нам известно только так, слегка и понаслышке. Слово Божие, как меч, входит в сердце. Значит, все это проходит мимо нас.

Господи, прости нас, грешных.

Прости нас за ропот, противление, мятеж, уныние! Прости, Господи, за наших близких, которым мы не воздали благодарностью, уважением, любовью, прости нашу раздражительность, злобность, желание другому зла, стремление выискивать друг у друга недостатки, стремление пересказывать друг другу чужие слабости и грехи.

Прости нас, Господи, за самых близких, за мать и отца, быть может, уже умерших, за мужа или жену, которым мы не дали того, что должны были дать от сердца, за детей, которым мы не дали родиться на свет, за тех, к воспитанию которых подошли небрежно и не вложили хотя бы малое зернышко веры в их сердце.

Прости нас, Господи, за наши чувства, которые в нас бьются, как дикие лошади.

Василий Великий сравнивает чувства человека с конем, с лошадью: объезженный конь идет спокойно, он слушается возницы, слушается всадника, идет туда, куда его направляют; дикий же конь под человеком прыгает, готов его свалить! Вот так и наши чувства. Они всегда в нас бушуют, и мы даже не делаем попыток, чтобы взять их в руки. Это и чувство неприязни, и чувство недоброжелательства, и просто чувство ярости и гнева. Вспомните, вспомните те случаи, когда нам хотелось буквально убить человека. Конечно, мы этого не сделали; но ведь в душе такое кипело, что, казалось бы, дай нам волю, и мы бы своими руками задушили этого человека. Такие моменты в жизни бывали. Вот так мы спускали с цепи все чувства, которые дает нам Господь.

Господь дает нам радость пищи, дает нам все радости земные, но и здесь Он требует от нас, чтобы мы были на страже алчности, чревоугодия, разгула всех чувственных мыслей и помыслов. Ничему мы не ставим преграды. Даже самая простая раздражительность превращает иногда нашу жизнь в постоянную войну. Давайте вспомним, как мы живем в своих семьях. Крик, брань, непрерывные упреки; если посмотреть со стороны — впечатление, что живут враги, не близкие, не родные люди, а враги. И это видят малые дети, которые этому учатся и таким же образом начинают потом относиться к нам и потом понесут это зло в свои будущие семьи: война, война, война. Нам ничего не стоит обругать человека, наказать несправедливо ребенка, обращаться с пожилым человеком, который требует уважения, по-хамски, унижая его. У нас уважительное отношение к человеку совсем вышло из обихода, а ведь это возможно. Нечего ссылаться на то, что люди бывают утомленными, раздражительными, и нервы у всех такие, что многие постоянно жалуются на них. Есть вещи, за которыми мы обязаны следить.

Сейчас мы, люди уже зрелого и пожилого возраста, обижаемся на детей, на внуков за то, что они относятся к нам с пренебрежением, не так, как мы бы хотели. Это так. Но давайте вспомним: а мы сами в свое время по отношению к нашим родителям, к их родителям — своим бабушкам и дедушкам — так ли относились, как надо?

Господи, прости нас, грешных. Прости нас за ложь в нашей жизни, когда мы можем сказать в лицо человеку хорошо, а за глаза его поносить, когда мы относимся к своему труду и делу с омерзением, часто с нежеланием!

Иные люди думают, что место, где они работают, это вообще ничто, только бы там отсидеть и потом уйти. Но ведь Господь Бог каждому человеку дает свой труд, чтобы в этом труде ковалось его терпение, старательность, доброжела­тельность к людям. Где бы мы ни трудились: на заводе, в институте или у себя дома — в комнате или на кухне, — мы делаем это не просто для удовольствия, а для других людей. Но если это делается для людей, значит, делается для Бога. Если водитель ведет автобус, а продавец продает в магазине — он служит Богу, потому что служит людям. Любая, самая простая вещь, которая нужна людям, — она Божия. И если мы к этому относимся неправильно, значит, мы пренебрегаем делом Божиим.

Господи, прости нас, грешных, за наши глаза, которые прежде всего видят дурное, за наш язык, который скор на упрек и злое, ранящее, обидное слово. Прости нас, Господи, за наше сердце, которое не умеет любить, которое не открыто к людям, равнодушно относится к человеческой беде и горю — настолько равнодушно, что мы уже привыкли к этому.

Действительно, много на свете всего печального, и привыкнуть к этому можно, но лучше не привыкать, лучше всегда сострадать и тем самым оказать хотя бы малую помощь людям.

Мы обычные простые земные люди. Но в то же время мы не простые, мы особые, на нас стоит особый знак — на каждом, на мужчине и женщине, на молодом и старом, на грамотном и неграмотном. Какой же это знак? Это крест Христов. Мы все — свидетели Божии. На самом деле нам бы надо было ходить так, чтобы на нас был значок креста, чтобы все видели, что вот идет христианка или христианин, и чтобы наше поведение— на работе, в магазине, в транспорте — соответствовало нашему призванию. Чтобы всюду мы были, как нам заповедал наш Господь-Спаситель, светом для людей: «Так да светит свет ваш пред людьми»1.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5:16

 

Вот вы все идете домой — кто вы такие дома? Вы носители Божия света, вы пришли из храма. В старину была такая присказка: когда человек возвращался из церкви, он говорил тем, кто оставался дома: «Господь милости прислал». Через вас в вашу семью, в ваш дом, в ваше окружение приходит в жизнь милость Божия.

Как это замечательно! Как это прекрасно! Как это всех нас должно вдохновлять! И как печально, что этого мало и почти нет.

Сейчас все помолимся, чтобы Он пришел и возложил на нас Свою руку, чтобы Он смыл все наши грехи и возродил нас, чтобы каждый из нас подошел к кресту, к Евангелию и получил полное прощение грехов.

Господи Иисусе Христе, сейчас, ныне, здесь дай нам это прощение. Ради нашей любви и нашей веры. Господи, воздвигни нас всех — упавших, больных, немощных, скорбных. Господи, помоги нам, отпусти и прости наши грехи.

 

23 августа 1987

«Да будет мне по слову Твоему»

 

Успение Божией Матери

 

Так принято, что над гробом человека и на его поминках вспоминают то хорошее, что он сделал, вспоминают о том, что он значил для людей, которые еще живы, еще не ушли из этого мира. Сегодня мы прощаемся с Матерью Божией, прощаемся телесно, чтобы духовно всегда видеть перед собой Ее образ, всегда чувствовать на себе Ее молитвы. Но в этот день мы, естественно, вспоминаем о Ней — как Она жила на земле.

К сожалению, мы знаем об этом очень мало! Но и этого достаточно, чтобы увидеть образ первой и лучшей христианки. Вы знаете, как однажды Она пришла к своему Сыну, чтобы поговорить с Ним, а с Ней пришли Его двоюродные братья. Они считали, что Господь обезумел, потому что Он, простой плотник, начал учить людей. Они захотели Его забрать силой и увести обратно в Назарет, но, чтобы Он их послушал, привели с собой Мать. Они стояли за воротами дома, а толпа не давала им войти. Кто-то сказал: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». А Он сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь»1. Эти слова нам кажутся горькими: как Он мог так сказать! А на самом деле кто больше, чем Пресвятая Дева Мария, исполнял волю Отца? Конечно, Он не отверг Ее, Он просто этим сказал, что семейные узы для Него не значат ничего, что у Него есть новая семья, членами которой могут быть любящие Его, верные Ему и старающиеся исполнять Его правду.

------------------------------------------------

1 Мф 12:50

 

Какие первые слова Божия Матерь произнесла в Евангелии? Мы знаем, что это Ее ответ Ангелу: «Да будет мне по слову твоему»1. Если бы Она не согласилась стать Матерью Спасителя, то Бог должен был бы найти другую... Но найти другую было бы не просто трудно, а невозможно, потому что Она была самая прекрасная. И с этого момента, как Она сказала: «Да будет мне по слову твоему»,— с этого момента началось наше спасение. Но, к сожалению, мы не умеем так говорить: «Да будет воля Твоя». В нас всегда есть своеволие, всегда внутренний мятеж.

------------------------------------------------

1 Лк 1:38

 

Она, конечно, всегда пребывала в молитве и любви к Богу. Наша молитва слаба, любовь к Богу еле теплится.

Прости нас, Господи.

Согласно преданию, когда ребенком Она была приведена в храм, Она сама пошла по ступеням от матери навстречу священнику. А нам иногда трудно прийти в храм, трудно совершить маленький, ничтожный подвиг— встать пораньше, пойти в храм и постоять лишние полчаса.

Конечно, Матерь Божия считала себя недостойной! Она ведь сказала: «Призрел [увидел] Он на смирение Рабы Своей»2, — смирение, значит, малость, ничтожество — такой считала себя «честнейшая херувим и славнейшая серафим». Мы совсем другие, потому что гордыня наша нас превозносит!

------------------------------------------------

2 Лк 1:48

 

Господи, прости нас, грешных.

Она хотела всецело принадлежать Богу, своему Отцу и поэтому, вопреки обыкновению, не вступала в брак! И Иосиф взял Ее как бы охранять Ее монашество, потому что в те времена было не принято женщинам жить без мужа. А мы, хотя и имеем и семью, и детей, не можем Богу отдать даже половины своего сердца, не то чтобы все сердце.

Она говорит: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Вспомним, молимся ли мы, обращаемся ли мы к Ней? Конечно, не как к спасительнице — Спаситель у нас один — это Ее Сын, это Господь! Но когда мы обращаемся к Ней, мы просим Ее молитвенного заступничества. И оно есть, и оно сильно!

Прости нас, Господи, за то, что Она могла терпеть все, а мы и малого не можем потерпеть.

Когда Сын отстранил Ее от Себя, когда Она должна была идти за Ним по дорогам, смешавшись в толпе, как никто, и потом стоять у Креста и, может быть, сомневаться в том, что Ей было предсказано — в вечном Царстве Ее Сына, — ведь Он умирал, хрипел, испускал дух на Ее глазах, Она тем не менее сохранила веру. С первых дней, говорит евангелист, еще с дней Рождества Она слагала святые слова в сердце Своем — не забывала! А мы— помним ли мы моменты благодеяний Божиих? Забываем. Помним ли мы моменты, когда в молитве Господь нас касался? Забываем. Как будто освещенные светом, мы вновь погружаемся в темноту. И из памяти все изглаживается. Не благодарим! Не помним, не живем этим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.