|
Авторское право и смежные права 2 глава
• предоставляет сведения обо всех произведенных регистрациях и заверенные копии установленного образца любого свидетель ства о регистрации или любого документа, касающегося этой реги страции;
• предоставляет свидетельство, которое отвечает на вопросы, по ставленные по поводу существования в международном регистре сведений, касающихся конкретных пунктов, фигурирующих в ре гистрации, или в любом документе, или справке, приложенной к заявке;
• позволяет ознакомиться с любой заявкой, а также с любыми при лагаемыми к ней документами или справками;
• представляет письменные сведения в отношении любых осуще ствленных регистрации в связи с конкретными произведениями или лицами в течение определенного срока.
Польза регистрации. Как отмечает М. Фиксор, международная регистрация отвечает интересам производителей и других обладателей АЛ, а также интересам дистрибьюторов, лиц, в пользу которых совершается уступка прав, обладателей лицензий и пользователей произведений. Уникальная централизованная база данных службы регистрации позволяет осуществлять поиск источников с целью получения необходимых прав и удостовериться в том, что те, кто предлагает лицензии, сублицензии или экземпляры, правомочны это делать (или, наоборот, если речь идет о пиратах и других нарушителях) (El nuevo 1991: 768).
Основное обязательство государств
В соответствии с п. 1 ст. 4, «все Договаривающиеся государства обязуются признать, что сведения, включенные в международный регистр, считаются соответствующими действительности, пока не доказано противное...».
Данное положение создает простую презумпцию, в соответствии с которой сведения, внесенные в регистр, рассматриваются как соответствующие действительности. Государства, которые ратифицируют договор или присоединяются к нему, берут на себя обязательство признавать, что сведения, включенные в регистр, считаются соответствующими действительности, пока не доказано противное, за исключением двух случаев, предусмотренных в том же пункте. На основании этого договорного обязательства суды и органы управления Договаривающегося государства обязаны принимать эти сведения в качестве неполного доказа-
694 Авторское право и смежные права
тельства, которое может быть подкреплено свидетельскими показаниями. Такая доказательственная сила сведений, включенных в регистр, влечет юридические последствия, обычно признаваемые в различных странах (Actes 1991: 181). Однако, как отмечает М. Фиксор, хотя процедура регистрации имеет цель создать простую презумпцию, она не устанавливает, не продлевает срок действия, не ограничивает и не ликвидирует какие-либо права (Ficsor 1991: 764).
Исключения, касающиеся доказательственной силы сведений, внесенных в Международный регистр
Как уже отмечалось, в соответствии с правилом, касающимся доказательственной силы сведений, внесенных в Международный регистр, допускаются два исключения, указанные в п. 1 ст. 4.
Согласно первому исключению (подпункт I), сведение, внесенное в регистр, теряет силу доказательства, «когда оно не может быть действительным на основании закона об АП или любого другого закона, касающегося прав в области интеллектуальной собственности, относящихся к аудиовизуальным произведениям» этого государства.
В качестве примера можно привести случаи, когда применяется это исключение:
• когда сведение, внесенное в Международный регистр, указывает, что заявитель является первоначальным обладателем AJ1 в конкрет ном государстве, но что этот же заявитель является лицом, кото рое на основании закона об АП этого государства не может быть обладателем АП, потому что, например, он является производите лем (а не автором) аудиовизуального произведения и что на основа нии закона этого государства производители не могут быть ориги нальными правообладателями и этим статусом могут обладать толь ко авторы;
• когда сведения, внесенные в Международный регистр, указывают, что заявитель, в качестве актера в аудиовизуальном произведении, обладает правом на воспроизведение, а закон Договаривающегося государства не признает право на воспроизведение за актерами, то такие сведения также не влекут юридических последствий, преду смотренных в п. 1 ст. 4 (Actes 1991: 181).
Второе исключение (подпункт II) гласит, что сведения теряют свое доказательственное значение, когда они «противоречат другим сведениям, внесенным в Международный регистр». Чтобы избежать таких противоречий, Исполнительный регламент договора предусматривает специальные меры как на этапе депонирования заявки, так и на этапе ее рассмотрения службой регистрации, имеющие целью гарантировать, что в Международный регистр включаются только сведения, соответствующие действительности. Правило 2 предусматривает, что заявка содержит
Международные аспекты авторского права и смежных прав 695
заявление, подтверждающее достоверность сведений и любого документа, который прилагается к ним (п. 10), и что заявка должна быть подписана заявителем или его уполномоченным (п. 11); заявитель должен указать, помимо интереса, который он проявляет к произведению (п. 4), источник своих прав на произведение (п. 8); он может также приложить к своей заявке документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в ней, и справки, позволяющие идентифицировать аудиовизуальное произведение (п. 9).
Правило 3 предусматривает, что:
• если Служба международной регистрации делает замечание в свя зи с неумышленным, по ее мнению, пропуском, несовместимостью между двумя сведениями, неправильностью в написании или дру гой явной ошибкой в заявке, она предлагает заявителю внести ис правления;
• если Служба считает, что сведения, указанные в заявке, находятся в противоречии с какими-либо сведениями, ранее внесенными в меж дународный регистр, то Служба международной регистрации должна уведомить заявителя и любую другую заинтересованную сторону, предоставив им возможность ликвидировать это противоречие.
Последствия договора
В соответствии с п. 2 ст. 4 никакое положение настоящего договора не затрагивает закона об АП, никакого другого закона, касающегося прав на интеллектуальную собственность, распространяемых на аудиовизуальные произведения Договаривающегося государства, ни прав и обязательств, вытекающих из Бернской конвенции или любого другого договора, касающегося прав на интеллектуальную собственность, распространяемых на аудиовизуальные произведения. Из этого следует, что никакое зарегистрированное заявление не считается соответствующим действительности, если оно является неправильным с точки зрения законов заинтересованного государства, особенно законов, представляющих различные юридические системы (например, если в заявлении указывается, что производитель является первоначальным обладателем прав, в то время как на основании законодательства заинтересованного государства первоначальными обладателями являются авторы) (Ficsor 1991:764).
Административные и заключительные положения
1. Административные положения (ст. 5—8). Договор содержит положения, касающиеся состава, функций и работы Ассамблеи (ст. 5); функций Международного бюро (ст. 6); вопросов, связанных с финансовыми средствами на основе принципа самофинансирования Службы меж-
696 Авторское право и смежные права
дународной регистрации (ст. 7); утверждения Исполнительного регламента, а также договора, к которому он прилагается; в случае расхождения между договором и регламентом, достоверным считается договор (ст. 8).
2. Положения, касающиеся пересмотра договора и внесения изме нений (ст. 9 и 10). Договор содержит положение, касающееся его пере смотра и возможных форм пересмотра (ст. 9), а также внесения измене ний в его Положение Ассамблеей (ст. 9.3 и 10).
3. Заключительные положения (ст. 11—17). Заключительные поло жения касаются: порядка, в соответствии с которым государства могут стать участниками договора (сторонами договора могут быть только государства — члены ВОИС, что придает конвенции характер «закры того» соглашения); депонирования соответствующих актов Генерально му директору ВОИС (ст. 11); вступления в силу договора (через три ме сяца после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты или акта о присоединении) и его последующего вступления в силу на территории Договаривающегося государства (через три месяца после сдачи на хра нение соответствующего акта, ст. 12); принципа недопустимости огово рок (однако любое государство может, становясь стороной договора, за явить, что оно не будет применять положение ст. 9.4 в отношении све дений, которые не касаются использования прав на интеллектуальную собственность, распространяющихся на аудиовизуальные произведения, при том что данное государство может в дальнейшем отозвать это заяв ление, ст. 13); денонсации договора (Договаривающееся государство не может денонсировать договор до истечения пяти лет, считая с даты его вступления в силу на территории этого государства), которое всту пает в силу через год, считая со дня получения уведомления о денон сации (ст. 14); подписания договора и языков, на которых он составлен (ст. 15); функций депозитария договора (ст. 16); уведомлений Договари вающихся государств относительно внесения изменений в исполнитель ный регламент, положений договора, принятых Ассамблеей, и их вступ ления в силу; присоединения к договору, вступления в силу договора, оговорок к договору и его денонсации (ст. 17).
Ратификации и присоединения. Договор вступил в силу 27 февраля 1991 г. после его ратификации Австрией, Буркина-Фасо, Мексикой и Францией и присоединения к нему бывшей Чехословакии.
Как отмечает М. Фиксор, будущее договора зависит от кинематографической индустрии, к которой он обратился с просьбой: сначала следует убедить правительство ратифицировать договор, а затем использовать в полной мере Службу международной регистрации. Однако, после принятия договора в Соединенных Штатах Америки, МПАА (Американская ассоциация кинопромышленности) изменила позицию и начала выступать против него, хотя АФМА (Американская ассоциация
Международные аспекты авторского права и смежных прав
маркетинга фильма) приняла иное положение;95 кампания, которую проводят против договора некоторые члены МПАА, вселяет неуверенность в будущее международного регистра.
Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведении*
Договор о регистре фильмов (Женева, 1989 г.)
(Союз ФРГ)
Государство
| Дата, начиная с которой государство стало стороной договора
| Государство
| Дата, начиная с
которой государство стало стороной договора
| Аргентина 29 июля 1992 г. Франция 27 февраля 1991 г. Австрия 27 февраля 1991 г. Мексика 27 февраля 1991 г. Бразилия 26 июня 1993 г. Перу 27 июля 1994 г. Буркина-Фасо 27 февраля 1991 г. Чешская 1 января 1993 г. Республика Чили 29 декабря 1993 г. Сенегал 3 апреля 1994 г. Колумбия 9 мая 1994 г. Словакия 1 января 1993 г.
| (Всего двенадцать государств)
* По состоянию на 1 января 1996 г. см.: La propriete 1996
12.5. Общемировые конвенции в области смежных прав
12.5.1. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Появление в начале XX в. фонограмм и радиовещания, которые получили впоследствии широкое распространение, за несколько десятилетий коренным образом изменили положение артистов-исполнителей. Если вначале технический прогресс в этой области открыл перед ними новые перспективы, то вскоре он обернулся ущемлением их интересов. Исполненные произведения уже больше не были связаны с исполнителем, их можно было отныне хранить и распространять без его участия, лишая его тем самым работы и источника дохода. Такое положение, усугубленное экономическим кризисом, последовавшим за Первой мировой вой-
95 М. Фиксор поясняет, что МПАА является ассоциацией, которая объединяет крупных продюсеров, а АФМА — «независимых» продюсеров, которые не обязательно мелкие продюсеры, поскольку они являются продюсерами таких фильмов, как «Амадеус»,
698__________________ Авторское право и смежные права
ной, имело далеко идущие последствия, оно оказало влияние на профессиональную деятельность артистов-исполнителей, безработица среди них сначала обрела тревожные, а потом просто катастрофические масштабы.
Организации, представляющие интересы артистов-исполнителей, стали требовать принятия различных мер, направленных на обеспечение новых возможностей в трудовой деятельности, регламентацию трудовых договоров и т. д. Среди мер, предназначенных улучшить экономическое положение этих артистов и обеспечить условия, которые учитывали бы коренные преобразования, вызванные техническим прогрессом, предлагалось, в частности, сформулировать в интересах артистов определенные права, связанные с передачей в эфир и механическим воспроизведением звуков96.
Параллельно с разработкой требований, выдвигавшихся в ходе национальных и международных форумов организациями артистов-исполнителей в рамках как их профессиональных объединений, так и более широких ассоциаций работников умственного труда, развивалась и другая тенденция, у истоков которой стояли юристы, специализирующиеся в области АП и проявлявшие интерес к проблемам, встававшим в юридической сфере в результате появления новых технических методов записи и распространения исполнений различных художественных произведений. Необходимость поиска решения этой проблемы вставала как в национальном, так и в международном масштабе (Les droits 1939: 19—20).
Первые шаги
В начале века АЛАИ занялась вопросом, связанным с правами исполнителей-солистов, на своем Веймарском конгрессе (1903 г.); этот вопрос, который уже затрагивался в 1901 г. на Вевейском конгрессе, затем вновь рассматривался на конгрессах, состоявшихся в Копенгагене (1909 г.) и Люксембурге (1910 г.).
«Последний император», «Ханна и ее сестры», «Взвод» и «Мисс Дейзи и ее шофер» и др., — и что, по мнению многих людей, связанных с этими кругами, главная причина оппозиции МПАА объясняется тем фактом, что средства распространения «крупных» продюсеров отличаются от средств распространения «независимых» продюсеров; «крупные» продюсеры используют достаточно прямые методы распространения и располагают эффективной всемирной сетью, чтобы контролировать использование своих произведений, в то время как «независимые» продюсеры не имеют такого рода сети, и это одна из причин, по которой они вынуждены прибегать к более сложным средствам уступки лицензий. АФМА также не скрывает, что в отношении ее членов международная регистрация аудиовизуальных произведений является неотъемлемым средством обеспечения эффективной зашиты их прав за рубежом и борьбы с пиратством (Fiscor 1991: 764—767). 96 См. гл. 7, разд. 7.1.
Международные аспекты авторского права и смежных прав 699
В 1908 г. во время Берлинской конференции, перед которой была поставлена задача пересмотра Бернской конвенции, правительство Великобритании предложило обеспечить в международном масштабе охрану интересов производителей фонограмм. Конференция пришла к выводу, что «этот вопрос находится на стыке таких областей, как промышленная собственность и АП, и есть основания считать, что в основном он относится к первой области» (Steward 1989: 221—222).
Деятельность МОТ и Международного бюро Бернского союза. Предложения о включении положений в Бернскую конвенцию
Международная организация труда стала первой межправительственной организацией, к которой обратились за помощью музыканты-исполнители, стремящиеся обеспечить регламентацию тех прав, которые они для себя требовали. Второй конгресс Международного союза музыкантов-исполнителей, состоявшийся в Париже в 1926 г., заявил о «целесообразности передачи этого вопроса Международному бюро труда для его изучения и подготовки решения, которое будет рекомендовано всем правительствам».
С тех пор идея о привлечении МБТ к решению этого вопроса не сходила с повестки дня и особенно широкую поддержку нашла в 1961 г., когда была принята Римская конвенция. Однако деятельность МБТ в этой области была на время приостановлена до тех пор, пока делались попытки добиться регламентирования прав артистов-исполнителей в рамках Бернской конвенции.
Рекомендация Римской конференции (1928 г.). Правительство Италии, на которое была возложена задача подготовки Конференции по второму пересмотру Бернской конвенции, и Международное бюро Бернского союза разработали предложение относительно включения в Конвенцию двух статей, касающихся прав артистов-исполнителей. Одна из статей была направлена на то, чтобы гарантировать «артистам, исполняющим литературные и художественные произведения, исключительное право разрешать распространение их исполнений телеграфными средствами по проводам или без проводов, либо же другими аналогичными средствами, служащими для передачи звуков или изображений». Вторая статья, касающаяся музыкальных механических инструментов, предусматривала, что «при адаптации музыкального произведения для механических инструментов при помощи артистов-исполнителей, охрана, которой пользуется эта адаптация, распространяется и на указанных лиц» (Lesdroits 1939:29).
В ходе Конференции это предложение вызвало активные возражения, причем не столько отвергался сам принцип охраны интересов артистов-исполнителей, сколько отстаивался тезис, что вопросам такой охраны не место в Конвенции, единственной задачей которой являет-
700__________________ Авторское право и смежные права_____________________
ся охрана АП. В ходе обсуждений выдвигались различные тезисы, связанные с юридической природой данных прав, и в конечном счете был сделан вывод, что решение, заключающееся в выработке новой международной конвенции, пока что не созрело. По предложению делегации Италии была сформулирована следующая рекомендация, касающаяся охраны прав артистов-исполнителей: «Конференция рекомендует, чтобы правительства, участвующие в работе Конференции, предусмотрели возможность мер, направленных на охрану прав артистов-исполнителей».
Такой подход возобладал в ходе Римской конференции (1928 г.). Он был поддержан как Международной конфедерацией обществ по охране прав авторов и композиторов (СИЗАК), так и АЛАИ. Участники восьмого конгресса СИЗАК, который состоялся в Копенгагене в 1933 г., единодушно пришли к выводу о том, что вопрос, связанный с правами авторов-исполнителей, не входит в сферу действия Бернской конвенции, и сформулировали рекомендацию о том, чтобы СИЗАК поддерживал постоянный контакт с МВТ, которому было поручено взять на себя изучение проблемы охраны интересов артистов-исполнителей. СИЗАК вновь подтвердил эту позицию на своем десятом конгрессе, состоявшемся в Севилье в 1935 г.
АЛАИ, со своей стороны, на состоявшемся в Монтре в 1935 г. общем собрании, которое было посвящено вопросу рассмотрения программы будущей конференции по пересмотру Бернской конвенции, единодушно отказалась от идеи включения прав артистов-исполнителей в эту конвенцию.
В феврале 1937 г. Совет управляющих МВТ учредил комитет экспертов, поручив ему предварительное изучение вопроса о правах артистов-исполнителей, для того чтобы оказать содействие Международной конференции труда в рассмотрении этой проблемы.
В феврале 1939 г. Совет управляющих МВТ, опираясь на результаты работы комитета экспертов, включил вопрос о правах артистов-исполнителей в повестку дня двадцать шестой сессии Международной конференции труда, которая должна была состояться в 1940 г.
Со своей стороны, директор Международного бюро Бернского союза Фриц Остертаг разработал в 1939 г. предварительный проект международной конвенции, «связанной» с Бернской конвенцией. Международное бюро Бернского союза и Международный институт унификации частного права созвали в 1939 г. в Самедане (Швейцария) совещание экспертов. Эксперты поддержали «предварительный проект Остертага» и подготовили четыре предварительных проекта конвенций, «связанных» с Бернской конвенцией, задуманных в качестве приложений к ней:
• о правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и
аналогичной продукции;
Международные аспекты авторскогоправа и смежных прав______ 701
• о правах вещательных организаций;
• о правах, связанных с информацией в прессе;
• о распространении «права следования» на доходы от повторной продажи художественных произведений.
Вся эта деятельность была парализована в связи со Второй мировой войной.
Рекомендация Брюссельской конференции (1948 г.). Этот вопрос вновь был поднят в ходе Конференции по пересмотру Бернской конвенции, состоявшейся в Брюсселе в 1948 г. Идея обеспечить охрану интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций при помощи АП, включив их в рамки Бернской конвенции, вновь была отвергнута, однако Конференция разработала три рекомендации, свидетельствовавшие об изменении курса, поскольку последующая работа была сориентирована в направлении создания самостоятельной конвенции, для регулирования трех вышеназванных категорий прав.
Конференция обратилась к правительствам стран Союза с призывом изучить способы обеспечения охраны интересов изготовителей продукции, служащей для механического воспроизведения музыкальных произведений (рекомендация VI), а также передач в эфир, осуществляемых вещательными организациями, с тем чтобы избежать любого неразрешенного использования таких передач (рекомендация VII), причем таким образом, чтобы при этом не ущемлялись права авторов.
В том, что касается артистов-исполнителей (рекомендация VIII), то в основу охраны их прав, которые были квалифицированы как «права, смежные с авторскими», Конференция положила художественный характер исполнения произведений и сформулировала рекомендацию относительно активного проведения исследований, касающихся этих прав.
В ходе Брюссельской конференции была учреждена исполнительная подкомиссия Постоянного комитета Бернского союза, которая взяла на себя инициативу по организации сессии Объединенного комитета экспертов по международной охране трех категорий прав. В этой сессии, состоявшейся в Риме в 1951 г., приняли участие представители МБТ, Международной федерации производителей фонограмм (ИФПИ) и Европейского союза радиовещания (ЕСР). По завершению длительного обсуждения Объединенный комитет утвердил предварительный проект Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Этот предварительный проект, представленный на рассмотрение государств, вызвал большое количество критических замечаний и оговорок, в особенности со стороны артистов-исполнителей и авторов, и в конечном счете было решено от него отказаться.
702___________________ Авторское право и смежные права_____________________
Деятельность за период после 1956 г. Участие ЮНЕСКО
В 1956 г. Совет управляющих МВТ созвал в Женеве совещание комитета экспертов, которое приняло документ под названием «Предварительный проект Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций», получивший впоследствии известность под названием Проекта МВТ.
В том же году в ходе совещания, созванного Международным бюро Бернского союза, был разработан проект под названием Межавторского проекта. Выводы, к которым пришли участники этого совещания, были затем рассмотрены объединенной комиссией АЛАИ-СИЗАК, которая высказала свое особое мнение по ряду статей.
В 1957 г. ЮНЕСКО и Международное бюро Бернского союза созвали в Монако совещание комитета правительственных экспертов, которое на основе совместных предложений этих двух международных организаций разработало проект текста, обеспечивающего международное регулирование вышеназванных трех категорий прав и названного Монак-ским проектом. С учетом того, что принятая в 1952 г. в Женеве Всемирная конвенция об АП находилась в ведении ЮНЕСКО и любая международная конвенция, касающаяся смежных прав, в силу их тесной связи с АП, могла повлиять на эту Конвенцию, был сделан вывод, что ЮНЕСКО не следует больше оставаться в роли простого наблюдателя и что ей надлежит наряду с МБТ и Бернским союзом стать одним из участников подготовки будущего международного правового акта (Masouye 1981:9).
В 1960 г. по приглашению правительства Нидерландов в Гааге состоялось совещание комитета экспертов, созванное совместно МБТ, Международным бюро Бернского союза и ЮНЕСКО. На основе двух проектов организаций, принявших участие в созыве этого совещания, — проекта МБТ и Монакского проекта, — комитет разработал и единогласно принял новый проект, известный под именем Гаагского проекта, который послужил рабочим документом для Дипломатической конференции, созванной в Риме в следующем году.
РИМСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (1961 г.)
Римская дипломатическая конференция, созванная на совместной основе генеральными директорами МОТ и ЮНЕСКО, а также директором Международного бюро Бернского союза, состоялась 10—26 октября 1961 г. в Риме по приглашению правительства Италии. В ней приняли участие делегации сорока четырех стран, наблюдатели от двух стран, от ООН, Совета Европы, Международного института унификации частного права, а также от пятнадцати международных неправительственных
_____________ Международные аспекты авторского права и смежных прав_______ 703
организаций. Генеральным докладчиком конференции был назначен Абрахам Л. Каминштейн (Соединенные Штаты Америки).
Конференция завершилась принятием 26 октября Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, за которой закрепилось название Римской конвенции.
ТЕКСТ КОНВЕНЦИИ
К. Масуйе отмечает, что для Римской конвенции характерна гибкость, «являющаяся результатом того, что в вопросах ее применения выбор неоднократно остается на усмотрение Договаривающихся государств. Помимо основной формулы базового характера, представляющей собой договорный минимум, эта Конвенция предоставляет каждому государству выбор и возможность нюансировки сферы тех обязательств, которые оно на себя берет. Помимо этого, данный международный акт, разработанный в 1961 г., носит на себе характерные признаки эволюции, которую за последние несколько десятилетий претерпели характер и роль конвенций, обеспечивающих в сфере международных отношений регулирование охраны интеллектуальной собственности. Если конвенции, заключенные в конце XIX в., представляли собой попытку найти общий знаменатель между различными концепциями и системами законодательства и ставили перед собой задачу уточнить взаимные права и обязанности государств, то для конвенций нашего времени характерна тенденция к определению тех норм, которые все государства должны затем включать в свое внутреннее законодательство. Тем самым они носят первопроходческий характер по отношению к национальным законодательствам, и в особенности это относится к Римской конвенции, которая в связи с ее принятием послужила основой для разработки множества внутренних законов»97. По примеру других международных актов, Римская конвенция содержит преамбулу — весьма краткую, — в которой нет норм права, а лишь провозглашается поставленная цель.
Определения
Статья 3 содержит определения следующих основных терминов, используемых в Конвенции: артисты-исполнители; производители фонограмм; вещательные организации.
97 Клод Масуйе подчеркивает также, что мощный импульс, приданный Римской конвенцией национальным законодательствам, был, в свою очередь, усилен разработкой «модельного закона, связанного с охраной интересов артисте в-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций», который вместе с сопровождающими его комментариями был принят в 1974 г. Межправительственным комитетом, утвержденным согласно ст. 32 Конвенции (Masouye 1981: 15).
704__________________ Авторское право и смежные права
1. Артисты-исполнители. Согласно пункту а статьи 3, под этим тер мином понимаются «актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художествен ных произведений».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|