Пенитенциарная педагогика за рубежом
Пенитенциарная педагогика в большинстве западных стран сложилась не столько как отрасль научных знании, сколько как система узкопрагматических практических приемов и методов воздействия на заключенных в местах лишения свободы. При этом широко применяются альтернативные меры исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных[423]. В последнее время в западной науке и практике все большую популярность приобретает идея о необходимости ресоциализирующего, некарательного воздействия на них[424].
Основную причину совершения преступлений большинство ведущих зарубежных криминологов видят в недостаточной социализации личности, а сами преступления трактуются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане формы поведения. Так, Н. Кристи считает, что многие «отклоняющиеся» поступки представляют собой экспрессивную, неадекватную попытку что-то сказать, а поэтому преступление должно стать исходным пунктом для диалога с человеком, его совершившим, а не вызывать столь же неадекватный ответ со стороны общества[425].
Процесс воспитательного воздействия на осужденных, получивший название «ресоциализация», основан на «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» и «Европейских тюремных условиях», действующих в Европейском сообществе уже три десятилетия. К средствам ресоциализации относятся:
• организация режима и создание благоприятных условий содержания как важнейших факторов оказания позитивного воздействия на осужденных;
• организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные мероприятия и т.д.);
• религиозно-нравственное воспитание;
• социально-психологический тренинг;
• добровольное лечение от алкоголизма и наркомании и др.
В настоящее время на Западе предпочтение отдается различным методам воздействия на осужденных в условиях сохранения свободы. Многочисленные эксперименты, проводимые на Западе над заключенными, не дали положительных результатов. Так, например, в США для несовершеннолетних осужденных была организована исправительная школа «Уильтуик», где применялись передовые методы реабилитации, старались избегать наказаний, воспитывать самоконтроль и чувство собственного достоинства. В течение первых пяти лет после отбытия наказания уровень рецидива выпускников данной школы был намного меньше, чем у подростков, отбывающих наказание в обычных условиях, но еще через несколько лет он почти полностью восстановился. На основании этого и многих других экспериментов был сделан вывод, что даже кажущиеся эффективными меры воздействия не смогли сильно повлиять на рецидивизм, хотя и задерживали его проявление. Существует целый ряд причин, по которым различные реабилитационные программы не работают в условиях заключения. К ним, в первую очередь, относятся изоляция и искусственность среды, в которой находятся заключенные, недостаточное общение со своей семьей и социально положительным окружением, в результате чего десоциализация личности усиливается; заключенные полностью лишены возможности проявлять какую-либо инициативу; идет процесс стигматизации[426] преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоинства, убивает веру в свои силы и возможность противостоять повторению десоциализации жизни после отбытия наказания. Кроме того, сама тюрьма или любое другое исправительное заведение призваны жестоко регламентировать жизнь осужденного и принимать строгие меры по соблюдению порядка, что слабо согласуется с поставленной целью развития и формирования цельной личности. Поэтому было решено, что по-настоящему эффективное воздействие в условиях закрытого исправительного заведения невозможно ни в правовом, ни в организационном плане. Реабилитация осужденных неосуществима в условиях изоляции и потому, что экономические, социальные реалии в обществе все время меняются, постоянно появляется что-то новое, и осужденный оказывается отставшим, «выпавшим» из развития нормальной жизни.
Отмечается, что чаще всего персонал исправительных заведений не обладает необходимым уровнем психологической и педагогической квалификации, чтобы оказывать положительное воспитательное воздействие на заключенного.
18.8. Новации в современной зарубежной уголовно-исправительной практике
В уголовно-исправительной практике зарубежных стран все шире применяются альтернативные меры наказания:
• уголовный надзор и надзор во время испытательного срока. Этот вид наказания исполняется в условиях свободы, однако предусматривает некоторые ограничения. Например, осужденный должен регулярно встречаться с надзирателем. Степень интенсивности надзора определяется судом. Данная процедура особенно широко применяется в США, Польше, Финляндии и некоторых других странах;
• общественная служба. Обычно это выполнение осужденными каких-либо общественно-полезных работ по благоустройству улиц, уборке территорий или других, которые иначе никто не выполнил бы. В Англии подобную меру назвали наказанием позором, так как посчитали, что работа заключенного на глазах населения унижает достоинство человека, ведет к его стигматизации. Однако преобладает мнение, что эта мера способствует социализации преступника и исключает вредные последствия тюремной изоляции и пр.;
• примирение и достижение соглашения между преступником и его жертвой. В полном смысле слова примирение не является альтернативной мерой наказания, так как в случае его достижения дело, как правило, не доводится до суда. Однако это один из возможных способов, доказавших свой высокий воспитательный эффект[427].
В 70-х годах XX в. в США в рамках модели социальной реабилитации начали активно разрабатываться и применяться «общинные» методы воздействия на делинквентных подростков, а также различные отвлекающие программы. Суть в том, что подростка в случае совершения им правонарушения или преступления направляют в специальный центр, где выясняют причины его противоправного поведения, а затем помещают в социально-конформную среду, где бы он смог усвоить положительные образцы поведения и взаимодействия с социальным окружением, научиться выходить из конфликтных ситуаций. Это могут быть молодежные общины, центры, лагеря и т.д., в которых ведут занятия профессиональные социальные педагоги, психологи, а также попечительские семьи, где подростки находятся постоянно. Эти общины контролируются различными общественными организациями. Целью данных методик является стремление не допустить контакта несовершеннолетнего с системой уголовной юстиции, так как считается, что уже сам факт судебного разбирательства, осуждение и судебный приговор способны оказать на подростка пагубное влияние.
По этой же причине в США в качестве эксперимента решили заменить предварительное заключение интенсивным наблюдением за подростком, которое осуществляли социальные педагоги в его семье и ближайшем окружении. Выяснилось, что данная мера может вполне успешно выполнять функцию предварительного заключения.
Однако перечисленные альтернативные методы исполнения уголовных наказаний пока не смогли заменить необходимость тюремной изоляции и являются дополнительными. Есть опасение, что они лишь расширяют сеть контрольных аппаратов. В то же время признается и их экономическая выгода (содержание преступников на свободе обходится гораздо дешевле государству), то, что они не увеличивают уровень рецидивизма и, кроме того, помогают избежать вредных последствий тюремного заключения (стигматизации, приобщения к тюремной субкультуре, передачи криминального опыта).
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. В чем состоят задачи сравнительно-юридической педагогики?
2. Что за рубежом понимается под юридической педагогикой и что она представляет собой как раздел отечественной педагогики?
3. Каковы методологические принципы сравнительно-педагогического исследования?
4. Охарактеризуйте теоретическую базу и основную терминологию зарубежной юридической педагогики.
5. В чем, по вашему мнению, отличие зарубежного и российского юридического образования?
6. В чем вы видите особенности профессионального образования сотрудников правоохранительных органов (полиции)?
7. Какова роль полиции в современном западном обществе?
8. Как вы думаете, какие из зарубежных методов и средств обеспечения имиджа и престижа правоохранительных органов применимы у нас, в России?
9. Каковы педагогические аспекты в решении полицией служебных задач? 10. В чем сущность и каковы способы ресоциализации осужденных за рубежом?
Библиографический список
Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. — М., 1999.
Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие.— М., 1998.
Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. — М., 2002.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
Столяренко A.M. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД на рубеже XXI века. — М., 1996.
Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.
[1] Есть только одно издание подобного рода — Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., Экмос, 1999.
[2] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. A.M. Столяренко. — М., Академия управления МВД России, 1997.
[3] См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998.
[4] Краееский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001. — № 3.
[5] Под педагогическими реальностями, явлениями подразумевается реально, объективно существующие педагогические факты, закономерности, механизмы, технологии образования, воспитания, обучения и развития людей, существующие в обществе, его структурах, специальных образовательных учреждениях, труде и жизни каждого человека. Педагогические закономерности — это объективные, устойчивые причинно-следственные связи педагогических явлений, их сущностей и отношений. Педагогические факты представляют собой наблюдаемые, обнаруживающиеся педагогические явления, которые выступают продуктом действия педагогических закономерностей и иных причин. Педагогические механизмы — превращения в процессе перехода от педагогической причины (воздействия) к педагогическому следствию (см.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. - М., 2000. - С. 17-19).
[6] Помимо специальных учебно-воспитательных учреждений свое влияние на граждан оказывает целый комплекс социальных институтов: се.мья, трудовые коллективы, воинские подразделения, органы правопорядка и специальных служб, литература, искусство, средства массовой информации и др.
[7] Целесообразно различать образовательное обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор обучающегося, и профессиональное — нацеленное на подготовку к решению практических, профессиональных задач. Эти виды обучения сочетаются и тесно взаимосвязаны в системе высшего профессионального образования и носят воспитывающий, развивающий характер.
[8] Объектами воспитания, образования, обучения и развития в различных образовательных учреждениях являются школьники, студенты, курсанты, слушатели. Вввду того что учебник ориентирован на подготовку юристов, здесь и далее в качестве обобщающего употребляется слово «студент». Другие термины (слушатель, курсант, школьник и др.) используются только тогда, когда анализируемые процессы и явления связаны непосредственно с той или иной категорией людей.
[9] Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. — М., 2001; История педагогики и образования: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001.
[10] Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1962.
[11] Песталоции И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981.
[12] Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения: .- М., 1956.
[13] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения:: В 6 т. – М., 1988 – 1990.
[14] Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. — М., 1957.
[15] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. — М., 1986.
[16] Блонский П.П. Избранные педагогические психологические сочинения. — М., 1979.
[17] Шацкий СТ. Педагогические сочинения: В 4 т. — М., 1962—1965.
[18] Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М., 1975; Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1979; Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. — М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. — М., 1983; Подласый И.П. Педагогика, — М., 1996; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998; Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.
[19] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1979— 1981; Харламов И.Ф. Педагогика. — 2-е изд. — М., 1990; Ильина ТА. Педагогика. — М., 1968; Кузьмина Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. — М., 1994.
[20] Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — 3-е изд. — М., 1989.
[21] См.: Перевалова Л.И. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. — М., 1964.
[22] Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1984.
[23] Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. — М., 1971; Зиновьев СИ Учебный процесс в советской высшей школе — М., 1972; Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М, 1998.
[24] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994; Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999; Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
[25] Военная педагогика / Под общ. ред. А.В. Барабаншикова. — М., 1966; Основы психологии и педагогики высшей военной школы. — М., 1975.
[26] Следует заметить, что само название Российской Академии Образования ограничивает ее деятельность только сферой образования, что справедливо критикуется многими субъектами педагогического труда, так как педагогика оказывает существенное влияние на все слои общества и сведение ее предмета исключительно к образованию в системе учебных заведений сдерживает, тормозит развитие педагогической теории и практики, так необходимых для всего населения России.
[27] Военные педагога и психологи (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко и др.) предложили структурировать методологию педагогики, выделяя пять взаимосвязанных и взаимопроникающих уровней: гносеологический (основные законы, категории и принципы диалектики, проявляющиеся в целостном педагогическом процессе); мировоззренческий (факторы формирования личности, воспитание как ц5щественное явление, значение образования в развитии общества, активность о творческая деятельность как источник развития личности, воспитательные коллектива и т.д.); научно-содержательный (закономерности, принципы и содержание педагогического процесса); логико-гносеологический (объект и предмет педагогики, научное содержание основных категорий науки, тенденции ее развития, связи педагогики с другими науками, теории педагогики с жизнью, практикой; прогнозирование развития педагогической науки, проблематика исследования; научно-методический (методы педагогики и педагогических исследований).
[28] ). За последние десятилетия были опубликованы учебники и учебные пособия: Чабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982; Загеязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982; Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1986; Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. — М., 1986; Краееский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.
[29] Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — Тюмень, 1995; Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. — М., 1998; Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994; Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — 2-е изд. — М, 1998 и др.
[30] Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — Т. 3. — М., 1966; Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. — М., 2000; Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
[31] Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.-С. 160-161.
[32] Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. — 2001. — №1. — С. 25
[33] Следует иметь в виду, что криминальные группы, которые могут отличаться и организованностью, и единством действий, не относятся к коллективам, поскольку они заняты антиобщественной деятельностью и направляют своих членов на деградацию, выключение из цивилизованного общества.
[34] Акмеология — наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении наиболее высокого уровня в этом развитии. «Акме» — пик, вершина этой зрелости.
[35] Вот примеры различных трактовок понятия «технологии»: совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (словари русского языка); искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель); проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся; проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т.е. мысленный аналог реальности (М.М. Левина); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); процессуальная часть педагогической системы (М. Чошанов); продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного пр о-цесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов); системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин); предписание (описание, рецептура, инструкция, ноу-хау), содержащее комплекс специально подобранных педагогических принципов, методов, средств, форм и содержания обучения, реализация которых позволит достигнуть конкретных педагогических целей в виде гарантированного результата в максимально короткие сроки (обобщение зарубежных источников).
[36] Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку + nomos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
[37] Дистервег Ф. Руководство для немецких учителей. — М., 1913. — С. 269—170.
[38] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — Т. 2. — М.; Л., 1988. — С. 65.
[39] Dave R.H. Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects // Foundations of Lifelong Education. — Hambuig, 1976. — P. 34.
[40] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. — М., 1998. — С. 39—40.
[41] См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М, 2000.
[42] Синектика — система методов психологической активизации процессов нахождения решения проблемы.
[43] См. о деловых играх: Анисимов О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. — М., 1989; Баранов П.В., Сазонов В.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. — М., 1988; Белозеров СМ. Перестройка мышления хозяйственного руководителя: содержание, пути, перспективы. — М., 1988 и др.
[44] Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования (ежегодник). — М., 1981; Схемы мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл, содержание // Системные исследования (ежегодник). — М., 1986.
[45] Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие /В.И. Варваров, В.И. Вдовюк, В.П Давыдов и др./Под ред. А.В. Барабанщикова. — М., 1989. - С. 220.
[46] Здесь и далее имеются в виду не только профессионалы-педагоги, но и другие лица, решающие педагогические задачи, — родители, воспитатели, руководители, старшие по возрасту и служебному положению, сотрудники и др.
[47] Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — роль, работа, проявление свойств какого-либо элемента, объекта, системы, направление действия.
[48] От греч. didaktikos — поучающий и genos — рождающий, рожденный.
[49] Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 233—234.
[50] Макаренко А.С. Указ. соч. С. 179.
[51] От грен, rhetor — оратор, преподаватель.
[52] Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. — С. 32.
[53] См.: Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. — С. 319.
[54] См. подробнее: Ковалев СВ. Психология современной семьи. — М., 1988.
[55] См.: Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1985.
[56] См.: Российская педагогическая энциклопедия. С. 321.
[57] См. подробнее: Эволюция семьи в современном обществе. — М., 1989.
[58] См.: Российская педагогическая энциклопедия. С. 321.
[59] См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — С. 437.
[60] См.: Тенденции современного семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. С. 443—445.
[61] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. екая энциклопедия. — Т. 1. — С. 289.
[62] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. С. 19. М.: Большая Россий-
[63] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. С. 19.
[64] См.: Большая Российская энциклопедия. — М., 1999. — С. 385.
[65] См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. С. 20.
[66] Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. — С. 93.
[67] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. С. 188—189.
[68] См.:Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 2002. — С. 8, 12—13.
[69] См.: Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997; Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1997; Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.
[70] Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М, 2002. — С. 8—9.
[71] См. подробнее: Мардахаев Л.В. Указ. соч. С. 19—20.
[72] См.: Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4. — С. 490.
[73] Рубакин НА. — М., 1967. — С. 78. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).
[74] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979. — Т. 1. С. 441.
[75] Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М, 1952. - Т. 11. - С. 27.
[76] Сухомлинсагй ВА. Как воспитать постоянного человека. — Киев, 1975. — С. 47—48.
[77] Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. AJK. Радупш — М., 1997. — С. 241—253.
[78] Опааяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие — М, 2001. — С. 18—27.
[79] Козловская ЕЛ. Воспитание личного состава в подразделениях Госавтоинспекции. - М, 1991. - С. 21.
[80] Ниже в параграфе будет употребляться слово «педагог», но при этом будут иметься в виду и другие субъекты, если не потребуется оговорки.
[81] Толстой Л.И. Мысли о воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 448.
[82] Педагогическим анализом содержания телепередач за одну неделю и его влияния на трудовое воспитание молодежи обнаружено, что более 99,5% передач побуждали молодежь к расслаблению и отдыху (от чего?), развлечениям, надежде на случайный выигрышденег и только около 0,5% активизировали мысль о необходимости учиться, овладевать профессией, достигать высот профессионализма, добывать средства Дляжизни и удовлетворения своих потребностей честным и добросовестным трудом.
[83] Под правоохранительными органами в учебнике будут иметься в виду все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности (см.: Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. — 2-е изд. — М., 1997. — С. 13—15). Это органы судебной системы, обеспечения охраны порядка и безопасности, предварительного расследования, прокуратура, органы по правовому обеспечению и правовой помощи. Основное содержание издания — педагогически общее для них, но конкретизируемое в необходимых случаях.
[84] Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных представлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, например, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические.
[85] Модификация рисунка И. П. Подласого.
[86] Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложившимися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными соображениями.
[87] Профессиональная педагогика понимается здесь не только как педагогика профессионального образования (см., напр.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. — С. 26), но и как педагогика профессионального воспитания, обучения, развития и решения педагогических задач в профессиональной деятельности.
[88] В устных дискуссиях высказывалось предложение говорить о «правовой педагогике». Понятия «право» и «юстиция» (от лат. justitia — справедливость, законность, право) близки по своему значению и нередко употребляются как синонимы. В точном же словоупотреблении право — система общеобязательных норм, охраняемых силой государства, а юстиция — совокупность судебных учреждений и их деятельность, юрисдикция — совокупность правомочий, юриспруденция — наука, изучающая право. Поэтому отрасль науки точнее назвать «юридическая педагогика», а не правовая педагогика. Правовой педагогикой, или правильнее — педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права (см. ниже).
[89] См. подробнее: Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики // Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997.
[90] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. A.M. Столяренко. — М., 1997; Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М., 1999; Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.
[91] Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975. «Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму» (С. 27—28, 221).
[92] Методология (от греч. methodos — дорога, путь, теория, учение) — теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Она включает основополагающие положения, принципы, процедуры познания и преобразования исследуемой действительности (см.: Педагогика I Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. - С. 33—34).
[93] От греч. principum — начало, основа. Не следует воспринимать принципы как придуманные кем-то, устаревшие догмы, нечто навязываемое исследователю, вопреки его воле. Они производны от реальностей мира, познаваемой действительности и являются результатами глубокого познания, воплощают в себе все уроки из опыта познания, передают этот опыт последующим поколениям исследователей в сжатом, рекомендательном виде. В основе их лежат свойства и закономерности, объективно присущие познаваемой реальности, закономерности познания их человеком. Вообще говоря, сколько свойств, закономерностей, столько может быть и принципов. Поскольку их множество, принципы отражают рекомендации по познанию важнейших из них и их групп.
[94] По отношению к общей методологии педагогики.
[95] Например, анализ рада исследований выявил стандартность предлагаемых предложений их авторов. Первое было посвящено педагогическим аспектам укрепления дисциплины в правоохранительном органе, и его автор предложил: 1) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример дисциплинированности. Второе — педагогическим возможностям профилактики профессиональной деформации сотрудников и автор предложил: 7) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива и его контроль за изменениями в личности и поведении сотрудников; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример стойкости к профессиональной деформации, повысить самоконтроль за своим поведением. Третий исследователь изучал педагогические возможности улучшения работы с заявителями. Его рекомендациями были: /) повысить уровень индивидуальной работы с сотрудниками; 2) повысить сплоченность и культуру взаимоотношений в коллективе; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением, сохраняя при этом правила этики и вежливость; 4) всем руководителям показывать личный пример культурного общения с гражданами и внимательного разбора их заявлений. Что же, такие меры в каждом из трех исследований, возможно, были полезны или необходимы, но очевидно другое: в каждом случае они не затрагивали специфику проблемы, не вскрывали присущие именно ей причины и трудности, не направлялись на устранение их. Они были поверхностны, неспецифичны, шаблонны и ограничивались лишь некоторыми обеспечительными мерами, которые на практике не могли привести к решению проблем.
[96] Юридическая педагогика в МВД, § 1.5.
[97] См. подробнее: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 33-38.
[98] Было бы серьезной ошибкой считать, что понятие «психологическое свойство» поглощает все то, что подразумевается под педагогическим влиянием, регулированием, результатами. Психологическое вообще не сводится к педагогическому, а педагогическое — к психологическому.
[99] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М., 1961. — Т. 19. — С. 193.
[100] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М., 1994. — С. 23.
[101] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С. 57—58.
[102] Цит. по: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). — М:, 1992.
[103] Напомним, что образованность как педагогическое свойство характеризует реальную подготовленность и способность данного человека поступать образованно. Наличие диплома об окончании какого-то учебного заведения — одна из социально-демографических черт и может быть лишь формальным показателем действительной образованности. Не случайно в народе говорят, что дипломов тьма, а образованных людей мало.
[104] В некоторых государственных образовательных стандартах второго поколения все учебные дисциплины, входящие в компонент образовательного учреждения, представлены как дисциплины специализации.
[105] Далее по тексту их синонимы — учебные заведения с абревиатурой: вузы, ссузы, учебные центры (УЦ).
[106] См. главу III Закона Российской Федерации «Об образовании» и главу IV Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
[107] Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 2.
[108] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 аекабря 2001 г.№ 1756-р).
[109] «Модель» в переводе с латинского означает образец, эталон, стандарт. В профессиональной педагогике понятие «модель» используется дли описания какого-либо вида деятельности и специалиста, отвечающего всем ее требованиям.
[110] Опусов А.П. Введение в юридическую деонтологию. — Ростов н/Д, 1997. — С. 143.
[111] Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 1993. — С. 309.
[112] Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб., 1914. - С. 153.
[113] Ушинский К.Д. Собр. соч.: В10 т. - Т2. - М.;Л., 1948. - С. 162.
[114] Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975. — С. 14—15.
[115] См.: Материалы Парламентских слушаний в комитете Государственной Думы по образованию и науке. 25 ноября 1999 г.
[116] Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. — Т. 5. — М., 1958. — С. 91.
[117] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 331.
[118] Российская педагогическая энциклопедия. -Т. 2. -М„ 1999. -С. 15
[119] Там же. Т. 2. С. 465.
[120] Исследованиями в инженерной психологии установлено, что обучающийся на занятиях усваивает всего 15% новой информации, воспринимаемой на слух; 25% — с помощью зрения и до 65%, если информация передается голосом и синхронно демонстрируется наглядно. При этом для опознания предмета обучающемуся необходимо: 2,8 с — при показе контурного портрета, образа, предмета; 1,5 с — при показе контурного рисунка предмета; 1,2 с — при показе черно-белой фотографии предмета; 0,9 с — при показе цветной фотографии предмета; 0,4 с — при показе самого предмета. Чем скорее произойдет повторение первично полученной информации, тем лучше, так как кратковременная (двухсуточная) память человека способна удержать в коре головного мозга только 30% информации, полученной на занятиях или добытой в процессе самостоятельной работы.
[121] Метод «погружения» предусматривает параллельное изучение ограниченного Числаучебных дисциплин (не более шести), чтобы обеспечить проведение очередных тем занятий по предмету через каждые двое суток. Это позволяет удержать в памятиоптимальный объем информации, полученной на предыдущем занятии.
[122] Подробно см.: Горлинасий И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития — М., 1999. - С. 200-237.
[123] Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984. — С. 412.
[124] Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. 1996. - С. 283-293.— 2-е изд. — М.,
[125] Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999. — С. 142—154 Коморджанова К, Янковский К. Деловые итоговые игры // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 119—125.
[126] В параграфе использованы материалы профессора A.M. Столяренко, изложенные в книге «Юридическая педагогика в МВД» (М., 1997. — С. 227—230), а также в публикациях профессора А.Д. Лазукина.
[127] Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. — М., 1998; Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (Приказ Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 // Бюллетень Минобразования России. — 2001. — № 1. - С. 51-56).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|