|
Педагогическое воздействие на правонарушителя при досудебном производстве
Педагогическое воздействие должностных лиц, осуществляющих правосудие на стадии досудебного разбирательства, может реализовываться в виде ряда частных задач, каждая из которых вносит свой вклад в педагогический результат: правовую и нравственную воспитанность, обученность, развитость, просвещенность правонарушителя. Можно выявить следующие основные направления педагогического воздействия в процессе досудебного производства:
• создание основы для последующего усиленного педагогического воздействия после завершения предварительного следствия;
• педагогическое воздействие во время осуществления досудебного разбирательства;
• организация и активизация воспитательного воздействия со стороны семьи, коллективов, в которые входит обвиняемый;
• возбуждение и активизация процесса самовоспитания, самообучения саморазвития, самообразования у обвиняемого;
• решение задач ресоциализации обвиняемого.
Каждое из этих направлений может развиваться самостоятельно, но наиболее целесообразна координация всех их в совокупности.
1. На досудебном разбирательстве не завершается педагогическое воздействие на обвиняемого — оно продолжается и дальше. Поэтому на предварительном следствии обязательны педагогические действия, обеспечивающие перевоспитание обвиняемого на всех последующих стадиях. Они могут выражаться в сборе сведений о личности обвиняемого (превышающие необходимые для решения тактических задач и расследования совершенного преступления): отрицательные привычки, навыки, характерологические особенности, развитые под воздействием отрицательного образа жизни, окружения, жизненных установок. Следует изучить и процесс развития данной личности: особенности ее воспитания, образования, обучения для выявления причин появления социально-психологических дефектов, а также для тактики и выбора методов и приемов воздействия на нее. Эти сведения следует отражать в приобщаемых к делу документах, справках, в протоколах допросов и т.д.
2. Личное педагогическое воздействие следователя, прокурора на обвиняемого может осуществляться в самых различных формах и преследовать конкретные цели. Важно возбудить у обвиняемого чувство вины за совершенные преступные действия. Любое следственное действие даст больший эффект, если будет сочетаться с воспитательным влиянием на обвиняемого. Надо убеждать обвиняемого в ошибочности его расчетов на безнаказанность, опровергать его ошибочные доводы о причинах, приведших его к совершению преступления, произвести детальный разбор его образа жизни, систему социальных связей, потребностей, привычек, самого процесса подготовки, совершения, сокрытия следов преступления и т.д.
Уместна разъяснительная работа о действительной сущности совершенных данным лицом проступков, об их опасности для общества, о причинах, которые повлекли за собой совершение данным лицом преступления. Необходимо добиться у обвиняемого морального самоосуждения своих поступков, осознания противоправности своих действий, правильного понимания причин, повлекших к этим действиям.
При помощи фактов необходимо убеждать обвиняемого в том, что имеющиеся у него личностные дефекты и образ жизни принесли и в дальнейшем принесут еще вред не только обществу, но и ему самому.
3. Нельзя изменить психические и педагогические особенности личности, если не будут изменены условия развития и существования данной личности, те социальные связи, которые способствовали восприятию и развитию отрицательных качеств.
Мировоззрение, установки, привычки поведения во многом зависят от влияния социальных групп, в которых эта личность постоянно находится. Одним из условий успеха педагогического воздействия следователя, прокурора является выявление всех социальных групп, с которыми преимущественно общался подозреваемый или обвиняемый. Необходимо ответить и на вопрос о том, положительное или отрицательное влияние оказывала данная социальная группа на обвиняемого.
Если это была группа с отрицательными качествами, то решается вопрос о мерах по ликвидации ее влияния на обвиняемого или изоляции последнего от группы, изменению, оздоровлению этой группы. Если же устанавливается возможность усиления положительного влияния группы на правонарушителя, то следует решить вопросы о координации воспитательных усилий следователя, прокурора с этой группой. Возможно более детальное сообщение представителям коллектива установленных сведений о личности подследственного, о совершенном им преступлении. Вместе с представителями группы, коллектива может быть разработан совместный план воспитательного воздействия, координации усилий должностных лиц, осуществляющих досудебное разбирательство, семьи, трудового коллектива.
4. К процедуре педагогического воздействия на подследственного относится возбуждение у него стремления к самовоспитанию, без которого невозможно достижение целей воспитания, а тем более перевоспитания. Для этого убеждением следует вызывать отрицательное отношение к своим преступным действиям, образу жизни, сознание личного вреда и вреда для других граждан. Необходимым развитием этого процесса выступает возникновение желания стать другим, поиск путей, при помощи которых он мог бы доказать себе, своим близким, следователю, прокурору, суду свое действительное желание исправиться. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела, личностных качеств обвиняемого средствами перевоспитания могут быть: активное действие по возмещению ущерба; содействие следствию; разработка жизненной программы; формулировка мер, которые необходимо предпринять для устранения причин и условий, вызвавших совершение преступления; сознательное изменение принятых решений к тому, чтобы пересмотреть линию своего поведения, которая противоречит интересам общества и целям правосудия.
5. В ходе следствия должностное лицо начинает решать и задачи ресоциализации подследственного, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, а в отношении обвиняемого в повторных преступлениях — встал или не встал он на путь исправления. Составленная следователем характеристика помогает суду определять степень раскаяния обвиняемого, а при направлении его в орган, исполняющий наказание, продолжить с ним работу по его ресоциализации. В эту характеристику помимо психологических особенностей (биографических данных, сведений об условиях формирования личности, структуры личности — особенностях психических процессов и состояний, направленности, темперамента, характера, способностей) должны войти достигнутые цели процесса педагогического воздействия. Основными из них могут быть:
• изменение у подследственного неправильно избранной линии поведения (противодействия, уклонения от дачи правдивых показаний) и преодоление на этой основе установки на ложь;
• изменение системы отношений к различным фактам, людям, к самому себе;
• укрепление в сознании нравственных убеждений, повышение уровня правосознания и правовой осведомленности;
• усиление и рост активности в содействии правосудию, предупреждении преступных проявлений со стороны лиц с антиобщественной направленностью.
В заключительной части характеристики важно указать, что можно ожидать от данного лица, в какие условия жизни и труда его необходимо поставить.
Оптимальным результатом индивидуального педагогического воздействия на обвиняемого при завершении предварительного следствия может считаться такое психическое состояние, отношение и само решение, при котором последующее воспитательное воздействие суда и исправительных учреждений будут восприниматься им наиболее полно.
Принципы и методы педагогической работы на предварительном следствии
Эффективность воздействия следователя, прокурора на лиц, участвующих в производстве по делу, в значительной мере зависит от знания и правильного использования основных принципиальных положений процессуально-педагогического воздействия. Имеются в виду такие принципы, с позиций которых познаются и практически реализуются закономерности процесса влияния одного человека на другого, когда внешние стимулы и побудители процессуально целесообразной деятельности должностного лица превращаются во внутренние стимулы поведения, личные интересы, стремления, мотивы и волевые усилия. Отсюда следует, что при изучении существа воздействия нужно уделять внимание не столько отдельным рекомендациям, сколько вскрытию теоретических основ, опираясь на которые, следователь, прокурор могут добиться положительных результатов с наименьшими затратами средств, времени и сил.
Главное дело, — писал К.Д. Ушинский, — вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают[300].
К специальным принципам, отражающим объективные закономерности и определяющим критерии правомерности и допустимости педагогического воздействия на участвующих в деле лиц, должны быть отнесены:
• строгое соблюдение законности и объективность;
• нравственная допустимость воздействия;
• индивидуальный подход при осуществлении воздействия.
Что же касается методов педагогического воздействия, применяемых следователем, прокурором, — это общие методы, но применяемые в специфических условиях досудебного производства. Причем воздействие это бывает гораздо более эффективным, чем государственно-правовое. К основным обучающим, воспитывающим и просветительским методам педагогического воздействия на предварительном следствии относится убеждение, которое требует активной мыслительной деятельности не только должностного лица, но и самого обвиняемого. Только при условии, что обвиняемый стремится понять и осознать то, что ему говорят, размышляет, переживает, осуждает отрицательное в себе, можно говорить об эффективном убеждающем характере процессуальных действий.
Убеждение часто встречает внутреннее противодействие у обвиняемого — выдвижение других доводов, попытку следовать своим прежним установкам — и превращается в открытую и скрытую дискуссию с должностным лицом. Последнему важно понять причины внутренних противоречий у обвиняемого для усиления развития убеждения. Чем выше уровень рефлексии (умения мыслить за другого), тем выше степень осведомленности лица, осуществляющего правосудие. Возможность понять глубину и качество имитации рассуждений противоборствующей стороны зависит от интеллектуальных способностей субъекта, от умения использовать для убеждения наличную информацию. Необходимо не только прогнозировать ход мыслей убеждаемого, но и менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.
Для активизации и направленности мыслительной деятельности подследственного могут быть использованы различные средства. Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т.д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись, как отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.
При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т.д.
Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы следователя, прокурора. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой информации.
Следует отметить, что убеждение обязательно должно соответствовать следующим педагогическим требованиям[301]: /) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим, доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты, примеры; 5) содержать анализ обоюдно известных фактов;
6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
7) учитывать возможности и особенности самого убеждающего.
Осуществляя убеждение, следователь, прокурор должны позаботиться о создании таких условий, которые бы обеспечивали желание лиц вступить в общение с ними. В связи с этим к поведению следователя, прокурора предъявляется ряд требований: корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гибкость и чуткость, эмоциональная устойчивость.
Вот как выглядит работа следователя в восприятии допрашиваемого (данные опроса лица, отбывшего наказание):
Между мной и следователем, — вспоминает осужденный, — сразу установились нормальные взаимоотношения. Лучше всего мне запомнились его слова: «Федоров, брось заниматься преступлениями, а то настоящей жизни не увидишь». Допрашивал меня спокойно, голоса не повышал, ко мне относился сочувственно, работу знает хорошо. Внешне следователь казался не грозным, а просто человечным, добродушным, одет был в гражданский костюм. Его кабинет маленький, но чистый. По моему мнению, так и надо вести следствие, он меня заставил почувствовать себя человеком, но заблудившимся[302].
Под воздействием убеждения может случиться и полный переворот в душе подследственного. В таких случаях следователю пишут из мест лишения свободы трогательные письма примерно такого содержания: «Вы — единственный человек в этой жизни, который в меня верит...»[303]. Но это происходит довольно редко и только с педагогически талантливыми следователями.
Нередко следователю приходится прибегать и к принуждению. Однако голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред решаемой педагогической задаче. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер, что достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует или сопутствует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в следственной, прокурорской деятельности.
Применение уголовно-процессуального принуждения порождает важную нравственно-теоретическую и практическую проблему об основаниях и пределах такого принуждения, о шкале нравственных ценностей, которые как бы приносятся в жертву целям уголовного судопроизводства. Особую остроту она приобретает в тех случаях, когда меры уголовно-процессуального принуждения применяются к лицам, заведомо не имеющим отношения к совершению преступления. Например, к свидетелям и потерпевшим, которые могут быть подвергнуты принудительному приводу на допрос, принудительному освидетельствованию, отобранию образцов для сравнительного исследования и т.д., а также к лицам, вовсе не имеющим отношения к расследованию уголовного дела (третьим лицам), которые, например, могут быть подвергнуты обыску. При этом обычно считается, что главное — установление истины по уголовному делу, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона, предупреждение новых преступлений и пр. В свою очередь, цель установления истины, да еще в такой остроконфликтной области, как уголовно-процессуальное доказывание, наполнена глубоким педагогическим содержанием, потому что от этого достижения напрямую зависит, восторжествует ли в данном конкретном случае справедливость — высший нравственный критерий всех людских поступков (будет ли виновный наказан и наказан именно в меру своей вины; будут ли удовлетворены потерпевший и общество постигшим обидчика возмездием).
Именно этими соображениями нравственного характера оправдывается принуждение, применяемое к участникам уголовного процесса представителями государственной власти, а также тяготы и лишения, которые ложатся на плечи участников уголовного процесса в результате такого принуждения.
От правильного разрешения этой педагогически значимой проблемы зависит формирование гражданского правосознания самых широких слоев населения и правовой активности граждан и должностных лиц, осуществляющих досудебное разбирательство, иначе говоря, столпов, на которых зиждется правопорядок в демократическом правовом государстве.
Не случайно к этой теме неоднократно обращались виднейшие представители русской философии и права XIX — начала XX в. , (Вл. Соловьев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и их последователи). \ Наиболее ярко и полно теория применения силы, принуждения и ... пресечения отражена в труде И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою»[304]. Принуждение имеет троякую цель: во-первых, не допустить ; совершения злодеяния, остановить злую волю, отрезвить ее внешней помехой и отпором, показать ей, что запретность запрещенного поддерживается не только мотивами совести и правосознания, но и * внешнею силою, ставящей препятствие злодею и настигающей суровыми последствиями вплоть до лишения его свободы и причинения ему душевных неприятностей и страданий; побудить его, таким, образом, обратиться к самосознанию, самопобуждению, самоперевоспитанию, саморазвитию; во-вторых, оградить всех других людей от злодеяния и его пагубного воздействия; в-третьих, удержать от уйти злодейства всех людей, способных соблазниться или увлечься им[305]. Принуждение обеспечивается государственными законами, которые обращены «к автономным субъектам права... для саморуководства и самовоспитания». В основной своей идее и своем нормальном действии правовой закон есть формула зрелого правосознания, закрепленная мыслью, выдвинутая волей и идущая на помощь незрелому, но воспитывающему себя правосознанию; при этом именно волевой элемент закона представляет собой начало принуждения. Правовой закон отнюдь не насилует человека, не попирает его достоинство и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и самовменения. Однако он при этом властно понуждает психику человека и непосредственным импонированием авторитета, и формой приказа-запрета-позволения, и сознанием общественно-организованного мнения, и, наконец, перспективой вероятных и даже, наверное, предстоящих неприятных последствий: неодобрения, огласки, явок в суд, убытков, а может быть, и исключения из известного общественного круга и даже физического понуждения и пресечения[306].
Критериями для руководства при принуждении и пресечении, по мнению И.А. Ильина, являются: компетентность принимающего соответствующее решение о применении силы, его духовно-осмысленный жизненный опыт, на основе которого развиваются «чуткость и зоркость для распознания зла». Следует или не следует применять принуждение — в этом компетентен только тот, кто видел реальное зло и испытал его действие, кто непосредственно борется с ним, кто видит его природу, понимает его пути и законы и потому способен верно поставить и разрешить проблему принуждения: «испытав, отвергнув и умудрившись, он приобрел тем самым силу видения и право суда»[307]. Поэтому нужно понимать и ценить тех людей, кто принял на себя тяжкое «бремя активной борьбы со злодеями, эту, может быть, тягчайшую разновидность мирового бремени». Благодаря им всем остальным людям открывается возможность мирно трудиться, духовно творить и нравственно совершенствоваться[308]. В современных условиях данная теория не утратила своей актуальности, ее черты просматриваются в различных институтах отечественного уголовно-процессуального права.
Таким образом, в силу характера своей деятельности следователь, прокурор постоянно вступают в общение с лицами, участвующими в производстве по делу, и это общение содержит элементы воздействия. Они влияют на людей своими властными полномочиями, различными методами педагогического характера, мерами процессуального убеждения и принуждения. Без этого невозможно решение многих процессуальных задач уголовного судопроизводства. При выполнении этих задач следователь, прокурор всегда выступают как активные субъекты педагогического воздействия в процессе их взаимоотношений с другими участниками предварительного следствия, приводя их поведение и деятельность (равным образом и свои собственные) в соответствие с требованиями норм уголовно-процессуального закона, принципами морали и юридической педагогики.
Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
Особенности правового просвещения участников уголовного процесса
Как известно, участники уголовного процесса для защиты своих прав и законных интересов при производстве по уголовному делу наделяются необходимыми процессуальными правами. Но для того чтобы человек мог воспользоваться своими правами (если он не искушен в тонкостях юриспруденции), ему необходимо знать, что законодатель предоставил ему такие права, а компетентные лица должны помочь понять их смысл, разъяснить содержание и правовые последствия, которые могут наступить в случае их реализации, и наконец, оказать содействие в том, чтобы он мог воспользоваться своими правами. Эффективность осуществления прав личности зависит, кроме того, от профессиональной юридической помощи, оказываемой человеку, с одной стороны, защитником или законным представителем, а с другой — следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело.
Практическое разрешение проблемы реализации прав человека, попавшего в сферу уголовного процесса, таким образом, находится на стыке педагогики и права, поскольку осуществляется посредством убеждения, разъяснения, уведомления, предостережения от возможных ошибок. От правильности решения этой проблемы зависит формирование гражданского правосознания самых широких слоев населения, правовой активности и просвещенности граждан, должностных лиц, осуществляющих судопроизводство, иначе говоря, педагогических основ, на которых зиждется правопорядок в демократическом правовом государстве.
Обеспечение правового просвещения граждан
На первый взгляд кажется бесспорным, что реализовать свои права человек может только в том случае, если он знает о существовании этих самых прав, так же, как и совершать или не совершать какие-либо действия в правовом пространстве можно лишь при условии, что гражданин знает, разрешены они или запрещены, обязательны к выполнению или нет.
За многолетний советский период высшими органами законодательной власти и управления, министерствами и ведомствами зачастую издавались и применялись на практике нормативные акты, затрагивающие права и интересы граждан, но недоступные для ознакомления с ними в силу установленного на них грифа ограниченного пользования: «не для печати», «для служебного пользования», «секретно», «совершенно секретно». В Заключении Комитета Конституционного Надзора СССР от 29 ноября 1990 г. указывалось, что подобная порочная практика получила широкое распространение[309]. Например, гриф «не для печати» был установлен на Постановлении Совета Министров СССР от 8 сентября 1955 г. № 1655 о возмещении ущерба реабилитированным лицам, на многих актах об амнистии и почти на всех актах о помиловании, подсудности уголовных дел и т.д.
Такое положение грубо противоречило международным актам, ратифицированным бывшим СССР: Итоговому документу Венской встречи, документу Копенгагенского совещания по человеческому измерению, Парижской хартии для новой Европы, закрепивших право человека знать свои права, и создавало условия для неправомерного и неконтролируемого обществом ограничения прав и свобод граждан[310].
По мере того как на новом витке демократии в России набирало силу правозащитное движение, вопрос правового просвещения граждан привлекал к себе все больше и больше внимания, пока, наконец, не нашел законодательного разрешения. В Декларации прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., а затем в Конституции 1993 г. было сформулировано требование о вступлении закона в силу только после его официального опубликования. В Декларации данное правило касалось лишь законов, предусматривающих наказание граждан или ограничение их прав и свобод (ст. 35). В Конституции же оно было сформулировано уже иначе:
Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а ведомственного акта — в газете «Российские вести», если иное не предусмотрено законодательством. При этом в Указе Президента сказано, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Однако знать все правовые документы, регулирующие права, свободы и законные интересы граждан, а тем более уметь применять их на практике под силу в основном только профессиональному юристу. Поэтому проблема дополнительных средств правового просвещения граждан о правах и обязанностях вообще и в сфере уголовного процесса в частности приобретает особую актуальность, способствуя побуждению граждан к познавательной активности.
Еще итальянский юрист А. Ферри (1856—1929), подчеркивая специфику уголовно-процессуального права, утверждал, что уголовный кодекс пишется для преступников, а уголовно-процессуальный кодекс — для просвещения всех людей. Этот афоризм педагогичен. В уголовном законодательстве доминируют карательные функции, в законодательстве о судопроизводстве ведущая роль принадлежит гарантиям личности и правосудия[311].
Расследование преступлений, как известно, связано с вторжением в частную жизнь граждан, их личные и семейные тайны, с мерами процессуального принуждения, остро затрагивающими их моральные интересы. Только в этой области государственной деятельности осуществляются действия и принимаются решения, на основании которых затем выносится судебный вердикт о виновности или невиновности человека в преступлении, а отсюда — и о его судьбе, чести, свободе, имуществе, а в исключительных случаях — и о жизни. Учитывая данные обстоятельства, в ныне действующем УПК сконструирована специальная норма, в соответствии с которой суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1, 2, ст. 11 УПК).
Данное законоустановление содержит два самостоятельных положения: 1) о разъяснении прав и 2) об обеспечении возможности их осуществления.
Комплекс прав и обязанностей участвующих в уголовном деле лиц условно может быть разделен на две группы: 1) права и обязанности, касающиеся в целом процессуального статуса обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного процесса; 2) права и обязанности, которые имеет лицо при осуществлении или участии в конкретных следственных и иных процессуальных действиях (во время допроса, производства обыска, опознания, ареста, ознакомления с материалами дела по окончании расследования и т.д.).
На основании норм уголовно-процессуального законодательства следователь, дознаватель, прокурор или судья разъясняют права участвующим в уголовном процессе лицам, во-первых, когда они получают определенный процессуальный статус: обвиняемому — при предъявлении обвинения (ст. 172 УПК), потерпевшему или гражданскому истцу — при первом допросе или явке к следователю (дознавателю) (ст. 42, 44 УПК), гражданскому ответчику — при объявлении ему постановления о привлечении в качестве такового (ст. 54 УПК), понятому — перед началом следственного действия (ч. 4, ст. 170 УПК) и т.д., а во-вторых, до начала или в процессе осуществления конкретных процессуальных действий: при объявлении обвиняемому или подозреваемому постановления (определения) о применении к нему меры пресечения (ч. 3, ст. 101 УПК), перед осуществлением следственных действий (ст. 164 УПК): допроса, экспертизы; во время вынесения постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, при объявлении обвиняемому об окончании предварительного следствия и т.д.
Базовое положение, сформулированное в ст. 11 УПК об обязанности прокурора, следователя и лица, производящего дознание, разъяснить участвующим в деле лицам их права, конкретизируется в ряде других статей УПК, регулирующих отдельные процессуальные действия и правоотношения, в частности касающиеся содержания разъяснения. Так, при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям или при постановлении оправдательного приговора орган дознания, следователь, прокурор и суд в соответствии со ст. 11 УПК обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и принять предусмотренные законом меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Указанные органы и лица обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенньгх прав и принять необходимые меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного задержания, незаконного применения меры пресечения, незаконного продолжения исполнения назначенного наказания, если такой ущерб был причинен после вступления в силу указанного уголовного наказания.
Невыполнение требований закона о разъяснении участникам уголовного процесса их прав и обязанностей влечет отрицательные юридические последствия. В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» это положение четко сформулировано в отношении свидетельского иммунитета, предусмотренного ст. 51 Конституции.
Если подозреваемому, обвиняемому(ой), его супругу(е) и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, — говорится в п. 18 Постановления, — показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого)[312].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|