Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудитесь для славы Божией





День памяти Иосифа-Обручника

 

Сегодня в праздничные дни Рождества Христова, в воскресенье, которое посвящено памяти Иосифа-Обручника, Иакова — брата Господня, и царя Давида. мы собрались для того, чтобы подойти к Святой Чаше.

Посмотрим на Иосифа, потому что каждый святой для нас является указателем жизни. Ибо Господь Иисус — это идеал жизни, а святые — это люди, которые в силу своих человеческих возможностей, ограниченности, немощей все-таки достигали того, что шли по Божию пути. И эти люди проходили свой путь не без искушений.

Вы все знаете, что Иосиф был «смущен», узнав, что его невеста должна уже родить ребенка. Для него это было искушением. Старинные иконы и фрески очень часто изображают смятение Иосифа: он уходит куда-то в пустынное место и сидит там опечаленный. Это нам напоминает о том, что всякое великое дело, всякое благое дело жизни, каждый большой шаг на пути к Царству Божию обязательно встречает препятствия, всевозможные «смущения» и искушения. Нас не должно удивлять, что эти препятствия встречаются и на нашем христианском пути. Напротив, становится тревожно и непонятно, когда все слишком гладко, все слишком просто и легко. Пример тому можно найти во всяком труде человеческом.



Если в этот труд вложено много сил, души, времени, если человек мучался в творческих муках, прежде чем он это сделал, вещь становится прочной, крепкой. Сделанное кое-как, с легкостью — конечно, не устоит.

И сейчас мы просим у Господа прощения:

Прости нас, Господи, что мы не умеем различать искушения, которые нас посещают. Мы легко впадаем в уныние, в отчаяние, легко опускаем руки; в сущности, хотим, чтобы для нас все было слишком легко и гладко. Отсутствует воля к преодолению…

О чем же еще нам говорит жизнь Иосифа? Что он не захотел опозорить, ославить свою невесту. По тогдашним понятиям невеста, изменившая своему обещанию, считалась бесчестной. Ей было бы проще, с точки зрения отношения ок­ружающих людей, родить от кого-то самой, может быть, не будучи в этом виновной — это бывает в жизни; а то, что Она была уже обрученной невестой, — по тогдашним обычаям рассматривалось почти уже как брак. И Иосиф, конечно, мог возмутиться, разгневаться, прийти в ярость и выставить свою невесту Марию на позор и поношение людям, а может быть, даже обречь на какие-то насильственные действия — в старину ведь за это могли и предать казни, хотя во вре­мена Спасителя такое уже не практиковалось. Но он этого не сделал, а постарался как-то тайно все это покрыть.



У нас же желание покрыть грех другого почти отсутствует. Напротив, мы жаждем выявить чужой грех, выставить его напоказ, всем рассказать, раззвонить! Позор другого человека доставляет нам часто постыдную радость! Мы даже готовы участвовать, когда кого-то «побивают» камнями. Ну, пусть не простыми камнями, но камнями словесными, которые ударяют и ранят порой так же сильно, как обычные камни, поднятые с дороги.

Господи, прости нас, грешных.

Есть еще одна важная черта в жизни праведного Иосифа-Обручника. Он жил и умер тружеником. Значит, Господь выбрал Иосифа, чтобы Его названым отцом стал человек, который постоянно трудился. Поэтому, когда нам кажется, что призыв к труду — это что-то формальное, надоевшее, уже как бы потерявшее смысл (нам постоянно все из разных соображений говорят: трудись, трудись, трудись), вспомним о том, что этот праведник трудился своими руками. Разумеется, наш теперешний быт освобождает нас от многих видов ручного труда; тем не менее, человек, который хочет трудиться, всегда найдет способ, как потрудиться, как избежать праздности. И если нам кажется, что этого нет, то это просто по нашей собственной лености и нежеланию.

К труду, друзья мои, относится и молитва. Почему молитва есть труд? Очень просто. Представьте себе, что вы хотите войти в дом, в какое-то помещение, двери которого закрыты наглухо или замурованы! Но войти туда нужно. Как войдешь туда без труда? Обязательно придется какой-нибудь киркой или ломом долбить в нем отверстие. А разве нет такой стены у нас в душе? Есть, это та стена, которая отделяет нас от Господа. Всегда надо помнить, что Бог бли­зок! Он здесь, а мы далеки от Него. Вот такой парадокс.



И еще один важный момент из жизни Иосифа. В Евангелии мы находим слова Захарии, отца Иоанна Предтечи, слова самого Предтечи, слова матери Предтечи, Елизаветы, слова Пресвятой Девы Марии и разных людей, святых и обычных, добрых и злых; мы узнаем, что говорит Ирод, что говорит его сын, который казнил Иоанна Предтечу. Конечно, там есть слова и самого Господа, и разговоры Его учеников. Очень многие люди там произносят хотя бы по одной фразе: исцеленные больные, тайные и явные ученики, противники Господа — все говорят. В Евангелии говорят все! Радуются, славят Бога, спорят, возвещают, обличают, каются, как каялся Петр, как сказал Иуда: «Согрешил, предав кровь неповинную». Но есть в Евангелии один человек, который молчит. Это Иосиф. Иосиф Праведный. Иосиф, сын Давидов. Он не произносит ни одного слова. Он только выполняет волю Божию.

Какая великая скромность, какая сдержанность и готовность выполнять волю Божию. Он как бы совсем ушел в тень, отступил, предал себя целиком на Божие служение! Когда ему было открыто во сне, что он не должен смущаться рождением этого Ребенка, что это Ребенок особенный, что на Нем печать избрания и Он есть тот Избавитель, Которого предки Иосифа ожидали так долго, веками, он с радостью принял на себя это служение — быть названым отцом Спасителя. Но, смотрите, не возгордился, не превознесся! Ведь он мог себя считать как бы царским отцом! И уж что-нибудь бы он сказал, но в Евангелии мы не находим его слов. Он молчал и делал то, что было нужно, то, что было необходимо. Привел Марию в свой дом, оградил Ее от разговоров и сплетен. Когда нужно было, повез Ее в Вифлеем, оберегая Ее на пути. Был рядом, когда Она родила Младенца Господа. Вместе с Ней пошел в храм, чтобы посвятить Дитя Богу. Был с Ней, когда пришли волхвы. Был с Ней, когда пришлось им бежать в Египет. Он был Ее хранитель и хранитель Ее Дитя.

В Писании показано, как это великое призвание осуществляется через необыкновенную предельную скромность! Он шествует всюду, как тень, как молчаливая тень. Но дело делает. Между тем, у нас с вами такое же призвание. Не удивляйтесь. Мы все в каком-то смысле находимся на месте Иосифа. Ибо Господь, войдя в наше сердце вместе с нашей верой, став нашим сродником, как бы превратился в некую лампаду, которая горит в глубине нашей души, в некое дитя, которое надо оберегать.

И мы должны быть подобны Иосифу, чтобы ограждать, взращивать этот огонек, этот росток любви к Богу, веры во Христа. Иосиф трудился, чтобы оградить, и никакие грозные пророчества его не останавливали. У нас может сжимать­ся сердце от мысли, что с нами может что-то случиться? Не всегда наша вера вписывается в окружающую жизнь. И Иосиф мог думать о своей будущей судьбе, когда вырастет Сын, Которому суждено потрясти мир, — может быть, вокруг все падут — а ведь старец Симеон так и предсказал: « Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»1. Значит, Христос станет камнем преткновения: одни поднимутся, а другие падут. Но Иосиф все равно продолжал свое дело.

------------------------------------------------

1 Лк 2:34

 

А потом он бежал в Египет. Ночью во сне он увидел ангела, который сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет»2. Вы скажете: не всем снам надо верить, мало ли что приснится. Но Иосиф настолько доверял Богу и сон был для него настолько явственным, что он не отличил его от яви. А раз Господь повелел, он выполнил это немедленно, тут же встал, собрался и пошел.

------------------------------------------------

2 Мф 2:13

 

Вот так же и нам надо ограждать своего Господа в сердце от всякого ... убийцы и врага. Кто же эти убийцы? Кто эти враги? Кто эти ироды нашей веры? Вы все их хорошо знаете. Всякий грех, всякое пустословие, распутство, осуждение, гнев, невоздержание – вот те ироды, которые хотят убить в нас огонек Господень, хотят его затушить. И когда мы чувствуем, что уж очень они напирают, надо сделать рывок и отсечь! – так же, как Иосиф бежал в Египет… К примеру, если есть у тебя друг (или подруга), и ты чувствуешь, что общение с ним явно наносит тебе вред и отводит от веры, лучше это общение прекратить! Конечно, это надо сделать тактично, но лучше это сделать, чтобы сохранить в себе маленький огонек веры.

Иосиф горько переживал, когда, будучи в Иерусалиме, потерял своего Сына. Вы все помните рассказ из Евангелия от Луки, как они пошли на праздник, было много народа, и двенадцатилетний Отрок пропал. Три дня Его искали по городу. Это еще одно напоминание о том, как легко потерять Господа. Почему мы Его теряем? Прежде всего, из-за недостатка молитвы и, во-вторых, из-за нашей суетности. Есть суета и суетность. Чем они отличаются? Суета —это значит, человек все свои мысли направляет на ничтожное, мелкое, временное и совсем не оставляет ни времени, ни сил тому, что является главным. Есть шкала ценностей у человека: есть вещи важнейшие, есть менее важные и так далее; здесь же у нас все перемешивается, и пустяки вылезают на первый план. А суетность — это другое. Суетность похожа на тщеславие: когда нам хочется показать себя, когда нам кажется, что человеческая честь и всевозможные человеческие похвалы — это самое важное и самое дорогое.

Как-то я пришел к одному человеку, и он стал мне представлять своих гостей; он подчеркивал в каждом его чин, его звание, откуда он. Конечно, ничего в этом худого не было, но я чувствовал, что им двигала суетность. Разве это так важно? Это все равно, что пишут чины и звания на могилах, на памятниках. Мы будем перед Богом ценимы так, как мы есть, можно сказать, голыми, обнаженными!

Господи, прости нас, грешных. Тут и гордыня, и тщеславие, и честолюбие.

И, наконец, завершаю последним эпизодом из жизни Иосифа. Согласно древнему Евангелию, не вошедшему в нашу Библию, Иосиф умер, когда Спасителю было 19 лет. И он немало томился перед смертью, и не легко его душа покинула этот мир. Это означает, что и наш с вами переход далеко не всегда будет легким. Но это томление было снято с него его названым Сыном, Который держал голову Иосифа до тех пор, пока душа его не отлетела к Небу. Вот и об этом мы должны молиться: чтобы в конце нашего труда, в конце нашего пути рядом с нами был прежде всего Он, наш Господь и Спаситель. Очень важно об этом думать и помнить! Ибо правда всегда должна быть основой нашей жизни. А в данном случае правда заключается в том, что жизнь коротка, что она проносится очень быстро, и мы не имеем права быть беспечными, мы должны собирать все силы своего ума, души, тела, для того чтобы прожить ее достойно.

Господи, прости нас за то, что мы столько времени потратили зря! Прости нас за праздность, леность, пустословие! Прости нас, Господи, за то, что мы не готовились к встрече с Тобой, не очищали своего сердца от алчности, от блудных чувств, от желания властвовать, от всех страстей, которые нас грызут, как паразиты, как черви, и тем самым уродуют нашу душу.

Пусть наша душа будет крепкой и светлой, наша совесть чистой, наше отношение к людям будет исполнено добра, благожелательности, терпения, терпимости; пусть наш труд будет всегда во имя Господа. Трудишься на работе — во имя Господа, потому что это нужно людям; трудишься у себя на кухне — во имя Господа, потому что это нужно людям. Где бы ты ни находился: в больнице, в армии, в институте, на производстве – либо ты делаешь то, что в конце концов нужно, без чего обойтись нельзя, либо этого делать не нужно вообще. А поскольку ваш труд так или иначе необходим, будем трудиться со смирением, твердостью, мужеством, скромностью, как Иосиф-плотник, который был призван и который так просто принял на себя свое служение.

В конце я еще раз вам напомню рассказ евангелиста. Помните? Иосиф смущен, он хочет отпустить Марию. Во сне ему является ангел и говорит: «Не бойся принять Марию, жену твою»1. И дальше следуют такие короткие слова: «Он встал и просто сделал так, как повелел ему Господь»2. Не болтал лишнего, не восклицал, не ужасался, не ликовал, а встал — и сделал. Вот это прекрасный образец Божия труженика. Прошел по земле незаметным — остался в вечности. Остался хранителем Господа нашего Иисуса Христа. И мы с вами сегодня, идя к Его Святой Чаше, будем молиться о том, чтобы Он и нас сделал малыми, недостойными, но хранителями Его святыни.

------------------------------------------------

1 Мф 1:20

2 Ср. Мф 1:24

 

Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных.

 

11 января 1987

 

«Царство Небесное силою берется…»

 

Некоторые из вас, может быть, причащаются сегодня первый раз в этом году. В любом случае, год мы начали двумя великими праздниками — Рождеством и Крещением. Но начавшийся год дает нам с вами повод сегодня, перед принятием Святых Тайн, оглянуться назад, посмотреть, к чему же мы пришли. Однако вы скажете: а куда нам, собственно, идти? — живем и живем, идем к концу своей жизни, каждый к тому времени, которое ему положено. На самом деле это не так. Не так, потому что душа человеческая, если она хочет жить по-Божиему, никогда не может находиться в состоянии остановки — просто жить и как бы не меняться.

Вот посаженное дерево — оно всегда в движении. Из зерна, из семени начинает вырастать побег — он всходит, он растет, может быть, для нас не очень заметно; но если заснять его особым образом, а потом убыстрить кадры, то мы уви­дим, как живое дерево вылезает из земли, пускает первые веточки, потом поднимается все выше, потом у него появляются цветы, плоды, его листья поворачиваются к солнцу — оно всегда в движении! Даже если нам кажется, что сейчас, зимой, дерево стоит как мертвое — это не так, внутри него все равно продолжается жизнь, потому что это не камень, а живое существо. Значит, без движения живого существа быть не может!

Даже когда человек спит, когда он неподвижен, у него непрерывно работает сердце, непрерывно струится кровь по сосудам. Но если остановится сердце, если перестанет течь кровь по жилам, не будут двигаться, дышать легкие — это значит, что человек умер.

Подумаем об этом и сравним с нашей душой. Если в душе нету хотя бы маленького движения вперед, хотя бы маленьких усилий для того, чтобы поддержать свое продвижение к Царству Божию, то она начинает умирать. Если мы с вами думаем, что перед святым причастием мы просто можем вспомнить, перечислив свои грехи, а потом идти продолжать и повторять их, то это как бы переливание из пустого в порожнее. Год, другой, десять лет — и можем повторять одно и то же. Естественно, мы люди слабые. Но почему так происходит? Потому что мы забываем, что всегда необходимо обновление. Кто не обновляется, тот остановился. Поэтому давайте подумаем сегодня:

Господи, обновилась ли моя молитва за прошедший год? Были ли такие мгновения, когда я Тебя чувствовал рядом? Как этого было мало! Как, наоборот, молитва моя слабела! Как она превращалась в формальность, в невнятное про се­бя бормотание слов, которые не доходят до сердца!

Самое главное для нас — чтобы вера и Господь были на первом месте. А у нас на первом месте все что угодно! И получается, что вера наша — это такой дополнительный придаток в жизни: все есть, а заодно и это — для приятности и удобства жизни.

Господи, прости нас, грешных.

Вспомним, кто из нас продвинулся в чтении, в изучении Священного Писания, в размышлении над ним, в знании Слова Божия? Ведь как говорит апостол: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия»1. Вот мы и открываем Слово Божие. Давайте вспомним, сколько дней в прошедшем году пролетело, когда мы не раскрыли Слово Божие?

------------------------------------------------

1 Рим 10:17

 

Как же мы можем жить по Слову Божию, если читаем его от случая к случаю?! Что человек в свою мысль вкладывает, то и живет в нем! Нам нужно постоянное питание Словом Божиим — и читать его надо не как роман, который прочел и пос­тавил на полку, а через полгода, может быть, или через год, если он понравился, еще раз к нему вернулся. Но это Писание, его надо читать по-другому.

Господи, прости нас, грешных, что и здесь мы продвинулись мало. Прости, Господи, за то, что не хотели принимать жизнь безропотно, с терпением и мужеством. И этого у нас было мало, и в этом мы не продвинулись.

Любое слово, сказанное о нас кем-то, так нас всегда волнует, так раздражает или огорчает! Нам обязательно хочется, чтобы мнение людей о нас не пошатнулось. Оказывается, нам не столь важно быть перед лицом Божиим, сколько перед лицом человеческим.

За этот год у каждого из вас были огорчения, болезни, неприятности — это естественно, это наша жизнь. Вспомним, сколько раз мы их встречали не так, как надо было бы христианину, а встречали просто, как обычные мирские неверующие люди. Что в этот момент наполняло наше сердце? Не молитва, не упование на Бога, а обычные мучения, тревоги, отчаяние, суетные попытки что-то сделать в расчете на собственные силы.

------------------------------------------------

2 Ин 13:35

 

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, — говорит Господь, — если будете иметь любовь между собой»2. Мы, конечно, к этому стремимся. Потому что кто же из нас не хочет быть учеником нашего Господа и Спасителя! Опять оглядываемся на прошедший год: продвинулись ли мы? Преуспели ли в любви? Нет, мало преуспели. Вспомним о людях, которые вызывали у нас раздражение, неприязненные чувства; вспомним о людях, которые нанесли нам обиду, — как мы на все это реагировали, как отвечали? На раздражение отвечали раздражением, на обиду отвечали обидами, на неприязненные чувства — неприязненными чувствами. Таким образом, ни в чем не возвысились над обычными человеческими страстями. Значит, жили по-язычески.

Господи, прости нас, грешных.

Теперь вспомним о воздержании. В минувшем году были посты, были просто такие времена, когда надо было воздерживаться от скоромной пищи, от болтовни. Преуспели ли мы в этом? Умеем ли мы обуздывать язык хотя бы немножко? Стали ли мы больше воздерживаться от той же пищи? Как этого у нас мало! Стали ли мы за этот год терпеливей, спокойней, тактичнее с людьми? Нет.

Господи, прости нас, грешных. Ты все нам дал, чтобы свет Твой светился в нас. Нам надо было только принять Твои заповеди и укрепиться в Твоей благодати.

То, что я сейчас говорил, — что мы не преуспели ни в чем, — это неудивительно, потому что мы люди слабые. Но вера делает чудеса. Она двигает горами. Самая тяжелая неподвижная гора — это наша косность, наше маловерие, душевная тупость. И она может быть сдвинута только верой. Значит, вера является для нас ключом к Царству Божию. Она является залогом того, что мы получим благодатную помощь.

Господь сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»1. Мы не свободны. Не свободны потому, что мы — рабы своего эгоизма, эгоцентризма, своей самости. Мы в рабстве у мелких, ничтожных вещей, которые нас со всех сторон окружают.

------------------------------------------------

1 Ин 8:32

 

Господи дай нам идти по жизни свободно, как подобает христианину.

Вот это — главное. Потому что можно знать весь реестр, весь перечень своих грехов и, не имея стремления к вере, с этим перечнем остаться навсегда. Его можно отпечатать и каждый раз приносить на исповедь в каком-нибудь кармане — он всегда будет один и тот же, переписывать его не придется. Будет всегда один и тот же текст, и довольно большой. Вот это и есть стояние на месте!

Господь приносит нам спасение, то есть единство с Богом, встречу с Ним, переживание Его присутствия в нашей жизни, здесь и теперь. Но это спасение дается людям тогда, когда они отвечают на Божий призыв, когда они вступают с Господом в союз, завет. Если же мы сидим беспечно, косно, нерадиво, лениво, если мы хотим оставить при себе все свое, то как же нам войти в Царство Божие.

Господь говорил, что верблюду удобнее пройти в игольное ушко, чем богатому в Царство Божие. Никто из нас не богат так, чтобы это слишком нам мешало. Но ведь Он имел в виду другое — богатство в кавычках. Мы обвешаны мешками нашего самолюбия, наших прочих грехов, и уж где же нам в игольное ушко войти. Мы как мешочники, которые не могут пройти в узенькую калитку — и жалко бросить свою поклажу, и пройти невозможно — вот так и получается у нас. Поэтому толпимся мы у ворот и никак не можем войти. А ответ на эту трудную задачу только один — три слова! которые сказал нам Господь: «Не бойся, только веруй»1. Все! Все остальное пройдет.

------------------------------------------------

1 Мк 5:36

 

Напоминаю вам о времени. О времени в том смысле, что годы летят, начался уже новый год. Близко третье тысячелетие, и неизвестно, кто из нас пересечет двухтысячный год, а кто умрет до этого. Подумайте об этом, чтобы мелочи жизни вас не съедали. Нам, служащим в храме, иногда немало помогает вид умерших. Почти в каждую службу мы кого-то хороним, и когда смотришь на человека, лежащего в гробу, — какое это оздоровляющее зрелище! Оздоровляющее. Полезное для жизни! Потому что думаешь в это время: а месяц или неделю тому назад этот человек страшно переживал, что у него что-то не постирано, что-то не сделано, кто-то ему не то сказал— и все это кончилось! Что осталось?! Вот то, что осталось, — человек перед Богом, это и должно быть самым главным, а все остальное проходит. Все остальное в конце концов оказывается мимолетным, как осенние листья — сегодня они висят на веточке, завтра валяются на земле, — и все.

Господи, помоги нам не отдавать своих и без того небольших душевных сил мелочности, суете, ничтожеству. Помоги нам не закопаться, не остаться во временном, но, когда коснется нас вечность, не предстать перед ней растерянными, неготовыми, полными всего преходящего, всего временного.

Только вера, только вера дает нам силы жить в этой жизни, в обычной, повседневной жизни, наполненной трудами, делами и отношениями. И в этой жизни мы должны жить с Богом, жить по Его воле, с мыслью о Нем— в первую очередь, во вторую очередь и в третью очередь. Только с Ним. Вот и все. Вот ключ к решению всех этих задач.

Поэтому сейчас попросим у Господа прощения, скажем:

Господи, прости нас, что мы не хотели войти в Твое Царство, а так стояли, ленивые и косные, у дверей, не сделав ни одного настоящего шага Тебе навстречу.

Господи, прости наши прегрешения, иже словом, иже делом.

 

21 января 1987

«Много званых, но мало избранных»

 

Мы сегодня пришли на пир Божий, на Трапезу Божию. Сам Господь призывает нас. Вот поэтому я хочу напомнить вам притчу о званых на вечерю, ведь сегодня мы – званые на вечерю Божию. Вечеря — это праздник! Вечеря — это радост­ное общение, вечеря — это торжество любви, общение с Господом и между собой, любовь Божия и наша.

И как вы хорошо помните, пришли на вечерю разные люди. Не лучшие, не самые разумные, не самые знаменитые, не самые уважаемые, а люди, которых хозяин подобрал по улицам да под забором. Все, кто были, — все были званы. Это мы с вами. Мы вовсе не самые лучшие, а может быть, самые последние! Но поскольку Божий призыв остается втуне, нас Он и позвал сегодня. Можно сказать, отребье, остатки! Так и было сказано в этой притче, что не пришли званые!

И тогда слуги, посланные господином, пошли по улицам и собрали всякую голь, чтобы дом праздничный, праздничная трапеза была наполнена. Это первое, что напоминает нам о смирении. Иногда бывает так, что человек гордится тем, что он верующий, как будто у него есть какие-то привилегии, как будто он выше других. Нет, с теми, кто не пришел, у Господа разговор другой. А те, кто пришли, — пришли не потому, что заслужили этого, а по Его милости. И пусть каждый из нас хорошенько подумает, вспомнит и поймет, что могло случиться с нашей жизнью, если бы Господь нас не призвал, — мы так бы и остались в пыли, суете, на улицах своей жизни без света. Это должно в нас пробудить глубокую к Нему благодарность!

Господи, как мало мы это чувствуем! Как мало мы стремимся поблагодарить Тебя за то, что Ты нас к себе позвал. Можно сказать, что Ты дал нам жизнь, потому что вне Тебя мы не живем — мы только суетимся, только погрязаем в своем тщеславии, самолюбии, мелочных словах, мелочных обидах и претензиях. И так проходит вся жизнь в ничтожестве, пустоте и глупости. Но Ты нас призвал, напомнил нам, что есть другая жизнь, великая жизнь, большая жизнь, святая жизнь — жизнь христианская. Господи, прости нас за нашу гордыню и за нашу неблагодарность Тебе.

Но для того, чтобы откликнуться на призыв, этим людям, которые бродили по улицам, которых созвали слуги господина, надо было все-таки встать и пойти. А у нас иной раз не хватает и этого малого движения! Уже званые, мы медленно, вяло идем на Трапезу Божию. Казалось бы, надо бежать, стремиться! — зовут тебя на праздник! А мы идем, как на повинность. Когда это бывает с нами? Хотя бы утром, когда мы имеем 5–10 минут, чтобы помолиться, чтобы обратиться к Господу. И мы вынуждены себя нудить, заставлять, мысли наши разбегаются, как будто молитва для нас — это таскание камней.

Господи, прости нас, грешных.

Иногда идем с сомнением и колебанием, думаем: а может, нужно было сделать что-то другое, у нас ведь много дел, много обязанностей. Нам некогда, нам всегда некогда! Но все-таки нас зовут, и вот мы пришли сегодня и стоим здесь.

А в притче рассказывается о древнем обычае. На праздник, особенно на свадьбу, бедняк не мог прийти в рваной одежде. Для того чтобы вид убогих людей не смущал гостей и не портил праздника, богатые хозяева ставили у входа привратника, а рядом – сундук, куда были сложены красивые чистые одежды. Каждому, на ком не было приличной одежды для участия в празднике, давали ее, чтобы он ее надел на себя. И Господь рассказывает нам эту притчу дальше: вошел один человек и не стал переодеваться. Что на нем было — грязное ли, рваное ли? Он так торопился сесть за стол и поесть, что отмахнулся от слуги, который ему предложил одежду, и в чем был уселся за праздничную трапезу. Но когда хозяин проходил среди гостей, он увидел этого человека, подошел к нему и спросил: «Почему ты сидишь не в праздничной одежде?» Это была обида, нанесенная хозяину. И что интересно: тому нечего было ответить, он про­молчал! А господин велел его выгнать, выгнать с трапезы за неуважение. Промолчал он! Не мог же он сказать: «Что мне там одеваться и уважение выказывать, когда можно скорее сесть и поесть...» Молчал, нечего было сказать.

Мы с вами идем на праздник Божий, в храм Божий, на участие в таинстве Христовом. И, зная, что в большинстве своем мы не готовы к этому, Церковь дает нам возможность хотя бы в эти часы надеть на свою душу чистые светлые одежды, приготовиться! Но мы об этом не думаем и так и идем — небрежно, неподготовленные. Давайте вспомним, сколько раз мы приступали к Святым Тайнам не готовые, не желающие подготовиться. Сколько раз на вопрос Божий: почему ты не в чистой одежде, а в грязной? — нам нечего было сказать, потому что это было просто от нерадения; не от каких-то обстоятельств жизни, а просто от нашей косности, лености, холодности, тупости сердца — от нерадения.

Так вот, сейчас, сию минуту, когда мы приносим Господу покаяние, у нас есть шанс исправить эту ошибку и надеть чистую одежду, которую дает нам Церковь. Вернее, дает нам Христос руками Церкви... Эта чистая одежда связана с по­каянием... Как говорится в псалме: «Очисти мя, и паче снега убелюся»1. Душа будет белой. Да где ж у нас она белая, когда она черная! Когда в ней живет зависть, властолюбие, желание другому зла, подозрительность, когда на языке у нас ложь, когда мы не обуздываем своих чувств, страстей, похотей, а пускаем их на свободу! У каждого человека есть разные виды страстей, и человек призван держать их в узде! Но мы этого не желаем.

------------------------------------------------

1 Пс 50

 

Святой Василий Великий сравнивает человеческое тело и все присущие ему страсти с лошадью, на которой едет всадник. Если лошадь ему подчиняется, значит, он доедет до цели; если же лошадь неуправляема, если она все время поступает вопреки желаниям седока, она, в конце концов, его сбросит, и он разобьется. Лошадь ускачет, и всадник до цели не доберется. Но мы не хотим, не хотим ставить предел своим страстям.

Господи, какая же действительно на нас грязная и недостойная одежда! Ведь эта одежда верных, белая одежда крещения — она у нас запачкана маловерием, сомнением!

Мы всегда хотим свою волю противопоставить воле Господа: не то, что Ты хочешь, а то, чего хочу я.

Все, что мы делаем людям, мы делаем не так, как надо: без любви, без настоящей отдачи сердца, без желания послужить ради Тебя. И самое главное, что этот человек, который пришел на пир, — ему было наплевать на хозяина; ему надо было только поесть. Так же и мы приходим и просим у Господа: кто здоровья, кто успеха, кто избавления от тягот и неприятностей; но забываем о Том, Кто нас позвал и Кто пригласил, и что более всего Ему дорого, когда мы при­ходим ради Него самого. Любовь к Господу, нашему Спасителю, это есть самое главное во всем, во всей нашей жизни, во всех мыслях, чувствах и делах. Если мы этому не научимся, ничто другое у нас получаться не будет.

Иные говорят: как трудно любить Бога. Да, создавшего небо и землю, бесконечно нас превосходящего, любить трудно — перед Ним можно трепетать и даже ужасаться... Но для того чтобы мы могли Его любить, Он стал человеком. Он стал Человеком, Которого наши духовные очи видят и уши наши слышат Его слово! Мы должны понять и почувствовать, что все в нашей жизни ничтожно, если мы не прилепимся к Нему.

Пройдет немного лет, и никого из нас здесь, на земле, не будет в живых. За тот короткий срок, который Он дал нам послужить Ему, мы служили себе — и все это оказалось прахом. А в вечность пойдет только то, что было через Него! с Ним! в Нем! в вере! в любви! — вот что пойдет с нами в вечность, а не наша пыль и не наше ничтожество. Значит, мы приходим ради Господина, ради Господа, ради Христа Спасителя, чтобы понять Его любовь к нам, которая нашу жизнь из жалкого существования превратила в жизнь настоящую, жизнь вечную здесь, на земле, и по ту сторону гроба.

И тогда Он — наш, тогда Он наш и вечером, и утром, и в любви, и в испытаниях, и в трудностях, и в болезнях, и в лучшие минуты нашей жизни. Тогда мы знаем, что, если светит солнце — это Его солнце, если мы чувствуем себя здоровыми — это Его здоровье, дарованное нам, если мы радуемся общению друг с другом — это Его радость, которую Он посылает нам; все идет от Него. Все, что мы любим на свете, все, что радует наше сердце, — это все Он, это все от Него — Его улыбка, Его руки, Его любовь, которая изливается на нас. Вот главное, что для нас сейчас важно. Полюби Господа — и ты не будешь оскорблять Его грехом. Полюби Господа — и станет тебе противно то, что ты делал или делала против Его воли. Полюби Господа — и ты будешь приходить на Божественную литургию с радостью, а не подгоняя себя; и молитва будет для тебя светлым окном в темной жизни, а не повседневной, занудной обязанностью.

Мы — дети Божии. Много званых, мало избранных, то есть тех, кто останется. Мы избранные, хотя этого не заслужили.

Господи, прости нас! Дай нам сегодня облечься в чистые одежды, чтобы мы могли участвовать в Твоей Божественной Трапезе. Господу помолимся ...

 

8 февраля 1987

«То, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»

Неделя о Страшном Суде

 

Сегодня день, который называется Неделей Страшного Суда, суда Божия над нашей жизнью, нашей душой. Можно сказать, что каждый раз, когда мы с вами подходим к Святой Чаше, чтобы перейти ту черту, которая отделяет нас от Господа, — в этот момент мы должны переживать своего рода Страшный Суд, потому что здесь мы не сами себя судим, а нас судит Господь. Это не человеческий суд, это не суд по строгому закону, не беспристрастный суд, а Суд Божий, суд особенный, когда Господь с бесконечной любовью к каждому из нас дает нам увидеть себя в истинном свете.

Мы любим себя обманывать, стараемся представить себя перед людьми, перед Богом и даже перед самими собой не такими, какие мы есть. Но есть моменты, когда нужно все это отбросить, когда нужно стать честными по отношению к себе, — и тогда наступает Суд. Для нас он необходим как очищение, как возвращение к себе, как первый шаг к тому, чтобы освободиться от той накипи, от того, что нашу душу омрачает, отяжеляет, уродует, делает ее мелкой —не такой, какой хотел бы ее видеть Господь, создавший эту душу, вложивший ее в нас.

Как прекрасен образ Божий в человеке! И как успешно мы этот образ коверкаем, затемняем, почти уничтожаем!

Господи, с этим мы сегодня к Тебе пришли.

Вспомним о тех моментах, когда душа наша была легкой, чистой, открытой, духовно свободной, когда нам было легко обращаться и к Богу, и к людям, когда молитва из нас вылетала так же легко, как доброжелательность по отношению к окружающему миру. И как это часто теряется — от тягот, от немощи нашей, от лености и нашего нерадения. Вы все знаете, что если запустить сад, огород, дом – все покрывается плесенью и грязью. Так же и заброшенная душа, за которой не ухаживают. Представьте себе, что мы бы не чистили, не стирали свою одежду, не убирали бы в своем доме. Что было бы с нами? Но ведь, как говорит нам Христос-Спаситель, «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»1 Почему-то мы с легкостью несем в себе душу омраченную, грязную, с гораздо большей легкостью, чем носим грязную, неопрятную одежду.

------------------------------------------------

1 Мф 6:25

 

Сегодня вы будете слушать чтение из 25-й главы Евангелия от Матфея, притчу о Царе, который собирает народы и судит их, разделяя на овец и козлищ. Это очень важная притча. Она о нашей жизни, о нашем отношении к окружающему нас миру, к людям. И там есть слова, которые нельзя изгладить из Евангелия, которые должны быть навсегда вписаны в наши сердца: «То, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»2.

------------------------------------------------

2 Ср. Мф 25:40

 

Если бы человек захотел всю жизнь держать такой подвиг, как, скажем, полагается Великим Постом: никогда бы не ел мяса, вел аскетический образ жизни, молился целыми ночами, был бы бездомным странником, носил бы на себе пудовые вериги, — все это было бы совершенно бесполезно, если не было в этом отдачи Господу. А какая может быть отдача? Отдача нам ясно определена: «То, что вы сделали для Моих братьев меньших, — вы сделали Мне!» А если этого не было, — значит, все бесполезно.

Это я говорю не потому, что так мне показалось, а потому что так учит нас Церковь и Священное Писание. Напомню вам слова апостола Павла: «Если я и веру имею великую, и пожертвовал всем, и тело свое отдал на сожжение, но если нет у меня любви, то я подобен меди звенящей и никакого нет от меня прока»1. Значит, первое и главное, что мы можем сделать для Господа (смотрите, какая важная вещь: мы можем что-то сделать для нашего Спасителя), первое и главное — это послужить Ему. Что перечисляет Царь в этой притче, которую вы будете слушать? Он спрашивает, посетил ли ты больного, помог ли ты голодному, нуждающемуся... Вот простые действия, которые человек должен делать по отношению к другому человеку!

------------------------------------------------

1 Ср. 1 Кор 13:1–13

 

И здесь еще и огромный, печальный, страшный для нас урок! Потому что в этой притче говорится о людях, которых Царь приглашает со словами: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они отвечают: «А мы не знаем, что мы сделали для Тебя». Может быть, они Его вообще не знали! Но Он говорит: «Нет, вы много сделали для Меня — вы много сделали людям, значит, сделали и Мне».

А люди благочестивые спрашивают: «Не Твоим ли именем мы все делали?» А Он отвечает: «Я никогда не знал вас»2. Вот как может случиться и в нашей жизни сегодня. И поэтому спросим с себя самое главное: что мы сделали для Господа?

------------------------------------------------

2 Ср. Мф 7:22–23

 

Господи! Прости нас, грешных, что мы все делали наоборот, что главным для нас было собственное спокойствие, собственный душевный комфорт; нам не хотелось потрудиться для другого человека, а если мы это делали, то с величай­шим напряжением, величайшей неохотой. Прости нас, Господи!..

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.