|
Обеспечение престижности профессии полицейского
Авторитет профессии обеспечивается не только моральными, но и материальными стимулами важнейшим из которых является система оплаты труда. Для многих западных стран стандартным подходом является установление полицейским заработной платы, превышающей на 40—50% зарплату промышленных рабочих в данном регионе. В «продвинутых странах» хорошо усвоили простую истину: дешевая полиция слишком дорого обходится своему народу. Кроме того, процесс воспитания сотрудников полиции эффективен лишь тогда, когда постоянно проявляется забота о полицейских, в том числе об учащихся образовательных учреждений, и членах их семей. В полицейских академиях, школах, институтах создаются все необходимые материально-бытовые условия, чтобы слушатели не отвлекались от учебы и могли быстро восстановить свои интеллектуальные и физические силы после занятий.
При определении уровня жалованья, как правило, принимаются во внимание выслуга лет и характер выполняемой работы. Кроме регулярной выплаты денежного содержания полицейские получают разного рода компенсации и надбавки: на оплату квартирных расходов, за ношение гражданской одежды, за использование личного автотранспорта в служебных целях, кредиты на строительство жилья, полную или частичную оплату страховок и т.д. Полицейские имеют ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от выслуги лет. Следует отметить, что, как правило, переработка (при 40-часовой рабочей неделе) оплачивается дополнительно и по особым тарифам, в зависимости от времени суток. При сопоставлении материального обеспечения служащих полиции в разных странах обращает на себя внимание тот факт, что в странах третьего мира полицейские, в сравнении с другими категориями населения, имеют больше преимуществ и привилегий, чем в так называемых цивилизованных странах. Например, в Пакистане должностные оклады стражей порядка высоки, для них существуют и надбавки на случай подорожания товаров и продуктов питания, на пошив обмундирования, командировки, за выслугу лет и освоение новой техники. Офицерам предоставляются дома, квартиры, земельные участки. Ушедшие в отставку получают должности в госаппарате, в таможенной службе, судах и крупных фирмах[412].
Все же полицейские в своем большинстве не относятся к особо высокооплачиваемым категориям населения. Французы об этом говорят: «Живем неплохо, но не шикуем»[413]. В ФРГ учителя общеобразовательных школ, например, зарабатывают в среднем в 1,5—2 раза больше служащих полиции. В Великобритании детектив, работающий на самом нижнем уровне, получает в год около 30 тыс. фунтов стерлингов. При этом он платит очень высокие налоги, однако имеет другие преимущества: льготные кредиты на покупку дома, на одежду, на содержание собаки, если она у него есть. Для женщин-полицейских есть выплаты на покупку чулок. Есть еще такая льгота, как бесплатное перемещение по Лондону в метро или автобусе (полицейские показывают специальный значок, дающих право на бесплатный проезд). Однако правительство Великобритании собирается отменить все эти виды выплат. Полицейские в США, даже с учетом доплат за сверхурочную работу и выслугу лет, не всегда имеют достаточно средств для того, чтобы оплачивать все счета, что заставляет искать их дополнительный заработок. Следовательно, несмотря на существенные преимущества в социальном положении западных полицейских по сравнению с нашими сотрудниками органов внутренних дел, проблемы материального порядка «у них» также существуют.
К числу безусловных преимуществ профессии полицейского в западных странах можно отнести и получение бесплатного профессионального образования, полную или частичную оплату общего образования. Для привлечения кадров на службу в полицию и их закрепления большое значение имеет право на пенсию, которая за рубежом обычно значительно весомее, чем на гражданской службе, хотя существенно различается в разных странах.
Работа по повышению престижа и формированию благоприятного имиджа полицейских
Все усилия общества и государства приносят пользу лишь в случае, если сами сотрудники служат примером исполнения законов. Население в Демократических государствах, являясь налогоплателыциком, на чьи деньги содержится и полицейский аппарат, требует надлежащей исполнительности и законности от стражей порядка. Поэтому постоянно изыскиваются средства и ресурсы для повышения качества полицейской службы и профессиональной подготовки, а полицейские, в свою очередь, дорожат своей репугацией и службой, дающей им различные социальные блага, стремятся выполнять свой служебный долг безупречно.
Повышению авторитета полиции в обществе способствуют умения полицейских вежливо обращаться с различными категориями лиц, чему их специально обучают. На Западе разрабатываются особые технологии, тренинги для сотрудников полиции по методам эффективной коммуникации с представителями национальных меньшинств, психически неуравновешенными людьми, пожилыми гражданами и т.д.
В странах Запада в создание положительного образа полицейского вкладываются огромные средства. По государственным заказам снимаются крупнобюджетные боевики, триллеры, телесериалы с участием мировых кинозвезд: «Спрут» — Италия; «Комиссар Лиа Зоммер» — Германия; «Улицы Сан-Франциско», «Санта Барбара», «Крутой Уокер, или Правосудие по-техасски», «Коломбо», «Секретные материалы», «Никита», «Детектив — Нэш Бриджес» — США; «Суинни — летучий отряд» — Великобритания; «Слово полицейского», «Комиссар Наварро», «Видок» — Франция и многие др. Фильмы о сотрудниках правоохранительных органов, например «Молчание ягнят», «Основной инстинкт», «Каннибал», становятся лучшими фильмами года и обладателями престижнейших кинопремий «Оскар». Образы бесстрашных, честных, умных, обаятельных полицейских на экране воплощают мировые звезды: Ален Делон, Ж. Депардье, А. Шварценеггер, М. Дуглас, С. Сталоне, Аль Пачино, М. Плачидо и др. Им не уступают в профессионализме А. Жирардо, Дж. Фостер, Н. Кидман и другие кинодивы, сыгравшие роли женщин-полицейских. Средства массовой информации представляют лучшее эфирное время для демонстрации фильмов, передач и программ о полиции, тем самым усиливая достаточно впечатляющую картину о стражах порядка и воспитывая граждан в духе уважения закона. На специальных курсах, где занятия проводят руководители телекомпаний и известные телеведущие, сотрудников полиции обучают «в выгодном свете» выступать по телевидению и радио, вызывая у граждан симпатию и желание взаимодействовать[414]. Все эти затраты не проходят даром, и, как результат, с образом стража порядка оказываются прочно связаны такие положительные, заслуживающие уважения качества, как интеллектуальность, инициативность, бесстрашие, справедливость, решительность, а также физические достоинства — выносливость, тренированность, мужество, стойкость.
Имидж профессии — понятие многослойное, требующее серьезного внимания ко всем его аспектам, так как он дает мощный воспитательный эффект, оказываемый как на граждан, так и на самих сотрудников полиции. Так, граждане Чешской Республики повсюду могут видеть качественно оформленные картинки, плакаты и постеры с изображением симпатичных львов в полицейской униформе с надписью «Чешская полиция — ваш друг и приятель». Широко распространяются буклеты и богато иллюстрированные проспекты с показом примеров работы отдельных полицейских служб.
В Южной Корее понимают, что любовь к полиции, как и все, прививается с детства. Поэтому там на детских чашках рисуют полицейских. В некоторых полицейских органах Германии до 75% составляют сотрудники, с детства мечтавшие стать полицейскими, так как еще в детских садах, школах, гимназиях получили соответствующее воспитательное воздействие, определившее их дальнейший выбор профессии. В США в 1995 г. 25 тыс. офицеров полиции работали в более 70% всех школ с 25 млн американских детей, рассказывая им об опасностях современного общества, делая основной акцент на вреде наркотиков, о защите детей и роли полиции. Недаром в общественном сознании США полиция отождествляется с заботой о детях, что, безусловно, повышает авторитет правоохранительных органов. Всемирно известная фирма Уолта Диснея, заключив взаимовыгодные контракты с правоохранительными органами США, Великобритании, Японии, Канады и некоторых европейских стран, умело использует имидж правоохранительных органов, продавая по всему миру продукцию с характерной символикой и решая тем самым как воспитательные проблемы популяризации имиджа полиции, так и некоторые ее экономические проблемы.
В завоевании авторитета у населения, а также воспитании своих сотрудников имеет значение и то, что за рубежом многие правоохранительные органы и образовательные профессиональные полицейские учреждения имеют свой девиз (лозунг, кредо), который всемерно и постоянно утверждается. В этих кратких изречениях заключена основа деятельности милиции-полиции, являющаяся базовой нравственной установкой каждого сотрудника. Так, официальный девиз ФБР — «Верность, смелость, честность», девиз Илли-нойского полицейского института — «Долг, честь и служба», девиз полиции г. Лос-Анджелеса — «Защищать и служить» и т.д. Девиз полиции Народной Республики Бангладеш — «Дисциплинированность, профессионализм, честность!». Девизом российской милиции и главным требованием Присяги является формула: «Служа закону — служу народу». Главное этическое требование, заложенное в Кодексе чести рядового и начальствующего состава ОВД России, благородно звучит: «Честь имею!» У нас в стране в настоящее время стало повышаться внимание к атрибутике образовательных учреждений МВД: создание привлекательных проспектов, логотипов, эмблем и т.п.
Создание должного имиджа и повышение престижа требует внимания ко всем сторонам формирования положительного восприятия стражей порядка населением. Современные зарубежные теоретики отмечают огромное значение внешнего вида полицейского, несущего службу на глазах у граждан. К созданию полицейской униформы привлекаются лучшие западные дизайнеры и модельеры. Респектабельный внешний вид полицейского говорит о хорошем материально-техническом состоянии дел в полиции, о самодисциплине полицейского, о его отношении к своему долгу и окружающим. Это вызывает у населения доверие и желание взаимодействовать с органами правопорядка. Многие профессиональные полицейские учебные заведения имеют свою отличительную униформу, ношение которой также играет воспитательную роль.
Западные теоретики и практики, а также специалисты-имиджмейкеры «полицейского дела» находятся в постоянном поиске новых эффективных технологий, способных не просто искусственно поднять ухудшающийся имидж или снижающуюся репутацию полиции, а коренным образом улучшить ситуацию. Учитывается все, в том числе и архитектура полицейских строений. Так, в США давно отошли от монументальных строительных проектов департаментов полиции, полицейских академий и т.п., напоминающих неприступные крепости и вызывающих у людей чувство страха и отторжения. Здание полицейского участка должно не отпугивать, а привлекать граждан, предусматривая при этом максимальную безопасность и комфорт служащих и посетителей. Но не обходится без непредвиденных «издержек». Например, в Париже здание полицейского комиссариата около площади Италии было полностью застеклено в соответствии с модой на прозрачность. Получилось очень привлекательно и красиво, но... когда мимо проходит демонстрация, некоторые из ее участников просто не могут побороть искушение швырнуть в стеклянные стены камень (такова уж психология человека). Приходится на охрану полицейского комиссариата задействовать дополнительные полицейские силы.
При разработке эксклюзивных имиджмейкерских технологий, предназначенных для повышения престижа полиции в том или ином регионе, всесторонне учитывается общественное мнение и максимально используется поддержка проживающего там населения. В условиях, когда полиция борется с возрастающим неподчинением и неуважением к себе, только установление действительного партнерства с общинами способно давать позитивные и глубокие результаты. Так, в США функционирует специально созданный Национальный институт честности правоохранительных органов (National Law Enforcement Integrity Institute — NLEII)[415]. Он занимается научно-исследовательской и учебной деятельностью с целью улучшения общественной и собственной безопасности, налаживания эффективных общественных взаимоотношений, совершенствования у служащих полиции навыков по разрешению общественных и культурных споров для того, чтобы гарантировать каждой личности соблюдение базовых принципов человеческого достоинства, беспристрастности и социальной справедливости.
Таким образом, в процессе совместных согласованных усилий государства, полиции, самих граждан и целенаправленного вложения значительных финансовых, материально-технических средств в цивилизованном обществе создается и поддерживается привлекательный и респектабельный имидж образованного, культурного, честного, справедливого полицейского-профессионала, имеющего высокий авторитет у населения и гордящегося своей профессией. Имидж оказывается фактором, способствующим успеху решения задач полицией, но в то же время и улучшению качественного ее состава. Увеличивается наплыв желающих поступить в полицейские образовательные учреждения, стать высококвалифицированными профессионалами, улучшается качественный состав абитуриентов (их личные моральные качества, уровень образованности, интеллекта и др.), возникает возможность действительно отбирать на учебу лучших из лучших, что впоследствии обеспечивает и успешность образовательного процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|