Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-воспитательная работа с лицами, приговоренными к пожизненному лишению свободы





Несмотря на то что в Уголовном кодексе РФ смертная казнь как вид наказания присутствует, а Уголовно-исполнительный кодекс РФ даже содержит целый раздел VII, предусматривающий исполнение наказания в виде смертной казни, на практике данный вид наказания в настоя­щее время не применяется, поскольку сущест­вует мораторий на его применение, что увеличило число осужден­ных, отбывающих свой срок пожизненно. Кроме того, в новом Уго­ловном кодексе РФ пожизненное лишение свободы выделено в са­мостоятельный вид уголовного наказания, что было продиктовано не криминологическими, а внешнеполитическими соображениями.

Институт лишения свободы для российского общества, уголов­но-исполнительной системы нов, содержит много нерешенных тео­ретических и практических проблем в силу недостаточности науч­ных исследований, анализа имеющегося опыта. Тем не менее даже такое столь специфическое наказание не может не вызывать закон­ный интерес педагогов и тем более психологов, поскольку речь идет о людях, хоть и совершивших тягчайшие преступления, но не ли­шенных индивидуально-личностных свойств и качеств, со своими эмоциями, переживаниями, потребностями, установками, продол­жающими жить даже в обстановке строгой изоляции и в принципе без реальных перспектив выйти на свободу.



Приговоры к пожизненному заключению выносятся в основном за умышленные убийства с отягчающими обстоятельствами, терро­ризм. Лица, приговоренные к этому виду наказания, отбывают его в колониях особого режима (ч. 1, ст. 58 УК РФ).

Как осужденные, так и сотрудники уголовно-исполнительной сис­темы справедливо отмечают, что пожизненное заключение подчас страшнее самой смертной казни. Человек, потерявший пусть ма­ленькую, но надежду на освобождение, перестает быть нормальным человеком[352]. Поэтому в настоящее время вполне серьезно рассматри­ваются предложения о внесении изменений в УК РФ, предусматри­вающих условно-досрочное освобождение по истечении 20—25 лет лишения свободы и при условии безупречного поведения в течение 3—5 последних лет. Некоторые ученые считают, что таких осуж­денных следует переводить в колонии поселения для их социальной адаптации.



Средний возраст осужденных, отбывающих пожизненное заклю­чение[353] равен 36 годам. Осужденных в возрасте 18—24 года — 13%.

Образовательный уровень их достаточно низок — каждый четвер­тый не имеет среднего образования; 24% из них женаты, примерно половина имеет детей; 80% осужденных в первые годы отбывания наказания поддерживают связь с родственниками; 68% — имеют ту или иную специальность. Практически все они были ранее судимы, 42% впервые были осуждены в несовершеннолетнем возрасте. Им свойственна высокая степень общественной опасности и социаль­но-педагогической запущенности. Человеческая жизнь практически не составляет для них ценности, совершенно отсутствуют чувства жалости или сопереживания жертвам. Почти во всех случаях совер­шенные ими изнасилования, кражи, разбойные нападения заверша­лись убийствами с особой жестокостью.

Защитная доминанта, свойственная всем преступникам, у осуж­денных к пожизненному заключению проявляется с особой цинич­ностью. Для некоторых характерна установка на освобождение лю­бой ценой, включая побег, захват заложников, новые насильствен­ные преступления, убийства.

Среди лиц, осужденных к пожизненному заключению, психиче­ские отклонения — распространенное явление, что объясняется, с одной стороны, прежним образом жизни, с другой — бессмыслен­ностью и бесперспективностью настоящего состояния. Характер­ными являются раздражительность, склонность к аффективным ре­акциям, мнительность, выраженная склонность к вербальной агрес­сии. В то же время проявляются робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка в сочетании с переоценкой значимости личных страданий, стремление избежать ответственности, осозна­ния реальности. Уровень интеллекта и волевого самоконтроля ниже среднего. На фоне хронического стресса и снижения иммунитета медики отмечают высокую заболеваемость данной категории осуж­денных нервно-психическими, общесоматическими и инфекцион­ными болезнями, причем с нетипичными злокачественными тече­ниями. Известны случаи, когда осужденные кончали жизнь само­убийством, предпочитая смерть пожизненному заключению.



Состояния этих осужденных в адаптационный, основной и за­ключительный периоды отбывания наказания различны. Первый, который длится 3—4 месяца, можно назвать «оглушенностью». Вто­рой — это своего рода «пробуждение», когда начинает проявляться интерес к жизни, а у значительной части — интерес к религии, что закономерно. Сталкиваясь вплотную с вопросами жизни и смерти, причем собственной, человек поневоле задумывается над их смыс­лом. Третий — период «приспособления». Эти этапы следует учи­тывать при прогнозировании поведения осужденных и при разра­ботке мер психолого-педагогического воздействия на них во все пе­риоды отбывания наказания.

Организация социально-воспитательного воздействия на лиц, осу­жденных к пожизненному заключению, зависит от условий отбывания наказаний — в колониях особого режима, которые по существу представляют собой тюрьмы с повышенными мерами изоляции и охраны, т.е. покамерным содержанием со всеми вытекающими от­сюда последствиями для физического и психического здоровья. По­добные условия во многом затрудняют применение основных средств исправления. Так, трудовые процессы организуются в специальных камерах, к тому же виды труда весьма примитивны: это в основном швейное производство (для мужчин!), причем весьма простой про­дукции (например, пошив рукавиц). Ясно, что такой вид труда не может быть стимулирующим для лиц, имеющих по несколько (в ос­новном рабочих) специальностей. Однако исключать совершенно хотя бы и такой вид деятельности нецелесообразно, поскольку он вносит в их жизнь определенное разнообразие, дает возможность заработать хотя бы минимальные средства для удовлетворения сво­их потребностей и помощи семье. Даже такой вид труда для этой категории лиц не только не выступает как принудительный, а, на­против, воспринимается большинством в качестве меры поощрения и поэтому вполне может рассматриваться как средство исправления.

Режим для данной категории осужденных предполагает строгие покамерные условия содержания, поэтому применение широкого спектра форм и методов воспитательной работы естественно затруд­нено. Однако это не означает, что у данной категории лиц невоз­можно формирование уважительного отношения к человеку, обще­ству, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения, на что прямо указы­вается в ст. 9 УК РФ. Изменение личности даже в таких условиях происходит объективно, важно направлять этот процесс не в сторону ее дальнейшей деградации, которая может привести к суицидам, психическим отклонениям, потере человеческого естества, а к стрем­лению сохранить, а возможно, и развить сохранившиеся положи­тельные свойства и качества личности, пробудить интерес к деятель­ности, к познанию мира и жизни. Осужденным могут быть созданы условия для самообразования в системе так называемого дополни­тельного образования через реализацию специальных дополнительных образовательных программ, способствующих формированию поня­тийного мышления и базовых интеллектуальных действий, опираю­щихся на образное мышление. При этом важную роль могут играть произведения искусства, занятия художественными промыслами и даже литературной деятельностью, естественно, с учетом индивиду­альных особенностей личности, в том числе уровня образования, заинтересованности, активности и жизненного опыта[354]. Известны случаи (США, Франция), когда осужденные к пожизненному за­ключению заочно сдавали экзамены в институт, читали специальную литературу и даже писали книги. Надо полагать, что с развитием экстерната, систем заочного обучения в нашей стране в целом эти виды интеллектуальной деятельности могут найти применения и в учреждениях, где отбывают наказание лица, приговоренные к по­жизненному заключению.

Важную роль в воспитательной работе с лицами, отбывающими пожизненное заключение, играют представители религиозных кон­фессий. Осознание своего прежнего образа жизни как греха, побу­ждение к раскаянию (слово «пенитенциарный», кстати, и перево­дится как «раскаявшийся») помогает человеку преодолевать зло как состояние души, иначе воспринимать окружающий мир и себя в этом мире. Следует отметить, что при распределении осужденных по камерам при прочих условиях учитывается и их отношение к ре­лигии. Они вправе в камерах иметь религиозную литературу, пред­меты культа, а также рассчитывать на индивидуальные и групповые беседы с представителями культа. Важно, однако, чтобы под видом традиционных религий, к осужденным не проникали представители деструктивных, тоталитарных сект, а тем более — сатанисты.

В индивидуальном воздействии на осужденных, отбывающих по­жизненное заключение, важная роль отводится также психологиче­ской службе, как при первичном изучении личности, так и при пла­нировании и организации дальнейшей воспитательной работы.

Несмотря на то что психолого-педагогические аспекты нового для уголовно-исполнительной системы России вида наказания только становятся предметом научного изучения, уже накоплен определен­ный опыт, разработаны методические рекомендации, ведется даль­нейшая работа по совершенствованию правового положения лиц, отбывающих пожизненное заключение.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Назовите основные этапы становления и развития пенитенциарной педагогики и дайте характеристику каждого из них.

2. Почему данная отрасль педагогики получила название «пенитенциар­ная»? Назовите ее основные категории.

3. Какие факторы определяют специфику педагогического процесса в ор­ганах, исполняющих наказания?

4. Назовите формы влияния уголовно-исполнительного права на форми­рование педагогической теории и практики.

5. Определите специфику объекта и предмета пенитенциарной педагогики.

6. Дайте характеристику объекта воспитательной системы исправитель­ных учреждений.

7. Дайте характеристику субъекта воспитательной системы исправитель­ных учреждений.

8. В чем заключается специфика принципов перевоспитания осужденных?

9. Назовите основные педагогические требования к методам поощрения и наказания, применяемым в ИУ.

10. Что такое аттестация осужденных? Охарактеризуйте ее этапы и методику реализации.

11. Каково соотношение основных средств исправления осужденных?

12. Назовите основные пути гуманизации воспитательного процесса в уго­ловно-исполнительной системе.

Библиографический список

Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отноше­нии несовершеннолетних. — М., 2000.

Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современ­ность. - М., 1998.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика. — Рязань, 1993.

Концепция воспитательного процесса на современном этапе перестрой­ки деятельности органов, исполняющих наказания. — М., 1990.

Организация исправления и перевоспитания осужденных. — М., 1985.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. — М., 2001.

Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ (в по­мощь начальнику отряда). — М., 2000.

Стурова М.П. Организация воспитательного процесса в исправитель­но-трудовых колониях. — М., 1988.

Стурова М.П., Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. — М., 1993.

 

Глава 1О

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.