Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторское право и смежные права 6 глава





Последствия действия данной оговорки весьма ограничены (см. выше, п. 12.5.1, 2, комментарий, касающийся п. 3 ст. 5 Римской конвенции, ко­торый позволяет некоторым государствам-участникам исключать крите­рий гражданства).

3. Что касается собственно действий, в отношении которых осуще­ствляется охрана, то в ст. 2 они перечислены следующим образом: про­изводство копий фонограмм без согласия производителя; ввоз таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществля­ются с целью их распространения среди публики; а также распростра­нение этих копий среди публики.

Слово «копия» определяется в подпункте с ст. 1. Оно обознача­ет «носитель, который содержит звуки, записанные непосредственно или косвенно с фонограммы, и который включает все или значительную часть звуков, записанных на этой фонограмме». Слово «носитель» используется для охвата всех видов воспроизведения (на пластинках, магнитных лентах, кассетах и т. д.). Термином «косвенное воспроизве­дение» охватываются копии, которые последовательно делаются с раз­решенной или неразрешенной копии или при передаче фонограммы средствами вещания. Прилагательное «значительный», как это отмеча­ется основным докладчиком, имеет не только количественное, но также и качественное значение; в связи с этим даже небольшая часть фоно­граммы может быть сочтена значительной (Actes 1975: 40).




Международные аспектыавторского права и смежныхправ 737

«Распространение среди публики» определяется в подпункте d ст. 1 как «любой акт, посредством которого копии непосредственно или кос­венно предлагаются публике вообще или любой ее части». В докладе Конференции подчеркивается, что в этом определении конкретно не упоминаются «коммерческие цели», с тем чтобы напрасно не ограничи­вать сферу применения Конвенции, поскольку было сочтено, что ком­мерческая цель скрыта в самом определении «распространение среди публики».

Конференция предусмотрела различные примеры значения слова «акт», посредством которого копии фонограммы непосредственно или косвенно предлагаются публике. Она сочла, что таким актом должно считаться, в частности, предоставление копий оптовику с целью их про­дажи непосредственно или косвенно публике (Actes 1975: 43).



Согласно п. 3 ст. 7 обязательство, взятое в соответствии с Конвен­цией, касается фонограмм, записанных с момента вступления в силу данной Конвенции в каждом государстве-участнике.

Юридические меры охраны

1. Меры, посредством которых применяется Конвенция, В статье 3 пе­речисляются четыре юридические системы охраны: охрана посредством предоставления АП; охрана посредством предоставления другого осо­бого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нече­стной конкуренции, и охрана посредством уголовных санкций. Государ­ства-участники могут выбирать одну или несколько юридических мер для осуществления конвенции, которые в наибольшей степени отвеча­ют их юридической традиции.

I) Предоставление производителю фонограмм права копирования
(а точнее, copyright) характерно для стран англосаксонской юридиче­
ской традиции (Соединенных Штатов Америки, Великобритании, стран
Содружества, Ирландии, Израиля и других). Напротив, эта система не
существует в законодательстве стран, принадлежащих к европейской
континентальной юридической традиции в области АП.

II) Предоставление другого особого права означает охрану произво­
дителя посредством признания смежного права (например, в Австрии,
Германии, Италии, Норвегии, Португалии, Швеции, Японии и других),
сходного с тем, что предусматривается ст. 10 Римской конвенции, но
охватывающего два других вида действий, на которые распространяет­
ся охрана в соответствии со ст. 2 Конвенции о фонограммах.



III) Охрана посредством законодательства, относящегося к нечест­
ной (недобросовестной) конкуренции, осуществляется в отсутствие осо-


738 Авторское право и смежные права

бого права, будь то АП (copyright) или смежное право (например, в Ни­дерландах). К. Масуйе напоминает о том, что на международном уров­не понятие недобросовестной конкуренции определяется как «акт кон­куренции, совершаемый вопреки добрым обычаям в области промыш­ленности и торговли» (см. ст. 10 bis 2 Парижской конвенции об охра­не промышленной собственности) (Masouye 1982: 141). А. Дебуа, А. Франзон и А. Керевер отмечают, что обращение в суд с иском о недо­бросовестной конкуренции не защищает производителей фонограмм с той же эффективностью, как предоставление частного права. Жертва по­добной конкуренции должна доказывать, что она понесла ущерб, вы­званный коммерческим использованием копий, сделанных без ее согла­сия (Desbois, Franc,on, Kerever 1976: 364).

IV) Система охраны производителей фонограмм от действий, пре­дусмотренных в ст. 2, посредством применения уголовных санкций при­носит весьма удовлетворительные результаты. Она была введена в зако­нодательствах многих стран либо в качестве единственного способа за­щиты (например, в Аргентине), либо в более общем плане, в сочетании с предоставлением особого права copyright или смежного права (Брази­лия, Доминиканская Республика, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Пор­тугалия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Чили, Япония и другие).

2. Минимальный срок охраны. В статье 4 устанавливается, что право определения срока действия предоставляемой охраны сохраняется за национальным законодательством, однако в ней предусматривается минимальный срок в двадцать лет, начиная либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

По сравнению с режимом, установленным ст. 14 Римской конвен­ции, режим Конвенции о фонограммах является более либеральным. Фактически он позволяет государствам-участникам делать выбор меж­ду годом первой публикации и годом записи, тогда как в Римской кон­венции предусматривается лишь эта последняя дата отсчета (выбор года публикации может гарантировать более продолжительный срок охраны; кроме того, обычно легче подтвердить год публикации, нежели год запи­си, тем более что в ст. 5 Конвенции о фонограммах предусматривается, что обычно конвенционный символ охраны сопровождается указанием на год первого издания).

Как следует из доклада о работе Конференции, она констатировала, что невозможно определить минимальный срок охраны в том случае, если она обеспечивается посредством национального законодательства, относящегося к недобросовестной конкуренции. Вместе с тем Конфе­ренция исходит из презумпции, что в данной ситуации охрана в принци-


_____________ Международные аспекты авторскогоправа и смежныхправ______ 739

пе не должна прекращаться до истечения двадцати лет со времени пер­вой записи или первой публикации, как это предусмотрено в ст. 4 Кон­венции в целях обеспечения равновесия между различными системами (Actes 1975:41).

Статья 4 отличается также от положений Римской конвенции (и меж­дународных конвенций об АП) тем, что в отношении срока охраны прин­цип материальной взаимности в ней не предусматривается.

3. Формальности. В статье 5 устанавливается, что в тех случаях,
когда одно из государств-участников, в соответствии со своим законода­
тельством, требует выполнения формальностей в качестве условий, при
которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм,
эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные ко­
пии фонограмм или их упаковка имеют специальную надпись в виде
символа (Р) с указанием первого года издания (эта надпись аналогична
той, которая предусматривается в ст. 11 Римской конвенции). Если по ко­
пиям или их упаковке невозможно определить производителя, его пра­
вопреемников или обладателя исключительной лицензии (на основании
указания имени, марки или какого-либо иного надлежащего обозначе­
ния), в надписи должно содержаться указание имени производителя, его
правопреемников или обладателя исключительной лицензии.

В рассмотренном на конференции проекте содержалась также ссыл­ка на год записи, однако во избежание возможных осложнений остави­ли лишь указание года первой публикации (Actes 1975: par. 52, 54).

Конференция пришла к выводу, что в случае отсутствия обладате­ля исключительной лицензии было бы достаточно написать имя произ­водителя, имея в виду необходимость указывать либо имя обладателя ли­цензии, либо имя правопреемника производителя, или же, наконец, имя этого последнего. Возможность указать имя не производителя, а кого-либо иного никоим образом не затрагивает критерия охраны, которым по-прежнему служит гражданство производителя (Actes 1975: par. 55).

4. Ограничения охраны. В статье 6 указываются ограничения, кото­
рые государства-участники могут предусмотреть в своем национальном
законодательстве в отношении охраны интересов производителей фоно­
грамм. Допускаются ограничения того же характера, что и ограничения
в отношении охраны прав авторов литературных и художественных про­
изведений. Однако, согласно положениям этой статьи, обязательные
лицензии
могут быть предусмотрены только в том случае, если удовле­
творены все три изложенные ниже условия:

• воспроизведение предназначается для использования исключи­
тельно в целях обучения или научных исследований;

• экспорт копий, произведенных на основе таких лицензий, запре­
щается;


740 Авторское право и смежные права

• в пользу первоначального производителя предусматривается спра­ведливое вознаграждение, которое устанавливается компетентными органами, предоставившими лицензию, с учетом, наряду с прочим, числа произведенных копий.

В начале ст. 6 говорится, что «каждое государство-участник, кото­рое обеспечивает охрану путем предоставления АП или другого особого права или путем применения уголовных санкций», может предусмотреть вышеупомянутые ограничения. Иными словами, ограничения допуска­ются лишь в том случае, если охрана обеспечивается путем предостав­ления исключительных прав. Как объясняют А. Дебуа, А. Франзон и А. Керевер, отсутствие какого-либо упоминания о том случае, когда охрана обеспечивается посредством законодательства, касающегося не­добросовестной конкуренции, обусловливается тем фактом, что в силу юридической природы иска о недобросовестной конкуренции, какие-либо изъятия, аналогичные тем, что ограничивают исключительное пра­во, немыслимы; фактически иск о недобросовестной конкуренции на­правлен лишь на то, чтобы обеспечить «охраняемому» возмещение ма­териального ущерба и убытков, причиненных недобросовестным конку­рентом. Оценка ущерба, недобросовестных действий и других призна­ков недобросовестной конкуренции осуществляется в каждом конкрет­ном случае, и не представляется возможным в этих условиях заранее ко­дифицировать те случаи, когда копия, произведенная без разрешения, не дает право на какую-либо компенсацию (Desbois, Francon, Kerever 1976: 367—368).

Действие Конвенции

1. Отношения между Конвенцией о фонограммах и конвенциями об авторском праве и смежных правах. Действие Конвенции по отноше­нию к другим положениям об охране. Как в преамбуле, так и в п. 1 и 2 ст. 7 Конвенции, уделяется внимание охране АП, которому посвящены Бернская и Всемирная конвенции, а также тех прав, которые предусмо­трены в Римской конвенции.

В преамбуле Договаривающиеся государства заявляют, с одной сто­роны, о своем убеждении в том, что охрана интересов производителей фонограмм от незаконного производства фонограмм будет отвечать так­же интересам артистов-исполнителей и авторов, исполнение и произве­дения которых записаны на указанных фонограммах (п. 2), и с другой — о своем стремлении не наносить никакого ущерба действующим между­народным конвенциям, в частности не препятствовать каким бы то ни было образом более широкому принятию Римской конвенции (п. 4).

В пункте 1 статьи 7 вновь проявляется эта забота и устанавливает­ся следующее: «Настоящая конвенция не может быть истолкована как ограничивающая или наносящая ущерб охране интересов авторов, арти-


Международные аспекты авторского права и смежных прав 741

стов-исполнителей, производителей фонограмм или вещательных орга­низаций, которая предоставляется национальным законодательством или международными конвенциями».

Речь идет о таких международных конвенциях, как Бернская Кон­венция, Всемирная конвенция об АП, Римская конвенция о смежных правах и Парижская конвенция об охране интеллектуальной собственно­сти (в частности, ее ст. lObis 2, которая применима к любой системе охраны, строящейся на понятии недобросовестной конкуренции) (Masouye 1982: 150).

Первый пункт ст. 7 основывается на ст. 1 и 21 Римской конвенции, до такой степени, что здесь уместны замечания, относящиеся к этим положениям (см. выше, п. 12.5.1, 1 и 3).

Вместе с тем, как уже настоятельно подчеркивалось106, Конвенция о фонограммах в известном смысле менее благоприятна для авторов, не­жели Римская конвенция. Фактически она допускает возможность защи­ты интересов производителей фонограмм даже в тех странах, которые не признают АП, ибо, согласно ст. 9, для присоединения к Конвенции или ее ратификации достаточно быть государством — членом ООН, одного из специализированных учреждений, связанных с ООН, или Междуна­родного агентства по атомной энергии или страной, признавшей Устав Международного суда. В данном случае никоим образом не требуется быть членом Конвенции об АП, как гласят ст. 23 и 24 Римской конвен­ции. А. Франзон указывает, что в данном случае нанесен серьезный удар концепции преобладания АП над правами лиц, играющих вспомогатель­ную роль в литературном и художественном творчестве.

К. Масуйе полагает, что в случае возможного «взаимоналожения» текстов двух конвенций (Римской Конвенции и Конвенции о фонограм­мах) страны — участницы двух конвенций должны применять ту из них, которая обеспечивает более широкую охрану (Masouye 1982: 151).

В пункте 2 статьи 7 устанавливается, что национальное законода­тельство каждого государства-участника определяет в случае необходи­мости сферу действия охраны прав артистов-исполнителей, выступле­ния которых записаны на фонограмму, а также условия, при которых они могут пользоваться такой охраной.

Это положение может показаться излишним, ибо оно лишь указы­вает государствам-участникам, что они обладают прерогативой, которая с полной очевидностью им принадлежит. Однако в силу того, что Кон­венция касается только охраны прав производителей фонограмм, Конфе­ренция пожелала напомнить этим государствам, что коммерциализация несанкционированных копий фонограмм является также нарушением прав артистов (Desbois, Francon, Kerever 1976: 370).


106


Francon 1974: 463—465, также авторы, которые указаны в примеч. 18.



742 Авторское право и смежные права

Из этих же соображений следует подчеркнуть, что при рассмотре­ния п. 2 ст. 7 Конференция не поддержала предложение Нидерландов о возложении на государства-участники обязанности охранять права арти­стов-исполнителей для того, чтобы в случае, если производитель фоно­грамм воздерживается от привлечения к ответственности нарушителя положения Конвенции, артисты, выступления которых записаны на фо­нограмму, не оказались лишенными всех прав обращения в суд. Конфе­ренция посчитала, что обязанность производителя фонограмм привле­кать такого нарушителя к ответственности, в случае участия артиста в доходах, должна обычно следовать из условий договора (контракта) между производителем и артистом, однако она, тем не менее, согласи­лась признать, что в случае, если производитель не использует права, ко­торыми он обладает по Конвенции, желательно заключать контракты таким образом, чтобы артисты имели возможность непосредственно привлекать к ответственности нарушителя (Actes 1975: 43).

2. Отсутствие у Конвенции обратной силы. В пункте 3 статьи 7 устанавливается правило, аналогичное тому, которое фигурирует в п. 2 ст. 20 Конвенции, ибо в нем предусматривается, что ни одно государ­ство-участник не обязано выполнять положения Конвенции о фонограм­мах в отношении фонограмм, записанных до ее вступления в силу на территории данного государства.

Данное положение, как и предыдущее, носит факультативный харак­тер, позволяя государствам запрещать, если это не возбраняется их кон­ституцией, предъявлять иск за производство новых копий фонограмм, незаконно записанных до вступления в силу настоящей Конвенции.

Административные и заключительные положения

Эти положения фигурируют в ст. 8—13. Поскольку они аналогичны положениям, которые содержатся в уже проанализированных конвенци­ях, мы ограничимся их цитированием:

• административное обеспечение Конвенции возлагается на ВОИС,
ей поручены также некоторые функции, которыми обычно наделяет­
ся депозитарий международного договора; ВОИС осуществляет эти
функции в сотрудничестве с ЮНЕСКО и МОТ в отношении вопро­
сов, касающихся их соответствующей компетенции (ст. 8). Конвен­
ция о фонограммах не предусматривает учреждения межправитель­
ственного комитета;

* регламентируются вопросы подписания Конвенции и ее депони­
рования у Генерального секретаря ООН, а также методы принятия
Конвенции (ратификация, принятие и присоединение); указывает­
ся на необходимость того, чтобы национальное законодательство
соответствовало Конвенции (ст. 9);


_____________ Международные аспекты авторского права и смежных прав 743

• устанавливается, что никакие оговорки в отношении Конвенции
не допускаются (это положение идентично содержанию ст. 16 Кон­
венции об учреждении ВОИС—Стокгольм, 1967 г), за исключени­
ем, разумеется, оговорки, допустимой согласно положениям п. 4
ст. 7 (ст. 10);

• устанавливаются условия первоначального вступления Конвенции
в силу (спустя три месяца после депонирования пятого акта о рати­
фикации или присоединении), а также о ее последующем вступле­
нии в силу для каждого Договаривающегося государства. Далее фи­
гурирует «колониальная оговорка» и заявление о том, что она не
может быть истолкована как означающая молчаливое признание или
принятие каким-либо государством-участником фактического поло­
жения на какой-либо территории (эта формулировка впервые появи­
лась в Договоре о сотрудничестве в отношении патентов (ПКТ),
принятом в Вашингтоне в 1970 г.) (Masouye 1982: 160) (ст. 11);

• устанавливаются формальности, которые необходимо выполнить
для денонсации Конвенции; денонсация вступает в силу спустя две­
надцать месяцев после даты получения надлежащего уведомления
(ст. 12);

• перечисляются языки, на которых составлена Конвенция (англий­
ский, испанский, русский и французский); предусмотрены тексты
на других языках (арабском, голландском, итальянском, немецком и
португальском) и регламентируется механизм уведомлений (ст. 13).
Ратификации и присоединения. Конвенция о фонограммах вступила

в силу 18 апреля 1973 г. после присоединения Фиджи и ратификаций Финляндией, Францией, Великобританией и Швецией.

Впоследствии число присоединений быстро возрастало. К концу 1976 г., то есть пять лет спустя после принятия Конвенции, в ней насчи­тывалось 20 государств-участников, в том числе несколько основных производителей и потребителей фонограмм. Как следует из приведенно­го ниже перечня, по состоянию на 1 ноября 1996 г., число государств — участников Конвенции возросло до 54.

Конвенция об охране интересов производителей фоногра.\ш от незаконного

воспроизводства их фонограмм* (Конвенция о фонограммах,

Женева, 29 октября 1971 г.)


Государство'


Дата, когда государство стало участником Конвенции


Германия 18 мая 1974 г.

Аргентина 30 июня 1973 г.

Австралия 22 июня 1974 г.

Австрия 21 августа 1982 г.

Барбадос 29 июля 1983 г.

28 ноября 1975г.

6 сентября 1995 г.



Авторское право и смежные права



Государство'


Дата, когда государство стало участником Конвенции



Буркина-Фасо

Чили

Китай

Кипр

Колумбия

Коста-Рика

Дания

Египет

Сальвадор

Эквадор

Испания

Соединенные Штаты Америки

Российская Федерация

Фиджи

Финляндия1

Франция

Греция

Гватемала

Гондурас

Венгрия

Индия

Израиль

Италия'

Ямайка

Япония

Кения

Люксембург

Мексика

Монако

Норвегия

Новая Зеландия

Панама

Парагвай

Нидерланды2

Перу

Республика Корея

Чешская Республика

Великобритания

Святейший Престол

Словакия

Словения

Швеция

Швейцария

Тринидад и Тобаго

Уругвай

Венесуэла

Заир

(Всего пятьдесят четыре государства)


30 января 1988г. 24 марта 1977 г. 30 апреля 1993г. 30 сентября 1993 г.

16 мая 1994г.

17 июня 1982г.
24 марта 1977г.

23 апреля 1978 г.

9 февраля 1979 г.
14 сентября 1974г.

24 августа 1974 г.

10 марта 1974 г.

13 марта 1995 г.

18 апреля 1973 г.
18 апреля 1973 г.
18 апреля 1973 г.

9 февраля 1994 г.
1 февраля 1977 г.
6 марта 1990 г.

28 мая 1975г.

12 февраля 1975 г.

1 мая 1978г.
24 марта 1977г.

11 января 1994 г.

14 октября 1978 г.
21 апреля 1976 г.
8 марта 1976 i.

21 декабря 1973 г.

2 декабря 1974 г.
1 августа 1978 г.

13 августа 1976 г.

29 июня 1974г.
13 февраля 1979 г.

12 октября 1993 г.
24 октября 1985 г.

10 октября 1987г.
1 января 1993 г.
18 апреля 1973 г.
18 июля 1977г.

1 января 1993 г.

15 октября 1996 г.
18 апреля 1973 г.

30 сентября 1993 г.
1 октября 1988г.
18 января 1983г.
18 ноября 1982г.
29 ноября 1976г.



Международные аспекты авторского права и смежных прав 745

* По состоянию на 1 января 1996 г.; см.: La propriete 1996:1.

** Государства перечисляются в порядке французского алфавита.

1 В соответствии со ст. 7.4 Конвенции это государство заявило, что будет применять кри­
терии, согласно которым оно предоставляет производителям фонограмм охрану их интересов
только на основе места первой записи вместо критерия гражданства производителя.

2 Относится к Королевству Нидерландов в Европе.

12.5.3. Конвенция о нераспространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция о спутниках, Брюссель, 21 мая 1974 г.)

ИСТОРИЯ КОНВЕНЦИИ

С 1965 г. развитие и расширяющееся использование орбитальных или геостационарных спутников в международной электросвязи107 поставили перед вещательными организациями вопрос о необходимости предостав­ления соответствующей охраны «от пиратского использования сигналов» при передаче их телевизионных программ с помощью космиче­ских спутников. Утверждалось, что в совокупности эти программы не охраняются АП, поскольку среди них можно встретить передачи спортивных соревнований, представляющих большую, признанную меж­дународно, экономическую ценность (например, Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, боксу и т. д.), или публичные мероприятия, представляющие всеобщий интерес (коронации, демонстрации и т. д.).

Римская Конвенция касается лишь систем беспроводной связи и не содержит четких ответов на вопрос, подлежат ли сигналы, передаваемые вещательными организациями, охране, предусмотренной в ст. 13 в слу­чае, когда трансляция передачи осуществляется через спутник, то есть когда передаваемые сигналы проходят через спутник.

Юридические проблемы, которые возникли в связи с межконтинен­тальными передачами телевизионных программ с помощью спутников, рассматривались в предварительном порядке в ходе многих междуна­родных совещаний в 1968 и 1969 гг., в результате чего ЮНЕСКО и БИР-ПИ совместно созвали Комитет правительственных экспертов для рас­смотрения «проблем, возникающих в области АП и охраны прав арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных органи­заций при передаче сигналов с помощью космических спутников».

Комитет правительственных экспертов провел три заседания: в Лозанне (1971 г.), Париже (1972 г.) и Найроби (1973 г.), которые подго­товили почву для созыва Дипломатической конференции в Брюсселе (1974г.).


107


См. гл. 4, разд.4.3.2.4.



746 Авторское право и смежные права

Генеральный докладчик Дипломатической конференции в Брюссе­ле (1974 г.) указал в своем докладе, что на трех заседаниях Комитетов правительственных экспертов, которые признали неотложность пробле­мы, были рассмотрены различные возможные решения:

• пересмотр Международной конвенции об электросвязи или при­
лагаемого к ней регламента радиосвязи;

• пересмотр Римской конвенции 1961 г.;

• принятие новой многосторонней Конвенции;

• любое другое решение, состоящее, например, из подтверждения
применимости существующих международных соглашений или
просто принятия резолюции, осуждающей пиратское использование
сигналов.

По мере продвижения подготовительной работы сложился консен­сус в пользу третьего из упомянутых решений с учетом того, что, по мнению многих стран, Римская конвенция обеспечивает охрану веща­тельных организаций от неразрешенной трансляции их сигналов, пере­данных через спутник. Следует признать, что в связи с небольшим чис­лом стран, присоединившихся к этой Конвенции, она, по-видимому, в ближайшем будущем не представляла наилучшего способа решения проблемы в мировом масштабе. Кроме того, использовать Международ­ную конвенцию электросвязи не представлялось уместным в силу ее узкотехнической специализации, тогда как Швейцария, например, пола­гала, что она предоставляет надлежащие рамки для решения проблемы пиратского использования сигналов, и высказала свое предпочте­ние в отношении этого документа в начале Конференции 1974 г. (Actes 1977:41).

Дискуссия во всех трех Комитетах экспертов концентрировалась вокруг различных проектов новой многосторонней Конвенции, призван­ной воспрепятствовать ретрансляции сигналов, передаваемых через спутник распространителями, для которых такие сигналы не предназна­чены. Однако оказалось исключительно трудно добиться общего согла­сия в отношении не только содержания, но и наименования этой Конвен­ции (Actes 1977:33).

Вышеупомянутый доклад показывает, что основная трудность про­явилась на первом Комитете правительственных экспертов (Лозанна, 1971 г.), и на нее обращалось внимание в течение большей части дискус­сии на всех трех подготовительных совещаниях. Вопрос заключался в следующем: если принять гипотезу о предоставлении исключительных прав в сфере частного права вешательным организациям (обладателям первоначальных прав на передачу) в силу новой Международной кон­венции, не следует ли уравновесить такие права предоставлением соот­ветствующих прав лицам, «вносящим вклад» в создание программ? В докладе совещания в Лозанне указывалось, что ряд делегаций заявил о своей поддержке самостоятельного международного договора в слу-


_____________ Международные аспекты авторского права исмежных прав______ 747

чае, если он будет содержать положения, защищающие интересы авто­ров, артистов-исполнителей и производителей фонограмм и не нанесет вреда будущему Римской конвенции. Был подготовлен проект Конвен­ции и принята рекомендация продолжить подготовительные работы (Actes 1977:33).

Второй Комитет экспертов (Париж, 1972 г.) не смог разрешить вопрос признания права «участников» программы. Лишь третий Коми­тет (Найроби, 1973 г.) нашел пути выхода из тупика, изменив как кон­цепцию, так и юридические рамки проекта Конвенции на основе пред­ложения, представленного делегациями Марокко, Бразилии, Индии и Мексики. В докладе конференции 1974 г. отмечается, что по подготов­ленному в Найроби проекту предлагалось перевести будущую Конвен­цию из области международного частного права в область международ­ного публичного права, устранив какое-либо понятие частного права и оставляя за государствами свободу самим выбирать наиболее подходя­щие меры для недопущения пиратского использования программ на их территории. Вместо того чтобы возложить на государства обязанность соблюдения индивидуальных прав собственности в форме эксклюзивно­го права выдавать разрешения, в подготовленным в Найроби тексте им предлагалось принимать все соответствующие меры для предупрежде­ния распространения на их территории переданных через спутник сиг­налов теми распространяющими органами, для которых эти сигналы не предназначались.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.