Сделай Сам Свою Работу на 5

Имейте любовь между собою





 

Вы все знаете, что дом Божий, куда мы собираемся на молитву, потому и дом Божий, что сюда к нам приходит Господь, а мы приходим для встречи с Ним. И это создает Церковь Христову. Церковь Христова — это место, где пребывает на земле Господь Иисус. Церковь Христова — это мы сами, объединенные силой Духа Божия, любовью Христовой и любовью между собой. Когда мы приходим к Тайной Вечере, которая есть самый важный знак Церкви, мы должны вспомнить, что говорил Спаситель на Тайной Вечере, которую Он сам совершил во время земной жизни. Он сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»1. Если раньше Он говорил, что Он создаст Церковь на камне веры Петра, то здесь Он добавляет, что Церковь должна жить новой заповедью. И еще говорил Он: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между со­бою»2. Вот самое главное, самое незыблемое и прочное основание! И казалось бы, мы должны с радостью войти в это Царство, подойти к этой Святой Трапезе! Но мы не сразу идем к Чаше, а сначала идем к кресту и к Евангелию, потому что, по слову апостола, мы оставили свою первую любовь, потеряли то, что в самом начале было в нашем сердце, то, что действительно делает нас подлинными членами Церкви. Церковь не стоит без веры и любви.



------------------------------------------------

1 Ин 13:34

2 Ин 13:35

 

Господи, прости нас, грешных, что мы обо всем этом забываем и приходим в церковь только для себя, чтобы успокоиться, чтобы вымолить себе мир, защиту, благополучие.

А ведь что самое главное? Что есть Господь и Его мир! Нас через некоторое время на земле не будет, а дело Божие будет совершаться всегда! Не мы — главное, а дело Божие. И мы можем Господу на Его любовь ответить тем, что будем создавать, укреплять Его Церковь, служить ей, а значит, служить друг другу.

Каждый из вас имеет родных, близких, семью, окружающих людей, соседей — тех, с кем приходится быть рядом, работать. Вы все перед ними свидетели и представители Церкви Христовой. Значит, каждый из вас — своими словами, по­ведением, отношениями — служит Богу. Служит, потому что показывает миру, что такое быть христианином. Вернее сказать, каждый это должен показывать миру. Но не показываем ли мы миру обратное?..



Господи, прости, что в нас гораздо больше иной раз бывает и сухости, и жестокости, и себялюбия, чем в иных людях, которые вне Церкви.

Каждый церковный человек — а вы все церковные люди — должен нести в себе этот дух, чтобы его чувствовали окружающие. И тогда мы действительно послужим Богу.

А мы не только не служим Ему, а, наоборот, можем оскорбить Его дело, унизить в глазах людей. Сколько было христиан — тысячи и миллионы, которые позорили имя христианское? Сколько было такого, что людей отталкивало от веры. Кто отталкивал? Не вера, а верующие люди, христиане. Вот эта горькая правда должна в нас пробудить чувство великой ответственности перед людьми, перед миром и перед Господом, Который послал нас в эту жизнь.

Вы все хорошо помните, что молитва наша, драгоценная молитва Господня, которую мы все повторяем ежедневно, начинается не с «подай, Господи», а со слов «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя» — значит, мы хотим прежде всего, чтобы Божие совершилось, а для этого мы должны Ему помочь, ибо Он хочет, чтобы мы были Его соучастниками.

Кто свидетель Божий? Человек, в котором живет любовь к Богу. Любовь к Богу живет вместе с молитвой. А как у нас с молитвой? Нам трудно! Мы как будто камни собираем, как будто нам надо тащить что-то очень тяжелое — вот такова наша молитва.

Господи, прости нас, грешных.

Человек, который несет в себе веру, должен ее любить и знать. Мы знаем плохо Священное Писание, мы нерадивы и ленивы к этому. Мы нерадивы к святыне. Господь дает нам Себя! А мы к встрече Святой Чаши, к причастию готовим­ся плохо. Вспомним, кто вчера как проводил время. Далеко не все чувствовали, что вот завтра у меня святой день. Для чего надо читать молитвы к причастию? Для того чтобы настроить душу. Мы этим пренебрегали.



Когда человек хоть один день попостится накануне причастия, он уже чувствует, что что-то в жизни изменилось. Уже и тело начинает участвовать в этом. Но мы этим пренебрегаем. Иногда и на один день нам не хватает сил и рвения.

Когда мы готовимся прийти в храм к исповеди, хорошо было бы нам проверить свою совесть. Но мы ленимся заглянуть в собственную жизнь, в наше прошлое.

Господи, прости нас, грешных.

Я уже много и много раз говорил вам, что в доме молитвы, особенно во время литургии, должна быть глубокая тишина. А как ее сохранить, когда многие этого не понимают? Заходят посторонние люди, которые бывают редко в храме, не знают, как себя вести, разговаривают, ходят, идут к ящику, возвращаются назад — не будем же мы их всех одергивать и оговаривать. Как же тут быть? Как помочь? Когда человек войдет и увидит, что все во время освящения Святых Даров стоят на коленях и молятся, у него (во всяком случае, у большинства) язык не повернется разговаривать, он перестанет ходить, увидев, как мы все сосредоточены. Но этого у нас не бывает.

Храм Божий — это дом, который мы любим, и это дом молитвы. Для чего украшается храм? Не потому что Богу нужна позолота, а чтобы мы видимым образом проявили нашу любовь к святыне. Для того чтобы поддерживать и украшать храм, нужны наши общие усилия. Свеча, которую вы ставите, есть жертва церкви — на эти свечи она содержится и украшается. Это ваш храм, поэтому приходящий человек всегда, если у него есть малейшая возможность, должен поставить эту свечу как свою малую, ничтожную жертву на храм. Это долг христианина. Так же, когда вы берете просфору и даете свою малую жертву к записке о живых и усопших — это не значит, что вы платите, как в магазине, за эту молитву. Нет. Мы молимся и так. Но когда вы подаете просфору с запиской и с деньгами, вы жертвуете на храм. И все, что в нем украшено, убрано, приготовлено соответственно дому молитвы,— все это сделано на ваши малые деньги. И этим также не надо пренебрегать. Когда мы об этом забываем, мы не радим к нашему дому и дому Божию. Простые вещи, но нужно всегда их иметь в виду.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы об этом забываем.

Я начал с того, что признаком настоящей Церкви является взаимная любовь между людьми. Вот у вас есть мужья, жены, дети, родители, друзья, близкие. Как мы с ними живем?! Если человек придет и проверит семью каждого из нас, найдет ли он там дружелюбие, доброжелательность, любовь и поддержку друг друга? Чаще всего у нас наоборот: война, ревность, зависть, даже соперничество, которое бывает часто между мужем и женой, — они как бы ведут некий спор: кто обязательно будет главенствовать, чья будет правота. И война эта идет смолоду до престарелых лет. И потом люди убеждаются, что они прожили в постоянном соперничестве друг с другом. Какая же это любовь? Если лю­бящие не могут мирно жить между собой, то что говорить о прочих.

Господи, прости нас, грешных.

Мы все связаны во единую Церковь не только узами родства, но и узами принадлежности к этой Церкви. Поэтому, если ты знаешь, что страдает твой брат или сестра, страдает или нуждается в твоем сочувствии, в помощи или просто в добром слове, ты должен стремиться ему помочь — это твой первейший долг. Мы должны относиться друг к другу так, чтобы никто из нас не чувствовал себя ни брошенным, ни одиноким, ни находящимся вне ограды. У нас, как говорит сам Господь, «Одно стадо и один Пастырь»1 — это Господь. Но если стадо вместе, то, значит, каждый должен подать руку другому.

------------------------------------------------

1 Ин 10:16

 

Как нам это трудно! Как мы нехотя протягиваем друг другу эту руку. Как иногда надо долго стучаться человеку, прежде чем мы откликнемся. Вспомним покаянно о тех людях, которым мы причинили обиду, боль, огорчение, которых мы, может быть, оттолкнули своей холодностью, своим равнодушием, своей черствостью!

Еще раз повторяю: Церковь, которая не имеет добра внутри себя, — она не выстоит, она не настоящая Церковь.

Господи, прости нас за все, что отравляет нашу жизнь, за безумные, нелепые, смешные мысли, за зависть, гордость, тщеславие, всевозможные нечистые богохульные помыслы.

Виновны мы перед своими близкими, перед семьей, виновны, может быть, и перед своими детьми, если мы что-то в них не вложили; перед своими женами, мужьями, если мы посягали на чистоту и целостность брака, который свят; если мы, может быть, не дали жить детям, которые должны были по воле Божией родиться. Во всем этом мы каемся.

Мы должны сегодня внутренне решиться и твердо стоять, чтобы быть лучше других, чтобы исполнилось на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего на Небесах»1. Чтобы на работе люди, знающие вас, захотели быть похожими на вас, захотели бы вам во всем подражать, видели бы в вас образец, идеал для жизни — вот тогда действительно мы послужили бы Господу, тогда действительно мы были бы настоящими членами Его семьи, то есть Его Церкви. Как это было бы драгоценно и важно! И как этого у нас мало!

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5:16

 

Мы много раз говорили о своих грехах, молились, думали. И много раз, поднявшись вверх, мы снова падали вниз. Поэтому на этом пути нужно терпение и глубокое стремление к тому, чтобы найти помощь Духа Божия. Вот когда совершится полный переворот и все станет по-другому. Тогда зло и грех как бы будут отсечены! И хоть мы всегда можем споткнуться, всегда можем проявить слабость, но все-таки стена будет прочной, и никогда зло по-настоящему через нее не просочится.

Господи, прости нас, грешных. Ты дал нам залог счастливой дивной жизни, возможность жить с Тобой. Но в нас так этого мало, мы половину растеряли. Просим Тебя, Господи: восстанови, возроди нас снова и дай нам почувствовать, что Ты с нами и мы с Тобой.

Господи, прости наши прегрешения, вольные и невольные.

2 ноября 1986

 

Дай нам, Господи, силы возродиться!

 

Итак, дорогие мои, сегодня мы еще и еще раз приходим в эту небесную лечебницу, чтобы отдать себя исцеляющей, милостивой, любящей руке Господа, которая снова нас восстанавливает. Он нас принял, очистил, но мы испортили этот дар, затемнили его, запачкали свою одежду, и теперь мы к Нему прибегаем, чтобы снова возродиться! Слышите, что должно быть для нас главным?— возродиться вновь! Ожить! Но мы не можем возродиться вновь, если Сам Господь нам в этом не поможет.

Господи, дай нам силы снова стать настоящими христианами.

Как это важно — свидетельствовать о своей вере в своей семье, у себя на работе, всюду, где нас окружают люди. Мужчины и женщины, молодые и старые — все мы свидетели Божии. И когда мы уходим из церкви после молитвы, после богослужения, каждый из нас как бы несет на себе этот крест Божия свидетельства.

Господь дал нам жизнь, дал нам бесконечно много! — то, о чем мы забываем, то, чего мы чаще всего не ценим. Подумайте, кто может нам больше дать, нежели Он!

И самое главное — это то, что Он сделал нас близкими Себе, как бы породнился с нами! Кто породнился? Тот, Кто превосходит всякое наше воображение, Тот, перед Кем все миры — как песчинка, как ничто! А ведь мы — ничтожнейшая часть этих миров. Кто мы такие? Люди, которые сегодня есть, а завтра нас не будет. Потомки тех, которые прошли и о ком уже не помнят... Вот посмотрите на небо вечером и подумайте, как велик созданный Им мир и как мал человек. Как непостижим Создатель безмерной Вселенной и как велика Его любовь к нам, если Он приближается к нам и говорит с нами человеческим голосом через Христа, нашего Спасителя. Он потому и Спаситель наш, что соединяет нас с Вечным, соединяет с Творцом, соединяет с бесконечным Богом.

Как говорится в замечательном 8-м псалме: «Кто такой человек, что Ты помнишь его?! Не много Ты умалил его перед ангелами». И ответ на это дает нам апостол Иоанн, говоря: «Бог есть Любовь»1. Его любовь изливается на все творение и особенно на нас! На нас запечатлелись Его образ и подобие, и потому мы уже не такие ничтожные, не такие малые, не такие кратковременные. Мы тоже причастны Божией вечности, Божи­ей любви. Чем мы можем воздать за этот свободный дар любви Божией? Только одним: быть Его свидетелями в этом мире.

------------------------------------------------

1 1 Ин 4:8

 

А теперь взглянем на себя и посмотрим, каковы мы, эти свидетели.

Первое и главное свидетельство — это свидетельство веры и любви. Но как слабо у нас проявляется наша вера и как мало у нас любви! Что у нас господствует? Себялюбие, корыстные мысли и чувства; мы хотим всегда свое, всегда для себя, мы всегда замкнуты на себе.

Весь мир погружен во вражду, злобу, соперничество, в стремление одних людей унизить других. Мы же должны этому противопоставить совсем другое! Пускай нам это будет трудно. Наша жизнь должна отличаться от жизни других людей. Твердое терпение — вот что должно быть у нас. А мы ропотные, нетерпеливые и раздражительные.

В нас мало или вовсе нет сочувствия к другим людям— мы бываем холодны, равнодушны, завистливы, недоброжелательны!

Господи, прости нас, грешных.

Мы должны стремиться помогать друг другу всем, чем мы можем. Но мы стараемся отвернуться друг от друга, чтобы не было у нас лишних забот, лишнего бремени.

Мы должны жить в дисциплине души и тела! Ей помогает и пост, и всякого рода другое воздержание. Мы же, напротив, ленивы, распущенны, невоздержанны. Язык наш молотит, как ему вздумается. И мы не радеем, не хотим собраться, чтобы Господь помог нам твердо идти по своему пути.

Мы должны быть в чистоте сердца, ибо «чистые сердцем Бога узрят»1. Наше сердце полно всякой грязи, мелкого тщеславия, хранимых обид! Недоброжелательства, нечистых блудных и хульных помыслов, сомнений и подозрений по отношению к людям! Нам все кажется дурным, злым, низким — таким, ка­кими, вероятно, мы являемся сами.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5:8

 

Господь нам открылся как Бог правды. Сколько же, напротив, у нас всякой неправды, несправедливости, всякого искажения, лукавства, клеветы.

Господи, прости нас, грешных.

В нашем нежелании хранить заповеди, твердо исполнять свой христианский долг проявляется наша величайшая неблагодарность Господу... Ведь мы все имеем. Люди, которые не имеют веры, которые сознают, что они живут короткую жизнь и потом все кончается, они не имеют ни смысла, ни цели; они думают, что трудятся для детей, которые также будут только прахом, только пищей для земли и разложения; они в сущности не знают, где добро и где зло, как человек должен поступать, а как не должен; они вынуждены гадать об этом, прислушиваться к смутному голосу в глубине души, спорить о том и о другом. Нам же все явлено! Нам все дано и все открыто! И получается, что это бесполез­но, бесплодно, что мы не в состоянии принять великий дар и жить как христиане.

Конечно, таких недостойных чад, как мы, Господь не должен был бы принимать. Но вот сегодня мы собрались и знаем о чуде любви Божией. Как блудный сын, который хотя и все промотал и был неблагодарен отцу, пришел, и отец его все равно принял, так Он принимает и нас. Только на это у нас надежда, потому что справедливость против нас, правда против нас! Мы можем сказать, что мы недостойные христиане, что мы плохие христиане. У нас есть только одна надежда — Отец Небесный, Который принимает Своих детей из милосердия, из сострадания. Вот и сегодня все скажем:

Господи, не по делам нашим суди, а по Твоему милосердию. Не по правде и справедливости, потому что по правде мы себя уже осудили, а суди нас по благодати Твоей. И самое главное: дай нам, Господи, силу возродиться!

Сегодняшний день — это день вашего причащения, когда каждый из вас приступает к великой святыне, к Тайной Вечере Господней. Это день праздничный, день особенный, день необычайно важный. Кто эту благодать воспримет, того она будет возрождать, преобразовывать, на того она будет действовать! И мы знаем: кто истинно верует, тот это познает на себе.

Воззовем сегодня к Господу и скажем:

Господи, прости, смой, очисти, сделай наше бывшее как небывшим, вложи в нашу волю твердое желание жить по-христиански. Пусть в языке нашем не будет зла, в мыслях наших не будет тьмы, пусть в сердце нашем будет добро! Пусть мы будем владеть собою и не выпускать темного, которое зарождается в нас.

Господи, прости нас, очисти и благослови.

 

16 ноября 1986

«Придите ко Мне, все труждающиеся

И обремененные»

 

 

Итак, снова Господь собрал нас для того, чтобы мы могли принять участие в Его Тайной Вечере, с Ним соединиться, к Нему приблизиться — настолько, насколько мы можем по своей человеческой немощи. На самом деле это есть главное, к чему стремится человек.

Есть закон тяготения, когда большие тела притягивают к себе маленькие. Это закон физических тел. Но есть великое тяготение Божией любви: Господь как единое солнце, которое все к себе притягивает, все существа, и конечно, прежде всего человека. И человек — грешник он последний или праведник, верующий он или неверующий — в равной степени имеет в себе жажду единения с Господом. Только один это понимает, отдает себе в этом отчет, а другой не понимает, томится, находится в смятении, в неуверенности, не может себе объяснить, почему ничто на свете не удовлетворяет его, почему, достигая какого-то результата, он все равно куда-то стремится! И человек, настоящий человек, никогда не может успокоиться и остановиться, потому что беспредельно его стремление к Богу, к своему Творцу. В этом вся тайна человеческой жизни, ибо Господь создал нас для Себя.

Но мы, по великому счастью, по незаслуженной благодати, получив от Него ответ, узнав, что же это за стремление в нашем сердце, куда оно нас влечет, — мы сегодня приходим и говорим:

Господи, Ты наша первая и последняя любовь, Ты Тот, ради Которого мы живем, в Котором живем, к Которому стремимся, Которым дышим!

И Господь отвечает нам: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» — а это все мы — «и Я успокою вас»1 — то есть дам покой и мир вашему сердцу. Только Он один может дать покой нашей встревоженной бесприютной душе. Но раз мы это знаем, значит, мы должны пойти за Ним! Вернее, пойти навстречу к Нему. И когда выносится Святая Чаша, когда Господь устами Своего служителя говорит «Приступите»! — мы идем и приступаем.

------------------------------------------------

1 Мф 11:28

 

Пусть каждый из вас подумает: ведь ученики были первыми, кто приступил к Святой Чаше, — но они тоже были слабы. А мы идем еще слабее их. Уж если Фома сомневался, если Петр отрекался, если Иоанн и Иаков искали первенства, то мы-то с вами — как можем мы подойти к этой Чаше?!

Многие учители Церкви размышляли, задавали себе вопрос: «Подошел ли к Чаше Иуда?» Ответ точный не найден. В Евангелии ясно не сказано. Скорее всего нет. Скорее всего, он ушел прежде, чем Господь взял эту Чашу. Но ведь могло случиться, что и он подошел. И это для нас горькое напоминание о том, что Господь говорит: «Придите все!» Поэтому мы молимся: «Не лобзание Ти дам, яко Иуда».

Тайна причастия заключается в том, что в этот момент мы призваны пережить Вечерю Господню, пережить полное с Ним соединение, пережить вхождение в сердце Божие, в необъятное сердце любящего нас Господа. И мы входим в это чистое, горящее сердце, полное любви к нам, неся свою грязь, свою пыль, свой мусор, искаженные, обезображенные и недостойные, согнутые под грузом бесконечных забот, отягощенные леностью, терзаемые изнутри то злобой, то страстями, то завистью.

Господи, как можем мы подойти к Тебе и приступить к Святым Твоим Дарам?! Наша благодарность к Тебе велика, но чем же мы все-таки отплатили Тебе на самом деле?

Что мы сделали для Господа, мы, христиане, любящие Бога, которые получили от Него все! Что мы сделали? Мы предали Его имя позору. Мы нарушили христианское звание. Мы перед всеми людьми, с которыми нам приходится иметь дело, показали, что, оказывается, христианин — такое же жалкое, немощное и греховное существо, как и всякий прочий! Вот почему в Писании есть такие пронзительные, обличающие слова, что «из-за вас имя Божие хулится среди язычников»1. Как это легко понять! Мы все знаем, что люди: наши родные, братья, сестры, соседи, сослуживцы, знакомые – все, кто знает, что мы носим на теле знак Христов, — все они смотрят: что же от нас исходит — добро или зло? Являемся ли мы, мужчины и женщины, апостолами Христовыми среди людей? Нет, и еще раз нет. Не апостолы, а те, кто отдает веру на посрамление и позорит ее.

------------------------------------------------

1 Ср. Рим 2:24

Господи, прости нас, грешных. Прости нас за то, что мы — верующие, но так мала наша вера; мы — молящиеся, но так слаба наша молитва!

Мы церковные люди, но не имеем ревности к церкви, и саму церковь, сам храм превращаем нередко в базар и в место пререканий, склок и взаимной неприязни. Мы, получившие Слово Христово о любви, забыли, что это такое, потому что постоянно полны зла, недоброжелательства, зависти, превозношения, гордыни, раздираемы мелкими ничтожными страстями, похожими на каких-то маленьких паразитов, которые разъедают нашу душу.

Есть бактерия, которую называют палочкой Коха, от нее происходит болезнь туберкулез; глазом ее нельзя увидеть — только в сильный микроскоп; однако, когда она поселяется в легких у человека, она постепенно их разруша­ет, они начинают кровоточить, и если эту бактерию не вывести оттуда вовремя, человек погибает. Так и в нашей душе бесчисленное количество маленьких, мерзких бактерий, которые все разъедают, все разрушают, если мы вовремя не спохватимся.

Почему я привел в качестве примера именно это маленькое существо? Потому что оно самое опасное! Потому что любой хищный зверь не так опасен, как невидимый глазу возбудитель чумы или еще какой-нибудь страшной болезни. По­тому что маленькие незаметные грехи проникают в нас незаметно и начинают делать свою ядовитую работу. Мы духовно заражены, греховно зачумлены! Нас разъедает душевная проказа! И вы все хорошо знаете, что я не преу­величиваю, потому что куда бы мы ни шагнули (сделаем хорошее — тут же нас охватывает гордыня, ошибемся – тут же впадаем в отчаяние) — мы всегда поступаем исходя только из самолюбия, самости, эгоизма.

Косные, невоздержанные на язык, невоздержанные на чувства, очень легко поддающиеся раздражению, пустому возмущению; вечно клокочет у нас в душе какое-то мелкое недовольство всеми и всем, что нас окружает. Поэтому мы как бы погружены вот в этот раствор грязи— мы в нем живем и не вылезаем из него, мы так привыкли, что нам уже хочется жить в этой грязи! Я не преувеличиваю. Вспомните, как иногда хочется обидеться, поссориться! Мы сами иногда провоцируем и вызываем столкновения, семейную брань, взаимное недовольство! Больше того, мы начинаем уже скучать, когда у нас все тихо и мирно. Пустая душа, просто пустая, которая не может жить в мире, — ей требуется это гадкое развлечение в виде измывательства над другим.

Господи, прости нас, грешных.

И ведь мы живем не в лесу, не дикие люди. Все нам дано: Слово Божие, таинства Церкви, которые нас могут оживотворять, если только мы этого захотим. Но мы нерадивы. Человек, который вложил Священное Писание себе в сердце —тот сразу ясно знает, как ему поступить. Человек, который читает его, заглядывая раз в месяц, — как он может знать?! Если он будет каждый раз снимать книжку с полки и смотреть: где тут сказано, как ему поступить, так или иначе? — конечно, он ничего сразу не найдет. Не знающий Слова Божия ввести его в свою жизнь не в состоянии. То же самое касается и богослужения! Мы ходим годами и иногда не знаем, о чем читается, о чем поется, для чего все это делается.

Наше участие в храме — это участие в общей молитве. И я уже неоднократно говорил вам, что таинства Церкви, в том числе самое великое таинство — освящение Святых Даров, литургия, евхаристия — совершаете вы сами руками священника. И не было почти ни одного случая, чтобы в момент, когда мы молимся от вашего лица, призывая Дух Божий на Святые Дары, на престол, на всю собравшуюся Церковь, люди не начинали бы ходить, разговаривать, передавать свечи, даже просто выходить из храма по какой-то нужде... Можно подумать, что освящение Святых Даров идет 10 часов, что уже не хватило никаких сил. Оно всегда, даже при самом протяжном пении, занимает не больше 10–15 минут. И если мы относимся к нему так неблагоговейно, то это от невежества. А быть невежественными нам, живущим здесь, где полно храмов, верующих людей, грамотных книг, непростительно. Все есть, только ничем не пользуемся!

Господи, прости нас, грешных.

Когда мы приходим в храм, наш долг его поддерживать. И мы иногда забываем, скажем, взять просфору. Просфора — по-гречески означает приношение – она и есть приношение Церкви. Когда вы заказываете просфору, это стоит несколько копеек, вы отдаете свое приношение в Церковь, это ваш церковный долг. А нам кажется, что это нечто необязательное. Своими руками мы держим и содержим наш дом молитвы. И там, где люди действительно сознательные, они сами все это делают. У нас по нашей немощи так заведено, что когда ты подаешь записку о живых или умерших, ты приносишь малую, ничтожную жертву для того, чтобы внести свой маленький, посильный вклад, свою лепту в храм Божий. И к этому мы тоже относимся небрежно.

Вот так и получается: к храму мы небрежны, к молитве— косны, к добру — ленивы, ко злу — расположены очень легко, всегда готовы всякое зло принять, и оно быстро к нам прилипает. Взглянем теперь еще раз, что же такое у нас выходит! Когда Господь зовет нас на Трапезу, мы идем к Нему духовно хромые, кривые, сухие, гноящиеся, прокаженные — просто какой-то духовный лазарет! Вот что мы из себя представляем. И это есть воинство Христово, стадо Божие, лучшие люди, которые должны бы светить миру, чтобы люди говорили: вот каковы христиане? Это наш позор, наша печаль и наш грех перед Господом и Спасителем.

Господи, прости нас, грешных.

Но остается чудо, великое чудо Его любви. Он принимает нас полуживых, духовно больных и продолжает говорить: придите ко Мне, придите ко Мне не только труждающиеся и обремененные, но и обремененные своими грехами. Я снова принимаю вас. С неистощимым терпением, с неистощимым милосердием, с неистощимой щедростью Господь вновь зовет сегодня нас.

И мы приходим и говорим:

Господи, допусти, сделай так, чтобы наше участие в Тайной Вечере сегодня не было нам в осуждение, но стало приобщением к вечной жизни.

30 ноября 1986 (?)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.