Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменение количества несовершеннолетних осужденных, которые до осуждения нигде не учились и не работали

Среди несовершеннолетних осужденных довольно высок удель­ный вес лиц с психическими аномалиями (каждый третий). Невроз, психопатия, патохарактерологические аномалии личности, нервно-психические расстройства становятся характерными состояниями личности в воспитательных колониях. Высок также и процент осу­жденных, страдающих различными заболеваниями.

Особую значимость в характеристике личности имеет изучение системы ее отношений к основным социальным ценностям. Осуж­денные несовершеннолетние очень остро переживают утрату свободы как ценности. Выявлена и следующая зависимость: чем выше обра­зовательный уровень осужденных, тем тяжелее переживается ими ут­рата свободы. Значимым этот фактор является и для лиц, впервые судимых. Для рецидивистов, в значительной степени адаптирован­ных к условиям жизни в местах лишения свободы, факт ее утраты перестает быть столь значимым.

Труд как ценность занимает довольно высокий рейтинг у осуж­денных всех возрастных групп. Подчас негативное отношение объяс­няется не самим фактом привлечения несовершеннолетних к труду, а отсутствием работы по интересу и специальности.

Несовершеннолетние осужденные весьма чувствительны к кате­гории справедливости как ценности. Подавляющее число воспитан­ников считает, что примененное к ним наказание не всегда адек­ватно преступлению. К тому же властные полномочия, которыми наделена администрация, императивный стиль в обращении, отрица­тельное отношение к воспитанникам еще более актуализируют эту ценность в их сознании.

Весьма своеобразно их отношение к своему собственному «Я» как ценности. «Ярлык» преступника вызывает у них защитную реакцию в виде самооправдания прежнего образа жизни, преступного поведе­ния и завышенной самооценки.

Существенное ограничение удовлетворения ряда потребностей у воспитанников повышает социальную значимость материальных благ как ценности — и в силу возможности удовлетворения их соб­ственных потребностей, и как способа поддержания «авторитета» в среде подростков.



Существенным признаком общностей осужденных, в том числе и в ВК, является наличие в ней неофициальной стратификации и специфической субкультуры.

Итак, с одной стороны, лишение молодого человека свободы — несомненное зло, с другой — необходимость. Разрешение этого про­тиворечия — проблема, которую на государственном уровне решить в полном объеме не удавалось никому. Однако попытки уменьшить зло, причиняемое личности тюрьмой, предпринимались и предпри­нимаются с различной степенью интенсивности как в зарубежных странах, так и в России[350]. При этом акцент делается на организации гуманной среды, свободной как от насилия воспитателей, так и самих осужденных. В этой среде создавались условия для получения пол­ноценного образования, престижных профессий, нормального быта, нравственно заполненного досуга, организации труда, самоуправле­ния осужденных, внедрения принципов педагогики сотрудничества. Только при этих условиях возможно полноценно решить задачу ре-социализации личности уже в период отбывания наказания и тем самым — проблемы рецидива, поскольку только освободившегося от наказания человека, имеющего позитивную жизненную установку, определившего свои социальные позиции, имеющего образование и специальность, восстановившего утраченные позитивные социальные связи с родными и близкими, можно рассматривать как социализи­рованную личность, вероятность возвращения которой к прежнему, преступному образу жизни, несомненно, меньше, чем у человека озлобившегося, униженного морально и физически, прошедшего в местах лишения свободы «тюремные университеты».

Гуманизация процесса исполнения наказания и перевоспитания осужденных в современных условиях отразилась в первую очередь в деятельности воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Законодательство представляет для их исправления гораздо больший простор в применении позитивных воспитательных мер воздействия и значительно снижает объем карательных элементов.

Осужденные несовершеннолетние в процессе перевоспитания включены в основные виды жизнедеятельности, способствующие по­зитивному формированию личности. Трудовая деятельность для них положена в основу перевоспитания, однако формы и виды ее долж­ны соответствовать физическим возможностям подростков и уровню их подготовленности, быть связанными с проявлением смекалки, ума и ловкости, что предполагает обучение их престижным профессиям в системе профессионального обучения с учетом таких требований, как обучение профессиям широкого профиля, предоставление вос­питанникам права добровольного выбора той или иной профессии, соответствие возраста несовершеннолетних выбираемым профессиям.

Как правило, до осуждения большинство воспитанников плохо учились в общеобразовательных школах, у них сформировалось не­гативное отношение как к процессу обучения, так и к преподавателям школы и ПТУ. Поэтому первостепенной задачей педагогов является не просто передача воспитанникам общеобразовательных или про­фессиональных знаний и навыков, а привитие интереса к познава­тельной деятельности, что невозможно без установления доброго от­ношения педагогов к воспитанникам и взаимного уважения друг к другу. Немаловажно также прививать обучаемым веру в их будущие успехи и стимулировать даже незначительные из них.

Позитивному, перспективному развитию воспитанников способст­вует организация содержательного, имеющего духовно-нравственную направленность свободного времени в форме различной кружковой работы по интересам (музыкальные кружки, ансамбли, художест­венное творчество, народные промыслы и т.д.), занятия в спортив­ных секциях. В последние годы значительное внимание уделяется патриотическому и религиозному воспитанию.

Законодатель значительно расширил участие общественных объе­динений в воспитательной работе с несовершеннолетними осужден­ными (ст. 142 УК РФ). Практически при каждой колонии создаются попечительские советы из представителей государственных предпри­ятий, учреждений, организаций, общественных объединений и от­дельных граждан, в том числе и иностранных, а при каждом отряде — родительские комитеты из числа родителей, лиц, их замещающих и других близких родственников.

Исправление воспитанников во многом зависит от изменения их отношения к своему прошлому, критическому его переосмыслению. Но прошлый опыт не исчезает сам собой, даже при хорошо органи­зованной воспитательной работе, если специальными воздействиями не разрушать созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Этому во многом способствует участие в вос­питании подростков представителей традиционных для России ре­лигиозных конфессий, и в первую очередь православных священ­нослужителей, акцентирующих свое воздействие на подростков на понимании преступления как греха, на необходимости раскаяния в его совершении, без чего не может быть внутреннего, духовного изменения личности, а следовательно, и исправления.

Особенности процесса перевос­питания осужденных женщин

Характеризуя осужденных женщин[351], следует от­метить, что их удельный вес среди отбывающих наказание в виде лишения свободы на протяжении десятков лет колеблется от 4 до 6% от общего числа осужденных, хотя привлекается к суду в 2 раза больше, в чем, в частности, проявляется принцип гу­манизма по отношению к ним.

Анализ состава преступлений, совершенных женщинами, позво­ляет выявить весьма негативную тенденцию — рост агрессивности женщин и как следствие этого — увеличение таких преступлений, как умышленное убийство, в том числе и собственных детей, умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью, увеличение в целом доли насильственных преступлений, что является следствием образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, беспорядочными половыми связями, занятием проституцией, участием в бандфор­мированиях. Не случайно поэтому такие преступления, как злост­ное уклонение от уплаты средств на содержание детей, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ имеют также тенденцию к увеличению.

Несмотря на то что среди осужденных женщин большую часть составляют впервые судимые (рецидив невелик), среди рецидивисток встречаются женщины, количество судимостей которых достигает более десяти, что свидетельствует о полной деградации данной категории. Среди рецидивисток значительную часть составляют жен­щины, судимые за незначительные преступления (в основном во­ровство, попрошайничество), т.е. лица, которые выброшены обще­ством, государством из нормальной жизни, не имеющие семьи, ра­боты, жилья (так называемые «бомжи»). Подчас они совершают преступление намеренно, чтобы хотя бы на зиму попасть в места лишения свободы, так как из дилеммы — смерть или тюрьма, выби­рают последнее. Процент женщин, имеющих незначительные сроки наказания (от одного до трех лет), довольно высок. В то же время наблюдается тенденция роста числа женщин, осужденных на дли­тельные сроки (от восьми лет и выше), что свидетельствует о про­явлении вышеуказанной тенденции (агрессивности) и росте престу­плений в виде хищения государственного или общественного иму­щества в особо крупных размерах.

Возраст подавляющего большинства осужденных женщин — до 40 лет, при этом самая многочисленная среди них возрастная груп­па — от 19 до 30 лет.

Уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, среди них немало лиц со средним и даже высшим образованием, что связано с достижением более зрелого возраста к моменту совершения пре­ступления и со сферой их преступной деятельности. В то же время намечается тенденция увеличения числа женщин, на момент ареста не занятых общественно полезным трудом или не имеющих посто­янных легальных мест трудоустройства.

По семейному положению осужденных женщин можно разделить на следующие группы: состоящие в браке; женщин, у которых семья распалась еще до осуждения или в период отбывания ими уголовного наказания; не состоявшие на момент ареста в браке; женщины, ро­дившие детей в местах лишения свободы; женщины, вступившие в брак во время отбывания наказания. Как ни странно, количество по­следних имеет тенденцию к увеличению (1979 г. — 0,4%, 1989 г. — 1,2, 1993 г. — 1,5, 2000 г. — свыше 2%). Это явление объясняется расширением прав осужденных в области переписки, телефонных переговоров и свиданий.

Анатомо-физиологжеские особенности женщин накладывают зна­чительный отпечаток на организацию их жизни и деятельности в период отбывания наказания, что влияет на их трудоспособность, поведение, протекание интеллектуальных и волевых процессов. Жен­щины более эмоциональны, впечатлительны, чувствительны. Эмо­ции могут переходить в аффекты, сопровождаемые истерическими реакциями, что создает дополнительные трудности для администра­ции, воспитателей в процессе общения с ними.

Для подавляющего большинства осужденных женщин характер­но вступление в половые отношения еще в подростковом возрасте, что сопровождается беременностью и абортами. Часть из них болела венерическими заболеваниями, некоторые подвергаются принуди­тельному лечению в период отбывания наказания.

Пребывание в однополой среде на протяжении не одного года способствует проявлению так называемой «лесбийской любви», про­явление которой в местах лишения свободы отнюдь не редкое явле­ние. Иногда эти отношения продолжаются и после выхода женщин на свободу, препятствуя тем самым созданию нормальной семьи и рождению детей. В связи с этим у части женщин начинают форми­роваться мужеподобные черты и качества.

Пребывание в местах лишения свободы вызывает у многих жен­щин сложные психические состояния в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Эмоции и чувства при этом часто бывают недостаточно развиты, притуплены или принимают извращенный характер.

Нравственные качества осужденных женщин также далеки от со­вершенства. Эгоизм, себялюбие, леность, инертность, скрытность, враждебность, озлобленность, жестокость — вот далеко не полный перечень присущих им качеств. Практически все женщины в коло­нии курят. Интересы и потребности их явно ограничены, они про­являют весьма малый интерес к политике, к повышению своего об­разовательного и профессионального уровней.

Даже столь фрагментарная, краткая характеристика личности осу­жденных женщин позволяет сделать вывод о высокой степени их социально-педагогической запущенности, определяя тем самым вы­сокий уровень требований к их воспитателям.

Следует отметить, что субъекты организации воспитательного про­цесса в исправительных учреждениях для осужденных женщин в большинстве своем лица с высшим юридическим или педагогиче­ским образованием, большим стажем профессиональной деятельно­сти, обладающие высоким чувством ответственности и дисципли­нированности. В 70—80-е годы имена начальников колоний и их заместителей, таких, как 3. Котова, В. Полянская, Т. Окатова и др., были известны всей исполнительно-трудовой системе страны. Неко­торые из сотрудниц занимались опытно-экспериментальной работой с последующей защитой кандидатских диссертаций. Лозунг «каждый сотрудник — воспитатель» в большинстве женских ИУ реализуется на практике не на словах, а на деле.

Организация воспитательного процесса в женских исправительных учреждениях имеет целый ряд особенностей. Так, трудовое воспита­ние организуется в основном на швейном производстве, поэтому многим женщинам приходится переучиваться и получать специаль­ность швеи-мотористки, закройщицы. Формировать у них положи­тельные мотивы трудовой деятельности приходится зачастую за счет учета профессиональных интересов в других сферах производства, расширения кустарных промыслов, обучения иным профессиям в рамках ПТУ, проведения конкурсов «лучший по профессии», вне­дрения в производство современного оборудования, постоянного повышения квалификации работающих. Трудно переоценить вос­питательное значение приобщения осужденных женщин к техниче­скому творчеству, рационализации и изобретательству, комплексно­го решения вопросов производственной эстетики, рационализации режимов труда и отдыха. Чистота помещений, красиво оформлен­ные стенды, цветы, внешняя опрятность самих работниц, соответ­ствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение — все это способствует созданию хорошего эмоционального настроя у осужденных. Женщин престарелого возраста, с ограниченной тру­доспособностью, инвалидов привлекают к так называемому надом­ному труду, т.е. выполнению спецзаказов в жилых зонах в специ­ально отведенных комнатах.

В воспитательной работе много внимания уделяется ознакомле­нию с различными видами искусства, организации различного рода выставок, в том числе работ самих осужденных женщин. Охотно женщины участвуют и в художественной самодеятельности, работе различных кружков, подготовке к праздникам и смотрам-конкур­сам, таким, как, например, «Мисс колония».

Очень значимым в работе с женщинами является воспитание у них материнского и дочернего долга. Особое внимание уделяется женщинам, родившим детей в колонии. В домах ребенка, имею­щихся в колониях, с ними проводятся циклы бесед о материнском долге, о любви к детям, о необходимости служить им примером, о женской гордости, человеческом достоинстве. Медицинские работ­ники постоянно проводят с молодыми мамами беседы о вреде ку­рения, алкоголя, особенно в период кормления ребенка, о правилах гигиены кормящей матери, учат элементарным приемам ухода за ребенком. Чтобы женщину, родившую в тюрьме, сделать настоящей матерью, сотрудники, воспитатели, нянечки не считаются ни со временем, ни с затратой сил.

Проблем в организации процесса перевоспитания осужденных женщин достаточно много, однако открытость процесса исполнения наказания, ставшая характерной в последние десятилетия, поможет обществу влиять на уголовную и уголовно-исполнительную политику государства с тем, чтобы процесс гуманизации не был остановлен, но, напротив, приносил все более реальные плоды.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.