Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторское право и смежные права





спутникового вещания, проходившего в Париже. На нем Богш предста­вил свою теорию, как отмечает г-н Фиксор, в качестве «ряда отправных положений», основывающихся на современном толковании ст. 11 bis 1.1 Бернской конвенции, в которой передача в эфир определяется как пуб­личное сообщение произведений любым другим способом беспроводной передачи. В ходе этого совещания А. Богш разъяснил свои тезисы сле­дующим образом:

I. «Передача, ведущаяся с помощью спутника непосредственного вещания, является передачей в эфир в смысле ст. 1 1 bis Бернской конвенции.

П. Согласно этой статье, эфирное вещание является способом бес­проводного сообщения для всеобщего сведения (посредством ра­диоволн). Указанная статья обращается к понятиям "сообщение для всеобщего сведения" и "распространение", а не "передача", которое имеет более ограниченный смысл».

Следовательно, эфирное вещание существует тогда, когда беспро­водное распространение представляет собой сообщение для всеобщего сведения. Когда сообщение для всеобщего сведения осуществляется посредством радиоволн через спутник непосредственного вещания, то такое сообщение имеет место во всех странах, входящих в зону уверен­ного приема сигналов спутника.



III. «Согласно Бернской конвенции, которая утверждает принцип
национального режима, подлежит применению национальное зако­
нодательство каждой страны, входящей в зону уверенного приема
сигналов спутника. В соответствии с национальным законодатель­
ством, автор может пользоваться исключительным правом (ст. 1 1 bis)
или же может быть учреждена система так называемой принуди­
тельной лицензии (ст. 1 1 bis 1 .2). Таким образом, когда зона уверен­
ного приема программ спутника распространяется на несколько
стран, то любая форма выхода в эфир с помощью спутников непо­
средственного вещания должна соответствовать закону об АП каж­
дой из этих стран. В противном случае сообщение для всеобщего
сведения в одной из этих стран регулируется национальным законо­
дательством другой страны, что вступает в противоречие с принци­
пом национального режима.

IV. Когда в зону уверенного приема программ спутника входит толь­
ко часть территории страны, то согласно принципу minimis lex non
regit можно считать, что нет необходимости принимать во внимание
закон об АП этой страны.



V. Соблюдение национальных законов об АП возлагается на лицо
или организацию, которая принимает решение о передаче програм­
мы через спутник непосредственного вещания. Никакая другая
организация не несет какой-либо ответственности. В частности, ни­
какое лицо, принимающее эфирное вещание, не несет ответствен-


___________________________ Содержание авторского права____________________ 173

ности в какой бы то ни было стране. Такое лицо, в частности, не нуждается в разрешении обладателя АП на передаваемое в эфир произведение для того, чтобы принимать его, и не обязано выпла­чивать автору какое-либо вознаграждение.

VI. Эти мнения основываются на нынешнем тексте Бернской кон­венции».

Таким образом, в тезисах А. Богша в качестве отправного пункта берется ст. 11 bis Бернской конвенции. Это положение не принимается во внимание сторонниками теории передачи, которые опираются толь­ко на Регламент эфирного вещания Международного союза электросвя­зи, текст которого обращается к понятию «передача», носящему более узкий характер, чем понятия «сообщение для всеобщего сведения» и «распространение», используемые в Бернской конвенции. В связи с этим М. Фиксор отмечает, что сообщение для всеобщего сведения путем пе­редачи в эфир через спутник непосредственного вещания начинается с момента передачи в сторону спутника несущих программы сигналов, но не завершается этим. Сообщение для всеобщего сведения означает, что программа была предоставлена в распоряжение публики независимо от того, была ли она затем фактически принята. Нельзя утверждать, что программа была предоставлена в распоряжение публики на месте пере­дачи в тот момент, когда несущие программу сигналы шли с наземной станиии в направлении спутника, то есть что она была сообщена для все­общего сведения. Сообщение для всеобщего сведения включает две ста­дии: восходящую и нисходящую. Именно весь процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, можно рассматривать в качестве сообще­ния для всеобщего сведения с помощью беспроводной системы с ис­пользованием электромагнитных волн, то есть благодаря эфирному ве­щанию. Согласно М. Фиксору, защитники теории передачи, без сомне­ния, могут оказаться в довольно затруднительном положении, утверж­дая, что при определении вещания за основу следует брать не Бернскую конвенцию, а Регламент эфирного вещания Международного союза электросвязи и в связи с этим непосредственное вещание с помощью спутника следует рассматривать в качестве простой передачи, осуществ­ляемой через наземную станцию, с тем чтобы позже понять, что не толь­ко согласно Регламенту передача в эфир не завершается в точке ее выхо­да, но что ее отправным пунктом является спутник58.



После первичного представления в 1985 г. теория Богша была более подробно разработана в меморандуме, подготовленном Комитетом пра-

58 См.: Ficsor 1989 — исследование, представленное на заседании секции конферен­ции по праву, регулирующему область деловых отношений (Комитет по интеллектуаль­ной собственности, учреждение и коммуникация) Международной ассоциации адвокатов (Страсбург, 2—6 октября 1989 г., документ); теория коммуникации на ней рассматрива­лась очень подробно.


174__________________ Авторское право и смежные права_____________________

вительственных экспертов ЮНЕСКО/ВОИС по аудиовизуальным про­изведениям и фонограммам (Париж, май 1986 г.). В окончательном виде эта теория изложена в меморандуме, целью которого является оценка и обобщение принципов, касающихся различных категорий произведений (документ CGE/SYN/3-III, п. 21-45), который был подготовлен Комите­том правительственных экспертов ЮНЕСКО/ВОИС (заседание проходи­ло в Женеве в июне—июле 1988 г.) и была сохранена в Принципах ЮНЕСКО/ВОИС (документ CGE/SYN/3-II): принципы AW11 AW14 (касающиеся аудиовизуальных произведений) и принципы РН 14-РН 17, касающиеся прав на произведения и их исполнение, записанное на фо­нограммах, а также прав производителей фонограмм). Эти принципы применимы также mutatis mutandis к другим категориям произведений. М. Фиксор отмечает, что эти принципы содержат только наиболее важные элементы теории Богша. Вот почему, хотя упомянутые принци­пы прямо этого не устанавливают, из этой теории следует то, что если правообладателем в стране вещания и в стране, входящей в зону уверен­ного приема передач со спутника, не является одно и то же лицо, недо­статочно будет учитывать только полномочия правообладателя в стране, откуда ведется вещание. Указанные принципы должны регулировать в такой же степени права правообладателя в стране, где осуществляется прием передач со спутника, то есть в стране, где произведения действи­тельно сообщаются для всеобщего сведения.

М. Фиксор опровергает утверждения о трудностях юридического и практического характера, которые якобы возникают в связи с примене­нием принципов, основывающихся на теории Богша, упоминаемых в Меморандуме, подготовленном Комитетом правительственных экспер­тов по аудиовизуальным произведениям и фонограммам (Париж, май 1986 г.: Ficsor 1989), где были изложены эти принципы.

В меморандуме о проекте типового закона по АП ВОИС (документ CE/MPC/III/2 от 30 мая 1990 г., подготовленный Международным бюро ВОИС) приводятся ссылки на различные судебные дела, в которых была применена теория Богша (п. 106):

«Частично эти дела касались вопроса применяемого права (напри­мер, решение от 19 декабря 1989 г., вынесенное апелляционным судом Парижа, в котором он обязал телевидение Монте-Карло и те­лекомпанию Люксембурга, две вещательные организации, которые передают программы на французскую территорию, находясь в дру­гих государствах, выплатить значительные суммы в связи с тем, что они без разрешения распространяли коммерческие фонограммы) и частично в связи с реализацией прав правообладателей в стране, входящей в зону уверенного приема передач спутника (например, судебное решение от 30 ноября 1989 г., вынесенное апелляционным судом Вены, в котором последний отметил, что поскольку програм­ма, передаваемая через спутник непосредственного вещания, стала


_________________________ Содержание авторского права_____________________ 175

достоянием широкой публики, то необходимо разрешение право­обладателей страны, входящей в зону уверенного приема на осуще­ствление такой передачи)».

В положениях, которые касаются непосредственного вещания через спутник, предусматриваемого меморандумом, который был подготовлен Международным бюро ВОИС для второй сессии Комитета экспертов, по будущему протоколу, относящемуся к Бернской конвенции (Женева, 10—17 февраля 1992 г.), также была использована теория Богша59.

По-видимому, через несколько лет получит значительное развитие непосредственный прием передач спутников прямого вещания; каж­дый сможет во многих районах мира сделать выбор из программ ряда стран своего и других континентов. Таким образом, охватываемая зри­тельская аудитория будет становиться все в большей степени многона­циональной.

Хотя и не было найдено решение проблемы, связанной с передача­ми спутников непосредственного вещания, которое было бы приемле­мо для всех, тем не менее не следует допускать, как справедливо отме­чает А. Дельгадо Поррас, появление «рая для вещательных организа­ций» или же правового колониализма, как могло бы произойти, если бы пользователям разрешили выбирать страну с самой слабой охраной АП для организации оттуда своих передач и навязывать эту систему, экс­портируя сигнал в другие страны, находящиеся в зоне приема передач со спутника60.

2. Фиксированная спутниковая служба (ФСС)

Конфликтной ситуации, описанной в связи со спутниками непосред­ственного вещания (СНВ), соответствует такая же ситуация, если го­ворить о ФСС, когда закон страны, из которой ведется передача и за­кон страны, где она принимается, отличаются уровнем охраны АП и когда в одной из них такая охрана не существует или же когда она ме­нее эффективна, чем в другой стране; сообщение для всеобщего сведе­ния посягает на соответствующие интересы обладателей авторских и смежных прав, когда организация, осуществляющая вещание, или организация, распространяющая программы, действуют, не имея от них разрешения.

Речь идет о том, чтобы установить, несет ли ответственность только организация, распространяющая программы, или же организация эфир­ного вещания разделяет эту ответственность, с целью определить, кому предъявлять претензии и какой закон следует применять. В данном слу­чае ответы не совпадают.

59CM.:Ledroitl992:82—83.

N: См.: Delgado Porras 1983: 32: 234.


176___________________ Авторское право и смежные права_______________________

Некоторые считают, что при вещании с помощью ФСС передача сигналов в сторону спутника (или трансляция сигналов) является про­сто технической операцией, а не эфирным вещанием, поскольку мощ­ность передаваемых сигналов у этих спутников (она слабее, чем мощ­ность сигнала СНВ) требует вмешательства для распространения не­сущих, программы сигналов наземной станции. Из этого они делают вывод, что сообщением для всеобщего сведения занимается только ди­стрибьютор, поэтому он единственный несет ответственность перед пострадавшими обладателями авторских и смежных прав; при этом применяется закон той страны, где осуществляется распространение программ.

Если указанное законодательство не содержит каких-либо норм, на которых могли бы основываться претензии пострадавших правооблада­телей, то последние не смогут предъявить претензии вещательной орга­низации, а ущерб, нанесенный распространением программ с помощью спутников в этих странах, не будет возмещен.

Те же, кто наоборот исходит из принципа, согласно которому «трансляция» сигналов через спутник является эфирным вещанием, которое в качестве такового является способом использования произве­дения, находящимся в компетенции автора и требующим его разреше­ния, делают из этого вывод, что вещательная организация несет ответ­ственность перед автором, если только последний не заключил с орга­низацией-дистрибьютором договор, разрешающий распространение сигналов.

Такую позицию заняла Франция — ст. L. 132-20.3, бывшая ст. 45.3 закона от 1957 г., претерпевшая изменения в результате реформы 1985 г. (ст. 12), предусматривает, что, если не оговорено противное:

«Разрешение на распространение произведения в эфир при помощи радиоволн не включает его передачу в направлении спутника, позволя­ющую принимать данное произведение через посредство третьих орга­низаций, если только авторы или их правопреемники на основании до­говора не разрешили этим организациям сообщить произведение для всеобщего сведения; в этом случае вещательная организация освобож­дается от уплаты какого бы то ни было вознаграждения».

Следовательно, когда речь идет о СНВ, вещательная организация, которая осуществляет передачу, должна получить от автора разрешение и уплатить требуемое вознаграждение. С другой стороны, если произве­дение передается публике через посредство организации-дистрибьюто­ра, может оказаться, что последний заключил договор о распростране­нии с авторами или с их правопреемниками, в связи с чем на него воз­лагается выплата вознаграждения. В противном случае эта обязанность лежит на вещательной организации.

Комментируя это положение, К. Коломбе подчеркивает, что пресле­довалась цель избежать уплаты двойного вознаграждения авторам или


Содержание авторского права 177

же, наоборот, при отсутствии такого вознаграждения вещательной орга­низации вменялось в обязанность получить разрешение и выплатить вознаграждение. Однако если организация-дистрибьютор получила от авторов разрешение на основании договора, то именно она обязана вы­плачивать вознаграждение61.

И, наконец, существуют сторонники средней линии, которые исхо­дят из того, что сообщение программ для всеобщего сведения через ФСС требует наличия двух организаций: той, которая передает сигналы, и той, которая их распространяет. Из этого они делают вывод, что в дан­ном случае речь не идет о двух действиях по передаче в эфир (передача и ретрансляция), поскольку процесс передачи в эфир не повторяется, а дополняется. Кроме случаев, когда сигналы передаются для того, чтобы их накапливать (их распространение зависит от последующего решения вещательной организации или дистрибьютора), это — два этапа одной и той же операции, которая требует только одного разрешения, при его отсутствии эти две организации несут совместную и солидарную ответ­ственность перед пострадавшими правообладателями.

Именно этот тезис положен в основу принципов ЮНЕСКО/ВОИС (принципы AW15-AW19), касающихся аудиовизуальных произведений и принципов РН18-РН22, касающихся прав на произведения и их испол­нение, записанные на фонограммах, а также прав производителей фо­нограммы.

В принципе AW16, в частности, отмечается, что:

«Организация вещания, которая является организацией происхож­дения программы, и организация вещания, которая осуществляет ее трансляцию с помощью приемной наземной станции для широкой пуб­лики, несут совместную и солидарную ответственность перед обладате­лями АП на аудиовизуальные произведения и перед артистами-исполни­телями или исполнителями, производителями фонограмм и организаци­ями вещания, чьи права могут быть затронуты, когда речь идет о после­днем этапе вещания (от наземных станций к широкой аудитории). Един­ственный, кто несет ответственность перед правообладателями за этапы, предшествующие окончательной фазе вещания, это организация проис­хождения программы». (В принципе РН19 аналогичное правило исполь­зуется в отношении фонограмм.)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ по КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ

Под распространением по кабельной сети подразумевается деятельность по передаче с помощью проводящих средств (провода, коаксиального кабеля, оптического волокна, лазерного луча или любого иного анало­гичного средства), несущих программы сигналов, произведенных элек-

61 См.: Colombet 1986: 210: par 203.


178___________________ Авторское право и смежные права__________________________

тронным способом, на определенное расстояние в целях обеспечения их приема публикой в целом или какой-либо ее частью62.

Для распространения программ по кабельной сети характерны сле­дующие особенности:

• сообщение осуществляется с помощью электромагнитных волн,
передаваемых посредством искусственного волновода;

• оно принимается публикой.

Данная форма сообщения охраняемых произведений для всеобщего сведения получила значительное распространение: многие города и ур­банизированные зоны во всем мире ныне полностью оснащены кабелем.

Концепция распространения по кабельной сети охватывает чисто звуковые передачи, а также аудиовизуальные передачи, именуемые «ка­бельным телевидением».

Это последнее наименование, получившее весьма широкое приме­нение, может вызвать путаницу относительно юридической природы распространения по кабельной сети. Телевидение фактически принад­лежит концепции эфирного вещания, тогда как распространение по ка­белю не является эфирным вещанием, ибо нуждается в использовании какого-либо средства, проводящего несущие программы сигналы от источника распространения к устройству для приема, которое преобра­зует их в колебания, воспринимаемые слухом и зрением. Однако, как мы видели, эфирное вещание состоит в передаче электромагнитных волн на радиочастотах без искусственного волновода с помощью любой беспро­водной системы.

Распространение телевизионных передач по кабельной сети может иметь различное назначение, например:

• преодоление препятствий в виде топографического рельефа или
строений (зона тени), которые ухудшают качество приема радиовол­
новых передач, осуществляемых организациями эфирного вещания.
и которые в противном случае вынуждали бы устанавливать много­
численные и дорогостоящие антенны;

• охват сообщением той зоны, где прием возможен только с помо­
щью имеющихся на рынке индивидуальных антенн (зона непосред­
ственного приема), или той территории, для которой предназначе­
ны передачи в силу положений закона (обязательная зона) либо по
иным причинам, например на основании условий контракта (зоны
обслуживания).

Распространение телевизионных передач по кабельной сети может осуществляться организацией-источником вещания или иной организа­цией:

• Бернская конвенция допускает, чтобы в нормах национальных за­
конодательств устанавливалось, что организация происхождения

62 См.: Principes 1984: par. 33: 137: par. 50.HI: 141.


___________________________ Содержание авторского права________________________ 179

передачи может прибегнуть к распространению передачи по кабель­ной сети (т. е. с использованием средств, проводящих радиоволны, таких как провода, коаксиальные кабели, оптические волокна и т. п.) для преодоления препятствий или расширения охвата своими сообще­ниями для всеобщего сведения, передаваемыми в эфир, на террито­рии той страны, которая предоставила лицензию на вещание, либо может использовать в этих же целях такие беспроводные системы, как антенны, спутники и т. п.;63

• в противном случае, когда распространение программ, передава­емых в эфир, осуществляется иной организацией, нежели организа­ция их происхождения, оно во всех случаях представляет собой новое сообщение для всеобщего сведения и в силу принадлежащей автору монополии на использование должно осуществляться по специальному разрешению последнего и за надлежащее вознаграж­дение.

В данном случае речь фактически идет о производном использова­нии произведения, отличающемся от его передачи в эфир, ибо при этом налицо новая услуга, которая не предоставляется организацией проис­хождения и которая состоит в приеме передаваемых им радиоволн, их усилении, модуляции и распространении, что позволяет сообщать про­изведение в хороших условиях новой аудитории, которая в противном случае не имела бы возможности его принимать или принимала бы в очень плохих условиях.

Отсюда необходимость получить разрешение у автора и выпла­ты кабельным распространителем вознаграждения, которое не входит в то вознаграждение, которое было выплачено организацией проис­хождения и связано лишь с деятельностью этого последнего, а имен­но той деятельностью, которая предусмотрена договаривающимися сторонами.

Именно поэтому в вышеупомянутой ст. 11 bis 1 Бернской конвен­ции, после права на передачу в эфир с помощью любых беспроводных средств, прямо признается исключительное право авторов литературных и художественных произведений разрешать:

«Всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средства-

61 А. Дельгадо Поррас полагает, что неоправданно считать одним из случаев свобод­ного использования в интересах организаций происхождения повторную передачу или сообщение для всеобщего сведения по кабелю, осуществляемую организациями вещания в отношении распространяемых ими произведений (как это предусматривается в ст. 21 «Проекта типовых положений» ВОИС); он считает, что в ст. II bis 1.2 Бернской конвен­ции предусматривается косвенная охрана прав автора, позволяющая ему не только за­ключать с вещательной организацией договор об условиях распространения по кабелю переданного в з-фир произведения, но также прямо запрещать подобную форму исполь­зования (именно по этой причине он говорит о «косвенной охране распространения по кабелю программ, переданных в эфир самим распространителем»). См.: Delgado Porras 1990: 225—226.


180__________________ Авторское право и смежные права_____________________

ми беспроводной связи, повторно передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели пер­воначальная»64.

Можно выделить два вида распространения по кабельной сети:

• распространение программ, передаваемых в эфир;

• распространение собственных программ.

На начальном этапе распространение по кабелю имело целью ре­трансляцию программ, передаваемых в эфир. Затем стала развиваться передача различных программ, производимых кабельными распростра­нителями, не использующими вовсе или использующими лишь отдель­ные части программ, передаваемых в эфир. Эти программы именуются «собственными кабельными программами».

Под распространением по кабельной сети программ, передаваемых в эфир, понимается одновременная и полная ретрансляция по кабелю программы, сообщаемой с помощью передачи в эфир. Такая ретрансля­ция может касаться лишь части программы, но она тем не менее будет считаться полной, если осуществляется одновременно и содержит в неизмененном виде материалы программы, передаваемой в эфир (такие же по содержанию и без перерывов по времени).

Под распространением собственных кабельных программ подразу­мевается как распространение программ, созданных самим кабельным распространителем (даже если он использует часть программ, получа­емых из вещания в эфире), так и следующее:

• распространение «с задержкой» (не являющееся одновременным)
программ, получаемых из вещания в эфире, независимо от наличия
или отсутствия добавленного кабельным распространителем музы­
кального фона, текста или собственного субтитрового комментария
кабельного распространителя;

• одновременное распространение передаваемых в эфир программ,
подвергшихся переделке, например с использованием прямого дуб­
лирования произносимого изначально текста;

• любое другое распространение передаваемых в эфир программ,
осуществляемое с задержкой или с переделками по сравнению с
первоначальной передачей (если она не передается одновременно и
полностью).

Распространение программ с задержкой или с переделками (добав­лениями или изъятиями) служит основанием для применения исключи-

64 Данное положение применялось в решениях Федерального трибунала Швейца­рии от 20 января 1981 г. (Revue Internationale du droit d'auteur. № 111. P. 196) и or 20 мар­та 1984 г. (Ibid. № 123. P. 206), а также в решении Кассационного суда Бельгии от 25 июня 1982 г. (CISAC, document CJL/83/652; Rapport de la Commission juridiquc et de la legislation. Washington. 1983. Mai.). Австрия (ст. 17) и Великобритания (ст. 73.3 b), будучи членами Бернского союза, тем не менее придерживаются противоположной позиции.


___________________________ Содержание авторского права_____________________ Ш

тельных прав автора. В этой связи для распространения по кабелю про­грамм, передаваемых в эфир, недостаточно его простого разрешения; он (или его представитель) должен выдать лицензию, в которой это разре­шается специально. Для распространения с задержкой кабельный рас­пространитель фактически вынужден, по практическим соображениям, записывать программы в момент приема передачи с целью ее последу­ющего сообщения для всеобщего сведения, что влечет осуществление права на воспроизведение; что же касается модификаций первоначаль­ной передачи, то они подпадают под право на переделку и затрагивают личные неимущественные права автора.

ОСОБЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЕЩАНИЯ в гостиничных

НОМЕРАХ И ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСАХ

Вещание в гостиничных номерах: если гостиничное учреждение распо­лагает номерами с телевизорами, принимающими программы благода­ря его собственной кабельной сети, то оно занимается передачей сооб­щений для всеобщего сведения.

Такое вещание представляет собой акт интерпозиции между про­граммами, получаемыми посредством традиционного эфирного веща­ния, — или же с помощью спутника, используемого для эфирного веща­ния или распространения телепрограмм, — так как публика принимает программы не непосредственно, а с помощью повторной передачи в смысле п. 1 ст. 11 bis Бернской конвенции, в которой говорится следую­щее: «Авторы литературных и художественных произведений пользуют­ся исключительным правом разрешать:... 2) всякое публичное сообще­ние, будь то по проводам или средствами беспроводной связи, повтор­но передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществ­ляется иной организацией, нежели первоначальная; 3) публичное сооб­щение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображе­ния» (выделено автором).

Гостиничные номера представляют собой помещения, предназна­ченные для публики, хотя они и не являются общественными местами. Не являются таковыми и жилые дома, для которых предназначено рас­пространение программ по кабелю. Сообщение считается предназначен­ным для всеобщего сведения не только тогда, когда оно принимается в общественном месте, но и, как это имеет место в отношении лиц, про­живающих в гостинице, во всех случаях, когда передача распространя­ется при помощи посредника — гостиницы — в помещении, доступном для публики и для людей, не относящихся к узко семейному и частному кругу лиц.

Следует отметить, что, когда каждый гостиничный номер оборудо­ван телевизором с собственной антенной для приема программ, переда-


182___________________ Авторское право и смежные права_____________________

ваемых в эфир с помощью радиоволн без использования проводов, ве­щание именуется в таком случае «эфирным вещанием» в качестве одно­го из способов сообщения для всеобщего сведения65.

Жилые комплексы: распространение программ с помощью соб­ственной кабельной системы единого комплекса жилых помещений, находящихся по соседству друг с другом, также представляет собой сообщение для всеобщего сведения, осуществляемое иной организа­цией, нежели организация происхождения программ. Аналогичным образом обстоит дело и в тех случаях, когда несущие программы сиг­налы передаются в эфир непосредственно через фиксированную спутниковую службу (службу распространения или направленной передачи), то есть они предназначены для наземной станции, прини­маются мощной коллективной антенной и распространяются среди компонентов жилого комплекса или жилищ (городской комплекс, по­селение, город), которые в ином случае не могли бы принимать эти программы.

Тот факт, что передачи распространяются в частных жилищах, не меняет природы этого действия (сообщения для всеобщего сведения), ибо сами передачи организации происхождения программ также пред­назначены для частных жилищ (Antequera Parilli 1989); сюда также от­носятся те замечания, которые высказывались в отношении ретрансля­ции передач в гостиничных номерах посредством собственных кабель­ных систем, контролируемых гостиничным учреждением.

Бесплатное предоставление этой услуги никоим образом не меняет характера этого действия и не служит основанием для ограничений АП, а имеющиеся исключения, как будет видно ниже (см. п. 4.4), подчиняют­ся принципу numerus clausus и вследствие этого могут применяться лишь в случае, если они прямо предусмотрены законом.

4.3.2.5. Сообщение охраняемых произведений для всеобщего сведения с помощью средств телекоммуникации

Общественный доступ к базам данных с помощью средств телекомму­никации также понимается как сообщение для всеобщего сведения. В испанском законодательстве, например, в числе действий, представля­ющих собой сообщение для всеобщего сведения, упоминается обще­ственный доступ к электронным базам данных с помощью средств те­лекоммуникации в тех случаях, когда эти базы содержат или являются произведениями, охраняемыми АП (ст. 20.h).

65 См. п. 158 документа MPI ВСР/СЕЛ/3 от 18 октября 1991 г., опубл. в сборнике: Ledroit 1992:85.


___________________________ Содержание авторского права_____________________ 183

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.