|
Социально-воспитательная работа с лицами, приговоренными к пожизненному лишению свободы
Несмотря на то что в Уголовном кодексе РФ смертная казнь как вид наказания присутствует, а Уголовно-исполнительный кодекс РФ даже содержит целый раздел VII, предусматривающий исполнение наказания в виде смертной казни, на практике данный вид наказания в настоящее время не применяется, поскольку существует мораторий на его применение, что увеличило число осужденных, отбывающих свой срок пожизненно. Кроме того, в новом Уголовном кодексе РФ пожизненное лишение свободы выделено в самостоятельный вид уголовного наказания, что было продиктовано не криминологическими, а внешнеполитическими соображениями.
Институт лишения свободы для российского общества, уголовно-исполнительной системы нов, содержит много нерешенных теоретических и практических проблем в силу недостаточности научных исследований, анализа имеющегося опыта. Тем не менее даже такое столь специфическое наказание не может не вызывать законный интерес педагогов и тем более психологов, поскольку речь идет о людях, хоть и совершивших тягчайшие преступления, но не лишенных индивидуально-личностных свойств и качеств, со своими эмоциями, переживаниями, потребностями, установками, продолжающими жить даже в обстановке строгой изоляции и в принципе без реальных перспектив выйти на свободу.
Приговоры к пожизненному заключению выносятся в основном за умышленные убийства с отягчающими обстоятельствами, терроризм. Лица, приговоренные к этому виду наказания, отбывают его в колониях особого режима (ч. 1, ст. 58 УК РФ).
Как осужденные, так и сотрудники уголовно-исполнительной системы справедливо отмечают, что пожизненное заключение подчас страшнее самой смертной казни. Человек, потерявший пусть маленькую, но надежду на освобождение, перестает быть нормальным человеком[352]. Поэтому в настоящее время вполне серьезно рассматриваются предложения о внесении изменений в УК РФ, предусматривающих условно-досрочное освобождение по истечении 20—25 лет лишения свободы и при условии безупречного поведения в течение 3—5 последних лет. Некоторые ученые считают, что таких осужденных следует переводить в колонии поселения для их социальной адаптации.
Средний возраст осужденных, отбывающих пожизненное заключение[353] равен 36 годам. Осужденных в возрасте 18—24 года — 13%.
Образовательный уровень их достаточно низок — каждый четвертый не имеет среднего образования; 24% из них женаты, примерно половина имеет детей; 80% осужденных в первые годы отбывания наказания поддерживают связь с родственниками; 68% — имеют ту или иную специальность. Практически все они были ранее судимы, 42% впервые были осуждены в несовершеннолетнем возрасте. Им свойственна высокая степень общественной опасности и социально-педагогической запущенности. Человеческая жизнь практически не составляет для них ценности, совершенно отсутствуют чувства жалости или сопереживания жертвам. Почти во всех случаях совершенные ими изнасилования, кражи, разбойные нападения завершались убийствами с особой жестокостью.
Защитная доминанта, свойственная всем преступникам, у осужденных к пожизненному заключению проявляется с особой циничностью. Для некоторых характерна установка на освобождение любой ценой, включая побег, захват заложников, новые насильственные преступления, убийства.
Среди лиц, осужденных к пожизненному заключению, психические отклонения — распространенное явление, что объясняется, с одной стороны, прежним образом жизни, с другой — бессмысленностью и бесперспективностью настоящего состояния. Характерными являются раздражительность, склонность к аффективным реакциям, мнительность, выраженная склонность к вербальной агрессии. В то же время проявляются робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка в сочетании с переоценкой значимости личных страданий, стремление избежать ответственности, осознания реальности. Уровень интеллекта и волевого самоконтроля ниже среднего. На фоне хронического стресса и снижения иммунитета медики отмечают высокую заболеваемость данной категории осужденных нервно-психическими, общесоматическими и инфекционными болезнями, причем с нетипичными злокачественными течениями. Известны случаи, когда осужденные кончали жизнь самоубийством, предпочитая смерть пожизненному заключению.
Состояния этих осужденных в адаптационный, основной и заключительный периоды отбывания наказания различны. Первый, который длится 3—4 месяца, можно назвать «оглушенностью». Второй — это своего рода «пробуждение», когда начинает проявляться интерес к жизни, а у значительной части — интерес к религии, что закономерно. Сталкиваясь вплотную с вопросами жизни и смерти, причем собственной, человек поневоле задумывается над их смыслом. Третий — период «приспособления». Эти этапы следует учитывать при прогнозировании поведения осужденных и при разработке мер психолого-педагогического воздействия на них во все периоды отбывания наказания.
Организация социально-воспитательного воздействия на лиц, осужденных к пожизненному заключению, зависит от условий отбывания наказаний — в колониях особого режима, которые по существу представляют собой тюрьмы с повышенными мерами изоляции и охраны, т.е. покамерным содержанием со всеми вытекающими отсюда последствиями для физического и психического здоровья. Подобные условия во многом затрудняют применение основных средств исправления. Так, трудовые процессы организуются в специальных камерах, к тому же виды труда весьма примитивны: это в основном швейное производство (для мужчин!), причем весьма простой продукции (например, пошив рукавиц). Ясно, что такой вид труда не может быть стимулирующим для лиц, имеющих по несколько (в основном рабочих) специальностей. Однако исключать совершенно хотя бы и такой вид деятельности нецелесообразно, поскольку он вносит в их жизнь определенное разнообразие, дает возможность заработать хотя бы минимальные средства для удовлетворения своих потребностей и помощи семье. Даже такой вид труда для этой категории лиц не только не выступает как принудительный, а, напротив, воспринимается большинством в качестве меры поощрения и поэтому вполне может рассматриваться как средство исправления.
Режим для данной категории осужденных предполагает строгие покамерные условия содержания, поэтому применение широкого спектра форм и методов воспитательной работы естественно затруднено. Однако это не означает, что у данной категории лиц невозможно формирование уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения, на что прямо указывается в ст. 9 УК РФ. Изменение личности даже в таких условиях происходит объективно, важно направлять этот процесс не в сторону ее дальнейшей деградации, которая может привести к суицидам, психическим отклонениям, потере человеческого естества, а к стремлению сохранить, а возможно, и развить сохранившиеся положительные свойства и качества личности, пробудить интерес к деятельности, к познанию мира и жизни. Осужденным могут быть созданы условия для самообразования в системе так называемого дополнительного образования через реализацию специальных дополнительных образовательных программ, способствующих формированию понятийного мышления и базовых интеллектуальных действий, опирающихся на образное мышление. При этом важную роль могут играть произведения искусства, занятия художественными промыслами и даже литературной деятельностью, естественно, с учетом индивидуальных особенностей личности, в том числе уровня образования, заинтересованности, активности и жизненного опыта[354]. Известны случаи (США, Франция), когда осужденные к пожизненному заключению заочно сдавали экзамены в институт, читали специальную литературу и даже писали книги. Надо полагать, что с развитием экстерната, систем заочного обучения в нашей стране в целом эти виды интеллектуальной деятельности могут найти применения и в учреждениях, где отбывают наказание лица, приговоренные к пожизненному заключению.
Важную роль в воспитательной работе с лицами, отбывающими пожизненное заключение, играют представители религиозных конфессий. Осознание своего прежнего образа жизни как греха, побуждение к раскаянию (слово «пенитенциарный», кстати, и переводится как «раскаявшийся») помогает человеку преодолевать зло как состояние души, иначе воспринимать окружающий мир и себя в этом мире. Следует отметить, что при распределении осужденных по камерам при прочих условиях учитывается и их отношение к религии. Они вправе в камерах иметь религиозную литературу, предметы культа, а также рассчитывать на индивидуальные и групповые беседы с представителями культа. Важно, однако, чтобы под видом традиционных религий, к осужденным не проникали представители деструктивных, тоталитарных сект, а тем более — сатанисты.
В индивидуальном воздействии на осужденных, отбывающих пожизненное заключение, важная роль отводится также психологической службе, как при первичном изучении личности, так и при планировании и организации дальнейшей воспитательной работы.
Несмотря на то что психолого-педагогические аспекты нового для уголовно-исполнительной системы России вида наказания только становятся предметом научного изучения, уже накоплен определенный опыт, разработаны методические рекомендации, ведется дальнейшая работа по совершенствованию правового положения лиц, отбывающих пожизненное заключение.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Назовите основные этапы становления и развития пенитенциарной педагогики и дайте характеристику каждого из них.
2. Почему данная отрасль педагогики получила название «пенитенциарная»? Назовите ее основные категории.
3. Какие факторы определяют специфику педагогического процесса в органах, исполняющих наказания?
4. Назовите формы влияния уголовно-исполнительного права на формирование педагогической теории и практики.
5. Определите специфику объекта и предмета пенитенциарной педагогики.
6. Дайте характеристику объекта воспитательной системы исправительных учреждений.
7. Дайте характеристику субъекта воспитательной системы исправительных учреждений.
8. В чем заключается специфика принципов перевоспитания осужденных?
9. Назовите основные педагогические требования к методам поощрения и наказания, применяемым в ИУ.
10. Что такое аттестация осужденных? Охарактеризуйте ее этапы и методику реализации.
11. Каково соотношение основных средств исправления осужденных?
12. Назовите основные пути гуманизации воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе.
Библиографический список
Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. — М., 2000.
Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М., 1998.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика. — Рязань, 1993.
Концепция воспитательного процесса на современном этапе перестройки деятельности органов, исполняющих наказания. — М., 1990.
Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М., 1985.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. — М., 2001.
Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ (в помощь начальнику отряда). — М., 2000.
Стурова М.П. Организация воспитательного процесса в исправительно-трудовых колониях. — М., 1988.
Стурова М.П., Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. — М., 1993.
Глава 1О
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|